ТЕХНОЛОГИИ АВАРИЙНОСПАСАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова

АННОТАЦИЯ


В статье предлагается комплекс организационно-штатных мероприятий по аварийно-спасательному обеспечению в Арктической зоне Российской Федерации. Подготовлено предложение по организации межведомственного взаимодействия, законодательно определяющего основные правила реагирования на чрезвычайные ситуации. Отмечены основные позиции технического оснащения аварийно-спасательных формирований, необходимость внедрения космических технологий. Обращено внимание на подготовку специалистов к работе в АЗРФ.
Организация комплексной за- щиты населения, объектов экономики и территорий Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) имеет стратегическое значение для эффективного освоения Россией Крайнего Севера, закрепления российского присутствия и укрепления суверенитета России в Арктике.

В настоящее время в Российской Федерации ведётся планомерная работа по наращиванию сил и средств вдоль северной границы страны, развитию возможностей Российской Федерации в АЗРФ, формируется единая государственная политика в области обеспечения безопасности.

Складывающаяся ситуация требует системного подхода, как в обеспечении безопасности населения, организации и проведении превентивных мероприятий и поисково-спасательных работ, так и защиты объектов экономики и территории — аварийного реагирования в сфере техногенной безопасности на суше, во внутренних водоёмах и в морской акватории. Интенсивное освоение нефтяных и газовых месторождений Севера, функционирование Северного морского пути без детально разработанной программы действий по обеспечению техногенной безопасности может привести к тяжелейшим экологическим последствиям.

Анализ возможностей аварийно-спасательного обеспечения в АЗРФ, её нормативно-правовой базы, свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, консолидации имеющихся сил и средств аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций и дальнейшего их развития.

Степень возникающих угроз и опасностей обуславливают уровень реагирования на них, состав необходимых сил, средств и организационных структур: от соответствующих служб обеспечения безопасности на объектах и территориях до образования государственной национальной системы защиты в АЗРФ. Первоочередные проблемы состоят в сбалансированном сочетании организационной и технической слагаемых безопасности с важнейшим критерием, характеризующим эффективность выполнения аварийно-спасательных работ, фактором времени.

Чрезвычайно важным представляется следующий комплекс организационно-штатных мероприятий:

1. Разработка и принятие к исполнению на муниципальном, региональном и федеральном уровне Положения, определяющего основные правила привлечения, взаимодействия и организации деятельности аварийно-спасательных служб, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий всех форм собственности как к действиям по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайной ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов, так и по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности в АЗРФ. К примеру спасательные воздушные суда в АЗРФ имеются у Министерства обороны Российской Федерации, Береговой охраны Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиация), но их использование нормативно регламентировано только в отношении воздушных судов и их экипажей. Подразделения Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации, бассейновые аварийно-спасательные подразделения министерства транспорта Российской Федерации участвуют в поисковых операциях в рамках своих полномочий в АЗРФ. При этом, постоянно базирующихся воздушных судов для полноценного и самостоятельного реагирования в Российском секторе Арктики они не имеют. Законодательно не закреплены и существуют только в документах отдельных ведомств требования по уровням решения задач поиска и спасания в Арктике, по нормам и нормативам аварийно-спасательной готовности. Требований, изложенных в существующих нормативных документах, в т. ч. международных, недостаточно для учёта всех возможных рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в Арктической зоне. По состоянию на начало 2020 г. к арктическому законодательству относится около пятиста нормативных правовых актов, значительная часть которых разработана в советские времена. Многие из них противоречат друг другу. Вопрос организации межведомственного взаимодействия представляется одним из наиболее острых.

Детальной подготовки требует нормативно-правовая документация по привлечению, организации местного населения и взаимодействию с ним при поиске и спасании людей в отдалённых и труднодоступных местах АЗРФ, где крайне высока возможность возникновения чрезвычайных ситуаций угрожающих жизни и здоровью людей. Доставка сил и средств профессиональных спасательных подразделений в такие районы имеет временные ограничения, является финансово-затратной и зачастую малоэффективной.

2.   С участием экспертов провести ревизию штатных расписаний, укомплектованности профессиональных спасательных подразделений аварийно-спасательными средствами, имуществом и снаряжением для работы в экстремальных условиях высоких широт. Обеспечить внедрение новых технологий, технических средств и техники, иного имущества обеспечивающего эффективную работу спасателей в АЗРФ. Особое внимание уделить современным космическим разработкам.

