Об охоте на особо охраняемых природных территориях в Республике Саха (Якутия)

АННОТАЦИЯ


Особо охраняемые природные территории Якутии, особенно в ее Арктической зоне, представляют собой уникальную кладовую природных ресурсов, находящуюся под особой защитой государства. Организация их бережного использования выступает важнейшей задачей в вопросе охраны окружающей среды. В данной статье выполнен правовой анализ нововведений, предусмотренных законопроектом правительства Республики Саха (Якутия) о внесении изменений в закон Республики Саха (Якутия) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» в целях развития регулирования охоты на особо охраняемых природных территориях республиканского и местного значения с точки зрения действующего законодательства в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и особо охраняемых природных территорий.
В начале 2024 года в медиаполе Якутии распространились новости о том, что в республике хотят легализовать охоту на особо охраняемых природных территориях, что вызвало ажиотаж со стороны различных представителей СМИ и встревожило общество, которое увидело в этом угрозу вмешательства в сохранение уникальных природных систем Якутии в угоду состоятельным гражданам. К примеру, в одном из источников была опубликована новость с заголовком «Власти Якутии узаконят ВИП-охоту на Лямпушке», в которой заявляется, что «теперь охота будет разрешена на особо охраняемых природных территориях» [6].

Действительно, в 2023 году правительством Республики Саха (Якутия) был разработан законопроект для внесения изменений в статью 13 закона Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2013 года З № 1279-IV «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов». Согласно прилагаемой пояснительной записке, законопроектом предлагается регулировать вопросы ведения охоты, за исключением промысловой, на особо охраняемых природных территориях (далее — ООПТ), с учетом их режима особой охраны.

Вместе с тем указанная статья республиканского закона и в действующей редакции допускает возможность осуществления охоты на ООПТ в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Саха (Якутия) и муниципальными правовыми актами об ООПТ, а также с режимом природопользования, установленным на этих территориях.

Согласно части 2 статьи 14 федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на ООПТ допускается любительская и спортивная охота в соответствии с указанным федеральным законом и законодательством об ООПТ.

Режимы особой охраны для ООПТ федерального значения установлены федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Единственное точно определенное ограничение осуществления охоты установлено подпунктом е пункта 2 статьи 15 данного федерального закона исключительно в отношении промысловой охоты на территориях национальных парков.

В свою очередь разрабатываемый республикой законопроект в принципе не предусматривает возможность осуществления промысловой охоты независимо от категории ООПТ. Такой подход создает дополнительный запас прочности для охраны существующего биоразнообразия во всех категориях ООПТ, несмотря на наличие не запрещенных законом возможностей организации промысловой охоты в других категориях ООПТ, за исключением национальных парков.

Законопроект в первую очередь устанавливает более детальное правовое регулирование охоты на ООПТ республиканского и местного значения. Так, пунктом 2 новой редакции правовой нормы уточняются конкретные виды охоты, которые могут допускаться в соответствии с режимом ООПТ, в том числе любительская и спортивная охота; охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научными организациями и образовательными организациями; охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов при проведении мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и др.

Категории и режимы охраны ООПТ регионального и местного значения в Якутии регулируются Экологическим кодексом Республики Саха (Якутия). Согласно кодексу, в Республике Саха (Якутия) устанавливаются следующие категории ООПТ республиканского и местного значения: природные парки (Аан Айылгылар); государственные природные заказники; памятники природы (Айылга Мэнэлэрэ); дендрологические парки и ботанические сады; ресурсные резерваты (Эркээйи Сирдэр); охраняемые ландшафты (Улуу Туолбэлэр); уникальные озера; зоны покоя; геологические парки (геопарки).

В соответствии с ним по приказу министерства экологии, природопользования
и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2023 г. № 01-05/1-827 «Об утверждении Реестра особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия)» в республике на текущий момент действуют 232 ООПТ на общей площади 115 973 тыс. га (табл. 1).

ТАБЛ.1. КОЛИЧЕСТВО И ПЛОЩАДЬ ООПТ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Согласно статье 80 Экологического кодекса Республики Саха (Якутия), режим особой охраны природных парков и государственных природных заказников устанавливается их положениями, утверждаемыми главой Республики Саха (Якутия), режим особой охраны остальных особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения устанавливается их положениями в соответствии с типовыми положениями, утверждаемыми правительством Республики Саха (Якутия).

К примеру, согласно Типовому положению о ресурсных резерватах (Эркээйи Сирдэр) Республики Саха (Якутия), утвержденному постановлением правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2017 г. № 126, в ресурсных резерватах помимо охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности также могут допускаться любительская и спортивная охота по согласованию с исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным в области охраны окружающей среды, при условии сохранения природных комплексов и объектов в зонах традиционного природопользования ресурсных резерватов.

