Арктический макрорегион — одно из стратегических направлений государственной политики РФ. На Арктику приходится 83 % добываемого в России газа и 17 % добываемой в России нефти [1]. Кроме того, макрорегион отличается уникальным биоразнообразием. Государственная политика в Арктике до 2035 включает в себя решение стратегических задач РФ по стабильному развитию Арктики как площадки для выгодного партнерства, по обеспечению высокого уровня жизни в регионе, а также предполагает шаги по достижению ЦУР ООН, например, в области охраны окружающей среды [2].
Одним из инструментов пространственного развития является выделение на территории Арктики особой экономической зоны (Арктической зоны Российской Федерации, или АЗРФ). Создание особых экономических условий при грамотной и последовательной имплементации способно повышать привлекательность региона, стимулировать инвестиционную активность, а также предотвращать отток капитала и населения. При этом зачастую опыт развития особых экономических зон в удаленных, «разреженных» регионах (например, Дальний Восток) становится отрицательным.
Для решения практической задачи выведения рекомендаций по развитию особой экономической зоны в Арктике первостепенное значение имеет обращение к теоретическом основам и исследование сути предмета. Особая экономическая зона, или ОЭЗ, — это достаточно широкое понятие, которое включает в себя различные новые модели, формы, инструменты открытого развития определенных территорий государства. Форма или модель ОЭЗ, а, следовательно, и ее определение, зависят от исторического развития, преследуемых целей, географических, экономических и социальных условий. Всемирный банк определяет особые экономические зоны как четко определенные территориально-географические зоны, правила экономической активности на которых отличаются от превалирующих на остальной территории страны [3]. В российском законодательстве схожее определение ОЭЗ дано в ст. 2 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». В России на данный момент существуют 45 ОЭЗ: 26 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые [4]. В них зарегистрировано 993 резидента, в том числе более 140 компаний с участием иностранного капитала. Общий объем вложенных инвестиций стремится к 1 трлн рублей. Среди наиболее успешных российских ОЭЗ, согласно отчету Минэкономразвития РФ за 2021 год, были промышленно-производственные зоны в Республике Татарстан, Калужской и Московской областях, технико-внедренческая ОЭЗ «Дубна», а также рекреационные зоны в Алтайском крае и др.
Выделяют четыре общие характеристики особых экономических зон [5, С. 32]. Во-первых, это физическая территория с четко определенными географическими границами. Во-вторых, это территория, имеющая особые органы контроля и управления. В-третьих, в особой экономической зоне определяются упрощенные процедуры ведения предпринимательской деятельности. В-четвертых, все льготы и преференции, применяемые на территории, устанавливаются исключительно для резидентов, то есть лиц, физически находящихся на территории и зарегистрированных по установленной законом процедуре в качестве таковых. Среди универсальных целей создания ОЭЗ можно выделить следующие [6, С. 91]:
• привлечение иностранных инвестиций и развитие экспорта;
• содействие социально-экономическому развитию региона (развитие навыков, содействие образованию, профессиональному развитию и снижению уровня безработицы);
• поддержка политики открытости, общих экономических реформ;
• тестирование инновационных и гибких моделей управления.
Особые экономические зоны представляют собой предмет межотраслевого правового регулирования. Каждая экономическая зона может отсылать к нормам Налогового кодекса в области особых условий налогообложения для резидентов, к нормам Градостроительного кодекса в области регламентов застройки и к другим отраслям законодательства РФ. Точкой отсчета системного специализированного правового регулирования в России стал Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Он упразднил ранее созданные ОЭЗ, за исключением Калининградской и Магаданской [7]. 116-ФЗ определяет цели и задачи создания особых экономических зон, принципы их организации, устанавливает общие рамки их функционирования, которые затем могут уточняться и принимать индивидуальный характер в отдельных законах о конкретной особой экономической зоне.
