КОНЦЕПЦИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО РАЗВИТИЮ АРКТИКИ

Ключевые слова

АННОТАЦИЯ


В статье представлен анализ Концепции Китая по развитию Арктики. Китайская Арктическая Концепция соответствует лидерству в научных исследованиях, делает упор на защиту окружающей среды, выступает за рациональное природопользование, выступает за правовое управление и международное сотрудничество, а также направлена на поддержание мирного, безопасного и стабильного арктического порядка. Арктическая концепция Китая зиждется: на постоянном научном исследовании и познании Арктики; на защите экологической среды Арктики и реагировании на изменение климата; на разумном и рациональном использовании ресурсов Арктики; на активном участии в международном сотрудничестве по Арктике; на содействии миру и стабильности в Арктике. Арктика тает, экономика и торговля становятся легче, и ожидается, что Китай получит новый «нефтяной маршрут». После того, как освоение арктического водного пути и объединение «вдоль полярного экономического круга» будут реализованы, это принесёт: экономическую выгоду, политическую выгоду и стратегические выгоды, связанные с расширением глобального экономического и геополитического пространства Китая в следующие 30-50 лет. Научные исследования в Китае, по развитию Арктики, лежат в плоскости пяти ключевых позиций:
1)  участие в проектах по добыче, переработке и транспортировке углеводородов;
2) развитие и использование арктического водного пути;
3) развитие возобновляемой энергетики;
4) развитие рыболовства;
5) развитие арктического туризма.

Концепция



Китайская Арктическая Концепция соответствует лидерству в научных исследованиях, делает упор на защиту окружающей среды, выступает за рациональное природопользование, выступает за правовое управление и международное сотрудничество, а также направлена на поддержание мирного, безопасного и стабильного арктического порядка.

Арктическая концепция Китая зиждется на следующих постулатах:

• постоянное научное исследование и познание Арктики;


• защита экологической среды Арктики и реагирование на изменение климата;
• разумное и рациональное использование ресурсов Арктики;
• активное участие в международном сотрудничестве по Арктике;
• содействие миру и стабильности в Арктике.


Арктика тает, экономика и торговля облегчаются, и ожидается, что Китай получит новый «нефтяной маршрут». После того, как освоение арктического водного пути и объединение «вдоль полярного экономического круга» будут реализованы, это принесёт: экономическую выгоду, политическую выгоду и стратегические выгоды, связанные с расширением глобального экономического и геополитического пространства Китая в следующие 30-50 лет.

По оценкам Геологической службы США за 2008 год, запасы неоткрытой и технически извлекаемой традиционной нефти, природного газа и конденсата природного газа в пределах Северного полярного круга могут составлять 412 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента.

Доказанные запасы нефти магната Саудовской Аравии в настоящее время составляют всего 268,5 миллиардов баррелей.

В то же время суровые природные условия и слабая инфраструктура в Арктике также дают шанс на участие «инфраструктурному безумию», наиболее представительным из которых является проект «Ямал СПГ» в Арктике. Проект расположен в районе Сабета на полуострове Ямал в России, на побережье Карского моря за Полярным кругом. Это гигантский проект по производству сжиженного природного газа (СПГ), объединяющий добычу, переработку, сжижение, продажу и транспортировку месторождений природного газа.

Это не только крупнейший в мире проект по производству сжиженного природного газа (СПГ), но и крупнейший на сегодняшний день инвестиционный проект Китая в России. Окончательное инвестиционное решение по проекту было принято в декабре 2013 года. Запланированный общий объём инвестиций составляет 30 миллиардов долларов США, строительство будет осуществляться в три этапа. Планируемая общая производственная мощность составляет 16,5 миллионов тонн сжиженного природного газа и 1 миллион тонн конденсата. Объём импорта составляет около 53 млн тонн. Первая очередь проекта введена в эксплуатацию в декабре 2017 года, вторая и третья очереди также были введены во второй половине 2018 года.

