Подтверждением тому служит дело семейно-родовой общины КМНС «Кунноир» против АО «Краслесинвест», разрешенное в пользу коренных жителей. Решением Эвенкийского районного совета депутатов от 19 марта 2021 года № 4-1886-25 в границахлесных (земельных) участкови промысловых угодий,закрепленных за общиной и используемых ею, была образована ТТП КМН РФ, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района. Согласно положению о данной ТТП, на ней установлен особый правовой режим, предусматривающий ограничение всякой хозяйственно-экономической деятельности, не связанной с развитием традиционного природопользования и традиционного образа жизни
КМНС. Создав ТТП, община КМН усилиласвою позицию в суде, взыскавс лесозаго- товительной компанииболее 78 млн рублей [14].
Во всех иных случаях (например, в пределах МТП и ТХД без образования ТТП) право на традиционное природопользование реализуется с ограничениями, обусловленными балансом интересов традиционных и современных природопользователей. И, конечно, баланс может меняться с учетом новых национальных задач.
Арктическая зона РФ как новое пространство реализации права на традиционное природопользование коренных малочисленных народов РФ
По оценкам экспертов, в Российской Арктике проживают народы из почти половины перечня КМН ССиДВ РФ [15]. Первоначально, в момент принятия указа Президента РФ № 296 от 2 мая 2014 года «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», это ненцы, чукчи, ханты, эвены, эвенки, селькупы, саамы, эскимосы, долганы,чуванцы, кеты, нганасаны, юкагиры, энцы, манси, вепсы, коряки,ительмены, кереки (всего 19 народов из 40) [16]. После включения в составсухопутной территории АЗРФ части Республики Карелия в 2017 году и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2024 году их число не изменилось, так как вепсы, ханты, манси и ненцы проживают и в более высоких широтах.Если говорить об абсолютных величинах, то, по официальной оценке, это примерно 102 тыс. коренных жителей [17]. Важно учесть, что основу социального устройства этих народов образуют традиционные (многопоколенные) семьи, которые характеризуются бóльшим в сравнении с нуклеарными семьями количеством детей.
Принятие пакета федеральных правовых актов и документов стратегического планирования, связанных с решением национальных задач в Арктической зоне РФ, фактически привело к выделению внутри КМН СС и ДВ еще одной подгруппы:
— тех коренных жителей, кто проживает именно в этой зоне. Для них предполагаются дополнительные гарантии сохранения традиционной хозяйственной деятельности, включая те виды, которые основаны на традиционном природопользовании, поскольку промышленное освоение этих территорий создает для них дополнительные риски. Таким образом, можно говорить о формировании нового пространства реализации права на традиционное природопользование КМН РФ;
— территории АЗ РФ в целом. Важно помнитьне только о сухопутной территории АЗ РФ, но и об арктических акваториях, которые имеют огромноезначение для традиционного рыболовства и морского зверобойного промысла (Чукотский автономный округ). Освоение Северного морского пути создает новые вызовы для сохранения этих экосистем [18].
Потребность в правовом оформлении этого нового пространства обусловлена тем, что формируется новый баланс интересов основных участников процесса — государства (геополитический интерес, развитие инфраструктуры), предпринимателей и инвесторов (минимизация ограничений, расширение льгот при освоении новых пространств), коренных жителей (устойчивое развитие, включая сохранение традиционного природопользования) и постоянно проживающего населения, не относящегося к коренным народам (максимально возможное комфортное проживание в экстремальных условиях). Характерно, что законодатель в первую очередь урегулировал новые возможности для бизнеса в Арктике, определенно рассматривая его как локомотив пространственного развития (федеральный закон «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ, далее федеральный закон № 193-ФЗ). Соответственно, появление Стандарта ответственности и Программы поддержки имело
«реактивный», компенсирующий характер. И только деятельное вовлечение лидеров самих коренных малочисленных народов в процесс обсуждения федерального закона и последующих за ним документов придало им актуальное звучание с точки зрения обеспечения интересовавтохтонов. На это указывает, например, дополнение Программы поддержки в 2021 году, которое включалопункт о внесении изменений в федеральный закон № 49-ФЗ в части установления порядка создания ТТП.
Обобщая особенности федерального законодательного регулирования права на традиционное природопользование в Арктике, можно указать на четыре особенности.
