РЫНОК ТРУДА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АННОТАЦИЯ


Арктический рынок труда теряет свою привлекательность. Растёт несоответствие между вкладом АЗРФ в экономику страны и условиями жизни и труда работников. В результате продолжают развиваться негативные демографические и миграционные процессы, обострились проблемы занятости. Для того, чтобы улучшить ситуацию с кадрами в Арктике, необходимо повысить цену труда и поднять условия жизни до среднероссийских. Эту задачу можно выполнить, если управленческие программы и планы развития Арктики будут содержать «человеческую составляющую».
Арктика в СССР ассоциировалась с напряжённым и высокооплачиваемым трудом, работа и жизнь там для жителей южных и центральных регионов с их низкими доходами была привлекательной. Для того, чтобы удержать приезжее население, действовала система стимулов, установленных центральным Правительством: северные льготы и районные коэффициенты к зарплате, регулярный северный завоз продуктов и товаров и т. п. И эти стимулы в сочетании с мерами централизованного планирования в значительной мере обеспечивали занятость и на производственных предприятиях, и в инфраструктуре. Учёт особенностей условий жизни населения в системе государственной собственности и государственного планирования производительных сил страны положительно влиял на миграционные процессы, что видно из увеличения влияния арктической экономики в развитии страны.

При переходе к рыночной экономике ситуация здесь значительно усложнилась. Привлекательность труда и быта на Севере снизилась, в том числе на фоне общего повышения уровня жизни в России в благополучные годы. Новые поколения граждан стали предъявлять более высокие требования к характеру занятости, качеству жизни.

В новой экономической реальности сохранение и даже усиление традиционного миграционного оттока населения стало одним из основных факторов, негативно влияющих на социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). На 1 января 2019 года численность населения АЗРФ составила 2 397 509 чел., тогда как в 2014 году там насчитывалось 2 400 580 чел. [1].

Одна из особенностей АЗРФ состоит в том, что на её территории сложились два совершенно различных типа хозяйствования: промышленная разработка недр и традиционные для коренного населения Крайнего Севера виды деятельности. К примеру, в Чукотском автономном округе 21,2% работников заняты добычей полезных ископаемых, тогда как сельским, лесным хозяйством, охотой, рыболовством и рыбоводством — 4,4%, причём это сфера приложения труда в основном коренных малочисленных народов. Ещё одна особенность структуры занятости — высокая доля численности в органах госуправления и обеспечения военной безопасности, намного превышающая число работающих в здравоохранении и социальных услугах (7,3%) [2].

В 2019 году среднесписочная численность работников в организациях, осуществляющих деятельность в Арктической зоне Российской Федерации (без субъектов малого предпринимательства) составляла 922,5 тыс. чел. [3]. По прогнозу Минвостокразвития, в Арктике в ближайшие 15 лет будет создано порядка 200 тыс. новых рабочих мест[4]. По мнению губернатора ЯНАО, одно рабочее место в Арктике формирует до 14 рабочих мест в стране [5].

Однако в настоящее время АЗРФ теряет рабочие места. По данным Рейтинга регионов от 14 апреля 2020 года по числу созданных рабочих мест [6] в течение последних трёх лет (2017- 2019 гг.) число рабочих мест сократилось (таблица 1).
Из данных таблицы следует, что в последние десять лет число рабочих мест на территории АЗРФ увеличивалось только в Ямало-Ненецком автономной округе, однако за последние три года и в этом округе ситуация ухудшилась. Заметно теряет рабочие места самая населённая территория АЗРФ — Мурманская область. Арктические территории покидают перспективные кадры: молодые и квалифицированные работники, и в составе населения увеличивается доля лиц старше трудоспособного возраста.

Понять причины происходящего можно из оценки отношения к труду самих работников. По данным Росстата, удовлетворённость работой занятых в Арктической зоне довольно высокая, практически совпадает с оценкой по РФ, а по отдельным показателям даже выше [7].

Однако, условия труда работники АЗРФ оценивают более отрицательно, чем в среднем по стране, возможно, в этом одна из причин оттока рабочей силы. Как тяжёлой, так и очень тяжёлой работу здесь считают 18% опрошенных (в РФ — 12,9%). В АЗРФ 23,3%
респондентов указали на воздействие вредных производственных факторов (в РФ — 16,9%), жалуются на холод, сырость 17,8% (в РФ — 12,1%). При этом в АЗРФ большее значение имеет поиск работы по специальности — 21,7% (в РФ доля таких лиц — 17,4%)[7].

В ближайшей перспективе регионы АЗРФ продолжат испытывать дефицит кадров необходимой квалификации. Рабочую силу по-прежнему придётся привлекать в Арктику со всей страны, в том числе для работы вахтовым методом. Теперь к решению этой задачи подключилось Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике (АРЧК), которое определит потребность в кадрах для инвестиционных проектов, будет подбирать и привлекать специалистов, а также займётся поддержкой деятельности коренных народов Севера. Для привлечения работников практикуется, в частности, такая схема: предприятие объявляет набор на профессиональное обучение по рабочим специальностям с последующим трудоустройством, во время которого обучающие в соответствии с договором получают стипендию, место в общежитии и др. После обучения работник обязан определённый период отработать на предприятии.