Китаю нужны энергоресурсы, а России нужен финансовый капитал. Каждый получит то, что ему нужно, и взаимовыгодное сотрудничество. Китайский банк развития и Экспортно-импортный банк подписали контракт с проектом, и ожидается, что они предоставят займы на общую сумму 12 миллиардов долларов США, что составляет 60 % внешнего финансирования проекта. Различные офшорные инжиниринговые компании в Китае также взяли на себя 83 % строительных работ по всему модулю проекта. Ожидается, что Фонд китайского шёлкового пути предоставит 15 лет финансирования Ямальскому проекту после того, как в марте 2016 года он приобрёл акции за примерно 1,138 миллиарда долларов США. На данный момент общий объём инвестиций китайских акционеров превысил 8 миллиардов долларов США.

15 мая 2013 г. на восьмой встрече министров Арктического совета (АС) в Кируне, северном городе Швеции, восемь государств-членов Совета единогласно согласились, что шесть стран, включая Китай, станут официальными наблюдателями Арктического совета. Это решение положило конец истории участия Китая в делах Арктического совета в качестве специального наблюдателя с 2007 года. Оно также позволило Китаю стать официальным наблюдателем в Арктическом совете, сделать его участие в делах АС более гладким и институционализированным, предоставить Китаю движущую силу для дальнейших исследований по вопросам Арктики и дать этой стране возможность более широко на законных основаниях участвовать в делах Арктики, эффективно повышая создание руководящего органа по арктическим делам Китая.


Перспективы развития


Китай находится в стадии расцвета социально-экономического развития. Вместе с огромным спросом на энергию и внешним давлением экономическое развитие Китая сталкивается с тяжёлой и сложной международной ситуацией. Соответствующие исследования показали, что Северный Ледовитый океан богат ресурсами и является энергетической базой с огромным потенциалом. Экономика Китая продолжает развиваться высокими темпами, а спрос на энергию огромен. Поддержание энергетической безопасности является ключевой стратегической проблемой для экономического развития, социальной стабильности и национальной безопасности Китая.

Изучение новых возможностей для судоходства, торговли и развития энергетики — самая большая проблема Китая в Арктике. С древних времён Китай не мог пользоваться теми же  правами, что и арктические страны. В настоящее время при организации изыскательских и исследовательских работ в Арктическом регионе сотрудничество Китая с другими странами укрепилось. И Китай, и Россия уже сделали первый шаг в этом направлении. В отличие от США, Китай не ставит под сомнение территориальные права арктического региона, исходя из основных принципов защиты национального суверенитета и территориальной целостности. Пять принципов мирного сосуществования станут нормами стратегии Китая в арктическом регионе.

Ожидается, что Китай продолжит совершенствовать механизмы глобального управления, связанные с Арктикой, на основе взаимной выгоды и беспроигрышного сотрудничества с арктическими странами и другими заинтересованными сторонами во многих областях, содействуя устойчивому развитию Арктики и реализуя общие интересы международного сообщества.

https://ocean.ru/index.php/novosti-left/novosti-instituta/ item/1311-rossiya-i-kitaj-v-arktike
Возможные выгоды


Открытие арктического водного пути Китая (стратегия): это изменит мировую торговлю и будет способствовать созданию суперарктического экономического круга, в котором доминируют Россия, Северная Америка и Северная Европа, что, в свою очередь, повлияет на экономическую и геополитическую структуру всего мира. Если новый канал будет открыт, это значительно сократит расстояния и транспортные расходы для множества участников морских грузовых перевозок и будет способствовать развитию китайско-внешней торговли. Энергетическая безопасность Китая при импорте и экспорте товаров будет гарантирована. Арктическая стратегия Китая может укрепить обмены и сотрудничество с восемью странами Арктики и усилить его влияние в арктическом регионе. С другой стороны, он придаёт большое значение общим интересам с неполярными странами. Китай укрепляет обмены и сотрудничество в арктических делах с неполярными странами, такими как Япония, Индия и Австралия. В соответствии с интересами других стран Китай способствует интернационализации управления и развития Арктики в разумном и справедливом направлении.


