Риск-менеджмент и ESG-трансформация в рамках развития Арктики

Ключевые слова

ESG
Инвестиции
Менеджмент
Цифровизация
СМП
Загрязнение

АННОТАЦИЯ


Цифровая трансформация — процесс, направленный на комплексное преобразование бизнес-процессов и выстроенной концепции интеллектуального управления. Цель этого процесса — повышение устойчивости и эффективности корпораций и создание принципиально новых возможностей для развития экономики и общества. Важно, чтобы проекты цифровой трансформации реализовывались во взаимосвязи с проектами ESG-трансформации. Это в итоге должно обеспечивать ведение бизнеса с учетом ESG-факторов и нивелировать экологические, социальные и управленческие риски компании. Учёт ESG-факторов, а также связанные с ними возможности и риски становятся всё более актуальными для предприятий различных отраслей, особенно — в нефтегазовом секторе.

Введение
Тенденции в развитии крупных корпораций существенно сказываются на социально-экономическом росте всей страны. Особое значение развитие крупных корпораций имеет для социально-экономического развития отдельных регионов, а также для предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся поставщиками крупных корпораций.

С развитием бизнеса появляется возможность выхода всех стран из кризиса в мировой экономике. В России, где доля государственного участия в экономике превалирует, достижение целей в стратегии национальной безопасности в большей части зависит от эффективности государственных корпораций. Именно поэтому такую значительную роль играет методология оценки эффективности компании. В настоящее время чаще всего применяется оценка активов и финансовой деятельности компании. Но данный метод не является объективным, так как часто мотивацией для государственных корпораций является своевременное выполнение государственных заказов, а не собственно финансовые показатели и эффективность. Это приводит к необходимости применять другие подходы к оценке эффективности таких компаний, позволяющие оценить степень вовлечённости корпораций в решение государственных задач.
Оценка
На сегодняшний день существует новый тренд в оценке деятельности компании: с точки зрения соответствия ESG-критериям.

Глобальное развитие тренда ESG (Environmental, Social, Governance) показывает устойчивый рост ввиду ряда таких ключевых факторов, как:

• наращивание финансирования проектов, отвечающих критериям ESG;
• активное развитие программ ESG-трансформации российских и зарубежных компаний (результаты отражаются в годовых отчётах компаний);
• реализация политики устойчивого развития в рамках системы менеджмента предприятий;
• возрастание значения ESG-рейтингования предприятий;
• системное ужесточение требований со стороны потребителей: инвесторов, банков, фондов, в том числе жёсткие требования в отношении экологизации и декарбонизации экономической деятельности [1, 2];
• жёсткие требования в отношении применения факторов ESG при принятии инвестиционных решений со стороны участников финансового рынка.
Рост популярности ответственного инвестирования характеризуется следующими данными:
• 75 % инвесторов заинтересованы в ответственном инвестировании (Morgan Stanley Institute for Sustainable Investing).
• 90 % миллениалов планируют увеличивать свои вложения с учётом концепции ответственного инвестирования в ближайшие 5 лет (Morgan Stanley Institute for Sustainable Investing).
• 94 % ценных бумаг компаний, ориентированных на ESG, показали более высокую доходность в 2020 году, чем базовые индексы (BlackRock).
• 100 % — прирост инвестиций в ESG в 2020 году (ETF Database).
• 36 % — прирост количества инвесторов, разделяющих принципы ответственного инвестирования OOН (UN PRI), только за 6 месяцев 2021 года.
• ¾ из 300 опрошенных PwC инвесторов, включая пенсионные фонды и страховые компании, заявили, что к 2022 году прекратят инвестировать в традиционные фонды, заменив их вложениями в ESG-продукты [3].
Скачки и риски
Для нефтегазовой отрасли усиление методов конкуренции на энергетических рынках оказывает влияние на развитие отрасли внутри страны, а также на темп внедрения цифровых технологий, что в свою очередь сказывается на внутреннем потенциале предприятий ТЭК РФ. Серьёзные проблемы для отрасли, вызванные процессом цифровой модернизации, происходят на фоне истощения и сокращения количества месторождений, снижением скорости восполнения запасов, неэффективных методов добычи, несовершенством законодательства, нехватки высококвалифицированных кадров и финансирования, усиления регулирования отрасли. Перечисленные проблемы повышают риски реализации нового этапа в развитии экономики — цифровой трансформации экономики, поэтому от того, насколько быстро они будут решены, зависит национальная безопасность государства. Однако, несмотря на трудности в отрасли, в целом результаты работы говорят о позитивной тенденции. Так, в 2020 году на российских месторождениях было добыто 560,2 млн т нефти, что эквивалентно 11,25 млн баррелей в сутки.

