По оценкам Минэнерго и инвесторов, только эти преференции помогут запустить в Арктике 9 крупнейших проектов с объёмом инвестиций — 15 трлн рублей.
Сегодня в законопроектах нет преференций для освоения твёрдых полезных ископаемых. В Правительстве принято решение предусмотреть их в рамках подготовки пакета поправок ко второму чтению. Мы ведём активный диалог с бизнесом, чтобы подготовленные преференции позволили не просто запустить крупные проекты в сфере добычи угля, драгоценных и редкоземельных металлов, но и стимулировали их глубокую переработку. Эту работу мы планируем завершить в течение месяца.
Пакет законопроектов направлен и на поддержку недобывающего сектора, в том числе малого и среднего бизнеса. В тексте проекта сейчас вы можете увидеть только одну преференцию — это снижение налога на прибыль на 10 лет. Но она не единственная и не самая главная. Все предприниматели, особенно малый и средний бизнес, ждут льготы по страховым взносам. Хочу вас проинформировать, что такое решение с Минфином России нами принципиально согласовано. Для его реализации не требуется дополнительного законодательного регулирования. Как эта льгота будет работать? Резидент Арктической зоны, который реализовал новый проект и осуществляет деятельность, не связанную с добычей полезных ископаемых, будет платить страховые взносы в размере 7,6%, а разницу в 22,4% в ФНС будет перечислять управляющая компания, то есть «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики». Этот механизм мы запустим со следующего, 2021 года.
Как мы и договаривались с представителями региональных властей, законопроекты затронули исключительно федеральные налоги. Мы рассчитываем, что арктические регионы дополнят систему преференций льготами по региональным и местным налогам, в том числе налогу на имущество, земельному налогу. Это право у них есть, ну а процесс привлечения инвестиций — конкурентный процесс, победит в итоге тот, кто предложит лучшие условия.
И это ещё не всё. Законопроекты предусматривают целый ряд неналоговых преференций для арктических предпринимателей. К ним относится возможность создания на земельном участке резидента режима свободной таможенной зоны, круглосуточный режим работы пунктов пропуска, создание «единого окна» в таких пунктах пропуска, сокращение сроков таможенного досмотра грузов, сокращение сроков проверок в отношении резидентов, возможность предоставления резиденту земельного участка в упрощённом порядке, возможность заключения концессионных соглашений без торгов. Ещё раз подчеркну, что всё это должно работать уже в этом году.
Второе — имею в виду результат работы за год — мы согласовали в Правительстве условия инфраструктурной поддержки инвестиционных проектов в Арктике. Что это значит?
Любой инвестор, который готов вложить в развитие Арктики не менее 300 млн рублей, может получить от государства безвозвратную субсидию на строительство транспортной, энергетической или иной инфраструктуры, которая необходима для запуска нового производства. При этом размер субсидии не может превышать 20% объёма частных инвестиций в проект. Например, вы строите новый порт, вкладывая 30 млрд рублей собственных и заёмных денег. От государства вы сможете получить до 6 млрд рублей, например, на линию электропередач и железнодорожную ветку.
Опять-таки, эти условия лучше, чем мы предлагаем на Дальнем Востоке. Там объём субсидии ограничен 10% частных инвестиций.
Процедура отбора проектов значительно упрощена. По сути, требуется предоставить только бизнес-план с заключением от банка, нашего Фонда или Агентства по привлечению инвестиций.
О начале процедуры отбора проектов мы объявим до конца марта этого года.
Третье — в наименовании Фонда развития Дальнего Востока появилось слово «Арктика». Более того, в соответствии с законом о бюджете, в этом году Фонд впра
ве направить до 15 млрд рублей имеющихся средств на финансирование арктических проектов. Напомню, Фонд предоставляет заёмное финансирование под 5% годовых на срок до 20 лет. Это способно значительно улучшить экономические условия, например, для больших инфраструктурных проектов. Фонд уже выбрал ряд именно таких инфраструктурных проектов в Арктике и приступит к их финансированию в этом году.
Призываю вас более активно пользоваться данным механизмом, ведь помимо всего прочего Фонд, являясь дочерней структурой ВЭБа, уполномочен привлекать в проекты и финансирование со стороны банка. А это уже совершенно другие по масштабам возможности.
Четвёртое — был принят и реализован ряд решений, стимулирующих поиск и освоение месторождений твёрдых полезных ископаемых в Арктике. В частности, на всю территорию Арктической зоны распространён заявительный порядок получения лицензий на поиск и оценку таких месторождений. А для западной Арктики в 1,5 раза снижена начальная аукционная цена права пользования недрами в целях разведки и добычи твёрдых полезных ископаемых. В результате за год объём лицензирования в Арктике увеличился в 1,5 раза — в прошлом году выдано 123 лицензии на поиск, оценку, разведку и добычу ТПИ против 82 лицензий в 2018 году.
И пятое: Правительством России утверждён подготовленный «Росатомом», с нашим участием, план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 г. , который предусматривает 3 этапа его развития: сначала преимущественно как национального, а затем и как международного транспортного коридора. В плане достаточно подробно описаны проекты по развитию ледокольного и гидрографического флота, аварийно-спасательной инфраструктуры, инфраструктуры связи. Будем дальше конкретизировать его в части развития грузового и вспомогательного флота, аэропортовой и железнодорожной инфраструктуры. Задача этого года провести анализ технико-экономического обоснования строительства портов-хабов и создания российской контейнерной линии.