РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА И ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова

АННОТАЦИЯ


Статья посвящена формированию экологической культуры через интеграцию экологического и культурологического знания, с акцентом на изучение культуры коренных жителей северных и арктических регионов.
В настоящее время все больше и больше приходит понимание того, что развитие экологической культуры не будет успешным и эффективным без обращения к истокам, к национальным духовным ценностям культуры. «Экологическую культуру нельзя привнести извне, она рождается как результат взаимодействия этноса и вмещающего этнос ландшафта»,— отмечает С.Н. Глазачев [1]. Экологическая культура развивается внутри общей культурной традиции и отражает национальные особенности отношения к природе в каждой отдельно взятой культуре.

В России, в том числе и в её северных и арктических регионах, исторически складывалась уникальная экологическая традиция диалога природы и человека, особенностью которого являлось подчёркнуто уважительное отношение к родной земле. Истоки этой традиции в русской культуре, как и в культурах малочисленных народов, уходят в глубь веков, когда возникали предпосылки национальной ментальности. Зачатки экологической традиции, гармонизирующей отношение русского человека и природы, обнаруживаются ещё в языческой культуре Древней Руси. Непосредственно общаясь с природой, человек учился её понимать, приспосабливался к жизни в ней и трудился, поддерживая изначальное состояние природы. Принадлежность к родной земле исторически сохранялась в менталитете русского человека. Обращение к Родине-матери, к России, носительнице высших духовных ценностей — устойчивая доминанта национального самосознания, косвенно восходящая к культу природы.

На сегодняшний день утрата духовного единения с природой привела к серьёзным последствиям в нашей стране, так как способствовала высвобождению разрушительных инстинктов. Современная культура уже сделала свой выбор в сторону технократического образа мировосприятия.

Отчуждение от природы, игнорирование её законов, нещадная эксплуатация и потребительское отношение к природным ресурсам в конечном итоге привели к тяжёлым экологическим последствиям. Например, в Якутии, сложном экологическом регионе, обусловленном его расположением (зимний период 8 месяцев, резко континентальные климатические условия: зимой до -58, летом +40), в связи с развитием индустрии и появлением техногенных ландшафтов интенсивно нарастают экологические проблемы с возможным катастрофическим исходом.

Глубокие цивилизационные сдвиги, развитие научно-технического прогресса изменили не только окружающую среду, но и характер духовного мира человека. Понятия красоты, доброжелательности, участия, сопереживания становятся исключением, а не нормой жизни. Духовное оскудение человека привело к отдалению человека от природы. Всё это обусловливает переосмысление многих представлений о человеке, обществе, культуре, природе, окружающей среде, как системе жизни человечества, и требует воспитания «нового» человека, становления экологической культуры личности и общества.

Рассматривая возможности развития экологической культуры, всё же следует отметить, что в этом процессе есть на что опереться из национального опыта и традиций народной культуры. Это, прежде всего, ряд духовно-нравственных и значимых для просвещения явлений: уважительное отношение к родной земле (народная культура); стремление человека к единству с природой (народная культура, космизм); идея ответственности человека за природу; возвращение человеку его духовной глубины как важнейшего измерения личности; гармоничное развитие человека и природы, их равновеликость (космизм); единство Природы, включающее человека (В. И. Вернадский); единство человека и природы как взаимосвязанных и взаимодействующих частей единого целого в биосфере (экологизм и космизм); обучение детей умению жить в согласии с природой (народная педагогика).

Сейчас к человеку постепенно возвращается национальная память, и он по-новому начинает относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил потомкам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Сегодня, конечно, существенно изменились условия жизни, быт людей, поэтому нужно формировать новые экологические традиции, но не забывая старые.

На территории нашей страны было много священных источников. Реки, озёра, водоёмы вызывали у наших предков почитание и уважение. Недаром свой «Курс русской истории» В. О. Ключевский начинает с анализа влияния природы на исторический процесс, отмечая особую любовь русского человека к реке, которая являлась воспитательницей чувства порядка, общественного духа, общительности [2].

Среди символов народной культуры особое место занимал огонь. «Понятийный, земной смысл огня, солнца соединяется с огнём Духа, духовным Солнцем — символом абсолютного Добра, Истины, Красоты. Эти высшие ценности составляют её ядро. В личностном плане это образ высшего устремления, любви и самопожертвования» [3].

