АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В РЕАЛИЗАЦИИ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова

АННОТАЦИЯ

Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) является одной из приоритетных территорий для развития страны. В данной статье авторами работы рассматриваются вопросы, касающиеся взаимодействия государства и бизнеса в освоении природных богатств АЗРФ, а также наиболее перспективные направления этого взаимодействия.

Введение

Под Арктической зоной Российской Федерации (АЗРФ) понимаются как сухопутные, так и морские территории, объединенные по географическому принципу в экономическую зону. В АЗРФ входят девять регионов: Мурманская и Архангельская области, республики Карелия, Коми, Саха (Якутия), Красноярский край, а также Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа [1]. Несмотря на наличие больших территорий (9 млн кв. км) и богатейшие запасы полезных ископаемых, территория Арктической зоны страны заселена крайне слабо: на ней проживает менее 2% населения страны.

В Арктической зоне Российской Федерации сосредоточены богатые месторождения никеля, меди, угля, лития, золота, урана, вольфрама, алмазов и других полезных ископаемых. Сегодня в Арктической зоне идет активная добыча углеродосодержащего сырья (нефть, газ и уголь) [2]. Именно поэтому к основным темам арктической политики РФ относятся добыча полезных ископаемых, поддержание экологической и военной безопасности, развитие Северного морского пути, социальной инфраструктуры и обеспечение жителям АЗРФ комфортного проживания с целями повышения качества жизни населения в этих регионах, инвестиционной привлекательности территорий, а также увеличения экономического вклада АЗРФ в российскую экономику.

Для реализации данной политики и увеличения эффективности использования ресурсов был создан особый режим предпринимательства в АЗРФ, основной задачей которого является поддержка инвестиционного бизнеса. Одним из способов достижения этих целей является привлечение инвестиций в Арктический регион страны путем организации взаимодействия государства и бизнеса [3].


Реализация проектов в АЗРФ: роль Северного морского пути

В настоящее время в АЗРФ реализуется большое количество проектов, связанных с развитием инфраструктуры — производственной, транспортной, общественно-социальной и пр. По заявлению министра Алексея Чекункова, в Арктике в 2023 году при поддержке государства было реализовано более 700 проектов, причем более чем в 600 из них использовались меры поддержки, предусмотренные арктическим законодательством. Государство поддерживает малое предпринимательство и развитие цифровой экономики, занимается решением проблем
в сферах экологии, культуры, жилья и городской среды [4].

На данный момент в реестр резидентов АЗРФ входит 564 резидента, совокупный объем инвестиций которых составляет 800,75 млрд рублей, а количество созданных рабочих мест превышает 22,5 тыс.

Для повышения рентабельности добычи полезных ископаемых в труднодоступных районах АЗРФ и сложных климатических условиях государство предоставляет налоговые льготы резидентам и оказывает им административную поддержку. Для реализации инвестиционных проектов земельные участки предоставляются резидентам без проведения торгов. У них есть возможность применения на обустроенных и оборудованных участках процедур свободной таможенной зоны; проверки в отношении резидентов проводятся в сокращенные сроки и только по согласованию с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Значимую роль в жизни Арктики играет Северный морской путь (далее СМП). Свободный выход в Северный Ледовитый океан позволяет расширять экспорт и импорт товаров, что имеет огромное значение в условиях проведения активной санкционной политики по отношению к России. Учитывая данные обстоятельства, Президент страны дал поручения соответствующим ведомствам по разработке новых проектов (порт Индига) и ускоренной реализации уже запущенных (Северный широтный ход). Такие шаги положительно скажутся на реализации проекта по созданию порта Лавна (Мурманск), который имеет не только региональное, но и федеральное значение, поскольку обеспечивает развитие транспортной системы страны [4].
Следует отметить, что на сегодняшний день, по оценкам Минвостокразвития России, имеются технические возможности для обеспечения круглогодичного судоходства по Севморпути, но для этого необходимы модернизация портов на всем его протяжении и строительство новых ледоколов.

Государство активно участвует в развитии инфраструктуры Северного морского пути, потому что развитие СМП в среднесрочной перспективе увеличит добычу полезных ископаемых и упростит их доставку на рынки сбыта. Особенно важно развитие СМП в контексте реализуемого «разворота на Восток».

