Ещё совсем недавно, в прошлом веке в отечественной науке и образовании прослеживалась явная интеграция экологического и культурологического знания, которая также подпитывалась источниками, связанными с традиционно-духовными ценностями Руси. В русской философии можно выделить два направления: русский космизм и русский экологизм. Первое объединяло целый ряд известных исследователей — В. И. Вернадский, А. И. Чижевский, В. С. Соловьёв, П. А. Флоренский, К. Э. Циолковский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др. Космисты в основу учения положили идею ответственности человека за природу, осмысления человека в этом мире, имеющую непосредственное отношение к судьбам природного бытия. П. А. Флоренский отмечал, что «природа и человек взаимно подобны и внутренне едины», поэтому насилие человека над природой он считает насилием человека над самим собой [8, 9].
Оба направления объединяет один источник — всечеловечность и всежизненность, определённые Ф. М. Достоевским как свойство русского национального характера. Русский космизм и экологизм исходят из всемирной отзывчивости и максимализма русской души и представляют собой выражение стремления единства с природой [8]. Логическое продолжение философских исканий русских космистов отражено в концепции биосферы и ноосферы В. И. Вернадского, ключевым положением которой является утверждение о единстве Природы [10].
Экологические традиции, учитывающие богатый духовный опыт российской истории, нашли отражение и в народной педагогике начала прошлого века. Характерная её черта — обучение подрастающего поколения умению жить в согласии с природным окружением. Согласно её учению, ребёнок, познавая законы природы и не нарушая их, становится лучше, чище, добрее. Например, Л. Н. Толстой считал, что именно красота природы позволяет проявиться нравственной красоте, присущей детской душе. Именно поэтому, по мнению великого писателя, необходимо развивать такие качества личности, как сопереживание, сочувствие, милосердие, незлобливость [11]. Д. И. Менделеев, размышляя о ведущих направлениях русского просвещения, утверждал, что науки о природе способствуют развитию у ребёнка привычки осторожного, но опытного и уверенного суждения о способах согласования жизни с законами природы [12]. Творческое наследие одного из самых талантливых педагогов В. А. Сухомлинского открывает уникальную методику воспитания в гармонии с природой, теория и практика которого проверены более чем 20-летним опытом Павлышской школы [13].
Всё вышесказанное свидетельствует в пользу необходимости создания программы, реализация которой могла бы способствовать не только повышению экологической культуры детей, но и их духовному обогащению. Необходимость создания такой программы на федеральном, региональном и/или муниципальном уровнях обусловлено и целевыми установками современного образования, направленного на формирование не только знаний, умений детей, но и эмоционально-ценностного отношения их к окружающему миру. И именно в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии. В рамках такой программы знакомство детей с народным творчеством может приобщить их к нравственным общечеловеческим ценностям. Обращение к родникам народной культуры существенно повышает воспитательный потенциал экологического просвещения и является важным фактором успешности процесса формирования экологической культуры детей.
Экологический аспект в этносе занимает особое место среди разнообразных средств воспитания экологической культуры, которая раскрывается в традициях бережного отношения к окружающему миру и передаётся из поколения в поколение через разные элементы культуры — мифологию, религию, творчество.
Следует отметить, что народная экологическая культура, как определённый комплекс знаний, умений и навыков, накапливалась по крупицам, веками тщательно отбиралась, систематизировалась и надёжно закреплялась в обычаях, традициях, обрядах, стереотипе поведения, в неписаных законах и правилах взаимоотношений человека с природой. Народный экологический опыт представляет собой огромный педагогический интерес, так как без него трудно выжить не только среди дикой, суровой, но и окультуренной природы.
В последнее время наблюдается повышение интереса к этно-педагогическим исследованиям, в том числе касающимся различных вопросов формирования экологической культуры младших школьников. Это связано и с осознанием обществом преемственности национальной и общечеловеческой духовной культуры. Издавна бытующие в народе экологические ценности формируют строгие экологические нормы, воплощённые в педагогические идеи, традиции, обычаи. Народная педагогика располагает огромным объёмом экологического материала, не исчерпавшего своих воспитательных возможностей. Многовековой опыт народа — сокровищница народной культуры, народной экологии. Л. Т. Ионин писал: «Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречёте его на медленный, но неизбежный процесс умирания» [14]. И по сей день бессмертны средства народной педагогики: песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Сила и красота народной души воплощена в фольклоре. В нём показано бережное отношение к природе, стремление человека познать окружающий мир.
Народные загадки — эффективное средство экологического воспитания школьников. В загадках содержится познавательный материал, обогащающий учеников сведениями о различных видах растительного и животного мира, углубляющий экологические представления. В загадках сливается образность, поэтичность и взгляды народа на природу, её обитателей. Повседневные будничные предметы загадка делает удивительно интересными, далёкие и таинственные силы природы становятся более понятными и близкими [15].
В пословицах заключена народная мудрость. Благодаря образности, завершённости мысли пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей. Утверждая высокие нравственные понятия, выверенные опытом поколений, они воспитывают честность, любовь к природе, труду. Этим и определяется их роль в экологическом воспитании.