Сохранение коллизий в федеральном законодательстве. Сохраняются расхождения между положениями федерального закона № 82-ФЗ,с одной стороны,и земельного, лесного законодательства, законодательства о недрах и некоторых иных федеральных законах — с другой. Право безвозмездного использования земельных участков всех категорий в МТП и ТХД для осуществления традиционной хозяйственной деятельности остается декларативным в той мере, в какой в отраслевом законодательстве содержание этого права имеетиное содержание. Так, ст. 39.10 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность передачи в безвозмездное пользование лицам, относящимся к малочисленным народам Севера, и их общинам земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности исключительно для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов, на срок не более чем 10 лет, но земельные участки нужны этим народам еще и для оленеводства, охоты, рыбного промысла. С 2018 года все иные (не для сооружений) участки могут быть только в аренде. А если речь идет о оленьих пастбищах, то есть о тысячах гектаров земли? Кроме того, Земельный кодекс РФ (ст. 39.10) допускает для этих народов возможность пользования землями без предоставления участков, но это правило не применяется на землях лесного фонда. Однако именно эти земли и нужны для традиционного природопользования [19]. Федеральный закон № 193-ФЗ усилил риск утраты коренными жителями предоставленных, арендуемых или используемых земель, так как установил упрощенный порядок предоставления земельных участков в аренду для резидентов Арктической зоны. Земельные участки предоставляются управляющей компанией без торгов на основании заявления резидента Арктической зоны о предоставлении земельного участка в случае,если такое обязательство предусмотрено соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности [20]. Уравновешивающих механизмов защиты права на земли для КМН РФ не создано. Так, расположение земель в МТП и ТХД КМН не является основанием для отказа в аренде для резидента Арктики. В случаях же расположения земельных участков в границах ТТП смысл новых правил будет понятен только в ходе формирующейся судебной практики, уж слишком абстрактно сформулировано основание отказа в предоставлении участка.
Сохранение пробелов в федеральном законодательстве. В федеральном законодательстве нет категории «субъект права на традиционное природопользование» (при этом в законодательстве многих субъектов РФ это понятие активно используется; сформулировано оно и в доктрине конституционного права [21]); не определены содержание права на традиционное природопользование, его ограничения и гарантии; не предложено системное регулирование права на традиционное природопользование для коренных народов, сохраняющих кочевой образ жизни (поскольку реализация их права не может быть ограничена пространством ТТП и МТП и ТХД, но включает и маршруты кочевий,места перекочевок, пастбища), и тех народов, которые заняты морским зверобойным промыслом (поскольку реализация права охватывает акватории); не установлен правовойрежим оленьих пастбищ; нет специального федерального закона о традиционном (северном) оленеводстве. Такие законыимеются в иных государствах — участниках Арктического совета — в Норвегии и Финляндии [22]. Между тем в России находится порядка 60% всего поголовья оленей в мире [23], сохранены четыре уникальные, сформированные в ходе естественной селекции породы оленя и не только тундровое, но и наиболее древнее таежное оленеводство. Как мы отмечали ранее, «умение кочевников жить и работать в условиях бескрайних и малозаселенных территорий, в экстремальных природных условиях — стратегически важная социальная компетенция» [24, с. 30].
Несоразмерность расширения прав резидентов АЗ РФ и прав ее коренных жителей, осуществляющих традиционное природопользование. Создание льготного правового режима для резидентов АЗ РФ имело одним из последствий предоставление дополнительных гарантий для реализации прав КМН РФ на этой территории. Какие преференции предлагают документы стратегического планирования и новое арктическое законодательство для сохранения традиционного природопользования?
Цели и задачи,обозначенные в Арктической стратегия РФ, можно объединить в три базовых направления. Во-первых, это комплекс мер, направленных на изменение качества жизни КМН за счет инфраструктурной доступности и расширения перечня предоставляемых социальных услуг (образование, медицина и т. д.). Например, впервые озвучена задача применения телемедицинских технологий для оказания медицинской помощи в удаленных МТП и ТХД и на маршрутах кочевий. Во-вторых, это комплекс мер, направленных на сохранение самобытной культуры и языков КМН, а также на вовлечение их в современные культурные и спортивные проекты. В-третьих, это государственная поддержка традиционной хозяйственной деятельности, что нашло отражение в отдельном документе стратегического планирования. Программа поддержки такой деятельности, утвержденная правительством РФ, нацелена на технологическую модернизацию ТХД и повышение конкурентоспособности продукции /услуг, которые могут быть созданы в МТП и ТХД. Государственная поддержка планируется в той мере и постольку, в какой и поскольку традиционный уклад будет эффективно интегрирован в систему современных рыночных отношений. Комплексных мер, направленных на сохранение традиционного природопользования, она не содержит.Такое природопользование упомянуто в двух сформулированных в программе принципах — принципе признанияправ коренных малочисленных народов на приоритетный доступ к рыболовным участкам, охотничьим и биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности (1) и принципе обязательного участия представителей и объединений коренных малочисленных народов в принятии решений по вопросам, затрагивающим их права и интересы, при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности (2). К числу мер, направленных на сохранение традиционного природопользования, можно отнести некоторые меры V раздела программы («Совершенствование нормативного правового регулирования традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов»), а именно:
1) уточнение оснований предоставления лицам из числа коренных малочисленных народов и их объединениям права использования лесов для ведения сельскохозяйственной деятельности на землях лесного фонда на условиях безвозмездного пользования;
2) уточнение порядка использования общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд коренными малочисленными народами;
3) совершенствование механизмов создания территорий традиционного природопользования как инструментов сохранения и развития традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в том числе путем установления особого правового режима таких территорий.