Особенно тесная связь наших предков отмечается с Землёй-матерью, с Землёй-кормилицей. К ней относились как к святыне. Н. Н. Макарцева отмечает, что «весной детям запрещалось бить палкой по земле, так как она была беременна новым урожаем» [4]. Рождение хлеба сравнивалось с рождением ребёнка. Наиболее тяжкое преступление среди крестьян — неуважительное отношение к Земле. Почитались народом деревья, рощи, дубравы. Ю. Линник писал о берёзе, как о белокаменном соборе, объединяющем в единое целое почву, ветер, солнце, космос [4].

В основе миропонимания народов Крайнего Севера также лежит представление о природе как о рождающем начале: Земля-мать осмысливалась как прародительница всего. Солнце также давало жизнь и растило. К числу других рождающих начал относились Огонь-мать, Вода-мать, Дерево-мать. Человек в этом стихийно-материалистическом мировоззрении представлялся как часть природы, а труд и вся его жизнь «связаны со всем, с чем он соприкасается, что несёт на себе следы его материальной и духовной деятельности.

Природа для человека того времени являлась матерью, божественным началом, поэтому он любил и почитал её. Всё, что создавал человек, он создавал по законам природы, по законам гармонии и красоты. По словам Д. Д. Саввинова, житейская философия наших предков была простой. Они считали, во-первых, что всё живое и неживое во Вселенной неразрывно и связано единым началом. Во-вторых, человек — маленькая песчинка во Вселенной, окружающая его среда — не простой субстрат, и относиться к природе необходимо как к родной матери. В-третьих, всё зло, нанесённое матери-природе, обратится собственной трагедией для каждого человека и всего человеческого рода [5]. Эти же простые истины народной философии закреплены и в этноэкологических традициях, включающих, в частности «веру в спасительные и целительные силы природы, почитание растений и животных, охрану уникальных природных объектов; принцип рационального природопользования; понимание ответственности человека за поступки, совершенные против природы» [2, 3]. Основой этноэкологических традиций являются внутренняя духовность и высокая нравственность народа, его забота о будущем природы и самого человека.
Георгиевский Игорь / GeoPhoto.ru
Например, эколого-культурное мышление народностей Севера, как и других этносов, формировалось в процессе их жизнедеятельности и обеспечивало сбалансированность традиционной культуры с природной экосистемой. Якуты, занимая значительное пространство Сибири, сформировали уникальную, традиционную культуру диалога природы и человека, природы и общества. Создали множество характерных особенностей диалога почтения родной земли.

Обрядовые, календарные песни отражали единение чело- века и природы, полную зависимость жизни от природных сил, от смены времён года. Человек получал возможность почувствовать, поверить в существование гармонии в мире. Именно из природы почерпнул крестьянин представления о красоте, ритме, ладе. Как отмечает В. Белов: «В союзе с ней он создавал сам себя и высокую красоту своей души, отражённую в культуре труда. Мастерство, как правило, завоёвывалось не в борьбе с окружающей природой, а скорее в содружестве с ней» [6].

Ансамбль пейзажа был природной формой духовной культуры, органическим единством. Он являлся составной частью мировой сферы культуры, направленной на преобразование биосферы. Эти преобразования были шагом из мира природы в мир духа. Человек — носитель духа, поэтому не может жить в биосфере, не знающей ни добра, ни зла. Область существования «живого вещества» воспринимается им как пустыня, пугающая своей безжизненностью и бесконечностью. Лишь пространство, овеянное человеческим духом, становится пейзажем [7]. Это объясняет вопрос, почему неправомерно рассматривать экологическую культуру в отрыве от национальных традиций взаимоотношений с природным окружением. Такое рассмотрение будет искусственным. Природная среда становится тем питательным субстратом, вне которого немыслима цивилизация. Вовлекаясь в сферу человеческой деятельности, она преобразуется в новые сущности, сообразно целям каждой новой эпохи и культуры.

