Региональный потенциал Санкт-Петербурга в освоении Арктики

Ключевые слова

АННОТАЦИЯ


В исследовании рассматривается спектр вопросов, посвящённых эффективному использованию потенциала Санкт-Петербурга в вопросах развития арктических проектов. Приведён всесторонний анализ состояния промышленного комплекса Санкт-Петербурга, и дана объективная оценка перспектив участия организаций Санкт-Петербурга в проектах по освоению Арктики. Уделено значительное внимание формированию организационно-экономических механизмов использования промышленного потенциала предприятий города при реализации нефтегазовых и крупных промышленных проектов на территории новых добывающих регионов в Арктике.
Промышленный потенциал Санкт-Петербурга в контексте развития арктических проектов

В настоящее время арктический континентальный шельф России рассматривается как ключевое звено экономики в связи с колоссальными запасами углеводородных ресурсов, промышленное освоение которых позволит компенсировать падение добычи нефти и газа в старых нефтегазодобывающих центрах страны. Мировой опыт реализации нефтегазовых проектов показывает, что освоение арктических месторождений способно дать значительный экономический мультипликативный эффект.

По оценкам экспертов, Арктический шельф содержит до 25 % всех углеводородов на планете. Примечательно, что согласно прогнозам ряда авторитетных энергетических агентств, 60 % планируемой добычи нефти и газа в 2035 году будет осуществляться из месторождений, которых ещё нет на карте. [1]

Арктический континентальный шельф России является одной из самых привлекательных и перспективных территорий с точки зрения потенциала добычи углеводородов. Ресурсы шельфа России оцениваются в 130 млрд тонн условного топлива (т. у. т.). Это приблизительные оценки. [1]

При этом если работа на шельфе Арктики —это действительно новая страница в истории российских энергетических компаний, то работа в Арктике для России — это, без сомнений, деятельность в традиционной и привычной среде обитания, которая уже доказала свою эффективность.

2/3 территории РФ — это территории с вечной мерзлотой. Не так давно в России был принят закон, официально определивший статус субъектов, являющихся арктическими. Сегодня на территории Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) производится до 15 % валового внутреннего продукта страны и около 25 % экспорта.

Промышленный потенциал Санкт-Петербурга в вопросах реализации нефтегазовых проектов на арктическом шельфе трудно переоценить. Особенность региона заключается в относительной географической близости к разведанным месторождениям углеводородного сырья, здесь расположены крупнейшие промышленные и судоремонтные предприятия, научно-исследовательские и образовательные учреждения.


Всё это дополняется очевидными конкурентоспособными преимуществами порта Санкт-Петербург, которые превращают субъект не только в перспективную промышленную и научную базу освоения арктического шельфа, но и один из важнейших транспортных узлов России.

Начало освоения шельфа арктических морей и наращивание объёмов транспортировки нефти неизбежно приведут к тому, что Санкт-Петербург станет промышленной базой будущих проектов по добыче нефтегазовых ресурсов региона, что даст импульс развитию промышленных предприятий Северо-Запада. Можно утверждать, что Санкт-Петербург сегодня имеет такое же стратегическое значение для российской экономики в вопросах освоения углеводородных ресурсов Арктического шельфа, как норвежский порт Ставангер и шотландский Абердин в начале нефтяной добычи на шельфе Северного моря более 40 лет назад.


Санкт-Петербург имеет значительное количество производственных фондов, находящихся в ведении оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В силу объективных причин, сложившихся в ходе периода реформ, а также выполнения большей части государственной программы перевооружения, многие предприятия ОПК сегодня не загружены заказами на 100 %, готовы к диверсификации своей хозяйственной деятельности и выходу на высокотехнологичный нефтегазовый рынок.


Так, на территории Санкт-Петербурга в советское время были созданы предприятия для строительства, ремонта и модернизации боевых кораблей и подводных лодок Северного флота, обладающие уникальными основными фондами. Часть производственных мощностей этих организаций может быть переориентирована на выпуск оборудования для нефтегазового комплекса. Особенно актуально вовлечение предприятий ОПК выглядит в вопросах качества выполнения сварочных работ, обработки металлоконструкций, а также опыта и знаний персонала.


