СНИЖЕНИЕ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ: ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ КЛИМАТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В АРКТИКЕ
Кашапова В. Ш.

Ключевые слова

АННОТАЦИЯ

Изменение климата является одной из самых острых проблем современности. Среди главных его проявлений — увеличение выбросов парниковых газов в нижних слоях атмосферы, что связано с антропогенной деятельностью человека. Это особенно актуально для Арктической зоны Российской Федерации, и решение этой проблемы лежит в сфере взаимодействия государства, бизнеса и общества при реализации мероприятий, направленных на снижение выбросов парниковых газов. В данной статье рассмотрен механизм реализации климатических проектов, которые впоследствии можно тиражировать в арктических регионах. Приведены примеры успешно реализованных климатических инициатив в неарктических регионах Российской Федерации.


Сегодня экологическое сообщество постоянно говорит об изменениях климата. С конца XIX века средняя температура на Земле повысилась на 1,1 °C, и этот показатель продолжает расти. Причиной глобального потепления стало увеличение концентрации парниковых газов в нижних слоях атмосферы [1]. Эти изменения не могут не сказаться на жизнедеятельности человека, и негативных последствий множество: засухи и наводнения делают землю непригодной для выращивания сельскохозяйственных культур, сокращается береговая линия в Арктике, тает вечная мерзлота, разрушается инфраструктура, жителям Севера становится все труднее поддерживать связь с Большой землей, повышается уровень моря, мы все чаще становимся свидетелями лесных пожаров [2]. Настало время решительных коллективных действий, в основе которых должны быть бережливое производство, энергоэффективность, модернизация предприятий, направленная на снижение выбросов парниковых газов в атмосферу. Нужно создать устойчивую сбалансированную среду для развития экономики, но не в ущерб окружающей природе.

В России создана нормативно-правовая база для реализации климатической повестки. Стартом на пути к декарбонизации стало принятие федерального закона № 296-ФЗ от 02.07.2021 «Об ограничении выбросов парниковых газов». Сейчас уже определены критерии климатических проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, введена в обращение новая категория имущественных прав — углеродные единицы, предусмотрено создание реестра углеродных единиц — информационной системы, в которой регистрируются климатические проекты и ведется учет углеродных единиц и операций с ними.

Распоряжением правительства РФ от 29 октября 2021 года № 3052-р утверждена Стратегия социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. В рамках ее целевого сценария станет возможным рост экономики при уменьшении выбросов парниковых газов. К 2050 году их чистая эмиссия снизится на 60% от уровня 2019-го и на 80% от уровня 1990 года.

Кроме того, в соответствии с федеральным законом от 06.03.2022 г. № 34-ФЗ
«О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» в Сахалинской области с 1 сентября 2022 года по 1 января 2029-го проводится эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов. Согласно планам, углеродная нейтральность будет достигнута на территории Сахалина в 2025 году.

Многие российские компании уже добровольно снижают свой углеродный след, придерживаясь основных принципов ESG: экологическая безопасность, социальная интеграция, ответственная корпоративная политика. Так, например, логике устойчивого развития территорий подчинены новые бизнес-направления госкорпорации «Росатом»: «Умный город», «Централизация систем ресурсоснабжения», «Чистая вода». Инновационные технологии организаций «Росатома», реализуемые разными направлениями, интегрирует компания АО «Русатом Инфраструктурные решения» [3]. Данные бизнес-направления — полезные инструменты для ресурсоснабжающих организаций, поскольку они обеспечивают прозрачность и экономят ресурсы.

Переход от ископаемых видов топлива, на которые в настоящее время приходится львиная доля выбросов, к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) имеет ключевое значение для преодоления климатического кризиса [4]. Для многих стран и регионов ВИЭ это дешевая альтернатива получения энергии, которая к тому же создает в три раза больше рабочих мест, чем ископаемые виды топлива. В России уже есть примеры реализации компаниями проектов, в которых используются ВИЭ, при этом появляется возможность зарабатывать на продажах углеродных единиц.

Требования к компаниям в части углеродного регулирования с учетом климатических аспектов сейчас достаточно высоки, потому компании все чаще раскрывают соответствующую информацию в части корпоративной стратегии, планов и достигнутых результатов. Это требует большого объема работ — анализа, формирования стратегии, внедрения «зеленых» технологий, реализации программ по повышению знаний и компетенций работников и в целом по организации учета выбросов парниковых газов. Российское законодательство, позволяющее реализовывать климатические проекты с выпуском углеродных единиц, дает большие возможности организациям, которые хотят внести вклад в борьбу с изменением климата.

