Последние два года интерес российских туристов активно разворачивается в сторону внутреннего туризма, а именно путешествий не только в популярные с точки зрения туризма регионы Российской Федерации, но и в пока мало изведанные территории, но имеющие туристско-эмоциональный потенциал. Поэтому в 2023 году эксперты туристского рынка фиксируют растущую динамику туристского потока в регионы Арктической зоны Российской Федерации, которые все больше становятся объектом внимания туристов из разных регионов России. Так, на основании данных Росстата по итогам 2023 года значительный рост в оценках туристского потока наблюдается у таких регионов, как Мурманская область (рост числа размещенных в коллективных средствах размещения на 24%, до 382,9 тыс. человек; увеличение числа туристских поездок на 23%, до 748,7 тыс. человек), Архангельская область (рост числа размещенных в коллективных средствах размещения на 25%, до 358,4 тыс. человек; увеличение числа туристских поездок на 2%, до 732,8 тыс. человек) и Республика Карелия (рост числа размещенных в коллективных средствах размещения на 74%, до 623,3 тыс. человек; снижение числа туристских поездок на 23%, до 1159 тыс. человек) [1].
Такой фактический спрос побуждает Арктические регионы формировать особую среду для развития и поддержки сферы туризма и гостеприимства и выстраивать стратегию и планы реализации региональной туристской политики, развития инфраструктуры и сервисов на опережение растущего потока туристов. Именно такой фокус сегодня ставится регионам страны в рамках реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Вместе с тем, по мнению непосредственных участников туристского рынка регионов Арктики (коллективных средств размещения, организаций общественного питания, туроператоров, организаторов услуг и активностей для туристов и пр.), основными сдерживающими факторами развития отрасли в настоящее время являются:
— дефицит квалифицированных кадров;
— слаборазвитая логистическая и туристическая инфраструктура;
— отсутствие комплексного подхода к развитию туризма на уровне регионов;
— отсутствие единых стандартов качества, сервиса, ассортимента услуг;
— отсутствие государственной некоммерческой рекламы;
— несогласованность деятельности ведомств по развитию и поддержке туризма [2].
Основными мерами, которые необходимо реализовать в регионах Арктики, по мнению участников туристского рынка, должны стать:
— развитие инфраструктуры туризма;
— увеличение финансирования мероприятий;
— подготовка и обучение кадров в сфере туризма;
— включение мероприятий в федеральные/региональные государственные программы;
— налаживание межведомственного взаимодействия;
— создание эффективной системы информационно-рекламного продвижения;
— развитие консультирования и сопровождения частных инициатив;
— совершенствование российского законодательства в части регулирования деятельности в сфере туризма [2].
Успех Арктического региона на туристической карте России зависит от комплексного решения вышеуказанных вызовов, политической воли руководства региона в отношении опережающего развития сферы туризма и гостеприимства, а также программы конкретных действий, взаимосвязанных с интересами регионального правительства, местного бизнеса, профессионального туристического сообщества и целевой аудитории туристов. Это выверенная и устойчивая экосистема развития и поддержки туризма на территории региона, которая должна состоять из следующих элементов.
1. Туристический лидер в регионе.
Любая отрасль, имеющая социально-экономическое значения для региона, имеет своего лидера. Сфера туризма не является исключением. Более того, как отрасль с мультипликативным эффектом в экономике региона она должна централизованно управляться ответственным лицом на уровне региона, который удерживает всю систему управления туризмом на территории, в том числе на уровне муниципалитетов. Как показывает практика Арктических регионов, таким лидером может быть заместитель губернатора или председателя правительства или уполномоченный руководитель отдельного профильного исполнительного органа государственной власти. Туристический лидер является проводником изменений в туризме и держателем основного фокуса в реализации туристской политики в регионе, управляет региональной командой лиц, вовлеченных в развитие сферы туризма и гостеприимства на уровне органов местного самоуправления, местного бизнеса, образовательных организаций и профессиональных сообществ, а также отвечает за реализацию региональной программы действий, нацеленной на опережающее развитие туриндустрии для обеспечения качественного приема и обслуживания растущего потока туристов.
