ПУТИ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ. Доклад на V Международной конференции

Ключевые слова

Прежде всего, хочу отметить, что в последние годы к Арктике приковано внимание не только арктических государств, но и едва ли не всего мира. Такая мировая заинтересованность заставляет Россию ускорять принятие стратегических решений освоения Арктики.

Для максимального раскрытия потенциала Арктической зоны и приполярных территорий требуются новые вложения, что невозможно без комплексных мер по повышению инвестиционной привлекательности региона.

Здесь хочу отметить большой вклад Министерства развития ДВ и Арктики во главе с Козловым Александром Александровичем.
6 февраля в Государственную Думу внесён пакет законопроектов, разработанный Минвостокразвития.

Проект федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» определяет правовой режим этой территории, меры господдержки предпринимательской деятельности на её территории и порядок её ведения. Предлагаемые изменения в Налоговом кодексе устанавливают налоговые преференции для инвесторов. Изменения в других документах также определяют порядок и преференции для резидентов.

12 марта в Государственной Думе планируется рассмотрение пакета документов в первом чтении.

Кроме того, три основополагающих документа: «Основы государственной политики в Арктике до 2035 года», «Стратегию развития Арктической зоны России до 2035 года» и обновлённую госпрограмму обещают рассмотреть уже в ближайшее время.

Радует также, что Министерство одновременно с основополагающими документами разрабатывает и такие практические механизмы, как План развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) на период до 2035 года.

Хочется верить, что механизмы привлечения инвестиций уже в этом году заработают и дадут толчок развитию Арктических территорий.
В законопроекте «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» определены территории включённые в Арктическую зону.

Разработчики предлагают трёхуровневую структуру управления Арктической зоной: Госкомиссия по вопросам развития Арктики, Минвостокразвития и управляющая компания. Предполагается, что это позволит обеспечить «качественное применение мер поддержки инвестиционной деятельности в Арктической зоне», а также позволит сэкономить средства федерального бюджета.

Законопроект устанавливает порядок и критерии предоставления статуса резидента Арктической зоны для организаций, ведущих инвестиционную деятельность на этой территории. Получившим такой статус лицам будет предоставляться государственная поддержка в виде налоговых льгот, особые условия осуществления госконтроля, трудовой деятельности сотрудников, заключения соглашений о партнёрстве и концессий, регулирования земельных и градостроительных отношений и контроля при пропуске лиц, транспорта, грузов и товаров в пунктах пропуска Арктической зоны.

Как предполагают разработчики, принятие федерального закона позволит привлечь в Арктическую зону не менее 6,7 триллиона рублей частных инвестиций до 2030 года и создать 28 тысяч новых рабочих мест.

Законопроектом о внесении изменений в Налоговый кодекс предусмотрено введение отдельной категории налогоплательщиков — резидентов Арктической зоны РФ.

Другим законопроектом вносятся поправки в иные законодательные акты в части осуществления ветеринарного надзора, карантинного фитосанитарного контроля, полномочий региональных властей, предоставления земельных участков, градостроительства, госконтроля и надзора, заключения соглашений о государственно-частном партнёрстве резидентов и таможенного регулирования на территориях, включённых в Арктическую зону РФ.
Преференции получат все новые инвестпроекты Арктики без привязки к отдельным территориям. Минимальная сумма, которую должен вложить инвестор в проект — 10 млн рублей, что даст возможность привлечь малый и средний бизнес.

Преференции получат 4 группы инвестпроектов: добыча углеводородного сырья на шельфе, добыча на континентальной части, производство СПГ и газохимия.
Система преференций предусматривает, в том числе, возможность строительства инфраструктуры за счёт государства на основании отдельных решений Правительства РФ.

Минвостокразвития обещает, что после принятия законодательства о системе преференций в Арктике полноценно начнут работать Корпорация развития и Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, чья деятельность, помимо Дальнего Востока, распространится на арктические территории. Обе подведомственные Минвостокразвития структуры будут помогать инвесторам в ведении бизнеса и запуске предприятий в Арктической зоне. В Фонде развития Дальнего Востока (ФРДВ) на рассмотрении уже находятся инвестиционные проекты в Арктике общей стоимостью 87 миллиардов рублей с потенциальным участием фонда в размере 27,5 миллиардов рублей. В 2020 году на финансирование арктических проектов может быть направлено до 15 млрд рублей. ФРДВ рассчитывает сфокусироваться на проектах среднего размера в транспортной и туристической отраслях.

В завершающей перед общественными обсуждениями стадии находится работа над проектом закона о доступе компаний к не- распределённому арктическому шельфу. Планируется создать государственную корпорацию «Росшельф», которая будет представлять интересы государства в этих проектах и распределять участки шельфа частным инвесторам.

