Согласно статье 80 Экологического кодекса Республики Саха (Якутия), режим особой охраны природных парков и государственных природных заказников устанавливается их положениями, утверждаемыми главой Республики Саха (Якутия), режим особой охраны остальных особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения устанавливается их положениями в соответствии с типовыми положениями, утверждаемыми правительством Республики Саха (Якутия).
К примеру, согласно Типовому положению о ресурсных резерватах (Эркээйи Сирдэр) Республики Саха (Якутия), утвержденному постановлением правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2017 г. № 126, в ресурсных резерватах помимо охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности также могут допускаться любительская и спортивная охота по согласованию с исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным в области охраны окружающей среды, при условии сохранения природных комплексов и объектов в зонах традиционного природопользования ресурсных резерватов.
Таким образом, разработанный законопроект не противоречит действующему законодательству и не вносит существенных изменений в регулирование устоявшихся общественных отношений в сфере охраны окружающей среды. Большая часть правовых норм лишь закрепляет и раскрывает существующий порядок осуществления охоты на ООПТ, установленный действующим законодательством, то есть они имеют производный характер. Собственно, возможность осуществления охоты на ООПТ определяется законодательством в сфере ООПТ, которое в свою очередь содержит те или иные ограничения и допущения хозяйственной деятельности, исходя из установленного режима особой охраны ООПТ.
Главным нововведением законопроекта является регулирование процесса организации охоты на ООПТ. Пунктом 6 статьи 1 законопроекта устанавливается, что охота на особо охраняемой природной территории на охотничьи ресурсы, в отношении которых устанавливается лимит добычи, организуется природоохранным учреждением, в управлении которого находится особо охраняемая природная территория, на основании договора по организации любительской и спортивной охоты в порядке, утвержденном органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным в области охраны окружающей среды. Данное положение в случае его принятия расширяет и развивает функции природоохранных учреждений, поскольку по действующему законодательству они ограничены лишь выдачей разрешений на добычу охотничьих ресурсов на ООПТ. При этом в дальнейшем необходимо будет наблюдать за тем, насколько эффективно и безопасно это будет реализовано на практике.
Очевидно, что принимаемые сегодня меры по организации и развитию любительской и спортивной охоты на ООПТ тесно связаны со стремлением развивать экологический туризм, используя уникальный природный потенциал республики, как это делается в Канаде, США и других странах, где широко развит экологический, в том числе охотничий, туризм в природных заповедниках и национальных парках.
Популярность посещения ООПТ в Якутии в последние годы растет. К примеру, согласно отчету группы особо охраняемых природных территорий минэкологии РС(Я) за 2022 год, на посещение ООПТ республики было выдано 10 295 разрешений физическим лицам, 143 разрешения юридическим лицам (на 39% больше, чем в 2021 году). При этом большая часть разрешений юридическим лицам была выдана туроператорам, с которыми заключено соглашение о взаимодействии и на транзитный проезд через ООПТ.
Перспективы использования особо охраняемых природных территорий Якутии для организации экологического туризма в последние годы активно обсуждаются учеными и институциональными участниками туризма. К примеру, о том, что осуществление экологического туризма в Якутии ввиду долгосрочной передачи всех охотничьих угодий в частные владения возможно только в участках ООПТ, писал Николаев А. А. [9].
Вместе с тем хотелось бы отметить, что такое развитие экологической политики
в большей степени диктуется текущим состоянием охотничьей отрасли в республике, нежели нехваткой охотничьих угодий. Расширение использования охотничьих ресурсов на ООПТ обусловлено естественным стремлением охотничьего хозяйства адаптироваться к условиям рыночной экономики, в которых оно пытается выживать.
На сегодняшний день охотничье хозяйство Республики Саха (Якутия) сохраняет промысловый характер использования охотничьих ресурсов и продолжает базироваться на промышленной добыче соболя и дикого северного оленя в отличие от Российской Федерации, которая за последние 10 лет практически полностью перешла на извлечение выручки исключительно от организации любительской и спортивной охоты, преимущественно на кабана. Такое расхождение в развитии отрасли вполне закономерно и подтверждается исследованиями, которые говорят о том, что процесс перестройки охототрасли в разных местах проходил и продолжается неравномерно и с разной скоростью [7].
При этом в республике в последние годы существенно снижаются количество охотпользователей (с 382 в 2013 году до 317 в 2022-м), площадь закрепленных охотничьих угодий (рис. 1), объемы общих затрат на ведение охотничьего хозяйства и выручка от реализации продукции охоты и оказанных услуг (рис. 2).
РИС. 1. ИЗМЕНЕНИЕ ПЛОЩАДИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ОХОТНИЧЬИХ УГОДИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) С 2013 ПО 2022 Г., ТЫС. ГА