В настоящее время ключевыми направлениями инвестиций в инфраструктуру СМП являются:

• развитие портовой инфраструктуры и проведение дноуглубительных работ (79,43 млрд рублей);

• создание ж/д-коридоров к СМП (административная и организационная поддержка);

• строительство ледокольного флота (119,54 млрд рублей);

• обеспечение безопасности судоходства (391,79 млрд рублей).

Согласно распоряжению правительства РФ от 01.08.2022 № 2115-р, ожидается грузооборот:

• 90 млн т в 2024 году (целевой показатель — 80 млн т);

• 216 млн т в 2030 году (целевой показатель — 150 млн т);

• 238 млн т в 2035 году (целевой показатель — 220 млн т).

В связи с этим для РФ открываются новые возможности и в сфере международного сотрудничества. Так, подтвердила свои намерения относительно использования СМП Республика Беларусь. Она по-прежнему планирует реализовать проект по строительству собственного порта в Мурманске и активизировать торгово-экономическую деятельность на Дальнем Востоке. Белоруссия намерена в дальнейшем увеличить объем своих товаров, поставляемых через российские порты, и ориентироваться на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, что в условиях санкций, в которых находятся Россия и Республика Беларусь, является потенциально перспективным вектором развития. Тем самым Белоруссия поможет увеличить грузопоток по Севморпути. Ранее Республика Беларусь вывозила калийные удобрения и нефтепродукты в основном через порты в Прибалтике, при этом еще в августе 2022 года делегация этой страны обсуждала в Мурманске планы по организации перевалки белорусских удобрений через местный порт.

Несмотря на то что грузооборот в морских портах Арктического бассейна в январе 2023 года был ниже на 2,5% (8,3 млн тонн), чем за аналогичный период прошлого года, в целом грузооборот морских портов вырос на 7,5% — до 74,9 млн тонн, 11% из них пришлось на долю арктических портов.


Инвестиционно привлекательные сферы в АЗРФ

В перечень привлекательных сфер для инвестиций в АЗРФ входят добыча полезных ископаемых, транспортная отрасль, туризм, лесная промышленность, экология. В Ямало-Ненецком округе, например, идет развитие крупного проекта «Ямал СПГ» (сжиженный природный газ), направленного на развитие газодобывающей промышленности. В современных условиях реализация данного проекта имеет не только экономический, но и стратегический эффект. В его рамках также создается транспортная инфраструктура, включающая морской порт и аэропорт Сабетта [4].

В условиях санкций Российская Федерация планирует перерабатывать газ
в другие более маржинальные продукты (например, метанол, этанол и пр.) прямо в Арктике и перевозить их на экспорт по СМП, а также использовать их внутри страны для дальнейшей химической переработки (например, импортозамещения продукции бытовой химии).

Еще одной привлекательной сферой для инвестиций является туризм. Этот потенциал арктической зоны велик и в настоящее время активно популяризируется, однако не находит большого отклика у туристов — в частности, из-за удаленности территорий, слабо развитой туристической и транспортной (особенно в восточной части Арктики) инфраструктуры, проблем с обеспечением безопасности, высокой стоимости путешествия. Однако возможности для развития многих видов туризма, начиная от экспедиций и заканчивая рыбалкой, безусловно, есть.

Большой интерес вызывает и экотуризм. Пока в данной сфере планируется реализация только одного проекта — «Беломорский». Он связан с созданием системы зон отдыха в Архангельской области. Средства инвесторов в нем составляют 976 млн рублей, планируемые субсидии — более чем 400 млн рублей [5]. Специалисты предлагают создать единый проект «Эпос +», для того чтобы сформировать собирательный образ народов Российского Севера. Данный проект позволит увеличить интерес к культуре народов АЗРФ и простимулировать увеличение туристических маршрутов в данном регионе.

Набирает популярность промышленный туризм. Потенциал России здесь огромен: в стране порядка 18 тысяч разнообразных предприятий и заводов, при этом экскурсии принимают только 4% из этого числа. Государство активно продвигает и поддерживает проект. По плану Минпромторга России промышленные экскурсии планируется запустить во всех регионах России, а также вовлечь в него как можно большее число заводов, предприятий и представителей туриндустрии. Федеральную инициативу на днях поддержала компания «Газпром добыча Надым», которая занялась разработкой экскурсионных поездок на объекты в Ямало-Ненецком автономном округе. В частности, туристы смогут посещать работающие газовые месторождения. Экскурсантам обещают полную безопасность и удобную логистику. Стоит отметить, что для компании проект является и эффективным механизмом привлечения в регион высококвалифицированных кадров и профориентации молодежи.