Санкт-Петербург в силу выгодного географического положения, природных богатств, развитой инфраструктуры и мощной энергетической системы уже сейчас является регионом, стоящим в центре деловых интересов российских и зарубежных нефтегазовых компаний, реализующих крупные международные проекты. Сегодня в Санкт-Петербурге расположена штаб-квартира крупнейшего газового холдинга ПАО «Газпром», а также головные офисы практически всех его дочерних обществ.

Наличие в регионе учреждений фундаментальной и прикладной науки создаёт предпосылки для ускоренного экономического роста реального сектора экономики и перехода к технологическому развитию и производству инновационных видов продукции.


Перспективы освоения разведанных на арктическом шельфе месторождений углеводородного сырья и создания производственной инфраструктуры на территории Санкт-Петербурга открывают дополнительные возможности для сервисных компаний в вопросах привлечения предприятий — поставщиков продукции, товаров и услуг.


Ниже приведён SWOT-анализ состояния промышленного комплекса Санкт-Петербурга, позволяющий дать всестороннюю оценку перспектив участия предприятий в арктических проектах.
Несмотря на существующие слабые стороны и угрозы, практически во всех вариантах освоения углеводородных месторождений шельфа арктических морей Санкт-Петербург является базовым регионом для выполнения широкого спектра работ.

Рассмотрим возможные сферы применения промышленного и научного потенциала Санкт-Петербурга при реализации арктических проектов.


Арктическая логистика и транспорт


Санкт-Петербург является местом базирования торгового флота, располагая мощной портовой инфраструктурой. Город с его научным, промышленным и инновационным потенциалом, а также развитой транспортной инфраструктурой и портовыми мощностями играет важную роль в развитии Северного морского пути.

Порт Санкт-Петербург способен принимать грузовые суда, такие как контейнеровоз «Севморпуть», и обеспечивать высокую скорость работы с грузами. Использование возможностей порта Санкт-Петербург для организации перевозок может позволить существенно нарастить мощности Северного морского пути и сократить сроки поставок грузов на Запад. С учётом развитой транспортной инфраструктуры и складских мощностей Санкт-Петербург может играть роль транспортного хаба, в котором будут консолидироваться различные партии грузов из регионов страны для дальнейшей отправки по Северному морскому пути. В настоящий момент ведётся работа над задачей обеспечения обратной загрузки кораблей, следующих из Санкт-Петербурга на Дальний Восток.

Морской многофункциональный перегрузочный комплекс «Бронка» и Логистический кластер Северо-Запада России при поддержке правительства Санкт-Петербурга подписали (15.10.2020) соглашение о сотрудничестве по реализации проекта «Агрегатор грузооборота Северного морского пути», который будет способствовать не только перенаправлению грузовых потоков через Санкт-Петербург, но и созданию благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства и увеличения импортного, экспортного и транзитного грузооборота с Европой и Азией. [3]

Санкт-Петербург принимает участие в реализации Государственной программы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» (Утверждена постановлением Правительства России от 31 марта 2017 года № 374), в рамках которой будет построено более 20 судов.

Судостроительные компании Санкт-Петербурга — профессионалы с уникальным опытом успешного освоения арктического региона, производства гражданских судов различного назначения, создания морских технических средств для освоения океана и его шельфа, включая Арктическую зону и Северный морской путь, развития судоходства на внутренних водных путях, модернизации рыбопромыслового и специализированного флота, обновления парка портовой техники.

С цифрами роста промышленного производства за последние два года, значительно опережающими по ряду отраслей общероссийские показатели, с ориентацией на поддержку технической модернизации верфей и внедрение инновационных технологий Санкт-Петербург остаётся наиболее привлекательной площадкой для развития бизнеса в сфере судостроения. За 2018–2019 годы в Санкт-Петербурге отгружено продукции в судостроении на сумму более 300 млрд рублей — это в очередной раз подтверждает, что город на Неве является столицей судостроения, важнейшим центром освоения и развития Арктики. [3]

Санкт-Петербург способен играть значительную роль в развитии авиационного сообщения в Арктической зоне Российской Федерации. Город обладает существенным промышленным, инфраструктурным и образовательным потенциалом для сотрудничества в сфере авиации с российскими арктическими регионами, которые остро нуждаются в высококачественных современных летательных аппаратах.

