Образование как фактор развития экономической активности коренных малочисленных народов Севера

АННОТАЦИЯ


В статье представлен обзор ситуации в сфере образования в арктических районах Республики Саха (Якутия) на примере деятельности кочевых школ, общеобразовательных организаций, дополнительного образования, профессиональных образовательных учреждений, организации целевого обучения, определены основные проблемы для развития экономической активности местного населения на основе образовательного ресурса и предложены механизмы по их решению.

Территория арктических районов Республики Саха (Якутия) является местом традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера. В перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации входят 70 населённых пунктов 21 района Республики Саха (Якутия), из них 49 населённых пунктов или 70 % расположены в арктических районах. Общая численность коренных малочисленных народов по данным Всероссийской переписи населения (ВПН) 2010 года составила 39 936 человек, из них 20 326 человек или 51 % проживают в 13 арктических районах. Согласно ВПН-2010 численность всех коренных малочисленных народов Севера возросла, однако прирост был гораздо меньше, чем в 1989–2002 гг. Отличительной чертой демографической модели коренных малочисленных народов Севера в предшествующие десятилетия были относительно высокий уровень рождаемости и высокий уровень смертности.

Среди коренных малочисленных народов Севера в республике по данным ВПН-2010 в основном население представлено лицами со средним профессиональным образованием (таблица 1).
Таблица 1. Уровень образования коренных малочисленных народов Севера (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года)
Рассматривая вопросы образования коренных малочисленных народов Севера, столь ярко выраженную специфику можно наблюдать лишь на базе кочевых школ. С целью обеспечения доступности образования в условиях кочевья первые подобные школы были созданы в 20-30-х гг. ХХ века. Современные кочевые школы — это новые модели мобильного образовательного учреждения, которые адаптируют систему школьного образования в условиях кочевья с использованием новых образовательных технологий.

В Якутии, как и в других арктических регионах страны, работают кочевые школы, деятельность которых регламентируется региональным законодательством. В Республике Саха (Якутия) действует 11 кочевых школ на базе образовательных организаций (Оленегорская летняя кочевая школа Аллаиховского района, Утаинская станционарно-кочевая школа-сад Верхнеколымского района, эвенская начальная кочевая школа-сад «Нэргэт» Кобяйского района, структурное подразделение Улахан-Чистайской СОШ им. В. Д. Лебедева в Момском районе, сетевая кочевая школа-сад «Айлик» Томпонского района, основные общеобразовательные малокомплектные кочевые школы № 38 и № 40 Алданского района, летняя этно-экологическая кочевая (малокомплектная) школа «Авданна» Олекминского района, кочевая школа-детский сад «Кёнэлэкэн» Оленекского эвенкийского национального района, начальная школа-детский сад кочевой родовой общины «Нутендли», Улахан-Кюельская кочевая малокомплектная начальная общеобразовательная школа Анабарского национального (долгано-эвенкийского) района). В арктических районах Якутии — 6 кочевых школ.

В 5 кочевых образовательных учреждениях обучение ведётся с эвенским этнокультурным компонентом, в 4-х — с эвенкийским, в одном — с чукотским и ещё в одном — с долганским.
На эффективность и результативность реализации программ развития кочевых школ влияют ряд факторов: социокультурная среда; заинтересованность обществ; специальная подготовка педагогических кадров; материально-техническая, учебно-методическая обеспеченность образовательного учреждения. Основными факторами для развития кочевых школы на сегодня являются всё же вопросы укрепления учебно-материальной базы и обеспеченность педагогическими кадрами согласно требованиям ФГОС нового поколения.

Более глубоко определить состояние образования коренных малочисленных народов Севера сложнее с учётом отсутствия специального статистического официального или ведомственного наблюдения, но тем не менее характеристика общего состояния уровней образования в арктических районах способна показать потенциал для развития детей и населения старшего возраста.

Так, сегодня активно развивается система воспитания и дополнительного образования детей. Охват детей дополнительным образованием в республике сопоставим с показателями в Российской Федерации и составляет 75 % (139 206 чел.) от численности детского населения в возрасте 5-18 лет (в Российской Федерации от 42 % до 71 %) (таблица 2).
Таблица 2. Охват дополнительным образованием детей в арктических районах Республики Саха (Якутия) 2019 г.*
Следует отметить, что несмотря на высокую долю занимающихся школьников по направлениям дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта (рисунок 1), большее число детей в арктических районах Якутии занимаются не по предпрофессиональным, а по общеразвивающим программам (94 % от учащихся по дополнительным программам в области физкультуры и спорта).
Рисунок 1. Число учащихся по направлениям дополнительных общеобразовательных
программ в арктических районах Республики Саха (Якутия) 2019 г.
Аналогично среди учащихся по направлениям дополнительных программ в области искусств 84,4 % занимаются по общеразвивающим программам.

