Волонтёрские движения с каждым годом всё больше и больше набирают свои обороты, а эковолонтёрство становится настоящим трендом, новым стилем жизни и важной ступенью в период самореализации среди молодёжи. Тем не менее, все мы знаем, что волонтёрство — это безвозмездная помощь, которая не должна коррелировать с финансовым поощрением. Но что тогда даёт этот пройденный тяжёлый путь в период взросления и становления молодых людей? Может ли волонтёрство стать «практической составляющей», частью карьеры, или это должно остаться добровольчеством, делом для души?
В настоящее время можно заметить одну интересную тенденцию в правительственных кругах. Именно она может помочь нам распутать «этот клубок» и найти ответ.
Абитуриенты, которые имеют волонтёрский опыт, могут рассчитывать на небольшую «привилегию» в виде некоторого количества баллов при поступлении в учебные заведения. При приёме на работу, особенно на государственную службу, данный опыт также будет «плюсом».
Например, Минтруд России предлагает предоставить волонтёрам, работающим в организациях соцобслуживания, преимущественное право зачисления в учебные заведения по специальностям «социальная работа», «социальный работник», «социальная педагогика», «социальная психология». Поставщики социальных услуг, привлекающие волонтёров, должны будут контролировать их деятельность, а с кандидатом на звание волонтёра будут проводиться собеседования[1].
Минобрнауки России определилось с новыми условиями начисления дополнительных баллов при поступлении в российские вузы. С нынешнего учебного года ведомство решило учитывать волонтёрскую деятельность школьника как преимущество при зачислении[2].
Считается, что человек, имеющий опыт в волонтёрстве, становится более организованным и может брать большее количество задач. Поэтому данный опыт становится социальным лифтом, в прямом смысле помогающий молодым людям подниматься по карьерной лестнице и быть востребованными в бизнес-сообществах. Член Комиссии ОП РФ по делам молодёжи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Ольга Амельченкова считает, что «многие активисты, вовлечённые в сферу молодёжной политики, фактически являются кадровым резервом»[3].
Одним из востребованных направлений считается эковолонтёрство. «Экологические проекты позволяют молодому поколению обратить внимание на реализацию таких важных для страны программ, как развитие Арктической зоны и национальный проект «Экология»[4].
Бюджет Национального проекта «Экология» составляет более 4 трлн рублей. Он включает в себя 11 федеральных проектов, разделённых на шесть больших направлений: вода, воздух, лес, отходы, технологии и биоразнообразие. Экологическому волонтёрству нашлось место во всех федеральные проектах. Например, в 2019 году во всероссийской акции «Сохраним лес» приняли участие около 3 млн человек, которые высадили 35 млн саженцев. А в рамках акции «Вода России» около 2 млн активистов очищали более 24 тыс. километров берегов водоёмов во всех регионах России.
Анна Соболева, партнёр Карельского центра развития добровольчества, заметила, что «в Карелии с 2014 по 2018 год число добровольцев среди молодёжи от 14 до 30 лет увеличилось с 9% до 15%». [5] Это значит, что востребованность в волонтёрстве среди молодёжи постоянно растёт.
По мнению авторов, «с одной стороны, волонтёрство —это помощь в реализации федеральных и региональных экологических программ. С другой, это возможности социализации и самореализации для молодёжи». Поэтому государство и бизнес активно поддерживают и продвигают добровольческую деятельность среди молодых людей. Особенно это проявляется в Арктике.
В соответствии, с недавно утверждёнными Указом Президента РФ от 5 марта 2020 г. N 164 «Основа- ми государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» (далее —Основы), целью государственной политики в Арктике является охрана окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов. Цель эта будет достигнута путём решения нескольких задач. В число их входят и такие, где без участия эковолонтёров не обойтись. Например:
— развитие на научной основе сети особо охраняемых природных территорий и акваторий в целях сохранения экологических систем и их адаптации к изменениям климата;
— обеспечение сохранения объектов животного и растительного мира Арктики, охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов;
— продолжение работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
— развитие комплексной системы обращения с отходами всех классов опасности, строительство современных экологически чистых мусороперерабатывающих комплексов.
Стоит отметить, что реализация национальных интересов Российской Федерации в Арктике обеспечивается институтами государственной власти совместно с институтами гражданского общества в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и её международными договорами.
То есть, развитие Арктики возможно только при условии консолидации государственных и
«частных» сил на принципах государственного-частного партнёрства (далее-ГЧП), государственных, коммерческих и некоммерческих организаций.