НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ ЦИФРОВЫМИ ПЛАТФОРМАМИ, НА ПРИМЕРЕ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ «АРКТИКА 2035»

Ключевые слова

АННОТАЦИЯ


В процессе цифровизации нашего общества возникает потребность в разработке и использовании новых инструментов, регулирующих коммуникацию между властью и гражданским обществом. Так, при переходе из традиционного в цифровое государственное управление, в перспективе у власти — создание общей единой государственной Web-системы с внедрением цифровых платформ, позволяющих современное информационное взаимодействие гражданского общества и органов государственной власти с возможностью вовлечения граждан на всех этапах (разработка решений, их реализация и контроль процесса реализации). Формат коммуникации с представителями органов власти экспертного сообщества и широкой общественности, посредством создания интернет-платформы «Арктика 2035» в рамках подготовки программного документа государственного уровня, выявил значительный потенциал содержательного взаимодействия.
Цифровые технологии открывают перед обществом всё новые и новые горизонты. Их всеобъемлющее внедрение представляет собой цифровизацию, которая, в свою очередь, является мощнейшим фактором прогресса любого современного государства, в том числе России. По данным опроса аналитического агентства РБК по состоянию на 2019 год взрослая аудитория интернета в России увеличилась с 91 млн до 94,4 млн человек [1]. Число пользователей рунета растёт по мере развития процесса цифровизации общества. Цифровые технологии непрерывно трансформируют государство и общество из традиционного типа в новейший. На задний план отходят традиционные методы управления и принятия решений. Возникает потребность в новом виде коммуникации общества и власти для достижения общего роста уровня и качества жизни в России.

Первой масштабной ступенью к началу перехода на новый уровень государственного управления послужило создание Единого портала предоставления гражданам РФ государственных и муниципальных услуг (далее — ЕПГУ) [2]. По охвату пользователей российский портал наравне с Великобританией и Австралией, можно считать лидерами цифровой трансформации. По последним данным, портал предоставляет новейшую услугу в виде подачи электронного заявления в форме предложений, жалоб, обращений к органам государственной власти через «единое цифровое окно».

Данный инструмент является механизмом вовлечения граждан на всех этапах (подача, получение сведений о ходе рассмотрения заявления, результаты его рассмотрения, хранение результатов). В нормативно-правовых рамках введение нового инструмента в ЕПГУ регламентируется постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2019 г. № 1467
«О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» [3].

Процесс цифровизации общества формирует склонность к переменам в многочисленных сферах существования гражданского общества. В рамках гражданского общества, прежде всего, актуально преобразование общественного сознания. Совместно с усилением роли политики, экономики, технологий меняются и интересы гражданского общества, которые интегрируются в общественное сознание. Прежде всего, перманентное развитие технологий оказывает прямое влияние на гражданское общество. У гражданского общества появляются всё новые и новые возможности для их деятельности, в том числе для формирования общественного сознания. Образование сетевых автономных сообществ, развитость цифровой инфраструктуры, качество информационных ресурсов и, наконец, создание цифровых платформ для отражения интересов влияют на реструктурирование гражданского общества.

В век цифровизации взаимодействие гражданского общества с государством сохраняется так же, как и его независимость. Однако интересно то, как это взаимодействие будет претерпевать свою трансформацию, и будет ли оно эффективно. Так или иначе, общественное сознание в рамках гражданского общества напрямую зависит от политической и социально-экономической обстановки в стране. Одним из преимуществ цифровизации общества становится создание цифровых платформ.
Рассмотрим само понятие «цифровая платформа». По мнению Н. А. Баранова, цифровая платформа в узком смысле представляет — источник открытых данных, собираемых для обратной связи государства с населением и создания государственной экономической политики [4, с.30]. В качестве примера приводится платформа «Активный гражданин». Вышеуказанный автор также приводит мнение Б. М. Глазкова, который определяет понятие «цифровая платформа» в широком смысле как систему взаимовыгодных алгоритмизированных взаимоотношений необходимого количества независимых участников отдельной сферы деятельности, реализуемых в единой информационной системе (применение цифровых технологий) [4, с.30]. Как можно установить из вышеуказанного, цифровая платформа предполагает сбор данных населения и обратную связь государства на основе цифровых технологий.