Перспективной сферой для инвестиций можно считать также транспортную сеть.
В настоящее время активно ведутся реконструкция аэропортов, автодорог, развитие портовой инфраструктуры, планируется строительство железных дорог и создание единой защищенной информационно-коммуникационной системы АЗРФ. В Арктике находится 73 аэродрома — в данное время планируются их поддержка и реконструкция. Продолжаются работы в архангельском аэропорту, в развитие которого было вложено 4,4 млрд рублей [5]. В Новом Уренгое официально был открыт новый терминал аэропорта, который в том числе позволит увеличить пассажиропоток на внутренних маршрутах. Площадь нового терминала составила 19 тысяч кв. м, а пропускная способность — 840 пассажиров в час. Власти ЯНАО сумели реализовать проект за два года. Здесь важно отметить, что это первый пример модернизации аэропорта в рамках концессии. Денег из бюджета в объект не вкладывали, размер частных инвестиций оценивается в 11,5 млрд рублей. Новый терминал в тестовом режиме запустили еще в конце декабря 2022 года, и за истекший период он обслужил свыше 100 тысяч пассажиров. Сам проект состоялся во многом благодаря успешной кооперации властей Ямала, Минвостокразвития России, а также госкорпорации «ВЭБ.РФ».

Более того, правительство РФ поддерживает развитие судоходства в АЗРФ. Например, с целью развития портовой инфраструктуры в данный момент ведется строительство четырех терминалов в акватории СМП общим объемом инвестиций более 300 млрд рублей до 2030 года.
Большую значимость представляют собой проекты, связанные с развитием лесного хозяйства. В период 2013–2020 годов была создана программа, направленная на развитие зеленых зон и лесного хозяйства в целом. Целями этой программы являются развитие и повышение эффективности охраны, защиты и использования лесов и лесных ресурсов. Поскольку одной из основных проблем на сегодня стала борьба с лесными пожарами в труднодоступных зонах, в рамках этой программы были поставлены следующие задачи:

• разработка новых средств обнаружения возгораний в лесах АЗРФ;

• разработка плана поэтапного устранения очагов возгораний и внедрение новых средств для их устранения;

• проведение мониторинга и исследований влияния лесных пожаров на арктические экосистемы, качество воздуха и изменение климата.

В результате этой деятельности был запущен проект экологического картирования и мониторинга лесных пожаров в Арктике. По данным Глобальной информационной системы, количество лесных пожаров за последние четыре года увеличилось более чем в 3 раза. Причина данного явления — глобальное потепление, в связи с которым высыхают значительные массивы арктических лесов, что создает условия для возникновения крупных пожаров и самопроизвольного возгорания торфа.

Кроме того, в арктических регионах планируется развитие проекта, направленного на борьбу с парниковыми газами. Предполагается создание карбоновых полигонов, на которых будут изучаться различные способы борьбы с парниковыми выбросами.


Финансирование проектов в АЗРФ. Взаимодействие государства и бизнеса

Финансирование проектов в Арктике за редким исключением сопровождается поддержкой государства, или «бюджетным плечом», — стимулирующей поддержкой. Для их реализации используются различные модели взаимодействия государства и бизнеса, такие как концессии (в том числе арктическая концессия), контракты жизненного цикла и др.

Отбор инвестиционных проектов происходит следующим образом:

1) Юридическое лицо предоставляет необходимые документы для обоснования возможности реализации проектов, готовит заявление о включении инвестиционного проекта в перечень планируемых к реализации в АЗРФ.

2) Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики регистрирует заявление и перечень документов, которые должны быть предоставлены согласно постановлению «Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации», запрашивает ряд нужных документов посредством межведомственного запроса в налоговую службу. Министерство изучает переданные ему данные и удостоверяется в полноте предоставленных ему сведений. Также после изучения предоставленных ему материалов рассматривается вопрос о соответствии юридического лица необходимым критериям. В течение пяти рабочих дней министерство отправляет ответное письмо о причинах принятия или непринятия проекта.

