Санкт-Петербург — Архангельск: от моря до моря. Сохранение культурного кода

Ключевые слова

АННОТАЦИЯ


Статья посвящена важности сохранения культурного кода как одного из основных ключей к пониманию сущности как отдельного человека, так и нации в целом через призму культурного наследия наших предков. Культурный код оказывает большое влияние на формирование человека и создает ориентиры деятельности в любом сообществе. Также автор показывает значение народных традиций в области формирования экологической культуры народов северных и арктических регионов. Дана оценка и определено значение этих традиций для современного воспитания и образования на примере реализации эколого-просветительского проекта «Санкт-Петербург — Архангельск: от моря до моря».
«Одна из нерешенных проблем двадцатого столетия заключается в том, что мы до сих пор имеем смутное и предвзятое представление о том, что именно делает Японию страной японцев, США страной американцев, Францию страной французов, а Россию страной русских... Недостаток этих знаний мешает странам понимать друг друга,» — написал Рут Бенедикт в своей книге «Хризантема и меч». Борьба сегодня проходит, в первую очередь, не между классами, национальностями или религиями, а между культурой и невежеством [1].

Культу́рный код — уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. Это не то, что проговаривается или четко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках. Культурный код нации помогает понимать ее поведенческие реакции, определяет народную психологию [2].

Изучение культурного кода как единой национальной системы является одним из основных ключей к пониманию сути как отдельного человека, так и нации в целом через призму культурного наследия наших предков. Данная система оказывает большое влияние на формирование человека и создает ориентиры деятельности любого сообщества.
Культура по своей сути — это жизнь народа, его душа, его разум и сердце, его прошлое настоящее и будущее. В основе любой национальной культуры лежит принцип народности. Николай Добролюбов писал: «Народность мы понимаем не только как умение изобразить красоту природы, употребить легкое выражение, подслушанное у народа, верно представить обряды, обычаи, но, чтобы стать поэтом, истинно народным, надо проникнуться народным духом, прожить его жизнью, стать вровень с ним, прочувствовать всем тем простым чувством, каким обладает народ» [3].

Вне своей культуры ни один народ не существует. И национальная культура должна противостоять перерождению любого народа. Уничтожение культуры — уничтожение нации [4].
В новой редакции Ст. 69 Конституции РФ сказано: «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия» [5].

Президент России Владимир Путин впервые упомянул про национальный культурный код в своей статье «Россия: национальный вопрос» (2012): «…культурный код, который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать. И тем не менее он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь. Огромная роль здесь принадлежит образованию. Выбор образовательной программы, многообразие образования — наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения — дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа… Соответствующие требования должна задавать и государственная политика в области культуры. Имеются в виду такие инструменты, как телевидение, кино, Интернет, массовая культура в целом, которые формируют общественное сознание, задают поведенческие образцы и нормы» [6].

По мнению В. Путина, образованию принадлежит «огромная роль» в деле укрепления национального «культурного кода». «Государство обязано и имеет право и свои усилия, и свои ресурсы направлять на решение осознанных социальных, общественных задач. В том числе и на формирование мировоззрения, скрепляющего нацию», — отметил президент РФ.

Издавна в лоне русской цивилизации уживались сотни народов, и никто из них не потерял свой язык и культуру. В советское время около 100 народов, не имевших своей письменности, получили ее от русских вместе с учебниками, школами и русскими учителями. Например, в Финляндии, где 80% населения составляли финны, только после вхождения в состав России в 1809 г. финны смогли обрести свою национальную культуру.


Испокон веков в России самобытность наций и народностей, проживающих на территории страны, оберегалась. Подобной политики не существовало ни в одной другой стране мира. Исторически Россия формируется как культурная держава: в процессе ее развития и системной целостности центральную роль играет культура — как опыт, память, поиск жизненных смыслов бытия. В то время, когда другие народы и страны искали порядок и благополучие, русские люди старались вникать в духовные смыслы своей жизни — таково российское понимание культуры.
В новых исторических условиях конца ХХ века в РФ закономерно стала формироваться новая гражданская и культурная идентичность, в которой в соответствии с законами преемственности взаимодействуют традиционные советские и современные ценности и смыслы бытия. Однако этот процесс во многом оказался охвачен стихией, которая привела к деформации человеческих и межнациональных отношений в лабиринтах «смутных времен». В результате чего наметился кризис культуры и нравственных устоев человека и общества. Национальный, религиозный и другие конфликты обострились из-за ослабления в них культурно-нравственных факторов достоинства и долга [6].

Обсуждение на правительственном уровне (на Государственном совете) «Основ государственной культурной политики» — это свидетельство осознания и властью, и обществом того факта, что нам, россиянам, в новых исторических условиях вновь предстоит бороться за свою культурную идентичность как гражданам единого Отечества [7].


В декабре 2021 года подготовлен проект актуализированных «Основ государственной культурной политики РФ». В этот документ вводится определение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также отмечается, что культурная политика призвана обеспечить сохранение общероссийской культурной идентичности для сплочения общества и государственного суверенитета [8]. Сегодня речь идет о необходимости мобилизации нашего общего патриотического духа, духовного потенциала русской, российской культуры, без чего невозможно обеспечить стабильность, устойчивость и жизнеспособность государства и общества.

Главный вызов современному российскому многонациональному обществу — это возрастающее невежество людей, которое агрессивно проникает во все сферы жизнедеятельности человека. Отсюда и все примеры безответственности, беззакония, коррупции, разврата, фанатизма, экстремизма, агрессии. Именно культура, в контексте того, что она возвышает достоинство человека и социума, собирает людей в государство и в нации, именно культура способна налаживать достойные отношения между людьми и народами. В то время как невежество разобщает людей и народы, разрушает государство, уничтожает нации.

Деформация культурной среды обуславливает те процессы, которые в настоящее время происходят и в молодежной среде. Чрезмерная увлеченность власти и общества экономическими критериями в ущерб культурно-нравственным также вносит свой вклад. В конечном итоге важно понимать, что культура важнее. Государство и власть, общество и люди даже в самые смутные времена должны оставаться на стороне культуры, действовать во имя культуры, а не впадать в «модное» невежество, в том числе навязываемое экономическими интересами и политической целесообразностью.