По данным International Energy Agency (IEA), в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) цена на нефть снизилась на 40,6 % с марта по апрель 2020 года. После таких скачков компании нефтегазового сектора, разумеется, серьёзно экспериментируют с современными технологиями для повышения своей эффективности и доходов. Искусственный интеллект (ИИ) имеет множество приложений в нефтегазовой отрасли. Например, оптимизация добычи с помощью компьютерного зрения для более быстрого анализа сейсмических и геологических данных, минимизация времени простоя для профилактического обслуживания нефтегазового оборудования, моделирование для прогнозирования рисков коррозии нефти с целью снижения затрат на техническое обслуживание. Морской нефтегазовый бизнес использует ИИ, чтобы сделать сложные данные, используемые для разведки и добычи нефти и газа, более доступными, что позволяет компаниям открывать новые перспективы разведки или более эффективно использовать существующие инфраструктуры.

Компании нефтегазового сектора отличаются масштабом — сотни подразделений, тысячи сотрудников, многие из которых задействованы на производстве и не имеют оперативного доступа к информационным системам. Всё это диктует особые требования к информационным системам этой отрасли. Помимо готовых инструментов ИИ, предприятиям ТЭК РФ необходимы системы, решающие задачи проектирования и стоимостного инжиниринга. Сложность внедрения цифровых технологий заключается ещё и в том, что предприятия не только должны испытать данные технологии, но и встроить их в регулярную деятельность компании, изменив при этом многие бизнес-процессы, подходы, мышление сотрудников. Сложные климатические условия работы повышают потери нефти и газа, и для радикального повышения своей эффективности компании нуждаются не только в минимизации затрат — им необходимы новые материалы и высокотехнологичное оборудование для дальнейших перспективных исследований и развития в выбранных направлениях деятельности.

СМП — плюсы и минусы
Северный морской путь (СМП) — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком; законодательство РФ определяет его как «исторически сложившуюся национальную единую транспортную коммуникацию России в Арктике». СМП проходит по морям Северного Ледовитого океана (Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому). Административно СМП на западе ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, а на востоке, в Беринговом проливе, — параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. д. Длина Севморпути от Карских Ворот до бухты Провидения — около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему составляет чуть больше 14 тыс. км (для сравнения, через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км).
Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, полезных ископаемых).

Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12 840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль.

Источниками загрязнения акваторий и прибрежных территорий могут служить:

• атмосферный перенос загрязняющих веществ воздушными массами;
• сток сибирских рек;
• разведка, добыча и транспортировка нефти и газа, а также прочих природных ресурсов;
• судовые отходы и балластные воды;
• накопленный экологический ущерб, включая объекты военной и хозяйственной деятельности в Арктике, огромное количество металлолома, оставленная техника, отработанные судовые атомные реакторы и контейнеры с радиоактивными отходами на морском дне;
• активная постройка портов и терминалов.

Проблемой является возможность аварийных разливов нефти и сжиженного газа при их морских перевозках наливными судами и разрывах подводных трубопроводов. Компьютерное моделирование морских транспортных ситуаций показывает наличие риска аварийных ситуаций с судами вследствие сжатий дрейфующих льдов.

Сравнительный анализ 650 аварийных случаев с судами, выполненный по данным публикаций за 1998–2012 гг. для различных водных бассейнов России.

