Реализация проекта помимо строительства портовой инфраструктуры предусматривает развитие сопутствующей транспортной инфраструктуры:
— строительство железной дороги протяженностью 70 км;
— строительство автомобильной дороги протяженностью 50 км.
Для снижения инвестиционной нагрузки планируется, что реализация проекта будет идти в несколько этапов и на первом этапе в инвестиционной фазе 2024–2028 годов предлагается сосредоточиться на строительстве первой очереди контейнерного терминала с двумя причалами, способными принимать суда типа Panamax мощностью 0,3 млн контейнеров, или 4,45 млн тонн контейнерных грузов в год. Грузовая база предприятий ЛПК как Архангельской области, так и соседних регионов уже на первом этапе может обеспечить максимальную загрузку терминала (4,5 млн тонн). Капитальные затраты первого этапа по расчетам экспертов составят 111,4 млрд рублей, из них:
— вся необходимая инфраструктура контейнерного терминала (здания, открытая грузовая площадка, инженерные сети, перегрузочная техника, оборудование и т. д.);
— внутрипортовые и внешнепортовые объекты (искусственный земельный участок, автодороги, причалы, акватория, суда, тыловой терминал в Архангельске и т. д.).
Второй и третий этапы реализации проекта включают в себя строительство и ввод в эксплуатацию второй очереди терминала контейнерных и генеральных грузов, терминала минеральных удобрений и нефтекокса, строительство железнодорожной инфраструктуры.
Реализация проекта позволит снизить дефицит портовых глубоководных мощностей в западном сегменте Российской Арктики, а главное, существенно ускорит достижение поставленной Президентом цели по увеличению грузопотока Северного морского пути (с 36 млн тонн в 2023 году до 220 млн в 2035-м) [6].
Правительство России поручило в срок до 1 июля следующего года определить инвестора проекта по строительству глубоководного района [4].
Работа в данном направлении уже ведется, проект презентуется на различных тематических площадках и форумах, идут встречи с потенциальными интересантами. Обсуждается участие в проекте Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). РФПИ подтвердил возможность вхождения в проект с долей до 49% при условии наличия стратегического якорного инвестора.
Наличие провозных мощностей неотделимо от инфраструктурной реализации проекта по строительству глубоководного района. Для реализации первого этапа проекта потребуется строительство как минимум четырех судов ледового класса Arc7 типа Panamax, количество которых будет увеличиваться от года к году по мере возрастающего грузопотока глубоководного района.
Выводы
Сегодня с учетом необходимости импортозамещения остро стоит вопрос строительства новых верфей, которые смогут закрыть потребности как в новом арктическом флоте, так и в обновлении действующего. Сейчас средний возраст эксплуатируемых в Арктике судов составляет 27–28 лет. Согласно статистическим данным, за последние 20 лет было списано более 580 судов арктического флота, а введено в эксплуатацию только 224 судна.
Архангельская область является центром судостроения и судоремонта, а оборонные гиганты Северодвинска («Севмаш», «Звездочка», «Арктика») строят и ремонтируют суперсовременные атомные подводные лодки и военные корабли. Регион обладает высоким кадровым потенциалом для дальнейшего развития судостроения и судоремонта: профильные учебные заведения, а их в регионе девять, ежегодно выпускают 900 человек для данной отрасли.
Площадкой для размещения нового судостроительного и судоремонтного завода может стать район Южные Ягры в Северодвинске. Площадка находится в непосредственной близости к судоремонтному заводу «Звездочка», отдаленность от выводного канала БВМБ – всего 2000 м. Габариты канала позволяют проводить суда водоизмещением до 75 000 тонн и осадкой до 15 метров.
Таким образом, сегодня Архангельская область — наиболее подготовленный регион для создания нового мощного современного судостроительного производства.
Резюмируя, необходимо отметить, что транспортно-логистические конкурентные преимущества Архангельской области, ее уникальные географическое положение и историческая нацеленность на Арктику делают данный регион важным опорным пунктом развития Северного морского пути и Арктической зоны Российской Федерации.