НОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ: РОЛЬ СМП, КАК ВАЖНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ

Ключевые слова

АННОТАЦИЯ


Северный морской путь нуждается в огромных инвестициях, чтобы конкурировать с Панамским и Суэцким каналами. Эти инвестиции можно будет получить за счет строительства заводов СПГ в Арктике и сопутствующей инфраструктуры, а также соединения СМП с МТК «Север-Юг» и МТК «Запад-Восток». Таким образом, будут решены две важнейшие задачи — развитие транспортной инфраструктуры в Арктике и развитие российских СПГ проектов. В 2027 г. «Росатом» планирует начать транзитные грузоперевозки из Азии в Европу по Севморпути. Компания рассчитывает выйти на объем перевозок в 72 млн т грузов в год, в основном контейнерных — 43 млн т. По некоторым данным, для реализации плана потребуется 7 млрд долл. США вложений. Также Министерство транспорта предлагает создать Северный морской международный транспортный коридор, который начинается в Мурманске и заканчивается на Камчатке. Это поможет объединить всё арктическое побережье в части судоходства и экономического развития.
В 2020 году падение стоимости нефти ускорило конец «золотого времени» просто её продажи российскими компаниями. В ближайшие десятилетия России предстоит борьба за рынок СПГ в Европе и Азии, для чего потребуется создать соответствующую инфраструктуру для транспортировки сжиженного природного газа. Ключевую роль в этом будут играть международные транспортные коридоры, проходящие через территорию России, и главный среди них: Северный морской путь.

Российский морской транспортный коридор, соединяющий Европу и Азию — Северный морской путь нуждается в огромных инвестициях, чтобы конкурировать с Панамским и Суэцким каналами. Эти инвестиции можно будет получить за счёт строительства заводов СПГ в Арктике и сопутствующей инфраструктуры, а также соединения СМП с МТК «Север-Юг» и МТК «Запад-Восток». Таким образом, будут решены две важнейшие задачи: развитие транспортной инфраструктуры в Арктике и развитие российских СПГ проектов.

Инвестиции в создание необходимой инфраструктуры на Севморпути оцениваются в $7 млрд, и значительную часть средств планируется потратить на приобретение флота.

В 2027 г. «Росатом» планирует начать транзитные грузоперевозки из Азии в Европу по Севморпути. Госкорпорация намерена войти в новый для себя бизнес морских перевозок и стать одним из 15 крупнейших морских перевозчиков в мире.

В техническом задании на предстоящие работы поясняется, что, «Росатом» инициировал проект «Северный морской транзитный коридор (СМТК)» в рамках своего нового бизнес-направления «Международная логистика», чтобы обеспечить конкурентоспособность СМП как международной транспортной магистрали. Дочерняя компания «Росатом» — «Русатом Карго» должна стать лидером на рынке логистических услуг за счёт привлечения международного транзитного грузопотока на магистраль СМТК.

СМТК — это новый морской арктический маршрут между Северной Европой и Восточной Азией, который формируется за счёт предоставления услуг по транзиту грузов по СМП через перевалочные порты-хабы на западной и восточной границах России.

Строительство заводов и транспортной инфраструктуры требует огромных инвестиций. Правительство России поставило цель к 2025 году довести производство СПГ до 70 млн тонн в год, что сделает Россию практически лидером в этой отрасли. При росте мирового потребления СПГ на 40%, доля СПГ возрастет на 70%.

Одним из главных конкурентов на рынке СПГ для России остаются США.


В 2017 году Международное энергетическое агентство (МЭА) представило очередной прогноз развития мировой энергетики до 2040 г. (World Energy Outlook 2017). В базовом сценарии New Policies Scenario, предусматривающем реализацию всех существующих и анонсированных экономико-политических мер по трансформации энергетического сектора, отмечается, что потребление газа вырастет на 45% к 2040 г.

Россия является одним из крупнейших игроков на рынке СПГ. По материалам Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК экспорт СПГ из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона за период с января по август 2018 г. вырос на 48,2% в годовом сопоставлении, до 15 млрд м3 3.По заявлению Министра энергетики Александра Новака, в период до 2035 г. Россия может увеличить долю СПГ с сегодняшних 4% до 15—20% мирового рынка. По оценкам Министерства, с 2024 по 2035 г. на рынке образуется свободная ниша в объёме примерно 200 млн т СПГ в год. Благодаря наличию конкурентоспособных проектов Россия может занять до половины этой ниши.

В марте 2020 г. Правительством была предварительно одобрена Транспортная стратегия Российской Федерации до 2035 г. , которой предусмотрено до 2024 года строительство и реконструкция участков автомобильных и железных дорог, входящих в международные транспортные коридоры «Север — Юг» и «Восток — Запад». Это Байкало-Амурская и Транссибирская железнодорожные магистрали (Восточный полигон), а также автодорожный маршрут Европа — Западный Китай.

Будет построено и реконструировано 3,5 тыс. км федеральных автодорог и 33 автодорожных моста. В результате все мосты на сети федеральных дорог к 2024 году будут приведены в нормативное состояние.

