Туризм с приставкой этно

АННОТАЦИЯ


Внутренний туризм становится все более ценным видом активностей как для организованных путешественников, так и для самостоятельных тревелеров. Однако арктический туризм все еще является дорогой экзотикой, причем самым новым, желанным и востребованным выглядит этнотуризм в высоких широтах. Популярность его быстро растет. В данной статье предложены способы повысить доступность этнотуризма и стимулировать развитие отрасли в Красноярском крае.
В Красноярском крае к Арктической зоне отнесена вся территория Таймыра, Туруханского района, а также десять населенных пунктов Эвенкии и город Норильск. Арктика — это 2/3 территории региона, который является вторым по площади субъектом в России после Якутии.
Каждый арктический муниципальный район края уникален: в каждом из них проживают коренные малочисленные народы, сохранившие культуру, уклад, традиции и обычаи. Например, несмотря на сложную логистику, можно добраться до уникального места края — в поселок Суринда, где сохранилось домашнее оленеводство. В Эвенкии из Красноярска можно на самолете долететь в село Ванавара, чтобы посетить знаменитый заповедник «Тунгусский метеорит».


Экскурс в историю


Я — уроженец Таймыра, и мне близка его история, уходящая корнями в далекую древность. Как выяснили ученые, первые люди пришли на Таймыр еще в эпоху мезолита (примерно 10–5 тыс. лет до новой эры) вслед за отступавшим ледником, занимаясь охотой и рыболовством. В I тысячелетии новой эры из Южной Сибири на Таймыр под давлением кочевых племен пришли предки современных ненцев. Основой их хозяйства были пастушеское оленеводство, сухопутная и морская охота, рыболовство.

До прихода сюда русских эту землю населяли предки нганасан. Первопроходцы шли на Таймыр, прежде всего, за пушниной. Территория Таймыра, или Пясида, как называли этот край землепроходцы в XVII в., была частью Мангазейского уезда. По системе притоков реки Пясина в 1620-е годы землепроходцы проникли на реки Хету и Хатангу. Этот период условно считается периодом возникновения первых русских поселений: зимовий Хантайский, Хатангский, Хетский, Авамский и Дудинский.

В 1631 году Таймыр вошел в состав Российского государства. В XVIII веке появились первые очертания полуострова Таймыр на географических картах, чему способствовала Великая Северная экспедиция. Имена участников экспедиции увековечены на карте Таймыра в географических названиях: берег Харитона Лаптева, мыс Челюскин, шхеры Минина, берег Прончищева и пролив Овцына.

В XIX в. начали искать путь для прохода судов по северным морям России — тогда небольшое парусное судно А. Норденшельда «Превен» через пролив, носящий теперь это название, вошло в бухту, которую Норденшельд считал лучшей на всем северном побережье. Назвали ее гаванью Диксона. Тогда же, в конце XIX века, началось торговое судоходство на пароходах через Карское море в устье Енисея. Первые грузы с Енисея — графит, рыба, пушнина — были отправлены в 1877 году на небольшом парусном судне «Утренняя заря».

В начале XX века были открыты острова Северной Земли. В 1915 году на Диксоне был поставлен первый домик-радиостанция для связи с «Большой землей», позднее — метеорологическая станция. Уже тогда люди понимали, что в Арктике формируется климат Северного полушария всей планеты.

Далее началось индустриальное развитие северных окраин. Оно было связано с освоением Северного морского пути, строительством портов и промышленных предприятий. Тяжелое экономическое положение тундровиков и форсированные темпы коллективизации стали причиной восстания долган и нганасан в Авамском и Хатангском районах в апреле 1932 года. Участники этих событий в 1938 году были репрессированы, а их олени переданы в колхозы Таймырского округа. В 1936 году большинство хозяйств было переведено в сельхозартели, и коллективизация была завершена к 1940 году.