Например, историческое развитие якутов тесно связано с особенностями их региона, его природно-географическими условиями и традиционными методами ведения хозяйства. Особенности якутских экологических традиций выражаются во всех аспектах культурной деятельности: описание ландшафта по воодушевлённой, антропоморфной структуре, пространственное проектирование местности до момента её освоения, так как хозяйственное освоение жизненного пространства связано с освоением духовным. Промысел регулируется сезонами охоты, запретами на отстрел зверей определённого тотема, пола и возраста, разумными потребностями добычи, балансом количества в определённых охотничьих местах. Ресурсные резерваты использовались с учётом особенностей экосистемы при добыче меди, серебра, золота, рубки деревьев и т. д. Образование и воспитание человека включало развитие чувства бережливости ко всему живому, природному [18].
Карпухин Сергей / GeoPhoto.ru
Ещё совсем недавно, в прошлом веке в отечественной науке и образовании прослеживалась явная интеграция экологического и культурологического знания, которая также подпитывалась источниками, связанными с традиционно-духовными ценностями Руси. В русской философии можно выделить два направления: русский космизм и русский экологизм. Первое объединяло целый ряд известных исследователей — В. И. Вернадский, А. И. Чижевский, В. С. Соловьёв, П. А. Флоренский, К. Э. Циолковский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др. Космисты в основу учения положили идею ответственности человека за природу, осмысления человека в этом мире, имеющую непосредственное отношение к судьбам природного бытия. П. А. Флоренский отмечал, что «природа и человек взаимно подобны и внутренне едины», поэтому насилие человека над природой он считает насилием человека над самим собой [8, 9].

Оба направления объединяет один источник — всечеловечность и всежизненность, определённые Ф. М. Достоевским как свойство русского национального характера. Русский космизм и экологизм исходят из всемирной отзывчивости и максимализма русской души и представляют собой выражение стремления единства с природой [8]. Логическое продолжение философских исканий русских космистов отражено в концепции биосферы и ноосферы В. И. Вернадского, ключевым положением которой является утверждение о единстве Природы [10].

Экологические традиции, учитывающие богатый духовный опыт российской истории, нашли отражение и в народной педагогике начала прошлого века. Характерная её черта — обучение подрастающего поколения умению жить в согласии с природным окружением. Согласно её учению, ребёнок, познавая законы природы и не нарушая их, становится лучше, чище, добрее. Например, Л. Н. Толстой считал, что именно красота природы позволяет проявиться нравственной красоте, присущей детской душе. Именно поэтому, по мнению великого писателя, необходимо развивать такие качества личности, как сопереживание, сочувствие, милосердие, незлобливость [11]. Д. И. Менделеев, размышляя о ведущих направлениях русского просвещения, утверждал, что науки о природе способствуют развитию у ребёнка привычки осторожного, но опытного и уверенного суждения о способах согласования жизни с законами природы [12]. Творческое наследие одного из самых талантливых педагогов В. А. Сухомлинского открывает уникальную методику воспитания в гармонии с природой, теория и практика которого проверены более чем 20-летним опытом Павлышской школы [13].

Всё вышесказанное свидетельствует в пользу необходимости создания программы, реализация которой могла бы способствовать не только повышению экологической культуры детей, но и их духовному обогащению. Необходимость создания такой программы на федеральном, региональном и/или муниципальном уровнях обусловлено и целевыми установками современного образования, направленного на формирование не только знаний, умений детей, но и эмоционально-ценностного отношения их к окружающему миру. И именно в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии. В рамках такой программы знакомство детей с народным творчеством может приобщить их к нравственным общечеловеческим ценностям. Обращение к родникам народной культуры существенно повышает воспитательный потенциал экологического просвещения и является важным фактором успешности процесса формирования экологической культуры детей.

Экологический аспект в этносе занимает особое место среди разнообразных средств воспитания экологической культуры, которая раскрывается в традициях бережного отношения к окружающему миру и передаётся из поколения в поколение через разные элементы культуры — мифологию, религию, творчество.

Следует отметить, что народная экологическая культура, как определённый комплекс знаний, умений и навыков, накапливалась по крупицам, веками тщательно отбиралась, систематизировалась и надёжно закреплялась в обычаях, традициях, обрядах, стереотипе поведения, в неписаных законах и правилах взаимоотношений человека с природой. Народный экологический опыт представляет собой огромный педагогический интерес, так как без него трудно выжить не только среди дикой, суровой, но и окультуренной природы.