Однако, по моему мнению, сводить решение этой задачи к одной лишь перенастройке инвестиционных условий региона неверно. Мы живём во время, требующее радикально новых подходов. Такие подходы предполагают проведение широких, комплексных преобразований, направленных на то, чтобы улучшить весь экономический климат в целом. Именно широкий взгляд на вещи, учитывающий большой круг факторов (в том числе, казалось бы, лежащих вне экономической и инвестиционной плоскости), способен дать максимальную отдачу.

Какие проблемы в Арктической зоне, на мой взгляд, требуют наиболее пристального внимания? Хотелось бы вкратце описать наиболее важные из них, и дать им общую характеристику.

В целом, и системе государственного управления, и бизнесу, работающему на Севере, не хватает открытости. А ведь прозрачность формирует предсказуемость, понятность экономических условий, а значит — создаёт необходимые гарантии инвестиций. Не хватает и общего ощущения равенства перед законом, равной ответственности для всех участников бизнес-процессов. Достижение прозрачности и равенства условий — задача для системы государственной власти всех уровней.
Имеет смысл поговорить и о конкретных отраслевых проблемах Севера. Нефтегазовая добыча является центральным драйвером развития северных территорий. Это та основа, на которой в данный момент зиждется освоение Арктики. Несмотря на очевидные успехи, выражающиеся в цифрах, растущих год от года, даже в этой сфере не всё и не всюду обстоит благополучно.

Острой проблемой является недроисследованность северных недр. Слишком долгое время отрасль «ехала» на советском наследии — геологоразведочных данных, сформированных ещё в прошлом веке. Эти данные пополняются неудовлетворительными темпами. Государство подчёркивает важность геологоразведки для увеличения ресурс- ной базы Севера. Однако вопрос о том, кто именно понесёт основное бремя расходов по изучению недр, остаётся открытым. А пока финансирования нет, нет и масштабной геологоразведки.
Серьёзный вызов, реально тормозящий наше продвижение в Арктику — утрата технологий и компетенций, проблемы в подготовке кадрового потенциала.

К сожалению, в силу ряда обстоятельств Россия оказалась привязанной к западным технологиям, техническим решениям и поставкам оборудования. Особенно выпукло эта проблема проявляется на переднем крае освоения арктических богатств. Речь идёт о разработке трудноизвлекаемых запасов углеводородов и шельфовых месторождений. Именно тут наша зависимость выражена ярче всего.

Если раньше в этом вопросе можно было полагаться на «заграницу», закупая необходимые технологии и изделия, то после 2014 года доступ к ним ограничен. На повестке дня — необходимость импортозамещения и форсированной разработки собственных технических решений.

В данной области не всё так плохо — «Новатэк» реализует российскую технологию сжижения газа и строит отечественные производственные линии, Газпром создаёт цифровые модели недр, и это не единичные примеры. Тем не менее, несмотря на успехи, темпы реализации этой сверхважной задачи оставляют желать лучшего. Одна из причин — недостаточный объём инвестиций в эту сферу.
При этом такие отрасли, как нефтесервис, строительство промышленных объектов и инфраструктуры, а местами и промышленность характеризуются заметным присутствием иностранного элемента. Иностранные компании вытесняют отечественных коллег, лишая их куска хлеба. Почему так происходит? Одна из причин — наличие у иностранных игроков доступа к дешёвым кредитам, наличие значительных оборотных средств и, как следствие, способность работать в условиях задержек по платежам. Подобной «роскоши» отечественные компании позволить себе не могут, из-за чего и проигрывают в этом соревновании. Итог — вытеснение российских предприятий с рынка и, как следствие, уже упомянутая потеря мощностей, утрата компетенций. А кто в таких условиях будет поддерживать наши компании инвестициями?

Тяжек груз социальных проблем Севера. Обойдусь без подробностей, тем более, что все мы знаем, о чём идёт речь. В свете нашей темы особенно важно то понимание, что социальные вызовы ничуть не менее других сказываются на инвестиционном климате АЗРФ. Инвестор не пойдёт в регионы, поражённые социальными недугами; в регионы, не обладающие развитой социальной инфраструктурой и подходящими трудовыми ресурсами. Нужные кадры в такие условия тоже не заманишь — а дефицит профессионалов губителен для экономики.

Как видим, проблем немало, да и упомянул я всего лишь о некоторых из них. В связи со всем этим остро стоит вопрос: «Что делать?»

Поводом для оптимизма является то, что и государство, и бизнес, и общество осознают наличие сложностей и думают над тем, как их преодолеть. Понимать проблему, сознавать, что она существует — уже часть решения.

