УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

АННОТАЦИЯ


В данной статье будет предпринята попытка проанализировать российскую политику по устойчивому развитию в Арктической зоне, будут рассмотрены основные аспекты устойчивого развития — экономический, экологический и социальный. Безусловно устойчивое развитие России можно изучать более детально, каждый аспект по отдельности, в связи с обширностью
темы исследования. Тем не менее, в статье будут определены основные проблемы
устойчивого развития в Арктике, с которыми сталкивается страна. Особенно это актуально в свете того, что Россия, во-первых, заявила о новом этапе освоения Арктики и планирует масштабное экономическое развитие региона. Во-вторых, Россия в 2021–2023 гг. будет Председателем в Арктическом совете, а для международного сотрудничества в Арктике устойчивое развитие становится одной из основных проблем современности.
Устойчивое развитие — ключевая проблема современности. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро по итогам Комиссии Брундтланд была официально признана идея мирового развития, получившая название «устойчивое развитие», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности»[1]. В 2015 г. на заседании Генеральной Ассамблеи ООН были определены 17 Целей устойчивого развития в «Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», в реализацию которой должны быть вовлечены не только правительства, но и транснациональные компании, благотворительные фонды, общество, неправительственные организации и учёные всего мира. Суть устойчивого развития сводится к балансу между экономической, экологической и социальной сферами человеческой деятельности.

На сегодняшний день концепция устойчивого развития стала ключевой для Арктического региона. Арктический совет под председательством Финляндии (2017-2019 гг.) определил 17 Целей устойчивого развития ООН ориентиром для осуществления своей деятельности. В отличие от Антарктики, где отсутствует постоянно проживающее население, В Арктическом регионе находятся восемь суверенных государств, несущих ответственность за благосостояние своих жителей. Но Арктика — не территория отдельного суверенного государства, это регион глобального значения, которое, прежде всего, определяется тем, что изменение климата именно в этом регионе влияет на состояние окружающей среды во всем мире.

Для такого важного в глобальном значении региона как Арктика концепция устойчивого развития, безусловно, применима. Арктический совет с момента своего создания в 1996 г. определил устойчивое развитие основным направлением своей деятельности. Цель форума в объединении усилий восьми циркумполярных государств для решения задач Арктического региона и рассматривает членов как средства улучшения экономического, социального и экологического благосостояния. Поэтому проблема устойчивого развития — это проблема не только национального, но и глобального характера, которая требует установления продуктивного международного сотрудничества среди арктических государств.

Реализация концепции устойчивого развития в России началась ещё с выхода распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 августа 1992 г. № 1522-р, на основании которого была создана Межведомственная комиссия для разработки предложений по реализации решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию. 4 февраля 1994 г. вышел Указ Президента Российской Федерации № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»[2]. Наконец, 1 апреля 1996 года Указом Президента РФ была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»[3]. В дальнейшем специальных документов, в названии которых фигурировало именно «устойчивое развитие» не было.

Что касается Арктики, то этот регион для России является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны. 2 мая 2014 г. Президент России В. Путин подписал указ № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»[4], который пока определяет границы Арктической зоны РФ (далее — АЗРФ). В состав АЗРФ вошли арктические районы девяти субъектов Российской Федерации: Мурманская область, Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Чукотский автономные округа, Республика Саха (Якутия) и Карелия, Красноярский край, Архангельская область, Республика Коми. Однако границы АЗРФ продолжают уточняться. У некоторых регионов есть претензии о включении дополнительных арктических районов в АЗРФ. Арктическая стратегия России до недавнего времени определялась тремя документами: Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (2008 г.); Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (2013 г.); редакция 2017 г. государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2025 года» (2014 г.). В настоящее время по поручению Президента РФ Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики разрабатывается проект стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года.