В последнее время наблюдается повышение интереса к этно-педагогическим исследованиям, в том числе касающимся различных вопросов формирования экологической культуры младших школьников. Это связано и с осознанием обществом преемственности национальной и общечеловеческой духовной культуры. Издавна бытующие в народе экологические ценности формируют строгие экологические нормы, воплощённые в педагогические идеи, традиции, обычаи. Народная педагогика располагает огромным объёмом экологического материала, не исчерпавшего своих воспитательных возможностей. Многовековой опыт народа — сокровищница народной культуры, народной экологии. Л. Т. Ионин писал: «Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречёте его на медленный, но неизбежный процесс умирания» [14]. И по сей день бессмертны средства народной педагогики: песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Сила и красота народной души воплощена в фольклоре. В нём показано бережное отношение к природе, стремление человека познать окружающий мир.

Народные загадки — эффективное средство экологического воспитания школьников. В загадках содержится познавательный материал, обогащающий учеников сведениями о различных видах растительного и животного мира, углубляющий экологические представления. В загадках сливается образность, поэтичность и взгляды народа на природу, её обитателей. Повседневные будничные предметы загадка делает удивительно интересными, далёкие и таинственные силы природы становятся более понятными и близкими [15].

В пословицах заключена народная мудрость. Благодаря образности, завершённости мысли пословицы оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства детей. Утверждая высокие нравственные понятия, выверенные опытом поколений, они воспитывают честность, любовь к природе, труду. Этим и определяется их роль в экологическом воспитании.

Народные приметы являются народной наукой, типа природоведения, так как представляют собой своеобразную систему народных знаний о природе, её явлениях. В них зафиксированы причинно-следственные связи происходящих явлений и изменений в природной среде, осмысление которых способствует воспитанию материалистического мировоззрения.

Народная сказка — это нравственный урок. Сказка — ложь, да в ней намёк — добру молодцу урок. В них содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Ярко представлены в сказках и объекты неживой природы. Сказки в воспитании экологической культуры школьников играют особую роль, так как в них отражено бережное отношение народа к природе. Сказки, созданные народом, содействуют развитию эмоционально-эстетического отношения к природе, что в определённой степени служит преодолению потребительского подхода к ней [15].

Народные праздники во всей полноте отражают взаимоотношения человека с природой. В них воплотились представления наших предков о природе, как продолжении самих себя, а о себе как об органичной части окружающего мира.

Конечно же, у каждого народа свои традиции общения с природой. Каждый народ бережно хранит экологические заветы предков. Наиболее ярко они выражены у малых этносов северных и арктических регионов, в мировоззрении которых до сих пор сохраняется «очеловечивание» природы, ощущение её боли, как своей собственной. Они не владели научными знаниями, но имели колоссальный эмпирический опыт, умели наблюдать, чтили управляющие миром законы и приспосабливались к ним, ведь без этого они бы не смогли выжить, особенно в этих климатических условиях. Поэтому кроме изучения русской культуры, в разрабатываемую программу должно быть включено изучение культуры коренных жителей: их традиций, праздников, обрядов, ведь в них содержится бесценный опыт общения с природой [15].

О ценности, невосполнимости утрат народных культур говорит генеральный директор ЮНЕСКО М. Боу: «Кто может сказать, что какая-то культура или какой-то генетический фактор, ныне погребённый в руинах традиционных обществ, не являлись в свое время составной частью наследия, которое, возможно, необходимо для дальнейшего развития человечества?» [16]. Всё это в полной мере относится к культурам народов Севера. Их ценность обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, она определяется возрастом, древностью этих культур. Уже сам факт их существования в течение двух тысячелетий достоин глубокого уважения, изучения, сохранения.

Это не исчезнувшее, изжившее, исчерпавшее себя явление, а живущий в наши дни культурный комплекс, функционирующий в соответствии с экологическими законами Севера. Древние культурные традиции народностей Севера имеют значения не только для прошлого, они важны и для настоящего: в них содержится богатейший опыт народной жизни в суровых экологических условиях Арктики. Нет сомнений в том, что этот опыт не утратит своего значения и в будущем. Для людей, участвующих в освоении арктических территорий нашей страны, культурные традиции народов Севера будут актуальны и завтра [17].

