Введение
Российская туристическая отрасль развивается в соответствии со «Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» [1]. Среди наиболее перспективных направлений выделяется арктический туризм, представляющий собой уникальную форму природного туризма. Российская Арктика, охватывающая девять часовых поясов, является самой большой арктической территорией в мире. Она также наименее развита: туристическая инфраструктура практически полностью отсутствует. Ближайшие автомобильные и железные дороги часто находятся за тысячи километров от туристических объектов. Российская Арктика — дом для кочевых оленеводов, некоторые из которых являются одними из самых изолированных общностей на планете. В целом Российская Арктика — отличное место для наблюдения за дикой природой и северным сиянием [2].
Создание необходимой инфраструктуры, такой как транспортные сети и гостиницы, является ключевым элементом развития туризма в Арктике. В финансировании и управлении такими проектами может сыграть важную роль государственно-частное партнерство (ГЧП), которое обеспечит баланс между развитием туризма и учетом потребностей и интересов местного населения. Регулирование деятельности в Арктике достаточно жесткое, потому проекты ГЧП должны строго следовать местному, национальному и международному законодательству, особенно в области охраны окружающей среды и прав коренных народов. При этом ГЧП может быть эффективным способом привлечения внутренних инвестиций в туристический сектор Арктики, увеличивающим его привлекательность и конкурентоспособность.
Осуществление проектов ГЧП в туристической отрасли Арктики требует тщательного планирования, учета множества факторов и глубокого понимания уникальных условий и вызовов региона. Ряд санкций, введенных в первом квартале 2022 года в результате специальной военной операции России на Украине, повлиял как на международное сотрудничество, так и на туризм. В этих обстоятельствах развитие туризма в Российской Арктике возможно только в рамках комплексного подхода, согласующегося как с президентской программой, так и с национальной стратегией, и требует активного участия государственных органов, гражданского общества, научных учреждений и частного сектора. Туризм в этой стратегии рассматривается как средство уменьшения конфликтного потенциала и как компонент цивилизационного прогресса в этом северном регионе [3]. ГЧП позволяет объединить ресурсы государства и частного сектора для развития инфраструктуры и туристических проектов в Арктике. Это снижает финансовый риск для каждой из сторон и способствует реализации крупных проектов.
Государственные инициативы в сфере туризма и стимулирование рынка ГЧП
Российское правительство активно работает над различными инициативами по продвижению и развитию туристического сектора, признавая его потенциал для экономического роста и культурного обмена. Эти инициативы охватывают как финансовые, так и регулятивные меры. Стратегии развития в области туризма направлены как на расширение внутреннего туризма, так и на продвижение России как привлекательного направления для международных туристов. Эти инициативы определялись различными факторами, такими как геополитическая ситуация, экономические условия, опыт глобальной пандемии и пр. Ключевые инициативы правительства в сфере российского туризма включают развитие инфраструктуры, активное продвижение и маркетинг, поддержку внутреннего, регионального и нишевого туризма, поддержку сохранения культурного и исторического наследия, использование инструментов государственно-частного партнерства, финансовое и правовое регулирование этой сферы [4]. Государство инвестирует в развитие туристической инфраструктуры: строит отели, курорты, транспортные сети и культурные объекты, особенно в регионах с высоким туристическим потенциалом. Это предполагает участие в международных туристических ярмарках, рекламных кампаниях и сотрудничество с туристическими агентствами.
