Арктика должна стать территорией комфортной жизни и социальной стабильности

АННОТАЦИЯ


Якутия, обладающая значительными природными ресурсами, транспортными коридорами и огромным потенциалом развития человеческого капитала, во многих отношениях становится одним из ключевых регионов мира. Значительные позитивные изменения в Арктике связаны с индустриальным развитием. Но при этом важна задача — найти баланс в вопросе «экономика или экология». И в первую очередь этот вопрос следует рассматривать через призму сохранения среды проживания и хозяйствования коренных народов Севера. Государственная политика Российской Федерации и арктических регионов России в полной мере отвечает на современные вызовы и нацелена на устойчивое развитие Арктики, примером которого является развитие арктических районов Республики Саха (Якутия).
Введение


Республика Саха (Якутия) является самым крупным по территории регионом России. Общая площадь Якутии составляет 3,1 млн кв. км. Более половины площади всей Якутии относится к Арктике: площадь арктической зоны Якутии составляет 1,6 млн кв. км с постоянно проживающим населением около 68 тысяч человек. В Арктическую зону входят 13 заполярных районов Якутии. На территории, занимающей более половины всей территории республики, в 97 населённых пунктах проживает всего 67,5 тысяч человек, или 7 % населения республики.
Для развития такой огромной территории, для её вывода на траекторию устойчивого роста необходимы новые прорывные шаги. На федеральном и региональном уровне приняты стратегические документы, обозначены принципы, на основе которых будет развиваться Арктическая зона Российской Федерации и арктические территории Якутии.


Стратегические документы Арктической зоны России


В Российской Федерации в течение последних двух лет были определены приоритеты социально-экономического и пространственного развития Арктики. Основными стратегическими документами, определяющими развитие Арктики, в настоящее время являются:

1. «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года».
2. «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».
3. «План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года».
Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» конкретизирует и определяет необходимость комплексного развития Арктических территорий России [1].

Указом главы Республики Саха (Якутия) А.С. Николаева от 14 августа 2020 года
№ 1377 утверждена Стратегия социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года, а 1 декабря 2020 года распоряжением правительства Республики Саха (Якутия) № 1111-р утверждён единый план мероприятий по реализации Стратегии и указа Главы Республики Саха (Якутия) «Об основных направлениях государственной политики Республики Саха (Якутия) в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) на период до 2024 года».

Главной целью Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года является повышение уровня и качества жизни человека в Арктической зоне Якутии на основе инновационного и гармоничного с окружающей средой раскрытия экономического потенциала северных районов [2].

Важной задачей развития арктических районов Якутии является повышение доходов населения, занятого в основном традиционными видами хозяйствования. Для этого жители арктических территорий освобождены от уплаты транспортного налога на бессрочный период. Аналогичные решения приняты по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.


Развитие человеческого капитала в Арктике


Практически каждый из 68 тысяч жителей якутской Арктики является коренным жителем, для многих поколений которых Арктика является родиной. Здесь живут якуты, русские, представители коренных малочисленных народов: эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи и русские старожилы (русскоустьинцы и походчане) [3]. Все они являются хранителями огромных территорий для человечества. Без их присутствия, без уникального уклада хозяйствования, многоголосья языков и культур Арктика будет безжизненным и бездушным «лунным» пространством.

Стандарты по защите прав коренных народов, принятые у нас в России, по многим позициям являются передовыми в мировой практике. В Якутии впервые в России появилась концепция кочевого образования, появились кочевые школы, кочевые детские сады. Кочевые школы позволяют ребёнку получать образование и проходить адаптацию к взрослой жизни, находясь в привычных условиях, в родных семьях. В рамках общегосударственной Стратегии развития Арктики будет реализована отдельная программа — «Дети Арктики» [4], с последующим пере

Иллюстрация 1.