Всего в 2019 году в Санкт-Петербурге произведено транспортных средств и оборудования (включая авиастроение) на 112 млрд рублей. Рост количества арктических проектов этой отрасли даст дополнительные рабочие места для жителей города и повышение бюджетных доходов.

Продвижение петербургских авиастроительных компаний на рынках АЗРФ будет способствовать повышению информированности граждан и компаний Арктики о смежных товарах и услугах, производимых Санкт-Петербургом.

Потребности Арктики в авиационной технике постоянно расширяются, так как разрабатываются новые месторождения, осваиваются новые территории, что требует соответствующего расширения парка воздушных судов. Авиация также важна и для развития Северного морского пути — воздушное сообщение обеспечивает транспортную связь с удалёнными портами и объектами инфраструктуры. Например, в рамках развития Северного морского пути в ближайшее время предполагается разработать и предоставить Правительству РФ предложения по созданию новой модели вертолёта, способного приземляться на площадках арктических ледоколов.

Важность развития авиации для нужд арктического региона подчёркивается в Указе Президента «Об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». Одной из задач в сфере социального развития Арктики является обеспечение круглогодичных магистральных, межрегиональных и местных (региональных) авиаперевозок по доступным ценам. Авиационный потенциал Санкт-Петербурга играет особо важную роль в реализации данной задачи: в городе сосредоточено большое количество производственных и образовательных организаций авиационной направленности.
Освоение углеводородных месторождений


Выгодное географическое положение и развитая инфраструктура делают Санкт-Петербург привлекательной площадкой для размещения предприятий материально-технического снабжения буровых работ, эксплуатации месторождений, транспортировки нефти, газа и газового конденсата, монтажа и ремонта платформ и оборудования, обслуживания флота и социального обеспечения с использованием существующих производственных мощностей и трудовых ресурсов.

На начальном этапе реализации нефтегазовых проектов в Арктике региональные предприятия готовы выполнять буровзрывные работы, дробление, перемещение скальных пород, намыв песка, строительство подъездных и внутриобъектовых автомобильных дорог, возведение причалов, проведение всех электромонтажных работ для временного энергоснабжения на период строительства, устройство сетей и коммуникаций под временные и постоянные здания и сооружения. Судоремонтные предприятия области способны выполнять сборку металлоконструкций, строительство плавпричалов, ремонт судов, занятых в работах по обустройству месторождения.

Кроме того, на первых этапах освоения месторождений многое из необходимого для реализации проектов может быть представлено российскими, в том числе региональными компаниями Санкт-Петербурга: от газотурбинных установок, труб, стали до гвоздей. Могут быть задействованы мощности региональных компаний при проведении изысканий, буровых работ, оказании транспортных услуг, в том числе судоходными компаниями. Весьма перспективным является использование для нужд проектов высокопроизводительной портовой инфраструктуры.

Перспективный фронт работ вырисовывается также для сервисных предприятий региона. Предстоит обеспечить размещение тысяч сотрудников с полным спектром услуг: питание, бытовые услуги и т. д.

В Санкт-Петербурге самой доходной является отрасль, занимающаяся переработкой добытой нефти. В 2019 году этой отраслью было произведено продукции на 519,7 млрд рублей, что составляет 21 % от общего объёма выпуска обрабатывающей промышленности города. Зарплата занятых в данной отрасли значительно выше средней по Санкт-Петербургу. [3]
Санкт-Петербург обладает высоким и уникальным потенциалом в сфере недропользования и гидрографии арктических территорий. В городе работают производственные и научно-исследовательские организации, способные выпускать оборудование и проводить полевые исследования на высоком профессиональном мировом уровне. Многие организации Санкт-Петербурга работают в этой сфере десятки лет, имеют научные связи с международными институтами и лабораториями, что позволяет им эффективно и динамично развиваться, в том числе проводя работы для нужд Арктической зоны Российской Федерации.