В широком плане, Арктике требуются понятные и справедливые правила игры, обеспечивающие стабильность и позволяющие безбоязненно вкладывать средства, инвестировать в добычу, производство и инфраструктуру. Экономические игроки — и крупные, и средние, и малые — должны пользоваться равной защитой закона и государства, равным доступом к инвестиционным и прочим ресурсам для ведения бизнеса. Пока что с этим, к сожалению, имеются сложности.

Необходимо принять меры к повышению качества административных услуг, предоставляемых бизнесу всех форм собственности. Государство должно быть честным и открытым партнёром бизнеса во всех его благих начинаниях. Все участники экономического процесса должны понимать, что делают одно важное и общее дело.

Особое внимание необходимо уделить коренным малочисленным народам Севера. Как никто другой, коренные народы страдают от социальных неурядиц и деформаций экономического развития. Им необходимо гарантировать сохранение их образа жизни, ценностей, культуры при полноценном доступе ко всем благам современной цивилизации — социальным и образовательным услугам, карьерным возможностям и т.д.

Экология. Отдельная больная тема. Десятилетиями наши Севера подвергались безжалостной эксплуатации. «Ресурсы — забрать, отходы — оставить». Такой была парадигма, с позволения сказать, развития. Этот потребительский подход необходимо изживать, притом делать это солидарно, сообща, силами государства, общества и бизнеса. Разрушенная среда, экологические проблемы — не лучший фон для ведения бизнеса. Современные корпорации избегают таких вот — «токсичных» — инвестиций. При этом в зоне особого внимания должны находиться экологические нормы и требования. Это вовсе не дань современной «моде», а насущная необходимость. Забота об экологии — это залог устойчивого развития, сбережения нашей планеты для потомков. В ближайшем будущем нам следует проработать вопрос о введении мониторинга влияния бизнеса на экологию, флору, фауну, продолжительность человеческой жизни в Арктике.
Уважение к природе, забота о восстановлении среды и возмещении экологического ущерба, повсеместное внедрение практики рекультивации должно стать нормой жизни и работы за Полярным кругом, да и по стране в целом. Тут хотелось бы отметить усилия государства, бизнеса и волонтёров по «уборке» в Арктике. Уже несколько лет продолжается очистка от твёрдых бытовых отходов территорий АЗРФ. Необходимо распространить этот опыт на всю Арктическую зону, вывести эти мероприятия на качественно новый уровень.

Вопросы международного взаимодействия и правового регулирования обеспечения экологической безопасности в Арктике регулируются целым рядом документов:

• Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью (1969 г.),
• Лондонская конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.),
• Декларация Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.),
• Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.),
• Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.),
• Конвенция по предотвращению загрязнений с судов (1973 г.),
• Международная Конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству (1990 г.),
• Рамочная конвенция ООН по изменению климата (1992 г.),
• Киотский протокол 1997 года к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 года, и ряд других.

Уверен, что необходимо разработать экологический стандарт международного действия. Да, возможно, на это потребуется больше средств, но ведь все понимают, что каждая копейка, вложенная в экологию или компенсирующие мероприятия, в конечном счёте, сто раз окупится в будущем — чистым воздухом, чистой водой и, как следствие, здоровьем людей.

Государства, имеющие прямой выход к Арктике, проводят интенсивные исследования в районе Северного полюса. Та страна, которая сможет доказать, что подводные шельфы тянутся под водой именно от её берегов, сможет получить доступ не только к 200-м милям исключительной экономической зоны, но и к территориям за пределами этой зоны.
Но не только приарктические государства стремятся получить выгоду от изменения климата в Арктике. Ледокол «Снежный дракон» был первым китайским кораблём, который в 2012 году прошел через арктические воды в Европу. КНР строит новый ледокол и входит в Арктический совет в качестве Наблюдателя. Вся Азия с интересом смотрит на Арктику. Ситуацией в Арктике интересуется и Индия: с 2008 года на Шпицбергене работает индийская исследовательская станция. Свои проекты в регионе есть также у Японии и Южной Кореи.

Хочу отметить, что Арктической тематике посвящено очень много и внутрироссийских и международных мероприятий, где высказываются и различные авторитетные мнения, и много очень хороших предложений, где принимаются решения. Хотелось бы видеть итоги этих мероприятий. Это помогло бы и государству правильно расставить приоритеты.

Уверен, что участники Саммита, докладчики смогут представить новые идеи и предложения и выработать конкретные рекомендации.

Хотелось бы завершить выступление на оптимистической ноте. Масштаб проблем, стоящих перед нами значителен, но огромны и наши реальные возможности, и наше желание изменить ситуацию к лучшему. При этом у нас есть главное: понимание того, что Арктика — это наш дом, наше богатство и наше будущее. Уверен — мы справимся со всеми вызовами.