Рассмотрим само понятие «цифровая платформа». По мнению Н. А. Баранова, цифровая платформа в узком смысле представляет — источник открытых данных, собираемых для обратной связи государства с населением и создания государственной экономической политики [4, с.30]. В качестве примера приводится платформа «Активный гражданин». Вышеуказанный автор также приводит мнение Б. М. Глазкова, который определяет понятие «цифровая платформа» в широком смысле как систему взаимовыгодных алгоритмизированных взаимоотношений необходимого количества независимых участников отдельной сферы деятельности, реализуемых в единой информационной системе (применение цифровых технологий) [4, с.30]. Как можно установить из вышеуказанного, цифровая платформа предполагает сбор данных населения и обратную связь государства на основе цифровых технологий.
По мнению Е. М. Стырина, Н. Е. Дмитриева, Л. Х. Синятуллиной, государственная цифровая платформа представляет собой систему сетевого взаимодействия пользователей, основанную на использовании механизмов программно-аппаратного обеспечения, необходимого для анализа, передачи, хранения данных об участниках цифровой платформы в целях взаимодействия [5, с. 48].
На основе вышеуказанного анализа можно установить, что под понятием «цифровая платформа» понимается система сетевого взаимодействия пользователей, предполагающая сбор данных и обратную связь со стороны государства или владельца цифровой платформы, основанная на использовании программного обеспечения в целях взаимодействия государства и гражданского общества. Рассмотрим мнение, выраженное в зарубежной публикации. Как отмечают M. De Reuver, C. Sorensen, R. C. Basole, цифровые платформы могут создавать гибкие средства межорганизационных отношений при помощи автоматизированных ресурсов [6, с.131]. При анализе понятия «цифровая платформа» нельзя не обратить внимание на взаимодействие государства и общества. Необходимо найти баланс между интересами гражданского общества и государством.
Цифровая платформа предполагает наличие следующих признаков:
1. Автоматизированность системы сетевого взаимодействия пользователей;
2. Наличие базы данных пользователей;
3. Существование обратной связи между гражданским обществом и государством;
4. Использование программного обеспечения в целях взаимодействия;
5. Правовая и техническая регламентация работы цифровой платформы.
В ближайшие годы в рамках процесса цифровизации поставлена важнейшая задача по развитию ГосWeb — концепции единой информационно сервисной Web экосистемы государства. Создание и внедрение такой концепции запустит по-новому управленческую деятельность, повысит качество государственного управления через автоматизацию и предоставление удалённого доступа пользователям. Расширятся возможности взаимодействия гражданского общества с государством путём создания приложений, работающих на базе такой системы ГосWeb.
Основным потенциалом трансформации в единую информационно-сервисную экосистему государства является создание качественного пользовательского опыта взаимодействия граждан с государством через сеть Интернет и оптимизация государственных расходов за счёт развития экосистемной архитектуры и переиспользуемых ведомствами решений. Также «толчком» трансформации послужила успешная реализация подобных концепций в других странах мира. Например, в Великобритании [7] и Австралии [8].
В динамике можно проследить следующие пользовательские Web особенности подобных единых государственных Web-систем:
1. Мобильность (главное преимущество перехода стран мира к подобным системам);
2. Полезность (контент, получаемый от пользователей, и об- ратный — для пользователей);
3. Интерактив (электронное самостоятельное решение задач);
4. Удобство (неограниченный пользовательский опыт);
5. Социальность (доступная и открытая среда, функционирующая через социальные площадки);
6. Персонализация (индивидуализация сервиса и его проактивность).
Также можно выделить следующие принципы организации ГосWeb:
1. Полная навигационная связанность (единая точка входа, единые принципы навигации и исключение сайтов, не обладающих потенциалом самостоятельного развития);
2. Унифицированный пользовательский интерфейс (принципы организации, навигации и связанности отдельных сервисов и сайтов);
3. Единый общий стиль и дизайн (принципы представления и оформления услуг, сервисов и данных);
4. Централизованная контент-политика (единые стандарты и решения для реализации идентичных задач);
5. Унифицированный язык общения (адаптированная для рядовых граждан подача и стилистика информации);
6. Единый визуальный стиль (обеспечение удобства использования, единства восприятия, узнаваемости и доверия).
В рамках концепции ГосWeb цифровые платформы будут реализованы в качестве инструментов для удобства участия граждан в государственном развитии различных уровней. Гражданам не придётся по отдельности искать государственные интернет-сайты в поисках интернет-платформ для реализации своего права выражать мнение относительно обстановки в государстве на всех уровнях, по сути — для реализации принципа демократии. Цифровые платформы должны также включать в себя возможность контроля учитываемого мнения граждан на всех этапах: разработка, реализация решений и контроль за их реализацией.
Если говорить о цифровых платформах в целом, не связывая их с государственной средой, то можно определить множество классификаций таких цифровых платформ по масштабам, функционалу, области использования и т. д. Так, эволюционирование цифровых платформ выглядит следующим образом:
1. Платформы, формирующие цифровую среду для разработки и реализации прикладных программно-аппаратных решений (OS; iOS; Android и пр.);
2. Платформы, обеспечивающие передачи контента от пользователя к пользователю и формирующие общую коммуникационную инфраструктуру (Telegram; What’s App; GPS и пр.);
3. Платформы, формирующие цифровую рыночную инфраструктуру с возможностью реализации инновационных бизнес-моделей (Alibaba; Amazon, Ozon и пр.);
4. Платформы, осуществляющие управление пользователями ввиду обработки big data (Uber; Delivery Club и пр.).
На следующий актуальный этап выходит разработка, создание и внедрение цифровых платформ для сбора, анализа и учёта мнения граждан. Спрос, предложения и институты экономики, связанные цифровыми алгоритмами, являются двигателями цифровой экономики. Отношение к уровню сервиса, скорость предоставляемых услуг, реакция на потребителя, ориентированность на пользовательский опыт изменчивы. Так, человек начинает отражать этот самый пользовательский опыт на взаимоотношения с государством. Появляется тренд цифрового государственного управления — цифровая платформа, которая является неким проводником между гражданским обществом и государством. Создаются такие платформы для достижения общих целей, для коммуникации, для контроля исполнения задач органами власти на всех этапах. Цифровая платформа представляет собой источник открытых данных, который позволяет власти разрабатывать государственные стратегии в соответствии с интересами гражданского общества. Зачастую цифровые платформы представляют собой открытые интернет-порталы с возможностью выражения интересов как для отдельных граждан, так и для различных объединений. Формируется так называемая среда доверия, где интересы граждан выражаются напрямую государству. Доступность и открытость данных позволяет власти использовать пользовательский опыт в формировании решений.
Граждане представляют собой огромное, требовательное, разнообразное и критичное объединение пользователей, на которое в перспективе будет работать большая часть сервисов государства. Ориентированность на каждого пользователя сети в рамках процесса цифровизации будет позволять государству максимально соответствовать запросам граждан. Интересы общества будут являться некой устойчивой базой каждого суперсервиса государства. Это основательно затрагивает социологию: выявление потребностей общества будет глобальной работой, требующей привлечения экспертов-аналитиков, учёных, специалистов, использующих и традиционные методы (статистические исследования, развёрнутый анализ имеющихся данных по использованию госуслуг, анализ контроля гражданами предоставляемых услуг, анализ обратной связи от граждан) и современные (дизайн-мышления, фасилитация и т. д.).