Больше всего программ дополнительного образования реализуется в области искусств, а также физической культуры и спорта. На третьем месте — социально-педагогические программы (12 % от общего числа учащихся по дополнительным программам) и технические (9,2 %).
В силу требований времени, в Якутии достаточно активно развивается система профориентационной работы.

Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) разработан и реализуется План совместных действий по проведению профориентационной работы среди населения Республики Саха (Якутия) совместно с Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по занятости населения и Министерством по делам молодёжи и семейной политике Республики Саха (Якутия) (утверждён 31 января 2018 г.). Реализуются соглашения о сотрудничестве с министерствами, ведомствами и научными учреждениями в области профориентационной деятельности. Соглашения предусматривают совместную работу по проектам, связанным с профессиональной ориентацией обучающихся образовательных организаций. На муниципальном уровне реализуются соглашения между общеобразовательными организациями и различными предприятиями, учреждениями высшего и среднего профессионального образования, с центрами занятости, с местной администрацией по организации профориентационной работы.

В проекте «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего востока!» (онлайн-уроки по профессиональному самоопределению) принимают участие 11 регионов Дальнего Востока и 9 регионов Арктической зоны Российской Федерации, в том числе и Республика Саха (Якутия). Ключевое мероприятие Проекта 2019 года — «Всероссийский профориентационный урок «Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!» прошел в Республике Саха (Якутия) в 117 образовательных организациях, участие в уроке приняли 5038 обучающихся.
Совместно с НКО «Фонд содействия развитию Севера Республики Саха (Якутия)» реализуется проект «ПРО Консолидация». В данном проекте принимают участие учащиеся 9-11 классов сельских школ арктических и промышленных районов республики.

Реализуется проект «Молодежь в авиацию» совместно с АО «АК «Полярные авиалинии», в котором принимают участие и обучающиеся общеобразовательных организаций п. Тикси Булунского района, п. Батагай Верхоянского района, п. Зырянка Верхнеколымского района. Есть и другие примеры проектов в данном направлении.

Вместе с тем очевидны проблемы с базовой составляющей общего образования в части профилизации обучающихся старших классов. Так, по данным Саха(Якутия)стат численность обучающихся в дневных государственных и муниципальных образовательных организациях в арктических районах Якутии составила на 2018/2019 гг. 10723 чел. При этом из числа обучающихся общеобразовательных организаций арктических районов республики профильным образованием охвачены всего лишь чуть более 650 (удельный вес арктических районов в общем числе обучающихся по профилю в Якутии составляет 5,9 %). Более всего здесь представлено агротехнологическое направление — 28,8 % от всех охваченных профильным обучением учащихся 10-11(12) классов (по республике аналогично самый широко представленный профиль — 12 %). Небольшим процентом в старших ступенях общеобразовательных организаций в якутской Арктике представлены иные направления: информационные технологии, социально-экономическое, социо-гуманитарное, филологическое, физико-математическое, химико-биологическое и др.

В отличие от других районов Якутии здесь не созданы группы профильного обучения по направлениям «индустриально-технологическое», «физико-химическое», «биолого-географическое», «художественно-эстетическое», «оборонно-спортивное».
Наиболее плачевным можно считать состояние профильного обучения по таким направлениям как «физико-математическое» и «химико-биологическое». По отдельным направлениям профильного обучения: «индустриально-технологический», «физико-химический», «оборонно-спортивный» и др. обучение в арктических районах Якутии не ведётся.

Что касается среднего профессионального и высшего образования в арктической Якутии, то отметим следующее. Непосредственно в арктических районах действует два профессиональных образовательных учреждения — Арктический колледж народов Севера в п. Черский Нижнеколымского района и Центр подготовки рабочих кадров «Арктика» с филиалами в Батагае, Жиганске и Тикси.

Если в Республике Саха (Якутия) в целом в структуре подготовки кадров значительно преобладают прочие направления (медицина, образование, культура, сервис, ИТ и другие), то в её арктических направлениях это преобладание не столь велико, но значительно больше осуществляется подготовка по сельскохозяйственным направлениям.

В Арктической зоне Республики Саха (Якутия) в системе среднего профессионального образования учитываются следующие особенности: обширность территории, востребованность на рынке труда преимущественно программ подготовки по среднетехнологическим направлениям подготовки.