Научные исследования в Китае


Китайские научные исследования, связанные с развитием Арктики, лежат в плоскости пяти ключевых позиций:

• Участие в проектах по добыче, переработке и транспортировке углеводородов, совместно со странами Арктического совета.

• Развитие и использование арктического водного пути. Глобальное потепление делает арктический водный путь важным транспортным маршрутом для международной торговли. Китай готов полагаться на развитие и использование арктического водного пути для совместного строительства «Ледяного шёлкового пути».

• Разработка и использование небиологических ресурсов, таких как нефть, газ и полезные ископаемые. Арктика богата чистой энергией, такой как геотермальная энергия и энергия ветра. Китай привержен укреплению сотрудничества в области чистой энергетики со странами Арктики, содействуя обмену технологиями, талантами и опытом развития чистой энергии, изучению поставок и альтернативного использования чистой энергии и реализации низкоуглеродного развития.

• Сохранение и использование биологических ресурсов, таких как рыболовство. Рыбные ресурсы мигрируют на север из-за изменения климата и других факторов. Северный Ледовитый океан может стать новым районом рыболовства в будущем. Китай готов укреплять сотрудничество с прибрежными странами Северного Ледовитого океана в исследовании, сохранении и развитии рыбных ресурсов.

• Развитие туристических ресурсов. Арктический туризм — это развивающаяся арктическая деятельность, а Китай — одна из стран, откуда приезжают арктические туристы.

Взаимоотношения Китая по вопросу устойчивого развития с Россией и с другими странами Арктического Совета Северный полюс — самая северная точка Земли. Эта область в основном включает Северный Ледовитый океан, окружающие моря и острова, а также части Евразийского и Американского континентов. В арктическом регионе восемь стран: США, Россия, Канада, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Исландия. Среди них первая пятёрка имеет исключительную экономическую зону и права на континентальный шельф в Северном Ледовитом океане.

В последние годы с глобальным потеплением и таянием морских льдов стратегическое значение арктических ресурсов и транспорта стало очевидным. Арктический регион отличается от Антарктики. Антарктический регион не имеет суверенитета и является территорией, разделяемой всем человечеством. В Арктическом регионе существуют споры по поводу территориальных и морских прав и интересов. В соответствии с Конвенцией Организации Объединённых Наций по морскому праву, страны, граничащие с Северным Ледовитым океаном, имеют законные права на прибрежный континентальный шельф и морские районы. Хотя Китай не является арктической страной, а является «страной, близкой к Арктике» и официальной страной-наблюдателем в Арктическом совете, в контексте глобализации Арктика имеет для Китая важное стратегическое, экономическое и научное значение.

Россия — огромная арктическая страна. Среди восьми арктических стран у России самая длинная береговая линия Северного Ледовитого океана и самая большая арктическая территория.

Россия также является самой густонаселённой страной в арктическом регионе среди всех арктических стран. Арктический регион России богат продуктами. Помимо богатых минеральных ресурсов, более половины неосвоенных арктических нефтегазовых ресурсов сосредоточено на территории России или в исключительной экономической зоне. Один из важнейших водных путей через арктические воды, Северо-Восточный проход, расположен примерно вдоль побережья Северного Ледовитого океана России.

Китай и Россия имеют много общих интересов в освоении Арктики. Обе страны последовательно разработали арктические стратегии (политику). У них есть большой потенциал для двустороннего и многостороннего сотрудничества по развитию проектов, защите окружающей среды и управлению многими процессами в условиях Арктики.

Китай провёл двусторонние консультации по арктическим вопросам со всеми арктическими странами и наладил механизмы регулярного диалога с Россией, США и Исландией. «Рамочное соглашение об арктическом сотрудничестве между правительствами Китая и Исландии» стало первым межправительственным соглашением об арктическом сотрудничестве между Китаем и арктическими странами.

На правительственном уровне Китай создал двусторонние механизмы консультаций по морскому праву и полярным вопросам с Соединённым Королевством и Францией. В то же время Китай, Япония и Южная Корея создали «небольшой многосторонний» механизм для диалога на высоком уровне по арктическим вопросам между тремя странами, для координации и обмена, связанного с политикой и деятельностью трёх стран в сфере международного арктического сотрудничества, а также для проведения научных исследований и предоставления возможностей для бизнеса. Китай, Южная Корея и Япония совместно инициировали создание Азиатского форума полярных наук.

