Особенности развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия)

АННОТАЦИЯ


Традиционная хозяйственная деятельность является основой самобытной культуры, родных языков, традиций, верований и национальной идентичности коренных малочисленных народов Севера. Она играет важную роль в социально-экономическом развитии Арктической зоны Российской Федерации, и главным вызовом многих государств является поиск баланса между экономическим развитием и сохранением уникального и хрупкого социально-биологического ландшафта территории. В данной статье рассмотрены основные особенности устойчивого развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера на примере Республики Саха (Якутия) как важного фактора ресурсо— и природосбережения хрупких экосистем Арктики.
Согласно Конституции Российской Федерации коренным малочисленным народам гарантированы права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (статья 69). Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «м» статьи 72). Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9).

В Российской Федерации коренные малочисленные народы Севера выделены в особую социальную группу населения, которая нуждается в государственной поддержке и правовой защите, в связи с уязвимостью их традиционного образа жизни и исконной среды обитания.
В Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации включено 47 коренных малочисленных народов, 40 из которых имеют особый правовой статус коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В данной статье для простоты используется термин «коренные малочисленные народы Севера».
Более 65 % коренного населения проживает в сельской местности. Их традиционный образ жизни основан на глубокой взаимосвязи — как физической так и духовной — с традиционными землями, территориями и природными ресурсами, занятием традиционной хозяйственной деятельностью, напрямую связанной с биологическими ресурсами и экологической устойчивостью экосистем: оленеводством, охотой, рыболовством, собирательством и народными промыслами.

Основываясь на многовековом опыте предков, коренные малочисленные народы Севера сумели адаптироваться к суровым природно-климатическим условиям и создать уникальную циркумполярную цивилизацию. Однако жизнестойкость этих народов не раз проверялась на прочность изменениями в социальной организации их сообществ, они оказались не готовыми к рыночным отношениям и с трудом адаптируются к меняющимся социально-экономическим условиям. Взаимодействие с индустриальным технократическим обществом нарушило это равновесие, нанесло и продолжает наносить ущерб исконной среде обитания и традиционным способам хозяйствования.

На территориях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности происходит интенсивное промышленное освоение природных ресурсов, строительство объектов промышленной и социальной инфраструктуры, которое оказывает негативное влияние на традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера. В результате этого нарушен экологический баланс территорий, произведено отчуждение земель традиционного природопользования под промышленное освоение, выведены из оборота оленьи пастбища и охотничьи угодья, загрязнены водные объекты, являющиеся нерестилищами ценных пород рыб и т. д. Все это наносит непоправимый ущерб традиционному укладу жизни, самобытной культуре, родным языкам, народным промыслам и оказывает крайне неблагоприятное влияние на здоровье коренных малочисленных народов Севера и создаёт проблемы в сфере занятости. Коренные малочисленные народы Севера являются одной из самых уязвимых категорий населения и нуждаются в эффективной государственной поддержке.

Данное положение усугубляется несовершенством правового регулирования жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, особенно в сфере природопользования и социальных гарантий. С введением принципа платности использования природных ресурсов, аукционного или конкурсного распределения земельных, лесных, рыбопромысловых участков и охотничьих угодий, квот и разрешений на добычу или заготовку тех или иных видов природных ресурсов коренные малочисленные народы Севера оказались в самом уязвимом положении.[1]

На законодательном уровне остается нерешённым вопрос безвозмездного пользования земельными участками для ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Согласно ст. 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» №82-ФЗ от 30.04.1999 г. коренные малочисленные народы имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространёнными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.[2] Однако в Земельном, Лесном кодексах Российской Федерации и Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не нашло отражения право малочисленных народов на безвозмездное пользование землями лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и других категорий для осуществления рыболовства, промысловой охоты и ведения северного оленеводства.

В Земельном кодексе предусмотрено право безвозмездного пользования для коренных малочисленных народов лишь для размещения зданий и сооружений. Так, согласно подпункту 13 пункта 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера Республики Саха (Якутия), и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), могут быть предоставлены в безвозмездное пользование на срок не более чем десять лет. [5] Однако в условиях кочевого образа жизни не может идти речи о зданиях и сооружениях.