Арктические профессиональные образовательные учреждения характеризуются низкой наполняемостью учебных групп (не более 12 чел.), ориентацией на социальные функции, повышенным расходом, износом инфраструктуры и отсутствием необходимой материально-технической базы, в том числе для открытия и аккредитации новых профессий и специальностей. Основными проблемами системы образования в арктической зоне Республики Саха (Якутия) являются труднодоступность и отдалённость учреждений образования, дефицит высококвалифицированных кадров, и, как следствие, несоответствие предлагаемых специальностей потребностям рынка труда.

С одной стороны, уровень образования населения не показывает зависимости от наличия на территории района образовательных организаций, что является следствием действующей образовательной политики и мер социальной поддержки определённых групп населения, в том числе механизмов целевого обучения. С другой — по программам подготовки служащих и рабочих кадров большее число трудоустроенных обеспечивают профессиональные образовательные организации, расположенные непосредственно в арктических районах республики, которые обеспечивают весьма значительную долю кадров (в Черском, Батаге, Жиганске, Тикси) — порядка 80 % от числа трудоустроенных выпускников профессиональных образовательных организаций в арктической экономической зоне.

Несмотря на целый ряд предпринятых мер по развитию профессионального образования в Якутии, применительно к арктическим территориям изменения пока носят организационный характер. Одна из существенных проблем для профессиональных образовательных организаций, расположенных в арктических районах республики — это кадровый дефицит и весьма слабая материально-техническая база, которая продуцирует иные факторы, как например, отсутствие гибкого реагирования на потребности рынка труда посредством открытия новых профессий и специальностей. Кроме того, к числу основных проблем в системе среднего профобразования относятся:

• невыполнение плана набора из-за невостребованности предлагаемого набора специальностей и профессий среди населения (низкой заработной платой в отрасли и т. д.),

• низкий качественный состав абитуриентов;

• проблемы с сохранностью контингента;

• недостаточное стимулирование труда работников колледжа;

• недостаточное участие общественности в управлении деятельностью учреждений.

Во всех в арктических районах Республики Саха (Якутия) не представлены образовательные организации высшего образования (образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность).

Между тем следует отметить, что создание таких организаций в настоящее время не относится к полномочиям ни субъекта Российской Федерации, ни муниципальных образований. Кроме того, с учётом Примерного перечня критериев общероссийской системы оценки эффективности деятельности высших учебных заведений (утв. Министерством образования и науки РФ 19 июня 2012 г.), среди которых «средний минимальный балл ЕГЭ (средний по всем направлениям подготовки (специальностям) студентов», «доля студентов, зачисленных на обучение по образовательным программам высшего профессионального образования без вступительных испытаний (победители и призёры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Минпросвещения России, чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, победители и призёры олимпиад школьников)», «доля приведённого контингента студентов, обучающихся по договорам с предприятиями и организациями», «количество цитирований в Web of Science», «доля доходов вуза от НИОКР в общем доходе вуза» и т. д., принятие решения об открытии вуза (его филиала) в настоящее время не представляется реальным и эффективным решением.

По республике наиболее многочисленный контингент студентов на сегодня в СВФУ им. М. К.Аммосова: он составляет 14 437 чел., из них за счёт средств федерального бюджета — 13 462 чел. (снижение к 2017 г. составило 16,4 % с одновременным увеличением численности обучающихся за счёт средств федерального бюджета на 15,4%). При этом численность обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера составляет на начало учебного года 2020/2021 г. 937 чел. (по программам высшего образования — 895, по программам среднего профессионального образования — 42).

Кроме того, с учётом апробированной в Якутии в течение практически 30 лет системы целевого обучения за пределами республики, с привлечением средств республиканского бюджета на условиях целевого обучения в вузах страны обучается 71 представитель КМНС, всего студентов-целевиков из арктических районов республики — 117 чел. Студенты обучаются в таких вузах, как Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом театре России; Дальневосточный государственный медицинский университет; Дальневосточный государственный университет путей сообщения; Дальневосточный технический рыбохозяйственный университет; Иркутский гидрометеорологический техникум; Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана; Московский педагогический государственный университет; Национальный исследовательский Томский Политехнический университет; Новосибирский государственный аграрный университет; Новосибирский государственный педагогический университет; Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения РФ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена и других.
На региональном рынке труда на сегодня более востребованы кадры, подготовленные преимущественно по среднетехнологическим направлениям.

