В Российской Федерации в настоящее время активно разрабатывается законодательная база, регулирующая ГЧП. Подобное сотрудничество играет огромную роль не только для устойчивого экономического развития АЗРФ, но также позволяет государству в более короткие сроки исполнять запросы местного населения. Особенности правовой конструкции ГЧП позволяет принимать во внимание интересы всех заинтересованных лиц (стейкхолдеров). Реализация ГЧП происходит на основе Федерального законодательства, а именно ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 г.
[3] и ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 г. [4]. По поручению Президента РФ (п. 3 перечня поручений Президента РФ от 27.03.2019 г. , №ПР-528 [5]) Правительством разработан законопроект о преференциях для инвесторов в Арктику — Законопроект № 895550-7 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» (далее — Законо- проект). Данный Законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ [6]. Он разграничивает полномочия по управлению Арктической зоной. Согласно Законопроекту, управление АЗРФ осуществляется Государственной комиссией по вопросам развития Арктики, уполномоченным федеральным органом (Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики) и управляющей компанией, которой является Акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока». Законопроект регулирует возможность установления статуса резидента Арктической зоны, который может быть получен коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями в установленном Законопроектом порядке. Статус резидента Арктической зоны предусматривает меры поддержки предпринимательской деятельности, которые предусматривают административные, налоговые и иные льготы.
Также по поручению Президента РФ Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее — Минвостокразвития) разрабатывается проект стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года (далее — Стратегия). По итогам Парламентских слушаний Совета Федерации «О ходе подготовки проекта стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года» главными задачами Стратегии являются[7]:
1. Объединение инвестиционных планов частных компаний с российскими национальными проектами и государственными программами по развитию арктического региона.
2. Развитие транспортной и опорной инфраструктуры АЗРФ, в том числе развитие международного транспортного коридора.
3. Введение льготных налоговых ставок для компаний, осуществляющих инвестиции в развитие АЗРФ.
Минвостокразвития с Проектным офисом развития Арктики создали онлайн-платформу для сбора предложений по реализации стратегии. Цель создания данной платформы – привлечение жителей и экспертов для использования их идей при разработке государственного документа, содержащего общую стратегию развития АЗРФ и основанного на широкой общественной поддержке. На данный момент, собрано около 656 идей и проведено 10 стратегических заседаний. По данным на сентябрь 2019 года, лидирующей сферой предложенных инициатив стала инфраструктура. Однако есть предложения и по развитию экономики, образования, экологии сельского хозяйства и туризма.
На данный момент работа платформы по сбору идей временно приостановлена в связи с ожидаемым её обновлением, которое необходимо ввиду изменения законодательства, в том числе принятия закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». Со временем платформа будет работать для отслеживания реализации Стратегии.
Государственно-частное партнёрство является эффективным механизмом реализации государственных проектов и программ по развитию АЗРФ. В результате такой формы партнёрства частные компании получают выгоду в виде налоговых льгот, а государство имеет возможность в полной мере реализовать необходимые для его развития мероприятия [8,9]. Так как проекты по развитию АЗРФ являются одними из наиболее дорогостоящих, единственным способом их реализации является ГЧП. Подобным образом, например, происходит развитие транспортно-логистической инфраструктуры [10].
Несомненно, достаточно новым, но очень перспективным для использования в АЗРФ, станет такой механизм ГЧП, как контракт жизненного цикла (КЖЦ)[11], реализуемый по «формуле»: строительство — владение — управление. Она показывает, что объект проекта «отстраивается» стороной контракта — частным лицом — которая осуществляет последующую эксплуатацию, владея этим объектом на праве собственности, срок действия которого ограничивается сроком жизни проекта. Как правило, заказчиком выступает государство, в то время как исполнитель — частное лицо. Сама модель выгодна тем, что взаимодействие государства или подконтрольной государству компании с бизнесом (второй стороной) довольно гибкие и опосредованы адекватным количеством административных процедур, которые могут быть сведены до минимума. Особенно модель КЖЦ предпочтительна для предприятий и организаций, поставляющих новую, современную продукцию собственного производства в АЗРФ. По мнению авторов, эта схема актуальна для предприятий оборонного комплекса. Они обладают современными, инновационными производствами и технологиями, однако практически не имеют рынков сбыта, т.к. перевооружение армии практически завершено. А АЗРФ в настоящее время имеет неограниченный рынок сбыта, причём весьма перспективный, благодаря санкциям. Однако адекватность административных процедур может стать проблемной из-за правовых рисков платёжного механизма.
Помимо «преимущественного» для бизнеса нормативно-правового регулирования, для деятельности в Арктике, планируется создать государственную корпорацию «Росшельф», которая будет функционировать на принципах государственно-частного партнёрства ― уже подготовлен законопроект [12]. Проект учреждения организации был инициирован Минвостокразвития с основополагающей целью ― допустить частных инвесторов к участию в шельфовых проектах Арктики и на Дальнем Востоке при условии соблюдения определённых требований в части выполнения объёма работ, оценке, разведке и добыче углеводородного сырья в установленные сроки. Предполагается, что предприниматели, объединяясь в консорциумы, будут непосредственно взаимодействовать с корпорацией по, так называемой, «норвежской» модели. Последнее означает, что частные компании, выступающие в роли партнёров, и корпорация будут распределять между собой прибыльные доли по следующему принципу: 30% — «Росшельфу», а остальное — инвесторам. Однако содержание данной модели полностью противоречит текущей международной обстановке в части взаимовыгодного экономического сотрудничества с субъектами международных отношений — государствами: проблема в санкциях, которые сдерживают не столько Россию, сколько иностранные — западные — компании, которые, в принципе, готовы инвестировать в проекты по исследованию арктического шельфа. В связи с санкциями США, в России запрещено брать в аренду зарубежные буровые платформы для работы на шельфе. Любая компания, которая предоставит нам платформу, немедленно получает от Соединённых Штатов извещение о том, что их деятельность на американском рынке прекращается [13]. Следовательно, последняя надежда на отечественных инвесторов или азиатских партнёров. Так, из числа известных российских корпораций, на Арктическом шельфе уже действуют Роснефть и Газпром, однако, как таковая конкуренция между данными компаниями отсутствует ввиду самообеспеченности нефтью на сравнительно долгие годы: 30 и 100 лет соответственно. Для китайских партнёров дорога открыта: «Поднебесная» уже несколько раз заявляла о намерении развивать инициативу «Полярный Шёлковый путь» на Северном морском пути (СМП) в Арктике, создавая морские торговые пути и укрепляя торговые отношения с разными странами региона. А поскольку СМП находится в юрисдикции Российской Федерации, то и партнёрство Китая, в большей степени, будет учитывать интересы России, что означает возможность инвестиций Китая в проекты по освоению арктического шельфа.
По мнению авторов, государство, в настоящее время, занимается активным законотворчеством по созданию юридических гарантий для компаний, инвестирующих капитал в развитие Арктики. А онлайн-платформа, созданная Проектным офисом развития Арктики совместно с Минвостокразвития, помогает собрать идеи и предложения по развитию АЗРФ и привлечь частный капитал для реализации данных идей: для выработки, а затем и реализации Стратегии развития Арктики до 2035 года.