В настоящее время объем экспортного грузооборота Республики Беларусь, который проходит через территорию Российской Федерации, составляет порядка 20 млн тонн. Основная номенклатура грузов — калийные удобрения, нефтепродукты, пиломатериалы в 40-футовых контейнерах, автотехника и различное оборудование, металлопрокат.
Уже сегодня ключевые морские операторы порта Архангельск предлагают адресный сервис для белорусских предприятий-экспортеров в части обеспечения гарантированного объема перевалки груза. Помимо этого белорусским грузоотправителям уже обозначена комплексная ставка по перевалке и перевозке грузов через морской порт Архангельск в направлении портов КНР, в настоящее время ведутся переговоры с экспортерами продукции ЛПК и логистическими компаниями республики.
О северном завозе
1 апреля 2024 года вступил в силу федеральный закон «О северном завозе» [4].
Принятие федерального закона о северном завозе — это важный шаг для налаживания упорядоченной схемы снабжения удаленных территорий, который позволил сформировать единый комплексный общегосударственный подход к организации северного завоза.
В Архангельской области существенная часть территорий значительно удалена от областного центра и имеет сложную транспортную доступность. Есть населенные пункты, куда добраться можно только летом по воде, в период межсезонья: до налаживания зимников или весной они практически отрезаны от Большой земли. Они расположены в семи районах Архангельской области.
Механизм северного завоза является важной составляющей жизнеобеспечения и развития северных территорий. Основная номенклатура грузов северного завоза в регионе — дизельное топливо, бензин, уголь, дрова, строительные материалы, медикаменты, продовольствие, иные промышленные товары для населения (мебель, одежда, бытовые приборы и пр.). Сформирован план северного завоза Архангельской области на период 2024–2026 годов, в среднем по году он составляет 26 тыс. тонн различных грузов.
В соответствии с законом формируется перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры — так называемая опорная сеть, имеющая критическое значение для построения оптимальных логистических маршрутов и обеспечения бесперебойного снабжения территорий северного завоза [4]. И что немаловажно, развитие этих объектов будет осуществляться в том числе в рамках федерального финансирования. Это принципиально, так как более 50% объектов речной инфраструктуры северного завоза — это необорудованные берега, которые нуждаются в должном обустройстве.
В рамках реализации федерального закона создается единый морской оператор северного завоза [4], который будет обеспечивать регулярные каботажные перевозки грузов между морскими портами с понятным графиком, правилами и с фиксированной ценой, что позволит исключить самостоятельный поиск рейсов судоходных компаний региональными предпринимателями. Тогда можно будет исключить риски сбоев в поставках товаров, удешевить и ускорить их доставку. Архангельская область активно включается в работу функционирования единого морского оператора, так как доставка в районы северного завоза региона морским и речным транспортом составляет порядка 40% от общего объема завоза грузов.
Кроме того, мощности основных терминалов Архангельского транспортного узла и флот региональных судоходных компаний могут выступать ключевыми участниками в организации перевозки грузов северного завоза для удовлетворения потребностей других субъектов Российской Федерации — участников северного завоза, что может превратить морской порт Архангельск в ключевой опорный порт северного завоза.
Перспективные инвестиционные проекты в сфере логистики
В целях перспективного развития порта Архангельск, всецело понимая стремительное увеличение его грузооборота, реализуются мероприятия Комплексного плана развития Архангельского транспортного узла на период до 2035 года, утвержденного правительством Российской Федерации в прошлом году, который предусматривает как развитие действующей транспортной и инженерной инфраструктуры транспортного узла, так и создание принципиально новых объектов [3].
Ключевым мероприятием Комплексного плана развития Архангельского транспортного узла является флагманский для региона перспективный инфраструктурный проект по строительству глубоководного района морского порта Архангельск в Двинском заливе Белого моря, севернее острова Мудьюг [3].
Этот проект имеет стратегически важное значение, в том числе как ключевой элемент развития Северного морского пути и региональных логистических мощностей в рамках политики «разворота на Восток».
Ключевые конкурентные преимущества проекта:
— длина подходного канала — 9,8 км;
— глубина канала и акватории — 16,4 м;
— максимально допустимая осадка — 14,5 м;
— возможность обработки морских судов с максимальным дедвейтом 75 тыс. тонн.
Учитывая различную номенклатуру предполагаемых к перевалке грузов, объем которых предварительно оценивается в 19,3 млн тонн, оптимальной в реализации представляется мультитерминальная модель проекта, что предлагает потенциальным грузоотправителям любую подходящую конфигурацию терминалов.
Помимо строительства внутрипортовой инфраструктуры проект предусматривает развитие сопутствующей транспортной инфраструктуры на подходах к новому району:
— строительство железной дороги протяженностью 70 км [3];
— строительство автомобильной дороги протяженностью 50 км [3].
Важно отметить, что этот проект будет обеспечен необходимыми провозными мощностями, что заложено в экономической модели проекта. Предполагается строительство флота ледового класса для обеспечения круглогодичной навигации и оптимальной конкурентоспособной ставки морского фрахта для грузоотправителей со следующими характеристиками: ледовый класс Arc 7, dwt 75 тыс. т, контейнеровместимость — 5000 TEU.
