Сегодняшний планово-проектный инструментарий, используемый в управлении развитием территорий, в частности, развитием Арктики, включает в себя политику[20], стратегию[21], программу[22] и проекты[23]. Всё это — единицы одного «проектного семейства» методов организации деятельности, ориентированной целеполаганием, т. е. определённым представлением о желаемом будущем, для достижения которого разворачивается эта деятельность (схема 4).
Фокусировки разных единиц «семейства» различаются — они определённым образом функционализированы:
• задачи политики состоят в выработке и формулировке основных ориентиров желаемого будущего («цели»), с одной стороны, и возможностей / ограничений для действий, направленных на его достижение («средств»), с другой,
• задачи концепции состоят в общей характеристике предмета: образа будущего и / или образа действий, направленных на его достижение,
• задачи прогноза состоят в выявлении и анализе тенденций и предвидении на этой основе возможных вариантов развития событий,
• задачи стратегии состоят в формировании основных ориентиров, определяющих деятельность,
• задачи программы состоят во взаимной увязке разных направлений деятельности, направленной на достижение группы целей, включающей в себя составляющие различной природы и способной к динамичной реорганизации,
• задачи проекта состоят в построении деятельности, необходимой для достижения отчётливо описанного конкретного единичного результата,
• задачи сценария состоят в описании и анализе фрагментов деятельности, направленной на получение промежуточных результатов,
• задачи плана состоят в формировании предписаний о конкретных действиях, необходимых для достижения намеченных целей, увязанных друг с другом и соотнесённых с конкретными интервалами времени.
Эта разница в фокусировке часто не принимается во внимание, в результате чего появляются стратегии с детальными наборами показателей, которые необходимо достичь, программы, неотличимые от прогнозов, противоречащие и / или несогласованные друг с другом документы, выходящие под разными наименованиями и т. п.
Помимо адекватности работы на разных уровнях, задаваемых этими фокусировками, для успешного разворачивания масштабной управленческой деятельности необходимо аккуратное согласование всех необходимых работ на каждом из уровней. Помимо этого, нужно иметь в виду, что соответствующие проектные комплексы разворачиваются разными субъектами, так, например, стратегии и программы различных арктических территорий разрабатывают и реализуют все субъекты Федерации, составляющие Арктическую зону РФ, муниципальные образования, расположенные на их территориях (помимо этого, есть ещё стратегии федеральных округов, в которые входят данные территории). Свои проекты разного уровня есть у самых разнообразных бизнес-единиц — от местного бизнеса до государственных корпораций и транснациональных компаний. В общем случае, задача согласования массива возникающих здесь управленческих действий и связанных с ними взаимоотношений субъектов разного рода и уровня превышает возможности современного уровня рационализации управленческой деятельности. Поэтому на реальную организацию работы значительное влияние продолжают оказывать разного рода субъективные выборы и решения осуществляющих её управленцев.
Стремление «приручить человеческий фактор», с неизбежностью входящий в состав управления, вызывает к жизни подходы, которые в сфере управления проектами маркируются как «управление заинтересованными сторонами»[24], а в сфере государственного управления —как «надлежащее управление» или «благое управление» (Good Governance)[25]. Ключевым моментом этих подходов является их сосредоточенность на организации взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в осуществлении данной деятельности. Задача непростая и, строго говоря, на сегодняшний день, неизвестно, решаемая ли вообще, но решения, конечно же, требующая.
С этой точки зрения крайне важным является вопрос о выделении и оформлении «заинтересованных сторон». Как это делать, когда мы говорим об управлении развитием Арктики? Состав потенциальных участников такого круга здесь велик и разнообразен: граждане, проживающие на арктических территориях, их объединения разного уровня — от локальных сообществ до муниципалитетов, местные органы управления — от неформальных объединений до институтов муниципального и регионального управления, бизнес-структуры разного масштаба, различные институты государственного управления, наконец, структуры, представляющие другие государства и межгосударственные институты. Даже этот, самый общий список не мал и крайне разнообразен, а отношения надо выстраивать не между «типами субъектов», а между конкретными субъектами, имеющими свои интересы на данной территории.
Из совокупности подходов к территориальному управлению, накопленных к сегодняшнему дню, наиболее интересными здесь кажутся не столько программные (и, тем более, особенно популярные сегодня «проектные»), сколько политико-управленческие. Прототипами, способными стимулировать необходимые здесь разработки могут выступать такие большие управленческие решения XX века, как Администрация долины Теннесси (Tennessee Valley Authority, TVA), план Маршалла, стратегия устойчивого пространственного развития Европейского континента.