Ходом данного проекта в отрасль школьного образования и созданием сетевого сотрудничества на базе Международной Арктической школы [5], открытие которой состоялось в Якутске в сентябре 2020 года. Миссия Международной Арктической школы — это развитие человеческого и кадрового потенциала стран Арктического региона как основного фактора экономического и социального развития в условиях трансграничной кооперации, создание эффективной модели обеспечения доступного качественного общего образования для народов, проживающих на арктических территориях, в том числе ведущих традиционный образ жизни.

В 2020 году в республике началась реализация программы «Молодой оленевод» [6], которая предполагает выделение оленеводам арктических районов в возрасте до 35 лет, проработавшим в отрасли не менее четырёх лет, одного миллиона рублей на улучшение жилищных условий. Эти средства могут быть направлены на строительство собственного жилья или на покупку жилья на вторичном рынке.

Новым проектом по закреплению кадров в арктических районах является программа «Учитель Арктики» [4]. Она позволяет провести целевую подготовку педагогов для работы в арктических регионах. После того как молодые учителя проработают пять лет на Севере, они получают сертификаты на получение жилья.


Развитие транспортной инфраструктуры Арктики


Важнейшее значение для Якутии в целом и для её арктической части имеет развитие транспорта. Все пассажирские перевозки как на дальние расстояния, так и во внутрирайонном сообщении осуществляются только воздушным транспортом, в то время как для наземных перевозок используются только сезонные магистрали — автозимники и внутренние водные пути. Общая протяженность автозимников составляет 10927,04 км, в том числе 5608,18 км ледовых и 5318,86 км сухопутных.

Иллюстрация 2.
Транспортная инфраструктура Арктической зоны РС(Я)
Строительство и обслуживание надёжной системы автодорог, зимников продлённого действия является необходимым для того, чтобы выстроить транспортную инфраструктуру на огромной территории и связать её с основными путями в Арктике. В первую очередь, с внутренними водными путями, железной дорогой и Северным морским путём, который становится всё более значимым для развития всей Арктики и для Якутии, в частности.


Расположенный на побережье моря Лаптевых, порт Тикси выступает одним из стратегических транспортно-логистических центров по обеспечению жизнедеятельности на побережье моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря, а также в устьях рек Лены, Яны, Индигирки, Колымы и ряда других.

Комплексное развитие поселка Тикси [7] включено в Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, ключевыми направлениями которого являются формирование социальной инфраструктуры и реализация проектов по энергосбережению и повышению энергоэффективности [1]. Например, совместно с ПАО «Русгидро» и японскими компаниями в Тикси запущен в эксплуатацию не имеющий аналогов в России ветродизельный комплекс.

Иллюстрация 3.
Ветродизельные установки в Тикси
Кроме того, будет проведена масштабная реконструкция морского порта Тикси.
С 2021 года МЧС РФ создаёт аварийно-спасательное подразделение и арктический центр управления в кризисных ситуациях. Сотрудничество с ГК «Росатом» и ПАО «Русгидро» позволило начать реализовывать проекты по зелёной энергетике, по возобновляемым источникам энергии. Началась работа по разработке проектно-сметной документации строительства в устье реки Яны атомной станции малой мощности.

Программа комплексного развития территорий, создание опорных портов, в т. ч.
с возможностью приёма атомных ледоколов, портов-убежищ являются элементами общего решения транспортных проблем в Восточной Арктике.

Морские транспортные услуги могут не только обеспечить развитие Арктики и экономики России, но и за счёт сокращения времени перевозок внести значительный вклад в сокращение использования топлив и выбросов парниковых газов. Применение сжиженного природного газа на СМП позволит уже к 2030 году на 50 % сократить выбросы парниковых газов на маршрутах между Азией и Европой.

Развитие портовой инфраструктуры невозможно без наличия устойчивой грузовой базы. В Булунском районе в связи со строительством объектов Министерства обороны в последние 2 года ведётся добыча общераспространённых полезных ископаемых, преимущественно на о. Котельном. Для определения возможности создания грузовой базы порта Тикси проведён сбор информации и первичный анализ о выданных лицензиях и перспективах освоения месторождений полезных ископаемых. Акционерной компанией «Ленморниипроект» разработана Декларация о намерениях с оценкой грузовой базы в 11 млн тонн.