В части грузовой базы проект не будет конкурировать с Мурманским транспортным узлом ввиду непересекающихся грузопотоков, традиционно сконцентрированной работы Мурманского порта на аффилированных производителей («Фосагро», СУЭК, «Норникель») и ограниченности потенциала расширения пропускной способности Мурманского транспортного узла (логистика через порт Мурманск относительно Архангельска удлиняет наземное плечо на 900 км, или на двое суток).
Архангельский глубоководный район дополнит существующую транспортную инфраструктуру, тем самым позволив снизить дефицит портовых глубоководных мощностей в западном сегменте Российской Арктики.
Ожидаемые результаты проекта:
— создание более 2 тыс. рабочих мест в регионе;
— более 460 млрд рублей поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
— увеличение грузооборота на маршруте СМП — более 19 млн тонн;
— более 300 млрд рублей инвестиций в развитие Архангельской области.
Стратегическим партнером в рамках реализации проекта строительства нового глубоководного района порта Архангельск является госкорпорация «Росатом», которая сегодня является единым инфраструктурным оператором Севморпути.
Строительство глубоководного района создаст базу для реализации инвестиционных проектов в Арктической зоне. В регионе сформированы условия для развития бизнеса — в первую очередь за счет режима Арктической зоны Российской Федерации. Сегодня 68% всех резидентов АЗРФ зарегистрированы в Архангельской агломерации и активно развивают свои проекты. Общий объем инвестиций — порядка 131,7 млрд рублей, из которых в основной капитал уже вложено 23,6 млрд рублей. В рамках проектов будет создано более 6,5 тыс. новых рабочих мест.
Формирование арктического транспортного флота
Сегодня с учетом необходимости импортозамещения остро стоит вопрос строительства новых верфей, которые смогут закрыть потребности как в появлении нового арктического флота, так и в обновлении действующего. Сейчас средний возраст эксплуатируемых в Арктике судов составляет 27–28 лет. Согласно статистическим данным, за последние 20 лет было списано более 580 судов арктического флота, а введено в эксплуатацию только 224 [9].
У судов, тяготеющих к морскому порту Архангельск и пользующихся судоремонтными услугами архангельских верфей (порядка 272 морских судна), потребность в судоремонте в 3 раза превышает предложение. С учетом ввода новых мощностей действующими судоремонтными предприятиями региона в среднесрочной перспективе спрос в 1,5 раза будет превышать предложение [9].
Архангельская область является центром судостроения и судоремонта, а оборонные гиганты Северодвинска («Севмаш», «Звездочка», «Арктика») строят и ремонтируют суперсовременные атомные подводные лодки и военные корабли. Регион обладает высоким кадровым потенциалом для дальнейшего развития судостроения и судоремонта: профильные учебные заведения, а их в регионе девять, ежегодно выпускают 900 человек для данной отрасли.
Таким образом, сегодня Архангельская область — наиболее подготовленный для дальнейшего развития судостроения и судоремонта регион.
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) до сентября 2024 года намерена определиться с местом строительства новой крупнотоннажной верфи.
К заявленным ранее локациям (Петербург и Ленобласть) добавились Мурманский и Архангельский регионы. Уже проведена проработка потенциальных площадок и оценены наиболее важные факторы, которые могут повлиять на объемы первоначальных инвестиций и прогнозируемые операционные расходы [10].
Новая верфь будет рассчитана на строительство крупнотоннажных судов и, предварительно, сможет производить до 12 судов в год. Сроком реализации проекта в Минпромторге называют 2031–2032 годы [10].
О форуме «Арктика — Регионы»
8–9 августа 2024 года в городе Архангельске прошел II форум «Арктика — Регионы», ежегодное проведение которого в прошлом году поддержал Юрий Трутнев. Генеральным партнером форума выступила госкорпорация «Росатом», а основным организатором — ООО «Нева-Интернешнл».
Основная тематика форума была посвящена судоходству и морской логистике Северного морского пути, налаживанию транспортных потоков и развитию портовой инфраструктуры. В рамках форума была организована масштабная выставочная экспозиция, предусмотрены культурная и экскурсионная программы.
Заключение
Подводя итог, особо хотелось бы подчеркнуть важность прошедшего Петербургского экономического форума, на котором представители Архангельской области во главе с губернатором Александром Цыбульским уделили особое внимание арктической теме и конкретно Северному морскому пути.
Отражением амбициозных планов региона в части развития Северного морского пути и морского порта Архангельск является высказывание губернатора Архангельской области: «Всё это заставило меня дерзнуть и сказать, что, ставя перед нами задачу повысить объем грузооборота по СМП до 200 млн тонн к 2030 году, Президент России нас сильно пожалел. Нужно стремиться существенно перевыполнить план, ускоряя темпы, чтобы не потерять главное — курс», — заявил А. В. Цыбульский [6].
Сегодня с уверенностью можно сказать, что Архангельская область готова к осуществлению «миссии эпохи», которую на площадке форума обозначил губернатор, говоря о стратегическом развитии арктических территорий и Северного морского пути.