Политика в отношении коренных народов в период премьерства Джастина Трюдо

Ключевые слова

Коренные народы
Правительство
Канада

АННОТАЦИЯ


Национальная политика является одним из наиболее важных и сложных направлений национальной деятельности. Осуществление политики в отношении этнических меньшинств тесно связано с обеспечением стратегических приоритетов страны, особенно с поддержанием межэтнического мира и стабильности. В данной статье рассмотрены особенности политики в отношении коренных народов Канады в период премьерства Джастина Трюдо.

Джастин Трюдо, став лидером Либеральной партии в апреле 2013 года, привёл её к победе на федеральных выборах в Канаде 2015 года. Предвыборная кампания Джастина Трюдо 2015 года чётко отличалась от политики предыдущего правительства: он предложил амбициозную политическую программу, основанную на примирении с коренными народами. Обещания предвыборной кампании, связанные с коренными народами, выделяют такие основные темы, как реинвестирование в услуги и возобновление отношений [1].

В мандатных письмах своим министрам в 2015 и 2019 гг. Дж. Трюдо подчеркнул, что для Канады нет более важных отношений, чем взаимодействие с коренными народами, поэтому первостепенное внимание, как во внутренней политике, так и на международном уровне будет сосредоточено на признании, защите и продвижении прав аборигенов [6].

7 декабря 2015 г. Джастин Трюдо встретился с вождями коренных народов на Ассамблее, где пообещал отменить политику правительства, противоречащую правам коренных народов, сделать значительные инвестиции в образовательные программы, увеличить общее финансирование и начать расследование случаев, связанных с пропавшими без вести и убитыми женщинами из числа коренного населения [3, 4].

Либеральное правительство под руководством премьер-министра Джастина Трюдо 8 декабря 2015 года объявило о начале Национального расследования, напрямую связанного с пропавшими без вести и убитыми женщинами и девочками из числа коренного населения. В 2016 году в качестве ключевой инициативы правительства, направленной на прекращение высокого уровня насилия, было запущено ещё одно Национальное расследование.
В июле 2019 года группа из 20 независимых учёных опубликовала оценку первого срока Джастина Трюдо на посту премьер-министра Канады под названием «Оценка либерального правительства Джастина Трюдо: 353 обещания и мандат на перемены» (Assessing Justin Trudeau’s Liberal Government. 353 promises and a mandate for change). Оценка показала, что либеральное правительство Джастина Трюдо сдержало 53,5 % своих предвыборных обещаний. Согласно оценке, правительство Трюдо вместе с последним правительством Харпера показало самые высокие показатели выполнения своих предвыборных обещаний среди всех канадских правительств за последние 35 лет [1].

В числе прочих положительных свершений Канада начала прокладывать путь к примирению, к установлению и поддержанию уважительных отношений между коренными и некоренными народами. Коренные народы, инуиты и метисы также всё более активно продвигаются к самоопределению — праву на свободное экономическое, культурное и социальное развитие и управление своими делами.

В августе 2017 года правительство Дж. Трюдо объявило о роспуске Управления по делам коренных народов и Севера Канады и объявило, что оно будет заменено Службой коренных народов Канады (ISC) и Департаментом по связям с коренными народами и делам Севера (CIRNAC). Соответствующее постановление вступило в силу 15 июля 2019 года.
По словам премьер-министра Дж. Трюдо, реструктуризация объяснялась тем, что «структуры, существующие в отделе по делам коренных народов и северных территорий Канады, были созданы в то время, когда подход, основанный на Законе об индейцах, подход, связанный с нашим взаимодействием с коренными народами, был патерналистским и колониальным по духу».

CIRNAC является одним из департаментов федерального правительства, отвечающим за выполнение обязательств правительства Канады перед исконными народами, инуитами и метисами, а также за выполнение конституционных обязанностей федерального правительства на Севере. CIRNAC поддерживает коренные народы (коренные народы, инуитов и метисов) при решении проблем, связанных с:

• улучшением социального благополучия и экономического процветания;
• развитием более здорового и устойчивого сообщества;
• их более активным участием в политическом, социальном и экономическом развитии Канады на благо всех канадцев [2].

В связи с этим правительство Канады признает, что прочные культурные традиции и обычаи коренных народов, включая языки, имеют основополагающее значение для восстановления коренных народов. В рамках этой перестройки необходимо учитывать различные потребности и опыт женщин и девочек из числа коренных народов, чтобы обеспечить будущее, в котором будут достигнуты отсутствие дискриминации, равенство и справедливость. Права коренных народов, где бы они ни проживали на территории Канады, должны строго соблюдаться.

Также правительство Канады признаёт, что понимание и применение этих принципов в отношениях с коренными народами будет разнообразным, и их использование обязательно будет зависеть от контекста. Эти принципы являются необходимой отправной точкой для участия короны в партнёрстве и значительным шагом от статус-кво к фундаментальным изменениям в отношениях с коренными народами. Работа по переходу к отношениям, основанным на признании, и их внедрению — это процесс, который потребует динамичных и новаторских действий со стороны федерального правительства и коренных народов. Эти принципы являются шагом к приданию нового смысла новым отношениям.