Государство своевременно проводит обновление и уточнение законов и подзаконных актов для лучшей поддержки развития туризма, обеспечения безопасности туристов и продвижения практики устойчивого туризма. Сотрудничество с участниками частного сектора в развитии туристической инфраструктуры, организации мероприятий и маркетинге туристических направлений — одна из ключевых составляющих стратегии государства по развитию этой сферы. В феврале 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин санкционировал выделение более 11,4 миллиарда рублей на развитие туризма в различных регионах России [5]. Это федеральное финансирование направлено на содействие созданию целостной архитектурной и культурной среды в известных туристических районах. Более 5,3 миллиарда рублей будет направлено на гранты предприятиям, работающим в сфере туризма. Из этой суммы более 3 миллиардов рублей выделено на общественные проекты, включая создание национальных туристических маршрутов и благоустройство рекреационных зон. Кроме того, более 1,5 млрд рублей выделяется компаниям, участвующим в модернизации туристической инфраструктуры. Эти средства пойдут на приобретение туристического снаряжения, создание круглогодичных плавательных комплексов, выпуск новых путеводителей и аудиогидов, а также на обеспечение доступной среды. Кроме того, 700 миллионов рублей выделяется на развитие проектов по созданию кемпингов и автомобильных стоянок. Эти государственные инвестиции направлены на реализацию важных проектов для роста отрасли, делая путешествия внутри страны более удобными, тем самым повышая привлекательность внутреннего туризма. Михаил Мишустин отметил, что эти меры будут способствовать росту туристического сектора, созданию дополнительных возможностей трудоустройства в регионах и повышению привлекательности внутреннего туризма.
Правительство России поощряет различные формы нишевого туризма, такие как арктический туризм, экотуризм и культурный туризм, для привлечения различных групп туристов и использования уникальных аспектов географии и культуры России. На фоне растущих проблем в сфере выездного туризма российское правительство реализует стратегии, направленные на быстрое переключение внимания отечественных потребителей на местный туристический рынок. По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние пять лет количество выездных поездок снизилось с 45 330 до 19 724 [6]. В этом контексте арктические регионы становятся весьма привлекательными туристическими направлениями. Сейчас активно развивается туризм на Дальнем Востоке, в Сибири и Арктике, прикладываются усилия по сохранению и популяризации объектов культурного и исторического наследия России, включая объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Однако в отсутствие органов, регулирующих деятельность в сфере арктического туризма, примерно в 2010–2011 годах появилась необходимость в установлении общих правил для всех игроков данного рынка. Для решения этой проблемы 29 ноября 2021 года Росстандартом и его партнерами были разработаны и ратифицированы нормы арктического туризма — ГОСТ Р 59850.3 «Арктический туризм», который вступил в силу 30 июня 2022 года и регулирует нормы предоставления туристских и экскурсионных услуг, устанавливает требования по обеспечению безопасности туристов и регламентирует туристскую инфраструктуру в арктической зоне. Установление правил, касающихся туризма в арктической зоне, направлено на повышение безопасности участников туристического процесса и на обеспечение более высокого уровня комфорта. Внедрение стандартов ГОСТ Р должно привести к улучшению качества предоставляемых туристических услуг. Впрочем, реальные улучшения станут очевидными только через некоторое время после начала действия стандартов. В настоящий момент остается неясным, как будут организованы процессы контроля за соблюдением этих стандартов и какие меры будут приниматься в случае их нарушения.
