Введение
В научной литературе по статусным признакам БРИКС относят к международным квазиорганизациям [1, С. 14] или называют неформальным клубом [2, с. 3].
Страны объединения находятся в различных геополитических точках планеты, их национальные интересы очень разнообразны [3, с. 31], каждая из стран обладает собственной самобытной культурой, имеет различный политический опыт, развивает собственную правовую систему, относясь к разным цивилизационным образованиям [4, с. 112].Однако данные политические, культурные и правовые различия государств не исключают возможностей сотрудничества по различным направлениям, а, напротив, придают государствам БРИКС необходимую гибкость в использовании правовых механизмов, а также позволяют динамично развиваться и определять глобальную политическую повестку.
В совместном заявлении лидеров стран БРИКС, сделанном 16 июня 2009 года, были названы основные направления развития этого объединения, к которым относятся:
— реализация концепции устойчивого развития;
— развитие энергетики;
— сотрудничество в социально значимых областях и уменьшение опасности сти- хийных бедствий;
— сотрудничество в области науки и образования, в том числе в целях проведения фундаментальных исследований и разработки передовых технологий.
Особое внимание государств в последнее время приковано к Арктике, стремительно становящейся точкой пересечения геополитических и экономических интересов [5]. Причины возросшего внимания к этому региону лежат главным образом в экономической области: по экспертным оценкам, в Арктике (на северных территориях арктических стран, шельфе и в Северном Ледовитом океане) скрыты значительные запасы нефти и газа. Активная деятельность здесь в свою очередь придает новые импульсы проектам по развитию инфраструктуры, транспорта, логистики и охраны природы. В результате особую важность приобретают проблемы безопасности, мира и устойчивого развития региона.
Арктика с каждым годом все больше интегрируется в мировые экономические, политические и энергетические процессы. В числе различных государств на миро- вой арене, проявляющих интерес к управлению Арктическим регионом, находятся и страны БРИКС.
Как и в других социально-экономических областях, в отношении Арктики каждая из стран БРИКС обладает различным правовым статусом, политической волей и экономическими возможностями.
Основные стратегические цели государств БРИКС в АрктикеРоссийская Федерация, единственная из стран БРИКС, является арктическим государством, причем Россия занимает уникальное геополитическое положение в Арктическом регионе. На РФ приходится почти половина территории и акватории, ограниченной Северным полярным кругом. К российскому арктическому побережью прилегает самая обширная в Мировом океане шельфовая зона, обладающая уникальными ресурсами [6, с. 4]. Для России Арктический регион имеет в полном смысле стратегическое значение. С его развитием связаны решение долгосрочных задач страны и ее конкурентоспособность на глобальных рынках. Российская Федерация является членом Арктического совета, а также участником всех его документов, в том числе Нуукской декларации об окружающей среде и развитии в Арктике (1993), Илулиссатской декларации о готовности сотрудни- чать в Арктике на основе международного права (2008) [7].
Выделяется пять национальных приоритетов России в Арктике:
1) сохранение Арктики в качестве зоны мира, стабильности и международного сотрудничества;
2) использование ресурсов Арктики в качестве топливно-сырьевой базы, обеспечивающей социально-экономическое развитие страны на перспективу;
3) сохранение экосистемы Арктики и защита уязвимой природной среды региона;
4) обеспечение интересов коренных народов Севера;
5) использование Северного морского пути для народного хозяйства страны и раз- вития сотрудничества с зарубежными государствами.
Другие четыре государства объединения БРИКС не являются арктическими и с точки зрения географии и направлений социально-экономического развития имеют весьма отдаленное отношение к Северному полярному кругу. Тем не менее в условиях климатических изменений, западных санкций по отношению к России, появления более объективной информации о возможностях добычи углеводородов изменяются стратегические, политические и экономические векторы развития Арктики. Эти факторы становятся основой для возрастающего интереса к Арктическому региону со стороны так называемых внерегиональных игроков. Так, и Китай, и Индия, и Бразилия на протяжении длительного времени выражали заинтересованность в получении статуса наблюдателей Арктического совета (в 2013 году такой статус был предоставлен КНР и Индии), а также в увеличении здесь зоны своего влияния. При этом основные сферы интересов этих стран в целом совпадают с российскими. Прежде всего это освоение природных богатств, развитие транспортного потенциала, изучение экологии региона и проведение научных исследований.