3) В течение семи рабочих дней министерство формирует перечень инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации.

4) Президиум государственной комиссии по вопросам развития Арктики изучает предоставленный перечень инвестиционных проектов и выносит решение о его согласовании или несогласовании. Юридическое лицо, предполагающее осуществлять инвестиционную деятельность и участвовать в отборе, должно соответствовать определенным критериям, которые указаны в постановлении правительства РФ от 18 марта 2020 года № 297 «Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Арктической зоны Российской Федерации».

5) Юридическое лицо должно предоставить соответствующий пакет документов, включая в себя информацию о уже реализованных проектах, бизнес-план и финансовую модель проекта, предварительные расчеты его стоимости, документы, подтверждающие финансовые возможности инвестора, а также сведения о конкретной территории данного региона, на которой планируется реализация инвестиционного проекта. Кроме того, необходимо подтверждение со стороны кредитных организаций о готовности предоставить средства для покрытия полной стоимости проекта.

Государственно-частное (ГЧП) или муниципально-частное партнерства являются перспективным направлением взаимодействия государства и бизнеса и представляют собой сотрудничество между государственным партнером с одной стороны и частным партнером с другой, которое осуществляется на основе соответствующего договора [6]. Такое взаимодействие позволяет повысить эффективность совместных усилий, так как четко определяется срок действия договора, риски и финансовые затраты распределяются между партнерами в соответствии с пунктами договора. Договор ГЧП, таким образом, является гарантией того, что обязательства будут выполнены, так как частный партнер подвержен финансовым рискам, а потому заинтересован в их выполнении, в то время как государство получает дополнительные средства для решения стратегически важных задач региона [7].

В условиях недостаточного объема бюджетного финансирования правительством РФ был принят ряд указов, направленных на развитие и поддержку инфраструктуры субъектов РФ, создан новый федеральный проект «Инфраструктурное меню». Так, у регионов есть возможность развить инфраструктуру, подлежащую реставрации, использовав методику отбора инфраструктурных проектов; источником средств при этом являются бюджетные кредиты из бюджета страны. Для этого компания, реализующая проект, должна быть новой и являться резидентом АЗРФ. Однако уже есть поручение Президента РФ подготовить предложения о распространении таких преференций на проекты уже работающих в АЗРФ компаний [7]. Сейчас инвесторам уже предложен широкий пакет налоговых льгот.


Формы взаимодействия государства и бизнеса, используемые в АЗРФ

В настоящее время в Арктике широко используются различные формы взаимодействия государства и бизнеса. Это, например:

— Соглашения о государственно-частном партнерстве и концессионные соглашения. В чистом виде примеры использования соглашения о ГЧП в АЗРФ практически отсутствуют, что связано со сложностью его реализации. Примеры же концессионных соглашений существуют, правда, они также редки. Так, в Архангельске по этой схеме проходит реконструкция городской системы водоснабжения и водоотведения. Соглашение заключено на 49 лет, объем инвестиций — свыше 12 миллиардов рублей. Концессионный механизм использовался, кроме того, при строительстве автодороги Сыктывкар — Нарьян-Мар и объектов инфраструктуры морского порта Мурманск. По оценкам экспертов, Заполярье лидирует по числу проектов, реализуемых на принципах ГЧП: с их помощью там создали систему обработки и хранения отходов, центр репродуктивных технологий, построили крытый каток и другие объекты.

В новых проектах по созданию культурно-делового центра «Новый Мурманск» на базе недействующего судоремонтного завода и сетей электроснабжения для ТОР «Столица Арктики» также задействуют концессию. Стандартные модели ГЧП не всегда отвечают потребностям арктических регионов: на Севере проектам требуется большее софинансирование со стороны государства. Однако, по мнению авторов, принятие нового закона о ГЧП — федерального закона № 296-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрены существенные поправки в регулировании в первую очередь концессионных соглашений, а также соглашений о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве (ГЧП), позволит более активно применять ГЧП и концессионные соглашения в АЗРФ.

— Энергосервисные контракты. Энергосервисные контракты активно используются для развития смешанной генерации с использованием ВИЭ. В Якутии уже реализуются несколько десятков таких проектов.