Несмотря на то, что отдельные исследователи отмечают, что в сравнении с иными арктическими регионами страны в Республике Саха (Якутия) выпускники вузов обеспечивают восполнение кадрового дефицита, что объясняется развитой образовательной политикой региона [1], всё же отметим определённые диспропорции в наборе/выпуске на рынок молодых специалистов с балансом трудовых ресурсов на перспективу, что связано также с большой долей отсева молодёжи, обучающейся по программам негуманитарных направлений.

Ежегодно при общей картине общерегионального снижения численности трудоустраиваемых выпускников по данным Государственого комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения в арктические районы Республики Саха (Якутия) трудоустраивается порядка 6 % (более 330 чел.) от числа трудоустроенных выпускников, из них в большей степени — это кадры с рабочей квалификацией (по итогам получения среднего профессионального образования по подготовке рабочих кадров). Но значительная доля трудоустройства выпускников образовательных организаций в целом по республике (мониторинг в разрезе районов и отраслей не ведётся) в «иные» отрасли демонстрирует большую вероятность фактического их трудоустройства не по полученной специальности (направлению, профессии). Вместе с тем, подобная тенденция продуцирует такие негативные последствия, как снижение профессионального уровня выпускников и сокращение интеллектуального потенциала территорий, а также снижение эффективности бюджетных расходов на профессиональное образование.

Как отмечают исследователи, такая проблема, как профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на фоне сохранения высокого образовательного уровня населения является последствием социальной напряжённости на рынке труда Арктической зоны Российской Федерации [2].

В целом, образовательный уровень населения арктических территорий ниже среднереспубликанских значений, но характеристика уровня образования населения, её гендерного состава и коренных малочисленных народов в Республике Саха (Якутия) в целом сопоставима с общереспубликанскими и общероссийским тенденциями в межпереписной период, что связано в целом с возросшей доступностью профессионального образования и действующими мерами поддержки (например, согласно региональному законодательству обучающимся по программам среднего профессионального образования из категории малообеспеченных семей производится оплата проезда один раз в год до места учёбы и обратно и компенсация льготного питания).

Таким образом, с учётом потенциально растущей потребности в сфере промышленности и целесообразностью заблаговременной подготовки конкурсных абитуриентов для поступления по соответствующим направлениям, представляется целесообразным принять дополнительные меры по профилизации старших ступеней общего образования и повышению его качества.
Между тем, исходя из анализа информации по направлениям профилизации и предпрофессиональной подготовки учащихся организаций общего и дополнительного образования в арктических районах Якутии, следует отметить следующее:

1. С учётом весьма низкой доли профилизации в системе общего образования в арктических районах республики, считаем крайне важным:

a) принятие мер по расширению спектра профильного обучения учащихся старшей ступени образования, в т. ч. по техническим и медико-биологическим направлениям подготовки;

b) использование имеющихся ресурсов систем общего, дополнительного и среднего профессионального образования путём организации сетевого взаимодействия, что подразумевает:

• создание образовательных комплексов на базе имеющихся профессиональных образовательных организаций путём использования инфраструктуры общеобразовательных организаций (для профобучения школьников, т. е. обучения рабочим профессиям);

• создание центров профессионального обучения на базе общеобразовательных организаций арктических районов Якутии. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ возможна сетевая форма реализации программ подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программ подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки. При реализации программ подготовки необходимо применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

c) развитие некогнитивных навыков в сфере общего образования. Так, нобелевский лауреат 2000 г. Джеймс Хекман справедливо отмечает, что инвестиции начинаются с самых первых лет жизни, а семейные вложения в раннее развитие детей формируют навыки, которые потом помогают приобретать другие компоненты человеческого капитала [3].

2. По вопросу участия работодателей в образовательном процессе. Применяемые механизмы участия работодателей на сегодня выглядят следующим образом:

• непосредственное участие в создании инфраструктуры,

• научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования, участие в педагогической деятельности, итоговой аттестации,

• социальные программы предприятий-работодателей (шефство),

• комплексное сотрудничество образовательных организаций и предприятий-работодателей.
Социальные программы предприятий-работодателей (шефство) над школами и садами — это работающий механизм при сильных предприятиях (класс «Алданзолото» ГКРК в Н. Куранахе, класс АЛРОСА на базе политехнического лицея в Мирном). В АЛРОСА на протяжении уже многих лет действует программа профориентации в Мирнинском районе. С некоторыми перерывами, но в октябре 2019 г. на базе ЦПК АЛРОСА запущена новая программа «Профиклаб», направленная на профессиональную ориентацию школьников 9-10 классов. Целью программы является популяризация бренда АЛРОСА как потенциально привлекательного работодателя.
В арктических районах Якутии, несмотря на отдельные предпринимаемые меры в районах (например, в Верхоянском районе) для привлечения предприятий необходимо более активное государственное участие и системное содействие структурам образования для реализации тех или иных форм взаимодействия.