Согласно закону, управление ОЭЗ, а также разработка единой политики в этой сфере осуществляются определённым Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Правовое регулирование особых экономических зон в РФ, с одной стороны, отличается системностью, что обеспечивает определенную четкость законодательства. С другой стороны, централизованность законодательного регулирования может оказываться недостаточно гибким, затруднять индивидуализацию условий и требований, например, при закрытии нерентабельных зон, и ограничивать роль регионов. В последние годы поднимается вопрос о расширении полномочий субъектов в регулировании и управлении особыми экономическими зонами.
Особая экономическая зона в Арктике является самой большой особой экономической зоной в мире [1]. Арктическая зона включает в себя 9 регионов, из которых 4 субъекта РФ полностью (Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО, Мурманская область) и 45 муниципальных образований Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия). Она была утверждена в 2020 году 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».
Создание закона об Арктической зоне определило общий набор льгот для предпринимателей-резидентов. В качестве налоговых льгот предоставляются нулевая ставка на налог на прибыль в течение первых 10 налоговых периодов, нулевая ставка НДС для работ по перевозке грузов за пределы РФ морским транспортом, субсидирование до 75 % страховых взносов для новых рабочих мест, а также индивидуальные региональные и муниципальные налоговые льготы. Административные преференции предполагают внеконкурсный доступ к земельным участкам, возможность применения процедуры свободной таможенной зоны, сокращенный срок проведения проверок и др. Для того чтобы получить статус резидента, минимальный объем капитальных вложений в инвестиционный проект должен составлять не менее одного миллиона рублей [1]. На 2022 год в АЗРФ зарегистрировано 546 резидентов с объемом инвестиций в 818 миллиардов рублей и с 23 629 рабочими местами.
Помимо установления льгот для резидентов АЗРФ, в качестве мер поддержки внедрен инструмент предоставления субсидий до 20 % на строительство объектов внешней инфраструктуры. Для получения субсидии необходимо предоставить проект, соответствующий целям документов стратегического планирования, определяющих направления социально экономического развития Арктической зоны РФ, с объемом инвестиций более 300 миллионов рублей и пройти конкурсный отбор. На данный момент заявлено 6 проектов с общим объемом инвестиций в 215 миллиардов рублей и предполагаемыми 5806 рабочими местами.
Одними из наиболее крупных в АЗРФ являются проекты в добывающей и нефтегазовой сферах, в которых отмечается и участие иностранных инвесторов. Например, в «Арктик СПГ 2» отмечено участие японской компании Japan Arctic LNG (10 % акций компании НОВАТЭК), интерес которой можно считать долгосрочным ввиду позиции Японии на рынке СПГ, а также участие двух китайских компаний China National Offshore Oil Corporation (CNOOC) и China National Petroleum Corporation (CNPC), которые в общей сложности владеют 20 % акций [1].
Важными для Арктической зоны являются проекты в социальной сфере, так как именно они могут повысить привлекательность региона для рабочей силы. Примером такого проектов является создание резидентом АЗРФ ООО «Семейная клиника» с применением мер государственной поддержки в Архангельской области частной медицинской клиники, в которой будет действовать система ОМС. Объем частных инвестиций составил более 250 млн рублей [1]. Предполагается, что в клинике будет создано около 200 рабочих мест.
Активно развиваются и проекты в транспортной и логистической сфере. Компания «Полар Транс Порт», резидент АЗРФ, планирует построить в Архангельске железнодорожный терминал с площадкой для выгрузки и хранения грузов. Этот проект нацелен на обслуживание активные крупных деятелей Арктики, а именно «Роснефти», «Норникеля», «Новатэка». По соглашению с Корпорацией развития Дальнего востока и Арктики (КРДВ) объем инвестиций в реализацию проекта превысит 220,7 млн рублей [8].
Наиболее популярными являются проекты в сфере туризма. Их реализуют около пятой части резидентов. В Мурманской области, лидеру по количеству резидентов, ООО «Арктическая туристическая компания 1» строит уникальный туристический комплекс, часть сооружений которого будет располагаться в воде. По стратегии компании, туристический поток должен ежегодно составлять порядка 10 тысяч человек. От проекта власти планируют получить более 70 миллионов рублей налоговых поступлений.