В целях ускоренного развития инфраструктурного обустройства минерально-сырьевых центров, логистически связанных с Северным морским путем, в Санкт-Петербурге регулярно организуются экспозиции с презентацией продукции предприятий Санкт-Петербурга, обладающих арктическими компетенциями. В 2020 году в целях расширения участия инвесторов в реализации инвестиционных проектов на арктическом шельфе, была впервые проведена деловая миссия Санкт-Петербурга в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, направленная на развитие межрегионального сотрудничества предприятий и организаций Санкт-Петербурга и АЗРФ в сфере освоения арктического шельфа, добычи нефти и газа. По итогам поездки было заключено 5 соглашений о сотрудничестве с арктическими регионами. [3]
Освоение углеводородных месторождений


Выгодное географическое положение и развитая инфраструктура делают Санкт-Петербург привлекательной площадкой для размещения предприятий материально-технического снабжения буровых работ, эксплуатации месторождений, транспортировки нефти, газа и газового конденсата, монтажа и ремонта платформ и оборудования, обслуживания флота и социального обеспечения с использованием существующих производственных мощностей и трудовых ресурсов.

На начальном этапе реализации нефтегазовых проектов в Арктике региональные предприятия готовы выполнять буровзрывные работы, дробление, перемещение скальных пород, намыв песка, строительство подъездных и внутриобъектовых автомобильных дорог, возведение причалов, проведение всех электромонтажных работ для временного энергоснабжения на период строительства, устройство сетей и коммуникаций под временные и постоянные здания и сооружения. Судоремонтные предприятия области способны выполнять сборку металлоконструкций, строительство плавпричалов, ремонт судов, занятых в работах по обустройству месторождения.

Кроме того, на первых этапах освоения месторождений многое из необходимого для реализации проектов может быть представлено российскими, в том числе региональными компаниями Санкт-Петербурга: от газотурбинных установок, труб, стали до гвоздей. Могут быть задействованы мощности региональных компаний при проведении изысканий, буровых работ, оказании транспортных услуг, в том числе судоходными компаниями. Весьма перспективным является использование для нужд проектов высокопроизводительной портовой инфраструктуры.

Перспективный фронт работ вырисовывается также для сервисных предприятий региона. Предстоит обеспечить размещение тысяч сотрудников с полным спектром услуг: питание, бытовые услуги и т. д.

В Санкт-Петербурге самой доходной является отрасль, занимающаяся переработкой добытой нефти. В 2019 году этой отраслью было произведено продукции на 519,7 млрд рублей, что составляет 21 % от общего объёма выпуска обрабатывающей промышленности города. Зарплата занятых в данной отрасли значительно выше средней по Санкт-Петербургу. [3]
Санкт-Петербург обладает высоким и уникальным потенциалом в сфере недропользования и гидрографии арктических территорий. В городе работают производственные и научно-исследовательские организации, способные выпускать оборудование и проводить полевые исследования на высоком профессиональном мировом уровне. Многие организации Санкт-Петербурга работают в этой сфере десятки лет, имеют научные связи с международными институтами и лабораториями, что позволяет им эффективно и динамично развиваться, в том числе проводя работы для нужд Арктической зоны Российской Федерации.

В целях ускоренного развития инфраструктурного обустройства минерально-сырьевых центров, логистически связанных с Северным морским путем, в Санкт-Петербурге регулярно организуются экспозиции с презентацией продукции предприятий Санкт-Петербурга, обладающих арктическими компетенциями. В 2020 году в целях расширения участия инвесторов в реализации инвестиционных проектов на арктическом шельфе, была впервые проведена деловая миссия Санкт-Петербурга в г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, направленная на развитие межрегионального сотрудничества предприятий и организаций Санкт-Петербурга и АЗРФ в сфере освоения арктического шельфа, добычи нефти и газа. По итогам поездки было заключено 5 соглашений о сотрудничестве с арктическими регионами. [3]
Связанность территорий РФ и арктический туризм



Основной задачей, с которой сталкиваются туроператоры, является труднодоступность точек старта арктических туристских маршрутов. Роль Санкт-Петербурга в преодолении этой проблемы значительна. Будучи крупнейшим транспортным хабом Северо-Запада России, Санкт-Петербург имеет возможность стать удобной отправной точкой для путешественников из Европы, южных и западных регионов России. Помимо транспортной, город имеет высокоразвитую туристскую инфраструктуру, что может сделать его интересным пунктом начала туристских туров по Российской Арктике.