Совершенствование финансово-экономической базы для поддержки потребителей и туристического сектора в России в условиях санкций и геополитической напряженности наряду с внедрением ГОСТ «Арктический туризм» включает в себя несколько ключевых направлений [7]:
• оптимизация законодательной базы. Для регулирования отношений сторон
в рамках ГЧП существует федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ [8]. Он включает в себя разработку прозрачных правил для проведения конкурсов и отбора проектов ГЧП, а также меры по защите прав и интересов всех участников;
• финансовые стимулы. Предоставление налоговых льгот, субсидий и гарантий для уменьшения финансовых рисков и увеличения привлекательности проектов ГЧП для частных инвесторов. Кроме того, может быть рассмотрено субсидирование процентных ставок по кредитам для проектов ГЧП. Согласно выбранной правительством стратегии развития рынка ГЧП, в 2024 году на развитие туризма арктическим регионам будет выделено 1,5 млрд рублей (данные «РОСИНФА»). Из этой суммы около 1 млрд рублей предоставляется в виде единой субсидии, распределение которой по различным направлениям остается на усмотрение региональных властей [9];
• развитие инфраструктуры проектного финансирования. Создание и поддержка финансовых институтов и инструментов, способствующих привлечению долгосрочных инвестиций в инфраструктурные проекты, включая фонды прямых инвестиций и механизмы проектного финансирования [10];
• информационная поддержка и прозрачность. Усиление информационной открытости и доступа к данным о возможностях и условиях реализации проектов ГЧП. Создание единой информационной платформы для обмена опытом и лучшими практиками между регионами и муниципалитетами. Еще в 2019 году государственная корпорация «ВЭБ.РФ» и автономная некоммерческая организация «Национальный центр развития ГЧП» объединили усилия для формирования единого центра развития инфраструктуры и государственно-частного партнерства [11];
• развитие местных инициатив. Поощрение и поддержка инициатив на местном уровне, в том числе через механизмы местного самоуправления, для разработки и реализации проектов ГЧП, отвечающих специфическим потребностям и приоритетам регионов. Продвижение и развитие внутреннего туризма, включающее информирование как россиян, так и граждан иных стран о туристических возможностях России в Арктической зоне. Например, за первые полтора года с момента запуска программы «Арктический гектар» количество новых проектов в арктической зоне увеличилось на 25%, что превосходит показатели Дальнего Востока. На данный момент в Арктике при поддержке государства реализуется более 500 проектов, суммарный объем инвестиций в которые превышает 1,3 триллиона рублей [12].
Применение этих и других мер в комплексе может способствовать активизации рынка ГЧП в России, увеличению числа успешно реализованных проектов и привлечению инвестиций в социально значимые и инфраструктурные объекты.
Особенности применения государственно-частного партнерства в туризме Арктики
В условиях санкций российское правительство заинтересовано в укреплении отечественной экономики и быстром поиске альтернатив для местных потребителей, что отражается в ускоренном развитии туризма в Арктике. Введение ГОСТа «Арктический туризм» представляет собой своевременную попытку создать правовую базу для туризма в арктических регионах, расширяющую перспективы эффективного внедрения. Комплексный подход, изложенный в разделах ГОСТа, имеет решающее значение для его успешного применения и будущих улучшений.
Согласно информации от Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, в течение последних двух лет статус резидентов арктической зоны получили 714 предприятий и индивидуальных предпринимателей. Суммарная стоимость проектов, реализуемых этими компаниями, составляет более 3400 миллиардов рублей. Благодаря статусу резидента предприниматели могут рассчитывать на ряд преференций на протяжении 10 лет, включая сниженные страховые взносы для новых рабочих мест, приоритет в предоставлении земельных участков, субсидии по кредитным ставкам и льготное налогообложение.
