ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЕ КОНТРАКТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

АННОТАЦИЯ


В статье рассматривается роль энергосервисных контрактов в развитии труднодоступных территорий, в особенности в Арктике. Особая роль отводится проблематике удаленных районов России, производству энергии на их территории, их позиции по энергосервисным контрактам, технологическим решениям. Также рассматривается актуальное положение дел с производством энергии на этих территориях. Изучены перспективы развития энергосервисных контрактов в Арктике, связанные с инновационными технологиями, интеграцией с возобновляемыми источниками энергии и развитием цифровых решений.
Введение


Арктика с ее экстремальными климатическими условиями и удаленностью от основных энергетических сетей представляет собой уникальный вызов для эффективного производства и использования энергии. В условиях растущего интереса к природным ресурсам региона, а именно углеводородам — основным источникам электроэнергии в мире,вопросы энергоэффективности и устойчивого развития северных территорий становятся особенно актуальными. Одним из важных инструментов для модернизации и повышения энергоэффективности в Арктике являются энергосервисные контракты. Они представляют собой соглашения, в рамках которых энергосервисная компания берет на себя обязательства по внедрению энергосберегающих мероприятий, а заказчик оплачивает услуги компании за счет экономии, полученной в результате этих мероприятий.


Обзор текущей ситуации с производством и использованием энергии в Арктике


В настоящее время в Арктике для производства электроэнергии в основном используются дизель-генераторы. Однако, учитывая погодные условия на российском Севере, это не всегда рационально. Из-за погодных условий постоянный завоз топлива не всегда возможен, что приводит к перебоям в электроснабжении. Кроме того, использование дизельного топлива наносит значительный ущерб окружающей среде. В рамках «северного завоза» на Крайний Север завозят дизельное топливо, в дальнейшем используемое на изношенных до 60% [1] дизельных генераторах, из-за чего тарифы на электроэнергию становятся выше средних по России в 5–55 раз [2].

Тепловая энергия обходитсяпотребителям здесь в 3–20 тыс. рублей за 1 Гкал, что в 3–17 раз выше среднего по стране. Такая высокая себестоимость производства электроэнергии вынуждает государство выделять сотни миллиардов рублей бюджетных субсидий для предотвращения роста тарифов. В то же время стоимость производства электроэнергии на солнечных электростанциях составляет в среднем 9,5 рубля кВт/ч, ветряных — 6,3 рубля кВт/ч, новых парогазовых установках — 3,6 рубля кВт/ч [3].

В то же время северные регионы активно пользуются системой энергосервисных контрактов, позволяющей уменьшить стоимость энергии. К примеру, в Якутии уже к 2014 году было подписано энергосервисных контрактов на общую сумму более 400 млн рублей, что на то время стало рекордом. В 2021 году эта сумма составила более 4 млрд рублей [4]. Эти данные свидетельствуют об эффективности использования энергосервисных контрактов на Севере и о значительном росте интереса к ним. Этот инструмент не только помогает снизить затраты на энергоснабжение, но и способствует устойчивому развитию регионов, уменьшая их зависимость от дорогостоящего дизельного топлива [5].


Особенности использования энергосервисных контрактовв Арктике


В сравнении с остальной территорией России арктические регионы предпочитают более масштабные проекты по экономииэнергии — в первую очередь по причине отсутствия централизованного энергоснабжения. К примеру, в Якутии энергосервисные контракты заключают не только организации ЖКХ, школы и другие социальные объекты, но и целые села [6]. Это позволяет комплексно подходить к модернизации энергетической инфраструктуры и значительно снижать затраты на энергоснабжение в удаленных населенных пунктах.