Пока что Россия является крупнейшим бенефициаром китайских инвестиций в Арктику. Китай вложил значительные средства в российский бизнес по производству арктической нефти и сжиженного природного газа (СПГ) (включая проект «Ямал СПГ» в Сибири), и другие страны также надеются на выгоды от Китая как растущей экономической державы в Арктике. Правительство Финляндии уже давно обеспокоено осуществимостью идеи Арктической железной дороги, поддерживаемой Китаем, и сети, соединяющей Азию и Европу через Северный Ледовитый океан. Исландия и Китай подписали соглашение о свободной торговле, и Норвегия также надеется достичь аналогичного соглашения до конца этого года. Китайская горнодобывающая промышленность очень активна в Гренландии. В ближайшие несколько лет китайские энергетические компании могут побороться за права на разведку нефти и газа на суше. Кроме того, китайское судоходство уделяет пристальное внимание навигации по полярным маршрутам, которые являются кратчайшим путём между Азией, Европой и Северной Америкой. Поэтому первоочередная задача Китая в Арктике — обеспечить стабильное экономическое присутствие, поскольку регион открывается для дальнейшего развития.

В последние месяцы растущий интерес Китая к Арктике привлёк внимание Соединённых Штатов, которые продемонстрировали несовершенство своей арктической политики. В настоящее время в Соединённых Штатах имеется только два стареющих действующих ледокола. По сравнению с администрацией Обамы, администрация Трампа не проявляла особого интереса к арктическим делам, за исключением попытки отменить предыдущий запрет на разведку нефти и газа в Арктике, который обречён на провал. Кроме того, администрация Трампа не скрывала своего отрицания изменения климата. Такая позиция привела к отсутствию интереса к вопросам окружающей среды в Арктике. В связи с развитием Китая в регионе эта позиция «невмешательства» может (по крайней мере частично) измениться.


Арктический Совет и Китай



Арктический Совет (АС) был официально учреждён в Канаде в 1996 году. Все цели, состав участников, принципы, на которых основана деятельность форума и статус неарктических стран-наблюдателей, прописаны в Оттавской Декларации, которая была подписана 19 сентября 1996 г. Участие в Совете абсолютно добровольное. На данный момент в него входят арктические страны: Королевство Дания, Исландия, Канада, Королевство Норвегия, Российская Федерация, Соединённые Штаты Америки, Финляндская республика и Швеция, их называют «Арктической восьмёркой». Также в состав участников входят представители приарктических коренных народов. У них есть специальный статус постоянных участников:

• АС атабасков,

• Приполярный совет инуитов,

• Международный совет гвичинов,

• Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ,
• Алеутская международная ассоциация,

• Союз Саамов.


К неарктическим государствам-наблюдателям АС относятся: Великобритания, Германия, Испания, Италия, Китай, Республика Корея, Нидерланды, Польша, Франция, Япония, Индия, Сингапур и Швейцария. Наблюдатели не могут непосредственно участвовать в принятии содержательных решений. Они могут предлагать проекты через арктическое государство или постоянного участника, но финансовые взносы от наблюдателей в любой конкретный проект не могут превышать финансирование со стороны Арктических государств, если не будет принято иного решения.

Только пять государств мира (Россия, США, Канада, Дания и Норвегия) являются прибрежными к Северному Ледовитому океану.

Каждые два года в «Арктической восьмёрке» выбирается один председатель. АС — это некоммерческая организация, а её совместный фонд для финансирования природоохранных проектов (функционирует с 2005 г.) — Инструмент Поддержки Проектов (ИПП, англ. Project Support Instrument) — состоит из пожертвований стран-участниц на конкретные проекты и программы. В 2012 г. к Инструменту присоединились США. Назначен уполномоченный российский банк для осуществления соответствующих расчётов, оформлены договорные отношения между Северной природоохранной финансовой корпорацией (выступающей в роли администратора Инструмента) и российскими контрагентами. Взносы фонда в настоящее время составляют 15 млн евро; при этом по объёму своих финансовых обязательств Российская Федерация является самым крупным донором и одновременно основным реципиентом средств Инструмента. Вопросы военной безопасности в компетенцию АС не входят.