Несмотря на активно предпринимаемые в последние годы шаги по развитию Арктической зоны, в ней по-прежнему остаются вызовы. Первым и основным из них, безусловно, остается инфраструктурный вопрос. Удаленность региона, экстремальные климатические условия, а также высокаю ресурсоемкость делают инфраструктурные проекты дорогими и недостаточно популярными у частных инвесторов. Наличие же налоговых, таможенных и других преференций без инфраструктуры часто не работает и не привлекает инвестиции. Наличие инфраструктурной субсидии также полностью не закрывает этот вопрос ввиду не всегда достаточного содействия со стороны Правительства и высокого входного порога.
Следующим значимым вызовом являются экологические проблемы Арктики. Проекты в сфере тяжелой промышленности в АЗРФ продолжают создавать угрозы климатической устойчивости и сохранению биоразнообразия региона. В Арктической зоне все еще недостаточно активно развито межсекторное партнерство (сотрудничество науки, бизнеса и государства) в исследовании и внедрении более «зеленых» технологий в производство. Из недавних положительных сдвигов в этом направлении можно отметить финансирование Норникелем биологической экспедиции РАН с целью исследования состояния биоразнообразия. Однако без расширения таких программ и более активного включения бизнеса в развитие чистого производства, решение вопроса не будет представляться возможным.
Нельзя не отметить и вызов, связанный с повышением качества управления регионом. Во многом из-за все еще отсутствующего опыта работы с комплексными проектами публично-частного партнерства, в Арктике управление не всегда способствует развитию региона, а иногда создает трудности и неясности.
Для выработки ответов на вызовы, для определения пути развития Арктической зоны полезным представляется рассмотрение зарубежного опыта как арктических стран, для понимания их способа взаимодействия с особым регионом, так и Китая. Хотя Китай и не является арктической страной, он является страной-наблюдателем в Арктическом совете. И особенно актуально, что в свете принятия новой концепции внешней политики России, Китай, как и большинство стран Евразии, становится нашим основным международным партнером. И, безусловно, Китай является признанным лидером в использовании пространственных инструментов развития.
Особые экономические зоны Китая сумели внести ощутимый вклад в развитие страны во время политики «Реформ и открытости» и продемонстрировать вклад в рост экономических показателей (ВВП, доли экспорта и др.) [9]. Кроме того, в условиях санкционной политики ЕС и США Россия стремится осуществить постепенную переориентацию на Восток, при которой необходимым станет поиск новых моделей развития экономики. Опыт Китая как раз может дать базу эффективных механизмов и инструментов [10].
Страны Северной Европы наработали успешный опыт взаимодействия с Арктическим регионом. Правительство Норвегии, одной из ключевых стран-представительниц, активно вовлекается в развитие инфраструктуры, в том числе с включением механизма публично-частного партнерства, с созданием концессий, и в поддержание экологической безопасности в регионе [11, с. 27]. Кроме этого, Норвегия принимает во внимание удаленность и высокую стоимость ресурсов в регионе и стремится стимулировать объединения предприятий, развивая кластеры. Норвегия успешно развивает территории за счет ключевой роли государства, его активного, в том числе финансового, участия, при этом значительные функции передаются на региональный уровень. Финляндия отличается постоянными исследованиями Арктики и внесением корректировок в стратегию согласно полученным результатам. Любая сфера в Арктическом регионе развивается Финляндией по устойчивой модели с внедрением инновационного менеджмента. Так, традиционные инструменты пространственного развития в виде налоговых льгот и субсидий Финляндия начала применять еще во второй половине XX века, сегодня Арктика становится для Финляндии площадкой «нового поколения», на которой можно приоритетно применять «ноу-хау» и управленческие тренды, обеспечивающие высокую конкурентоспособность. В опыте Швеции можно отметить включение развития Арктических территорий в общую стратегию социально-экономического развития страны, а также активное использование межбюджетных трансфертов.