Стратегией предусматривается внедрение технологий электронного документооборота, предоставляющие возможность заказа услуг и контроля за обработкой и перевозкой грузов в режиме онлайн, обеспечивающие мультимодальную перевозку грузов. На долю транспортных услуг к 2024 году должно приходиться около 30% всего несырьевого экспорта, это около 25 млрд долларов.

Среди реализованных цифровых проектов, которые будут активно развиваться в дальнейшем, получать новые возможности,— системы «ЭРА-ГЛОНАСС», ЕГИС ОТБ, АСУ ТК, «Платон».
Продолжается тестирование беспилотных систем на воздушном, морском, автомобильном, железнодорожном транспорте.

Эти мероприятия необходимы для развития транспортных возможностей России и перестройки экономической модели.

Россия делает ставку на рост производства СПГ к 2035 году до 120 млн тонн, что составит 80% всех грузов Северного морского пути.


В 2018 г. Россия опереди- ла США по поставкам СПГ в Европу и Азию. Например, в Азию поставила 12,86 млн т, тогда как США 10,73 млн т. Первое место по поставкам СПГ в Азию занимает Австралия, потом Катар и Малайзия. Всего импорт СПГ в мире составил 313 млн т, и, по оценкам экспертов, эта цифра будет расти.


Развитие Севморпути в связи с ростом добычи природных ископаемых и их перевозки увеличивает интенсивность судоходства по нему. Напомню, что Указ Президента от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 г.» ставит задачи, среди которых — развитие Севморпути и увеличение грузопотока по нему до 80 млн т.
Никитин Ярослав / GeoPhoto.ru
Также, помимо существующих проектов, Россия планирует запустить новые:

1)   Арктик СПГ 2 (срок ввода 2023 г.) — проект завода по производству СПГ на Гыданском полуострове из трёх очередей общей мощностью до 18 млн т. , который реализует компания «Новатэк».

Ресурсной базой проекта должно будет стать месторождение «Утреннее» с доказанными запасами 388,5 млрд куб. м (согласно классификации SEC по состоянию на 31 декабря 2016 г.), расположенного на соседнем с Ямалом Гыданском полуострове. Лицензией на него владеет «дочка» «Новатэка» «Арктик СПГ-2». Предполагается освоение этого месторождения совместно с Китайской Народной Республикой.

2)    Балтийский СПГ (срок за- пуска — 2023 г.) в порту Усть-Луга Ленинградской области, для поставки газа в Атлантику, на Ближний Восток, в Южную Азию. Проектная мощность завода составляет 10 млн т. Договор подписан в 2017 г. между «Газпромом» и Shell. Роль ресурсной базы будут выполнять не конкретные месторождения, а поставки из единой системы газоснабжения (ЕСГ) «Газпрома».

3)    Дальневосточный СПГ будет работать с заводом «Сахалин-1» (307 млн т нефти и 485 млрд куб. м газа) с расчётной мощностью 6,2 млн т. Предполагается строительство порта отгрузки СПГ для «Сахалин-1». В проекте участвуют:

  • ExxonMobil — 30% (США) (с 1995 г оператор «Сахалин-1»),
  • «Роснефть» — 20%,
  • ONGC Videsh — 20% (Индия),
  • «Содеко» — 30% (Япония).

Среди других проектов СПГ в российской Арктике:

  • «Штокмановский СПГ» — проект завода по производству СПГ мощностью 7,5 млн т на ресурсной базе Штокмановского месторождения шельфа Баренцева моря с запасами 3,8 трлн куб. м газа. Оператором проекта должна была стать компания Shtokman Development AG, в которой 51% принадлежал «Газпрому», 25% — французской Total и ещё 24% — норвежской StatoilHydro.

  • «Печора СПГ» — Проект завода по производству СПГ мощностью 4 млн т на ресурсной базе Кумжинского и Коровинского месторождений Ненецкого автономного округа с общими запасами 165 млрд куб. м газа по категории АВС1+С2. Оператор проекта — совместное предприятие «Роснефти» и группы «Алл- тек», созданное в 2015 г.

  • «Сахалин — 3», объём которого предполагается в размере — 25,5 млн т. В «Сахалин-3» входит четыре блока место- рождений: Киринский, Венинский, Аяшский и Восточно-Одоптинский.

Существует и интерес перевозчиков к транзитному потенциалу СМП, как самому короткому маршруту между Европой и Азией.

МТК «Север-Юг» и «Транссиб» могут быть эффективно соединены с морским евразийским коридором — Северный морской путь. Северный морской путь — не только является кратчайшим коридором, соединяющим Европу и Азию, но и богат нефтегазовыми и другими ресурсами. Уже сейчас на Арктику приходится около 20% ВВП России, при том, что на территории её российской части проживает 2% населения. Геологической службой CША подсчитано, что на Арктику приходится около 22% мировых неразведанных ресурсов: 90 млрд баррелей нефти (13% мировых неразведанных запасов); 1699 трлн кубических футов, что эквивалентно 48,13 трлн кубических метров, природного газа (30% мировых неразведанных запасов); 44 млрд баррелей газоконденсата (20% мировых неразведанных запасов).