В России в последние тридцать лет в значительной степени ослаблена работа по культурной интеграции регионов и народов страны. Это очень важная работа, так как главное противоречие нашей современной страны — это противоречие не между национальностями и религиями, а между культурой и невежеством. Все это свидетельствует о том, что благополучие, устойчивость и созидательные перспективы России связаны с победой культурного проекта в стране [4].

Две составляющие культурного кода, ценности и идентичность, являются наиболее интересными. Для выявления этих составляющих культурного кода ученые совместно с экспертами провели анализ, в основу которого легли ценности, прописанные в Указе Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России [9].

Далее экспертами был составлен специальный словарь синонимов. Анализ данных показал — молодежь чаще всего указывает на такие ключевые ценности, как жизнь (28%), милосердие (12%), труд (10%), единство (8%), достоинство (8%). При этом вызывает тревогу, что менее 1% респондентов выбирают ценности преемственности поколений, ответственности, гуманизма, взаимопомощи, коллективизма и гражданственности. Следует также отметить, что у старшеклассников и студентов имеются сложности с идентификацией. На уровень отождествления себя с отечественными героями, сюжетами, историей выходит только каждый восьмой представитель подрастающего поколения (13%).

Российские ученые пришли к выводу, что ускорение темпов общественного развития вносит коррективы в относительно статичный культурный код россиян. Особенно это касается молодых людей, находящихся в поиске своей идентичности и ценностей. Выявление составляющих культурного кода является важным компонентом для миропонимания школьников и студентов. Это дает возможность уловить счастливые моменты в их жизни и может стать профилактикой деструктивного поведения. В настоящее время специалисты разрабатывают методические рекомендации по использованию компонентов культурного кода в образовательном процессе [10].
ПРАЗДНИК ОЛЕНЕВОДА В САЛЕХАРДЕ

Фото: Марчук Александра
Источник: GeoPhoto
Каждый народ, проживающий на территории России, в том числе и малые коренные народы северной и арктической зон, сам по себе представляет собой ценный вклад в золотой многонациональный фонд нашей страны. При этом важно сохранять аутентичные черты, уникальность и традиции даже самых малочисленных национальных групп. Эта миссия, в первую очередь, ложится на плечи историков, изучающих народную культуру, фольклор и костюмы, а также этнографов, которые тесно взаимодействуют с музеями народного быта, национального костюма, с народными музыкальными и танцевальными ансамблями. Это важно не только для того, чтобы здесь и сейчас сохранить бесценное наследие народа, но и для того, чтобы познакомить с ним наших современников, передать культурные традиции следующим поколениям [11]. При этом следует отметить, что в каждой культуре также закладывается отношение человека к окружающему миру, в том числе и к миру природы. У северных народов, населяющих арктические регионы, это отношение всегда было очень бережным, поэтому в современном образовании, по нашему мнению, следует обращаться к их опыту [12].

В связи с вышесказанным разработанный нами эколого-просветительский проект «Санкт-Петербург — Архангельск: от моря до моря» посвящен созданию диалоговой площадки, направленной на укрепление межнационального согласия через бережное отношение к природе родного края и совместную деятельность активного населения, проживающего на территории Балтийско-Беломорского канала (ББК), с целью выявления единства культурного кода в многонациональном разнообразии традиций народа, населяющих СЗФО РФ, включая северные и арктические регионы. Организовать передачу культурного кода из региона в регион в рамках реализации эко-культурной просветительской программы «Хождение от моря до моря, от устья до устья».

Цели проекта:

• Содействие повышению гражданской активности и формирование повседневной эко-осознанности через инструменты ЭкоАрт и ЭкоСпорт.

• Создание условий для формирования у подрастающего поколения и молодежи чувства гордости и ответственности за свою родину и природу родного края; воспитание патриотизма и любви к своей стране и ее культурному и природному наследию.

• Выявление единства культурного кода в многонациональном разнообразии традиций народа, населяющих СЗФО РФ, включая регионы Арктической зоны.

Основные активности проекта поддерживаются инструментами ЭкоАрт и ЭкоСпорт в рамках экотура на яхте «Архангельск», посвященного 320-летию Государевой дороги, 90-летию создания Беломоро-Балтийского канала и Году экологии Архангельской области, на период июнь-август 2023 года.


Экоарт


Первая половина экотура от СПб до Архангельска на яхте «ЭкоАрт» осуществляется экипажем яхты (6 человек) и экспертной командой (6 человек). Яхта двигается в основном против течения, используя двигатель. Вторая половина экотура из Архангельска до СПб «ЭкоСпорт» — экипажем яхты (6 человек) и командой обучающихся старшеклассников (6 человек). Яхта двигается в основном по течению, используя паруса.

Основные точки притяжения первой половины пути по Беломоро-Балтийскому каналу (СПб-Архангельск) в рамках ЭкоАрт, каждая из которых имеет свой уникальный культурный код, следующие:

1. Город Санкт-Петербург (устье р. Нева, Балтийское море) (как центр обеспечения инновационного развития Арктики) [13]. Старт проекта начинается на причале знаменитого ледокола «Красин», который 19 июня 1942 года в составе конвоя, включавшего в себя также ледокол «Монткальм», эсминец «Куйбышев» и четыре английских тральщика, вышел в Архангельск. На открытие проекта будут приглашены студенты профильных ВУЗов, в том числе Санкт-Петербургский морской технический университет, а также СМИ. В целях патриотического воспитания и знакомства с историей легендарного ледокола будет организована экскурсия по ледоколу «Красин». В рамках старта также выступят представители органов государственной власти Санкт-Петербурга, Русского географического общества (РГО), ООГПО «Российское Общество «Знание», неправительственного экологического фонда им. Вернадского по тематике проекта в сфере укрепления межнационального согласия и бережного отношения к природе.
Многообразие этнического состава населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области настолько велико, что даже нет точных цифр. Город своей многонациональностью обязан искусственному происхождению: сюда во все времена стекались из других краев различных дел мастера. В итоге в нем соединились культура, искусство и традиции многих национальностей, людей, принадлежавших к разным народам и этническим группам, отличающимся друг от друга нравами, обычаями, религиями. Сегодня представителей народов водь, ижора, вепсы, тихвинские карелы и ингерманландские финны осталось совсем немного, но к сохранению их культуры, истории и традиций власти относятся с большим вниманием — устраивают праздники, открывают музеи. Ежегодно 9 августа отмечается День коренных народов, который наполнен для жителей пригородов Петербурга особым значением [14].

2. Ленинградская область. Пункты остановок в рамках экотура по речному пути река Нева — Ладожское озеро — река Свирь.