Особое внимание следует уделить инвестициям в развитие профессиональных образовательных организаций, расположенных в арктической зоне, что позволит удержать молодёжь и обеспечить рабочими кадрами и специалистами среднего звена реализацию новых проектов.
По результатам исследования ВЦИОМ, человеческий потенциал республики отличает не только малочисленность трудовых ресурсов, но и низкое их «качество». Поэтому весьма важно внимание образовательной государственной политики не столько к количественным параметрам образовательного процесса (набор/выпуск, количество организаций), сколько к качественным (сертификация (НАРК, IPMA и т. п.), независимая сертификация, повышение качества образовательного процесса, его инфраструктуры и содержания).

Кроме того, считаем важным использование муниципальными районами гибких механизмов правоприменения статьи 56 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». А в целях усовершенствования механизма целевого обучения целесообразно рассмотреть вопросы:

• оплаты проезда к месту прохождения производственной практики для наращивания опыта практической работы студентом,

• параллельного обучения студента в соответствии с заключённым контрактом о целевом обучении рабочим квалификациям (для получения 5-6 разряда рабочей квалификации).

Вместе с тем, падение численности учащейся молодёжи и недостаточная для воспроизводства трудовых ресурсов численность выпуска вузов и профессиональных образовательных организаций говорят о необходимости привлечения уже работающих лиц из других отраслей экономики с соответствующей переквалификацией трудовых ресурсов.

Исходя из результатов опросов местного населения, реализация новых проектов в принципе может быть осуществлена полностью за счёт местных трудовых ресурсов. Серьёзным препятствием использования на проектах исключительно местного населения является несоответствие его профессионально-квалификационного состава имеющимся и создаваемым рабочим местам. В связи с этим, к числу приоритетных отнесли бы решение вопросов непрерывного образования в части обучения взрослого населения, повышения квалификации и переподготовки.

Вместе с тем, с другой стороны, это может привести к «оголению» уже существующих секторов экономики республики. На новое место работы готовы перейти занятые на уже существующих предприятиях и в госучреждениях (учителя, врачи и др.) при улучшении условий работы, предоставлении жилья и более высокой зарплаты. Потому привлекать к реализации новых проектов желательно в основном «свободные» трудовые ресурсы: безработных и ищущих работу, а также учащуюся молодёжь. Вместе с тем, привлечение этой категории населения, как правило, требует необходимости проведения специальной разъяснительной кампании и профессиональной подготовки. Для закрепления молодёжи необходимо активно содействовать её трудоустройству. Внедрение гибких форм занятости для молодёжи, целевое обучение, развитие системы профессиональной ориентации и профилизации детей и молодёжи, популяризация направлений подготовки, востребованных на местном рынке труда — возможные меры содействия занятости молодёжи.

Образование и закрепление населения, формирование сбалансированного регионального рынка труда во многом будет определяться организацией рабочих мест и созданием условий для повышения экономической активности местного населения, улучшением социально-экономических условий проживания населения, развитием инфраструктуры, обеспечением достойного уровня жизни для каждого жителя, независимо от места проживания. Между тем эти меры не отрицают необходимость удовлетворения имеющегося спроса за счёт привлечения тех кадров, в которых испытывает потребности экономика региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Степусь И. С., Симакова А. В. Миграционные потоки выпускников вузов для работы в Арктической зоне России: количественный и качественный аспекты // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16, № 10. С. 1872-1887.
2. Корчак Е. А. Человеческий капитал и дисбаланс на рынках труда арктической зоны России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т. 14, № 9. С. 1619-1631.
3. Интервью с профессором Джеймсом Хекманом // http://www.unesco.org/new/ru/media-services/single-view/news/interview_with_professor_james_heckman_noted_scholar_and_no/
Education as a factor in the development of the labor market

ABSTRACT


The article presents an overview of the situation in the field of education in the Arctic regions of the Sakha Republic (Yakutia) on the example of the activities of nomadic schools, general education organizations, extended education, vocational educational institutions, employer-sponsored education, identifies the main problems for the development of economic activity of the local population on the basis of an educational resource and suggests mechanisms for their solution.


DOI: 10.51823/74670_2021_3_81
Скачать PDF