Авторы рассматривают культурное наследие Арктики в парадигме музееведения как научной дисциплины. Комплексный междисциплинарный подход к изучению сложной специфической системы взаимоотношений человека и окружающей его действительности дает возможность правильно оценить роль и значение культурного наследия в жизни человека, общества и государства. Несмотря на то что специалисты считают музееведение лишь формирующейся наукой [1], именно оно дает экспертам исключительную возможность правильно оценить значение культурного наследия для всех сфер хозяйственной деятельности человека, обосновать актуальность сохранения и эффективного использования культурного наследия, обеспечить теоретическую основу для формирования и комплектования музейного фонда на современном этапе истории государства.
Наиболее широко распространенная структура музееведения, предложенная З. Странским [2, с. 87], формирует не только систему понятий, категорий и терминов, но и максимально широкое научно-исследовательское поле для изучения культурного наследия в исторической динамике (историческое музееведение) как структурный элемент теоретического и прикладного музееведения. В связи с тем, что музееведение считается формирующейся научной дисциплиной, актуальность его прикладных методов решения поставленных задач объясняется в первую очередь максимальной практической востребованностью в области воспитания, образования и пропаганды, научно-прикладных исследований, культурной дипломатии и социокультурного проектирования.
Современный уровень развития музейного дела в России, объектом которого является культурное наследие во всех формах его проявления, дает основание полагать, что хранители культурного наследия — специалисты, работающие в музеях, — являются активными участниками современных событий и обладают эффективными инструментами влияния на процессы, происходящие в обществе, государстве и мире в целом.
Культурное наследие во всех его ипостасях — это сложная социокультурная система, наглядно демонстрирующая многообразие опыта человеческой деятельности [3]. Преемственность поколений, сохранение бесценных смыслов и образов деятельности человека в условиях той или иной природной среды, культурное многообразие, историческое право на существование и суверенитет страны, обеспечение национальной безопасности возможно исключительно на основе наследия и культурного достояния государства.
Цель данной публикации заключается в том, чтобы обратить внимание на проблему сохранения культурного наследия в арктических музеях. Авторами статьи несколько лет ведется активная работа по изучению работы музеев: в частности, составлен список музеев, расположенных на территории Арктической зоны Российской Федерации. Использование картографического метода позволило авторам наглядно увидеть, что границы представленного в арктических музеях культурного наследия значительно шире границ АЗРФ, определенных Указом Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» с последующими изменениями.
Вызовы, с которыми Российская Федерация столкнулась в XXI веке, требуют от экспертов и государственных деятелей переосмысления аспектов, связанных с охраной и популяризацией разнообразных объектов наследия, новых подходов к повышению социальной значимости музеев в связи с интенсивной трансформацией культурной среды под влиянием глобализации и информатизации.
Арктическая зона Российской Федерации — территория экстремальных климатических условий, но стратегически важная для стабильного и устойчивого развития страны, обеспечения ее конкурентных преимуществ на внешних рынках и международной арене. Несмотря на крайне низкую плотность населения, проживающего за Полярным кругом, государство обязано обеспечить высокое качество жизни, остановить отток населения и восстановить кадровое обеспечения субъектов хозяйственной деятельности высококвалифицированными специалистами. Развитие культуры — главный фактор обеспечения высокого качества жизни в городах Арктической зоны Российской Федерации, в городах-портах Северного морского пути!
Специалисты указывают, что богатое историко-культурное наследие Арктики в основном не имеет официального статуса, его объекты фактически исключены из сферы государственной политики. За редким исключением подавляющее большинство объектов не входит в Реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации, а значит, не имеет юридического статуса и не может рассчитывать на государственную охрану [4].
О необходимости разработки Концепции сохранения культурного наследия Арктической зоны Российской Федерации впервые было сказано на заседании межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при правительстве Российской Федерации в сентябре 2012 года в Архангельске. Несмотря на то что проект концепции был разработан специалистами Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова и представлен в 2016 году, практической реализации в виде конкретных поручений, плана действий и полноценного постоянного финансирования не последовало. Сложные природно-климатические условия и труднодоступность регионов, ограничения, связанные с пограничным режимом, являются серьезными препятствиями для деятельности органов по государственной охране объектов исторического и культурного наследия. В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ЕГР) практически отсутствуют объекты культурного наследия народов Арктической зоны Российской Федерации. По мнению П. А. Филина, это не означает, что подобных объектов на этой территории нет [5, с. 264]. Благодаря многолетней работе ряда экспедиций, в частности Морской арктической комплексной экспедиции Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева под руководством П. В. Боярского, выявлены сотни объектов культурного наследия высокоширотных территорий Арктики, составлены карты культурного и природного наследия Новой Земли, Вайгача, Земли Франца-Иосифа. Описаны многочисленные археологические стоянки, святилища, поморские становища, лагеря полярных экспедиций. Весь этот огромный материал — только первый этап работы, и, пока объекты культурного наследия не поставлены на учет в ЕГР, они остаются незащищенными [5, с. 264].
Таким образом, культурное наследие Арктики, которое находится под защитой государства и вовлечено в социокультурные процессы, в основном сконцентрировано в фондах арктических музеев. Однако целый ряд неблагоприятных факторов серьезно осложняет не только развитие музеев, но и ставит под угрозу сохранение культурного наследия Арктики, имеющего исключительное мировое значение.
Более 100 государственных областных, краевых, ведомственных и муниципальных музеев Арктической зоны Российской Федерации создают «культурный щит» Русской Арктики, сохраняют исторические доказательства, подтверждающие право России на лидирующие позиции в Северном циркумполярном регионе, который на протяжении последнего тысячелетия являлся территорией кросс-культурного взаимодействия, а также соперничества полярников и исследователей не только арктических, но и неарктических стран.
Будучи главной культурной институцией, современный интерактивный музей должен стать научно-исследовательской лабораторией, местом вдохновения и воспитания на примерах знаменитых полярников, ученых, исследователей и художников Арктики, точкой пробуждения и развития творческих и профессиональных навыков молодежи. Культурное наследие Арктики обладает высокой концентрацией смыслов и отражает многие исторические события, давая практически каждому человеку «пищу» для переоценки бытия «здесь и сейчас». Музей разрушает пространственные и временные рамки человеческого опыта, давая тем самым шанс узнать себя, найти точку опоры и ответы на вопросы о значимости своего существования и профессиональной самореализации, осознать сопричастность к истории своей страны и понять свое предназначение.
История возникновения музеев за Полярным кругом тесно связана с историей советского периода освоения Арктики, со строительством новых городов и поселков, активной деятельностью научных и краеведческих обществ. Например, Мурманский краеведческий музей, Музей Норильска, Таймырский краеведческий музей, Военно-морской музей Северного флота были основаны в первой половине ХХ века. Многие музеи, такие как Северный морской музей в Архангельске, Архангельский музей изобразительных искусств, Северодвинский городской краеведческий музей, Воркутинский краеведческий музей, Чаунский краеведческий музей, были созданы в 60–70-е годы ХХ века.
РИС. 1. МУЗЕИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.