По мнению Е. М. Стырина, Н. Е. Дмитриева, Л. Х. Синятуллиной, государственная цифровая платформа представляет собой систему сетевого взаимодействия пользователей, основанную на использовании механизмов программно-аппаратного обеспечения, необходимого для анализа, передачи, хранения данных об участниках цифровой платформы в целях взаимодействия [5, с. 48].

На основе вышеуказанного анализа можно установить, что под понятием «цифровая платформа» понимается система сетевого взаимодействия пользователей, предполагающая сбор данных и обратную связь со стороны государства или владельца цифровой платформы, основанная на использовании программного обеспечения в целях взаимодействия государства и гражданского общества. Рассмотрим мнение, выраженное в зарубежной публикации. Как отмечают M. De Reuver, C. Sorensen, R. C. Basole, цифровые платформы могут создавать гибкие средства межорганизационных отношений при помощи автоматизированных ресурсов [6, с.131]. При анализе понятия «цифровая платформа» нельзя не обратить внимание на взаимодействие государства и общества. Необходимо найти баланс между интересами гражданского общества и государством.

Цифровая платформа предполагает наличие следующих признаков:

1.   Автоматизированность системы сетевого взаимодействия пользователей;
2.    Наличие базы данных пользователей;
3.    Существование обратной связи между гражданским обществом и государством;
4.    Использование программного обеспечения в целях взаимодействия;
5.    Правовая и техническая регламентация работы цифровой платформы.

В ближайшие годы в рамках процесса цифровизации поставлена важнейшая задача по развитию ГосWeb — концепции единой информационно сервисной Web экосистемы государства. Создание и внедрение такой концепции запустит по-новому управленческую деятельность, повысит качество государственного управления через автоматизацию и предоставление удалённого доступа пользователям. Расширятся возможности взаимодействия гражданского общества с государством путём создания приложений, работающих на базе такой системы ГосWeb.

Основным потенциалом трансформации в единую информационно-сервисную экосистему государства является создание качественного пользовательского опыта взаимодействия граждан с государством через сеть Интернет и оптимизация государственных расходов за счёт развития экосистемной архитектуры и переиспользуемых ведомствами решений. Также «толчком» трансформации послужила успешная реализация подобных концепций в других странах мира. Например, в Великобритании [7] и Австралии [8].

В динамике можно проследить следующие пользовательские Web особенности подобных единых государственных Web-систем:

1.   Мобильность (главное преимущество перехода стран мира к подобным системам);
2.   Полезность (контент, получаемый от пользователей, и об- ратный — для пользователей);
3.   Интерактив (электронное самостоятельное решение задач);
4.   Удобство (неограниченный пользовательский опыт);
5.   Социальность (доступная и открытая среда, функционирующая через социальные площадки);
6.   Персонализация (индивидуализация сервиса и его проактивность).

Также можно выделить следующие принципы организации ГосWeb:

1.   Полная навигационная связанность (единая точка входа, единые принципы навигации и исключение сайтов, не обладающих потенциалом самостоятельного развития);

2.    Унифицированный пользовательский интерфейс (принципы организации, навигации и связанности отдельных сервисов и сайтов);

3.    Единый общий стиль и дизайн (принципы представления и оформления услуг, сервисов и данных);

4.    Централизованная контент-политика (единые стандарты и решения для реализации идентичных задач);

5.    Унифицированный язык общения (адаптированная для рядовых граждан подача и стилистика информации);

6.    Единый визуальный стиль (обеспечение удобства использования, единства восприятия, узнаваемости и доверия).

В рамках концепции ГосWeb цифровые платформы будут реализованы в качестве инструментов для удобства участия граждан в государственном развитии различных уровней. Гражданам не придётся по отдельности искать государственные интернет-сайты в поисках интернет-платформ для реализации своего права выражать мнение относительно обстановки в государстве на всех уровнях, по сути — для реализации принципа демократии. Цифровые платформы должны также включать в себя возможность контроля учитываемого мнения граждан на всех этапах: разработка, реализация решений и контроль за их реализацией.

