КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ АРКТИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

АННОТАЦИЯ


Арктическая тематика с каждым днем приобретает все более актуальное значение для экономики и национальной безопасности Российской Федерации. Освоение и разработка месторождений углеводородов и редкоземельных металлов, добыча биоресурсов, развитие ледокольного флота и транзита грузов по трассе Северного морского пути неизбежно связаны с вопросами кадрового обеспечения. При этом комплексные задачи развития Арктики решить может только государство. В коллекциях арктических музеев Мурманска, Архангельска, Нарьян-Мара, Дудинки и Норильска, Дикси, Тикси, Певека хранятся уникальные артефакты. Более 100 музеев Арктической зоны формируют уникальный культурный потенциал. Авторы считают, что без учета многовекового опыта хозяйственной деятельности за Полярным кругом выполнить все амбициозные задачи по освоению Арктики будет крайне сложно. Культурное наследие Арктики хранит знания, коды и смыслы предыдущих поколений, оно должно служить образованию и просвещению подрастающего поколения, воспитанию будущих ученых, полярников, моряков ледокольного флота и арктического плавания, инженеров и строителей, управленцев нового типа, специалистов широкого профессионального профиля. Современные глобальные вызовы делают необходимой оценку структуры, функций и значимости исторического и культурного наследия Арктики как сложного объекта государственного управления на региональном и федеральном уровнях.
Авторы рассматривают культурное наследие Арктики в парадигме музееведения как научной дисциплины. Комплексный междисциплинарный подход к изучению сложной специфической системы взаимоотношений человека и окружающей его действительности дает возможность правильно оценить роль и значение культурного наследия в жизни человека, общества и государства. Несмотря на то что специалисты считают музееведение лишь формирующейся наукой [1], именно оно дает экспертам исключительную возможность правильно оценить значение культурного наследия для всех сфер хозяйственной деятельности человека, обосновать актуальность сохранения и эффективного использования культурного наследия, обеспечить теоретическую основу для формирования и комплектования музейного фонда на современном этапе истории государства.

Наиболее широко распространенная структура музееведения, предложенная З. Странским [2, с. 87], формирует не только систему понятий, категорий и терминов, но и максимально широкое научно-исследовательское поле для изучения культурного наследия в исторической динамике (историческое музееведение) как структурный элемент теоретического и прикладного музееведения. В связи с тем, что музееведение считается формирующейся научной дисциплиной, актуальность его прикладных методов решения поставленных задач объясняется в первую очередь максимальной практической востребованностью в области воспитания, образования и пропаганды, научно-прикладных исследований, культурной дипломатии и социокультурного проектирования.

Современный уровень развития музейного дела в России, объектом которого является культурное наследие во всех формах его проявления, дает основание полагать, что хранители культурного наследия — специалисты, работающие в музеях, — являются активными участниками современных событий и обладают эффективными инструментами влияния на процессы, происходящие в обществе, государстве и мире в целом.

Культурное наследие во всех его ипостасях — это сложная социокультурная система, наглядно демонстрирующая многообразие опыта человеческой деятельности [3]. Преемственность поколений, сохранение бесценных смыслов и образов деятельности человека в условиях той или иной природной среды, культурное многообразие, историческое право на существование и суверенитет страны, обеспечение национальной безопасности возможно исключительно на основе наследия и культурного достояния государства.

Цель данной публикации заключается в том, чтобы обратить внимание на проблему сохранения культурного наследия в арктических музеях. Авторами статьи несколько лет ведется активная работа по изучению работы музеев: в частности, составлен список музеев, расположенных на территории Арктической зоны Российской Федерации. Использование картографического метода позволило авторам наглядно увидеть, что границы представленного в арктических музеях культурного наследия значительно шире границ АЗРФ, определенных Указом Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» с последующими изменениями.

Вызовы, с которыми Российская Федерация столкнулась в XXI веке, требуют от экспертов и государственных деятелей переосмысления аспектов, связанных с охраной и популяризацией разнообразных объектов наследия, новых подходов к повышению социальной значимости музеев в связи с интенсивной трансформацией культурной среды под влиянием глобализации и информатизации.