Развитие арктического туризма в Санкт-Петербурге вошло в число основных предложений от города в Стратегию развития Арктической зоны, утверждённую Президентом Российской Федерации в конце октября этого года. К 2023 году Санкт-Петербург планирует запустить 5 туристских маршрутов арктической направленности.

Прирост туристской отрасли на 10 % за счёт развития арктического туризма может дать экономике Санкт-Петербурга дополнительно порядка 37 млрд рублей ежегодно. [3]
Наука и образование


Санкт-Петербург — один из крупнейших научно-образовательных центров России, где сосредоточено более 10 % научного потенциала страны, который составляют более 300 научных организаций, в числе которых более 65 организаций Российской академии наук и других государственных академий, 10 государственных научных центров, более 170 образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. Кадровый потенциал науки и профессионального образования Санкт-Петербурга составляет более 186 тысяч работников, включая 8 тысяч докторов наук и более 25 тысяч кандидатов наук.

В настоящее время система профессионального образования Санкт-Петербурга представлена образовательными организациями разных форм собственности и разного ведомственного подчинения двух уровней профессионального образования: высшего и среднего профессионального, а также научными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования (подготовка кадров высшей квалификации).

По состоянию на 01.10.2018 система высшего образования включает 43 государственных гражданских вуза и 1 научную организацию, реализующие программы высшего образования, а также 29 негосударственных организаций, реализующих программы высшего образования.

Система среднего профессионального образования включает 118 образовательных организаций, из них — 81 государственная профессиональная образовательная организация, а также 31 структурное подразделение в образовательных организациях высшего образования и 6 подразделений негосударственных вузов, осуществляющих подготовку специа
Всё вышеизложенное свидетельствует об уникальном научном и культурном арктическом потенциале Санкт-Петербурга. Организации города способны проводить исследования во всех важных для развития территорий Арктической зоны Российской Федерации сферах.

Предприятиями и организациями накоплены богатейшие ресурсы и технологии, эффективное применение которых позволит решить многие проблемы Арктики, обеспечить северные территории уникальным оборудованием и методиками работы.

Санкт-Петербург на протяжении 20-21 веков является флагманом решения задач освоения Арктики. Развитие сотрудничества Санкт-Петербурга с арктическими регионами может приносить 10–15 млрд рублей в год (примерно 10 % от нынешних внутренних затрат на научные исследования и разработки в городе) за счёт выполнения научными организациями различных подрядных исследовательских и проектных работ для нужд компаний, работающих в АЗРФ. [3]
Экономические перспективы вовлечения региональной промышленности Санкт-Петербурга в арктические проекты


Когда упоминаются нефть и газ, большинство людей думает о больших корпорациях, но немногие знают, что в работе на шельфе участвуют и мелкие компании. Многие компании, работающие в сфере услуг и снабжения, и играющие большую роль на шельфе, относятся к предприятиям малого бизнеса. В семи из десяти таких компаний работает менее 10 сотрудников. [4]

Опыт ведущих нефтегазовых держав, в частности Норвегии, показывает, что при освоении прибрежного шельфа нефтегазовый сектор открывает большие возможности для развития региональной промышленности, создания новых рабочих мест и роста уровня жизни. Так, один из мировых лидеров в освоении морских месторождений — норвежская компания Equinor ASA (ранее — Statoil ASA), с момента её создания стала активно вовлекать местный бизнес в процессы реализации крупномасштабных проектов по освоению месторождений нефти и газа у берегов Норвегии. Это способствовало ускорению социально-экономического развития территорий, в пределах которых действовала данная компания. [5]

Из мировой практики известно, что при реализации крупных нефтегазовых проектов до 80 % работ приходится на долю поставщиков для нефтегазовой промышленности. Такими поставщиками являются сервисные компании, крупные металлообрабатывающие, строительные, транспортные и другие поставщики оборудования и материалов, металлоконструкций, а также научные и образовательные учреждения, являющиеся представителями различных отраслей промышленности в целом.