Также, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ в случае осуществления деятельности в целях сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков. Выдача разрешения на использование земель или земельного участка в таком случае осуществляется в порядке, установленном статьёй 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации. [5]

Однако в основном земли и территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов находятся в границах лесного фонда Российской Федерации, поэтому этой нормы недостаточно для полноценного обеспечения правом безвозмездного пользования в целях ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

Поэтому коренные малочисленные народы Севера сталкиваются с большими проблемами при отчуждении их земель под промышленное освоение и развитие инфраструктуры, выведении оленьих пастбищ и охотничьих угодий из оборота.
В Республике Саха (Якутия) проживают 16 % коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России — это 39 936 человек согласно переписи населения Российской Федерации 2010 года. [3]

К коренным малочисленным народам Республики Саха (Якутия) относятся 21 008 эвенков, 15 071 эвенов, 1281 юкагир, 1906 долган, 670 чукчей. Родным языком владеют 6,4 % эвенков, 20,4 % эвенов, 96,8 % долган, 23,9 % юкагиров, 42,8 % чукчей.

В перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов входят 70 населённых пунктов 21 района республики. Решениями органов местного самоуправления образованы 62 территории традиционного природопользования (ТТП) местного значения. Количество кочевых родовых общин малочисленных народов составляет 202 единицы. [4]

Охотничьи ресурсы являются жизненно важными для малочисленных народов в местах их проживания и в целом для населения республики.
Охотничье хозяйство в Республике Саха (Якутия) ведут 337 охотпользователей, имеющие закреплённые охотничьи угодья общей площадью 127 млн 327 тысяч га. Из них 180 охотпользователей являются объединениями малочисленных народов.

На сегодняшний день в регионе имеется серьёзная проблема, связанная с заключением охотхозяйственных соглашений.

Всего охотхозяйственные соглашения заключены с 71 охотпользователем. Остальные являются охотпользователями на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира.

В связи с возникшей правоприменительной практикой, охотпользователи, действующие на основании долгосрочных лицензий, должны переоформить права на охотпользование путём заключения охотхозяйственного соглашения. При этом необходимо внести единовременный платёж в размере 1 рубля за каждый гектар площади охотничьих угодий.

Учитывая суровые природно-климатические условия и низкую продуктивность северных территорий, в целях рентабельности ведения охотничьего хозяйства жители вынужденно закрепили большие территории и сложившаяся ситуация поставило многих охотпользователей в трудное положение.

В целях поддержки коренных жителей Главой Республики Саха (Якутия) Николаевым А. С. принято решение о возмещении затрат, связанных с заключением охотхозяйственных соглашений с охотпользователями, которые относятся к коренным малочисленным народам. Также Правительство Республики Саха (Якутия) инициирует внесение изменений в Постановление Правительства от 30 июня 2010 г. № 490 «О ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений» в части снижения ставки платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений охотпользователям, являющимся объединениями малочисленных народов.

Помимо охотничьего промысла, одним из основных традиционных видов хозяйственной деятельности является оленеводство.

На территории Якутии хозяйственную деятельность ведёт 110 оленеводческих хозяйств. Площадь оленьих пастбищ составляет 80 млн 437 тыс. га (26,1 % от общей площади республики). [6]

Действующее федеральное законодательство указывает на возможность использования земель различных категорий для этих целей. Другими словами — в Земельном кодексе РФ нет такой отдельной категории земель как оленьи пастбища.

Понятие «оленьи пастбища» исключено из ГОСТ 26640-85 «Земли. Термины и определения». В связи с чем, предлагаем восстановить понятие «оленьи пастбища» в ГОСТ 26640-85 как отдельный вид угодий.
Земельные участки оленьих пастбищ относятся к землям различных категорий. На примере Республики чаще всего они отнесены к землям лесного фонда (62 млн 960 тыс. га (78,3 % от общей площади оленьих пастбищ).

Согласно статье 39.33 Земельного кодекса установлена возможность использования земельных участков без их предоставления в случаях осуществления деятельности в целях развития традиционного образа жизни малочисленных народов в местах их традиционного проживания, за исключением земель лесного фонда.