Арктическая зона Российской Федерации — территория экстремальных климатических условий, но стратегически важная для стабильного и устойчивого развития страны, обеспечения ее конкурентных преимуществ на внешних рынках и международной арене. Несмотря на крайне низкую плотность населения, проживающего за Полярным кругом, государство обязано обеспечить высокое качество жизни, остановить отток населения и восстановить кадровое обеспечения субъектов хозяйственной деятельности высококвалифицированными специалистами. Развитие культуры — главный фактор обеспечения высокого качества жизни в городах Арктической зоны Российской Федерации, в городах-портах Северного морского пути!

Специалисты указывают, что богатое историко-культурное наследие Арктики в основном не имеет официального статуса, его объекты фактически исключены из сферы государственной политики. За редким исключением подавляющее большинство объектов не входит в Реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации, а значит, не имеет юридического статуса и не может рассчитывать на государственную охрану [4].

О необходимости разработки Концепции сохранения культурного наследия Арктической зоны Российской Федерации впервые было сказано на заседании межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при правительстве Российской Федерации в сентябре 2012 года в Архангельске. Несмотря на то что проект концепции был разработан специалистами Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова и представлен в 2016 году, практической реализации в виде конкретных поручений, плана действий и полноценного постоянного финансирования не последовало. Сложные природно-климатические условия и труднодоступность регионов, ограничения, связанные с пограничным режимом, являются серьезными препятствиями для деятельности органов по государственной охране объектов исторического и культурного наследия. В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ЕГР) практически отсутствуют объекты культурного наследия народов Арктической зоны Российской Федерации. По мнению П. А. Филина, это не означает, что подобных объектов на этой территории нет [5, с. 264]. Благодаря многолетней работе ряда экспедиций, в частности Морской арктической комплексной экспедиции Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева под руководством П. В. Боярского, выявлены сотни объектов культурного наследия высокоширотных территорий Арктики, составлены карты культурного и природного наследия Новой Земли, Вайгача, Земли Франца-Иосифа. Описаны многочисленные археологические стоянки, святилища, поморские становища, лагеря полярных экспедиций. Весь этот огромный материал — только первый этап работы, и, пока объекты культурного наследия не поставлены на учет в ЕГР, они остаются незащищенными [5, с. 264].

Таким образом, культурное наследие Арктики, которое находится под защитой государства и вовлечено в социокультурные процессы, в основном сконцентрировано в фондах арктических музеев. Однако целый ряд неблагоприятных факторов серьезно осложняет не только развитие музеев, но и ставит под угрозу сохранение культурного наследия Арктики, имеющего исключительное мировое значение.

Более 100 государственных областных, краевых, ведомственных и муниципальных музеев Арктической зоны Российской Федерации создают «культурный щит» Русской Арктики, сохраняют исторические доказательства, подтверждающие право России на лидирующие позиции в Северном циркумполярном регионе, который на протяжении последнего тысячелетия являлся территорией кросс-культурного взаимодействия, а также соперничества полярников и исследователей не только арктических, но и неарктических стран.

Будучи главной культурной институцией, современный интерактивный музей должен стать научно-исследовательской лабораторией, местом вдохновения и воспитания на примерах знаменитых полярников, ученых, исследователей и художников Арктики, точкой пробуждения и развития творческих и профессиональных навыков молодежи. Культурное наследие Арктики обладает высокой концентрацией смыслов и отражает многие исторические события, давая практически каждому человеку «пищу» для переоценки бытия «здесь и сейчас». Музей разрушает пространственные и временные рамки человеческого опыта, давая тем самым шанс узнать себя, найти точку опоры и ответы на вопросы о значимости своего существования и профессиональной самореализации, осознать сопричастность к истории своей страны и понять свое предназначение.