Основным    мероприятием в рамках АС является Заседание (сессия) на министерском уровне (страны-участницы чаще всего представлены главами МИД), которое проводится раз в два года. В 2013 году учреждён постоянный Секретариат АС (Тромсё, Норвегия), который оказывает административную поддержку развитию международного сотрудничества под эгидой АС. Туда же из Копенгагена в 2016 году переехал Секретариат коренных народов.

Что касается тренингов и текущих вопросов, касающихся деятельности Совета, то эти задачи решает Комитет старших должностных лиц. Этот рабочий орган собирается не реже двух раз в год.

Деятельность АС под руководством председателя и соответствующих органов управления АС осуществляют шесть тематических рабочих групп:

1.   Рабочая группа по борьбе с загрязнением Арктики (Arctic Council Action Plan to Eliminate Pollution of the Arctic – ACAP). Осуществляет поддержку деятельности государств, связанной с сокращением вредных выбросов и загрязняющих веществ.

2.   Рабочая группа Программы арктического мониторинга и оценки (Arctic Monitoring and Assessment Programme – АМАР). Проводит наблюдение, систематизацию экосреды Арктики для предупреждения изменений климатических условий.

3.   Рабочая группа по Про- грамме сохранения арктической флоры и фауны (Conservation of Arctic Flora and Fauna – CAFF). Основная сфера работы — со- хранение арктического биораз- нообразия.

4.   Рабочая группа по предотвращению, готовности и реагированию на чрезвычайные ситуации (Emergency Prevention, Preparedness and Response – EPPR). Содействует предотвращению экологических бедствий и обеспечивает готовность для реагирования специалистов в случаях чрезвычайных ситуаций, аварий и необходимости организаций поисково-спасательных операций.

5.  Рабочая группа по Программе защиты арктической морской среды (Protection of Arctic Marine Environment – PAME). Координационная работа Арктического совета в области защиты и рационального использования морской среды Арктики.

6.     Рабочая группа по устойчивому развитию (Sustainable Development Working Group – SDWG). Функционирует для за- щиты и улучшения окружающей среды, экономики, социальных условий и здоровья коренных общин и жителей Арктики.

Совет может также создавать целевые группы и/или экспертные группы для выполнения конкретной работы.

Наиболее активным участником работы АС является Канада, которая представлена во всех рабочих группах Совета. Особая роль АС как главного форума по согласованию арктической политики государств подчёркивается в Северной стратегии Канады. Одной из важных инициатив по сотрудничеству, которые поддерживает Канада в рамках АС, является разработка обязывающего договора о правилах мореплавания в арктических широтах, регламентирующего совместные поисково-спасательные работы. Эта инициатива находит поддержку всех арктических государств. Риски мореплавания в северных широтах связаны не только с отсутствием инфраструктуры связи и логистики, но также и с повышенной экологической уязвимостью региона в случае аварии танкеров, пере- возящих углеводороды.

Основные положения проекта договора отводят каждому арктическому государству зону ответственности, а также регулируют координацию деятельности центров поисково-спасательных работ, включая совместные учения. Договор о проведении поисково-спасательных работ был подписан под эгидой АС в мае 2011 г. Страны Северной Европы активно содействуют работе АС. Чтобы оживить деятельность АС, Дания, Норвегия и Швеция договорились о координации своих действий в течение их сроков председательствования в Совете в период с 2006 по 2013 г.