Пожалуй, одним из самых заметных внерегиональных игроков из числа стран БРИКС в Арктике является Китай. Первые мероприятия, проводимые государством в регионе, относятся ко времени более чем 90-летней давности. Так, в 1925 году государство присоединилось к Свальбардскому договору (Шпицбергенский трактат), который положил начало участию Китая в арктических делах. С середины 1990-х годов Китай начал проводить широкомасштабные и хорошо финансируемые арктические исследования, а также становился участником некоторых проектов по исследованию и добыче минеральных ресурсов [8]. В 1996 году Китай присоединился к Международному Арктическому научному комитету — негосударственной международной организации, созданной для обеспечения и продвижения сотрудничества по всем аспектам арктических исследований. Для расширения научных исследований китайских ученых правительство страны провело пять арктических экспедиций совместно с учеными других стран. 28 июля 2004 года Китай открыл свою исследовательскую станцию «Хуанхэ» на территории Шпицбергена.
С 2005 года Китай является членом комитета научных менеджеров Ню-Олесунна, который был создан в 1994 году для укрепления сотрудничества между научно-исследовательскими центрами. В период с 2007 по 2010 год КНР принимала участие в проекте «Международный полярный год», с 2007 года Китай получил статус специального наблюдателя в Арктическом совете.
Опираясь на осуществление научной деятельности в Арктике, КНР использует «мягкую силу», то есть реализует «научную дипломатию», экстраполируя научные изыскания в Арктике на глобальный уровень, участвуя во множестве форумов, посвященных изменению климата в Арктике, привлекая иностранных ученых к участию в экспедициях и прочее. В 2018 году был опубликован важнейший документ — «Белая книга» по Арктике, координатором разработки которого, равно как и деятельности, связанной с Арктикой, стала Арктическая и Антарктическая администрация Китая, которая отвечает в стране за выполнение научных программ и разработку стратегических планов государства на арктическом направлении [9].
Важнейшими приоритетами Китая в Арктике являются следующие:
1) научные исследования;
2) природные ресурсы, прежде всего углеводороды;
3) новые морские маршруты;
4) безопасность эксплуатации природных ресурсов;
5) конкуренция с другими великими державами.
Традиционно Индия была заинтересована скорее в Южном, чем в Северном полюсе. Тем не менее уже более 10 лет освоение Арктики признано в Индии важной государственной программой, реализация которой позволит государству укрепить свои политические и экономические позиции в мире [10]. В 1981 году по инициативе премьер-министра Индии Индиры Ганди был создан департамент океанических исследований, который впоследствии был преобразован в министерство наук о земле. Вслед за этим была разработана программа арктических исследований. Основанный в апреле 1999 года в Гоа Национальный центр для антарктических и океанических исследований с целью координации и развития полярных исследований в Индии активно включился в сотрудничество с зарубежными научными арктическими центрами [11].
В последние годы государство начало усиливать арктический вектор своих полярных исследований. В 2007 году была организована индийская научно-исследовательская станция на Шпицбергене в Ню-Олесунне, проводятся экспедиции в Арктику под руководством индийского национального Центра антарктических и океанских исследований министерства наук о Земле. Арктическая политика Индии включает следующие направления:
1) проведение полярных научных исследований и формирование арктической стратегии;
2) укрепление отношений с Арктическим советом и обретение статуса постоянно- го наблюдателя;
3) расширение сотрудничества с северными странами и организация двусторон- них диалогов с ними;
4) оценка арктических ресурсов и изучение возможностей их эксплуатации;
5) регулярное проведение арктических экспедиций;
6) технологическая подготовка к эксплуатации биологических и минеральных ресурсов Арктики;
6) продвижение идеи безъядерного статуса Арктики [12].