В связи с чем, предлагается внести изменения в подпункт 5 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса, исключив слова «за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда».
Как уже отмечалось выше, согласно статье 39.10 Земельного кодекса, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование лицам, относящимся к малочисленным народам Севера и их общинам для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов, на срок не более чем 10 лет. [5]
Предлагается внести изменение в подпункт 13 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса, установив, что земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование для малочисленных народов не только в целях размещения зданий и сооружений, но и для осуществления северного оленеводства.

Также в Республике Саха (Якутия) не первый год ведётся работа по актуализации и расширению Перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 г. №631-р.

В настоящее время в Перечень входят 70 населённых пунктов 21 муниципального района Республики. В действующей редакции распоряжения места традиционного проживания в Республике определены в пределах границ сёл муниципальных образований. Данная норма определения мест традиционного проживания в пределах населённого пункта ущемляет права малочисленных народов на ведение традиционной хозяйственной деятельности за пределами населённых пунктов.

Между тем, в связи с отсутствием критериев определения мест традиционного проживания малочисленных народов, разработка и обоснование предложений по расширению перечня мест представляется весьма затруднительными. Таким образом, Республика Саха (Якутия) предлагает рассмотреть возможность определения на федеральном уровне критериев и требований к документам, представляемым по вопросам актуализации или расширения Перечня мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера.

В Республике Саха (Якутия) проводится государственная политика поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Всего в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) ежегодно предусмотрено более 1 млрд руб. на программы поддержки коренных малочисленных народов Севера, в числе которых основной является поддержка традиционных отраслей Севера с финансированием порядка 800 млн руб. ежегодно. [6]

Также в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) ежегодно предусматриваются средства на реализацию мероприятий в государственных программах на развитие образования, сохранения культуры и родных языков коренных малочисленных народов Севера.

Кроме того, в последние годы в Республике Саха (Якутия) были разработаны новые проекты поддержки коренных малочисленных народов Севера. В 2020 году в республике начата реализация программы «Молодой оленевод», которая предполагает выделение оленеводам в возрасте до 35 лет одного миллиона рублей на улучшение жилищных условий. Программа позволяет начать строительство собственного жилья или купить его на вторичном рынке.

Целью программы является привлечение молодых кадров в отрасль оленеводства, улучшение их жилищных условий. В 2020 году 11 молодых оленеводов получили выплаты на приобретение или строительство жилья. В 2021 году ещё 9 молодых оленеводов получат данную выплату.

Необходимо отметить, что минимальная потребность нашего региона при возможной поддержке данного проекта на федеральном уровне составляет 21 млн в год. Общая потребность составляет 225 млн рублей (на арктические районы: 153 млн рублей). На сегодняшний день в Якутии в 21 районе осуществляют свою деятельность 236 молодых оленеводов в 48 оленеводческих хозяйствах, в том числе на территории Арктической зоны Республики Саха (Якутия) — 164 молодых оленевода. К ним относятся лица не старше 35 лет со стажем работы в отрасли оленеводства не менее 4 лет.

При этом, чтобы удовлетворить всю имеющуюся потребность по поддержке молодых оленеводов, программа «Молодой оленевод» должна наращивать объёмы из года в год. Для этого необходимо увеличивать финансирование программы в последующие годы. Также необходимо отметить, что ведётся работа над тем, чтобы программа получила софинансирование на федеральном уровне и была включена в федеральную программу поддержки традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации.

Республика Саха (Якутия) является единственным субъектом Российской Федерации, в котором реализуется региональный закон об этнологической экспертизе.

За период действия закона проведена этнологическая экспертиза проектной документации по 26 (9 из них в 2020 г., 2 — в 2021 г.) проектам хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания малочисленных народов, в числе которых такие крупные проекты федерального значения как проект строительства газопровода «Сила Сибири». 19 проектов хозяйственной деятельности в настоящее время проходят экспертизу.

Министерством по развитию Арктики и делам народов Севера Республики в настоящее время разработана и утверждена «Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года».