Результатом политики западных арктических стран становятся высокие показатели экологической безопасности, развитая социальная сфера, а также достойный уровень жизни. Все европейские страны в стратегиях развития Арктики, как и Россия, приоритетно выделяют экологическую составляющую, однако преуспевают в этом лучше за счет более активного взаимодействия с наукой и более крупных государственных вложений. Кроме того, западные арктические страны не бояться внедрять инновации в традиционные арктические виды деятельности, например в судоходство и рыболовство. Россия также может принять во внимание, что успехи в экологической безопасности и инновационном развитии Арктики европейские государства достигают и за счет постоянного включения в совместные проекты, что расширяет доступ к ресурсам и снижает издержки.
Перейдем к рассмотрению китайской практики. Китайский опыт создания особых экономических зон значительно отличается от российского. В отличие от России, в Китае нет единого нормативно-правового акта, устанавливающего общие требования. Китай идет по пути создания индивидуального набора нормативно-правовых актов под каждую конкретную ОЭЗ [12]. Управление преференциальными экономическими режимами в Китае также достаточно гибкое и разнообразное. Оно меняется под стратегические задачи страны и каждого конкретного региона. Большую долю власти имеют региональные органы, в то время как федеральным отводятся скорее координационные задачи.
Китай тщательно подходит к отбору территорий для установления преференциального режима. Например, одна из крупнейших ОЭЗ «Хайнань» была отобрана в виду почти идеального сочетания ресурсного богатства и географического положения на юго-востоке Китая с выходом к азиатско-тихоокеанским морским путям и близостью к экономически развитым Гонконгу, Шэньчжэню, Макао, что позволяло привлекать технологии и таланты для развития передовых секторов экономки. В целом, создание особых экономических зон в Китае — это тщательно продуманный проект: от установления критериев, анализа ситуации, рентабельности инвестиционных проектов до разработки системы мониторинга деятельности и постоянной обратной связи. Именно активное внедрение такого проектного подхода, с гибкостью и выстраиванием индивидуального трека для каждой территории, в развитие Арктической зоны может стать одним из путей повышения эффективности.
Таким образом, исследовав текущее положение АЗРФ и рассмотрев зарубежный опыт, можно выделить следующие ключевые рекомендации для устойчивого развития Арктической зоны РФ:
• Налаживание проектного подхода к формированию политики (a project approach to policymaking). Стратегия Арктической зоны РФ может быть дополнена более последовательным экономическим анализом, а также детальными исследованиями инвестиционной стороны проектов, их рентабельности. Кроме этого, в подходе к Арктической зоне необходим более гибкий механизм обратной связи и продуманный мониторинг активности, на основе которого стратегия может постоянно и последовательно корректироваться.
• Уделение большего внимания «кластерной экономике» в Арктике. Ввиду уже перечисленных особенностей Арктического региона развитие может стать более эффективным за счет создания блока предприятий, кооперирующихся друг с другом, за счет выстраивания полного цикла производства на отдаленных территориях.
• Активное взаимодействие в Арктике с государствами, которые стали нашими партнерами в соответствии с новой Концепцией внешней политики России [13]. Привлечение новых партнеров в энергоэффективные зеленые проекты [14] и в развитие Северного морского пути [15].
• Более тесное сотрудничество науки, бизнеса и государства. Стратегия развития АЗРФ нуждается в большей опоре на детальные научные исследования. Активное научное участие в регионе позволит продвинуться и в решении экологического вопроса за счет постоянной оценки экологического влияния предприятий и выработки механизма снижения вредных выбросов.
• Повышение качества управления. Чтобы добиться реальной конкурентоспособности региона, российским властям также необходимо начать воспринимать созданную в Арктике особую экономическую зону как платформу инновационного управления. Необходима подготовка менеджеров «нового поколения», ориентирующихся в трендах развития, способных выстраивать устойчивые стратегии с учетом ЦУР ООН и готовых к активным, но продуманным и аккуратным, экспериментам.
• Государственная поддержка инфраструктурного развития, в том числе с использование инструментов зеленого финансирования.
Комплексное развитие Арктической зоны с учетом мирового опыта и с осмыслением текущего контекста и собственных проблем будет способствовать не только повышению конкурентоспособности региона, но и экономическому развитию страны. АЗРФ как особенный регион при продуманном подходе может стать настоящей площадкой инновационного управления.