Необходимо пересмотреть гарантии и компенсации для лиц работающих и проживающих на территории АЗРФ, повысить цену труда. При принятии решений следует использовать зарубежный опыт, и в частности, Аляски (освобождение населения от налогов, получение жителями дивидендов от продажи нефти), Гренландии (право каждого жителя на получение бесплатного высшего образования, достойная инфраструктура и др.). На наш взгляд, в арктических регионах положительный результат может дать введение элементов системы выплаты безусловного базового дохода.

При том, что в АЗРФ экстремальные условия жизни и труда, эти территории отстают по показателям качества жизни населения. В частности, недостаточна обеспеченность жильём, низкий уровень развития социальной и транспортной инфраструктуры, не развиты услуги профессионального образования, хотя, судя по опросам, работники хотели бы повысить свою квалификацию. Отстаёт и медицинское обслуживание, у которого, безусловно, есть особенности по сравнению с европейской частью России, сложно с выездом на санаторно-курортный отдых, остро стоит вопрос о судьбе пенсионеров. Продолжительность жизни населения Арктической зоны в среднем примерно на 7 лет меньше, чем жителей остальных регионов РФ.

Все эти проблемы пытаются традиционно компенсировать повышенной зарплатой. Как известно, размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в АЗРФ выше, чем в среднем по Российской Федерации (в 2019 г. в Чукотском автономном округе — 106,8 тыс. руб., в ЯНАО — 100,4 тыс. руб., в Ненецком автономном округе — 86,8 тыс. руб., в Мурманской области — 63,1 тыс. руб.) [8]. Однако за средним уровнем заработной платы скрываются большие различия, увеличивается доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. К тому же уменьшается разница между оплатой труда на Севере по сравнению с Центром России, что не в последнюю очередь сказывается на миграционном оттоке [9].

Уровень безработицы в Арктике превышает среднероссийский. На фоне общей безработицы в АЗРФ недостаёт работников социальной сферы (врачи, учителя), квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в строительстве, на транспорте, судоремонте, в горнодобывающей и нефтегазовой отраслях, топливно-энергетическом комплексе и др. Причём ситуация с безработицей различна по отдельным территориям. Если в среднем по Российской Федерации в 2019 году безработица составляла 4,4%, то в ЯНАО, где реализуются крупные проекты — 1,8%, в Чукотском автономном округе — 5,0%, в Мурманской области — 5,5%, в Ненецком автономном округе — 8,0% [8]. Особенно сложная ситуация складывается в сельских районах.

Нетрудно предположить, что в текущем году проблемы у бизнеса приведут к сокращениям работников и росту числа безработных в АЗРФ в зависимости от уровня государственной поддержки предпринимателей. Пока же планы пессимистичны — в ближайшие полгода 27% российских компаний планируют снизить зарплаты своим сотрудникам, 37% думают о сокращении персонала (по данным сервиса hh.ru в ходе ежеквартального исследования «Настроения работодателей» [10]).

Для арктической экономики характерны крупные предприятия тяжёлой промышленности, нередко формирующие монопоселения, неразвитость обрабатывающей отрасли, где могло бы работать женское население, которому сейчас трудно найти занятие. Не развито малое и среднее предпринимательство (МСП), способствующее развитию собственного производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия, сферы обслуживания. Доля работников малых и микропредприятий в общей численности рабочей силы составляет от 7,6% в Чукотском автономном округе до 10,6% в Мурманской области. В рейтинге регионов 2019 по вовлечённости населения в малый бизнес арктические регионы занимают 64-68 место, что можно объяснить привлекательностью высоких зарплат крупного добывающего бизнеса . И это понятно, в условиях Арктики (низкие температуры, полярная ночь, транспортные проблемы, повышенный уровень затрат на производство, «северные выплаты», оплата проезда в отпуск в центральные районы страны, сложности сбыта продукции др.) риски ведения малого бизнеса возрастают.

Вместе с тем, c активизацией в стране проблем социального предпринимательства, в ЯНАО началась работа по его развитию. Департамент экономики ЯНАО и фонд «Наше будущее» в апреле 2019 года утвердили план совместной работы по развитию социального предпринимательства и поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в округе.

Для стимулирования экономической активности «арктических» предпринимателей (число индивидуальных предпринимателей по Арктической зоне Российской Федерации на 01.01.2020 года по данным Росстата составило 63625 человек, в 2019 году — 64137 чел.) необходимо вводить меры налогового стимулирования, развивать кооперацию, государственно-частное партнёрство. Господдержка особенно важна в настоящее время, когда в условиях пандемии коронавируса многие предприятия столкнулись с существенными ограничениями в работе, что может привести к их банкротству.

