Преобразовать административно-правовой каркас деятельности недропользователей в Арктике в части защиты исконной среды обитания

Все регионы АЗРФ Экология
Предложения
Преобразовать административно-правовой каркас деятельности недропользователей в Арктике в части защиты исконной среды обитания
Планом реализации Стратегии развития АЗ РФ при организации недропользования предусматривается:
- обеспечить защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни, что позволит развивать традиционные отрасли хозяйствования;
- минимизировать негативное антропогенное воздействие на природу от текущей хозяйственной и иной деятельности;
- повысить ответственность предприятий-недродопользователей за загрязнение окружающей среды;
- совершенствовать систему государственного экологического мониторинга;
- повысить эффективность федерального государственного экологического контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности.
При этом в «экологической части» лицензионных соглашений на недропользование оговариваются лишь самые общие позиции по уменьшению загрязнения окружающей среды. С 2015 г. отсутствуют позиции по ведению экологического мониторинга и предварительному изучению территории лицензионного участка в целом (оценка фонового состояния окружающей среды).
Предлагается дополнить лицензионные соглашения и регламентирующие документы по недропользованию следующими позициями:
    включить в лицензионное соглашение условие по проведению оценки фонового состояния окружающей среды (с последующим ведением экологического мониторинга), в качестве существенного, считать его обязательным, указывать общую допустимую площадь освоения и глубину добычи;
    разработать инструкцию Департамента по недропользованию для различных ФО, в которые попадает АЗ, по составу и содержанию картографического обеспечения работ для оценки фонового состояния окружающей среды, включив в него, в частности, карты природных ландшафтов (мерзлотно-ландшафтные) масштаба 1:50 000 и крупнее (низший отражаемый уровень – урочище) и карты ограничений к природопользованию (ограничения прописываются в дополнительном лицензионном соглашении и учитываются при разработке «Проекта горного отвода»);
    на основании предварительного горного отвода считать возможными поисково-оценочные и разведочные работы; другие виды работ до момента получения окончательного горного отвода считать недопустимыми и рассматривать их как СУЩЕСТВЕННОЕ нарушение лицензионного соглашения;
    осуществлять разработку «Проекта горного отвода» с учетом лимита использования земельных ресурсов (менее 5 % для тундр и северной лесотундры, менее 10 % для южной лесотундры и крайнесеверной тайги, менее 20 % для северной тайги) и не ранее окончательного подсчета запасов, ориентируясь, в том числе, на карты мерзлотно-ландшафтные и ограничений к природопользованию),
    для получения горноотводного акта помимо лицензии на недропользование, подсчета запасов, технологической схемы разработки месторождения считать необходимым включение договоров аренды земельного фонда (лесного, с/х назначения), заключенных не менее, чем на 10 лет; закрепить это в инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых.
Наталья Мачулина
comments powered by HyperComments