Несмотря на то, что Сибирь была глубоким тылом, именно Таймыр в годы войны стал единственным местом за Уралом, где проходили боевые действия. В 1942 году немцы приняли решение прервать движение советских судов по Северному морскому пути с военными грузами, разрушив полярные порты СССР, и заодно установить связь рейха с Японией. Для этого была разработана операция «Вундерланд». Крейсер «Адмирал Шеер» вошел в Карское море, обстрелял радиостанцию на мысе Желания и потопил героически сражавшийся в неравном бою ледокол «Александр Сибиряков». Затем враги направились в Диксон, чтобы захватить его силами 180 солдат. Но операция провалилась: северяне отстояли порт Диксон и сорвали нацистские планы. Местные жители вместе с военными моряками смогли подготовиться к появлению кораблей противника, встретив врага береговой артиллерией. Навстречу немцам направились корабли «Дежнёв» и «Революционер». Теперь каждый год 27 августа жители города отмечают «День обороны Диксона».

Сейчас на Таймыре установлены монументы, посвященные тем событиям: памятник-мемориал морякам-североморцам-защитникам Диксона, военно-исторический мемориальный комплекс, посвященный героическим защитникам Арктики в годы войны, и светящийся маяк — памятник экипажу ледокольного парохода «Александр Сибиряков».


Туристический потенциал


История становления нынешнего Таймыра многогранна и увлекательна — здесь точно есть что посмотреть. Как результат, на Таймыре начали развиваться относительно новые виды активности: этнотуризм и этностойбища. Импульс развитию этнотуризма придал контекст последних лет — пандемия коронавирусной инфекции и геополитическая ситуация.

С летнего сезона 2020 года начался серьезный всплеск интереса российских туристов и путешественников к экологическому туризму — виду туризма, ориентированного на использование природных ресурсов. Экотуризм и этнотуризм стали особенно востребованы горожанами, стремящимися выбраться за пределы «каменных джунглей».

Развитие таких видов туризма связано с организацией природной среды для туристических целей. Основой рекреационного природопользования и экологического туризма в большинстве европейских регионов России является система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) разного ранга: заповедники и заказники, национальные и природные парки, дендрологические парки, памятники природы и музеи-заповедники.

Красноярский же край, и, в частности, Таймыр, предлагает несколько иной вид экологического отдыха. В настоящее время у людей появляется повышенный интерес к этнической тематике. Мы, как коренные малочисленные народы, наблюдаем это во время различных межрегиональных и всероссийских мероприятий по популяризации нашей истории, традиций и обычаев.

Таймыр — уникальный регион в составе Красноярского края, он считается самым перспективным в сфере туризма. Более 35 лет на территории Таймыра действуют три крупнейших государственных заповедника России: биосферный резерват «Таймырский», объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Путоранский» и самый большой заповедник России «Большой Арктический».
РИСУНОК 1. ОЛЕНЯ НА ТАЙМЫРЕ НАЗЫВАЮТ «КРЫЛЬЯМИ СЕВЕРНОГО ЧЕЛОВЕКА»
Их территории занимают почти 12 % территории полуострова Таймыр и охватывают все природные зоны Арктики. Они включают плато Путорана, районы Центрального Таймыра, зону арктического побережья с островами, заказники «Североземельский» и «Пуринский».
Немаловажным фактором является и то, что до Таймыра можно добраться напрямую из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска. Максимально простая логистика — еще один критерий, на который обращают внимание потенциальные гости Таймыра.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Красноярского края проживают 16226 представителей восьми этносов коренных малочисленных народов (КМН) Севера и Сибири, при этом на Таймыре живут пять этносов: долганы (5393 человека), ненцы (3494 человека), нганасаны (747 человек), эвенки (266 человек), энцы (204 человека) [1].
Несмотря на урбанизацию Таймыра и стремление к благам цивилизации, наиболее многочисленные этносы КМН стремятся сохранить свою уникальную культуру, языки, традиции и обычаи.

На протяжении нескольких последних лет на Таймыре создаются этностойбища. Они объединяют традиционные для коренных народов национальные объекты — чумы. Нартенная разновидность чумов — это передвижные домики на полозьях (балки), которые находятся непосредственно в местах выпаса домашних оленей. И туристы, которые приезжают на Таймыр, попадают в реальную среду обитания коренных малочисленных народов — непосредственно в семьи, для которых такая жизнь привычна и обыденна.

Самое ценное для путешественников — побывать там, где нет интернета и других благ цивилизации, а есть уникальная местность — тундра, душевные люди, их древний уклад жизни, живые олени и ночёвки в настоящем чуме из шкур.