В сентябре 2012 года в Индийском совете по международным делам была проведена встреча индийских дипломатов с экспертами, где обсуждались стратегические перспективы страны в Арктике. Индийский совет по международным делам подготовил специальный документ, в котором, в частности, сформулированы задачи, стоящие перед Индией в Арктике:
1) создать механизм двустороннего диалога с прибрежными странами Арктики; поддерживать деятельность Арктического совета, способствовать развитию сотрудничества между его членами;
2) назначить спецпредставителя (посла по особым поручениям) по делам Арктики, который будет представлять Индию на заседаниях Арктического совета; разрабатывать такую арктическую политику, которая будет обеспечивать как дипломатические, так и научные, экономические и стратегические интересы страны;
3) организовать специальную группу для постоянного мониторинга и наблюдения за развитием политико-дипломатических и стратегических процессов в Арктике; подготовкой и публикацией научно разработанных проектов и программ, в том числе совместных с иностранными государствами, для предоставления политикам и соответствующим государственным организациям;
4) принимать участие в международных конференциях, где существуют реальные возможности для обмена мнениями с учеными различных стран по проблемам Арктики;
5) активно участвовать в выработке консолидированных взглядов азиатских стран на такие арктические проблемы, как изменение уровня океана, состояние льдов, изменение погодных условий, то есть всего того, что может оказать влияние на ситуацию в различных регионах и странах с преобладающим развитием сельского хозяйства;
6) добиваться включения вопросов о состоянии северной полярной зоны в повестку для международных форумов, таких как БРИКС, Восточно-Азиатский саммит и др., с участием стран, в той или иной степени вовлеченных в арктические или антарктические исследования;
7) развивать перспективы сотрудничества Индии с Канадой, Китаем, Данией, Европейским союзом, Японией, Норвегией, Республикой Корея, Россией, США и другими странами;
8) активно участвовать в полярных исследованиях, стать полноправным участником в решении глобальных проблем, к числу которых ведущие эксперты страны относят и освоение Арктики [11].
Основной задачей на ближайшую перспективу документ называет выработку собственной арктической стратегии.
Еще два государства БРИКС — Бразилия и Южная Африка — пока не предпринимают каких-либо действий по развитию сотрудничества в Арктике. Однако актуальные глобальные тенденции, которые напрямую связаны с использованием Арктики, в частности изменение климата, новые способы добычи и транспортировки природных ресурсов, могут в ближайшем будущем изменить подход данных государств к международному взаимодействию.
Таким образом, вопросы изучения и сотрудничества в Арктике динамично интегрируются в повестку БРИКС. Можно отметить два положительных аспекта, связанных с такой интеграцией. Первое — это совпадение направлений перспективного сотрудничества с приоритетами объединения: энергетика, инновационное сотрудничество, направленное на снижение зависимости от западных технологий, транспортная инфраструктура и природоохранные технологии. Второе: арктическое сотрудничество может стать основой реализации совместных многосторонних инвестиционных проектов, которые подняли бы экономическое взаимодействие в рамках объединения на новый уровень [13]. Важным представляется и экологический аспект сотрудничества, являющийся существенным элементом арктической политики государств БРИКС [14; 15]. Так, содействие научному сотрудничеству в изучении проблем (таяние льдов, климатические изменения, морская флора и фауна, биоразнообразие и т. д.), стоящих перед стремительно меняющимся Арктическим регионом, было вынесено отдельным пунктом совместного плана российско-индийского партнерства в ходе недавнего визита в Индию В. В. Путина.
Правовые и политические основы для развития арктической повестки в сотрудничестве блока БРИКСC правовой точки зрения нельзя выделить ни одного обстоятельства, препятствующего созданию арктической повестки в рамках объединения БРИКС. Поскольку международного договора, определяющего правовой статус Арктики, не существует, международный правовой режим Арктики к настоящему времени представляет сложную комбинацию из международных конвенций и деклараций, регулирующих вопросы использования Мирового океана, охраны окружающей среды; норм мягкого права, создаваемого международными организациями,
в частности Арктическим советом. Правовой статус Арктики и деятельность по использованию и охране ее территорий регулируются также национальным законодательством арктических государств и двусторонними соглашениями.