Промышленность Арктики


Перспективы развития недропользования в Булунском районе связаны с поиском и разведкой алмазов, нефти, газа и золота. Лицензионная активность недропользователей в Булунском улусе позволяет говорить о целесообразности разработки комплексного плана промышленного развития.

В западном секторе Арктической зоны Республики Саха (Якутия) в качестве якорного проекта выступает освоение Томторского месторождения редкоземельных металлов. Как уже было сказано ранее, имеется большой потенциал по обнаружению новых месторождений. Для таких проектов целесообразно применение юниорной модели — геологических стартапов.
В восточном секторе планируются к реализации два крупных проекта в области недропользования по добыче олова и золота. По состоянию на начало 2021 года на территории и континентальном шельфе Республики Саха (Якутия) выдано 24 лицензии на углеводородное сырьё.

Иллюстрация 4.
Текущее состояние недропользования в Арктике
Лицензионная активность в Восточной Арктике началась с распределения шельфовых участков в 2016 году. ПАО «Нефтяная компания „Роснефть“» владеет лицензиями на шельфе. АО «Росгеология» также имеет одну лицензию по поиску углеводородного сырья (УВС) на шельфе, которую получила для выполнения государственного контракта. На континентальной части выдано несколько лицензий, однако из крупных компаний только ПАО «Сургутнефтегаз» владеет одной лицензией на поиск УВС в районе устья реки Оленёк. При этом из 24 выданных лицензий на УВС только одна лицензия на Западно-Анабарский участок была распределена на аукционе. Владельцем стала компания ООО «Анабарнефтегаз», имеющая амбициозный план добычи более 12 млн тонн нефти и производства 7,5 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ). Остальные лицензии получены на основании заявительного принципа по правилам Приказа Минприроды РФ № 583 о предоставлении права пользования недрами на основе заявительного принципа [8].

Иллюстрация 5.
Шельфовые месторождения
ПАО «НК „Роснефть“» и резервы нефти и газа Арктической зоны РС(Я)
Для реализации стратегии развития Актической зоны Республики Саха (Якутия) ведётся разработка программы лицензирования участков недр на нефть и газ с целью привлечения инвесторов на геологическое изучение и промышленное освоение участков недр.

Определены следующие основные направления комплексного развития (на примере Тикси):

1. Трансформация Северного завоза.
2. Новые промышленные проекты.
3. Перспективные грузы, связанные с поставкой оборудования для Восточной Сибири. Например, более 4,4 тыс. тонн негабаритного и тяжёлого оборудования поставлено через Тикси для «Иркутской нефтяной компании».
4. Создание береговой базы для шельфовых проектов.

Для реализации необходимо строительство глубоководного терминала порта Тикси, для чего возможно расширение границ порта в бухту Буор-Хайя.

Комплексный проект развития территорий Восточной Арктики позволяет достичь нескольких задач:

1. Создание развитых портов в Восточной Арктике (Тикси, Певек).
2. Промышленное развитие территорий.
3. Повышение доступности услуг связи за счёт волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), например, проекты ПАО «Мегафон» и АО «Управление перспективных технологий».
4. Доступ бизнеса и населения к новым технологиям генерации тепловой и электрической энергии, таким как атомные станции малой мощности, плавучие атомные теплоэлектростанции, возобновляемые источники энергии.
5. Повышение доступности товаров и услуг для населения и местных предпринимателей за счёт развития судоходства и каботажного плавания (т. н. малый СМП), беспилотной авиации.
6. Обеспечение устойчивого развития территорий с учётом новых промышленных проектов и ликвидации накопленного ущерба.

В результате обеспечивается устойчивое и сбалансированное развитие Арктической зоны РФ, в достаточной и полной степени достигается состояние защищённости национальных интересов страны.