Итак, в России устойчивое развитие рассматривают только со стороны одного из трёх аспектов. В отечественном научном дискурсе чаще всего можно встретить исследования об экологических проблемах, также есть работы о социальных проблемах, реже пишут, что устойчивым может быть экономическое развитие. Ещё реже присутствует комплексный подход к изучению экономико-эколого-социальных аспектов устойчивого развития. В официальных документах этот термин встречается редко. В то же время пока новая арктическая стратегия не утверждена, проанализируем на наличие термина «устойчивое развитие» редакцию 2017 г. государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2025 года». Так, в госпрограмме по Арктике слова с корнем «устойчивый» употребляются 16 раз на 140 страницах текста. Из них 5 раз словосочетание «устойчивое развитие», причём в разных контекстах: «устойчивое развитие ядерного оружейного комплекса», «устойчивое развитие КМНС», «устойчивое развитие сопутствующих отраслей промышленности», «цели устойчивого развития и повышение благосостояния населения», «условия устойчивого развития региональных экосистем». Еще 4 раза употребляется слово «устойчивость» в контексте: «устойчивость объекта инфраструктуры», «устойчивость развивающихся технико-технологических систем и оборудования для добычи», «устойчивость системы расселения», «устойчивость экономики». Прилагательное «устойчивый» используется 7 раз: «устойчивое социально-экономическое развитие», «устойчивая круглогодичная работа СМП», «устойчивое обеспечение экономики страны запасами минерального сырья», «создание устойчивых предпосылок для комплексного социально-экономического развития», «устойчивое повышение уровня и качества жизни населения», «устойчивое воспроизводство минерально-сырьевой базы», «устойчивая система расселения». Таким образом, в госпрограмме по Арктике нет определения того, что понимается под устойчивым развитием. Это говорит о том, что перед авторами госпрограммы либо не ставилась задача сформулировать принципы устойчивого развития Арктики, либо в России пока не сложилось чёткого понимания что такое устойчивое развитие. Зато можно утверждать, что авторы считают этот термин применимым в совершенно разных смыслах. В то же время наиболее распространённым не только в госпрограмме, а в целом в российском научном дискурсе выражением является «социально-экономическое развитие».

В настоящее время Россия готовится к новому этапу социально-экономического развития Арктики. Но одним из основных препятствий экономического развития АЗРФ является проблема восстановления инфраструктуры, местами её надо строить заново. Северный морской путь (далее — СМП) станет магистральным, сквозным для всех участвующих субъектов, проектом АЗРФ. Как заявил В. Путин, к 2025 г. грузопоток на Северном морском пути должен вырасти в 10 раз — до 80 млн тонн. Например, до настоящего времени навигация по Арктике была затруднена из-за длительного ледостава, но глобальное потепление может изменить эту ситуацию. Через 40-50 лет на гла- венствующие позиции в структуре всемирной торговли могут выйти товаропотоки, которые проходят через транспортно-коммуникационные магистрали Арктики. В Арктическом регионе наибольший интерес вызывают перспективные маршруты через СМП и Северо-Западный проход. Причём российский Северный морской путь пока рассматривается как наиболее перспективный, поскольку лёд здесь тоньше, чем в канадском Северо-Западном проходе. Транзитный потенциал СМП позволяет сокращать морской путь между портами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона на 50%.
Горшков Сергей / GeoPhoto.ru
СМП — это магистральная цель развития российской Арктики, которая предполагает развитие международного сотрудничества с заинтересованными странами-партнёрами по перевозке полезных ископаемых на рынки Европы и Азии, а также транзитной проводке российскими ледоколами иностранных судов круглогодично. Огромную роль в АЗРФ играют геополитические предпочтения. В период санкций трудно стало сотрудничать с Западом, происходит «Поворот на Восток». В условиях нынешних экономических реалий нужно искать выход на новые рынки, и тут следует использовать интерес к проекту со стороны азиатских инвесторов. Поэтому пока в перспективе можно говорить как о наиболее вероятном, в том числе и для развития российской инфраструктуры, о сотрудничестве со странами Северо-Восточной Азии. Так, СМП будет развиваться как транспортно-логистический сектор между Азией и Европой, а также как сервисный сектор в рамках реализации крупных, прежде всего, энергетических проектов. Основными проблемами социально-экономического развития АЗРФ являются отсутствие достаточного количества судов, средств на восстановление инфраструктуры и людей, которые бы развивали Арктику.

Развитие СМП жизненно важно для местных жителей. В Советское время по СМП осуществлялись регулярные поставки «северного завоза», что невозможно в полной мере сегодня. На сегодняшний день система портов СМП не позволяет использовать инфраструктуру в этих целях. Периодически возникают перебои с «северным завозом». Устанавливаемые сроки завоза жизненно необходимых, товаров, топлива и продовольствия почти ежегодно срываются. Например, такая проблема присутствует в Республике Саха (Якутия), когда во время летней навигации по реке Лена поставщики не успевают доставить весь планируемый объём грузов, который потом доставляют грузовыми машинами по зимникам.