Датская программа работы для АС в 2009–2011 гг. являлась продолжением норвежской и включала следующие приоритеты:

• забота об условиях проживания коренных народов Севера;

• принятие мер по охране окружающей среды в регионе;

• меры по предотвращению изменения климата в Арктике;

• сохранение биологического разнообразия в регионе;

• интегрированное управление природными ресурсами;

• улучшение оперативного взаимодействия между членами АС как в плане координации деятельности административных структур, так и в плане общего обмена информацией, касающейся региона;
• дальнейшее институциональное совершенствование АС (особенно в плане привлечения новых неарктических стран и международных организаций к работе с Советом).

Через участие в АС Финляндия надеется войти в проекты международного сотрудничества для развития своих северных, наиболее отстающих регионов. Особенно это касается транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры. За годы председательства в 2002- 2004 гг. и 2017—2019 гг. основными достижениями Финляндии стали:

• создание станций биологических исследований в Лапландии, где изучается экология Арктики;
• приобретение и применение знаний и современных технологий в таких сферах, как строительство в арктических условиях, решение экологических проблем, развитие арктической инфраструктуры и перевозок, а также ледового судоходства.

Исландия особенно активизировала свою деятельность в АС во время своего председательства в Совете в 2002–2004 гг. Приоритеты, предложенные Исландией для АС, включали обеспечение условий для благоприятного и устойчивого развития населения Арктики (включая коренные народы), развитие информационного общества и внедрение новых технологий в регионе, изучение экологических проблем Арктики.

Норвегия председательствовала в Арктическом совете в 2007-2009 гг., второй раз будет в 2023–2025 гг. Основными достижениями являются:

• участие в подписании соглашения о сотрудничестве в области обеспечения готовности и реагирования на загрязнения нефтью морской среды в Арктике (2013 г.);
• проведение комплексных экологических и научных исследований в области судоходства в Арктике, нефтегазовой деятельности и управлении океаном.

В 2013 году учреждён постоянный Секретариат АС (Тромсё, Норвегия), который оказывает административную поддержку развитию международного сотрудничества под эгидой АС.

Россия председательствовала в Арктическом совете в 2004- 2006 гг., второй раз будет в 2021- 2023 гг. России принадлежит инициатива различных проектов: в экономической, природоохранной и социальной областях, в том числе и по охране здоровья местного населения, включая развитие телемедицины, и по контролю за радиационной обстановкой. Россия активно участвует в следующих направлениях деятельности АС:

• предупреждение и ликвидация последствий техногенных катастроф;
• сотрудничество в сфере культуры, направленное, главным образом, на сохранение истории, традиций и обычаев коренных народов Арктики;
• эффективное использование Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции Российской Федерации;
• создание единого информационного ресурса «Электронная память Арктики», содержащего данные из национальных библиотек и архивов профильных ведомств стран-участниц Совета (2006 г.).

Россия выступила также одним из авторов первого юридически обязывающего соглашения, заключенного под эгидой АС: по поиску и спасению в Арктике. Благодаря активному участию в рабочих группах АС представителей России, Норвегии и США в 2013 г. было подписано второе юридически обязывающее соглашение: о сотрудничестве в области обеспечения готовности и реагирования на загрязнения нефтью морской среды в Арктике. В 2017 г. арктические государства подписали третье юридически обязывающее соглашение: о расширении международного научного сотрудничества в Арктике.

Швеция председательствовала в 2011–2013 гг. Её основными достижениями являются:

• принятие стратегии действий в Арктическом регионе, основанной на прогнозе масштабных изменений в Арктическом регионе;
• содействие экономически, социально и экологически устойчивому развитию в Арктическом регионе;
• заявление о необходимости усиления Арктического совета для сохранения Арктики как региона с низким уровнем противостояния в вопросах безопасности;
• стремление к тому, чтобы предоставить коренным народам более широкий спектр возможностей для сохранения и развития их национальной идентичности, культуры и традиционных промыслов, а также для содействия накоплению их традиционных знаний и передачи последних;
• проведение регулярных климатических исследований в Арктике;
• на основе серии долгосрочных измерений для более полного глобального понимания изменения климата.

США председательствовали в Арктическом совете в 1998- 2000 гг., а затем в 2015-2017 гг. Основными достижениями являются:

• совместный (с остальными семью арктическими государствами) запуск Международного циркумполярного наблюдения (ICS);
• запуск научной программы «Оценка воздействия на климат в Арктике» (ACIA), которая была завершена под председательством Исландии в 2004 году.

