ПРОЗРАЧНЫЙ ВОЗДУХ АРКТИКИ. ЖЕНЩИНЫ И ЛЬДЫ

Ключевые слова

АННОТАЦИЯ


В августе 2015 года состоялось моё путешествие на ледоколе с гордым названием «50 лет Победы» и далёкое плавание, цель которого — достичь географических координат Северного полюса (90° 00’ 00» северной широты) и исследовать острова архипелага Земли Франца-
Иосифа (ЗФИ). Во время путешествия я брала интервью у участников экспедиции. Выход журнала запланирован на март, в преддверии весеннего праздника, когда будут чествовать представительниц прекрасного пола, и я хочу поделиться историями женщин, судьба которых тесно связана с Арктикой и Антарктикой.

«Для многих людей Северный полюс — это просто географическая точка. Для меня же это слово — символ, с помощью которого я ищу ключ к тем тайнам, что издавна мучают путешественников».


Фёдор Конюхов

С нами на ледоколе путешествует очень мужественная дама, о которой я не могу не рассказать. Фелисити Эстон — британская полярная исследовательница, живущая в Рейкьявике (Исландия). В 2012 году она стала первым человеком, который пересёк Антарктиду на лыжах, используя исключительно собственные силы, т. е. без помощи механической энергии или кайта. Она преодолела 1744 км за 59 дней, попав на страницы Книги рекордов Гиннесса. В 2015 году Фелисити стала кавалерственной дамой Ордена Британской империи (женский аналог рыцарства) за свой вклад в полярные исследования, а также была награждена Полярной медалью королевы. До неё наград подобного уровня были удостоены всего 10 женщин.

Всё началось с того, что после окончания университета она начала работать метеорологом в Британской антарктической службе, наблюдая за процессами изменения климата, где она и влюбилась во льды окончательно.

Несколько лет назад под её руководством была запущена международная программа. По её словам, она была предназначена для тех женщин, которые не боятся трудностей, очень хотят попасть на Южный полюс именно как первопроходцы, но не могут по ряду причин. Был запущен онлайн-конкурс, получено более 800 анкет и отобрано всего 8 человек. Отбор прошли женщины разных возрастов, наций и материального положения. В группу вошли представительницы слабого пола из Австралии, Великобритании, Ганы, Сингапура, Ямайки, Индии, часть из которых не видели снег вообще. Около года женщины готовились дистанционно, поддерживая друг друга онлайн. Потом были совместные сборы в Норвегии и успешная экспедиция на Южный полюс на лыжах!

Фелисити сказала, что ей не перестают задавать из года в год один и тот же вопрос: «ЗАЧЕМ?»
Фото предоставлено автором
Отвечая на него, она смущённо улыбается: «Ну почему у кого-то любимый цвет красный, а у кого-то зелёный? Почему кто-то любит хоккей, а кто-то футбол? Я не могу ответить на Ваш вопрос. Я просто не понимаю, как можно не хотеть того, что сделала я, если для этого появляется такая возможность?»

У Фелисити не было бы возможности осуществлять столь дорогие экспедиции без спонсоров, и одним из основных из них выступил наш Касперский в лице Kaspersky Lab. Я попросила рассказать об их сотрудничестве. Фелисити отозвалась очень одобрительно. Лично с Евгением Валентиновичем Касперским, как оказалось, она не знакома, но, как отметила Фелисити, если «компания берётся за сотрудничество, то основательно и финансово щедро». Во время экспедиции логотип Kaspersky Lab гордо отражался от арктического солнца на палатке Фелисити.

Арктика и Антарктика традиционно считались мужскими местами. Во времена парусного флота и отдельных экспедиций не только зимовочные группы, но и состав экспедиций на кораблях был исключительно мужской. Всё меняется, и женщины хотят попасть в эти неизведанные края. Первая причина — их тянут, конечно, мужчины. Изначально женщины стали отправляться в далёкие снежные пустыни сопровождать своих мужей. Но были и такие, кто отчаянно влюблён в риск и всё неизведанное. Прогресс не стоит на месте, и женщинам в Арктике и Антарктике уже не удивляются — даже в этих суровых краях было внедрено равноправие полов. Однако женщина — она и в Антарктиде женщина!

В 1990-1991 годах на немецкой станции «Георг фон Майер» был организован эксперимент — чисто женская зимовка. Это единственный опыт самостоятельной работы женского коллектива зимой в Антарктике. Что же произошло? Уже через полгода немецкое руководство направило туда специалистов-мужчин для приведения объектов инфраструктуры станции в нормальное техническое состояние — большая часть приборов вышла из строя! Этот отрицательный опыт стал показательным для многих национальных антарктических программ.

Особое внимание мне хочется уделить нашим отважным соотечественницам. Юная Ерминия Александровна Жданко (1891— 1914) отправилась в полярную экспедицию Георгия Брусилова на «Святой Анне» (судьба судна и его пассажиров послужила прототипом романа В. Каверина «Два капитана») в качестве сестры милосердия и стала первой русской женщиной, участвовавшей в высокоширотном дрейфе.

По свидетельству родных, она росла решительным и смелым ребенком. Будучи дальней родственницей генерала Брусилова, двадцатилетняя девушка попросила «подвезти» её из Петербурга в Архангельск. Вскоре стало известно, что от участия в экспедиции неожиданно отказался судовой врач, и Жданко решила заменить его и остаться на всё плавание. В последнем письме, отправленном отцу, она написала: «Когда об экспедиции знает чуть ли не вся Россия, нельзя же допустить, чтобы ничего не вышло». В конце Ерминия пишет:
«Прощайте, мои милые, дорогие. Ведь я не виновата, что родилась с такими мальчишескими наклонностями и беспокойным характером, правда?»
Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором


От отца успела прийти телеграмма: «Путешествую Владивосток, сочувствую. Решай сама. Папа».

Читателю известна трагическая судьба шхуны «Святая Анна». Ерминия не могла представить, какие трудности и лишения обрушатся на участников экспедиции. Но, по свидетельству выжившего штурмана Альбанова, во время дрейфа девушка проявила недюжинную выдержку и мужество и в полной мере испила горькую чашу, доставшуюся экипажу «Святой Анны». «Мы все любили и боготворили нашего врача, но она никому не давала предпочтения. Это была сильная женщина, кумир всего экипажа. Она была настоящим другом, редкой доброты, ума и такта…»