В связи с планами освоения Арктического региона существует потребность подготовки специализированных кадров для реализации масштабных инвестиционных проектов на Крайнем Севере. Сегодня одна из наиболее актуальных проблем — отток населения Арктики. Доля населения АЗРФ в численности населения России невелика — 1,6%. В состав населения российской Арктики входят группы коренных малочисленных народов Севера, средние по численности народы, такие как якуты, коми, переселенцы периода промышленного освоения (20-80-е гг. XX века), потомки первооткрывателей и русских старожилов. Так же в Арктике на временной основе находятся вахтовики, учёные, и люди работающие в экспедициях.

Среди основных проблем населения российской Арктики можно назвать следующие: человеческий потенциал («вахтовое» или постоянное население); уровень жизни северных жителей и проблема бедности. Тем не менее, часто сами регионы предпочитают привлекать вахтовиков, потому что содержание постоянного населения предусматривает создание социальной инфраструктуры, что намного дороже, чем вахтовый метод привлечения работников. В то же время уже существующее в Арктике население часто не может найти работу. На государственном и научном уровне идёт дискуссия вокруг дилеммы использования вахтового метода освоения или привлечения к этому процессу местного населения Арктики. Преимущество вахтового метода: за короткий срок можно собрать профессиональную команду. К тому же считается, что этот метод дешевле, чем содержать постоянное население Арктики, создавая для него инфраструктуру. В российской Арктике было бы целесообразно развивать имеющийся человеческий капитал, воспользовавшись той инфраструктурой, которая осталась со времён советского освоения. Для того, чтобы привлекать местных, необходимо их обучить востребованным для экономического развития профессиям. И это уже задача местных учебных заведений и программ по профориентации. Кроме того, часто обсуждается в разных дискуссиях вопрос привлечения новых переселенцев. Для этого необходимо повышать зарплаты и создать условия проживания. В последнее время есть тенденция комплексного подхода в развитии территорий, в том числе и в Арктике. В этом контексте можно сказать, что Россия будет обращать внимание на социальный аспект устойчивого развития Арктики в связи с тем, что северные жители — гарант национальной безопасности страны. Их присутствие на Крайнем Севере обеспечивает России уверенность в своей способности осуществлять контроль над этими обширными территориями. Кроме того, более 2,5 млн местного населения российской Арктики обладают уникальным опытом выживания в условиях сурового климата. Россия ищет компромисс и скорее всего будет использовать все три варианта рабочей силы: вахтовый метод, привлечение новых переселенцев и использование местного человеческого капитала.

В то же время в российской Арктике есть множество проблем, среди которых наиболее острые — это экологические проблемы. Своей экологической проблемой номер один Россия признаёт накопленный экологический ущерб, который в последние годы находится под пристальным контролем главы государства и правительства.

Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды насчитал в Архангельской области 25 горячих экологических точек, в Ямало-Ненецком АО — 12 (почти все — брошенные и затопленные объекты в акватории морей и рек), в Мурманской области — шесть, Чукотском АО — три, Ненецком АО и Якутии — по две. Всего было выявлено 102 объекта. Среди них есть 33 свалки бытовых и промышленных отходов, территории, загрязнённые нефтепродуктами, объекты накопленного вреда горнодобывающей промышленности[5].