Таким образом, разработанный законопроект не противоречит действующему законодательству и не вносит существенных изменений в регулирование устоявшихся общественных отношений в сфере охраны окружающей среды. Большая часть правовых норм лишь закрепляет и раскрывает существующий порядок осуществления охоты на ООПТ, установленный действующим законодательством, то есть они имеют производный характер. Собственно, возможность осуществления охоты на ООПТ определяется законодательством в сфере ООПТ, которое в свою очередь содержит те или иные ограничения и допущения хозяйственной деятельности, исходя из установленного режима особой охраны ООПТ.

Главным нововведением законопроекта является регулирование процесса организации охоты на ООПТ. Пунктом 6 статьи 1 законопроекта устанавливается, что охота на особо охраняемой природной территории на охотничьи ресурсы, в отношении которых устанавливается лимит добычи, организуется природоохранным учреждением, в управлении которого находится особо охраняемая природная территория, на основании договора по организации любительской и спортивной охоты в порядке, утвержденном органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным в области охраны окружающей среды. Данное положение в случае его принятия расширяет и развивает функции природоохранных учреждений, поскольку по действующему законодательству они ограничены лишь выдачей разрешений на добычу охотничьих ресурсов на ООПТ. При этом в дальнейшем необходимо будет наблюдать за тем, насколько эффективно и безопасно это будет реализовано на практике.

Очевидно, что принимаемые сегодня меры по организации и развитию любительской и спортивной охоты на ООПТ тесно связаны со стремлением развивать экологический туризм, используя уникальный природный потенциал республики, как это делается в Канаде, США и других странах, где широко развит экологический, в том числе охотничий, туризм в природных заповедниках и национальных парках.

Популярность посещения ООПТ в Якутии в последние годы растет. К примеру, согласно отчету группы особо охраняемых природных территорий минэкологии РС(Я) за 2022 год, на посещение ООПТ республики было выдано 10 295 разрешений физическим лицам, 143 разрешения юридическим лицам (на 39% больше, чем в 2021 году). При этом большая часть разрешений юридическим лицам была выдана туроператорам, с которыми заключено соглашение о взаимодействии и на транзитный проезд через ООПТ.

Перспективы использования особо охраняемых природных территорий Якутии для организации экологического туризма в последние годы активно обсуждаются учеными и институциональными участниками туризма. К примеру, о том, что осуществление экологического туризма в Якутии ввиду долгосрочной передачи всех охотничьих угодий в частные владения возможно только в участках ООПТ, писал Николаев А. А. [9].

Вместе с тем хотелось бы отметить, что такое развитие экологической политики
в большей степени диктуется текущим состоянием охотничьей отрасли в республике, нежели нехваткой охотничьих угодий. Расширение использования охотничьих ресурсов на ООПТ обусловлено естественным стремлением охотничьего хозяйства адаптироваться к условиям рыночной экономики, в которых оно пытается выживать.

На сегодняшний день охотничье хозяйство Республики Саха (Якутия) сохраняет промысловый характер использования охотничьих ресурсов и продолжает базироваться на промышленной добыче соболя и дикого северного оленя в отличие от Российской Федерации, которая за последние 10 лет практически полностью перешла на извлечение выручки исключительно от организации любительской и спортивной охоты, преимущественно на кабана. Такое расхождение в развитии отрасли вполне закономерно и подтверждается исследованиями, которые говорят о том, что процесс перестройки охототрасли в разных местах проходил и продолжается неравномерно и с разной скоростью [7].

При этом в республике в последние годы существенно снижаются количество охотпользователей (с 382 в 2013 году до 317 в 2022-м), площадь закрепленных охотничьих угодий (рис. 1), объемы общих затрат на ведение охотничьего хозяйства и выручка от реализации продукции охоты и оказанных услуг (рис. 2).

РИС. 1. ИЗМЕНЕНИЕ ПЛОЩАДИ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ОХОТНИЧЬИХ УГОДИЙ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) С 2013 ПО 2022 Г., ТЫС. ГА
РИС. 2. ОБЪЕМЫ ОБЩИХ ЗАТРАТ НА ВЕДЕНИЕОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА И ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ОХОТЫ И ОКАЗАННЫХУСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)ЗА 2013–2022 ГГ., ТЫС. РУБ.
Кроме того, за последние десять лет (с 2013 по 2022 год) в охотничьем хозяйстве республики более чем в два раза выросли расходы на приобретение сырья, материалов для производства и продажи продукции (оказания услуг) — с 11,7 до 23,8%. Расходы на приобретение топлива выросли с 9,5 до 24,9%. Затраты на оплату труда выросли с 13 до 20,8%.