Для таких проектов требуется более масштабная модернизация объектов, чем простая замена окон и установка утеплителя. Для проектов в Арктике, использующих энергосервисные контракты, применяются различные технологии, направленные на повышение энергоэффективности и снижение зависимости от дизельного топлива. Вот несколько ключевых технологий:

1) гибридные дизель-солнечные установки. Они сочетают дизельные генераторы с солнечными панелями и позволяют сократить использование дизельного топлива на 30%, что снижает затраты на его завоз и эксплуатацию оборудования;

2) ветряные установки. Для генерации электроэнергии используются также ветряные турбины, особенно в районах с высоким ветропотенциалом. Это опять-таки позволяет снизить зависимость от дизельного топлива и повысить устойчивость энергоснабжения;

3) солнечные панели. Устанавливаются на крышах зданий и других подходящих поверхностях и обеспечивают дополнительное электроснабжение, особенно в периоды пикового потребления.

Данные технологии не только помогают снизить затраты на энергоснабжение, но и способствуют устойчивому развитию регионов, уменьшаяих зависимость от дорогостоящего дизельного топлива и улучшая качество жизни в удаленных населенных пунктах.

Проекты энергосервисных контрактов в арктических регионах часто сталкиваются с повышенным сроком окупаемости по сравнению с другими территориями. Это связано с несколькими ключевыми факторами:

1) высокие затраты на инфраструктуру. В условиях сурового климата и удаленности населенных пунктов инвестиции в инфраструктуру для внедрения энергосберегающих технологий достаточно высоки;

2) сложность доставки топлива. Как уже говорилось выше, доставка дизельного топлива и других энергоресурсов в удаленные населенные пункты Арктики является сложной и дорогостоящей задачей. Это увеличивает общие затраты на энергоснабжение и, соответственно, срок окупаемости проектов энергосервисных контрактов;

3) необходимость применения устойчивых технологий. В Арктике требуются технологии, устойчивые к экстремальным температурам и другим специфическим климатическим условиям. Это также увеличивает первоначальные затраты и, следовательно, срок окупаемости;

4) государственная поддержка и субсидии. Для успешного внедрения энергосервисных контрактов в Арктике необходима поддержка со стороны государства, включая субсидии и программы стимулирования. Без такой поддержки проекты могут иметь более длительный срок окупаемости;

5) обучение и подготовка кадров. Повышение квалификации специалистов в области энергоэффективности и управления энергосервисными контрактами также требует времени и ресурсов.

С другой стороны, компании-исполнители могут получить повышенную прибыль при работе на территориях Арктики. Энергосервисные контракты в Арктике предоставляют исполнителям возможность получать повышенную доходность благодаря ряду факторов. Это [7]:

1) высокая исходная цена на энергоресурсы. Цены на электроэнергию в Арктике являются нерегулируемыми и рыночными. Это создает благоприятные условия для инвесторов, так как они могут получать более высокую прибыль при реализации энергосервисных проектов;

2) долгосрочный горизонт доходности. Проекты в Арктике часто имеют долгосрочный характер, что позволяет инвесторам получать стабильную прибыль на протяжении долгого времени. Это особенно важно для проектов, связанных с возобновляемыми источниками энергии, такими как солнечная и ветряная;

3) государственная поддержка и субсидии. В арктических регионах часто предоставляются государственные субсидии и программы стимулирования для внедрения энергосберегающих технологий. Это снижает первоначальные затраты и увеличивает доходность проектов для инвесторов.

В настоящее время в Арктике уже накоплен существенный опыт исполнения энергосервисных контрактов. По данным на конец 2021 года, в Мурманской области было подписано 64 энергосервисных контракта, которые принесли региону общую экономию в 640 млн рублей. Может показаться, что для целого региона это немного. На самом же деле в Мурманской области проживает всего 650 тыс. человек, тем более эта экономия совершается в условиях Заполярья [8].

Якутия — самый крупный по территории регионРоссии, расположенный сразу втрех часовых поясах. Именно Республику Саха называют пионером в области энергосервисных контрактов. По данным АО «Сахаэнерго», сегодня в республике работают 10 автоматизированных гибридных энергокомплексов на солнечной энергии. Всего число таких комплексов в Якутии достигнет 63. При этом последние четыре из открывшихся энергокомплексов находятся в селах, не имеющих доступа к централизованному энергоснабжению [9].

Нынешняя ситуация с производством энергии в Арктике характеризуется переходом на альтернативные источники энергии, такие как ветряные установки, солнечные панели и водородная энергетика. Эти проекты направлены на снижение зависимости от дизельного топлива, уменьшение стоимости электроэнергии и улучшение экологической ситуации в регионе.

Использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Арктике становится все более актуальным по ряду причин. Например, это:

1) дешевизна. Стоимость электроэнергии в регионах Крайнего Севера значительно выше, чем в остальной России. Стоимость электроэнергии в Арктике составляет от 22 до 237 рублей за кВт/ч, что в 5–55 раз выше, чем в остальной России;

2) экологическая обстановка. Использование традиционных источников энергии, таких как уголь, мазут и дизельное топливо, приводит к загрязнению окружающей среды. Ветер, солнце и другие возобновляемые источники энергии могут значительно улучшить экологическую обстановку;

3) технические и климатические условия. В прибрежных районах Белого и Баренцева морей, а также на территории архипелагов Новая Земля и Земля Франца Иосифа скорость ветра достигает 5–8 м/с. Холодный воздух обладает большей плотностью, что делает ветроэнергетику более эффективной. В то же время возможности солнечной энергетики ограничивает полярная ночь.


Проблемы реализации энергосервисных контрактов


Несмотря на рост интереса к энергосервисным контрактам, существуют различные проблемы при их реализации, лежащие, по нашему мнению, в правовой и финансовой сфере. Это:

1) сложность разработки и согласования методик измерения и/или расчета энергосберегающего эффекта;

2) сложность отделения эффекта энергосберегающего проекта от внешних факторов;

3) сложность заключения многолетних контрактов (в бюджетной сфере);

4) трудности доступа к источникам финансирования энергосервисного контракта с минимальной кредитной процентной ставкой. В случае отсутствия масштабного
эффекта большая часть экономии будет съедаться банковской процентной ставкой;

5) объединение технических рисков с экономическими и финансовыми, что усложняет условия привлечения кредитных ресурсов;

6) отсутствие финансовых и страховых продуктов, разработанных специально под энергосервисный контракт;

7) отсутствие у потенциальных инвесторов инженерно-технических компетенций для оценки рисков на стадии принятия решения о финансирования энергосберегающих проектов, отсутствие методологии оценки технических и экономических рисков данных проектов;

8) отсутствие возможностей по привлечению долгосрочных займов, в том числе по причинам низкой капитализации энергосервисных контрактов в РФ. Энергосервисный контракт не признается банками в виде потенциального залога;

9) сильный перекос в формулировании жестких рамок деятельности и обязанностей исполнителя в сравнении c заказчиком;

10) проблемы выстраивания долгосрочных инвестиционных отношений с госучреждением в условиях действующего порядка его финансирования в рамках годового лимита;

11) ограничения, накладываемые Бюджетным кодексом.


Перспективы развития применения энергосервисных контрактов в Арктике


По нашему мнению, дальнейшее устойчивое развитие АЗРФ ведет к росту использования и уже существующих практик энергосервисных контрактов, и ВИЭ в целом. Их применение необходимо для реализации Указа Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [12]. В частности, это может содействовать:

1) социально-экономическому развитию (повышение качества жизни населения Арктики, создание условий для привлечения инвестиций и стимулирования предпринимательской активности);

2) инфраструктурному развитию (развитие транспортной инфраструктуры, включая морские порты и аэропорты; создание и модернизация энергетических объектов);

3) экологической безопасности (внедрение современных технологий для снижения негативного воздействия на окружающую среду, мониторинг состояния мерзлотных грунтов и адаптация к изменениям климата);

4) научным исследованиям (поддержка научных исследований и разработок в области арктической зоны, развитие международного сотрудничества в области научных исследований).

Реализация Стратегии идет успешно и последовательно, на развитие АЗРФ постоянно выделяются дополнительные средства. Так, на стратегической сессии по вопросам развития Арктической зоны России было объявлено, что на развитие социальной, транспортной и городской инфраструктуры в Арктике выделят 4,5 млрд рублей в течение трех лет. Всего при поддержке государства реализуется почти 1 тыс. проектов с общим объемом частных инвестиций порядка 2 трлн рублей [13].