Иными словами, Программа поддержки предложила кратно больше средств модернизации традиционного образа жизни, нежели средств его сохранения. Гарантии неотчуждения земель, необходимых для традиционного природопользования, пока явно не достаточны. И в этом есть некоторое нарушение логики определения пространств реализации права на традиционное природопользование: чем больше экологические риски при экономическом освоении территорий, тем весомее должна быть правовая защита права на традиционное природопользование, поскольку именно оно образует фундамент и традиционной культуры, и традиционной хозяйственной деятельности аборигенов.
Конкуренция парадигмы патернализма и принципа участия КМН в решении задач, обусловленных Арктической стратегией РФ. Принцип участия КМН в принятии решений по вопросам, затрагивающим их права и интересы, при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, нашел воплощение в Стандарте ответственности, который к 2023 году был подписан 18 крупнейшими компаниями — резидентами АЗ РФ [25]. Принципиальным достоинством этого документа является то, что он фактически адаптировал к российской практике принцип свободного, предварительного и осознанного согласия (СПОС) КМН при реализации проектов, затрагивающих территории их проживания. Однако документ рекомендательный; он основан на принципе социальной, а не юридической ответственности; а сам принцип сформулирован несколько иначе: «Участие представителей коренных малочисленных народов в принятии решений по вопросам, затрагивающим их права и интересы при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности» (п. 2.2. Стандарта). Индикаторы принципа действительно указывают на необходимость предварительного и информированного согласия коренных жителей с тем проектом, который планируется реализовать «при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности». Предполагается, что резидент АЗ не просто урегулирует все возникающие противоречия с коренными жителями МТП и ТХД, но и проведет предварительные консультации «в соответствии с обычаями, традициями и знаниями коренных малочисленных народов». Опыт заключения и реализации первых соглашений между компаниями-недропользователями и общинами КМН в целом позитивный в том смысле, что средства от компенсационных выплат направляются на проекты, инициированные самим автохтонами. Например, в Мурманской области такими проектами стали оленеферма и производства по переработке оленины.
Насколько эффективным окажется новый подход, который является альтернативой парадигме патернализма, утвердившейся в российском законодательстве [26], покажет время. Но, видимо, принцип СПОС в его российской интерпретации может быть отнесен к числу ключевых характеристик АЗ РФ как пространства реализации права на традиционное природопользование, поскольку призван сохранить баланс интересов в Арктике.
Заключение
Обобщая сказанное, можно отметить, что реализация стратегических задач российского государства в Арктике стала фактором формирования новой модели реализации права на традиционное природопользование коренными жителями «высоких широт». Принятие пакета федеральных правовыхактов и документов стратегического планирования, связанных с решением национальных задач в Арктической зоне РФ, фактически привели к выделениювнутри КМН СС и ДВ еще одной подгруппы — тех коренных жителей, кто проживает именно в этой зоне.
Для них предполагаются дополнительные гарантии сохранения традиционной хозяйственной деятельности, включая те виды, которые основанына традиционном природопользовании, поскольку промышленное освоение этих территорий создает для них дополнительные риски. Таким образом,можно говорить о начавшемся процессе формировании нового пространства реализации права на традиционное природопользование КМН Севера — территории АЗ РФ в целом. Потребность в правовом оформлении этого нового пространства обусловлена тем, что формируется новый баланс интересов основных участников процесса — государства, предпринимателей и инвесторов, коренных жителей и постоянно проживающего населения, не относящегося к коренным народам.Характерно, что законодатель в первую очередь урегулировал новые возможности для бизнеса в Арктике, определенно рассматривая его как локомотив пространственного развития. Новые федеральные документы, адресованные коренным жителям Арктики (Стандарт ответственности резидентов Арктической зоны РФ, Программа государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности автохтонов), обусловлены необходимостью соблюдения нового баланса интересов. Однако в полной мере эта задача не решена, так как дополнительные возможности, которые теперь могут быть предоставлены коренным жителям Арктики, связаны преимущественно с модернизацией традиционной хозяйственной деятельности, развитием предпринимательства в их среде, цифровизацией порядка предоставления государственных и муниципальных услуг и иными гарантиями, которые непосредственно не компенсируют риски для реализации права на традиционное природопользование. Таким образом, запрос на дополнительные гарантии в сфере традиционного природопользования предопределяет вектор дальнейшего совершенствования российского законодательства.
Важно отметить, что новая модель взаимодействия в Арктике впервые в истории российского права предполагает не только расширение мер защиты и поддержки коренных малочисленных народов Севера, но и их самодеятельное участие в принятии решений по вопросам, затрагивающим их права и интересы, при освоении природных ресурсов АЗ РФ. Новый взгляд на эту проблему учитывает стандарты международного права (принцип свободного, предварительного и осознанного согласия коренных народов с программами экономического пространственного развития) и лучшие национальные практики (проведение этнологической экспертизы). Это обстоятельство является фактором, способствующим совершенствова- нию российского законодательства, преодолению его коллизий и восполнению пробелов в вопросах обеспечения права на традиционное природопользование коренных малочисленных народов Севера.