Компании и индивидуальные предприниматели, получившие статус резидента арктической зоны, работают в различных отраслях, включая услуги, логистику, недвижимость, а также занимаются добычей полезных ископаемых, производством еды и напитков и ведением сельского хозяйства. Интерес к отдыху в дальневосточных и арктических регионах увеличивается, что в значительной степени обусловлено улучшением инфраструктуры благодаря национальному проекту «Туризм и индустрия гостеприимства» [13]. Этот национальный проект направлен на то, чтобы сделать путешествия по России более безопасными и увлекательными для туристов. 21 июля 2020 года Владимир Путин подписал указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В этом указе излагается консолидированная стратегия достижения целей развития страны к 2024 году
с расширенной перспективой до 2030 года, в которой подробно описывается выполнение этих задач, включающих национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» [14]. Например, власти Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках этого проекта в 2021 году закончили первый этап подачи заявок для получения права на заключение 30-летней концессии с целью строительства горнолыжного комплекса. Инвестору предстоит за 3,5 года построить более 12 км лыжных трасс разной степени трудности, установить две канатные дороги, построить центр обслуживания с горнолыжной школой и прокатом оборудования. Также планируется открытие двух гостиниц на 300 мест общей классификацией 3 и 4 звезды и заведений для питания, а также мест для досуга после катания на лыжах. Данный проект стал первым в России туристическим инвестиционным проектом, реализуемым на условиях концессии, и является частью нового отраслевого кластера на Полярном Урале, вписывающегося в стратегию развития арктической зоны России до 2035 года. Ожидается, что к 2025 году число посетителей превысит 80 тысяч человек, причем большинство из них будут жителями полуострова. Но предполагается прибытие и гостей из других регионов, привлеченных долгим горнолыжным сезоном на Ямале, который продолжается до июня. Преодолев всего за три часа полета расстояние от Москвы или Санкт-Петербурга, посетители смогут насладиться северным сиянием, традиционными чумами и уникальной природой. Общий объем инвестиций оценивается в 20 миллиардов рублей, из них семь вложит регион, остальное — бизнес [15]. Еще стоит упомянуть о том, что правительство Архангельской области объявило о росте турпотока, которому способствовал национальный проект, направленный на развитие туризма и индустрии гостеприимства в стране. Повышенный поток туристов из других областей страны можно объяснить открытием новых объектов, модернизацией существующих, демонстрацией туристических маршрутов региона на различных мероприятиях, организацией значимых мероприятий и запуском новых инициатив, инвестируемых правительством и бизнесом. За последние три года в регионе было создано 63 туристических объекта [16].
Использование партнерства государства и частного сектора способствует развитию туристической отрасли в России, что неоднократно отмечалось экспертами в этой области [17, 18]. Реализация проектов по развитию арктического туризма в России может быть вполне эффективной с использованием государственно-частного партнерства — именно такой подход позволяет развивать объекты концессии и управлять ими при финансировании со стороны частных инвесторов, обеспечивая при этом защиту государственных интересов и прав. Таким образом, арктический туризм будет сочетать коммерческие операции и государственный надзор. Использование концессионной модели, сочетающей бизнес-стратегии с выполнением социально-экономических функций государства, принесет выгоды всем вовлеченным сторонам [19]:
• государство получит увеличение налоговых поступлений, что имеет решающее значение для дальнейшего развития туризма, особенно в богатых нефтью регионах России;
• частные партнеры по проектам получат налоговые льготы благодаря своим взносам в бюджеты, а также приобретут доступ к новым рынкам, включающим как частных, так и государственных потребителей товаров и услуг;
• потребители услуг арктического туризма получат доступ к высококачественным предложениям и более широкому выбору вариантов путешествий.
С нашей точки зрения, проекты ГЧП в области арктического туризма могут быть в первую очередь реализованы в следующих вариантах:
• энергосервисные контракты для обеспечения энергией объектов туристической инфраструктуры;
• офсетные контракты для производства товаров для туристов (рюкзаки, одежда, необходимые товаров и т. д.) и товаров, необходимых для развития туристического сервиса (мебель, оборудование отелей и т. д.);
• контракты жизненного цикла, например для строительства полностью оборудованных горнолыжных комплексов, обеспечения арктических территорий мусороперерабатывающими комплексами и т. д. и особенно для подготовки кадров для туристической сферы.
Заключение
Все инициативы правительства России в области ГЧП были направлены на повышение привлекательности северных регионов страны, в том числе на развитие туризма. Стимулирование рынка ГЧП обеспечивает развитие инфраструктуры арктического туризма, создает рабочие места и формирует в обществе позитивное отношение к данному виду активности.
Арктический туризм сталкивается с проблемами в первую очередь из-за неразвитой туристической инфраструктуры и низкого уровня обслуживания. Для решения этих проблем развитие арктического туризма могло бы эффективно осуществляться с помощью проектов на основе партнерства государства и бизнеса.