При заключении энергосервисных контрактов компании-исполнители смотрят на потребности не только населения, но и бизнеса, поскольку без наличия успешно работающих коммерческих организаций возможен быстрый отток населения. Вложения государства в арктические регионы улучшает инфраструктуру, что увеличивает привлекательность развития бизнеса и, соответственно, заключения новых энергосервисных контрактов.

Один из таких примеров — недавнее введение системы энергосервисных контрактов в двух домах в Якутии. Энергосервисные контракты позволили сократить стоимость ЖКУ в них на 25 и 45%. Согласно установленным правилам, в первом квартале 2024 года население получило перерасчет платежей в сторону снижения. В свою очередь энергосервисная организация также получила свою долю от полученной экономии [14].

Следует помнить о том, что правительство РФ приняло решение об увеличении доли альтернативной энергетики в экономике страны с 1 до 2,5% — до 6 ГВт. Это означает, что тема ВИЭ в Арктике получит дальнейшее развитие, несмотря на существующие сложности.

В соответствии с данными профильного опроса 20% из 96 профильных специалистов и руководителей энергетических и энергомашиностроительных предприятий РФ в 2021–2023 годах назвали энергосервисные контракты одним из решений проблемы отсутствия у потребителя инвестиций для установки распределенной генерации. В этом контексте важно, что механизм энергосервисного контракта может предполагать строительство объекта на долевых условиях финансирования [15]. По мнению авторов, реализация таких проектов обеспечивает максимальную эффективность и снижение экономически обоснованных тарифов в арктических и северных районах [16].

Перспективными являются энергосервисные контракты и для строительства АСММ (атомная станция малой мощности). Так, в поселке Усть-Куйга Якутии в 2028 году будет введена в эксплуатацию АСММ, которая обеспечит энергией и добычу полезных ископаемых, и жизнь людей на прилегающих территориях. Планируется, что АСММ будет строиться «Росатомом» с использованием энергосервисного контракта.

Дальнейшее развитие атомная энергетика в Арктике, на Севере и других удаленных и труднодоступных территориях получит с использованием атомной термоэлектрической станции теплоснабжения (АТЭС) «Елена-АМ». Ее проект был представлен президенту РФ директором Курчатовского института. Тепло, выработанное при работе «Елена-АМ», будет преобразовываться в электричество напрямую, с помощью термоэлектрогенераторов — устройств, генерирующих электричество за счет разницы температур на контактах. При этом станция легко монтируется, относительно дешева, не нуждается в обслуживании и останавливается на профилактику, техобслуживание один раз в год. Такие установки, полагаем, также можно строить, используя договор энергосервисного контракта.


