Организация комплексной за- щиты населения, объектов экономики и территорий Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) имеет стратегическое значение для эффективного освоения Россией Крайнего Севера, закрепления российского присутствия и укрепления суверенитета России в Арктике.
В настоящее время в Российской Федерации ведётся планомерная работа по наращиванию сил и средств вдоль северной границы страны, развитию возможностей Российской Федерации в АЗРФ, формируется единая государственная политика в области обеспечения безопасности.
Складывающаяся ситуация требует системного подхода, как в обеспечении безопасности населения, организации и проведении превентивных мероприятий и поисково-спасательных работ, так и защиты объектов экономики и территории — аварийного реагирования в сфере техногенной безопасности на суше, во внутренних водоёмах и в морской акватории. Интенсивное освоение нефтяных и газовых месторождений Севера, функционирование Северного морского пути без детально разработанной программы действий по обеспечению техногенной безопасности может привести к тяжелейшим экологическим последствиям.
Анализ возможностей аварийно-спасательного обеспечения в АЗРФ, её нормативно-правовой базы, свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, консолидации имеющихся сил и средств аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций и дальнейшего их развития.
Степень возникающих угроз и опасностей обуславливают уровень реагирования на них, состав необходимых сил, средств и организационных структур: от соответствующих служб обеспечения безопасности на объектах и территориях до образования государственной национальной системы защиты в АЗРФ. Первоочередные проблемы состоят в сбалансированном сочетании организационной и технической слагаемых безопасности с важнейшим критерием, характеризующим эффективность выполнения аварийно-спасательных работ, фактором времени.
Чрезвычайно важным представляется следующий комплекс организационно-штатных мероприятий:
1. Разработка и принятие к исполнению на муниципальном, региональном и федеральном уровне Положения, определяющего основные правила привлечения, взаимодействия и организации деятельности аварийно-спасательных служб, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий всех форм собственности как к действиям по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайной ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов, так и по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности в АЗРФ. К примеру спасательные воздушные суда в АЗРФ имеются у Министерства обороны Российской Федерации, Береговой охраны Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиация), но их использование нормативно регламентировано только в отношении воздушных судов и их экипажей. Подразделения Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации, бассейновые аварийно-спасательные подразделения министерства транспорта Российской Федерации участвуют в поисковых операциях в рамках своих полномочий в АЗРФ. При этом, постоянно базирующихся воздушных судов для полноценного и самостоятельного реагирования в Российском секторе Арктики они не имеют. Законодательно не закреплены и существуют только в документах отдельных ведомств требования по уровням решения задач поиска и спасания в Арктике, по нормам и нормативам аварийно-спасательной готовности. Требований, изложенных в существующих нормативных документах, в т. ч. международных, недостаточно для учёта всех возможных рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне. По состоянию на начало 2020 г. к арктическому законодательству относится около пятиста нормативных правовых актов, значительная часть которых разработана в советские времена. Многие из них противоречат друг другу. Вопрос организации межведомственного взаимодействия представляется одним из наиболее острых.
Детальной подготовки требует нормативно-правовая документация по привлечению, организации местного населения и взаимодействию с ним при поиске и спасании людей в отдалённых и труднодоступных местах АЗРФ, где крайне высока возможность возникновения чрезвычайных ситуаций угрожающих жизни и здоровью людей. Доставка сил и средств профессиональных спасательных подразделений в такие районы имеет временные ограничения, является финансово-затратной и зачастую малоэффективной.
2. С участием экспертов провести ревизию штатных расписаний, укомплектованности профессиональных спасательных подразделений аварийно-спасательными средствами, имуществом и снаряжением для работы в экстремальных условиях высоких широт. Обеспечить внедрение новых технологий, технических средств и техники, иного имущества обеспечивающего эффективную работу спасателей в АЗРФ. Особое внимание уделить современным космическим разработкам.
3. Чрезвычайно важным представляется мониторинг с применением космических систем. Первая апробация аварийных маяков отслеживания перемещений на вездеходной технике в условиях агрессивных природных факторов АЗРФ проводилась в 2008 году, по согласованию с руководством артели (рыболовецкого колхоза), в с. Быковский Булунского улуса (района) Республики Саха (Якутия) и показала чрезвычайный эффект в части предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций. Дальнейшая их разработка и внедрение в народное хозяйство позволит оперативно, точечно оказывать своевременную помощь и сократит финансовые затраты на организацию и проведение поисково-спасательных работ.
4. Актуализировать требования к обеспечению безопасности, технологиям и алгоритмам действий по организации и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ с учётом специфики АЗРФ, в т. ч. в малонаселённых и отдалённых районах Российской Федерации. Так в межнавигационный период в акватории Северного Ледовитого океана в алгоритм действий аварийно-спасательной готовности и применения сил и средств в АЗРФ следует включить ледоколы в период выполнения ими задач в Арктике (в том числе и при выполнении высокоширотных круизных рейсов). Для чего их надо укомплектовать штатным аварийно-спасательным, водолазным снаряжением и имуществом, оборудованием ЛРН. Ледокольные аварийно-спасательные группы сформировать из числа личного состава спасателей арктических подразделений МЧС России. В настоящее время атомные ледоколы используются круглогодично преимущественно в Западной части Арктики. Дизель-электрические ледоколы используются в основном в мелководных районах Арктики, на Белом и Балтийском морях, обеспечивают проводку судов на Магаданском направлении, в порты Чукотки и Восточной части Арктики.
Для обеспечения аварийно-спасательной готовности в акватории территориального морского пространства и во внутренних морских водах в навигационный период необходимым представляется наличие судового состава из спасательных буксиров, специализированных аварийных, водолазных, скоростных поисково-спасательных катеров с ограниченным районом плавания I-го и II-го классов.
В исключительной экономической зоне ответственности Российской Федерации, установленной федеральным законодательством, международными договорами и нормами международного права к обеспечению аварийно-спасательной готовности привлечь многофункциональные спасательные суда неограниченного района плавания.
5. Совершенствовать системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, подготовки кадров, управления и связи.
Направить усилия на создание Арктического учебно-тренировочного полигона по подготовке как гражданских, так и военных служащих для работы и службы в Арктической зоне. При этом чрезвычайно важным представляется профессиональная подготовка личного состава аварийно-спасательных формирований, их оснащённость, наличие в подразделениях специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов. Спасатели должны иметь соответствующий, как теоретический, так и практический уровень профессиональной подготовки для работы в экстремальных условиях высоких широт, соответствующую психологическую подготовку позволяющую достаточно комфортно ощущать себя при воздействии агрессивных климатических и зональных факторов, в т. ч. отсутствия светлого времени суток в полярную ночь. Спасатели должны уметь организовывать труд и отдых в условиях полярного дня, полевой лагерь при экстремально низких температурах, ветровой нагрузке, зачастую имеющей ураганную силу, при повышенной влажности и прочих неблагоприятных условиях в период организации и проведения аварийных и поисково-спасательных работ. Неспособность справиться с усталостью, физическим недомоганием, психологическим дискомфортом, связанным в том числе с воздействием неблагоприятных и опасных природно-климатических факторов однозначно влечёт срыв исполнения поставленных задач. Происходит деградация спасательных функций в самоспасательные