На территории Ленинградской области проживают представители 141 национальности! Народные праздники помогают сберечь их обряды и традиции. В регионе есть сокровищница. Но это не алмазы и золото, скрытые под землей. Это обычаи и традиции, народное творчество и национальные праздники, в которых раскрываются душа и характер народа [15]. Чтобы понять истинное богатство Ленинградской области, нужно знать и понимать во многом загадочную историю и уникальную культуру народов, проживающих здесь тысячи лет. Вепсы, водь, ижоры, ингерманландские финны, тихвинские карелы, русские — каждый из коренных народов не просто обладает самобытной культурой, древней историей и ярким национальным характером. Каждый народ, издавна живущий на этой земле, дает прекрасный, но еще до конца не понятый нами опыт — как жить, работать и радоваться в согласии с природой, со своими древними традициями и в дружбе с самыми разными народами [16].

2.1. Город Шлиссельбург (исток реки Невы) — небольшой город, в котором проживает 15 тысяч человек. Город известен своей славной историей и островной крепостью Орешек, веками являвшейся важнейшей русской твердыней в акватории Ладожского озера. Жители Шлиссельбурга празднуют День города 12 августа. Согласно средневековым хроникам, именно в этот день 1323 года в только что возведенной крепости Орешек был заключен «вечный» мирный договор между Новгородской республикой и Шведским королевством, определяющий границы и взаимные обязательства сторон.

В годы Великой Отечественной войны древняя крепость вновь обрела боевой статус. Во многом благодаря ее защитникам действовала линия снабжения осажденного нацистами Ленинграда — легендарная Дорога жизни. Полуразрушенная бомбежками крепость продолжала контролировать вход в Неву и стойко держала оборону с 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года, когда войска Ленинградского фронта освободили Шлиссельбург от немецких оккупантов. С 1944 г. почти полвека город именовался Петрокрепостью. Это название сохранилось за железнодорожной станцией, связанной с Петербургом регулярным сообщением. Историческое название было возвращено городу в 1992 году.

В 1990 году международные эксперты признали исторические сооружения Шлиссельбурга выдающимися памятниками истории и культуры мирового значения и внесли их в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Еще недавно практически все работающее население Шлиссельбурга так или иначе было связано либо с Невским судостроительно-судоремонтным заводом, на верфях которого строят корабли, пополняющие речной флот, либо с обеспечением навигации на Неве и на Ладоге. С развитием туризма в городе появилось много новых рабочих мест в сфере услуг, открылись уютные частные гостиницы, комфортные загородные гостевые дома, симпатичные рестораны и кафе. Однако любые туристические маршруты должны нести в себе и воспитательную роль [17].
В связи с этим в рамках экомарафона группа экспертов — участников проекта подготовила эко-культурную программу для активного населения Шлиссельбурга, которая включает беседу о культуре и истории Шлиссельбурга и крепости «Орешек», программу сохранения уникальных водоемов реки Невы и Ладоги через спектакль-сказку «Приключение Невской капельки» («ЭкоАрт»), а также военно-патриотическую историческую викторину «Отсель грозить мы будем шведу».

2.2. Город Подпорожье (среднее течение реки Свирь) — небольшой город, расположенный на берегу реки Свирь, в 237 километрах к северо-востоку от Санкт-Петербурга. Первые упоминания о деревне Подпорожье датированы 1563 годом. В 1933 году населенный пункт являлся административным центром Подпорожского сельсовета Подпорожского района. В 1936 году начались работы по строительству Верхнесвирской ГЭС, которая была введена в эксплуатацию только в 1951 году. С сентября 1941 года по июль 1944 года поселок находился под оккупацией немецких войск. В 1947 году были запущены Свирский энерголесокомбинат и Подпорожский экспериментальный механический завод. В 1956 году рабочий поселок Подпорожье был преобразован в город [18].

В настоящее время Подпорожье не может похвастаться толпами туристов и гостей. Развитие туризма в Подпорожье идет крайне медленно вследствие удаленности от мегаполиса и нехватки финансовых средств, о чем свидетельствуют и мнения посетителей города, размещенные в соцсетях: «Не знаю, поеду ли я еще раз в Подпорожье» и др. [19].

Следует отметить, что Подпорожский район — это прежде всего леса. С быстрыми реками и глубокими озерами, с болотами. Дорог тут мало, как и людей. Большая часть района проходима только пешком, в светлое время суток, и лучше засушливым летом, когда нет сугробов, грязи и есть иная пища для дикого зверя, кроме заезжего путника. И именно здесь, в этом удивительном уголке мира, сохранились не менее удивительные и удивляющие архитектурные ансамбли сельских погостов, природные красоты, острова, скалы, ГЭС, финские укрепления времен Великой Отечественной войны.

В связи с этим в рамках экомарафона подготовлена программа для активного населения Подпорожского района в целях приобщения к истокам народной культуры и развития национального самосознания, которая включает знакомство с традициями сохранения природы малых народов (вепсы, ижоры, водь, проживающие в Подпорожском районе) через спектакль-сказку «Какой лес без чудес», викторину пословиц и поговорок «Истина в природе», а также народные игры и хороводы.

2.3. Село Вознесение Подпорожского района (исток реки Свирь) — поселок городского типа, административный центр Вознесенского городского поселения с населением 2217 человек. Расположен на крайнем северо-востоке области, на берегу Онежского озера. Дата основания — 1852 год.

В 1884-1887 годах великий князь Владимир Александрович, младший брат императора Александра III, путешествовал по России в компании доктора философии, главного редактора газеты «Правительственный вестник» Константина Случевского. Итогом трехлетнего вояжа стало издание целого двухтомника. В нем, на 84-й стр., начинается глава про Вознесенье: «Под общим именем Вознесенья разумеют как Вознесенскую слободу на правом берегу начинающейся тут Свири, так и Намойные Пески, лежащие на левом, южном берегу. Население совершенно соответствует последнему названию: оно тоже намывается сюда во время хода караванов. Постоянно новое, движущееся, пестрое, оно проскальзывает по пути к Петербургу со всего неоглядного бассейна Мариинской системы. Больше чем на 30 миллионов рублей проходит здесь всякого добра, главным образом хлеба. От Кавказа и Урала протягиваются сюда, к этому узлу, нити из 16 хлебороднейших губерний, и как-то странно, невероятно видеть в таком важном путейском пункте такие маленькие деревянные дома, такую утлую обстановку. С устройством Онежского обводного канала в 1851 году вся судоходная деятельность перешла из Вытегры в Вознесенье. Есть тут три каменные церкви, телеграфная и спасательная станции и Вознесенский мореходный класс, и почтовое отделение, и Вознесенское образцовое училище, и тем не менее это все-таки наша «деревянная» Россия. Чувствуется, что глубокая восьмимесячная зима покрывает это место неоглядными сугробами снега, и тогда от летнего Вознесенья нет и помину» [20].

