В настоящем вторичные ресурсы не являются объектом самостоятельного регулирования в целом, выступая только в качестве одного из элементов деятельности, связанной с охраной окружающей среды. Соответственно этому, условия для развития системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, создания индустрии утилизации, в том числе повторного применения таких отходов, не сформированы.
Результаты анализа, приведённого в данной статье, явственно свидетельствуют о недостаточном развитии механизмов стимулирования применения нецелевых материалов и веществ. Промышленные предприятия, использующие в производстве вторичные ресурсы, на сегодняшний день не получают специальных преимуществ в рамках реализуемой промышленной политики. Системные льготы носят универсальный характер и непосредственно увязаны единственно с товарным производством.
Особенности процессов производства, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации товарной продукции, вытекающие из факта вовлечения в оборот отходов производства и потребления, в контексте решений о стимулировании деятельности целевой группы хозяйствующих субъектов не учитываются с, пожалуй, единственным исключением. Речь идёт о потенциальной оценке хозяйственной деятельности с вовлечением в оборот отходов производства и потребления в составе деятельности по внедрению наилучших доступных технологий при наличии соответствующей формализации в информационно-техническом справочнике. Однако в этом случае поддерживается деятельность по снижению негативного воздействия на окружающую среду, то есть льготы предусмотрены природоохранного характера для особо опасных загрязнителей, а также в глубоко постинвестиционном периоде. Перспективы реализации и развития государственной поддержки в сфере вторичных ресурсов необходимо анализировать в контексте общих представлений о ресурсосбережении как процессе, отчасти оформленном и реализуемом на уровне национальной экономики.
Практика повторного использования наиболее ценных в сырьевом отношении технологических отходов уже сложилась на уровне отдельных отраслевых сегментов промышленности. Измеримым спросом пользуется ряд полезных фракций: лом и отходы черных и цветных металлов, высокосортные марки макулатуры, текстильные, полимерные и древесные отходы, стеклобой, часть минеральных отходов электроэнергетики, металлургии, химии и промышленности строительных материалов. Такого рода технологические отходы сравнительно давно используются в промышленных масштабах как вторичные ресурсы для чёрной и цветной металлургии, целлюлозно-бумажной и текстильной промышленности, а также в производстве изделий из термопластов. Вместе с тем никаких системных подходов такая практика, ожидаемо, не генерирует. Больший объём фракций, извлечённых из отходов, используется в хозяйственных целях в значительно меньших масштабах, при этом часть из них автоматически подпадает под правовой режим отходов, сосберегающих и экологически безопасных технологий является одной из общих задач промышленной политики, сформулированной в статье 2 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 № 488-ФЗ.
Запрос на расширение оснований предоставления мер стимулирования субъектов деятельности в сфере промышленности при осуществлении мероприятий по достижению целевых значений показателей ресурсосбережения и ресурсной эффективности отдельных отраслей промышленности, наряду с экономическими основаниями, обусловлен содержанием руководящих государственных поручений.
В частности, согласно перечню поручений Президента Российской Федерации от 15.11.2017
№ 2319 в сфере регулирования обращения с отходами Правительству Российской Федерации поручено внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего регулирование обращения вторичных материальных ресурсов, проработав вопрос о стимулировании спроса на продукцию из них, а также определить понятийный аппарат в отношении экотехнопарков в сфере обращения с отходами, предусмотреть типовые требования к ним, обеспечивающие расширение спектра производства продукции из вторичных материальных ресурсов, при принятии решений о предоставлении им мер государственной поддержки.
Тем не менее политика по ресурсосбережению и ресурсной эффективности в полной мере не сформирована, в настоящем отсутствуют экономические рычаги развития отношений по вовлечению вторичных ресурсов производства в оборот через позитивное и негативное стимулирование предприятий, причём как в составе института ресурсосбережения и ресурсной эффективности, так и в составе института наилучших доступных технологий, как действующего механизма реализации государственной промышленной политики.
Межотраслевые меры поддержки промышленности, администрируемые Минпромторгом России, не находятся в какой-либо связи с показателями ресурсосбережения и ресурсной эффективности, хотя бы по той причине, что эти показатели, и тем более их целевые значения, в соответствующих нормативных правовых актах не предусмотрены.