C 2010 года проводится очистка Арктики, триггером которой стал визит В. Путина на Землю Франца-Иосифа. Тогда он был поражён огромным количеством мусора из ржавых бочек с ГСМ и сказал, что в Арктике необходимо организовать «генеральную уборку»[6]. Тогда же правительство поручило Минэкономразвития, Минприроды и Минфину России подготовить предложения по очистке островов архипелага Земля Франца-Иосифа от отходов, остатков ГСМ, которые были накоплены за годы активного освоения Арктики в советские времена. На шести из них — Земле Александры, Гукера, Гофмана, Греэм-Белла, Рудольфа и Хейса — Государственное научно-исследовательское учреждение «Совет по изучению производительных сил» (СОПС) провело в 2011– 2012 годах полевые геоэкологические обследования. Тогда было выявлено 60 загрязнённых участков, на которых оказалось около полумиллиона пустых бочек из-под горючего, 18 тыс. т металлолома, свыше 60 тыс. м3 отходов. Основными видами экологического мусора стали топливо, бензин, остатки отработанного масла, ГСМ и бочкотара из-под них, нефтепродукты, ржавая авиа— и автотехника и бытовой мусор. На основе обследования, Минприроды России совместно с СОПС разработало проект программы ликвидации источников негативного воздействия на загрязнённых территориях островов на 2012– 2020 годы. По оценке СОПС, на полную очистку только Земли Франца-Иосифа потребуется порядка 8,5 млрд рублей[7]. В России впервые реализуется столь масштабный проект по удалению отходов в местах их накопления, причём в самых труднодоступных природных регионах — АЗРФ. До этого экологические проблемы, кроме коренных жителей, волновали только экологов, которые организовывали экспедиции на негосударственные деньги, в частности — Глобального экологического фонда (GEF) и ЮНЕСКО. Практическая работа по ликвидации мусора началась в 2012 г. и продолжается в летний период на полярных островах Баренцева моря и в других регионах.

Сразу же к очистке Арктики присоединилось Русское географическое общество, которое с 2010 года осуществляет проект «Очистка Арктики». В 2012 году территория острова Земля Александры, входящего в состав архипелага Земля Франца-Иосифа, была очищена полностью. В ходе работ на нём было собрано, очищено и спрессовано 47,5 тысячи стальных бочек общей массой 1892 тонны [8]. Работы РГО по ликвидации загрязнения запланированы были на островах Рудольфа, Хейса, Гофмана и Греэм-Белл, Врангеля, в российских посёлках на Шпицбергене и на Новосибирских островах. Также РГО проводит комплексную оценку экологического состояния ещё в семи крупных регионах арктической зоны. Работа ведётся в сотрудничестве с Министерством природных ресурсов и экологии России, Федеральным государственным унитарным научно-производственным предприятием по морским геологоразведочным работам «Севморгео» и Фондом полярных исследований «Полярный фонд». Очистка проводится и в рамках национального проекта «Чистая страна», который также отражён в редакции госпрограммы по Арктике 2017 г. Будет произведена ликвидация накопленного вреда на архипелаге Земля Франца-Иосифа, нефтяного загрязнения в водоохранной зоне Кузнецова ручья (Архангельская область) и хвостохранилища Куларской золотоизвлекающей фабрики Усть-Янского улуса (Республика Саха (Якутия)). Также очисткой Арктики занимаются волонтёрские организации, например, межрегиональная общественная экосоциологическая организация «Зелёная Арктика».

К очистке Арктики подключились военные. В 2014 году была утверждена Дорожная карта
«По ликвидации экологического ущерба, причинённого в результате деятельности на территории Минобороны России в Арктической зоне, на период до 2020 года». Уже несколько лет мусор в Арктике собирают специальные подразделения Минобороны — взводы экологической очистки. Собранный мусор вывозится с островов силами Северного и Тихоокеанского флотов, а также зафрахтованными судами, осуществляющими «северный завоз». С 2015 по 2017 год очищено 260 гектаров загрязнённых территорий, собрано более 16 тысяч тонн металлолома, из которых на материк вывезено более 10 тысяч тонн[9].

Отмечается, что за период с 2012 по 2015 год в Арктике было утилизировано 40 тысяч тонн отходов, рекультивировано 200 гектар земель. Пилотным регионом программы очистки Арктики стала Земля Франца-Иосифа, где уже утилизировано 44 про- цента накопленных отходов[10]. В 2017 году в России был объявлен «Год экологии», и в марте этого года В. Путин и Д. Медведев оценили результаты «генеральной уборки», прибыв на остров Земли Александра архипелага Земля Франца-Иосифа.

Минприроды России также в 2017 г. составило дорожную карту масштабной «генеральной уборки» в Арктике, запланированной на 2017-2019 годы, обобщив сведения региональных дорожных карт по ликвидации накопленного экологического ущерба. В обобщённую дорожную карту Минприроды попали экологические планы Мурманской и Архангельской областей, Якутии и Ненецкого автономного округа. «Дорожную карту» со списком объектов, требующих ликвидации, и мерами по очистке Министерство природных ресурсов направило на утверждение в Госдуму, чтобы добиться разработки и финансирования федеральной программы «генеральной уборки».