Если говорить о цифровых платформах в целом, не связывая их с государственной средой, то можно определить множество классификаций таких цифровых платформ по масштабам, функционалу, области использования и т. д. Так, эволюционирование цифровых платформ выглядит следующим образом:

1.   Платформы, формирующие цифровую среду для разработки и реализации прикладных программно-аппаратных решений (OS; iOS; Android и пр.);

2.    Платформы, обеспечивающие передачи контента от пользователя к пользователю и формирующие общую коммуникационную инфраструктуру (Telegram; What’s App; GPS и пр.);

3.    Платформы, формирующие цифровую рыночную инфраструктуру с возможностью реализации инновационных бизнес-моделей (Alibaba; Amazon, Ozon и пр.);

4.    Платформы, осуществляющие управление пользователями ввиду обработки big data (Uber; Delivery Club и пр.).

На следующий актуальный этап выходит разработка, создание и внедрение цифровых платформ для сбора, анализа и учёта мнения граждан. Спрос, предложения и институты экономики, связанные цифровыми алгоритмами, являются двигателями цифровой экономики. Отношение к уровню сервиса, скорость предоставляемых услуг, реакция на потребителя, ориентированность на пользовательский опыт изменчивы. Так, человек начинает отражать этот самый пользовательский опыт на взаимоотношения с государством. Появляется тренд цифрового государственного управления — цифровая платформа, которая является неким проводником между гражданским обществом и государством. Создаются такие платформы для достижения общих целей, для коммуникации, для контроля исполнения задач органами власти на всех этапах. Цифровая платформа представляет собой источник открытых данных, который позволяет власти разрабатывать государственные стратегии в соответствии с интересами гражданского общества. Зачастую цифровые платформы представляют собой открытые интернет-порталы с возможностью выражения интересов как для отдельных граждан, так и для различных объединений. Формируется так называемая среда доверия, где интересы граждан выражаются напрямую государству. Доступность и открытость данных позволяет власти использовать пользовательский опыт в формировании решений.

Граждане представляют собой огромное, требовательное, разнообразное и критичное объединение пользователей, на которое в перспективе будет работать большая часть сервисов государства. Ориентированность на каждого пользователя сети в рамках процесса цифровизации будет позволять государству максимально соответствовать запросам граждан. Интересы общества будут являться некой устойчивой базой каждого суперсервиса государства. Это основательно затрагивает социологию: выявление потребностей общества будет глобальной работой, требующей привлечения экспертов-аналитиков, учёных, специалистов, использующих и традиционные методы (статистические исследования, развёрнутый анализ имеющихся данных по использованию госуслуг, анализ контроля гражданами предоставляемых услуг, анализ обратной связи от граждан) и современные (дизайн-мышления, фасилитация и т. д.).
В рамках гражданского общества создание цифровых платформ является целевым инструментом для сбора, обработки и применения мнения граждан в проектах стратегической важности по региональному развитию РФ. Организация таких платформ предполагает коммуникацию между субъектами цифрового общества, в нашем случае — между государством и обществом, посредством информационных взаимодействий.

Цифровые платформы включают в себя компоненты для реализации взаимодействий и услуг и требуют качественное нормативно-правовое регулирование, поскольку вопрос законности сбора и обработки информации по-прежнему остаётся открытым.

В России крайне актуальным является разработка и повсеместное внедрение цифровых платформ, одной из функций которых будет создание эффективной системы стратегического развития во всех регионах страны на всех уровнях государственного управления с возможностью прямого учёта мнения граждан. В перспективе государство отойдёт от традиционных неэффективных подходов к сбору и обработке информации, будет качественно собирать, обрабатывать и внедрять мнение граждан в разработку проектов по региональному развитию. Учёт мнения граждан через цифровые платформы позволит разрабатывать и реализовывать эффективные стратегические проекты, которые не только улучшат регионы, но и, что крайне важно и актуально, повысят уровень и качество жизни их жителей.