На правом берегу Свири в 1563 году был основан Вознесенский Свирский мужской монастырь, через два десятилетия сожженный шведами, в 1628 году восстановленный, через 60 лет преобразованный в женский, а в 1764 году и вовсе упраздненный и ставший погостом.
Согласно писцовым книгам, в 1885 году в Вознесенье проживало 475 человек, были почтовая станция, 30 лавок и 6 трактиров! Минимум один есть и поныне. Название поселка появилось, вероятно, благодаря монастырю. Монастырь, а позже Вознесенская церковь встречала путников на пригорке сразу у паромной переправы. В настоящее время на этом месте лишь крест и найденные жителями в огородах могильные плиты, заботливо туда снесенные. Обе церкви — и каменная, и деревянная — закрыты в 1937-м, а в 1964-м взорваны, что интересно — уже не по идеологическим соображениям [21].

В рамках экомарафона подготовлена программа для активного населения Вознесенского сельского поселения в целях воспитания бережного отношения к природе и чувства гордости и любви к своему родному краю через проведение мастер-класса «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей», синквейна, посвященного связи Ладоги и Онеги, концерта местных землячеств «На двух берегах».

3. Республика Карелия. Пункты остановок в рамках экотура по речному пути Беломоро-Балтийского канала: Онежское озеро — Белое море.

Сегодня Карелия — это многонациональный регион, где живут люди 140 национальностей. Но такое разнообразие сформировалось не сразу. Изначально на землях современной Республики Карелия обитали финно-угорские и прибалтийско-финские племена: карелы, саамы и вепсы. Славяне начали осваивать северные земли в начале II века нашей эры, первоначально они заселили территории на побережье Белого моря и Онежского озера. Но вплоть до первой половины XX века карелы составляли основную этническую массу региона. В настоящее время в Карелии преобладает русское население (более 82 %). В то же время здесь сохраняется многонациональный состав, включающий в себя значительную долю коренного населения (карелов, финнов, вепсов), составляющих чуть больше 9% [22].

Некоторые исследователи считают карельский народ своего рода ответвлением финского этноса. Однако традиции карелов полны самобытности и интересных нюансов. Карелия — один из самых живописных регионов Русского севера, и именно там зародилась неповторимая культура коренных жителей этих земель. Неспроста говорят, что главное богатство Карелии — ее люди, хранители старинных обычаев и ритуалов [23].

3.1. Повенец (Онежское озеро) — поселок городского типа в Медвежьегорском районе с населением 1649 человек, расположенный на северном берегу Онежского озера. Административный центр Повенецкого городского поселения.

Повенец стоит в устье реки Повенчанки, впадающей в Онежское озеро. Впервые он упоминается в 1563 году в Писцовой книге Заонежских погостов Обонежской пятины Новгородской земли. Он был довольно зажиточным торговым селом, а в 1782 году стал уездным городом. С 1801 года Повенецкий уезд входил в состав новообразованной Олонецкой губернии (центром которой был Петрозаводск). Городского статуса Повенец лишился в 1927 году, когда снова стал селом. С 1938 года — поселок городского типа [24].

Главная географическая особенность Повенца — расположение на старинном пути из Балтийского моря в Белое. В 1702 году, при личном участии Петра I, с северной стороны в Повенец пришла так называемая Государева дорога — сухопутный волок из Белого моря, начинавшийся в поморском селе Нюхча (ныне в Беломорском районе). Строительство 264-километрового пути длилось 20 дней. Рекордные сроки! Какова же причина такой скорости? По Государевой дороге были тайно переправлены к театру военных действий на Ладожском озере и реке Неве Преображенский и Семеновский полки с грузами, а также водным путем были доставлены два малых фрегата «Святой дух» и «Курьер», благодаря которым были взяты шведские крепости Кексгольм (Корела) и Нотеберг (Орешек). В ХIХ веке Государева дорога была заброшена [25].

В 1703 году в Повенце был построен чугунолитейный завод, где производились пушки и корабельный такелаж. В наше время здесь начинается знаменитый Беломорско-Балтийский канал, построенный силами заключенных в 1931-33 годах.

Таким образом, до начала XX века роль центра Северного Прионежья принадлежала Повенцу. В 1916 году железная дорога прошла мимо Повенца (потому что иначе пришлось бы делать большой крюк), после чего город и начал терять значение. И дальнейшая история Повенца получилась весьма печальной: бывший город был практически полностью уничтожен во время войны, и после нее отстроен заново. Поэтому никакой старины здесь не сохранилось. По отзывам туристов в соцсетях, «сейчас это типичный рабочий поселок с деревянными домиками и барачными двухэтажками. Он совсем маленький: по пять улиц вдоль и поперек — вот и весь Повенец» [26, 27].

В рамках экомарафона подготовлена программа для активного населения Повенецкого городского поселения в целях повышения интереса к знаменитой русской истории этого края, патриотического воспитания и уважения к героическому наследию наших предков через литературно-музыкальную композицию «Повенецкий рядок» тропою богомольцев», а также обучающую экскурсию «Как работают 7 шлюзов?».

3.2. Беломорск (Белое море) — город с населением 8 699 человек. Административный центр Беломорского района, отнесенного к районам Крайнего Севера, образует Беломорское городское поселение. Расположен на приполярной 64-й широте, в устье реки Выг, впадающей в северное Белое море.

Первые упоминания о поселении на реке Сорока датированы 1419 годом. В 1551 году по указу Ивана VI деревня Сороцкая получила статус вотчины Соловецкого монастыря. В 1869 году на окраине населенного пункта построили крупный лесозавод, а к началу ХХ века там уже функционировало три таких завода. В 1915 году в селе была введена в эксплуатацию станция Сорокская Мурманской железной дороги. В 1933 году был открыт Беломорско-Балтийский канал, соединивший Белое море с Онежским озером.