2. Стратегия развития туризма в регионе и программа мероприятий на 3–5 лет.
Целеполагание в туризме — важный этап развития региональной туриндустрии. В стратегии развития туризма описываются система целей, ключевые метрики к которым будет двигаться регион в сфере туризма, точки притяжения, на которые регион делает ставки в туризме, программа мероприятий в виде дорожной карты реализации прорывных и обеспечивающих проектов, анализ имеющихся и необходимых ресурсов как в регионе, так и на федеральном уровне. Здесь очень важен подход к развитию туризма не только с позиции руководителя региона, органа государственной власти или собственника турбизнеса, но и с позиции клиента
в туризме — того самого туриста, в которого целится регион при реализации стратегии. Анализ территории, ее действующих точек притяжения, инфраструктуры и сервиса в «тапках» туриста позволяет увидеть слепые места и ближайшие зоны развития в туризме, которые зачастую не требуют значительных ресурсов, но точно повысят удовлетворенность и возвращаемость туристов.
3. Регулярное стратегическое проектирование развития туриндустрии.
Наличие в регионе стратегии развития туризма на ближайшие 3–5 лет не отменяет необходимости ежегодного возврата к целям стратегии и их корректировки с учетом меняющихся глобальных социально-экономических условий, внешних и внутренних факторов конкретной территории, интересов, предпочтений и поведения самих туристов, а также развития цифровых и информационных технологий.
Стратегическое проектирование предполагает проведение форсайт-сессии с элементами стратегического планирования с обязательным участием туристического лидера региона, внешних экспертов, представителей профильных органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных организаций, разных ниш турбизнеса и профессиональных туристических сообществ. Результатом такой сессии являются фактический анализ потока туристов, актуальный портрет туриста региона, система скорректированных целей на ближайшие 1–2 года, согласованных с участниками региональной туриндустрии, моделирование объема туристского потока из целевых рынков, программа мероприятий по развитию туристской и обеспечивающей инфраструктуры в точках притяжения, реализация проактивной маркетинговой стратегии, подготовка необходимых кадров и их развитие для работы с развивающимися запросами туристов.
4. Региональный центр компетенций в сфере туризма.
С 2022 года в ряде российских регионов стали появляться центры компетенций в сфере туризма. Эта отдельная организационно-структурная единица внутри подведомственной государственной организации или самостоятельное учреждение (иногда на базе некоммерческого профессионального туробъединения) является ключевым игроком в экосистеме развития и поддержки туризма в регионе.
Необходимо отметить, что сфера туризма и гостеприимства — сегодня одна из самых трансформируемых отраслей экономики. С каждым месяцем меняются запросы туриста, его предпочтения, способы получения информации и критерии принятия решения, где и как провести свой отпуск, выходные или корпоративное мероприятие. И это требует от участников туристского рынка каждого Арктического региона системного анализа потребностей путешествующей аудитории, отслеживания происходящих трендов в туризме, поиска креативных направлений для обогащения региональной линейки туристических услуг и продуктов, создания ценности турпродуктов и правильной digital-упаковки услуг для туристов, формирования на опережение своих инвестиционных планов для привлечения финансирования из разных источников.
Такие задачи участникам туррынка помогает решить центр компетенций в сфере туризма и гостеприимства в регионе. В его функции может входить:
— анализ трендов и возможностей в туризме на туррынке региона и страны
в целом;
— проведение проектных и образовательных мероприятий для и с участием турбизнеса для совместного проектирования новых точек притяжения и реализации плана развития туристских услуг и продуктов региона;
— реализация проактивной, в меру агрессивной маркетинговой стратегии по продвижению точек притяжения региона, смыслов и ценностей их посещения;
— обучение специалистов органов местного самоуправления, курирующих сферу туризма в муниципальных образованиях региона;
— формирование алгоритма и чек-листа навигации и обслуживания туриста
в каждом муниципальном образовании региона;
— выявление и продвижение кейсов и лучших практик развития туристских объектов и услуг для активации предпринимателей и инициаторов проектов в сфере туризма и гостеприимства;
— владение информацией о потенциальных федеральных и региональных финансовых и нефинансовых ресурсах для запуска и развития туристских проектов в регионе.