Концепция должна стать основным инструментом государственной политики и определить приоритеты, цели и направления устойчивого развития малочисленных народов на долгосрочный период.

На ближайшие 15 лет предлагается определить главную цель — это создание условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов на основе жизнестойкости малочисленных народов к внешним воздействиям, основанном на их образе жизни и солидарной ответственности, культуре и традиционных знаниях.

Следующий проект — это комплексный проект «Дети Арктики», который реализуется с 2017 года совместно с Федеральным агентством по делам национальностей, Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и пятью субъектами Арктической зоны, Канадой и Финляндской Республикой в рамках Рабочей группы Арктического совета по устойчивому развитию.

Цель данного международного проекта — установление эффективного информационного обмена, оценка лучших практик в сфере подготовки детей к школе. Планируется, что проект «Дети Арктики» станет одним из ключевых в период председательства России в Арктическом Совете в 2021-2023 годах.

На протяжении многих лет Республика Саха (Якутия) ставит вопрос о необходимости разработки федеральной программы «Дети Арктики» или включения проекта «Дети Арктики» в госпрограмму «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
Ещё одним интересным проектом является проект «Цифровизация языкового и культурного наследия коренных малочисленных народов Арктики».

Значимость проекта «Цифровизация» заключается в сохранении на цифровых носителях ценной информации от немногочисленных носителей языка и самобытной культуры коренных малочисленных народов.

На Пленарном заседании Рабочей группы по устойчивому развитию (СДВГ) Арктического совета, который проходил в Исландии 26 октября 2020 года, проект «Цифровизация языкового и культурного наследия коренных народов Арктики» был поддержан и включён в план мероприятий Арктического совета.

Ожидаемые результаты от реализации данного проекта:

1. Получение записей с непосредственным участием уже исчезающих носителей языка и культуры коренных народов Арктики.

2. Размещение информации обо всех коренных народах Арктики на портале www.arctic-megapedia.ru [7].

3 Создание единой структурированной базы знаний по всем коренным малочисленным народам Арктики.

Одним из главных вызовов современности является поиск баланса между экономическим развитием и сохранением природной среды, традиционного образа жизни коренных народов, которые с незапамятных времен занимали те или иные территории и пользовались природными ресурсами. В условиях, когда происходит промышленное освоение Севера и Арктики, когда стремительно меняется климат, когда происходят процессы глобализации, когда усиливаются конфликты за земельные и природные ресурсы, необходимо искать новые модели и подходы для развития этих территорий и населяющих их народов.

При этом необходимо отметить, что ещё одним глобальным вызовом современности является вопрос справедливого перераспределения природной ренты. Каким образом мы должны перераспределять те доходы, которые получены от использования природных ресурсов на территориях проживания коренных народов? Отвечает ли система государственного управления, система налогообложения в Российской Федерации целям справедливого и устойчивого развития страны, в котором обеспечено благосостояние всех граждан независимо от национальности, расы и религиозных взглядов?

На современном этапе в Российской Федерации происходит трансформация подходов к управлению процессами, связанными с обеспечением устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера от патернализма, устоявшегося в Советские годы, к стимулированию предпринимательской деятельности и самообеспечения среди коренных малочисленных народов Севера. Сегодня всё больше говорится о необходимости перехода от парадигмы сохранения родных языков, культуры и традиционного образа жизни к парадигме развития и модернизации традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. На наш взгляд здесь также необходим баланс и дифференцированный подход. С одной стороны, перед обществом по прежнему актуальными остаются задачи сохранения многообразия культур и языков коренных малочисленных народов Севера. С другой стороны, необходимо обеспечить право этих народов на развитие на основе их собственных знаний и мировоззрений, в том числе по экономическим вопросам. Для любого общества экономическое развитие — это неотъемлемое право, закреплённое в международном законодательстве. Оно является основой для развития любого народа, в том числе социального развития, а значит служит залогом сохранения культуры, родных языков и народных традиций.