Деньги постепенно будут выделяться. В России существует общая Федеральная целевая программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014 – 2025 годы. Общая стоимость её реализации 218,7 млрд. рублей[11]. Из них 22 млрд рублей выделяют на Арктику, включая 20,9 млрд — за счёт федерального бюджета. На очистку Арктики с 2011 по 2013 год государство потратило более 1 млрд рублей[7]. Но на наш взгляд без помощи со стороны международного сообщества невозможно справиться с этой масштабной задачей. В настоящее время Россия привлекает к очистке волонтёров и военных: на лицо явная нехватка средств на наём рабочих для проведения очистных работ.

Несомненно, Арктика будет постепенно очищаться, но на сегодняшний день помимо проблемы финансирования есть ещё две проблемы, связанных непосредственно с очисткой:

1) многие вопросы по ликвидации мусора законодательно не урегулированы. В частности, не установлен порядок определения экологического ущерба;

2) при рекультивации свалок нарушается небогатая, но типичная для Арктики экосистема. Поэтому в особо чувствительных местах нужно действовать более щадящим образом.

Накопленный экологический ущерб в российской Арктике — это не только промышленные объекты, но и объекты человеческой жизнедеятельности, которые были оставлены после массового оттока населения из Арктики. Здесь также есть проблема нехватки средств. Россия продолжает убирать Арктику, но сил и средств недостаточно. Поэтому в данном случае Россия, скорее всего, будет участвовать в международном экологическом сотрудничестве, которое будет осуществляться благодаря проектной деятельности и участию общественных организаций, волонтёрских движений.

Кроме этого, в российской Арктике, конечно, присутствуют и другие экологические проблемы. В «майских» указах В. Путина 2018 г. экология была определена как один из национальных проектов до 2024 г. Среди целей этого проекта заявлены: эффективное обращение и ликвидация отходов, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в промышленных центрах, повышение качества питьевой воды для населения, экологическое оздоровление водных объектов, сохранение биологического разнообразия[12]. Особое внимание в ближайшие годы Россия будет обращать внимание на изучение изменения климата. Так, 25 декабря 2019 г. вышло распоряжение Правительства РФ, которым был утверждён национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года. В связи с этим можно предположить, что решение экологических проблем в Арктике также войдёт в приоритетные задачи российского руководства при развитии территорий.

На первый взгляд у России в Арктике два пути. Первый, АЗРФ — это внутренняя политика, и тогда всё сами развиваем. Второй, АЗРФ — регион международного сотрудничества, и тогда привлекаем как можно больше иностранных инвестиций для развития. Но из-за соображений национальной безопасности, Россия будет искать компромисс между этими двумя вариантами и пойдёт третьим путём. Россия открыта к международному сотрудничеству в Арктике, но национальная безопасность северных границ страны — это наиважнейший приоритет её политики. В целом, развитие Арктической зоны РФ будет приоритетным направлением как во внутренней, так и во внешней политике. России не уйти от понимания устойчивого развития, как концепции развития человечества. Весь мир говорит об устойчивом развитии территорий, и надо заметить, что, например, в период советского освоения такого понимания не было. Причём в ближайшем будущем устойчивое развитие станет одним из приоритетных направлений для внешней политики РФ, в том числе и в Арктике.

Арктика — это регион международного сотрудничества, а Россия — страна с самой протяженной береговой линией в Арктике. С таянием ледового покрова Северного Ледовитого океана для России могут открыться очень выгодные перспективы развития Северного морского пути, поэтому в первую очередь Россия берется за восстановление его инфраструктуры. Открытие доступа к арктическим морским путям может позволить России развиваться в качестве морской державы. Через Арктику, в том числе через Северный полюс, могут начать ходить торговые суда в сопровождении ледоколов. Но для того, чтобы выстроить всю логистику, а также обеспечить возможности для оперативного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, и в целом поддержать рост коммерческой активности в регионе, требуется увеличение масштабов международного сотрудничества. В частности, с другими арктическими государствами-членами Арктического совета. Уже понятно, что особое место в международном сотрудничестве займут страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Китай, Южная Корея и Япония намереваются принять участие в восстановлении и современном развитии транспортной проходимости по Северному морскому пути.