В настоящее время вокруг Арктики накопилось немало проблем самого различного характера — международно-правовых, политических, военных, социально-экономических, экологических, которые не могут быть решены при помощи универсального международного соглашения по аналогии с Антарктидой. Международные организации, участвующие в арктической политике, весьма многочисленны, разнородны по своим функциям, полномочиям, составу, характеру деятельности и влиятельности. По-разному строят свою политику и государства в отношении этих организаций, но наиболее влиятельны четыре организации — Арктический совет (АС), Совет Баренцева/ Евроарктического региона (СБЕР), ЕС и НАТО. Фактически экономическое освоение Арктики уже ведётся государствами «арктического клуба» (т.е. пятью странами, имеющими официальный арктический статус — Данией, Канадой, Норвегией, Россией и США). Естественно, они не заинтересованы в том, чтобы здесь закрепились новые конкуренты, и не собираются уступать свои приоритетные права, которые зафиксированы не только юридическими нормами, но и подкрепляются историей освоения Крайнего Севера. В мае 2008 г. в гренландском городе Илулиссате на встрече «арктической пятёрки» обсуждались общие подходы к решению проблем Арктики, порождённых изменением климата и хозяйственной деятельностью человека. Итогом конференции стало принятие политического заявления — Илулиссатской декларации, в которой акцент сделан на необходимости равноправного сотрудничества стран региона в решении его проблем. Участники встречи взяли на себя политическое обязательство решать все разногласия путём переговоров на основе норм международного права.

Существуют проблемы в области мер, предпринимаемых по защите морской среды в Арктике. Они рассматриваются в разных рабочих группах (РГ) АС, что приводит к дублированию деятельности РГ, т. е. некоторые инициативы и проекты частично повторяют друг друга.

Проблематичной является позиция Норвегии в отношении АС. Это не только вопросы раздела шельфа с Данией, Канадой и Россией, но и стремление пересмотреть статус Шпицбергена с прилегающей акваторией в свою пользу. Норвегия не в состоянии соперничать при решении арктических вопросов с Россией, США и Канадой, поэтому проявляется явное стремление Норвегии опереться на военно-политический блок НАТО.

Несмотря на известные заверения многих представителей государств-членов АС о том, что желательно беречь северные пространства от геополитических противостояний, фиксировались далеко не добрососедские оценки России. Например, в изданном в 2020 г. документе США утверждается, что мир в Арктике «будет всё более подвержен вызовам со стороны России и Китая, чьи интересы и ценности кардинально отличаются от наших», и что «эскалация военной активности России, её закрытый характер, а также неправомерное регулирование морского судоходства по Северному морскому пути подрывает глобальные интересы, питает нестабильность и в целом приводит к деградации безопасности в этом регионе». Очень важно не привносить в АС объективно существующие элементы военно-политического соперничества между Россией и США. Важно предотвратить сценарий падения роли АС в управлении Арктикой вследствие ещё большего разлада при президенте Байдене в российско-американских отношениях. Недопущение такого сценария (не отвечающего и долговременным интересам США) видится главной стратегической задачей председательства России в АС в 2021-2023 гг.

Среди стран-наблюдателей Арктического совета Франция, Германия, Италия, Япония, Нидерланды, КНР, Республика Корея (Южная Корея), Испания и Великобритания в 2013-2018 гг. утвердили свои Арктические политики/стратегии. Наиболее популярными  направлениями в стратегиях стран-наблюдателей являются наука и образование, охрана окружающей среды (включая изменение климата), международное сотрудничество и соглашения, а также экономика, более или менее в соответствии с официальными приоритетами и политическими целями этих государств. Соответственно, человеческое измерение, безопасность, включая суверенитет, оборону и туризм относятся к числу редко встречающихся направлений.