Важно, что именно в промышленности создаётся основной объём валового внутреннего продукта, а также важен факт того, что именно промышленность определяет технический уровень других отраслей народного хозяйства и социальной сферы, и следовательно положительная динамика промышленности предопределяет состояние общественного развития региона.


Борьба за получение заказов от нефтегазовой промышленности будет способствовать ускорению темпов развития и модернизации технологической базы предприятий, повышению на этой основе качества и конкурентоспособности продукции, что, в свою очередь, позволит обеспечить ресурсные возможности для дальнейшего технологического развития и экономического роста региональных предприятий.

Участие предприятий Санкт-Петербурга в арктических проектах сможет оживить общеэкономическую конъюнктуру большинства отраслей города, и прежде всего промышленности, строительного и транспортного сектора. Реализация нефтегазовых проектов способна вовлечь в работу ключевые отрасли промышленности, являющиеся смежными в межотраслевых технологических цепочках, ускоренное развитие которых явится локомотивом для смежных отраслей, то есть будет стимулировать развитие своих поставщиков и т. д.
Данное обстоятельство приведёт к тому, что на определённом временном этапе начнут действовать мультипликативные эффекты, своего рода самовозбуждение экономического роста. В сущности, речь идёт о стимулировании раскручивания восходящей спирали производственного, а впоследствии на его основе инвестиционного и потребительского спросов. Согласно результатам многих научных исследований, именно внутренний спрос является главным и наиболее надёжным двигателем экономического и социального прогрессов.


Нефтегазовая промышленность способна обеспечить загрузку сотням предприятий смежных отраслей и в настоящее время имеет исключительное экономическое и социальное значение, предопределяя занятость населения, оперативность экономических связей, укрепление межрегиональных отношений, а также повышение налогооблагаемой базы. Наращивание производства в смежных отраслях промышленности будет способствовать росту спроса на продукцию этих отраслей через цепочки технологических связей и тем самым формировать у них дополнительные ресурсы.

Степень развития сопряжённых отраслей характеризуется так называемым показателем мультипликации. Для развитых стран величина мультипликатора составляет: Норвегия — 1,6-1,7; Австралия — 1,8-2,4; США — 2,1. Расчёты показывают, что для России «нефтегазовый» мультипликатор равен 1,9 и соответствует уровню других нефтедобывающих промышленно развитых стран.

Примечательно, что по некоторым данным, в проекте освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения доходы российской стороны по «машиностроительной» линии (через размещение заказов у российских подрядчиков, перевозчиков и т. д.) могут вдвое превысить аналогичные её доходы по «газовой» линии. Максимальная загрузка мощностей и увеличение объёмов производства позволит основной массе региональных предприятий полноценно восстановить экономическую ситуацию, наладить финансовое хозяйство, рассчитаться с кредиторами и наращивать собственные инвестиционные возможности.
В общем виде социально-экономические эффекты для Санкт-Петербурга при освоении углеводородных месторождений выглядят так (рис. 2):

Рисунок 2.
Возможные эффекты для Санкт-Петербурга при участии в арктических проектах

С перемещением сырьевой базы нефтегазодобычи на шельф арктических морей возникает растущий спрос на наукоёмкую, высокотехнологичную продукцию обрабатывающих отраслей промышленности.

Разработка месторождений Арктических морей создаёт благоприятные условия для формирования промышленного кластера обеспечения на территории Санкт-Петербурга.


Организационно-экономические механизмы использования промышленного потенциала Санкт-Петербурга при реализации арктических проектов


Для успешного использования промышленного потенциала города в процессе реализации арктических проектов региональным компаниям необходимо отвечать ряду серьёзных требований.

При проведении тендеров будут учтены технические ресурсы, репутация, производственные показатели, наличие опыта, выполнение аналогичных видов работ ранее, наличие ресурсов для проведения работ, используемые технологии, финансовое положение, возможность приобретение полиса в страховой компании, показатели качества работ, охраны окружающей среды, структура и организация, наличие необходимого оборудования, стоимость и сроки выполнения заказов, кредитоспособность компании.