В рамках реализации документов стратегического планирования развития Арктической зоны Российской Федерации Правительством России, распоряжением от 15 апреля 2021 г. N978-р, утверждена Программа государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне. [8]

Основной целью реализации Программы является создание условий для повышения конкурентоспособности производимых в её рамках товаров, работ и услуг и формирование устойчивой экономической основы развития коренных малочисленных народов Севера.
Сегодня в местах проживания малочисленных народов, в особенности в Арктической зоне, наблюдается низкий уровень жизни и заработной платы в традиционных отраслях, отсутствие достаточных компетенций у организаций малочисленных народов для осуществления предпринимательской деятельности, что приводит к утрате традиционных видов хозяйствования, культуры и языков коренных малочисленных народов Севера, ассимиляции и оттоку населения.

Основными механизмами поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, которые отражены в основных разделах плана реализации программы, предлагается определить следующие:

1. Развитие промышленной и технологической инфраструктуры традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

2. Продвижение на внутренний и внешний рынки товаров, работ и услуг, производимых в рамках традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

3. Развитие туристской индустрии в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

4. Подготовка кадров для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

5. Модернизация объектов локальной генерации, расширение использования возобновляемых источников энергии, сжиженного природного газа и местного топлива в местах традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

6. Популяризация предпринимательской деятельности среди коренных малочисленных народов Севера;

7. Совершенствование нормативного правового регулирования традиционной хозяйственной деятельности.

Финансирование Программы будет обеспечено из средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», отраслевых программ Российской Федерации, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также внебюджетных источников. В 3-месячный срок после принятия программы Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики необходимо разработать и внести в установленном порядке в Правительство России проект плана мероприятий по реализации данной программы.

Необходимо отметить, что по официальному запросу Минвостокразвития РФ Республикой Саха (Якутия) на основе предложений всех заинтересованных исполнительных и муниципальных органов власти и организаций было сформировано и направлено 42 предложения по всем 7 разделам проекта плана мероприятий.

В числе основных предложений по поддержке традиционных отраслей, которые были внесены Республикой Саха (Якутия) можно выделить следующие направления:

1. Оказание консультационных и образовательных услуг в сфере внешнеэкономической деятельности для общин и иных объединений малочисленных народов. Так предлагается создать на федеральном уровне институт развития экономической деятельности общин малочисленных народов, который бы оказывал консультативную и финансовую поддержку деятельности общин, упаковывал их бизнес-проекты и вёл инвестиционную деятельность в этой сфере;

2. Учитывая высокий уровень цен, необходимо предусмотреть субсидирование отдельных затрат малочисленных народов, в том числе на индивидуальное жилищное строительство, на затраты по ГСМ на промысловую охоту, на создание убойных пунктов и цехов по комплексной переработке продукции традиционных отраслей, субсидирование инновационных методов переработки оленины и дальнейшей транспортировки Северным морским путём.

3. Строительство торгово-логистических центров. Такие центры могли бы способствовать оптимальной организации Северного завоза. В Якутии, к примеру, реализация проекта сможет снизить потери при хранении продовольственных товаров, а также снизить цены реализации для конечного потребителя на величину от 5 до 12 %. На сегодня нами поставлена задача по созданию до 2025 года современной инфраструктуры оптово-розничной торговли, которая возьмёт на себя функции факторий (сбора и переработки продукции традиционных отраслей Севера). Предлагается предусмотреть финансирование в размере 228 млн рублей из федерального бюджета и такую же сумму предусмотреть в региональном.

4. Разработка федеральной программы «Молодой оленевод», которая бы предусматривала единовременную компенсационную выплату оленеводам в возрасте до 35 лет, в размере 1 миллиона рублей. В Республике Саха (Якутия) с 2020 года реализуется данная программа, которая успела зарекомендовать себя как востребованная и актуальная. Предлагается распространить данный положительный опыт на другие субъекты страны и предусмотреть финансирование в размере 90 % из федерального бюджета и 10 % — из регионального.

5. Выделение средств субъектам Российской Федерации на реализацию программ развития внутреннего туризма в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера;

6. Разработка и реализация проекта «Учитель Арктики»;

7. Разработка и реализация комплексного проекта «Дети Арктики»;

8. Реализация программ целевой подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера;

9. Внедрение современных технологий в сфере когенерирующих источников энергии (тепло и электричество) в малых поселениях арктической зоны.