— Арктическая концессия. Совсем недавно в Арктике появилась возможность использовать механизм финансирования, аналогичный Дальневосточной концессии, — Арктическую концессию. Арктическая концессия представляет собой особый режим использования и развития территорий в Арктическом регионе в виде соглашения между государственными органами и привлеченными инвесторами, которое дает последним специальные права на осуществление экономической деятельности на определенной территории. Одним из ключевых преимуществ Арктической концессии является ее способность стимулировать экономический рост и развитие в регионе. С помощью привлечения инвесторов и предоставления им особых прав Арктическая концессия может стимулировать развитие инфраструктурных проектов и разработку природных ресурсов, создавать новые рабочие места и содействовать повышению уровня жизни населения.

Еще одно ее преимущество заключается в способности содействовать устойчивому развитию региона. В соглашении о концессии обычно содержатся требования по соблюдению экологических стандартов и принятию мер по сохранению уникальной природы Арктического региона. Таким образом, Арктическая концессия может способствовать поддержанию баланса между экономическим развитием и сохранением природной среды. Арктическая концессия имеет большой потенциал для применения в самых различных сферах, например для разработки
и добычи полезных ископаемых, таких как нефть и газ, для развития рыболовства и аквакультуры. Кроме того, концессия может быть применена в области туризма и развития инфраструктуры, включая строительство портов и дорог. Важно отметить, что реализация Арктической концессии должна выполняться в соответствии с международным правом и учетом интересов коренных народов Арктики;

— Механизм единой субсидии. Исходя из опыта, полученного на Дальнем Востоке, правительство РФ предложило использовать механизм единой субсидии на Севере, в Арктике. Данный механизм является инструментом государственной поддержки, разработанным для стимулирования экономического развития и повышения жизненного уровня в Арктическом регионе. Он предусматривает предоставление финансовой помощи компаниям и предпринимателям, осуществляющим деятельность в этом регионе. Применимость механизма единой субсидии распространяется на различные области экономики, включая нефтегазовый сектор, добычу полезных ископаемых, сельское хозяйство, рыболовство, туризм инфраструктурные проекты. Благодаря этому механизму компании могут получить поддержку государства на всех этапах своей деятельности — от исследования и разработки до реализации проектов.

Одним из главных преимуществ механизма единой субсидии является его направленность на создание привлекательных инвестиционных условий в Арктической зоне. Предоставление финансовой поддержки позволяет снизить риски и стимулирует приток инвестиций в регион, что способствует развитию новых проектов, созданию рабочих мест и улучшению экономического потенциала. Кроме того, единая субсидия способна стимулировать научно-технический прогресс и инновации: компании, осуществляющие исследования и внедрение новых технологий в Арктике, могут получать финансовую поддержку и техническую помощь от государства. Это способствует внедрению экологически чистых процессов, снижению негативного воздействия на окружающую среду и повышению эффективности производства.

Единая субсидия также направлена на социальную поддержку населения Арктической зоны, включая программы по обеспечению доступности жилья, улучшению условий жизни и образования, а также на поддержку малого и среднего бизнеса. Это повышает качество жизни и создает благоприятную социальную среду в регионе. Механизм единой субсидии является мощным инструментом развития Арктической зоны России, способствуя привлечению инвестиций, развитию новых проектов, поддержке научно-технического прогресса и повышению качества жизни населения.

Единая субсидия имеет конкретных адресатов — перспективные центры экономического роста. В субъектах Российской Федерации к перспективным центрам экономического роста можно отнести административные центры, отдельные городские населенные пункты, агропромышленные и минерально-сырьевые центры и территории, специализирующиеся на туризме, а также территории, на которых размещаются научно-образовательные центры или их отделения (филиалы). Финансирование социальной инфраструктуры таких центров позволит им интенсивно развиваться, привлекать квалифицированные кадры, а главное — обеспечить жителям комфортное проживание.

Тем не менее в данном случае необходимо использовать различные формы взаимодействия государства и бизнеса. Часть средств, которые будут привлечены по программе «Единая субсидия», необходимо потратить на подготовку проектов соглашений государственно-частного партнерства и концессий. Их подготовка достаточно затратна и составляет около 10% объема средств на реализацию проекта, а отсутствие таких средств сдерживает подготовку соглашений. Использование единой субсидии позволяет возместить затраты на подготовку проекта соглашения, и это поспособствует более успешному осуществлению проектов Арктической концессии.