В сентябре 1938 года по указу властей страны село Сорока и несколько поселков были объединены в город Беломорск. Во время советско-финской войны Беломорск носил статус временной столицы Карело-Финской ССР. В эти годы в городе располагался партизанский штаб при Военном совете Карельского фронта. Беломорск и сегодня гордится статусом «Военной столицы Карелии». В сентябре 1958 года состоялось торжественное открытие памятника В.П. Солунину, который являлся первым председателем Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов [28].

В 1931 году группой инженеров был разработан проект первого межбассейнового соединения Беломорско-Балтийского канала, состоящего из 19 шлюзов, 13 плотин различной конструкции, 41 дамбы, 13 водоспусков, с протяженностью напорного фронта 50 км, около 40-ка километров искусственных водных путей. Позднее на базе использования инженерных сооружений Беломорско-Балтийского канала были построены пять гидроэлектростанций. При прокладке пути максимально использовались русла рек и естественных водоемов — озер, которыми так богата Карелия. Беломорско-Балтийский канал представлял собой грандиозное для своего времени строительство шлюзованного водного пути [29].

В советские времена в Беломорске был построен лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, который уже десять лет как не работает. Закрылся в постсоветские годы и морской порт. Таким образом, Беломорск с распада СССР потерял почти половину населения — с 19 до 9 тысяч жителей, и в этом отношении является отрицательным лидером среди райцентров Карелии. В значительной степени город спасает железная дорога — это крупная узловая станция «Беломорск».

Вот такими грустными отзывами от посещений этого некогда легендарного города изобилуют соцсети: «Беломорск — к сожалению, действительно весьма непригляден. Даже если бы я хотел показать его как-то красиво, фотографий для этого удалось бы набрать немного. Объектив постоянно натыкается на какую-нибудь разруху». «Беломорск в Карелии — настоящий заповедник всех дурных стереотипов о России. Уничтоженная промышленность, ветхие бараки и покосившиеся хибары, разбитые дороги...» [30, 31].

В рамках экомарафона подготовлена программа для активного населения Беломорского городского поселения в целях привлечения внимания к 90-летию Беломорско-Балтийского канала (ББК), истории его создания и социально-экономического значения, бережного отношения к уязвимой и легко ранимой природе и водным объектам арктического региона через проведение экоигры «Гидрографическая сеть ББК» и экоквеста «90 лет Беломорско-Балтийскому каналу».

4. Архангельская область. Пункты остановок в рамках экотура: Белое море — устье реки Северная Двина.

В Архангельской области проживают представители 108 национальностей. Издревле население Архангельской области именовали поморами. Это люди, которые населяли северные земли. Расположение их селений вблизи моря обусловило род деятельности. В основном население занималось рыбным промыслом. Помимо этого, поморы охотились, вспахивали землю и разводили скот. Но все же главным оставалось освоение водного пространства. Столетиями передавались секреты из поколения в поколение. Опытные мореходы совершали походы в Баренцево море [32].

Коренной народ ненцы проживает на территории евразийского побережья Северного Ледовитого океана, от Кольского полуострова до Таймыра. Европейские ненцы живут в Архангельской области, в Ненецком автономном округе (0.67 % населения). Самый распространенный жанр фольклора ненцев — эпические сказания ярабц и сюдбабц. Исполняют их пением, поэтому часто называют эпическими песнями. Героями сказаний сюдбабц являются великаны, которые добывают себе жен, сражаются с людьми и мстят кровной местью. В ярабц оплакивается тяжелая жизнь и страдания героя. Существуют в фольклоре народа загадки, колыбельные песни, бытовые рассказы ярабцарка, сказки лаханако, которые в основном посвящены животным и волшебным силам природы. Ненцы считают, что олень приносит счастье. Животные живут вместе с людьми в чуме и частично являются няньками для детей. Есть у ненцев и священные олени. На их рога надевают украшение в виде красных лент, на боках выстригают изображения духов или знак солнца. Есть в стаде олени, которых используют только для гонок, а еще олени, которые приносят удачу [33].

4.1. Архангельск (устье реки С. Двины) — третий по численности населения город (301 199 человек) в Северо-западном федеральном округе после Санкт-Петербурга и Калининграда. Расположен в устье Северной Двины, в 30-35 км от впадения ее в Белое море. Административный центр Архангельской области и Приморского муниципального района. Город областного значения, образует муниципальное образование «город Архангельск» со статусом городского округа. Год основания 1584.

Выполняя царский указ Ивана Грозного от 4 марта 1583 года, воеводы в 1584 году поставили «одним годом» на правом берегу Двины «Архангельский город». Уже в первый год существования определилась его главная роль как международного торгового центра.
В ХVII веке он продолжал быть единственным в стране пунктом регулярного и широкого международного торга. На ежегодных ярмарках Архангельска, во время которых замирала оптовая торговля даже в Москве, шел широкий товарообмен, приносивший государственной казне все возрастающие доходы. Рост торговли сопровождался ростом города. В 1684 году в Архангельске закончилось возведение каменного здания Гостиного двора, получившего известность не только в России, но и во всем торговом мире Европы. Здание Гостиного двора, кроме торгового, имело еще и важное оборонное значение. Ныне сохранившаяся часть Гостиного двора — самое древнее здание на территории Архангельска [34].

Следующей насыщенной событиями страницей истории города стала Петровская эпоха. О своем стремлении к морю Петр сам образно рассказывал в предисловии к «морскому регламенту». В 1693 году в первый приезд по его указу на Соломбальском острове была заложена большая государева судостроительная верфь.1694 год — Петр снова в Архангельске, присутствует при спуске на воду первого корабля, выстроенного на Соломбальской судоверфи. Третий приезд Петра в 1702 году связан был с активностью в Белом море вражеской шведской эскадры и строительством Ново-Двинской крепости. Победа Петра I над шведским флотом одержана — Новодвинское сражение присвоило Архангельску славу города-победителя. Однако после победы в Северной войне, желая сделать Петербург главным коммерческим и военным портом, Петр I ввел жесткие ограничения на торговлю через порт Архангельск.

На несколько десятилетий жизнь в городе замерла, пока в 1762 году Екатерина II «Великая» указом своим не сняла все ограничения Петра. Город начал потихоньку восстанавливать свои позиции, но все равно не смог вернуть себе статус главного порта России, хотя в период наполеоновских войн и в связи с континентальной блокадой Великобритании в 1807—1813 гг. Архангельск испытал новый экономический подъем, так как оказался в то время единственным в России портом, куда могли поступать колониальные товары. Архангельск продолжал оставаться одним из крупных кораблестроительных центров. К концу столетия город превратился в крупный лесопромышленный центр [34].