По данным Southampton Solent University, около половины всех катастроф c судами заканчивается затоплением судна, что неизбежно приводит к выбросу нефтепродуктов и загрязнению окружающей среды. Загрязнение морской среды может происходить при появлении в корпусе судна пробоины, пожаре на судне, посадке на мель, операционных разливах. Согласно данным ITOPF (International Tanker Owners Pollution Federation) за 33 года (1974–2007 гг.), частота крупных разливов нефти в последние годы значительно уменьшилась. Однако в условиях СМП вероятность аварий с разливами углеводородов может быть существенно выше, поэтому экологический ущерб для морских экосистем может быть весьма значителен.

Ущерб от разливов нефти в условиях акваторий СМП существенен потому, что сбор нефти и нефтепродуктов затрудняется наличием ледяного покрова. Особую проблему создают разливы, находящиеся далеко от аварийно-спасательных центров, в условиях сплочённых и сплошных льдов, разливы в канале, на поверхности ледяного покрова и под ним. Поэтому при обеспечении безопасности мореходства на трассах СМП необходимо учитывать сложность локализации и ликвидации разливов нефти. Самым эффективным способом ликвидации аварийного разлива в условиях наличия ледяного покрова является сбор нефти с помощью промышленного скиммера и ледокола, так как использование огнестойких боновых заграждений, механический метод ликвидации разлива нефти и метод её выжигания не применимы в этих условиях.

Законодательство РФ по данному вопросу включает в себя около 40 правовых актов. Оно обязывает все организации, чья деятельность связана с разведкой месторождений и добычей нефти, переработкой, транспортировкой, хранением и использованием нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей исключительной экономической зоне РФ, разрабатывать «План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов» (План ПЛРН). Эти документы определяют принципы формирования локальных, региональных и федеральных планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации, в зависимости от объёмов разлива.

В качестве наглядного примера приведем взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon, который произошёл 20 апреля 2010 года в Мексиканском заливе. Последовавший после аварии разлив нефти стал крупнейшим в истории США и превратил аварию в одну из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку. Через повреждения труб в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 миллионов баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч кв. км. После взрыва на платформе начался пожар, который безуспешно пытались потушить с пожарных судов, при этом столб дыма поднимался на высоту 3 км. Пожар длился 36 часов, сама нефтяная платформа затонула. В результате разлива нефти было загрязнено 1770 километров побережья, было собрано 6814 мёртвых животных, в том числе 6104 птицы, 609 морских черепах, 100 дельфинов и других млекопитающих. Нефтяная отрасль понесла серьёзные экономические потери. После аварии на полгода был введён мораторий на бурение, что привело к потере 13 000 рабочих мест и не выплаченным зарплатам на сумму 800 млн долларов США. Было открыто большое количество судебных процессов.

Экологический мониторинг
Развитие комплексной системы экологического мониторинга потребует значительного финансирования из-за сложной логистической доступности и суровых условий климата. Для этого понадобится использование лучших доступных технологий, привлечение значительного числа специализированных кадров и международных компаний, заинтересованных как в использовании СМП, так и в сохранении естественных арктических экосистем. Мероприятия по созданию сети мониторинга состояния окружающей среды потребуют также тщательной координации и глубокой проработки планов реконструкции сети станций Росгидромета для максимальной репрезентативности результатов.

Одной из приоритетных задач развития СМП должно быть обеспечение безопасности экосистем. Развитие СМП обеспечивает строительство портов, разработку месторождений полезных ископаемых, в том числе на дне арктических морей, приводит к развитию инфраструктуры энергетики и социальных объектов.

Арктика является стратегически важным регионом России, использование её ресурсов обеспечивает национальные интересы. Для сохранения природной среды Арктики и обеспечения экономического развития России требуются всеобъемлющие данные, в том числе о текущем состоянии экосистем Арктики и тенденциях их изменения. Необходима разработка инструментов контроля антропогенного влияния на экосистемы арктических морей. Гибко реагирующий на меняющуюся ситуацию подход к организации и проведению мониторинга состояния окружающей среды сможет привести к более регулярному и своевременному анализу загрязнений. Такие мероприятия способны повысить конкурентоспособность СМП и привлекут к его развитию ряд международных компаний и организаций.