Успешным примером такой платформы служит региональная (г. Москва) платформа «Активный гражданин» [9]. Суть данной платформы заключается в том, что верифицированные пользователи всех возрастов, являющиеся гражданами столицы, посредством различных инструментов и механизмов влияют на региональное развитие города. Более того, пользователи получают отчётность по учёту их мнения на этапе принятия и реализации решения. Сервис предоставляет гарантию на реализацию решений, которые приняло большинство пользователей. Главное цифровое преимущество данного портала в том, что он реализуется, в том числе в виде мобильного приложения «Активный гражданин», которое поддерживается любой операционной системой любого смартфона. Все мы пользуемся телефонами как во время работы, учёбы, так и в свободное время, и, безусловно крайне удобно при помощи «пары кликов» поучаствовать в развитии города. «Активный гражданин» может служить базовым примером для разработки комплекса подобных цифровых платформ.

Одним из примеров новейших цифровых платформ по учёту мнения граждан в региональном развитии является цифровая платформа по сбору идей мегапроекта «Арктика 2035», arctic2035.ru, разработанная совместно Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики (Минвостокразвития) и Проектным офисом развития Арктики (ЭЦ ПОРА) [10]. Она разработана на основе подписанного 25 июля 2019 года соглашения о сотрудничестве Минвостокразвития России с ЭЦ ПОРА.

C помощью цифровой платформы все желающие могут поучаствовать в создании Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2035 года, которую разрабатывает Минвостокразвития России.

Платформа запущена 26 августа 2019 г. и за 75 дней своего функционирования собрала 656 идей. Собранные идеи можно найти на сайте данного проекта, они распределены по регионам АЗРФ и типам предложений.

Пользователи через специальную форму портала — цифровую платформу — имеют возможность оставлять свои предложения по развитию регионов АЗРФ. Также, портал предоставляет возможность принять участие в обсуждении собираемых предложений, следить за проведением стратегических экспертных сессий, получать электронную рассылку проекта и прочие современные возможности информационных технологий [11].

Цифровая платформа мегапроекта «Арктика 2035» — это не только сбор идей граждан, это — расширенная многофункциональная платформа, объединяющая жителей и экспертов с общей целью развития Арктики, подготовки лучшей версии государственного документа стратегического развития, совместного обсуждения каждой предложенной идеи. Пользовательскую активность можно проследить и в социальных сетях мегапроекта. Так, за недолгое время функционирования цифровой платформы 450 000 человек увидели собранные идеи по развитию АЗ РФ на страницах в социальных сетях мегапроекта. Статистические данные, активность пользователей в обсуждении, нарастающий интерес граждан — всё это и не только позволяет сделать вывод о том, что цифровая платформа мегапроекта «Арктика 2035» является успешным инструментом функционирования проекта. Интересны последующие этапы вовлечения граждан, а именно «судьба» предложений: этап реализации и контроль за реализацией предложений.

Проблему отсутствия этапа контроля за реализацией решений можно проследить в единой информационной системе в сфере закупок (Цифровой портал). Так, сетевой ресурс — https://zakupki.gov.ru/ — не предполагает обратной связи между гражданским обществом и властью.

Таким образом, переход на цифровое государственное управление представляет собой сложную работу, требующую решения многих проблем различного характера. Так, проблема отсутствия системного механизма вовлечения граждан в государственное управление может быть устранена вместе с устойчивой разработкой и внедрением цифровых платформ в рамках общей Web-системы государства.

Принцип учёта мнения граждан в стратегическом планировании позволяет улучшить качество принимаемых решений и их реализацию. Вовлечение граждан через цифровые платформы будет являться одним из важнейших показателей общего роста благосостояния страны.