В процессе экологической деятельности народов Севера вырабатывались, сохранялись и закреплялись нормы поведения и общения, обычаи, запреты, табу, санкции, которые соблюдались в трудовой деятельности, бытовом укладе, личной и общественной жизни, в семье. Традиции, пронизывающие все элементы культуры, имели высокую инертность, консервативность, так как в естественно-природных ритмах оценка надёжности и ценности факторов, гарантирующих выживание и воспроизводство чело- века, измерялась временем жизни нескольких поколений [17].

Вполне возможно, что в экологии культуры как в науке будет выработана система показателей, по которой можно будет оценивать эффективность культурно-экологической деятельности по главному критерию — воспроизводству самой человеческой жизни, ибо всестороннее развитие личности как высшая цель и ценность социального общества возможна лишь на основе её физического совершенства. Здоровье человека и сохранность природы — это базис, это непременные условия социального и культурного развития, в то же время это один из важнейших результатов этого развития.

Действительно, в культурных комплексах коренных народов Сибири и Крайнего Севера, их обычаях, ритуалах, декоративно-прикладном искусстве, одежде, питании скрыты механизмы адаптации, сохранения здоровья, формирования образа жизни этих народов. Ведь именно благодаря своей народной экологической культуре народы Северной Азии на протяжении тысячелетий демонстрируют способность существования и развития в экстремальных экологических условиях арктической тундры, сибирской тайги, горных массивов [17].

В нашей многонациональной стране праздники и обряды разных народов переплетаются: с одинаковым уважением отмечаются и татарский сабантуй, и русская Масленица, и украинские колядки. Поэтому в данной Программе большое внимание должно быть уделено и праздникам, которые во всей полноте отражают взаимоотношения человека с природой, раскрывают идею единства человеческого и природного начала, их общие корни, развивают эстетическое, доброе, бережное отношение к родной природе — тому общему, что объединяет всех нас независимо от национальной принадлежности. Поэтому важно в содержание программы включить произведения народного творчества, которые будут разнообразить формы проведения занятий. Это посиделки, литературные гостиные, круглые столы, мастер-классы, экскурсии, игры, викторины, практические занятия, праздники. При этом целесообразно использовать и самые разнообразные методы — словесные, демонстрационные, практические. Так, например, чтобы дети не только знакомились с предлагаемыми педагогом произведениями, но и сами учились находить произведения на заданную тему, вовлекая в работу родителей, старших братьев и сестёр, бабушек и дедушек.
Карпухин Сергей / GeoPhoto.ru
Большое место в Программе должно быть отведено практическим занятиям по изучению и изготовлению предметов народно-прикладного искусства, где дети не только изучают природный материал (траву, минералы, глину и т. д.), но и знакомятся с тем, как народ использовал их в своих промыслах. Например, при изучении раздела о человеке как живом организме, его здоровье и способах его сохранения дети знакомятся с былинами о богатырях, традициями национальной кухни, пословицами и поговорками. На вечёрках или посиделках дети изучают народные традиции чаепития, целебные свойства местных трав, знахарские рецепты.

Использование в Программе обучения произведений народного творчества делает изучение окружающего мира более творческим, желанным и интересным для ребёнка, развивает его врождённый познавательный интерес, мотивирует стремление проникнуть в суть явлений, найти ответы на многочисленные «почему». В силу этого учебная деятельность имеет больше возможностей для формирования интеллектуальных, эмоциональных и действенно-волевых качеств, создающих основы для ответственного и доброго отношения к среде своей жизни и культурно-природному наследию своей малой родины.

Такая Программа, в первую очередь, должна быть разработана для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов, руководителей групп продлённого дня, воспитателей старших и подготовительных групп учреждений дошкольного образования. Несомненно, она может быть использована в тех учреждениях, где пришло понимание того, что целью образования (обучения, воспитания и развития) подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой. И особую роль в этом занимают детские годы — дошкольный и в особенности младший школьный возраст.