В то же время помимо экономического развития, в арктическом сотрудничестве особое внимание всё больше уделяется глобальным проблемам современности, таким как бедность и социальное неравенство, демографические, экологические, энергетические и сырьевые проблемы.

Уже сейчас можно сказать, что международные отношения развиваются в региональном контексте. При этом регионализация, чем дальше, тем больше связывается с глобализацией. В перспективе основными тенденциями останутся именно эти процессы. Регионализм уже стал важным фактором в формировании внешней и внутренней политики, в которых учитываются геополитические, геоэкономические и социокультурные особенности территории. Несмотря на происходящую в настоящее время пандемию коронавируса хочется верить, что в будущем преобладающей тенденцией станет сосредоточение внимания мирового сообщества на отдельных регионах мира, имеющих перспективы для развития отношений на межгосударственном, межрегиональном уровне, а также вызывающих интерес у транснациональных корпораций. Среди таких регионов можно назвать Арктику. И все предпосылки к такому развитию событий были очевидны до недавнего времени. Поэтому в случае восстановления «прежней» динамики в международных отношениях, стоит ожидать, что будущее Арктики — это международное сотрудничество, которое объединит усилия приполярных государств в устойчивом развитии региона. И Россия будет принимать активное участие в таком сотрудничестве, в том числе, в связи с тем, что в 2021-2023 гг. будет Председателем в Арктическом совете.
ЛИТЕРАТУРА
1.  «Наше общее будущее» — Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития (доклад Брундтланд). 4 августа 1987 г. // [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (Дата обращения: 20.04.2020)

2.   Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г.№236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»

// [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LA W&n=3079&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.5626609202826769#0040082674319832035
(Дата обращения: 20.04.2020)

3.   Корочкин Е.Ф. Экология и устойчивое развитие России. М.: Министерство природных ресурсов Российской Федерации, 2007. 38 с.

4.   Указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» // [Электронный ресурс]-URL: URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70547984/#ixzz58Xum2mIk (Дата обращения: 20.04.2020)
5.   Минприроды составило дорожную карту очистки Арктики // Известия. 02.08.2017. [Электронный ресурс] URL: https://iz.ru/622619/valeriia-nodelman/minprirody-sostavilo- dorozhnuiu-kartu-ochistki-arktiki (Дата обращения: 20.04.2020)
6.   Петров В. На чистоту. Россия намерена провести в Арктике «генеральную уборку» // Российская газета. 24.09.2010. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2010/09/24/arctica.html (Дата обращения: 20.04.2020)

7.   Яковлева-Устинова Т. До арктической чистоты // [Электронный ресурс] URL: http://proarctic.ru/03/07/2015/ecology/17205 (Дата обращения: 20.04.2020)

8.    Очистка Арктики // [Электронный ресурс] URL: https://www.rgo.ru/ru/proekty/ochistka-arktiki (Дата обращения: 20.04.2020)

9.   Олишевский Д. Военные очистят Арктику от мусора до 2020 года // Парламентская газета. 06.12.2017. [Электронный ресурс] URL: https://www.pnp.ru/economics/voennye-ochistyat- arktiku-ot-musora-do-2020-goda.html (Дата обращения: 20.04.2020)
10. На очистку Арктики от мусора в 2017 году выделят 1,69 миллиарда рублей // [Электронный ресурс] URL: https://lenta.ru/news/2017/08/02/savethearctic/ (Дата обращения: 20.04.2020)

11. Федеральная целевая программа «Ликвидация накопленного экологического ущерба» на 2014 – 2025 годы. Паспорт. 47 с.

12.    Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1 (Дата обращения: 20.04.2020)
SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ARCTIC ZONE: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES

ABSTRACT


This article will attempt to analyze the Russian policy on sustainable development in the Arctic zone and will consider the main aspects of sustainable development — economic, environmental and social. Certainly, the sustainable development of Russia can be studied in more detail in every aspect individually, due to the vastness of the research topic. Nevertheless, the main problems of sustainable development in the Arctic that Russia is facing will be identified here. This is relevant because Russia, firstly, announced a new stage in the development of the Arctic and plans large-scale economic development of the region. Secondly, Russia in 2021–2023 will be the chair of the Arctic Council. Meanwhile, sustainable development is becoming one of the main problems of our time for international cooperation in the Arctic.