Введение
Роль Арктики в современном мире трудно переоценить: она становится сегодня центром политического противостояния между ведущими государствами мира. Чтобы укрепить свое влияние, западные страны начинают форсировать свое военное присутствие на прилегающих территориях, создавать базы данных о процессах, происходящих в арктических водах и на омываемой ими суше. Значение Арктики также повышается параллельно с таянием ледников и изменений климата [10]. Три основные переменные (безопасность, экономика и изменение климата) лежат сегодня в центре многочисленных дискуссий о развитии этого макрорегиона [11].
Исключительность Арктики для России определяется тем, что из мирового населения Арктики (4,2 млн чел.) половину составляют граждане России. Кроме того, если проводить границу Арктического региона не по полярному кругу, а по 60-й параллели, то к этому региону можно отнести половину территории России. В этих условиях возрастает роль регионов, которые находятся в некотором отдалении от полярного круга и которые призваны сформировать надежную инфраструктуру для освоения Арктической зоны [7].
В Российской Арктике более 1000 населенных пунктов, в том числе 90 городов и поселков городского типа. Поселения являются малонаселенными и изолированными друг от друга. В Арктической зоне страны формируется примерно 10% ВВП страны при численности населения менее 2%.
В рамках принятой в 2019 году Стратегии пространственного развития Арктика не выступает цельным образованием, будучи разделенной между отдельными макрорегионами. Арктике также не присущ представленный в стратегии агломерационный механизм расселения. Вследствие этого есть существенная разница в финансировании национальных проектов. Так, между Чукотским АО и Ямало-Ненецким АО эта разница составляет 30 с лишним раз, а между Мурманской областью и Ямало-Ненецким АО — почти 3 раза [5].
В то же время в принятой годом позже в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 № 645 «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» представлен целостный взгляд на развитие макрорегиона с выделением приоритетных целей социально-экономического развития [1].
Стратегические направления в развитии Арктики
Основными направлениями развития Арктики в свете указа Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» представляются следующие направления:
1. Разработка планов развития опорных населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации (АЗ). До 1 октября 2024 года на основе мастер-планов развития опорных населенных пунктов АЗ должны быть разработаны и утверждены комплексные планы долгосрочного социально-экономического развития 16 населенных пунктов, установлены источники финансирования расходов на реализацию мероприятий, предусмотренных этими комплексными планами. Предусматриваются меры по ускоренному строительству жилья, улучшению качества среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30% к 2030 году и на 60% к 2036 году. Однако важно предварительно определить емкость экономического освоения этих территорий, рассчитать соотношение затрат и получаемой прибыли в реализации проектов, обосновать перспективы социально-экономического развития этих территорий [6].
2. Формирование логистической системы интеграции АЗ с другими регионами Севера и Сибири.
3. Развитие информатизации и передовых креативных индустрий. Для освоения еще нетронутых ресурсов в первую очередь в Арктике необходимо оснастить оборудованием центры воспроизведения аудиовизуального контента в малых населенных пунктах (с численностью населения до 50 тыс. человек) в целях обеспечения доступа граждан к достижениям современного российского кинематографа, подключить такие центры к единой цифровой платформе, содержащей в том числе библиотеку аудиовизуального контента. Необходимо расширять участие в развитии Арктики исследовательских институтов, проводить работы по внедрению инновационных продуктов и технологий.
4. Разработка программ адаптации к изменениям климата на федеральном, региональном и корпоративном уровнях, создание национальной системы мониторинга климатически активных веществ. Создание научного исследовательского центра по изучению климата. Модернизация инженерной инфраструктуры, адекватной условиям Севера и требованиям по климату.
5. Развитие международного сотрудничества. Привлечение материальных и финансовых ресурсов дружественных государств.
Однако реализация представленных направлений сопряжена со значительными трудностями, связанными в первую очередь с оторванностью арктических поселений от других регионов, неразвитостью социальной сферы и инфраструктуры, а также со значительными экологическими проблемами, влияющими на стремление жителей макрорегиона переселиться в более благоприятные для жизни места. В Арктической зоне сохраняется высокий уровень миграционного оттока. Так, примерно из 2,4 млн жителей Российской Арктики ежегодный чистый отток составляет около 18 000 человек [1].