Якутия имеет амбициозные планы привлекать инвестиционные компании на арктическую часть своей территории. К моменту подготовки данной статьи на Инвестиционном портале Арктической зоны России Arctic Russia в разделе для инвесторов было зарегистрировано 26 заявок от компаний, планирующих реализовать проекты в Арктической зоне Республики Саха (Якутия).

Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» [9], предусматривающий льготы для инвесторов, которые планируют реализовать на арктических территориях новые проекты, сделал практически всю Арктику особой экономической зоной — самой крупной в мире. Беспрецедентные меры поддержки инвесторов, минимальные требования к объёмам их капитальных вложений позволяют реализовывать самые разные по масштабам проекты. Якутия работает с инвесторами точечно, тщательно обсуждая каждый проект.
Экология и научные исследования в Арктике


Правительством Якутии ведётся активная работа по разработке новых стандартов для сохранения экосистем Арктики и экологического мониторинга территории Якутии. У республики имеется 10-летний опыт в области этнологической экспертизы проектов, которые реализуются на территориях проживания коренных народов. С 2010 года, когда был принят республиканский закон [10], проведено 26 экспертиз крупных промышленных проектов, включая экспертизы таких гигантов, как газопровод «Сила Сибири». Суммарный объём компенсационных выплат представителям коренных малочисленных народов Севера по их итогам составил более полумиллиарда рублей. Парламент Якутии выходит с инициативой о принятии на федеральном уровне аналогичных норм относительно проведения этнологических экспертиз.

Развитие российской Арктики сегодня сдерживается несколькими факторами, в том числе отсутствием источников энергии, уязвимостью экосистем к экологическим вызовам и климатическим изменениям, ограниченными возможностями применения технологий и материалов в Арктике.

Для поиска ответов на эти вызовы создан Научно-образовательный центр «Север: территория устойчивого развития» [11]. В целях определения приоритетов деятельности НОЦ «Север» весной 2021 года технологические проекты обсуждались и были поддержаны Президентом РАН А.М. Сергеевым и ведущими учёными СО РАН. 9 июля 2021 года Министерство науки и высшего образования России объявило НОЦ «Север» победителем конкурсного отбора с присвоением статуса «НОЦ мирового уровня» [12].

Иллюстрация 6.
НОЦ «Север»: информация о центре и его участниках
Одним из инфраструктурных проектов НОЦ «Север» в Арктической зоне Якутии будет научно-испытательный полигон для изучения новых материалов и технологий. В целом, в результате деятельности НОЦ «Север» будут созданы решения мирового уровня, позволяющие определить роль регионов — участников НОЦ «Север» как лидеров в области новой энергетики, исследований климатических изменений и динамики экосистемы криолитозоны, обеспечения устойчивого развития добывающих проектов в части стратегических видов минерального сырья, в том числе редкоземельных металлов, с применением новых природосберегающих технологий, исследований по обеспечению здоровья человека на Севере.

Ещё одним вызовом, с которым сталкиваются многие арктические регионы, является ликвидация накопленного экологического вреда, в том числе от своевременно неутилизированного металлолома, образовавшегося во времена существования СССР. По инициативе Президента России Владимира Путина несколько лет назад началась большая генеральная уборка Арктики, и сегодня Якутия активно участвует в этой работе. Общее количество чёрного металла во всей арктической зоне оценивается в 4,5 миллиона тонн. В июле 2021 года при поддержке Минприроды РФ был дан старт проекту «Чистая Арктика», направленному на реализацию комплексной программы по очистке от загрязнений Арктической зоны России. В рамках данного проекта с участием бизнес-сообщества до 2024 года будет вывезено более 100 тысяч тонн чёрных металлов. Все собранные отходы пойдут на переработку. Эта экспедиция — начало масштабной очистки Арктической зоны России, в том числе посёлка Тикси и других арктических районов Якутии.

В течение трёх лет стоит задача завершить масштабные работы по очистке территории посёлка Тикси от объектов накопленного вреда, в том числе металлолома, снести заброшенные здания и сооружения в целях облагораживания внешнего вида посёлка. Работы должны быть проведены за счёт привлечения средств участников проекта. При этом с коммерческими организациями, участвующими в реализации проекта, планируется заключать соглашения о сотрудничестве по вопросам социально-экономического развития арктических населённых пунктов, в том числе реализации социально значимых проектов.