5. Активное профессиональное туристическое сообщество в регионе.
Немногие регионы могут поделиться опытом объединения туригроков в профессиональное сообщество и их активной жизнью. Однако это важный элемент экосистемы развития и поддержки туризма в регионе. Такие объединения работают в ряде регионов: в Архангельской области это Архангельская региональная туристская ассоциация, в Мурманской области — Ассоциация Кольского туризма. Их основные задачи — объединение ресурсов турбизнеса для совместного продвижения туристского потенциала и развития туристского рынка региона, интеграция в региональные и федеральные проекты, а также формирование консолидированной позиции в отношении решения задач развития туризма. Именно такие сообщества выступают в роли инициаторов системных решений на уровне региона или муниципалитета, запускают региональные проекты и привлекают на это дополнительные внебюджетные ресурсы.
6. Система грантов для развития туристических проектов в регионе.
Развитие туристических проектов и предпринимательских инициатив в сфере гостеприимства невозможно без системы ресурсов в регионе. В силу разной обеспеченности бюджетов Арктических регионов такая система должна складываться из ресурсов, доступных на всех уровнях с предоставлением предпринимателям и инициаторам туристских проектов возможностей соединять разные финансовые и нефинансовые ресурсы для запуска и развития одного проекта. Сегодня такую систему ресурсов образуют:
— субсидии субъектам Российской Федерации на реализацию общественных
и предпринимательских инициатив в сфере туризма в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства»;
— региональные гранты туристских администраций Арктических регионов;
— льготное кредитование Минэкономразвития России, Центробанка России и Корпорации МСП в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство»;
— налоговые льготы при реализации инвестиционных проектов в статусе резидента Арктической зоны Российской Федерации;
— микрозаймы региональных микрокредитных организаций на развитие бизнеса в сфере туризма, в том числе с гарантийным обеспечением;
— гранты молодым предпринимателям на создание собственного дела в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство»;
— губернаторские гранты на реализацию общественных инициатив, в том числе
в сфере туризма и креативных индустрий;
— гранты Росмолодежи на реализацию молодежных проектов в сфере туризма
и креативных индустрий;
— гранты Президентского фонда культурных инициатив;
— гранты Фонда президентских грантов;
— нефинансовые меры поддержки центров «Мой бизнес» в Арктических регионах.
7. Интеграция туризма, экономики, креативных индустрий, образования и городской среды.
Туризм — не отдельно стоящая сфера в линейке отраслей экономики Арктического региона. С учетом ограниченности ресурсов на ее развитие туризм стоит рассматривать как дополняющую отрасль, смежную со следующими направлениями:
— экономика — клиент в туризме, прибывающий на территорию региона, оставляет каждый день минимум 7–10 тыс. рублей, реализуя свои амбиции туриста
и потребности обычного человека;
— креативные индустрии — зачастую именно запросы туристов и их опыт позволяют находить ниши для развития креативных индустрий, проектов и услуг;
— образование — сфера туризма и все ее игроки являются заказчиками новых методологий и форматов подготовки и развития кадров, опережая требования
к персоналу и лидерам туриндустрии и поддерживая непрерывное обучение занятых в туризме и гостеприимстве;
— городская среда — первое, с чем встречается турист, — это облик города или иной территории; по уровню базового благоустройства городской среды турист делает вывод о туристической привлекательности территории и потенциальной возможности здесь задержаться или приехать вновь.
Стратегия развития туризма и программа действий должны включать задачи развития этих смежных направлений для достижения синергетического эффекта в повышении туристической репутации региона.
Подводя итог, стоит отметить, что подходы к управлению опережающим развитием туризма определяются каждым регионом самостоятельно. От того, каким образом будет выстроена экосистема развития и поддержки туризма в регионе, зависят скорость трансформации региональной туриндустрии, ее соответствие актуальным трендам и запросам рынка, а также рост внимания и приверженности внутренних туристов к региону и, как следствие, вклад туризма в валовый региональный продукт.