В целом, формирование экологической культуры школьников через использование произведений народного творчества возможно при выполнении следующих условий:

• наличие литературы или достаточной базы данных с народными загадками, пословицами, скороговорками и поговорками, сказками и песнями, былинами, мифами и поверьями, приметами;

• наличие сценариев мастер-классов и практических занятий, посиделок и литературных гостиных, описаний традиций и праздников, экскурсий, игр и викторин;

• владение педагога художественными средствами, артистизмом, высоким педагогическим мастерством;

• активное участие всех ребят.


Апробирование однодневной программы экологического просвещения путем знакомства детей и молодежи с народным творчеством и обращения к родникам народной культуры было проведено на площадке фестиваля народной культуры «Любящее сердце России» 17 августа 2019 года в г. Пушкине, в Доме молодёжи «Царскосельский» в рамках проекта, реализуемого за счёт предоставления субсидий из бюджета Ленинградской области социально ориентированным некоммерческим организациям, утверждённым постановлением Правительства Ленинградской области от 15.02.2018 №46.

Главный организатор мероприятия — основной исполнитель и автор проекта — МОО «Природоохранный союз». Учредителями и организаторами фестиваля выступили Правительство Ленинградской области, Общественная палата Ленинградской области, ГКУ ЛО «Дом дружбы Ленинградской области». В состав известных партнёров фестиваля также вошли Неправительственный экологический фонд им. В. И. Вернадского и Российская экологическая академия. Всего в мероприятии приняли участие около 450 человек, при этом важно отметить, что около сотни из них с удовольствием работали в рамках фестиваля волонтёрами, приехавшими из разных районов города и области.

Главной целью фестиваля являлось формирование экологического мировоззрения и отражение бережного отношения к своей стране и её культурному и природному наследию в творчестве его участников. В целом, фестиваль был посвящен прославлению народной культуры нашей многонациональной страны, возвращению к народным истокам. Гостям праздника предлагалось большое разнообразие занятий: покружиться со всеми в весёлом хороводе, послушать концертную программу, поучаствовать в мастер-классах, стать моделями в дефиле народных костюмов и платьев мастерских Надежды Обережной, Екатерины Планиной и др. Для маленьких посетителей была предусмотрена особая программа: народные игры, викторины с призами, детские хороводы, народные танцы и игры. В детском празднике приняли участие и подарили свои книжки подрастающему поколению писатели Николай Прокудин, Юрий Зверлин и Аркадий Марченко.

Всего в рамках фестиваля организовано и проведено 22 мастер-класса под руководством известных и популярных мастеров по народно-художественному творчеству; традиционным народным ремеслам, природопользованию и медицине; народной культуре и обрядам; творческому развитию личности; дизайну мышления и экологии сознания; развитию эмоционального интеллекта и др. В течение всего дня гости фестиваля имели возможность приобщиться к истокам народной культуры, тем самым развивая национальное самосознание, возвращая национальную память. Большое количество гостей и участников мероприятия и их неподдельный интерес к программе фестиваля свидетельствует о том, что люди по-новому начинают относиться к старинным праздникам, традициям, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Знание исторических корней, понимание прошлого своего народа помогает нам любить своих близких, свой дом, свою страну и природу, с уважением относиться к другим народам.

Проведённые мастер-классы могут быть в дальнейшем использованы также и в курсе этнопедагогики, являющейся частью народной художественной культуры. Применение этнопедагогики представляет неоценимое значение в формировании высокообразованной, интеллигентной личности, ведь невежество в сочетании с безнравственностью особенно опасно. К тому же этнопедагогика является базисной характеристикой системы непрерывного экологического образования, связывающего все ступени воспитания и обучения детей и молодёжи.

В рамках фестиваля была также организована ярмарка-выставка, включающая 21 экспозицию народно-художественных промыслов (НХП), ювелирных украшений и тканой одежды, традиционной медицины мастеров из различных регионов страны, в т. ч. Якутии. НХП в современном культурном пространстве — это, прежде всего, художники, народные мастера, передающие преемственную культуру молодому поколению; уникальные технологии и техники, художественно-стилистические системы, мотивы и сюжеты народного искусства. НХП не являются «художественной резервацией», существующей вне времени и пространства, они должны развиваться с учётом современных требований к изделиям, технологичности их изготовления. НХП — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощён многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращённый в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России. Организованная выставка-ярмарка создаёт, в своем роде, единое многонациональное культурное пространство, где каждая культура является ценностью, а их объединение подчёркивает подлинное духовное единство нашей страны.