На первом этапе реализации проекта «Чистая Арктика» из Тикси планируется вывезти 15 тонн металлолома.

Иллюстрации 7, 8, 9.
Мероприятие в рамках проекта «Чистая Арктика»
Заключение


Государственная политика России становится более определённой и чётко выраженной, включающей в состав национальных интересов качество жизни населения, поддержки развития бизнеса в Арктике, выполнение прорывных научно-технических исследований в области инновационного развития, включая апробацию технологий и материалов для работы в условиях сверхнизких климатических температур.

Объединение научного и производственного потенциала регионов Северо-Востока России в НОЦ «Север: территория устойчивого развития» позволяет при сотрудничестве науки и бизнеса разрабатывать и внедрять технологии устойчивого развития с использованием новых видов энергоносителей, местного сырья, обеспечивая реализацию человеческого и природного потенциала Арктики на благо развития России и мира.

Реализация проектов социального партнёрства между драйверами экономики и населением приведет к гармоничному развитию огромного пространства российского Севера. Арктика должна стать территорией комфортной жизни и социальной стабильности в условиях роста глобальной конкуренции. Для этого нужно защитить экологию и создать необходимые условия, чтобы люди стремились приезжать сюда жить и работать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/45972
2. Указ Главы РС (Я) от 14 августа 2020 г. № 1377 «О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года». URL: https://www.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3204989
3. Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года № 536-р // СЗ РФ. 2006. №17. Ст. 1905.
4. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 08.04.2020 № 1103 «Об основных направлениях государственной политики Республики Саха (Якутия) в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) на период до 2024 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1400202004090001
5. Распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2019 г. N 722-РГ «О создании государственного автономного нетипового образовательного учреждения «Международная Арктическая школа» Республики Саха (Якутия) путем изменения типа государственного казенного нетипового образовательного учреждения «Международная Арктическая школа» Республики Саха (Якутия)». URL: https://arctic-school.com/wp-content/uploads/2019/10/722-%D0%A0%D0%93-%D0%BE%D1%82-16.12.2019.pdf
6. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2020 года N 151 «О социальных выплатах молодым оленеводам на приобретение (строительство) жилья». URL: https://docs.cntd.ru/document/570821146
7. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 05 октября 2020 г. № 904-р «О проектном офисе по продвижению комплексного плана развития поселка Тикси на период до 2025 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/1400202010090014?type=pdf
8. Приказ Минприроды России от 10.11.2016 № 583 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения)». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210296/
9. Федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» № 193-ФЗ от 13 июля 2020 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357078/
10. Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года N 820-З N 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». URL: https://docs.cntd.ru/document/895252453
11. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2020 г. №219-РГ «О научно-образовательном центре «Север: территория устойчивого развития». URL: https://nocsever.com/wp-content/uploads/2021/04/219-%D0%A0%D0%93.pdf
12. Протокол № 2021-15-НОЦ-1-3 второго этапа рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета в целях последующего оказания государственной поддержки научно-образовательных центров мирового уровня. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/e66/8tz2xdzym54jwzq63dickrxf0jmauo45.pdf
The Arctic is to become territory of comfortable life and social stability

ABSTRACT


Yakutia, which has huge natural resources, transport corridors and big potential for the development of human capital, in many respects is becoming one of the key regions of the world. Significant positive changes in the Arctic are associated with industrial development. But at the same time, an important task is to find a balance in the question of “economy or ecology”. And first of all, this issue should be considered through the prism of preserving the living environment and economic management of the indigenous peoples of the North. The state policy of the Russian Federation and the Arctic regions of Russia fully responds to modern challenges and is aimed at sustainable development of the Arctic, an example of which is the development of the Arctic districts of the Republic of Sakha (Yakutia).
DOI: 10.51823/74670_2022_4_80
Скачать PDF