В качестве примера можно рассказать об этностойбище «Тыяха» (в переводе с ненецкого языка — «оленья река»; само слово «ненец» означает «человек», оленя на Таймыре называют «крыльями северного человека»). Здесь можно отведать оленину, собрать морошку, купить сувениры из кости мамонта, посмотреть, как выделывают шкуры оленей. Такой туристический опыт запоминается на всю жизнь.
РИСУНОК 2. ЭТНОСТОЙБИЩЕ «ТЫЯХА»
Перспективы развития


В последнее время вопросам развития Арктической зоны в России уделяется особое внимание. Однако темпы реализации многих проектов невысоки — чтобы Север стал точкой притяжения путешественников, нужны инициативы властей, общественных организаций, общин коренных малочисленных народов.

Одним из основных национальных интересов, определенных «Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», утвержденных Указом Президента в 2020 году, является охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.

«Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [2], направлена, среди прочего, на обеспечение сохранения и популяризации культурного наследия, развития традиционной культуры, сохранения и развития языков малочисленных народов, развитие туристско-рекреационного кластера на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, Норильска и Дудинки.

Законодательные предпосылки к развитию отрасли арктического туризма имеются, однако, как это часто бывает, на этапе реализации конкретных проектов появляются затруднения. Для того чтобы, например, оформить земельный участок под рекреационную зону для создания этностойбища на Таймыре, необходимо внесение соответствующих изменений в генеральный план муниципалитета. Работы по внесению изменений могут длиться годами.

Полагаю, что в первую очередь необходимо внесение изменений в федеральное земельное законодательство, чтобы появилась возможность предоставлять льготные условия для желающих создать подобные объекты в черте муниципального образования, города или поселка. Ведь проект этностойбища не является объектом капитального строительства, никакого урона окружающей среде оно точно не нанесет.

Есть и другие перспективные способы повышения туристической доступности Арктики. Например, можно субсидировать стоимость авиабилетов при внутрирегиональных перелетах. Сейчас перелет из главного аэропорта Таймыра, Норильска, в другие регионы, например, в Новосибирск или Барнаул, может обойтись в разы дешевле, нежели в региональную столицу — Красноярск.

Арктические территории непозволительно долго не рассматривались в качестве туристических направлений. Поэтому не развивается должным образом и логистика, и качество туристического сервиса: есть дефицит гостиниц, предприятий общепита, транспорта для доставки путешественников из аэропорта к месту отдыха.

Есть позитивные примеры. Например, с 2020 года компания «Водоход» возит туристов на круизном теплоходе «Максим Горький» из Красноярска до Дудинки (крупнейший таймырский речной порт) по Енисею. Гости за 7–10 дней могут добраться до севера края с несколькими остановками в наиболее значимых береговых населенных пунктах Красноярского края. Но стоимость такого круиза для большинства граждан нашей страны непосильна.

Необходимо решить вопрос о субсидировании как турпакетов, так и авиаперевозок на Таймыр. Такие госпрограммы в России есть: например, кэшбек по карте «Мир» и субсидированные рейсы на Дальний Восток и в Арктику. Но они имеют существенные ограничения по возрастным требованиям к пассажирам, количеству билетов и маршрутной сети. Жителям Красноярского края — как северной, так и южной его части — необходима единая прозрачная система господдержки в части логистики и передвижения внутри региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении численности, размещения, возрастно-половой структуры, состояния в браке, рождаемости, числа и состава домохозяйств, национального состава и владения языками, гражданства, образования, источников средств к существованию, экономической активности населения, численности граждан РФ, постоянно проживающих в РФ, но находившихся на дату проведения переписи за пределами РФ, а также численности лиц, временно находившихся на дату проведения переписи на территории РФ. [Электронный ресурс] URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612-tom4.htm (дата обращения: 01.12.2022 г.).
2. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972 (дата обращения: 07.12.2022 г.).
Tourism with ethno

ABSTRACT


Domestic tourism is becoming an increasingly valuable activity for both organized travelers and independent travelers. However, Arctic tourism is still an expensive exotic, and ethnotourism in high latitudes seems to be the newest, most desirable and in demand. Its popularity is growing rapidly. This article suggests ways to increase the availability of ethnotourism and stimulate the development of the industry in the Krasnoyarsk Territory.

DOI: 10.51823/74670_2022_4_86
Скачать PDF