Кроме того, необходима программа господдержки экономической занятости коренных малочисленных народов Севера. Важнейшее направление — развитие северного оленеводства, которое сегодня в АЗРФ переживает упадок в связи с промышленным освоением территорий. Следует также шире использовать лучшие отечественные и зарубежные практики сочетания традиционной для коренного населения занятости с работой в других сферах экономики.

Перспективным направлением занятости в арктических регионах может стать туризм - экологический, круизный, экстремальный, оздоровительный. По данным Минвостокразвития, в 2019 году АЗРФ посетили 1,17 млн. туристов, что на 5% больше 2018 года. Для дальнейшего привлечения туристов необходимо развивать туристическую инфраструктуру, дороги, воздушный и водный транспорт, создать комфортные условия для бизнеса, содействовать снижению цен на путевки.

Ныне Минвостокразвития России подготовило предложения по повышению качества жизни в Арктике до среднероссийского уровня. Их реализация оценивается в 339 миллиардов рублей [4]. Источником финансирования могут стать налоговые поступления от новых проектов резидентов Арктической зоны.

Большие надежды по ускоренному развитию экономики и социальной сферы арктических территорий возлагались на госпрограмму «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ». Однако, прорыва не произошло. Счётная палата РФ в своих заключениях неоднократно отмечала низкий уровень исполнения госпрограммы развития Арктики. По состоянию на 1 сентября 2019 года он составил 29,9%.

В настоящее время Минвостокразвития России осуществляет подготовку новой редакции госпрограммы развития Арктики. Однако, в заключении Счетной палаты отмечается, что проект паспорта в новой редакции госпрограммы сформирован без учёта комплексного подхода, а планирование конкретных мероприятий по развитию Арктики и их финансового обеспечения представляется непоследовательным при отсутствии сформированной системы документов стратегического планирования.


Выводы


До настоящего времени условия для комплексного и ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны не созданы. Более того, обострились кадровые проблемы, продолжают развиваться негативные демографические и миграционные процессы. Слабо развивается социальная сфера, растёт несоответствие между вкладом АЗРФ в экономику страны и условиями жизни и труда работников.

Необходим реальный поворот к сохранению и развитию человеческого капитала, активизация внешних и внутренних источников развития экономики Арктики. Требуется развивать научные исследования по Арктической зоне, расширить статистику, с тем, чтобы поднять обоснованность управленческих решений. Задачей является создание системы опережающей подготовки кадров для реализации инвестиционных проектов, введение госзаказа на требуемые профессии. Рационально усилить меры, мотивирующие молодых специалистов к трудоустройству в арктических регионах, включая обеспечение жильём, возможность профессионального роста, получение выплат стимулирующего характера для работников. В особой поддержке государства нуждается средний и малый бизнес (сокращение налогов и сборов, отмена страховых взносов на районные коэффициенты к заработной плате и пр.). Любые управленческие программы и планы развития Арктики должны обязательно содержать «человеческую составляющую» — поддержку желания населения постоянно жить и трудиться на этих территориях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Оценка численности постоянного населения сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации на 1 января 2019 г. Росстат, gks.ru
2.  Чукотский автономный округ в цифрах. 2019: Крат. стат. сб. /Хабаровскстат, г. Хабаровск, 2019 г. 109 с.
3.  Среднесписочная численность работников в организациях, осуществляющих деятельность в Арктической зоне Российской Федерации. Росстат,gks.ru
4.  Минвостокразвития: в Арктике в течение 15 лет будет создано порядка 200 тыс. рабочих мест. Санкт-Петербург, 5 декабря 2019. ТАСС.
5.  Рабочие руки в Арктике: почему регионы поддерживают введение госзаказа на профессии. tass.ru›Общество›4317999
6.  Рейтинг регионов по числу созданных рабочих мест — 2020. РИА Рейтинг, 14 апреля 2020 г. , riarating.ru›Инфографика›20200414/630165163.html
7. Комплексное наблюдение условий жизни населения. Росстат, gks.ru›free_ doc/new_site/KOUZ18/index.html
8.  Аналитический бюллетень. Социально-экономическое положение регионов РФ. Выпуск № 37. Итоги 2019 г. , РИА Рейтинг, 63 с.
9.  Гильтман М. А. Занятость на Севере России: анализ на основе микроданных. Журнал Новой экономической ассоциации. 2017 г. , № 3 (35), 103-124
10.  Трудовые осложнения: четверть компаний планируют снижать зарплаты. iz.ru›…ivushkina/trudovye…chetvert…planiruiut…
LABOR MARKET IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

ABSTRACT


The Arctic labor market is losing its appeal. There is a growing discrepancy between the contribution of the AZRF to the country's economy and the living and working conditions of workers. As a result, negative demographic and migration processes continue to develop, and personnel problems have worsened. In order to improve the situation with personnel in the Arctic, it is necessary to raise the price of labor, to raise living conditions to the average Russian. Any management programs and plans for the development of the Arctic should contain a "human component."