Исполнению целей Стратегии, преодолению негативных сценариев развития макрорегиона может способствовать сбалансированная программа превращения Арктики в один из источников экономического роста государства, создания здесь современных инновационных центров, привлекающих в макрорегион квалифицированную рабочую силу. Необходимость этого актуализируется еще и тем, что Арктика становится в последнее время центром геополитического противостояния мировых держав, источником конфликтов между ведущими странами. Для удержания стратегических позиций стране необходимо закрепление в Арктической зоне своих позиций посредством возведения здесь военной и социальной инфраструктуры.
Роль Северного морского пути в развитии Арктики
Ключевым регионообразующим фактором АЗ является Северный морской путь (СМП), который становится одной из основных транспортных артерий России. Объявленные западными странами санкции против России нацелены в том числе и на замедление темпов перспективных российских проектов в Арктике, и в то же время они, по признанию западных экспертов, вероятно, повысят будущую значимость экспортных терминалов на СМП как предпочтительных пунктов отправления российских арктических товаров на пути к выбранному месту назначения [12].
Национальные проекты 2018 года предусматривали увеличение годового объема грузов по СМП в 4 раза — до 80 млн тонн. Однако запланированные ранее показатели объемов транспортируемых по СМП грузов вряд ли достижимы, поскольку требуют огромных бюджетных ресурсов на создание инфраструктуры. «Росатом» оценивает затраты на развитие Арктики в 11,7 млрд долларов США, составной частью которых должно выступать государственное финансирование. В то же время существует проблема высоких затрат на освоение природных ресурсов: если отпускная цена на продукцию морских месторождений нефти и газа будет высокая, то ее продажа будет нерентабельной. Внедрение программы ледоколов также потребует значительных субсидий для арктических проектов, поскольку они смогут круглый год использовать восточный путь, но вряд ли будут в состоянии покрыть все затраты ледокольной программы [3].
Необходимо расширять участие в арктических проектах крупных российских
и зарубежных компаний. Финансирование арктической программы исключительно через государственный бюджет представляется в сложившихся условиях нереальным, поэтому необходимо диверсифицировать работу арктических терминалов, сориентировав их на транспортировку широкого перечня грузов, перемещаемых из других регионов страны. Необходимы прокладка новых железнодорожных веток, строительство новых автомобильных дорог, реконструкция речных путей и грузовых терминалов. С целью импортозамещения газодобывающего оборудования очевидна необходимость загрузки предприятий Сибири заказами на производство импортозамещаемой продукции. Чтобы маршруты по СМП были рентабельны, необходимо расширить возможности навигации по рекам Обь-Иртышского бассейна и переоборудовать порты в устье великих сибирских рек. Чтобы СМП заработал как регулярная линия, необходима связка с транспортной инфраструктурой на суше. Для этого перспективными представляются такие направления, как прокладка новых железнодорожных веток, строительство новых автомобильных дорог, реконструкция речных путей и грузовых терминалов. Выполнению поставленных задач будет способствовать и развитие в этом регионе малой авиации.
Включение в состав Арктической зоны территории ХМАО-Югры
Важным шагом на пути развития Арктической зоны является включение в нее части Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. ХМАО-Югра занимает первое место в стране по добыче сырой нефти (57% общероссийского объема), выработке электроэнергии (почти 7,3%) и по общему производству промышленной продукции (более 8,8%). На долю автономного округа приходится свыше 5,7% суммарного по всем субъектам Российской Федерации объема валового регионального продукта. Округ географически расположен между полярным кругом
и рядом крупных городов, расположенных в створе транссибирской железнодорожной магистрали. Особенности географического положения определяют его место в качестве важнейшего элемента в освоении Арктики.