Упоминания о ресурсосбережении и ресурсной эффективности встречаются в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.01.2014 № 3 (абзац 6 подпункт «а» пункт 3) и в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1312 (подпункт «е» пункт 3). В терминологии указанных постановлений Правительства Российской Федерации речь идёт о «повышении энергоэффективности и ресурсосбережения», как одной из ряда общих целей в контексте идентификации определённой деятельности субъектов с сфере промышленности в рамках поддерживаемого приоритетного направления гражданской промышленности. При этом данные направления во всяком случае предустановлены в этом качестве в Государственной программе «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328. То есть цель — «повышение энергоэффективности и ресурсосбережения» — по сути, является номинальной.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 Порядка определения технологических направлений по соответствующим государственной программе Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» приоритетным направлениям гражданской промышленности, утверждённого Приказом Минпромторга России от 21.09.2017 № 3249, приоритет отдаётся технологическим направлениям, осуществление деятельности по которым способствует повышению энергоэффективности и ресурсосбережению. Вместе с тем в составе перечисленных критериев отбора технологических направлений для целей поддержки по постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1312 «энергоэффективность и ресурсосбережение» не присутствуют. Это объясняет системное отсутствие упоминания о данном институте далее, как в форме подачи предложений для формирования перечня технологических направлений в целях проведения конкурса для предоставления субсидий на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, так и в составе конкурсной документации для проведения конкурсного отбора на право получения субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов.
При указанных обстоятельствах приходим к неопровержимому выводу о том, что в действующей системе мер поддержки промышленности деятельность субъектов в сфере промышленности по повышению ресурсосбережения и ресурсной эффективности не выделяется (не имеет своих показателей (индикаторов)) и, соответственно, не оценивается.
Анализируя принципиальную возможность получения государственной поддержки при осуществлении деятельности по повышению ресурсосбережения и ресурсной эффективности, отметим, что отдельные производственные предприятия, выпускающие с использованием вторичных ресурсов готовую товарную продукцию в качестве основной цели своей экономической деятельности (в рамках раздела С ОКВЭД 2), при определённых условиях могут на неё претендовать на общих основаниях. Повторимся, что такие основания не находятся в какой-либо связи с достижением конкретных значений показателей ресурсосбережения и ресурсной эффективности. Действующие в настоящем тематические постановления Правительства Российской Федерации имеют целью только увеличение объёма производства промышленной продукции, ввиду чего от- дельные правоотношения в сфере ресурсосбережения и ресурсной эффективности в общей системе мер поддержки своего места не находят.
В мейнстриме идентифицируются прочие выявленные меры поддержки в рамках всего перечня национальных проектов.
Развивая тему поддержки ресурсосбережения и ресурсной эффективности, невозможно не обратиться к институту наилучших доступных технологий. Связь между ними не прямая, но очевидная.
Институт наилучших доступных технологий, изначально закреплённый в природоохранном законодательстве, в рамках промышленной политики сравнительно недавно получил перспективу позитивного правового регулирования.
В своем Указе от 07.05.2018 № 204, определяющем национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года, Президент Российской Федерации в качестве задачи, требующей решения по направлению экологии, обозначил применение всеми объектами, оказывающими значительное негативное воздействие на окружающую среду, системы экологического регулирования, основанной на использовании наилучших доступных технологий.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации разработан национальный проект «Экология» (паспорт утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (Протокол от 24.12.2018 № 16), включающий в свою структуру федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий». В составе мероприятий проекта идентифицируется только одно специальное мероприятие. Речь идёт о постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий» от 30.04.2019 № 541.
Как видно из самого названия документа, он адресован объектам I категории и субъектам, относящимся к областям применения наилучших доступных технологий. Иными словами, речь идёт о потенциально возможном частичном финансировании расходов, связанных с некоторыми из трёхсот опасных загрязнителей, при принятии и реализации решения о мобилизации денежных средств путём выпуска облигаций.
Инвестиционные расходы предусматриваются на приобретение оборудования и технических устройств, способствующих снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также на оплату проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ для поэтапного достижения технологических нормативов, и (или) нормативов допустимых выбросов и (или) нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами, установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Впервые постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающее предоставление субсидии, администрируемой Минпромторгом России, оперирует понятием экологической эффективности. Но к ресурсосбережению и ресурсной эффективности данный документ также не имеет отношения.
По вопросу применения финансовой поддержки Фонда развития промышленности на текущих условиях в качестве меры стимулирования деятельности по повышению ресурсосбережения и ресурсной эффективности на примере повторного вовлечения вторичных ресурсов в экономический оборот, следует также заключить об отсутствии каких-либо специальных оснований, включая преимущества, для соответствующих субъектов деятельности в сфере промышленности и их инвестиционных проектов.