Заключение


Таким образом, с точки зрения авторов, энергосервисные контракты представляют собой мощный инструмент развития удаленных и труднодоступных территорий, в особенности на Севере и в Арктике.Для успешного их использования необходимо активное участие всех заинтересованных сторон, включая местные администрации, энергетические компании, бизнес и население. Применение этого инструмента способствует не только экономии ресурсов, но и улучшению качества жизни населения, а также стимулированию экономического роста в этих регионах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Румянцева Е. И. Развитие атомной энергетики в Арктике: проблемы и перспективы / Е. И. Румянцева, А. В. Румянцева, А. С. Суворов // Система управления экологической безопасностью. — Екатеринбург, 2019. — С. 195–200.
2. Змиева К. А. Проблемы энергоснабжения арктических регионов / К. А. Змиева // Российская Арктика. — 2020, № 8. — С. 5–14. — URL — https:// russian-arctic.info/info/articles/elektroenergetika/problemy-energosnabzheniya-arkticheskikh-regionov (дата обращения — 02.11.2024).
3. Альтернативная энергетика в Арктике // Go Arctic: [сайт]. — 2020. — URL: — https://goarctic.ru/work/alternativnaya-energetika-v-arktike (дата обращения —02.11.2024).
4. Энергосберегающая практика позволила сэкономить бюджетным учреждениям Якутии более 3 млрд рублей // ЯСИА: [сайт]. — 2021. — URL
— https://ysia.ru/energosberegayushhaya-praktika-pozvolila-sekonomit-byudzhetnym-uchrezhdeniyam-yakutii-bolee-3-mlrd-rublej/ (дата обращения — 02.11.2024).
5. Эксперт назвал преимущества заключения энергосервисных контрактов в Арктической зоне РФ // Мурманский вестник: [сайт]. — 2022. — URL —https://www.mvestnik.ru/newslent/ ekspert-nazval-preimuwestva-zaklyucheniya-energoservisnyh-kontraktov-v-arkticheskoj-zone-rf/ (дата обращения — 02.11.2024).
6. Ставка на «родные» технологии — как обеспечить энергией Дальний Востоки Арктику // Моя Энергия: [сайт]. — 2024. — URL — https://www.myenergy.ru/professional/2022/stavka-na-rodnye-tekhnologii-kak-obespechit-ehnergiei-dalnii-vostok-i-arktiku (дата обращения — 02.11.2024).
7. Энергосервисный контракт: что это такое // МКС: [сайт]. — 2020. — URL:— https://mks-group.ru/a/chto-takoye-energoservisnyy-kontrakt (дата обращения — 02.11.2024).
8.  Более 640 млн рублей могут сэкономить от энергосервисных контрактов в Мурманской области // Arctic Russia: [сайт]. — 2021. — URL
— https://arctic-russia.ru/news/bolee-640-mln-rubley-mogut-sekonomit-ot-energoservisnykh- kontraktov-v-murmanskoy-oblasti (дата обращения — 02.11.2024).
9.  ВЭФ-2024: в Якутии запустили четыре современных гибридных энергокомплекса // ЯСИА: [сайт]. — 2024. — URL — https://ysia.ru/vef-2024-v-yakutii-zapustili-chetyre-sovremennyh-gibridnyh-energokompleksa (дата обращения — 02.11.2024).
10.    Шапошникова, Т. В. Преимущества и риски энергосервисных контрактов / Т. В. Шапошникова // Молодой ученый. — 2016, № 6 (110). — С. 969–972. — URL — https://moluch.ru/ archive/110/26740 (дата обращения — 02.11.2024).
11.     Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» (с изменениями и дополнениями) — https://base.garant.ru/74810556 (дата обращения — 02.11.2024).
12.    На развитие Арктики выделят 4,5 миллиарда рублей,заявил Мишустин // РИА Новости: [сайт]. — 2024. — URL — https://ria.ru/20241022/arktika-1979365010.html (дата обращения — 02.11.2024).
13.    Экономия от 25 до 45%: Министерство ЖКХ и энергетики Якутии объявило объемы сокращения коммунальных ресурсов в домах, где оформлены энергосервисные договора // Комсомольская правда:[сайт]. — 2023.— URL — https://www.kp.ru/online/news/5206289 (дата обращения — 02.11.2024).
14.    Кожевников М. В., Двинянинов А. А., Сапожников Н. Г. Институциональные барьеры развития малой энергетики России // Journalof new economy. — 2024, № 1. — С. 110–130.— URL — https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-bariery-razvitiya-maloy-energetiki-rossii (дата обращения — 02.11.2024).
15.    Воротников А.: «В Арктике необходима синергия государственных и частных инвестиций» // Go Arctic: [сайт]. — 2023. — URL — https://goarctic.ru/society/aleksandr-vorotnikov-v-arktike- neobkhodima-sinergiya-gosudarstvennykh-
i-chastnykh-investitsiy (дата обращения — 02.11.2024).
ENERGY PERFORMANCE CONTRACTS AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF THE NORTHERN TERRITORIES

ABSTRACT


The article examines the role of energy service contracts in the development of hard-to-reach territories, especially in the Arctic. A special role is given to the problems of remote areas of Russia, energy production in their territory, their positionon energy service contracts, and technological solutions. The current state of affairs with energy production in these territories is also considered. The prospects for the development of energy service contracts in the Arctic are studied, related to innovative technologies, integration with renewable energy sources, and the development of digital solutions.

DOI: 10.51823/74670_2024_3_74
УДК: 334.75
Скачать PDF