3.   Чрезвычайно важным представляется мониторинг с применением космических систем. Первая апробация аварийных маяков отслеживания перемещений на вездеходной технике в условиях агрессивных природных факторов АЗРФ проводилась в 2008 году, по согласованию с руководством артели (рыболовецкого колхоза), в с. Быковский Булунского улуса (района) Республики Саха (Якутия) и показала чрезвычайный эффект в части предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций. Дальнейшая их разработка и внедрение в народное хозяйство позволит оперативно, точечно оказывать своевременную помощь и сократит финансовые затраты на организацию и проведение поисково-спасательных работ.

4.  Актуализировать требования к обеспечению безопасности, технологиям и алгоритмам действий по организации и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ с учётом специфики АЗРФ, в т. ч. в малонаселённых и отдалённых районах Российской Федерации. Так в межнавигационный период в акватории Северного Ледовитого океана в алгоритм действий аварийно-спасательной готовности и применения сил и средств в АЗРФ следует включить ледоколы в период выполнения ими задач в Арктике (в том числе и при выполнении высокоширотных круизных рейсов). Для чего их надо укомплектовать штатным аварийно-спасательным, водолазным снаряжением и имуществом, оборудованием ЛРН. Ледокольные аварийно-спасательные группы сформировать из числа личного состава спасателей арктических подразделений МЧС России. В настоящее время атомные ледоколы используются круглогодично преимущественно в Западной части Арктики. Дизель-электрические ледоколы используются в основном в мелководных районах Арктики, на Белом и Балтийском морях, обеспечивают проводку судов на Магаданском направлении, в порты Чукотки и Восточной части Арктики.

Для обеспечения аварийно-спасательной готовности в акватории территориального морского пространства и во внутренних морских водах в навигационный период необходимым представляется наличие судового состава из спасательных буксиров, специализированных аварийных, водолазных, скоростных поисково-спасательных катеров с ограниченным районом плавания I-го и II-го классов.

В исключительной экономической зоне ответственности Российской Федерации, установленной федеральным законодательством, международными договорами и нормами международного права к обеспечению аварийно-спасательной готовности привлечь многофункциональные спасательные суда неограниченного района плавания.

5.  Совершенствовать системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, подготовки кадров, управления и связи.

Направить усилия на создание Арктического учебно-тренировочного полигона по подготовке как гражданских, так и военных служащих для работы и службы в Арктической зоне. При этом чрезвычайно важным представляется профессиональная подготовка личного состава аварийно-спасательных формирований, их оснащённость, наличие в подразделениях специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов. Спасатели должны иметь соответствующий, как теоретический, так и практический уровень профессиональной подготовки для работы в экстремальных условиях высоких широт, соответствующую психологическую подготовку позволяющую достаточно комфортно ощущать себя при воздействии агрессивных климатических и зональных факторов, в т. ч. отсутствия светлого времени суток в полярную ночь. Спасатели должны уметь организовывать труд и отдых в условиях полярного дня, полевой лагерь при экстремально низких температурах, ветровой нагрузке, зачастую имеющей ураганную силу, при повышенной влажности и прочих неблагоприятных условиях в период организации и проведения аварийных и поисково-спасательных работ. Неспособность справиться с усталостью, физическим недомоганием, психологическим дискомфортом, связанным в том числе с воздействием неблагоприятных и опасных природно-климатических факторов однозначно влечёт срыв исполнения поставленных задач. Происходит деградация спасательных функций в самоспасательные
Кузнецов Никита / GeoPhoto.ru
Базовые знания спасателей в обязательном порядке должны включать умение эксплуатировать имеющиеся на вооружении технические средства, понимать специфику обслуживаемого поисково-спасательного района, местные природно-климатических условия, геоморфологические характеристики.

Рассмотреть, как приоритетное направление, подготовку специалистов по проведению глубоководных подводно-технических и поисково-спасательных работ.

Организация указанных выше мероприятий позволит на качественно новом уровне решать задачи по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций, спасению жизни и сохранению здоровья людей в АЗРФ.