В рамках комплексного пакета климатических мер 14 июля 2021 года Еврокомиссия опубликовала предложение по введению так называемого Углеродного трансграничного компенсационного механизма (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), который должен быть введен в действие в 2026 году, причем переходный период продлится с 2023 по 2025 год. Фактически это дополнительный сбор, которым облагается импорт в ЕС товаров, содержащих большой углеродный след, то есть тех, при производстве которых эмиссия СО2 производилась выше устанавливаемых в ЕС норм [5].

По оценкам Минэкономразвития, нашим компаниям придется заплатить круглую сумму — около миллиарда евро. С одной стороны, это действительно много, но, с другой, эта сумма распределится между всеми экспортерами, причем время для внедрения инноваций и снижения выбросов еще есть. И это весьма важно для многих российских организаций, работающих на Севере, — для «Норникеля», «Газпрома», «Газпромнефти» и др.

Сегодня компании могут как добровольно, так и согласно требованиям законодательства реализовывать климатические проекты, направленные на снижение выбросов парниковых газов или их поглощение. Законодательная база для реализации таких проектов уже сформирована. В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.05.2022 № 248 «Об утверждении критериев и порядка отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами,
к климатическим проектам, формы и порядка представления отчета о реализации климатического проекта», чтобы считаться климатическим, проект должен соответствовать следующим критериям:

— не противоречить федеральному и законодательству региона, на территории которого реализуется проект, и осуществляться в соответствии с документами национальной системы стандартизации в области ограничения выбросов парниковых газов;

— не приводить к увеличению выбросов парниковых газов или снижению уровня их поглощения за пределами проекта;

— быть дополнительным по отношению к мероприятиям, направленным на выполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации обязательных требований, действующих по состоянию на начало реализации проекта;

— не быть следствием сокращения производства;

— сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов и (или) увеличение их поглощения в течение срока реализации проекта не является результатом влияния факторов, не связанных с мероприятиями проекта [6].

Жизненный цикл реализации климатического проекта

1. Разработка климатического проекта

На данном этапе инициатор проекта готовит специализированную проектно-техническую документацию и основное описание проекта. В документах приводятся расчеты по сокращению или поглощению выбросов парниковых газов по годам, определение базовой линии, доказательства принципов дополнительности, система мониторинга проекта, методики измерения углеродных единиц и т. д.

2. Валидация климатического проекта

Этот этап включает процедуру оценки и подтверждения соответствия проекта критериям отнесения к климатическим, установленным Минэкономразвития России и документами Национальной системы стандартизации в области ограничения выбросов парниковых газов.
Валидация проекта осуществляется инициатором проекта и проводится юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, аккредитованными в Национальной системе аккредитации в соответствии с требованиями законодательства РФ об аккредитации в Национальной системе аккредитации в качестве органа по валидации и верификации парниковых газов и не являющимися аффилированными лицами исполнителя проекта.

На сегодняшний день Росаккредитация аккредитовала около 19 органов по валидации и верификации парниковых газов, но не у всех из них есть право на валидацию климатических проектов. Инициатор проекта при выборе органа по валидации и верификации парниковых газов должен исходить из области аккредитации таких органов и специфики своей экономической деятельности. Данный принцип соблюдается и при верификации заявления компании.

3. Верификация отчета о реализации климатического проекта

Предметами верификации являются проверка и подтверждение сведений о сокращении (предотвращении) выбросов парниковых газов (ПГ) или об увеличении поглощения ПГ в результате реализации климатического проекта, которые содержатся в отчете о его исполнении.
В постановлении правительства РФ № 455 от 24.03.2022 утверждены правила верификации результатов реализации климатического проекта. Верификация отчета о его выполнении осуществляется инициатором проекта и проводится юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, аккредитованными в Национальной системе аккредитации
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

О положительном решении верификатора организация будет обязана сообщить оператору реестра углеродных единиц. На сегодняшний день оператором рынка углеродных единиц в России назначено АО «Контур» (распоряжение правительства РФ № 367-р от 01.03.2022 «О назначении оператора углеродных единиц АО «Контур»).

На сегодняшний день в России в реестре углеродных единиц зарегистрировано семь климатических проектов (https://carbonreg.ru/ru) [6]:

— ООО «Дальэнергоинвест», климатический проект «Сокращение выбросов парниковых газов в результате внедрения объекта генерации электроэнергии на основе солнечной энергии в районе села Рейдово на острове Итуруп, южная группа Курильских островов, Сахалинская область»;

— ПАО «Русгидро», климатический проект «Снижение удельных выбросов парниковых газов на Владивостокской ТЭЦ-2 за счет модернизации с заменой угольных котлоагрегатов № 12–14 на газовые»;