Ярмарка-выставка сопровождалась показом моделей народной тканой одежды (дефиле) 4-х известных мастеров этномоды с участием молодых волонтёров в качестве топ-моделей. Вниманию гостей фестиваля были предложены уникальные вещи, сделанные добрыми руками и с любовью! От уютных платьев и рубах в народ- ном стиле до свадебных и венчальных нарядов с обережными орнаментами, выполненными по технике кодирования текстовых пожеланий будущего владельца в личный орнамент. Это — мужская, женская, детская одежда, обережные рубахи на время беременности и родов и т. д. Каждый мастер сопровождал показ моделей короткой лекцией о своей коллекции и полезных свойствах такой одежды. Проведённые показы с лекциями могут быть использованы также в курсе этнопедагогики, а также для популяризации народной культуры и повышения интереса к ней среди молодёжи и расширения кругозора в этой области у различных слоёв населения.
Головин Георгий / GeoPhoto.ru
В необходимости повышения экологической культуры подрастающего поколения на современном этапе развития общества уже никто не сомневается. А результаты реализации проекта «Фестиваль народной культуры «Любящее Сердце России» показали, что использование для этого средств народного творчества способствует не только повышению экологической грамотности, освоению того бесценного экологического опыта прошлых поколений, но и помогает привить чувство любви и гордости к родному краю, приобщить к его культурному и природному наследию. Данный опыт работы даёт возможность:

• разнообразить методы и формы экологического воспитания;
• привлечь большое количество детей к изучению своей культуры и природы;
• углубить эстетическое восприятие окружающего мира;
• воспитать чувство патриотизма и любви к Родине у детей с раннего школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА
1.  Глазачев С. Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. – М.: Современный писатель, 1998. – 432 с.

2.  Ключевский В. О. Курс истории // Соч. в 9 т. – М., 1987. – Т.1.

3.  Ногтева Е. Ю., Лушников И. Д. Развитие экологической культуры учащихся. Вологда, 2004. 111 с.
4.   Макарцева Н. Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. – 1998. – № 1. – С. 81 – 86.
5.   Саввинов Д. Д. Этноэкологические традиции и духовность народов Севера // Школа духовности. – 2000. – №5. – С. 86–89.
6.   Белов В. И. Лад: Очерки о народной эстетике. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 293 с.
7.  Веретенникова С. В. Духовно-нравственный потенциал биологического образования: книга для учителя. Воронеж, 2009. 262 с.

8.   Горелов А. А. Социальная экология. М., 1998. 275 с.

9.  Флоренский П. А. Оправдание космоса. СПб., 1994. 217 с.

10.  Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 519 с.

11. Толстой Л. Н. Собр. соч.: в 22 т.– Т.17.– М., 1985.
12.   Борейко В. Е. Введение в природоохранную эстетику. Издание второе.— Киев: Киевский эколого-культурный центр, 1999. 253 с.

13. Мухина М. И. Гуманизм педагогики В. А. Сухомлинского. М. 1994

14.  Ионин Л. Г. Культура на переломе // Социологические исследования. – 1995. – № 2.- С. 41-48
15. Боечко О. С. Народное творчество, традиции, как средство формирования экологической культуры детей https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0% B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/516395/

16. Боу М. У истоков будущего // Курьер ЮНЕСКО, 1983, № 2, с. 8.

17. Казначеев В. П., Борисова Л. Г. , Зверева Р. П., Маточкин Е. П. Экология культуры и народная экология. Новосибирск, «Русь Золотой Век», 2012 г. , 32 с.
http://www.rgo-sib.ru/science/174.htm
18.  Попов Н. С. Экологические традиции в культуре якутов // автореф. на соискание степени канд. культурологии. СПб, 2004, 21 с.
https://www.dissercat.com/content/ekologicheskie-traditsii-v-kulture-yakutov
DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE IN CONTEXT OF NATIONAL EXPERIENCE AND TRADITIONS OF FOLK CULTURE

KEY WORDS

ABSTRACT


The article is devoted to the formation of ecological culture through the integration of ecological and cultural knowledge with an emphasis on studying the culture of indigenous people in the Northern and Arctic regions.