История возникновения музеев за Полярным кругом тесно связана с историей советского периода освоения Арктики, со строительством новых городов и поселков, активной деятельностью научных и краеведческих обществ. Например, Мурманский краеведческий музей, Музей Норильска, Таймырский краеведческий музей, Военно-морской музей Северного флота были основаны в первой половине ХХ века. Многие музеи, такие как Северный морской музей в Архангельске, Архангельский музей изобразительных искусств, Северодвинский городской краеведческий музей, Воркутинский краеведческий музей, Чаунский краеведческий музей, были созданы в 60–70-е годы ХХ века.

РИС. 1. МУЗЕИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Особое место в ряду арктических музеев заняли объекты культурного наследия Российской Федерации — ледокол «Красин» (г. Санкт-Петербург) и атомный ледокол «Ленин» (г. Мурманск), получившие статус музея в 90-е годы ХХ века.

В 2021 году на борту ледокола «Красин» был инициирован уникальный междисциплинарный проект «Изучение, сохранение и популяризация исторического и культурного наследия Арктики», реализация которого стало возможной благодаря финансовой поддержке АНО «Центр “Арктические инициативы”». Главные результаты — создание секции арктических музеев Союза музеев России и, как следствие, активное вовлечение сотрудников и экспертов арктических музеев в профессиональное музейное сообщество страны, активизация межмузейного сотрудничества в рамках проектной деятельности, интеграция арктических регионов в программу всероссийского проекта Министерства культуры Российской Федерации «Музейные маршруты» [6, 7].

Важно отметить, что реализация этого проекта в 2021–2022 годах проводилась при поддержке министерств культуры Республики Коми, Архангельской и Мурманской областей, Красноярского края. Особое значение имели поддержка Министерства иностранных дел Российской Федерации и лично посла по особым поручениям МИД РФ Н. В. Корчунова, признание государственной значимости площадки для гуманитарного диалога в циркумполярном регионе с целью использования культурного наследия как «мягкой силы» России, а также формирование имиджа и репутации страны как арктической державы.

Однако для развития арктических музеев необходимо обеспечить решение следующих задач:

•  расширение фондовых помещений ввиду необходимости постоянного пополнения и формирования музейного фонда;
•  расширение современных экспозиционно-выставочных площадей с целью активизации межрегиональной выставочной деятельности арктических музеев;
•  увеличение финансирования проектной деятельности арктических музеев, направленной на интеграцию регионов и формирование единого информационного и событийного пространства с учетом ограничений, связанных с особенностями транспортно-логистической системы Арктики;
•  обеспечение доступной устойчивой телекоммуникационной связи высокого качества с арктическими музеями Республики Саха (Якутия), Чукотки;
•  обеспечение мер поддержки молодых специалистов, начинающих работать в арктических музеях;
•  поддержка на крупных федеральных и региональных площадках России и за рубежом музейных выставочных проектов об истории, культуре, современных проектах во всех сферах хозяйственной деятельности в Арктике.

Документом, определяющим значимость культурного наследия для развития Арктики, по мнению авторов, стала Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 2020 года [8]. Сохранение и популяризация культурного наследия, развитие традиционной культуры, сохранение языков малочисленных народов являются мерами обеспечения социального развития Арктики.

В деле сохранения и популяризации культурного наследия Арктики, формирования культурного потенциала арктических регионов, обеспечения высокого качества жизни в городах за Полярным кругом, максимально эффективного использования исторического и культурного наследия как «мягкой силы» на международной арене первостепенное значение имеют модернизация и развитие арктического музея как государственного учреждения культуры, выполняющего три основные функции:

•  документирования, целенаправленного отражения в музейном собрании исторических фактов, событий, процессов и явлений. Данная функция позволяет выявлять и отбирать подлинные артефакты, которые являются свидетельством объективной реальности;
•  образования и воспитания, что базируется на информационных свойствах музейного предмета как первоисточника;
•  организации свободного времени и досуга, что обусловлено потребностью общества в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке.