Все государства БРИКС подписали Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, признанную основным международным документом, регулирующим арктические территории вне зон национальной юрисдикции. Конвенция устанавливает международно-правовой статус арктических морских пространств (Северного Ледовитого океана), включающих в себя внутренние морские воды, территориальные моря и исключительные экономические зоны арктических государств, а также участки открытого моря. Страны БРИКС также являются полноправными участниками всех международных документов в сфере устойчивого развития и охраны окружающей среды. Однако международными соглашениями в сфере регулирования озонового слоя и климата для стран БРИКС установлен различный статус. Таким образом, международное морское и международное экологическое право гарантирует другим странам БРИКС наравне с Россией определенные права на арктическую морскую среду, а именно право проведения научно-исследовательских работ, свободу судоходства, использование природных ресурсов, например добычу углеводородов и ведение рыбного промысла в международных водах Северного Ледовитого океана.
Отдельным аспектом сотрудничества стран БРИКС в Арктике может стать проблема изменения климата, которая с особой ясностью проявляется в этом уникальном регионе. Климатические изменения, происходящие в Арктике, оказывают влияние на состояние окружающей среды всех стран, в том числе и стран БРИКС. В современных исследованиях изменчивости и предсказуемости глобальной климатической системы Арктика занимает все более заметное место. Интерес к ней в этом отношении в последнее время значительно повысился благодаря происходящим быстрым изменениям климата, а также прогнозам, указывающим на так называемое полярное усиление глобального потепления [16].
Все страны БРИКС приняли стратегии изменения климата, в которых перечислены меры по достижению целей сокращения выбросов озоноразрушающих веществ. Бразилия, Индия и Китай более успешно обеспечивают свои международные обязательства по сокращению выбросов, разрабатывая и принимая новое национальное законодательство в данной сфере. Эти страны принимают меры по многим направлениям для регулирования экологических проблем, управления природными ресурсами, сельского хозяйства, регулирования использования лесов и смягчения последствий изменения климата. Российское законодательство существенно изменилось за 2019–2022 годы, установив эффективные правовые инструменты и экономические стимулы, направленные на регулирование климатических изменений [17]. В то же время в Бразилии, Индии и Китае формируется комплексный и эффективный подход к вопросам устойчивого развития, включая нормативно-правовое обеспечение энергоэффективности и альтернативных источников энергии. Индия и Китай становятся мировыми лидерами в секторе возобновляемых источников энергии, разрабатывая законодательство об альтернативных источниках (солнечная энергия, энергия ветра). То же самое можно сказать о Бразилии, учредившей масштабные программы низкоуглеродного сельского хозяйства и биотоплива [18].
Поэтому чрезвычайно важно для партнеров группы БРИКС выработать единые подходы к воздействию на климат и использовать наработанные эффективные правовые механизмы для снижения выбросов.
Перспективы развития аркти- ческих проектов стран БРИКСВ современном мире происходит интернационализация Арктики и количество «внерегиональных» игроков, включая и партнеров России по БРИКС, активно вовлеченных в решение проблем Арктики, все увеличивается. Учитывая формирующуюся тенденцию стран БРИКС не просто участвовать в арктических проектах, но и стремиться закрепить свой правовой статус в релевантных международных документах, целесообразно, на наш взгляд, на ближайших встречах БРИКС рассмотреть вопрос о включении арктической тематики в повестку совместных мероприятий. В целом страны БРИКС могут найти несколько возможностей для сотрудничества в Арктике. Таких направлений, представляющих общий интерес, может быть названо несколько:
1) научное изучение арктических территорий и развитие научных технологий для более полного понимания Арктики и процессов, происходящих в ней. Совместно полученные научные данные могут стать основой для бережного использования ресурсов Арктики и эффективной охраны хрупкой арктической среды;
2) одним из направлений сотрудничества государств в рамках БРИКС должны стать вопросы климатических изменений и скоординированная климатическая политика. Например, необходимо совместно разработать эффективные, приемлемые для всех стран БРИКС механизмы реализации международных документов по климату;
3) рациональное природопользование в Арктике. Уникальные арктические ресурсы являются основой социально-экономического развития арктических стран (России), а также потенциальным источником энергоресурсов и важным транспортно-логистическим коридором (Китая). С другой стороны, добыча углеводородных ресурсов в Арктике может стать потенциальной площадкой для применения разработанных шельфовых технологий (Бразилии);
4) гарантии и защита интересов коренных народов Арктики. Коренные малочисленные народы Севера составляют одну пятую часть населения Арктики и имеют уникальные культурные традиции и образ жизни. Вопросы обеспечения прав и интересов коренных народов в целом актуальны для всех стран БРИКС. Совместные усилия, разработка эффективных правовых механизмов будут способствовать более полной реализации прав коренных народов в меняющейся Арктике;
5) обеспечение прав неарктических стран на районы, находящиеся вне национальной юрисдикции. Процессы современной глобализации неизбежно приведут к тому, что «неарктические государства» в той или иной степени будут заявлять свои интересы в отношении Арктики. Совместная работа стран БРИКС по арктическим вопросам может служить продуктивной моделью для решения глобальных проблем, таких как изменение климата, охрана окружающей среды и международное судоходство;
6) совместные проекты развития арктических территорий России. Сложные экономические задачи развития Арктики могут быть эффективно решены за счет инвестиций всех заинтересованных сторон, в том числе в форме опыта освоения морских территорий, технологий, капитала и рынков сбыта, которые могут предложить неарктические страны. Страны БРИКС могут укреплять свои связи и координацию в рамках сотрудничества на глобальном, региональном и национальном уровнях, расширять каналы для правительственного и неправительственного сотрудничества и добиваться беспроигрышных экономических результатов.