Если в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. № 613, расчёт необходимого количества сил и средств определяет время локализации разлива нефти и нефтепродуктов в акватории морей четырёхчасовым лимитом [1], то в части организации и проведения поисково-спасательного обеспечения основой успеха является минимально короткое время, в которое операция спланирована и осуществляется, так как сохранение человеческой жизни порой сильно зависит от этого фактора. Практика показывает, что вероятность выживания потерпевших уменьшается в среднем на 80% за первые 24 часа после аварии.

Разумеется, невозможно обеспечить такую плотность аварийно-спасательных сил, которая позволяла бы предусмотреть любой штрих, нюанс возникновения и развития чрезвычайной ситуации, тем более в АЗРФ, социально-экономические условия которой характеризуются не развитой транспортной инфраструктурой, а малонаселённость и отдалённость населённых пунктов обуславливают крайне низкую плотность заселения. Неблагоприятные природно-климатические условия и процессы в условиях сурового климата Арктики (холод, долгая зима, короткий световой день, вечная мерзлота) многократно увеличивают вероятность аварийных ситуаций, ликвидация последствий которых требует значительных материальных и финансовых ресурсов. Удалённость территорий при низких температурах усугубляют риски ведения промышленной деятельности.

В качестве ключевой технической позиции при оснащении аварийно-спасательных формирований в АЗРФ уместно рассмотреть скоростные, крупнотоннажные катера на воздушной подушке (КВП) круглогодичного использования типа проект 12061 «Мурена». В базовой комплектации катер может взять на борт до 43 тонн груза, в трюме могут разместиться до 140 человек. На скорости более 100 км в час корабль может пройти около 370 км. Основным достоинством корабля является его амфибийность, а скорость передвижения представляется критически важным фактором. Характеристики этого десантного корабля с закрытым трюмом, достаточно большой грузоподъёмностью, скоростным режимом и возможностью работы как на суше, так и в акватории морей и рек, в т. ч. на мелководных побережьях, предполагают его использование при соответствующей модернизации в специализированный аварийно-спасательный катер. Его можно применять и использовать в качестве мобильного центра при организации и проведении аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ в АЗРФ, в т. ч. как базовый жилой комплекс при широкомасштабных спасательных операциях и доставке сил и средств к месту чрезвычайной ситуации. Дополнительное техническое оснащение позволит преодолевать ледовые препятствия, в т. ч. участки морского торошения и другие арктические ледовые композиции, организовывать и проводить поисковые и спасательные операции круглогодично, на значительном удалении от объектов с развитой инфраструктурой, и с необходимым для таких видов аварийно-спасательных работ длительным периодом автономности. Мобильные центры автономного проведения аварийно-спасательных и поисково-спасательных работ на базе КВП «Мурена» позволят доставлять материально-технические средства и спасательные подразделения к месту ЧС, оперативно реагировать, осуществлять наращивание спасательной группировки в зоне возможной техногенной аварии, организовывать и проводить поисковые и спасательные операции круглогодично в любое время суток, как на суше, так и в любой морской акватории, в т. ч. с учётом шельфового (мелководного) характера моря Лаптева и Восточно-Сибирского моря. Также они увеличат возможности автономного проведения работ на значительном удалении от социальной инфраструктуры.


Представленные предложения и технологии для организации аварийно-спасательного обеспечения в АЗРФ — одно из основных условий социально-экономической стабильности региона. При их использовании можно обеспечить качественно новый уровень аварийных и поисково-спасательных операций, оптимизировать экономические потери и финансовые затраты, исключить человеческие потери и возможный вред человеческому здоровью.

ЛИТЕРАТУРА
1 Постановление Правительства РФ от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов»// (с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. URL: http://base.garant.ru/12120494 (дата обращения: 10.04.2020).
TECHNOLOGIES OF RESCUE SUPPORT IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

KEY WORDS

ABSTRACT


The article proposes a set of organizational and staff measures for emergency and rescue support in the Arctic zone of the Russian Federation. A proposal has been prepared for the organization of interdepartmental cooperation that legislatively defines the basic rules of emergency response. The main positions of technical equipment of emergency rescue units, the need for the introduction of space technologies are noted. Attention is drawn to the training of specialists to work in the Russian Arctic.