Заключение

Развитие Российской Арктики входит в число стратегических проектов развития страны, ее ресурсы имеют колоссальное значение для экономики. Возможности России в Арктике превышают возможности других стран, но проживание граждан, ведение бизнеса и развитие территорий в этом регионе осложняют суровые природно-климатические условия. На арктические экосистемы существенное влияние оказывает и глобальное потепление, которое делает экосистему еще более хрупкой. Уровень жизни населения Арктики отстает от общероссийского, транспортная инфраструктура и коммуникации развиты плохо. Из северных регионов продолжается отток населения. К тому же затягивается строительство ледокольного флота, что уменьшает возможности СМП.

Большинство экономических и социальных проектов в АЗРФ требуют больше финансовых и временных ресурсов по сравнению с другими регионами страны, поэтому с точки зрения экономической выгоды они могут быть непривлекательными для инвесторов. Частные инвесторы фокусируются на добывающей промышленности, поддерживают проекты, связанные с развитием туризма, лесного хозяйства, транспортной сети, но, поскольку риски инвестиций в АЗРФ выше, чем в других регионах страны, бизнесу требуется дополнительная поддержка государства [8, 9]. Для органов же государственной власти важно, чтобы инвестиционная деятельность в рамках развития АЗРФ была своевременной и сбалансированной.

Именно поэтому ГЧП в развитии Российской Арктики имеет весьма большое значение, так как это наиболее эффективный механизм реализации государственных проектов. В результате такой формы партнерства частные компании получают преимущества в виде налоговых льгот, а государство — возможность в полной мере осуществить мероприятия, которые необходимы для развития региона. И поскольку проекты по развитию АЗРФ являются одними из наиболее дорогостоящих, то ГЧП — это фактически единственный способ их реализации с привлечением внебюджетного финансирования.

ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 № 296 (ред. от 13.05.2019) «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации [электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38377 (дата обращения: 30.08.2023).
2. Татаркин А. И. Оценка природно-ресурсного и производственного потенциала северных и арктических районов: состояние и перспективы использования / А. И. Татаркин, В. Г. Логинов // Проблемы прогнозирования. 2015. — № 1 (148). — С. 33–44.
3. Указ Президента Российской Федерации 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972 (дата обращения: 30.08.2023).
4. Гагиев Н. Н., Гончаренко Л. П., Сыбачин С. А., Шестакова А. А. Национальные проекты в Арктической зоне Российской Федерации // Арктика и Север. — 2020. — № 41. — С. 113–129.
5. Воротников А. М., Гасанова С. Ф. Государственно-частное партнерство — механизм развития экологического туризма на особо охраняемых территориях Арктической зоны Российской Федерации // Журнал экономических исследований. — 2019. — № 1. —
С. 24–33.
6. Воротников А. М. Актуальность реализации проектов государственно-частного партнерства на территории Арктической зоны Российской Федерации // Журнал юридических исследований. Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». — 2017. — Т. 2. — № 3. —
С. 65–77.
7. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ
«О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71129190/ (дата обращения: 18.10.2022).
8. Пилясов А. Н., Путилова Е. С. Новые проекты освоения Российской Арктики: пространство значимо! // Арктика и Север. — 2020. — № 38. — С. 20–42.
9. Национальные проекты в Арктической зоне Российской Федерации: механизмы реализации [электронный ресурс] // Росконгресс. URL: https://rosscongress/org/news/nationalnyeproektyvarkticheskojzonerossijskojfederatiimehanizmyrealizatsii / (дата обращения: 23.04.2022).
CURRENT AREAS OF INTERACTION BETWEEN THE STATE AND BUSINESS IN THE IMPLEMENTATION OF INVESTMENT PROJECTS IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Baronova M. I.
Vorotnikov A. M.
Skvortsova A. S.

ABSTRACT


The Arctic zone of the Russian Federation (AZRF) is one of the priority territories of the country’s development. In this article, the authors of the work consider issues related to the interaction of the state and business in the development of the natural resources of the Russian Arctic, as well as the most promising areas of this interaction.

УДК 330.322
Скачать PDF