В 2019 году ледоколы «Росатома» осуществили проводку 510 судов общей валовой вместимостью 30,28 млн тонн; в 2018 году — было 331 судно и 12,7 млн тонн. Рост обеспечен за счет «Ямал-СПГ». С запуском новых проектов главной задачей станет соответствующее пополнение ледокольного флота. При этом Счётная палата посчитала, что кассовое исполнение бюджетов федеральных проектов по логистике («Морские порты России», «Севморпуть», «Ж/д транспорт и транзит») по состоянию на 01.11.2019 года составило 57,3%. Нормативно-методическая база разработана плохо. Сроки работ не согласованы. Плохо разработаны инвестиционные документы. Всё это внушает определенные опасения, что может быть не достигнут плановый показатель грузооборота Севморпути.

Пока официальные оценки, основанные на запросах от компаний, в том числе иностранных, достаточно скромные. Максимум — 3 млн тонн в год к 2035 году. В 2019 году транзит составил чуть менее 700 тыс. тонн. Многое зависит от строительства портовой инфраструктуры и транспортно-логистических центров в Мурманске и Петропавловск-Камчатском, как перевалочных баз для удешевления стоимости перевозки. Это необходимо, чтобы привлечь крупных морских перевозчиков сервисами: замена судовых запчастей, смена экипажа, оперативное решение таможенных вопросов.

Важным реализуемым транспортно-инфраструктурным проектом в Арктике является Северный широтный ход — строящаяся ж/д магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе протяженностью 707 км по маршруту Обская-Салехард-Надым-Новый Уренгой-Коротчаево — с 2018 по 2022 гг.

Таким образом, транспортно-инфраструктурное развитие российской Арктики напрямую зависит от реализации проектов СПГ. Строительство заводов СПГ требует иностранных инвестиций и современных технологий, что усложняется из-за антироссийских санкций.

Сейчас разрабатывается Концепция централизованной информационной системы для планирования работы флота в Арктике — единой системы для мониторинга и планирования работы судов и ледоколов в Арктике.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что:

— главным драйвером развития российской Арктики будет освоение углеводородных месторождений и строительство транспортной инфраструктуры;

— следующим этапом развития российской Арктики будет увеличение транзитного потенциала Севморпути, строительство логистических терминалов и совершенствование нормативно-правовой базы в части регулирования судоходства по Севморпути;

— в рамках реализации Транспортной стратегии будет проведена цифровизация транспортных коридоров, которая значительно удешевит и ускорит прохождение транспорта;

—  в перспективе Северный морской путь будет сопряжен с МТК «Север-Юг» и МТК «Запад-Восток».
ЛИТЕРАТУРА
1.  «Газпром» примет участие в создании Северного широтного хода / сайт Газпром 30 марта 2017 года http://www.gazprom.ru/press/news/2017/march/article318332/ (дата обращения: 29.03.2019)
2.   Новак: Россия к 2035 году может занять до 20% мирового рынка СПГ // ТАСС. 22 декабря 2017 г. // URL: https://tass.ru/ekonomika/4834029 (дата обращения: 29.03.2019)
3.   Правительство в основном одобрило проект Транспортной стратегии до 2035 года / 28.03.2020 / Эл. Ресурс: https://tass.ru/ekonomika/8104107
4.    Президент подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» /Сайт Администрации Президента РФ / 7 мая 2018 года http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 30.03.2019)
5.   Суд отменил указ Трампа о добыче нефти у берегов Аляски // Взгляд. 30 марта 2019 г. // URL: https://vz.ru/news/2019/3/30/970857.html?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop (дата обращения: 29.03.2019)
6.    Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса" (ФГБУ "ЦДУ ТЭК") // URL: http://www.cdu.ru/catalog/statistic/eksport_spg_po_stranam/ (дата обращения: 26.03.2019)
7.   International Energy Agency. World Energy Outlook, 2017 // URL: https://www.iea.org/weo2017/ (дата обращения: 29.03.2019)
RUSSIA’S NEW TRANSPORT STRATEGY: ROLE OF NORTHERN SEA ROUTE IN RUSSIA’S TRANSPORT POLICY

KEY WORDS

ABSTRACT


The Northern Sea Route needs huge investments to compete with the Panama and Suez canals. This investment will be possible through the construction of LNG plants in the Arctic and associated infrastructure, as well as the connection of NSR to International Transport Corridors North-South and West-East. Thus, two most important tasks will be solved — development of transport infrastructure in the Arctic and development of Russian LNG projects. In 2027 Rosatom plans to start transit freight transportation from Asia to Europe through NSR. The company expects to reach the volume of transportation of 72 million tons of cargo per year, mainly container —43 million tons. According to some reports, the implementation of the plan will require $7 billion investments. The Ministry of Transport also proposes to create a Northern Maritime International Transport Corridor, starting in Murmansk and ending in Kamchatka. This will help to unite the entire Arctic coast in terms of shipping and economic development.