Конец XIX века открыл еще одну страницу в истории Архангельска — далекий северный город стал важным научным центром. Именно здесь взяли свое начало большинство исследований Арктики, из Архангельска в экспедиции отправились такие известные исследователи, как Чичагов, Русанов, Седов, Сибиряков, Литке — все эти имена так или иначе связаны с городом. Благодаря отваге этих людей город Архангельск стали называть «Ворота в Арктику». И на сегодняшний день освоение Арктики — одна из первоочередных задач Поморья [35].

Современный город Архангельск знаменит не только своими природными ресурсами, но и развитой промышленностью. Всего в городе официально действует более 7 тысяч предприятий, из них 2 тысячи крупных и средних. Лидирующая отрасль промышленности лесная — 40% продукции, производимой в городе, выпускают лесопромышленные предприятия.

Следует отметить, что Архангельск также — это калейдоскоп фестивалей и фейерверк красок! Город принимал у себя фестиваль телевизионных фильмов «Сполохи» и международный кинофестиваль «Созвездие», фольклорный фестиваль «Жемчужина Севера», фестивали джаза и классической музыки. Ежегодно в Архангельске проходят театральный фестиваль «Европейская весна» и Международный фестиваль уличных театров [36].

Однако, несмотря на такое множество достоинств города, весьма значительное число представителей населения, в первую очередь, молодежи, отзывается о нем не слишком лестно в соцсетях и форумах: «Издавна город Архангельск называют не иначе, как — город тоски, трески и доски. Побывать в нем, несомненно, стоит, но вот жить здесь не каждому придется по вкусу», «Разбитые, как после бомбежки, дороги, неисчислимое количество деревянных бараков и прочих объектов аварийного и ветхого зодчества, которые муниципальные власти гордо именуют «объектами национального достояния и культуры» награждая их фасады соответствующими надписями на пластиковых табличках» и т.д. [37].

В рамках экомарафона подготовлена программа для активного населения Архангельского городского округа, посвященная «Году экологии в Архангельской области — 2023» и включающая следующие мероприятия: открытая встреча со спортсменами в яхт-клубе МБУ «Спортивная школа» «Парусный центр «Норд» им. Ю.С. Анисимова»; встреча с участниками арктических экспедиций, совместное участие в экологической акции по уборке мусора «Чистые берега и причалы Архангельской области» с привлечением фольклорных коллективов Архангельской области.

В целом разработанный нами эко-просветительский проект направлен на решение следующих проблем, обладающих социальной значимостью: сохранение народных культурных традиций угро-финских и малых коренных народов, исконно проживающих на территории Волго-Балтийского и Балтийско-Беломорского каналов; привлечение внимания и повышение интереса местного населения к культуре и истории родной земли, сохранению уникальных водоемов Ладожского и Онежского озер; развитие национального самосознания, формирование у подрастающего поколения и молодежи чувства гордости и ответственности за свою родину и природу родного края. Населенные пункты, в которых планируются мероприятия, имеют большую историю их создания и существования: некогда это были известные уездные города и села, игравщие значительную роль в социально-экономической жизни России, которую они утеряли в настоящее время. Большая часть населения этих мест знает крайне мало о местном впечатляюще богатом историко-культурном и природном наследии. Об этом свидетельствуют и публикации, изобилующие в соцсетях.

По нашему мнению, крайне важно привлечь внимание общественности (активное население, НКО, землячества) к этим интересным местам, повысить их туристическую привлекательность, возродить богатые культурные традиции и ремесла угро-финских и малых коренных народов, исконно проживающих там, их уникальный культурный код, заинтересовать инвесторов.
Следует также отметить, что актуальность предложенных активностей подтверждается еще и тем, что 2022 год был объявлен президентом России «Годом культурного наследия народов России». В продолжении проектов и мероприятий 2022 года в 2023 году должна пройти активизация работы регионов по подготовке материалов про свои уникальные явления традиционной культуры — объекты нематериального культурного наследия народов СЗФО России [38].
Экоспорт


Вторая часть экомаршрута по Беломорско-Балтийскому каналу на яхте пройдет под парусами (Архангельск — Санкт-Петербург) в рамках ЭкоСпорт. По мнению яхтсменов, парусный спорт можно назвать относительно экологичным. Есть ряд моментов, имеющих негативное влияние на окружающую среду. Однако в защиту стоит сказать, что в яхтинге минимально используется ископаемое топливо. Главная движущая сила — ветер, и таким образом минимизируется углеродный след. Также яхтинг — один из самых тихих видов спорта, имеет максимально низкий уровень шумового загрязнения. Более того, в наши дни совершенствуются методы строительства яхт и их оборудования. Растет число строителей, интегрирующих солнечные панели в яхты для производства энергии. По словам самих яхтсменов, их вклад в сохранение окружающей среды проявляется также и на бытовом уровне: осуществление закупки только самого необходимого в виду отсутствия места и условий для длительного хранения (таким образом сокращается бессмысленное потребление); использование большего количества продуктов, подлежащих вторичной переработке, и, самое главное, за борт практически не выбрасывается мусор [39].

Основные точки притяжения второй половины пути по Беломоро-Балтийскому каналу на яхте под парусами (Архангельск-Санкт-Петербург) в рамках ЭкоСпорт следующие:

1. Город Архангельск — старт парусной школы с участием клуба юных моряков г. Северодвинска (ДМЦ «Североморец», https://severomorets29.ucoz.ru/ и яхт-клубов Арктического яхтенного союза, https://yacht29.ru/. Архангельск является не только городом морской культуры и флотских традиций, но и знаменит своей школой лоцманов, первые известные имена относятся к еще к началу XVII столетия. В 1870 году было создано Архангельско-Мурманское срочное пароходство, грузопассажирские суда которого начали совершать регулярные рейсы по Белому морю и вдоль Кольского полуострова до норвежского города Вардё. На эти современные пароходы стремились поступать выпускники Архангельских шкиперских учебных курсов и других мореходных классов, расположенных на побережье Белого моря. Не случайно морские профессии считались самыми престижными среди прибрежных жителей Архангельского Севера. Морские традиции, выработанные не одним поколением северян, не утратили своего значения в Архангельске и в наше время [40].
Здесь в рамках проекта будет сформирован обучающий экипаж юных моряков из 6 человек на конкурсной основе, которые отправятся на яхте на яхте из Белого моря в Онежское озеро: Архангельск-Беломорск-Петрозаводск. В город Беломорск команда Парусной школы пройдет по Беломорско-Балтийскому каналу, запуск которого состоялся 90 лет назад 2 августа 1933 года, и будет готова участвовать в мероприятиях, посвященных этой дате.