Учитывая все сказанное выше, целесообразно включить направление арктического сотрудничества в общеправовые документы объединения БРИКС, например в Стратегию экономического партнерства БРИКС, а также вносить совместные мероприятия, реализуемые в Арктической зоне РФ, в ежегодные планы стран группы БРИКС1.
Заинтересованность партнеров БРИКС в решении арктических вопросов и расширение повестки БРИКС в данном направлении представляются выгодными в первую очередь для России по нескольким причинам.
Прежде всего Российская Федерация крайне заинтересована в конструктивном использовании возможностей сотрудничества в объединении БРИКС, основанного на стратегическом партнерстве. И именно сотрудничество в арктических проектах может придать новый импульс экономическому росту страны, модернизации экономики и возрастанию роли РФ как усиливающейся глобальной державы. Эффективное и стратегически выверенное использование возможностей Арктического региона, как считают эксперты, способно принести солидные дивиденды всем государствам БРИКС и вместе с тем перекроить в определенной степени карту мировой энергетики [8].
Кроме того, реализация национальной арктической политики России сталкивается с некоторыми проблемами, среди которых выделяются недостаточное инвестиционное обеспечение проектов, отсутствие необходимых технологий и связанная с этим критическая зависимость от западной промышленной продукции в части оборудования для освоения шельфовых месторождений. Поэтому было бы целесообразно использовать экономический и научный потенциал партнеров по БРИКС и успешно реализовывать начатые программы на условиях, устанавливаемых в соответствии с национальным законодательством РФ [19].
Наконец, сотрудничество группы БРИКС по Арктике будет способствовать более динамичному развитию самого объединения и выдвижению его в мировые лидеры, например по вопросам регулирования климатических изменений. Россия может успешно заимствовать опыт партнеров БРИКС по эффективному регулированию энергоэффективности, отраслевым стандартам и наилучшим имеющимся технологиям, добиваться реализации целей в области изменения климата.
Проблема изменения климата может стать ключевым вопросом, позволяющим странам БРИКС действовать в качестве единого блока, играть ведущую роль в дискурсе по устойчивому развитию и изменению климата, формат которого в ближайшие десятилетия претерпит неизбежные изменения.
Итак, вопросы использования и охраны арктических территорий в обозримом будущем будут обсуждаться не только арктическим странами, но и иными государствами. В этом отношении необходимо сделать все возможное, чтобы арктическая повестка не разобщала страны БРИКС, а способствовала их сближению. Будучи единственной арктической страной, Россия должна стать лидером среди партнеров БРИКС в арктическом направлении и сформулировать общую позицию всех стран группы в отношении Арктики и отдельных вопросов, связанных с ее использованием и охраной (сформулированы выше). Данная позиция создает уникальную возможность для нового вектора сотрудничества пяти стран, а также позволит группе БРИКС играть все более значимую роль и на мировой политической арене.
Будущее Арктики касается не только благополучия арктических стран и людей, но и общих интересов всего международного сообщества. Во все более глобализирующемся мире тем более важно, чтобы различные игроки совместно изучали, понимали и использовали Арктику, которая является уникальной территорией и должна стать основой мира, стабильности и устойчивого развития планеты.