Также, помимо существующих проектов, Россия планирует запустить новые:
1) Арктик СПГ 2 (срок ввода 2023 г.) — проект завода по производству СПГ на Гыданском полуострове из трёх очередей общей мощностью до 18 млн т. , который реализует компания «Новатэк».
Ресурсной базой проекта должно будет стать месторождение «Утреннее» с доказанными запасами 388,5 млрд куб. м (согласно классификации SEC по состоянию на 31 декабря 2016 г.), расположенного на соседнем с Ямалом Гыданском полуострове. Лицензией на него владеет «дочка» «Новатэка» «Арктик СПГ-2». Предполагается освоение этого месторождения совместно с Китайской Народной Республикой.
2) Балтийский СПГ (срок за- пуска — 2023 г.) в порту Усть-Луга Ленинградской области, для поставки газа в Атлантику, на Ближний Восток, в Южную Азию. Проектная мощность завода составляет 10 млн т. Договор подписан в 2017 г. между «Газпромом» и Shell. Роль ресурсной базы будут выполнять не конкретные месторождения, а поставки из единой системы газоснабжения (ЕСГ) «Газпрома».
3) Дальневосточный СПГ будет работать с заводом «Сахалин-1» (307 млн т нефти и 485 млрд куб. м газа) с расчётной мощностью 6,2 млн т. Предполагается строительство порта отгрузки СПГ для «Сахалин-1». В проекте участвуют:
- ExxonMobil — 30% (США) (с 1995 г оператор «Сахалин-1»),
- «Роснефть» — 20%,
- ONGC Videsh — 20% (Индия),
- «Содеко» — 30% (Япония).
Среди других проектов СПГ в российской Арктике:
- «Штокмановский СПГ» — проект завода по производству СПГ мощностью 7,5 млн т на ресурсной базе Штокмановского месторождения шельфа Баренцева моря с запасами 3,8 трлн куб. м газа. Оператором проекта должна была стать компания Shtokman Development AG, в которой 51% принадлежал «Газпрому», 25% — французской Total и ещё 24% — норвежской StatoilHydro.
- «Печора СПГ» — Проект завода по производству СПГ мощностью 4 млн т на ресурсной базе Кумжинского и Коровинского месторождений Ненецкого автономного округа с общими запасами 165 млрд куб. м газа по категории АВС1+С2. Оператор проекта — совместное предприятие «Роснефти» и группы «Алл- тек», созданное в 2015 г.
- «Сахалин — 3», объём которого предполагается в размере — 25,5 млн т. В «Сахалин-3» входит четыре блока место- рождений: Киринский, Венинский, Аяшский и Восточно-Одоптинский.
Существует и интерес перевозчиков к транзитному потенциалу СМП, как самому короткому маршруту между Европой и Азией.
МТК «Север-Юг» и «Транссиб» могут быть эффективно соединены с морским евразийским коридором — Северный морской путь. Северный морской путь — не только является кратчайшим коридором, соединяющим Европу и Азию, но и богат нефтегазовыми и другими ресурсами. Уже сейчас на Арктику приходится около 20% ВВП России, при том, что на территории её российской части проживает 2% населения. Геологической службой CША подсчитано, что на Арктику приходится около 22% мировых неразведанных ресурсов: 90 млрд баррелей нефти (13% мировых неразведанных запасов); 1699 трлн кубических футов, что эквивалентно 48,13 трлн кубических метров, природного газа (30% мировых неразведанных запасов); 44 млрд баррелей газоконденсата (20% мировых неразведанных запасов).
В 2019 году ледоколы «Росатома» осуществили проводку 510 судов общей валовой вместимостью 30,28 млн тонн; в 2018 году — было 331 судно и 12,7 млн тонн. Рост обеспечен за счет «Ямал-СПГ». С запуском новых проектов главной задачей станет соответствующее пополнение ледокольного флота. При этом Счётная палата посчитала, что кассовое исполнение бюджетов федеральных проектов по логистике («Морские порты России», «Севморпуть», «Ж/д транспорт и транзит») по состоянию на 01.11.2019 года составило 57,3%. Нормативно-методическая база разработана плохо. Сроки работ не согласованы. Плохо разработаны инвестиционные документы. Всё это внушает определенные опасения, что может быть не достигнут плановый показатель грузооборота Севморпути.
Пока официальные оценки, основанные на запросах от компаний, в том числе иностранных, достаточно скромные. Максимум — 3 млн тонн в год к 2035 году. В 2019 году транзит составил чуть менее 700 тыс. тонн. Многое зависит от строительства портовой инфраструктуры и транспортно-логистических центров в Мурманске и Петропавловск-Камчатском, как перевалочных баз для удешевления стоимости перевозки. Это необходимо, чтобы привлечь крупных морских перевозчиков сервисами: замена судовых запчастей, смена экипажа, оперативное решение таможенных вопросов.
Важным реализуемым транспортно-инфраструктурным проектом в Арктике является Северный широтный ход — строящаяся ж/д магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе протяженностью 707 км по маршруту Обская-Салехард-Надым-Новый Уренгой-Коротчаево — с 2018 по 2022 гг.
Таким образом, транспортно-инфраструктурное развитие российской Арктики напрямую зависит от реализации проектов СПГ. Строительство заводов СПГ требует иностранных инвестиций и современных технологий, что усложняется из-за антироссийских санкций.
Сейчас разрабатывается Концепция централизованной информационной системы для планирования работы флота в Арктике — единой системы для мониторинга и планирования работы судов и ледоколов в Арктике.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что:
— главным драйвером развития российской Арктики будет освоение углеводородных месторождений и строительство транспортной инфраструктуры;
— следующим этапом развития российской Арктики будет увеличение транзитного потенциала Севморпути, строительство логистических терминалов и совершенствование нормативно-правовой базы в части регулирования судоходства по Севморпути;
— в рамках реализации Транспортной стратегии будет проведена цифровизация транспортных коридоров, которая значительно удешевит и ускорит прохождение транспорта;
— в перспективе Северный морской путь будет сопряжен с МТК «Север-Юг» и МТК «Запад-Восток».