Важно отметить, что работа в нефтегазовом секторе в Арктике является новым видом деятельности для региональных предприятий. Несмотря на имеющийся высокий интеллектуальный и промышленный потенциал, местные предприятия нуждаются в значительном повышении уровня их компетенции в области международных требований к качеству выпускаемой продукции и оказываемых услуг, системы охраны труда, защиты окружающей среды, участия в реализации нефтегазовых проектов в роли поставщиков и т. д.
Сегодня участие поставщиков в нефтегазовых проектах определяется по результатам тендеров, в которых участвуют зарубежные компании, уже имеющие значительный опыт при выполнении подобных видов работ. Данное обстоятельство обусловливает значительные трудности конкурентной борьбы российских поставщиков с зарубежными фирмами без внешней помощи.

Для эффективной и безопасной реализации арктических проектов, необходимо наличие протекционистской политики государства в отношении всех предприятий города и их взаимная интеграция как для повышения собственной прибыли, так и для решения задач, стоящих в рамках освоения Арктической зоны РФ.

Одним из наиболее эффективных механизмов взаимодействия государства и предприятий нефтегазового комплекса может выступать создание промышленных кластеров, ассоциаций производственного типа или иных объединений и союзов, основанных на взаимной экономической интеграции интересов. В современной экономической литературе под кластером понимается сеть независимых производственных и/или сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости. [1]

Создание подобного рода структур является одним из наиболее эффективных инструментов гармонизации взаимоотношений между государством и частным бизнесом. Подобные организации являются формой поддержки компаний всех уровней, в значительной мере способствуя повышению эффективности работы, жизненного уровня населения, конкурентоспособности продукции, достижения финансовой стабильности, продвижения на международные рынки отечественных компаний, а также соответствия качеству производимой продукции до стандартов мирового уровня.

Важно отметить, что крупным интегрированным структурам гораздо проще отстаивать свои интересы при взаимодействии с государственными структурами. Субъектом лоббирования на федеральном уровне не может быть отдельный мелкий или средний предприниматель. Лоббирование есть, прежде всего, сфера деятельности союзов и объединений предпринимателей, промышленных предприятий, а также крупных хозяйственных структур. Мировой опыт свидетельствует о том, что большинство прогрессивных промышленных компаний в развитых странах стремятся к консолидации экономической деятельности.

Примером может служить создание для реализации норвежского проекта «Сновит» специальной Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Петро Арктик». В настоящее время Ассоциация «Петро Арктик» включает более 400 компаний-поставщиков, охватывающих широкий спектр товаров и услуг. Ассоциация предлагала свои услуги не только на этапах проектирования и строительства, но также и на этапе последующей эксплуатации. Аналогичная сеть поставщиков была сформирована и для проекта «Ормен Ланге».
Интеграционные процессы, возникающие при создании производственного кластера, способствуют повышению компетенции предприятий, участвующих в реализации проектов, диверсификации производств на крупнейших предприятиях региона.

Одним из первых примеров создания подобных структур является создание в 2018 году Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики. Комитет проводит государственную политику в сфере развития научно-исследовательских, культурных, социально-экономических, экологических и других связей Санкт-Петербурга с регионами Арктической зоны Российской Федерации, а также координирует деятельность иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в этой сфере.

Подобные структуры открывают уникальные возможности для объединения с широким кругом потенциальных партнёров, включая клиентов, поставщиков, конкурентов, представителей государства, позволяют преодолевать барьеры между фирмами с различным стилем ведения бизнеса. Создание экономически интегрированных структур упрощает доступ на другие рынки, уменьшая барьеры на этом пути, повышая уровень конкуренции и принося выгоду всем партнёрам объединения.

Очевидно, что стихийное создание кластера принципиально возможно, однако для того чтобы этот процесс был максимально эффективным, направленным в сторону получения наибольшего интегрального результата, необходима как воля бизнес-сообщества, так и воля государства.

