Введение
Районы Арктики (здесь и далее речь пойдет об Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ), сухопутные границы которой установлены Приложением к Указу Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296; к арктическим регионам мы будем относить те регионы, части которых входят в АЗРФ) объединяют ряд территорий 9 регионов России: Мурманская, Архангельская области, Красноярский край, республики Карелия, Коми, Саха, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий АО. Арктика относится к геостратегическим территориям согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации [1], и, соответственно, вопросы развития этих регионов имеют значение для национальной безопасности всей страны.
Северные и арктические регионы за счет крупных сырьевых корпораций создают около четверти ВВП России, при этом территория отличается неблагоприятными природно-географическими условиями. Долгие годы обсуждается вопрос о перспективах освоения и диверсификация экономики этих регионов за счет новых несырьевых бизнесов. Научно-технологические процессы, цифровизация и автоматизация ведут к снижению роли сырьевых отраслей и рутинного труда, что обуславливает необходимость поиска новых сфер занятости. Творческие индустрии менее подвержены указанным рискам [2].
В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации [3] не упоминается о возможности развития креативных индустрий в Арктике, хотя в зарубежных арктических регионах именно творческие индустрии (наука, образование, ремесла, туризм) составляют основу экономического развития [4]. Кроме того, в российской Арктике сохраняется некоторый инновационный потенциал для развития подобных отраслей [5].
Цель исследования — описание ограничений и выявление потенциала развития креативных (творческих) индустрий в регионах Арктической зоны Российской Федерации.
Основные ограничения для развития малого бизнеса творческих отраслей в Арктике
Творческие индустрии преимущественно представлены малыми предприятиями. Издержки для ведения бизнеса в Арктике в целом выше, чем на остальной территории: транспортные, энергетические и иные [6]. Большинство городов, где и концентрируются творческие индустрии, имеют невыгодное экономико-географическое положение вдали от основных рынков [7], то есть от массовых потребителей. Поэтому в Арктике общие затраты малых фирм в пересчете на одно рабочее место составляют 2050,4 тыс. рублей против 16,1 тыс. руб. в среднем по стране, то есть практически запретительны для многих видов деятельности [8].
В районах Крайнего Севера дополнительные затраты могут быть связаны с «северными надбавками», которые растут по мере повышения минимального размера оплаты труда (МРОТ), хотя их влияние неочевидно и зависит от договорённостей с работодателем [7]. Расходы на оплату труда в Арктике превышают 31,8 тыс. рублей в месяц при среднероссийском уровне в 19,3 тыс. рублей, то есть выше на 65 %; при учете стоимости потребительской корзины различия снижаются до 25 %. Доля затрат на оплату труда в общих издержках в Арктике выше. Если в среднем по России она составляет 14,3 %, то в арктических регионах — 23 % [8]. При этом в творческих профессиях оплата труда составляет наиболее значительную часть расходов.
Природные условия ведут к усеченному развитию предпринимательских сетей, низкой плотности и недостаточному разнообразию малого бизнеса, слабому взаимодействию его представителей, большей зависимости от крупных компаний и государства. Для снижения затрат и рисков малые предприятия здесь более активно используют контракты с государственными и муниципальными органами власти. Так, если в среднем в России число таких контрактов составляет 133 в расчете на 1000 малых предприятий, то в арктических регионах в среднем — 411 [9]. Да и в целом доля предприятий в государственной и муниципальной собственности (ГУПы, МУПы) в Арктике выше: 22,7 % при средней по стране в 6,6 %. Соответственно, выше влияние государства, а творческие профессионалы заинтересованы в большей независимости. Также для снижения издержек предприятия чаще нанимают внешних совместителей [9; 10].
Арктический малый бизнес серьезно пострадал в период пандемии [11; 12], так как вводились ограничения для транспортной сферы, туризма, составляющих заметную долю этого бизнеса.
Динамика числа МСП в арктических и северных регионах была ниже, чем в среднем по стране, падение в период кризисов могло быть выше, а восстановление — медленнее. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в России в целом сократилось на 3 % в 2021 г. по сравнению с 2019 г. из-за введенных противоэпидемиологических ограничений и резкого снижения спроса, а в арктических регионах — на 6,5 %, причем падение продолжилось и в 2021 г. В 2022 г. в результате санкций и ухода иностранных компаний число субъектов МСП в России несколько выросло — на 0,6 % (занятие освободившихся ниш, организация параллельного импорта и т. д.), но в удаленной от основных центров Арктике падение составило более 1 %. На предприятиях рыбной и лесной отраслей негативно сказались запреты на импорт продукции из России; транспортные и туристические компании испытали падение спроса. Впрочем, в условиях снижения турпотока за рубеж возможен некоторый рост спроса на внутренний туризм с развитием соответствующих творческих индустрий.
Наиболее активная и творческая часть жителей покидает Арктику, большинство городов (за исключением сырьевых) по-прежнему теряют население [13; 14]. А это подрывает как кадровый потенциал креативных индустрий, так и снижает объем потребительского рынка.
Основные характеристики творческих индустрий в России и в Арктике
Для понимания ситуации в сфере творческих индустрий в арктических регионах собраны данные о компаниях соответствующих видов деятельности согласно отраслевой Концепции развития [15]. По последним доступным данным в творческих индустриях России занято почти 2 млн специалистов (около 5 % от всех сотрудников) и создается около 9 трлн руб. (около 4 %), что сопоставимо с оценками АСИ [16] и несколько ниже оценок НИУ ВШЭ [17] (табл. 1 и 2). Доля арктических регионов в этих значениях 2,6 % и 1,9 %, хотя доля этих же регионов в населении России — 5,3 %, а в ВРП — почти 10 %. Как и ожидалось, ограничения в развитии бизнеса не позволяют арктическим регионам развивать в полной мере творческие индустрии.
По численности занятых в творческих индустриях Арктики лидируют, как и в стране в целом, архитектура, инженерные изыскания и испытания, НИОКР, спорт и отдых (табл. 1). Первые две отрасли связаны с добывающим сектором: в регионах Арктики расположены крупные исследовательские центры (например, Кольский научный центр РАН) и соответствующие частные организации, связанные с геологоразведкой. Суровые условия повышают потребность в развитии спорта и развлечений.
Доля программирования существенно ниже, чем в стране, что связано с неблагоприятными условиями для проживания программистов — наиболее миграционно активной части населения [18; 19]. В период пандемии многие представители профессий, использующих удаленный тип занятости, переместились в более климатически благоприятные регионы. Очевидно, что из-за высоких издержек все производственные креативные отрасли развиты в Арктике слабее.
Среди отраслей специализации можно выделить изыскания, развлечения, искусство, образование, туризм и телерадиовещание. Искусство и туризм связаны с культурой коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Развитие телерадиовещания обусловлено низкой транспортной доступностью многих поселений и потребностью в коммуникации.