2. Следующий пункт следования — город Петрозаводск, где в XVII веке для хождения по русским северным морям на Дальний Восток (для иностранцев — плавания), на стапелях Старого Адмиралтейства города создается новый тип кораблей, предназначенный для перевозки грузов — это укрупненный модернизированный русский коч (водоизмещением 600 тонн) для транспортирования грузов. Новые укрупненные корабли несли три мачты, на конце бушприта оставили мачту с прямым парусом [41].

В Петрозаводске в рамках проекта пройдет подведение итогов морского пути и смена обучающего экипажа. Яхта «Архангельск» будет готова взять на борт в карельской столице команду юных мореходов из Карелии и проследовать с ними до города Лодейное поле Ленинградской области.

В Петрозаводске также планируется организовать для активного населения экскурсии по яхте с целью пропаганды экологичного парусного спорта. Далее по Онежскому озеру до села Вознесения команда юных яхтсменов Республики Карелия проследует по реке Свирь, знакомясь со шлюзовой системой вплоть до Лодейного поля. На протяжении этого маршрута планируются остановки как минимум в четырех населенных пунктах, включая технические остановки.

3. Ленинградская область, Лодейное поле — древнейший русский город, колыбель российского флота, где Петр I в 1702 году заложил верфь. Остановка для смена экипажа выбрана не случайно: как в Карелии, так и здесь в области проживают компактно вепсы, малочисленный народ финно-угорской языковой группы. И, если в республике проживает более половины от общей численности этого народа, то в Ленинградской области чуть больше 20%, а Лодейнопольский район — один из малочисленных. Поэтому, привлекая внимание к традиционному умению вепсов управления лодкой при традиционном рыбном промысле, мы меняем команду из Петрозаводска на команду Ленинградской области, отдавая предпочтение вепсам. Яхта «Архангельск» будет готова взять на борт команду молодых яхтсменов из Лодейного поля Ленинградской области и проследовать с ними до Санкт-Петербурга. Во время стоянки планируется организовать для активного населения экскурсии по яхте «Архангельск».

4. Конечный пункт Парусной школы — прибытие в Санкт-Петербург: финиш проекта состоится у причала ледокола «Красин», который 19 июня 1942 года в составе конвоя вышел в Архангельск, а наша парусная школа яхты «Архангельск» летом 2023 года здесь завершает свой поход. Для всех желающих будут проведены познавательные экскурсии как по ледоколу «Красин», так и по яхте «Архангельск».

Основные активности Парусной школы на яхте «Архангельск»:

• Участие в подготовке судна к экспедиции.

• Во время движения судна:

— участие в вахтенных (ходовых) сменах с точным соблюдением требований «Правил плавания по внутренним судоходным путям РФ», местных правил плавания и рекомендаций членов яхтенной команды для обеспечения безопасности плавания;

— принимать команды вахтенному рулевому, а также кратко и четко в соответствии с принятой терминологией производить дублирование команды, чтобы убедиться в правильном ее понимании;

— уметь читать и понимать значение показаний приборов своего заведования, после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте;

— постоянно и бдительно вести наблюдение за окружающей обстановкой (визуально и/или с помощью технических средств).

В рамках Парусной школы обучающиеся ребята освоят новые для себя компетенции морских специальностей: это проход по шлюзовой системе, знакомство с удивительными культурными и краеведческими объектами на территориях маршрута, несение самостоятельных вахтовых смен на яхте океанского типа. Плавание продлится не более одного месяца. Судовладелец представил в распоряжение команды проекта судно на весь период проекта, поэтому мы разбили все мероприятия на 3 этапа: подготовительный, теоретический и практический.
В целом реализация эко-культурной просветительской программы «Хождение от моря до моря, от устья до устья» в рамках проекта позволит собрать культурные коды каждого региона как драгоценные жемчужины в ожерелье единого многонационального культурного пространства, где каждая культура является ценностью, а их объединение подчеркивает подлинное духовное единство нашей страны.