Принципиальная организационно-экономическая схема вовлечения предприятий Санкт-Петербурга в арктические (нефтегазовые) проекты при участии Комитета по делам Арктики показана ниже:
Заключение и выводы


Санкт-Петербург является центром инновационного развития и входит в тройку лидеров по рейтингу инновационных регионов России (наряду с Москвой и Республикой Татарстан). Город имеет исключительно выгодное геополитическое положение, развитый логистический комплекс, включающий наличие пассажирских и грузовых портов. Кроме того, в Санкт-Петербурге сосредоточен огромный кадровый и интеллектуальный потенциал, имеются значительные промышленные и технологические ресурсы, в том числе направленные на развитие Арктического региона.

Рисунок 3.
Принципиальная схема экономического механизма повышения доли российских
предприятий в качестве поставщиков для нефтегазового комплекса [1]
Именно из Санкт-Петербурга в 1733 году стартовала Великая Северная экспедиция, в этом городе в 1845 году основано Русское географическое общество, которое в дальнейшем внесло значительный вклад в изучение Арктики; в 1920 году создана Севэкспедиция (в настоящее время — «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт»); в 1932 году — Главное управление Северного морского пути, а в 1937 году здесь открылся Музей Арктики и Антарктики.

Санкт-Петербург обладает высоким промышленным, экономическим и научным потенциалом, способным обеспечить эффективное и безопасное освоение арктических месторождений. Очевидно, что в данных вопросах настоятельно необходимо активное участие государства для превращения Санкт-Петербурга в новый мировой энергетический и транспортный центр.

Учитывая изложенное и необходимость координации работ и исследований, а также в целях реализации государственной политики в сфере развития научно-исследовательских, культурных, социально-экономических, экологических и других связей Санкт-Петербурга с регионами Арктической зоны Российской Федерации, и содействия арктическим регионам в комплексном социально-экономическом развитии, в 2018 году в Санкт-Петербурге был образован новый исполнительный орган государственной власти — Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики.

В этой связи роль Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики приобретает особое значение. Данный государственный орган призван стать медиатором, эффективно работающим связующим звеном, с одной стороны, объединяющим предприятия региона, а с другой — оказывающим всестороннюю поддержку компаниям Санкт-Петербурга, планирующим участие в проектах, реализуемым на территории АЗРФ.

Участие предприятий и организаций города в реализации мероприятий, направленных на развитие и освоение Арктики, с одной стороны, способствует защите российских национальных интересов. С другой стороны, укрепление хозяйственных связей петербургских компаний с арктическими территориями выгодно и для экономики города, так как создаются дополнительные рабочие места, увеличиваются поступления в региональный бюджет, раскрывается и эффективно используется научно-технологический потенциал Санкт-Петербурга.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фадеев А.М. Стратегическое управление нефтегазовым комплексом в Арктике // Фадеев А.М., Череповицын А.Е., Ларичкин Ф.Д. // Изд.: Кольский научный центр Российской академии наук (Апатиты). 2019. 289 c.
2. ПАО «Газпром нефть». Официальный сайт компании. URL: www.gazprom-neft.ru
3. «Санкт-Петербург Арктике» // Каталог арктических компетенций Санкт-Петербурга // Издание Комитета по делам Арктики Санкт-Петербурга, 2020 г.
4. Маршалл Д. Шанс изменить энергетическую политику на внешнем континентальном шельфе // Нефтегазовые технологии, № 4, апрель 2006 г. С. 21.
5. Кутузова М. В освоении шельфа Statoil опирается на местный бизнес // Шельфовые проекты. Специальный выпуск журнала «Нефть России», 2006. 52 с., c. 30.
6. П.Б. Никитин, Ю.А. Кибиткин «О методологии экономической оценки ресурсов нефти и газа континентального шельфа России». Вестник МГТУ, том 2, № 2, 1999 г. С. 41-46.
Regional Potential of Saint Petersburg in Arctic Development

KEY WORDS

ABSTRACT


The study examines a range of issues devoted to the effective use of the opportunities of St. Petersburg in the development of Arctic projects. A comprehensive analysis of the state of the industrial complex of St. Petersburg is given and an objective assessment of the prospects for St. Petersburg’s participation in projects for the development of the Arctic is given. Much attention was paid to the formation of organizational and economic mechanisms for the use of industrial enterprises in the implementation of oil and gas and industrial projects on the territory of new producing regions in the Arctic.


DOI: 10.51823/74670_2022_4_38
Скачать PDF