Повышение инвестиционной привлекательности СМП не только как оптимального маршрута для внутренних грузоперевозок, но и как конкурентоспособной транзитной артерии повлечёт за собой ряд требований к обеспечению не только безопасности мореплавания, но и к сохранению экосистем акваторий СМП. Такие крупные компании, как Nike, немецкая компания Hapag-Lloyd, французская CMA CGM, а также H&M, Gap и Columbia отказываются использовать СМП для своих грузоперевозок. Организация по защите окружающей среды Ocean Conservancy, к которой присоединились вышеуказанные компании, активно высказывает негативное отношение к морским грузоперевозкам в Северном Ледовитом океане, аргументируя это повышенными рисками загрязнения и без того уязвимых арктических экосистем.

Вследствие этого конкурентоспособность СМП падает. Для повышения конкурентоспособности СМП необходимо аргументированное подтверждение безопасности интенсивного мореплавания по СМП для морских экосистем.

Крупные энергетические компании играют значительную роль в достижении целей устойчивого развития, в том числе за счёт технологий получения электроэнергии из возобновляемых и альтернативных источников энергии, развития низкоуглеродной энергетики. Крупные государственные корпорации могут реализовать возможности, которые открываются в рамках ESG-повестки [4].

2 июля 2021 года Президент России Владимир Путин подписал закон № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», в котором идёт речь о введении углеродной отчётности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и об ограничении выбросов парниковых газов [5]. Закон предусматривает введение поэтапной модели регулирования таких выбросов и обязательную углеродную отчётность. Под регулирование подпадут крупнейшие эмитенты выбросов парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 тыс. тонн углекислого газа в год и более за период до 1 января 2024 года. Отчитываться таким компаниям нужно будет с 1 января 2023 года. Те, кто вырабатывает 50 тыс. тонн углекислого газа в год и более, подпадут под регулирование с 1 января 2024 года. Отчёты о выбросах парниковых газов они должны будут предоставлять с 1 января 2025 года.
Цифровая трансформация и цифровой менеджмент
Учёт экологических, социальных факторов и факторов корпоративного управления, а также связанные с ними возможности и риски становятся всё более актуальными для предприятий различных отраслей. Процессы ESG-трансформации происходят в России в то время, когда многие предприятия реализуют проекты цифровой трансформации.

На многих предприятиях ведётся работа по цифровой трансформации. Цифровая трансформация — процесс, направленный на комплексное преобразование бизнес-процессов, и требует выстроенной концепции интеллектуального управления с целью повышения устойчивости и эффективности корпораций и принципиально новых возможностей для развития экономики и общества [6–10]. Важно, чтобы проекты цифровой трансформации реализовывались во взаимосвязи с проектами ESG-трансформации, что в итоге должно обеспечивать ведение бизнеса с учётом ESG-факторов с целью нивелирования экологических, социальных и управленческих рисков компании. Учёт экологических, социальных факторов и факторов корпоративного управления, а также связанные с ними возможности и риски становятся всё более актуальными для предприятий различных отраслей, особенно — в нефтегазовом секторе.

Цифровая трансформация на уровне корпорации — системный процесс преобразования традиционных методов управления в расчёте на открытые системы, направленные на человека, с целью формирования и развития новых рынков товаров и услуг на основе современных бизнес-моделей.

Таким образом, осуществление перехода к управлению, основанному на анализе данных с использованием новых цифровых инструментов, позволяет укрепить конкурентоспособность ключевых отраслей промышленности и способствовать скорейшему достижению национальных целей развития страны.