ЛИТЕРАТУРА
• Алтухов А. В. , Никоноров С. М., Рыбаков Д. В. , Уткина Е. Э. «Технико-экономические платформы в Арктике (на основе беспилотных аппаратов)» в журнале «Менеджмент в России и за рубежом», № 6, с. 16-32, 2020.
• Бобылев С. Н., Никоноров С. М., Корнилова А. В. «Раскрытие информации об управлении рисками в годовых нефинансовых отчетах российских нефтегазовых компаний, действующих в Арктике» в журнале «Проблемы анализа риска», том 13, № 6, с. 48-62, 2016.
• Ганцев Ш. Х. , Никоноров С. М. «Институциональные основы сотрудничества России и стран ШОС в сфере инноваций» в журнале Экономика и управление, № 4, с. 4-8, 2016.
• Иваницкая Е. В. , Буйновский С. Н., Никоноров С. М., Ситкина К. С. «Промышленная безопасность как основной элемент устойчивого развития российской Арктической зоны» в журнале «Безопасность труда в промышленности», № 3, с. 34-44, 2019.
• Никоноров С. М., Барабошкина А. В. «Управление системой зеленого финансирования в Китае» в журнале «Экономика устойчивого развития», том 34, № 2, с. 67-72, 2018.
• Никоноров С. М., Барабошкина А. В. «Цели устойчивого развития и система зеленых финансов в Китае и в России» в журнале «Менеджмент и бизнес-администрирование», № 2, с. 136-145, 2018.
• Никоноров С. М., Папенов К. В. , Кривичев А. И., Ситкина К. С. «Проблемы измерения устойчивости развития Арктического региона» в журнале «Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика», издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 4, с. 107- 121, 2019.
• Никоноров С. М., Папенов К. В. , Сергеев Д. А. "Chinese experience in implementing renewable energy sources as a possible scenario for the Krasnoyarsk Territory" в журнале BRICS Journal of Economics, том 1, № 2, с. 59-79, 2020.
• Никоноров С. М., Уткина Е. Э. "Подходы к обеспечению экологической безопасности в Арктике" в журнале «Региональная энергетика и энергосбережение», № 4, с. 94- 95, 2019.
• Папенов К. В. , Никоноров С. М. "Взаимосвязь между моделью циклической экономики и национальными проектами" в журнале «Окружающая среда и энерговедение», издательство Закрытое акционерное общество "Глобализация и устойчивое развитие. Институт энергетической стратегии" (Москва), № 2, с. 49-66, 2020.
• Папенов К. В. , Никоноров С. М. "Теоретические и практические проблемы освоения Арктики" в журнале «Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения», издательство Проектный офис развития Арктики (Москва), № 3, с. 64-75, 2020.
• Никоноров Сергей М., Ен Юнг Мин «Энергетическое партнерство России и стран Северо-Восточной Азии» в журнале «European Researcher», том 103, № 2, с. 69-86, 2016.
CHINA'S ARCTIC DEVELOPMENT CONCEPT

KEY WORDS

ABSTRACT


The article presents an analysis of China's Concept for the Development of the Arctic. China's Arctic Concept is consistent with leadership in scientific research, emphasizes environmental protection, advocates environmental management, advocates legal governance and international cooperation, and aims to maintain a peaceful, secure and stable Arctic order. The Arctic concept of China is based on: constant scientific research and knowledge of the Arctic; protecting the ecological environment in the Arctic and responding to climate change; on the reasonable and rational use of the resources of the Arctic; on active participation in international cooperation in the Arctic; to promote peace and stability in the Arctic. The Arctic is melting, the economy and trade are getting easier, and China is expected to get a new "oil route". Once the development of the Arctic waterway and the unification "along the polar economic circle" are realized, it will bring: economic benefits, political benefits and strategic benefits associated with the expansion of China's global economic and geopolitical space in the next 30-50 years. Scientific research in China on the development of the Arctic lies in the plane of five key positions:
1) participation in projects for the extraction, processing and transportation of hydrocarbons;
2) development and use of the Arctic waterway;
3) development of renewable energy;
4) development of fishing;
5) development of Arctic tourism.

DOI: 10.51823/74670_2021_2_44
Скачать PDF