Народные приметы являются народной наукой, типа природоведения, так как представляют собой своеобразную систему народных знаний о природе, её явлениях. В них зафиксированы причинно-следственные связи происходящих явлений и изменений в природной среде, осмысление которых способствует воспитанию материалистического мировоззрения.
Народная сказка — это нравственный урок. Сказка — ложь, да в ней намёк — добру молодцу урок. В них содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Ярко представлены в сказках и объекты неживой природы. Сказки в воспитании экологической культуры школьников играют особую роль, так как в них отражено бережное отношение народа к природе. Сказки, созданные народом, содействуют развитию эмоционально-эстетического отношения к природе, что в определённой степени служит преодолению потребительского подхода к ней [15].
Народные праздники во всей полноте отражают взаимоотношения человека с природой. В них воплотились представления наших предков о природе, как продолжении самих себя, а о себе как об органичной части окружающего мира.
Конечно же, у каждого народа свои традиции общения с природой. Каждый народ бережно хранит экологические заветы предков. Наиболее ярко они выражены у малых этносов северных и арктических регионов, в мировоззрении которых до сих пор сохраняется «очеловечивание» природы, ощущение её боли, как своей собственной. Они не владели научными знаниями, но имели колоссальный эмпирический опыт, умели наблюдать, чтили управляющие миром законы и приспосабливались к ним, ведь без этого они бы не смогли выжить, особенно в этих климатических условиях. Поэтому кроме изучения русской культуры, в разрабатываемую программу должно быть включено изучение культуры коренных жителей: их традиций, праздников, обрядов, ведь в них содержится бесценный опыт общения с природой [15].
О ценности, невосполнимости утрат народных культур говорит генеральный директор ЮНЕСКО М. Боу: «Кто может сказать, что какая-то культура или какой-то генетический фактор, ныне погребённый в руинах традиционных обществ, не являлись в свое время составной частью наследия, которое, возможно, необходимо для дальнейшего развития человечества?» [16]. Всё это в полной мере относится к культурам народов Севера. Их ценность обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, она определяется возрастом, древностью этих культур. Уже сам факт их существования в течение двух тысячелетий достоин глубокого уважения, изучения, сохранения.
Это не исчезнувшее, изжившее, исчерпавшее себя явление, а живущий в наши дни культурный комплекс, функционирующий в соответствии с экологическими законами Севера. Древние культурные традиции народностей Севера имеют значения не только для прошлого, они важны и для настоящего: в них содержится богатейший опыт народной жизни в суровых экологических условиях Арктики. Нет сомнений в том, что этот опыт не утратит своего значения и в будущем. Для людей, участвующих в освоении арктических территорий нашей страны, культурные традиции народов Севера будут актуальны и завтра [17].
В процессе экологической деятельности народов Севера вырабатывались, сохранялись и закреплялись нормы поведения и общения, обычаи, запреты, табу, санкции, которые соблюдались в трудовой деятельности, бытовом укладе, личной и общественной жизни, в семье. Традиции, пронизывающие все элементы культуры, имели высокую инертность, консервативность, так как в естественно-природных ритмах оценка надёжности и ценности факторов, гарантирующих выживание и воспроизводство чело- века, измерялась временем жизни нескольких поколений [17].
Вполне возможно, что в экологии культуры как в науке будет выработана система показателей, по которой можно будет оценивать эффективность культурно-экологической деятельности по главному критерию — воспроизводству самой человеческой жизни, ибо всестороннее развитие личности как высшая цель и ценность социального общества возможна лишь на основе её физического совершенства. Здоровье человека и сохранность природы — это базис, это непременные условия социального и культурного развития, в то же время это один из важнейших результатов этого развития.
Действительно, в культурных комплексах коренных народов Сибири и Крайнего Севера, их обычаях, ритуалах, декоративно-прикладном искусстве, одежде, питании скрыты механизмы адаптации, сохранения здоровья, формирования образа жизни этих народов. Ведь именно благодаря своей народной экологической культуре народы Северной Азии на протяжении тысячелетий демонстрируют способность существования и развития в экстремальных экологических условиях арктической тундры, сибирской тайги, горных массивов [17].
В нашей многонациональной стране праздники и обряды разных народов переплетаются: с одинаковым уважением отмечаются и татарский сабантуй, и русская Масленица, и украинские колядки. Поэтому в данной Программе большое внимание должно быть уделено и праздникам, которые во всей полноте отражают взаимоотношения человека с природой, раскрывают идею единства человеческого и природного начала, их общие корни, развивают эстетическое, доброе, бережное отношение к родной природе — тому общему, что объединяет всех нас независимо от национальной принадлежности. Поэтому важно в содержание программы включить произведения народного творчества, которые будут разнообразить формы проведения занятий. Это посиделки, литературные гостиные, круглые столы, мастер-классы, экскурсии, игры, викторины, практические занятия, праздники. При этом целесообразно использовать и самые разнообразные методы — словесные, демонстрационные, практические. Так, например, чтобы дети не только знакомились с предлагаемыми педагогом произведениями, но и сами учились находить произведения на заданную тему, вовлекая в работу родителей, старших братьев и сестёр, бабушек и дедушек.