Цифровой риск-менеджмент (DRM) может принести добавленную ценность также и при интеграции с системами, которые активно формируются на предприятиях при ESG-трансформации, разработке и реализации ESG-стратегий — в качестве системы поддержки решений (СППР) в части управления ESG-рисками в экологической и социальной сферах и в области корпоративного управления. В настоящее время это направление представляет собой определённую нишу. Преимуществом DRM является взаимосвязь имеющихся решений с рисками (1) информационной безопасности; (2) непрерывности бизнеса. В качестве перспективного следует отметить ещё одно направление — использование RISKGAP в качестве системы поддержки решений (СППР) в части управления коррупционными рисками (также входит в ESG-повестку).
Заключение
В рамках ESG-трансформации в компании ООО «ИПИ Лаб» автор курирует социально значимый проект ЦПП ВУЗ (центр проектного предпринимательства в ВУЗ). Основной целью проекта является создание сообщества молодых предпринимателей и мотивированных студентов под кураторством университетов и крупных компаний — они смогут как получить необходимые знания и советы экспертов, так и найти инвесторов для своих стартапов. На пути молодого предпринимателя стоит множество трудностей, которые порой очень сложно преодолеть. Общение с опытными руководителями и инвесторами, прежде всего, даст новому поколению необходимые знания для правильного выстраивания стратегии и поможет избежать некоторых ошибок на предпринимательском пути. Молодые стартаперы смогут научиться правильно оценивать риски и текущую рыночную ситуацию, что будет для них ценнейшим опытом.

Социальные проекты могут стать существенным двигателем повышения ESG-рейтинга. Развивая социальные проекты в регионах России, вы не только укрепляете экономику РФ, стимулируете развитие регионов, но и стимулируете развитие инфраструктуры и транспортной доступности в каждом уголке нашей страны, в том числе и в Арктической зоне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гениберг Т.В. Методические вопросы оценки эффективности инвестиционного объекта. // Вестник ТОГУ. 2018. № 3. С. 59–69.
2. Шальнева В.В., Кириенкова А.И. Оценка эффективности бизнес-плана на предприятии // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2016. № 2. С. 35–42.
3. Боркова Е.А. Политика стимулирования зелёного инвестирования как направление регулирования рынка зелёного финансирования // Управленческое консультирование. 2020. № 5 (137). C. 68–76.
4. Ильинский А.А., Шамалов Ю.В. Приоритетные стратегические инициативы развития нефтегазового комплекса Российской Федерации // Проблемы современной экономики. 2008. № 4. С. 39–43.
5. Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов»: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 1 июня 2021 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 23 июня 2021 г.
6. Авдеенко Т.В., Алетдинова А.А. Цифровизация экономики на основе совершенствования экспертных систем управления знаниями // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. С. 7–18.
7. Бабакин А.В. Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы // труды научно-практической конференции с международным участием / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. Санкт-Петербург. 2017. С. 685.
8. Вертакова Ю.В., Клевцова М.Г., Положенцева Ю.С. Индикаторы оценки цифровой трансформации экономики // Экономика и управление. 2018. № 10 (156). С. 14–20.
9. Конторович А.Э. Глобальные проблемы нефти и газа и новая парадигма развития нефтегазового комплекса России // Наука из первых рук. 2016. № 1. С. 6–17.
10. Мешалкин В.П., Белых Н.Ю. Управление региональным промышленным комплексом. Региональный промышленный комплекс как объект стратегического управления. // Российское предпринимательство. 2009. № 7-2. С. 160–165.
RISK MANAGEMENT AND ESG TRANSFORMATION IN THE FRAMEWORK OF ARCTIC DEVELOPMENT
№2 (10) 2022

KEY WORDS

ESG
Investments
Management
Northern Sea Route
Pollution
Social project

ABSTRACT


Digital transformation is a process aimed at a comprehensive transformation of business processes and the built-up concept of intelligent management. The goal of this process is to improve the sustainability and efficiency of corporations and create fundamentally new opportunities for economic and social development. It is important that digital transformation projects are implemented in conjunction with ESG-transformation projects. This should ultimately ensure that business is conducted with ESG factors in mind and mitigate the company’s environmental, social and managerial risks. Consideration of ESG factors and related opportunities and risks is becoming increasingly relevant for companies in various industries, especially – in the oil and gas sector.


DOI: 10.51823/74670_2022_2_76
Скачать PDF