В заключении можно отметить ряд закономерностей. Несмотря на наличие разнообразных цифровых платформ в сфере выражения прав и свобод гражданского общества, существуют проблемы независимости институтов от государства. Даже электронный документооборот через «единое цифровое окно» портала госуслуг не отменяет того факта, что портал требует активного взаимодействия с органами государственной власти, которые подвержены коррупции. И как уже отмечалось ранее, цифровые платформы должны не только использоваться гражданским обществом, но гражданское общество должно работать над платформами. В данной ситуации необходимо в отношении каждой государственной услуги предусмотреть возможность подачи жалобы не на отдельное должностное лицо, а на изменение процесса предоставления государственной услуги.

В процессе написания статьи была выявлена и иная проблема. Так, безопасность персональных данных в настоящее время в системах цифровых платформ под угрозой, поскольку персональные данные могут быть проданы, утеряны, случайно размещены в сеть с помощью стороннего вмешательства — хакерства.

По мнению авторов, грамотное устранение проблем этапов контроля за реализацией тех или иных решений и проблемы отсутствия обратной связи граждан с органами власти через цифровые платформы позволит разработать эффективную общую информационную государственную систему, которая значительно улучшит нынешнюю обстановку в государственном управлении и выведет отношения общества и власти на новый уровень. Цифровые платформы, в свою очередь, будут выступать главным инструментом выражения потребностей граждан. Они упростят процесс сбора и обработки информации, позволят гражданам быть вовлечёнными на всех этапах решений, что наглядно продемонстрировала цифровая платформа «Арктика 2035».
ЛИТЕРАТУРА
1.   Скобелев В. Прирост интернет-аудитории в 2019 году обеспечили пенсионеры [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/13/01/2020/5e1876549a7947210b5ef636/ (дата обращения 20.01.2020)
2.    Портал государственных и муниципальных услуг РФ [Электронный ресурс] // URL: https://www.gosuslugi.ru (дата обращения 20.01.2020)
3.    Постановление Правительства РФ от 18.11.2019 N 1467 «О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» // Собрание законодательства РФ, 25.11.2019, N 47, ст. 6675.
4.    Баранов Н.А. Открытость vs безопасность: приоритеты для государства и гражданского общества в условиях цифровизации // Управленческое консультирование. 2019. №10 (130). С.28-36.
5.    Стырин Е. М., Дмитриева Н. Е. , Синятуллина Л. Х. Государственные цифровые платформы: от концепта к реализации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. №4. С.31-60.
6.    De Reuver M., Sorensen C. , Basole R. C. The digital platform: a research agenda // Journal of Information Technology. 2018. №33. P. 124–135.
7.   Правительство Великобритании [Электронный ресурс] // URL: https://www.gov.uk / (дата обращения 22.01.2020)
8.    Австралийский Союз [Электронный ресурс] // URL: https://www.gov.au / (дата обращения 22.01.2020)
9.    Цифровая платформа «Активный Гражданин» [Электронный ресурс] // URL: https://ag.mos.ru/home (дата обращения 22.01.2020)
10.  В Москве представили цифровую платформу «Арктика 2035» [Электронный ресурс] // URL: https://goarctic.ru/news/v-moskve-predstavili- tsifrovuyu-platformu-arktika-2035-/
11.  Об экспертном и общественном обсуждении Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года [Электронный ресурс] // URL https://porarctic. ru/blog/2019/11/19/ob-ekspertnom-i-obshhestvennom-obsuzhdenii-strategii-razvitiya-arkticheskoj-zony-rf-do-2035-goda/
New opportunities provided by digital platforms for civil society on the example of the digital platform «Arctic 2035»

KEY WORDS

ABSTRACT


In the process of digitalization of our society, there is a need to develop and use new tools, which regulate communication of the state and civil society. Thus, in the transition from traditional to digital public administration in the long term — creation of a unified state Web-system with the implementation of digital platforms, which allow modern information between civil society and state with the possibility of the involving of citizens at all stages (development of solutions, their implementation and monitoring of the implementation process). The format of communication between representatives of government bodies, the expert community and the general public, through the creation of the Arctic 2035 Internet platform as part of the preparation of a state-level program document, revealed a significant potential for meaningful interaction.