Проблемы, порождаемые несбалансированностью интересов государства, местного населения и частных инвесторов, реализующих крупные инвестпроекты на территории АЗРФ
26 октября 2020 года указом Президента Российской Федерации № 645 утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года [31]. Данная стратегия разработана в целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, которые были утверждены на полгода раньше указом Президента Российской Федерации от 05.03.2020 № 164 [32]. В ответ на внешние вызовы в оба стратегических документа практически синхронно вносятся изменения, последний раз это было в феврале 2023 года.
Само появление двух таких документов — убедительное свидетельство признания высшим руководством нашей страны стратегического значения Арктики и ее роли в обеспечении национальной безопасности Государства Российского. Данный факт нашел свое подтверждение в обновленных версиях двух важнейших стратегических документов — Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Концепции внешней политики Российской Федерации.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 [33], пункт 101 данного документа, в числе задач, решение которых обеспечивает достижение целей внешней политики Российской Федерации, называет «обеспечение интересов Российской Федерации, связанных с освоением космического пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики» (подпункт 17 данного пункта). А в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 31.03.2023 № 229 [34], Арктике посвящен пункт 50, представляющий собой целый отдельный раздел «Арктика», включающий четыре подпункта.
Основы государственной политики в Арктике, Стратегия развития АЗРФ, ряд других стратегических документов федерального уровня, затрагивающих развитие Арктики, а также стратегии развития регионов и муниципальных образований, входящих в АЗРФ, и мастер-планы опорных населенных пунктов АЗРФ призваны конкретизировать положения этих двух главных стратегических документов.
В частности, распоряжением правительства Российской Федерации от 01.08.2022 № 2115-р [35] был утвержден План развития Северного морского пути на период до 2035 года. В прошлом году принят федеральный закон «О северном завозе» от 04.08.2023 № 411-ФЗ [36], а к настоящему моменту вступила в действие вся система подзаконных актов, обеспечивающих реализацию его норм. Постепенно складывается целостная система стратегических документов, увязывающая между собой общие документы и специализированные, а также стратегии разных уровней — от федерального до муниципального. Но в этой системе присутствует ряд противоречий.
Во-первых, согласно федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ [37], стратегические документы целеполагания являются долгосрочными. Однако реальный практический опыт стратегического планирования свидетельствует о том, что в современных условиях «турбулентности» подобные документы, разработанные, как правило, на срок 10 лет и более, в значительной мере устаревают уже через пять лет. И возникает вполне разумный вопрос: а зачем в принципе нужно заниматься стратегическим планированием в подобной ситуации?
Самый простой ответ заключается в том, что в таком случае лучше вообще обойтись без стратегии и действовать по ситуации. Однако чем такой способ работы отличается от того, чтобы плыть по течению, не имея стратегической рамки, которая по идее должна выполнять функцию компаса?! На взгляд автора, более мудрая позиция заключается в признании того факта, что в условиях «турбулентности» роль стратегии только возрастает. Без стратегии невозможны осмысленная приоритизация проектов и мобилизация ресурсов. Но в быстро изменяющейся внешней среде эффективная стратегия должна быть именно компасом, а не жестким планом. Поэтому, чтобы не относиться к стратегии как к имитационному документу, не связанному с жизнью, стратегию нужно регулярно пересматривать. Как показывает опыт Республики Саха (Якутия), подобный пересмотр целесообразно осуществлять по завершении каждого этапа реализации стратегии с учетом реально достигнутых результатов. Но этот принцип касается не только регионального, но и других уровней стратегического планирования.
В некоторых ситуациях такой пересмотр стратегии будет лишь адаптацией к изменениям внешней среды, например пересмотром значений целевых показателей, не затрагивающихконцептуальное ядро, а в других — кардинальной переработкой, сменой стратегии. В том, чтобы отличить первый случай от второго и своевременно провести необходимые изменения, и заключается искусство стратегического планирования. А организационным условием того, что изменения действительно будут внесены вовремя, является процедура актуализации стратегии, которую рекомендуется проводить не реже, чем раз в пять-шесть лет.