Кроме того, правительство Канады признаёт, что все отношения с коренными народами должны основываться на признании и осуществлении их права на самоопределение, включая неотъемлемое право на самоуправление. Как установлено судами, коренная нация или группа правообладателей — это группа коренных народов, разделяющих такие важные черты, как язык, обычаи, традиции и исторический опыт, в ключевые моменты времени, такие как первый контакт, утверждение короной суверенитета или эффективный контроль. По оценкам Королевской комиссии по делам коренных народов, в Канаде насчитывается от 60 до 80 исторических наций.

Конституционный и правовой порядок Канады признаёт реальность того, что предки коренных народов владели и управляли землями, которые в настоящее время составляют Канаду, до утверждения короной суверенитета. Все отношения Канады с коренными народами основаны на признании этого факта и поддерживаются признанием титула и прав коренных народов, а также переговорами и осуществлением доконфедеративных, исторических и современных договоров.


Таким образом, то самое «примирение», о котором было сказано выше, является непрерывным процессом, в рамках которого коренные народы и корона сотрудничают в создании и поддержании взаимоуважительных рамок для совместной жизни с целью укрепления сильных, здоровых и устойчивых коренных народов в сильной Канаде. Поскольку мы строим новое будущее, примирение требует признания прав и того, чтобы все мы признавали ошибки прошлого, знали нашу истинную историю и работали вместе для осуществления прав коренных народов.

Также отметим, что этот трансформационный процесс включает в себя согласование предшествующего существования коренных народов и их прав с утверждением суверенитета короны, включая неотъемлемые права, титул и юрисдикцию. Примирение, основанное на признании, потребует напряжённой работы, изменения взглядов и действий, а также компромисса и доброй воли со стороны всех [8].

Тем самым примирение определяет действия короны в отношении прав аборигенов и договорных прав и информирует о более широких отношениях короны с коренными народами. Подход правительства Канады к примирению основывается на Декларации ООН [5], призывах к действию, конституционных ценностях и сотрудничестве с коренными народами, а также правительствами провинций и территорий.

Находящееся у власти либеральное правительство Дж. Трюдо энергично внедряет процесс развития коренного населения, и также делает всё возможное, чтобы между коренным и некоренным населением Канады не было размолвок.

Выводы

1. Правительство Канады готово заключать новаторские и гибкие соглашения с коренными народами, которые обеспечат, чтобы эти отношения соответствовали чаяниям, потребностям и обстоятельствам отношений между коренными народами и короной.
2. Правительство Канады также признаёт, что существование прав коренных народов не зависит от соглашения, и что соглашения должны основываться на признании и осуществлении прав, а не на их аннулировании, изменении или передаче.
3. Правительство Канады признаёт право коренных народов на самоопределение, включая право свободно осуществлять своё экономическое, политическое, социальное и культурное развитие [5].
ЛИТЕРАТУРА
1. Assessing Justin Trudeau’s Liberal Government. 353 promises and a mandate for change [Электронный ресурс] // URL: https://muse.jhu.edu/book/71463/image/front_cover.jpg (дата обращения: 18.04.2022).
2. Crown-Indigenous Relations and Northern Affairs Canada [Электронный ресурс] // URL: https://www.canada.ca/en/crown-indigenous-relations-northern-affairs.html (дата обращения: 15.04.2022).
3. Trudeau lays out plan for new relationship with indigenous people [Электронный ресурс] // URL: https://www.cbc.ca/news/politics/justin-trudeau-afn-indigenous-aboriginal-people-1.3354747 (дата обращения 6.04.2022).
4. Truth and Reconciliation Commission of Canada [Электронный ресурс] // URL: https://nctr.ca/records/reports/#trc-reports (дата обращения 15.04.2022).
5. Декларация ООН о правах коренных народов [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml (дата обращения: 5.08.2022).
6. Рыжова А.В. Арктическая политика либерального правительства Канады // Проблемы национальной стратегии. 2020. № 2(59). С. 155–173.
7. Соколов В. И. Коренные народы Канады: эволюция отношений с государством [Электронный ресурс] // URL: http://naukarus.com/korennye-narody-kanady-evolyutsiya-otnosheniy-s-gosudarstvom (дата обращения: 18.02.2022).
8. Френк Г.Ю. Основные этапы образовательной политики Канады в отношении коренных народов // Вестник Кемеровского государственного университета. Журнал теоретических и прикладных исследований. 2016. № 1 (38). С. 50–55.
INDIGENOUS POLICY IN CANADA DURING JUSTIN TRUDEAU'S PREMIERSHIP
№2 (10) 2022

KEY WORDS

Indigenous People
Government
Canada

ABSTRACT


National policy is one of the most important and complex areas of national activity. The implementation of a policy towards ethnic minorities is closely linked to the provision of the country’s strategic priorities, especially the maintenance of inter-ethnic peace and stability. This article presents the features of the policy towards the indigenous peoples of Canada during the premiership of Justin Trudeau.


DOI: 10.51823/74670_2022_2_13
Скачать PDF