Отдельно стоит отметить проблему кадрового обеспечения охотничьих хозяйств, сопровождаемую двойным снижением средней численности работников, занятых в охотничьем хозяйстве, в том числе ничтожно низкое количество квалифицированных специалистов (охотоведов, профессиональных охотников), что только усиливает проблемы охотничьего промысла (рис. 3).

РИС. 3. СРЕДНЯЯ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ В ОХОТНИЧЬЕМ ХОЗЯЙСТВЕ, ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) ЗА 2013–2022 ГГ., ЧЕЛ.
Таким образом, охотничье хозяйстве в республике сталкивается с серьезными вызовами восполнения ликвидности отрасли. Рентабельность заготовки пушнины, как показала практика, является труднопрогнозируемой, поэтому основываться только на добыче пушных зверей с учетом складывающихся тенденций весьма нецелесообразно.

Существует также мнение, что наличие в стране общедоступных охотничьих угодий является если не основной, то одной из основных причин продолжающейся стагнации охотничьего хозяйства страны после кризиса в 1990-е годы [8]. Таким образом, в условиях рыночной экономики охотничья отрасль будет так или иначе стремиться к определенной монополии на рынке охотничьих услуг, что, безусловно, окажет влияние на социально-экономическую политику в данной сфере.

Исходя из этого, попытка развития охотничьего туризма и сектора охотничьих услуг в целом, в том числе и на ООПТ как наиболее богатых востребованными охотничьими ресурсами, является закономерным шагом по развитию отрасли. На данном этапе охота на ООПТ будет осуществляться под управлением государственных природоохранных учреждений, но в будущем не исключено, что назреет вопрос об их передаче под управление частных предприятий и об установлении монополии частного капитала.

Что касается угрозы нарушения естественного состояния окружающей среды, то грамотное осуществление охоты при условии научно и биологически обоснованного изъятия животных из природной среды, отвечающего определенной фазе движения численности, в принципе не представляет серьезной угрозы и, более того, выступает единственным способом регулирования численности животных для достижения баланса при обеспечении биоразнообразия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. — 2009. — № 137.
2. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Российская газета. — 1995. — № 57.
3. Закон Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2023 г. 2609-З № 1129-VI «Экологический кодекс Республики Саха (Якутия)» // Якутские ведомости. — 2023. № 13.
4. Закон Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2013 г. З N 1279-IV «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» // Якутские ведомости. — 2013. № 30.
5. Постановление правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2017 г. № 126 «Об утверждении Типового положения о ресурсных резерватах (Эркээйи Сирдэр) Республики Саха (Якутия)» // Якутские ведомости. — 2017. № 17.
6. Власти Якутии хотят узаконить ВИП-охоту на Лямпушке (авт. Саша Александрова) // SAKHADAY.RU: интернет-издание. 2024. 15 февраля. — URL: https://sakhaday.ru/news/vlasti-yakutii-uzakonyat-vip-ohotu-na-lyampushke?from=timeline.
7. Агафонов Г. М. Сравнительные показатели охотничьего хозяйства Азиатской части России // Вестник ИрГСХА. — 2019. № 93. — С. 36–45.
8. Сухомиров Г. Трансформация охотничьего хозяйства России и пути решения его проблем в настоящее время / Г. Сухомиров, А. Баталов // Охота и охотничье хозяйство. 2021. № 9. — С. 1-6.
9. Николаев А. А. Особо охраняемые природные территории Якутии для организации экологического туризма // Успехи современного естествознания. — 2019. № 10. — С. 89–94.
About Hunting in Specially Protected Natural Areas in the Sakha Republic (Yakutia)

ABSTRACT


The specially protected natural territories of Yakutia, especially in its Arctic zone, represent a unique storehouse of natural resources under special protection of the state. The organization of their careful use is the most important task in the issue of environmental protection. This article provides a legal analysis of the innovations provided for by the draft law of the Government of the Republic of Sakha (Yakutia) on amendments to the Law of the Republic of Sakha (Yakutia) «On Hunting and Conserva-tion of hunting resources» in order to develop the regulation of hunting in specially protected natural territories of national and local significance, from the point of view of the current legislation in the field of hunting, conservation of hunting resources and specially protected natural territories.

DOI: 10.51823/74670_2024_2_64
УДК: 502.72, 639.1.05
Скачать PDF