Необходимо отметить, что для развития Арктической зоны Российской Федерации как региона стратегического значения и обеспечения национальной безопасности в будущем создание музейного арктического кластера является делом не менее важным, чем добыча углеводородов. Возможно, его значение даже выше, так как культурное наследие — это неиссякаемый источник творческого вдохновения, знаний и новых решений для устойчивого социально-экономического и политического развития территории, формирования ее конкурентных преимуществ.

Центр «Арктические инициативы» продолжает работу над концепцией музейного арктического кластера совместно с арктическими музеями, РГПУ им. А. И. Герцена, Проектным офисом развития Арктики и другими заинтересованными организациями и экспертами широкого профиля деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ключевые понятия музеологии / Сост. A. Desvallees, F. Mauresse // ИКОФОМ. — М., 2012. — С. 56–57.
2. Клебанов Л. Р. Модернизация России и культурный суверенитет // Россия: тенденции и перспективы развития. 2011. № 6–1. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-rossii-i- kulturnyy-suverenitet (дата обращения: 29.01.2024).
3. Мастеница Е. Н. Музей и культурное наследие: «Вещественные знаки невещественных отношений» // Ученые записки (АГАКИ). 2022. № 3 (33). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ muzey-i-kulturnoe-nasledie-veschestvennye-znaki- neveschestvennyh-otnosheniy (дата обращения: 01.02.2024).
4. Павленко В. В., Столяров В. М. Проблемы изучения и сохранения памятников историко-культурного наследия в арктических районах Якутии // Электронная наука. 2022. № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-izucheniya-i-sohraneniya-pamyatnikov-istoriko-kulturnogo-naslediya-v-arkticheskih-rayonah-yakutii (дата обращения: 01.02.2024).
5. Филин П. А. Об основных задачах и подходах к разработке Концепции сохранения культурного наследия Арктической зоны Российской Федерации // Полярные чтения на ледоколе «Красин». 2016. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osnovnyh-zadachah-i-podhodah-k-razrabotke- kontseptsii-sohraneniya-kulturnogo-naslediya-arkticheskoy-zony-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 30.01.2024).
6. Купина Ю. А., Подшувейт О. В. Отчет о реализации проекта «Изучение, сохранение и популяризация исторического и культурного наследия Арктики» в 2022 году. — URL: https://ethnomuseum.ru/collections/e_library/otchet_arktika_2022/ (дата обращения: 30.01.2024)
7. Подшувейт О. В. Отчет о реализации проекта «Изучение, сохранение и популяризация исторического и культурного наследия Арктики» в 2021 году. — URL: https://www.ethnomuseum.ru/specialisty/sekciya-arkticheskih-muzeev/itogi-raboty-sekcii/ (дата обращения: 30.01.2024)
8. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».

ARCTIC CULTURAL HERITAGE AS AN OBJECT OF STATE MANAGEMENT

ABSTRACT


Every day the Arctic topic is becoming in- creasingly important for the economy and national security of the Russian Federation. The development and development of deposits of hydrocarbons and rare earth metals, the extraction of biological resources, the development of an icebreaker fleet and the transit of goods along the Northern Sea Route are inevitably related to issues of personnel support. At the same time, only the state can solve the complex problems of Arctic development. The collections of the Arctic museums of Murmansk, Arkhan- gelsk, Naryan-Mar, Dudinka and Norilsk, Dixie, Tiksi, Pevek contain unique artifacts. More than 100 museums in the Arctic zone form a unique cultural potential. The authors believe that without taking into account the centuries-old experience of economic activity in the Arctic Circle, it will be extremely difficult to fulfill all the ambitious goals for the development of the Arctic. The cultural heritage of the Arctic preserves the knowledge, codes and meanings of previous generations; it should serve the education and enlightenment of the younger generation, the education of future scientists, polar explorers, sailors of the icebreaker fleet and Arctic navigation, engineers and builders, a new type of managers, and specialists of a wide professional profile. Modern global challenges make it necessary to assess the structure, functions and significance of the historical and cultural heritage of the Arctic as a complex object of public administration at the regional and federal levels.