— ПАО «Татнефть им. В. Д. Шашина», два климатических проекта: «Подключение трубопровода от ДНС-102 к ЦДНГ-1 к газопроводу ДНС163-БУСО ЦКПиПН УГС», «Строительство общезаводской факельной системы Миннибаевского газоперерабатывающего завода управления “Татнефтегазопереработка”»;

— АО «Сибур-химпром», климатический проект «Сокращение выбросов парниковых газов за счет изменения технологии производства диоктилтерефталата (ДОТФ)»;

— АО «НАК Азот», климатический проект «Строительство установки по производству сжиженной углекислоты производительностью 4 т/ч с целью сокращения выбросов парниковых газов»;

— ООО «ВЦЛ», климатический проект «Увеличение поглощения парниковых газов за счет реализации климатического проекта на территории Поронайского лесничества Сахалинской области».

При реализации климатической повестки организация сможет:

— получить углеродные единицы, которые будут учитываться в специальном реестре и которые можно продать, передать или зачесть, чтобы снизить углеродный след своей продукции;

— погасить возможные превышения квот за счет выпуска углеродных единиц;

— получить налоговые льготы (соответствующий законопроект уже опубликован на портале проектов нормативных правовых актов) [7].

Как видно из приведенного списка, в АЗРФ климатические проекты пока не реализуются, что связано как с субъективными, так и с объективными факторами. В частности, очевидно, что реализация таких проектов в Арктике требует более длительной подготовки. Тем не менее арктические компании могут использовать для снижения углеродного следа углеродные единицы, произведенные и не на арктических территориях.

Таким образом, для бизнеса создан механизм реализации климатических проектов, подготовлена нормативно-правовая база. Пока ощущается нехватка методологического обеспечения, однако работа над этим ведется. Так, например, регулярно проходят общественные обсуждения. Хочется верить, что российские компании будут присоединяться к климатической повестке и проектов по снижению или поглощению парниковых газов станет больше, ведь экономика Российской Федерации уверенно движется в сторону низкоуглеродного развития [8]. Однако, чтобы привлечь все группы предприятий — от малых до крупных, нужно сделать реализацию климатических проектов выгодной. Поддержка государства
в виде системы поощрений или налоговых льгот позволит компаниям уменьшить финансовые риски при их реализации.

Таким образом, реализация климатических проектов в России идет, по нашему мнению, вполне успешно, при этом их вполне можно тиражировать и в Арктике. Но надо помнить, что снижение углеродного следа в арктических регионах зависит не только от корпораций, но и от активной позиции жителей Севера.

ЛИТЕРАТУРА
1. Рамсторф Ш., Шельнхубер Х. Й. Глобальное изменение климата: диагноз, прогноз, терапия. — 2009.
2. Жихарева В. Парниковый эффект: причины
и последствия [cайт 21.07.2023]. URL: http:// https://plus-one.ru/manual/2022/06/24/parnikovyy-effekt-prichiny-i-posledstviya (дата обращения: 20.08.2023).
3. Комфортная городская среда [сайт госкорпорации «Росатом»]. URL: https://rosatom.ru/production/umnyy-gorod (дата обращения: 15.08.2023).
4. Что такое возобновляемая энергия? [cайт Организации Объединенных Наций]. URL: https://www.un.org/ru/climatechange/what-is-renewable-energy (дата обращения: 23.08.2023).
5. Механизм трансграничного углеродного регулирования в вопросах и ответах [официальный сайт ЕС, 30.07.2021]. URL: https://www.autostat.ru/infographics/47963 (дата обращения: 23.08.2023).
6. Реестр углеродных единиц // Раздел «Частые вопросы», 2022. URL: https://carbonreg.ru/ru (дата обращения: 23.08.2023).
7. Федеральный портал нормативно-правовых актов https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=136936 (дата обращения: 23.08.2023).
8. Правительство утвердило перечень инициатив социально-экономического развития до 2030 года [cайт правительства РФ]. URL: http://government.ru/docs/43451 (дата обращения: 21.08. 2023).

REDUCING GREENHOUSE GAS EMISSIONS: THE POSSIBILITY OF IMPLEMENTING CLIMATE PROJECTS IN THE ARCTIC
Kashapova V. S.

ABSTRACT


Climate change is one of the most pressing problems of our time. One of its main factors is the increase in greenhouse gas emissions in the lower layers of the atmosphere associated with anthropogenic human activities. This problem is especially relevant for the Arctic zone of the Russian Federation. Its solution lies in the sphere of interaction between the state, business and society in the implementation of measures aimed at reducing greenhouse gas emissions. This article discusses the mechanism for implementing climate projects, which can subsequently be replicated in the Arctic regions. Examples of already successfully implemented climate projects in the non-Arctic regions of the Russian Federation are given.