Во-вторых, целеполагание в вопросах развития Российской Арктики определено рядом стратегических документов. При этом некоторые из показателей в разных документах, действующих одновременно, не совпадают. Например, прогнозируемый объем грузопотока по Севморпути (в Стратегии развития АЗРФ — 90 млн тонн в 2030 году, 130 млн тонн в 2035 году, а в Плане развития Северного морского пути — 150 млн тонн в 2030 году, 220 млн тонн в 2035 году). На какие показатели следует ориентироваться в подобных противоречивых ситуациях и почему?
Формально ответ на данный вопрос довольно прост: в подобных противоречивых ситуациях следует ориентироваться на значения целевых показателей из документов, которые были утверждены или актуализированы позже. И в процессе ближайшей актуализации других документов необходимо синхронизировать значения соответствующих целевых показателей. Однако на практике процедура синхронизации может оказаться не такой уж простой: в актуализируемом документе показатели увязаны между собой, и синхронизация значений одного целевого показателя, скорее всего, потребует изменений и других. А они синхронизированы с какими-то иными документами. В результате, разрешив противоречие между одной парой документов, мы породим его между другой парой. И это противоречие придется разрешать уже при актуализации следующего документа. В итоге получается, что, даже осуществляя пересмотр значений целевых показателей, не затрагивающий концептуальные ядра стратегических документов, мы имеем дело не со статичной, а с живой системой и с обновляемым потоком данных.
В-третьих, некоторые актуальные тенденции в области стратегического планирования в Арктической зоне не отражены в Стратегии развития АЗРФ, например концепция опорных населенных пунктов (муниципальных образований) АЗРФ, зафиксированная распоряжением правительства Российской Федерации от 28.11.2023 № 3377-р [13]. Как должны решаться подобные ситуации?
На взгляд автора, данная концепция формирует новый институт, обладающий стратегическим значением для освоения Российской Арктики. И этот институт обязательно должен стать органической частью Стратегии развития АЗРФ при ее ближайшей актуализации, причем, поскольку речь идет о концепции, это как раз тот случай, когда затрагивается концептуальное ядро Стратегии, то есть речь идет об изменении не только отдельных показателей и мероприятий, но и о корректировке или даже трансформации целей, задач, приоритетов и т. д., ведь сеть опорных населенных пунктов и агломераций при достаточных капиталовложениях, которые сейчас обосновываются в рамках мастер-планов этих муниципальных образований, существенно повысит инвестиционный потенциал АЗРФ и расширит возможности привлечения бизнеса для реализации мероприятий Стратегии. В результате в Стратегии появятся не только новые мероприятия, но и возможность постановки новых, более амбициозных задач и даже целей.
В-четвертых, представляется, что документы государственного стратегического планирования, касающиеся развития АЗРФ, слабо увязаны с инвестиционными программами компаний, которые присутствуют на этих территориях. Достаточны ли имеющиеся инструменты гармонизации интересов государства и бизнеса для привлечения независимых экономических агентов к выполнению намеченных стратегических планов?
Здесь мы имеем две стороны медали. С одной стороны, мы располагаем достаточно широким набором апробированных инструментов гармонизации интересов государства и бизнеса для стимулирования предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций в Арктическую зону России. Это и меры господдержки предпринимательской деятельности (в частности, МСП), и налоговые льготы (в частности, предоставляемые в рамках ТОСЭР), и меры поддержки северного завоза, и субсидирование авиаперевозок, и инструменты ГЧП, и размещение прямых госзаказов. Но, с другой стороны, довольно часто инвестиционные программы крупных федеральных компаний, разворачивающих добычу ресурсов на территории АЗРФ, оказываются не скоординированы с целями и задачами развития тех муниципальных образований, которым принадлежат эти территории, причем во многих случаях речь идет о целях и задачах, представленных даже в стратегических документах федерального уровня. С такими противоречиями автор вместе со своими коллегами столкнулся при разработке мастер-планов опорных населенных пунктов Арктической зоны.