Иные предложения касаются актуализации перечня мест традиционного проживания малочисленных народов, внесения изменений в земельное законодательство в целях определения правового регулирования оленьих пастбищ, освобождения общин от оплаты налоговых и страховых взносов либо распространения на них иных налоговых преференций, масштабирования проекта по переработке невостребованной продукции оленеводства и коневодства, создания системы организованных госзакупок продукции традиционной деятельности, в т. ч. через создаваемую сеть торгово-логистических центров.

В целом очень важным фактором эффективности реализации программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера станет то, насколько конкретный план мероприятий по его реализации будет отвечать тем вызовам и проблемам, чаяниям и надеждам, которые стоят перед коренными малочисленными народами Севера.

ЛИТЕРАТУРА
1. Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации // Издание Совета Федерации / Под общей редакцией заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. А. Штырова, 2012.
2. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 г. №82-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102059473
3. Итоги Всероссийской переписи населения в 2010 году. // [Электронный ресурс] URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/results.html
4. Официальный сайт Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) // [Электронный ресурс] URL: https://arktika.sakha.gov.ru/
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/
6. По данным Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) от 03.02.2021 г. // [Электронный ресурс] URL: https://minsel.sakha.gov.ru/deyat/operativnaja-informatsija-po-proizvodstvu
7. Арктический многоязычный портал // [Электронный ресурс] URL: https://arctic-megapedia.com/
8. Правительство утвердило программу господдержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в Арктике // [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/news/42009/
9. Законопроект № 895550-7 О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации // [Электронный ресурс] URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/895550-7 (Дата обращения: 12.02.2020)
10. Парламентские слушания «О ходе подготовки проекта стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года» // [Электронный ресурс] URL: http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/109343/ (Дата обращения: 12.02.2020)
11. Балобанов А. Е., Воротников А. М. Финансирование ключевых инфраструктурных проектов в Арктической зоне Российской Федерации. Согласование интересов государства и бизнеса // Журнал исследований по управлению. 2018. № 6. С. 16-28. URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/22095/view (дата обращения: 22.02.2020).
12. Воротников А. М., Максимова Д. Д., Тарасов Б. А. Государственно-частное партнёрство в формировании и развитии опорных зон развития в Арктической зоне Российской Федерации // [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-formirovanii-i-razvitii-opornyh-zon-razvitiya-v-arkticheskoi-zone-rossii-skoi-federatsii (Дата обращения: 14.02.2020)
13. Воротников А. М., Тарасов Б. А. Государственно-частное партнёрство как механизм устойчивого развития Арктической зоны России // [Электронный ресурс] URL: https://www.researchgate.net/publication/335003271_Public-private_partnership_as_a_mechanism_of_the_Russian_Arctic_zone's_sustainable_development (Дата обращения: 14.02.2020)
14. Фадюшин И. С. Контракты жизненного цикла как новый механизм государственно-частного партнёрства // Молодой учёный. 2019. № 15. С. 225-226. URL: https://moluch.ru/archive/253/58088/ (дата обращения: 22.02.2020).
15. Для освоения шельфа Арктики и Дальнего Востока будет создана госкорпорация «Росшельф» [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/4214227 (дата обращения: 19.01.2020).
16. Освоение Арктики как стратегическая задача [Электронный ресурс] URL: http://actualcomment.ru/osvoenie-arktiki-kak-strategicheskaya-zadacha-1907162359.html (дата обращения: 20.01.2020).
Features of developmentтof traditional livelihoods of indigenous peoples of the North in Sakha Republic (Yakutia)

ABSTRACT


Traditional economic activities are the foundation for original culture, native languages, traditions, beliefs and ethnic identity of indigenous peoples of the North. It plays an important role in the socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation and the main challenge for many states is to find a balance between economic development and the preservation of the unique and fragile socio-biological landscape of the territory. The article examines the main features of the development of traditional economic activities of the indigenous peoples of the North on the example of the Republic of Sakha (Yakutia) as an important factor in resource and nature conservation of fragile ecosystems in the Arctic.

DOI: 10.51823/74670_2021_3_4
Скачать PDF