Мониторинг северных территорий, включая акватории Северного морского пути
и портовой инфраструктуры, можно разделить на два основных вида работ: патрулирование акватории, которое проводится регулярно, и съемка прилегающих участков суши, которая осуществляется при поиске пропавших людей, транспортных средств, выполнении сопутствующих работ.
Мониторинг ледовой обстановки и снежного покрова (ледовая разведка)
Одним из наиболее востребованных видов применения БВС в арктических морях, в первую очередь по трассе Северного морского пути, а также вблизи строящихся и эксплуатируемых морских платформ, является мониторинг ледовой обстановки (ледовая разведка). В процессе ледовой разведки выполняются:
— Ледовый мониторинг. Потепление климата, изменение ледового покрова Арктики, освоение нефтяных и газовых месторождение в Арктике способствуют увеличению объемов перевозок через Севморпуть. В целях минимизации угроз при использовании судами Северного морского пути целесообразно проводить фоновый мониторинг (построение обзорных ледовых карт) на регулярной основе, используя данные, полученные с БВС. Дрейфующие льды, айсберги, отколовшиеся ледники представляют угрозу для судоходства, эксплуатации морских сооружений;
— контроль льда. Важно обеспечить своевременное обнаружение потенциальной опасности, определять параметры ледовых полей, выявлять большие ледяные каналы, торосы, трещины, разломы, поля, полыньи, проводить оценку их деградации.
Беспилотная авиационная доставка грузов в настоящее время выполняется на территориях экспериментальных правовых режимов [23].
Задач, выполняемых с помощью БАС в АЗРФ, довольно много, и они могут быть успешно реализованы при должной подготовке БАС и эксплуатантов.
Приведем наиболее распространенные задачи:
1) кадастровые работы, оценка недвижимости, геодезия и картография;
2) мониторинг строительства;
3) мониторинг линий электропередач;
4) мониторинг транспортной инфраструктуры;
5) мониторинг лесного хозяйства;
6) геофизические работы;
7) мониторинг городской среды;
8) мониторинг транспорта;
9) мониторинг зон подтопления;
10) мониторинг русел рек;
11) экологический мониторинг;
12) развлечение и искусство (шоу дронов и пр.);
13) видеосъемка;
14) услуги связи;
15) спорт;
16) авиационная перевозка грузов;
17) мониторинг нелинейных объектов нефтегазового сектора;
18) охрана, безопасность и др.
Арктика, как и космическое пространство, не прощает ошибок. В условиях сурового климата и хрупкой природной экосистемы каждая техногенная авария ставит вопрос о возможности дальнейшего пребывания в данной среде. Как правило, экологические катастрофы происходят там, где темпы научного обеспечения уступают скорости освоения. Очевидно, что приоритетность научного подхода при освоении АЗРФ в настоящее время может обеспечить не только эффективное управление территориями, но и устойчивое, сбалансированное развитие
с учетом экологических, экономических и социальных факторов.
В качестве подтверждения данного тезиса можно привести ряд техногенных катастроф на объектах инфраструктуры в Арктике, которые стали возможными в том числе ввиду недооценки рисков и приоритета экономической составляющей при освоении территорий. Так, 29 мая 2020 года произошла крупная авария на объекте компании «Норникель», связанная с разрывом емкости с топливом в одном из районов города Норильска. По итогам техногенной катастрофы природе нанесен существенный экологический ущерб, для устранения которого по решению суда был назначен штраф в размере около 148 млрд рублей [24].
По данным эксплуатантов БАС, в Арктике чаще всего обозначались потребности, представленные в табл. 2.