Типичная ситуация такова: федеральная компания получает лицензию на разработку месторождения, а дальше оптимизирует свою деятельность на территории так, как считает нужным. Это касается использования вахтового метода, развития транспортной инфраструктуры (в частности, выбора мест для строительства портовых терминалов), определения маршрутов для доступа к месторождениям, использования местного сырья и кадров при реализации инвестпроектов и эксплуатации построенных объектов. Например, ПАО «НК «Роснефть» и угольная компания ООО «Северная звезда», работающие на территории городского поселения Диксон (это муниципальное образование занимает площадь, сопоставимую с Великобританией или крупнейшим японским островом Хонсю), строят нефтяной и угольный терминалы в десятках километров от поселка Диксон, хотя еще
в XIX веке знаменитый шведский мореплаватель А. Э. Норденшельд, в 1878–1879 годах первым в истории пройдя Северо-восточным проходом из Гетеборгской гавани через Берингов пролив в Тихий океан, назвал Диксон «лучшей пристанью на всем северном берегу Азии» [38]. Несмотря на то что за постсоветские годы население поселка Диксон сократилось более чем в 16 раз и сейчас составляет всего 309 человек, порт Диксон сохраняет ряд важных функций, связанных с обеспечением безопасности судоходства на Севморпути. Зона ответственности порта Диксон простирается до Берингова пролива, а его роль прописана во всех стратегических документах развития АЗРФ.
Осваивая месторождения и реализуя свои инвестиционные программы, обе вышеупомянутые компании действуют исключительно вахтовым методом. Наземной связи между строящимися портовыми терминалами и поселком Диксон нет и пока не предвидится. В результате возникает парадокс: гигантские инвестиции «Роснефти» и «Северной звезды» не приносят ни порту, ни поселку Диксон почти ничего за исключением налоговых платежей «Северной звезды в бюджет городского поселения Диксон, которые пока невелики. Это свидетельствует о недостатке стратегической координации на федеральном уровне.
Чисто формально описанное противоречие устранено за счет того, что нефтяной и угольный терминалы юридически включены в состав порта Диксон, территория которого была соответствующим образом расширена. Но очевидно, что это яркий пример «работы на показатели», притом что реальная проблема просто прячется за бюрократическими формулировками. Представляется, что инструментом стратегической координации, позволяющим избежать подобных казусов, может быть использование норм федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» [39], 15-я статья которого определяет цели лицензирования пользования недрами. Согласно пункту 3 приведенного в данной статье перечня целей лицензирования пользования недрами, в их число входит «соблюдение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на соответствующей территории, и всех граждан Российской Федерации». К сожалению, эта норма не устанавливает конкретных требований к получателю лицензии, и санкций за ее нарушение не предусматривается. Для того чтобы эта норма не осталась декларативной, необходимо при выдаче лицензии вводить увязку соблюдения интересов населения с налоговыми платежами, предусмотренными разделом V данного закона («Платежи при пользовании недрами», статьи 39–43).
В условиях роста стратегического значения Арктики и обострения международной конкуренции за ее ресурсы необходимо сохранение постоянного населения АЗРФ, а в опорных населенных пунктах и рост его численности. Без этого отстоять лидирующие позиции России в Арктике, завоеванные предыдущими поколениями, будет невозможно. Поэтому привлечение независимых экономических агентов к выполнению намеченных стратегических планов развития АЗРФ должно основываться на стратегической координации усилий государства и бизнеса, обеспечивающей рост человеческого потенциала Российской Арктики.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что автор смотрит на перспективы развития АЗРФ оптимистично. Целостная система стратегических документов для управления развитием Арктической зоной выстроена, теперь дело за построением на ее основе современной системы стратегического управления, обеспечивающей преодоление рассмотренных выше противоречий на основе скоординированной работы всех заинтересованных сторон, включая органы государственного и муниципального управления всех уровней, бизнес и общественность.