Это ожерелье культурных кодов помогает познать истоки народной культуры, развивает национальное самосознание, возвращает национальную память, а также уважение к другим народам и их культуре, и все мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Выбранные нами инструменты ЭкоАрт и ЭкоСпорт помогают всем участникам и благополучателям проекта осознать также жизненно важную истину: «Как мы относимся к природе, так мы относимся и к своей стране!»
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ книги Рута Бенедикта. Хризантема и меч. [электронный ресурс]: URL:
https://studbooks.net/588508/literatura/analiz_knigi_r_benedikta_hrizantema_i_mech_(дата обращения: 20.10.2022).
2. Культурный код. [электронный ресурс]: URL: — https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 20.10.2022).
3. Вопросы литературы. 1957, № 8. С. 134. [электронный ресурс]: URL:
http://www.biografia.ru/arhiv/dobrolubov01.html#:~:text. (дата обращения: 20.10.2022).
4. Культурный КОД— обязательно к прочтению. [электронный ресурс]: URL: https://econet.ru/articles/105202-kulturnyy-kod-obyazatelno-k-prochteniyu(дата обращения: 20.10.2022).
5. Конституция Российской Федерации. [электронный ресурс]: URL: https://konstrf.ru/69 (дата обращения: 20.10.2022).
6. Путин В.В. Россия: национальный вопрос// Независимая газета. 2012.[электронный ресурс]: URL: https://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html
(дата обращения: 20.10.2022).
7. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 [электронный ресурс]: URL:http://government.ru/docs/all/94274/(дата обращения: 20.10.2022).
8. Важность традиционных ценностей.[электронный ресурс]: URL:https://www.interfax.ru/russia/806394(дата обращения: 20.10.2022).
9. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»[электронный ресурс]: URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046(дата обращения: 20.10.2022).
10. Культурный код. Что важно для современной молодёжи? [электронный ресурс]: URL:https://www.cism-ms.ru/poleznye-materialy/kulturnyy-kod-chto-vazhno-dlya-sovremennoy-molodyezhi-/(дата обращения: 20.10.2022).
11. Культура многонациональной России.[электронный ресурс]: URL:https://sudaryshka.ru/blog/post28(дата обращения: 20.10.2022).
12. Тарбаева В.М., Мерзлякова А.М. Народные традиции формирования экологической культуры и их значение для современного воспитания и образования детей с ограниченными возможностями.// Арктика 2035. 2022. Вып.1. № 9. С. 80-94
13. Санкт-Петербург как центр обеспечения инновационного развития Арктики.[электронный ресурс]: URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sankt-peterburg-kak-tsentr-obespecheniya-innovatsionnogo-razvitiya-arktiki-po-materialam-ekspozitsii-mezhdunarodnogo-arkticheskogo(дата обращения: 20.10.2022).
14. День коренных народов. [электронный ресурс]: URL:(https://www.spb.kp.ru/daily/27146/4240206/(дата обращения: 20.10.2022).
15. Единство национальностей.// Тосненский вестник. 2022.[электронный ресурс]: URL:https://tosno-vestnik.ru/2022/07/15(дата обращения: 20.10.2022).
16. Коренные народы Ленинградской области. [электронный ресурс]: URL:https://xn----stb8d.xn--p1ai/Portfolio/80/(дата обращения: 20.10.2022).
17. Шлиссельбург. [электронный ресурс]: URL:https://wikiway.com/russia/shlisselburg/(дата обращения: 20.10.2022).
18. Подпорожье. [электронный ресурс]: URL:https://gorodarus.ru/podporozhe.html
(дата обращения: 20.10.2022).
19. Подпорожье на один день. [электронный ресурс]: URL:https://dzen.ru/media/id/614774b268a9070c18b643f0/podporoje-na-odin-den-gorod-glazami-komandirovochnogo-624d92dfb2ab88766a173179(дата обращения: 20.10.2022).
20. Случевский К.К. По Северу России М: ОГИ, 2009.[электронный ресурс]: URL:http://www.rgo-sib.ru/book/kniga/155.htm(дата обращения: 20.10.2022).
21. Вознесенье - жизнь у истока Свири.[электронный ресурс]: URL:https://travel.dogrurik.ru/voznesene(дата обращения: 20.10.2022).
22. Коренные жители Карелии — кто они?[электронный ресурс]: URL:https://otdyhvkarelii.ru/articles/korennye-zhiteli-karelii-kto-oni/(дата обращения: 25.10.2022).
23. Традиции карелов.[электронный ресурс]: URL:https://musaget.ru/traditsii-karelov-pityo-krovi-i-tayny-stroitelstva(дата обращения: 25.10.2022).
24. Повенец. Бывший уездный город[электронный ресурс]: URL:
https://nord-ursus.livejournal.com/226510.htm(дата обращения: 25.10.2022).
25. Повенец: тропа богомольцев. Осударева дорога.[электронный ресурс]: URL:https://anashina.com/povenec-tropa-bogomolcev-osudareva-doroga-belomorkanal/
26. Повенец. Бывший уездный город. [электронный ресурс]: URL:https://nord-ursus.livejournal.com/226510.html(дата обращения: 25.10.2022).
27. Повенец — город с потерянной историей»[электронный ресурс]: URL:https://sveta-konfeta1.livejournal.com/22059.html(дата обращения: 25.10.2022).
28. Беломорск. [электронный ресурс]: URL:https://gorodarus.ru/belomorsk.html)
29. Водные ресурсы Беломоро-Балтийского водного пути. [электронный ресурс]: URL:https://bbkanal.ru/page2395016.html(дата обращения: 25.10.2022).
30. Беломорск - угрюмая суровость севера, [электронный ресурс]: URL:
https://ru-travel.livejournal.com/31438073.html,
31. Беломорск. Часть 1. [электронный ресурс]: URL:
https://nord-ursus.livejournal.com/192025.html)
32. Какие народы живут в Архангельской области. [электронный ресурс]: URL:
https://hultafors-russia.ru/kakie-narody-zhivut-v-arhangelskoy-oblasti-nazvaniya
33. Ненцы — старинные жители Севера. [электронный ресурс]: URL: https://travelask.ru/articles/nentsy-starinnye-zhiteli-severa
34. Общие сведения и история Архангельска.[электронный ресурс]: URL:https://nesiditsa.ru/city/arkhangelsk(дата обращения: 25.10.2022).
35. Поездка в Архангельск: тюлень-спаситель, остров Соломбала и ворота в Арктику[электронный ресурс]: URL: https://travel.yandex.ru/journal/arhangelsk/
36. Архангельск — чем город интересен для туристов. [электронный ресурс]: URL: — https://horosho-tam.ru/rossiya/arhangelsk(дата обращения: 25.10.2022).
37. Неспящая колыбель флота. [электронный ресурс]: URL: https://www.rbc.ru/society/28/03/2013/5704059f9a7947fcbd4472cb)
38. Объекты нематериального культурного наследия СЗФО. — [электронный ресурс]: URL: https://www.finnougoria.ru/.
39. Яхтсмены об экологии// Окружающая среда СПб. 14.10.2019. [электронный ресурс]: URL: http://ecopeterburg.ru/2019/10/14/
40. Архангельск - город морской культуры и флотских традиций. [электронный ресурс]: URL: https://www.gumilev-center.ru/arhangelsk-gorod-morskoy-kulturyi-i-flotskih-traditsiy/
41. Петрозаводск-Лодейное поле — древнейший русский город, где русские строили лодьи и Русский флот. [электронный ресурс]: URL: https://viktoriiako.livejournal.com/41580.html
Saint-Petersburg — Arkhangelsk: from sea to sea (conservation of cultural code)
№3 (11) 2022

KEY WORDS

ABSTRACT


The article is devoted to the importance of preserving the cultural code as one of the main keys to understanding the essence of both the individual and the nation as a whole through the prism of the cultural heritage of our ancestors. The cultural code has a great influence on the formation of a person and creates guidelines for activity in any community. The author also shows the importance of folk traditions in the formation of the ecological culture of the peoples of the northern and Arctic regions. An assessment is given and the significance of these traditions for modern upbringing and education is determined on the example of the implementation of the environmental education project “St. Petersburg — Arkhangelsk: from sea to sea”.

DOI: 10.51823/74670_2022_3_112
Скачать PDF