Включение Белоярского и Березовского районов округа в Арктическую зону позволит привлечь федеральные и частные инвестиции в развитие этих муниципальных образований, расширить перечень наукоемких производств, инициировать программы геологического изучения, освоения новых месторождений полезных ископаемых, сохранения и популяризации культурного наследия и языков малочисленных народов и пр. Уже сегодня перспективными для развития Арктической зоны могут служить такие реализуемые на территории ХМАО-Югры планы, как возведение инфраструктурных объектов для СМП, диверсификация производственного потенциала городов, разведка новых месторождений и интенсификация старых, вовлечение сбережений населения в окружной инвестиционный процесс, улучшение энергоэффективности местной экономики и реализация мер по энергосбережению, активизация наукоемких работ (создание «Юнити Парка», проектные работы, консалтинговые услуги, обеспечивающие автоматизацию бизнес-процессов и др.).
В научной литературе уже обратили внимание на то, что в большинстве районов округа отмечается снижение численности населения, вызванное сокращением объемов промышленного производства. Однако включение северных районов округа в состав АЗ в значительной степени может отобразиться на их экономической дееспособности, хотя и потребует более широкой кооперации между регионами Тюменского Севера и Арктики. Подтверждается вывод о том, что бассейны сибирских рек могут стать «тыловой зоной» Арктики, способствуя превращению ХМАО-Югры в трансграничный Арктический регион [8].
В настоящее время в публичной медиасфере происходит заметное смещение дискурса с социально-экономической проблематики северных территорий, акцентирующей внимание на формировании высокого качества жизни в городах Российского Севера, в сторону актуализации геополитического контекста арктической темы. На Западе сформировалась устойчивая мысль, что ввиду высоких издержек производства в условиях Севера Россия не способна эффективно конкурировать с экономически развитыми странами. Тем самым высказывается мнение о необходимости субсидирования российскими властями желающих покинуть не пригодные для жилья районы Крайнего Севера (Сибири) и Арктики и переход местных предприятий на вахтовый метод [9].
В связи с этим можно говорить о безальтернативности перспектив интенсивного развития северных городов в сложившихся условиях — наращивания ими стратегического потенциала и увеличения производственного разнообразия. Города ХМАО-Югры могут выступить базовыми опорными центрами инфраструктурной поддержки программ развития Арктической зоны. Но для этого необходимо адекватно ответить на стратегические вызовы и социальные риски, стоящие перед округом, среди которых в первую очередь можно назвать проблему неразвитости транспортной инфраструктуры в северных регионах; значительные затраты на поддержание жизнедеятельности технологических, экономических и социальных систем, находящихся в сложных природно-климатических условиях в зонах ограничения транспортной доступности и энергетического обеспечения; низкий уровень доступности качественных социальных услуг и благоустроенного жилья в населенных пунктах, расположенных в отдаленных местностях, в том числе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов; крайне узкий перечень видов экономической деятельности округа, имеющих международную сертификацию, и др.
Роль национальных проектов в развитии Российской Арктики
В настоящее время развитие Арктики для России — это не только решение ее геополитических задач и не только забота о людях, которые проживают вблизи полярного круга. Арктика — это неразведанная кладовая природных ископаемых, значение которой будет только возрастать в условиях нехватки невозобновляемых ресурсов. Освоение Арктики с учетом ее географического положения и особенностей климата требует особого, предельно чуткого подхода к раскрытию ее потенциала. Адекватным инструментом в разработке механизма решения актуальных проблем арктического макрорегиона представляется программно-целевой метод, характерной чертой которого выступает сбалансированная и увязанная
с основными целями и ресурсами последовательность в решении стратегических задач развития территории.
Развитие Арктики с точки зрения заданных Россией приоритетов предусматривает достижение по меньшей мере трех стратегических целей: повышение качества жизни людей, проживающих в этой зоне; формирование здесь современной инновационной экономики и интеграцию арктических территорий в систему внутрироссийских и международных связей.
В этом плане примечательными представляются объявленные президентом России в послании Федеральному собранию 2024 года новые национальные проекты, которые призваны также обеспечить решение актуальных проблем в Арктической зоне. В табл. 1 представлены возможные меры реализации нацпроектов применительно к поселениям Арктической зоны.
ТАБЛ. 1. МЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ НАЦПРОЕКТОВ