Таким образом, в группу интеллектуально одарённых попадают люди по разным критериям: как по результатам тестов, так и по критериям реальных достижений.
Творческая одарённость
Творчество порождается потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершённости или неопределённости. Творческий человек отличается обострённым восприятием недостатков, дефектов, недостающих элементов, пробелов в знаниях, дисгармонии. Соответственно, творческая одарённость характеризуется способностью порождать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблем, открытостью окружающему миру, чувствительностью к проблемам и гибкостью в их решении; стремлением создавать собственные связи, открывать собственный порядок.
Основные показатели оценки творческой одарённости:
— беглость (скорость продуцирования новых идей),
— оригинальность (редкость идеи, её неповторимость в большой выборке),
— разработанность (детализация, проработанность),
— гибкость (умение изменять направление мышления, перестраиваться, переходить от одного класса идей к другим).
Важными условиями реализации творческих возможностей, в числе прочих, выступают:
— поддержка со стороны,
— опыт проживания в других странах и регионах,
— раннее овладение другими языками,
— и другие.
Художественно-эстетическая одарённость Основой художественного таланта является эстетическое отношение к действительности, присущее в той или иной степени всем людям, но особенно развитое у художественно одарённых людей. Молодые люди, обладающие данным видом таланта, характеризуются особым мировосприятием, отличающимся высокой чуткостью к, казалось бы, нейтральным предметам, внешние свойства которых ими воспринимаются как выразительные, говорящие.
Художественно одарённых людей отличает повышенная чувствительность, эмоциональность и критичность. Переживания такого рода сильны и убедительны, они могут встретить непонимание со стороны людей, воспринимающих мир по-другому, что необходимо учитывать при создании молодёжных программ.
По наблюдениям и экспериментальным исследованиям, можно заключить, что дошкольный и младший школьный возраст наиболее благоприятен для художественного развития — большинство маленьких детей обладают богатыми предпосылками эстетического отношения к действительности и демонстрируют способности к разным видам художественного творчества. То есть, в случае художественной одарённости мы можем говорить о явлении широко представленной возрастной одарённости. Однако современная система школьного образования не способствует развитию художественных задатков, так как ориентирована, в основном, на модель научного, рационального, аналитического способа познания мира. Таким образом, мы сталкиваемся с тем, что к подростковому и юношескому возрасту лишь отдельные молодые люди проявляют ярко выраженные художественные способности.
У художественно одарённых формируется восприятие себя как творческой личности и эта грань самоотношения очень важна для них. Большинство из них указывают на значимость для них мотива самоактуализации. Художественно одарённые отличаются более острым переживанием чувства одиночества, которое обычно не является результатом реальных проблем. Скорее это следствие нереализовавшихся ожиданий от взаимоотношений с окружающими, повышенной чуткости к экзистенциальным проблемам, что тесно переплетается с сутью художественного творчества. При общении с художественно одаренными молодыми людьми необходимо учитывать их высокую чувствительность, часто сочетающуюся с высокой требовательностью к человеческим взаимоотношениям.
Коммуникативная одарённость Коммуникативная одарённость охватывает широкую область «человек — человек», связанную с лёгкостью установления контактов, пониманием и прогнозированием человеческого поведения, высоким качеством межличностных отношений: педагог, психолог, управленец. Социальная одарённость требует умственного развития выше среднего. Коммуникативная одарённость изучена, в первую очередь, с точки зрения развития социального интеллекта (способность правильно понимать поведение людей, дальновидность в межличностных отношениях, способность высказывать быстрые и точные суждения о людях), а также с точки зрения изучения качеств лидера и создания теорий лидерства.
Коммуникативная одарённость включает в себя лидерскую, но полностью не сводится к ней. Возможны и другие типы социально талантливых людей: те, кто умеет устанавливать зрелые отношения с окружающими. Это люди «психотерапевтического» склада: не профессионалы, но те, к кому люди в сложных жизненных ситуациях тянутся за психологической помощью и поддержкой.
Лидерская одарённость
Лидерская одарённость проявляется как способность доминировать, оказывать влияние на окружающих, решать задачи, связанные с мотивированием других, организацией совместного труда и досуга, вопросами взаимодействия внутри коллектива и с другими коллективами.
Указывают три основные мотивационные тенденции, актуальные для лидера:
— во власти,
— в общении с людьми,
— в решении проблем.
Молодые люди с лидерской талантливостью проявляют организаторские способности, определяют направление и характер деятельности в различных группах, легко завязывают контакты, хорошо разрешают споры и внутренние конфликты.
Тема поддержки талантливой молодёжи Арктики становится особенно актуальной в 2020 году — в год начала практической реализации новой государственной политики в Арктике на основании Указа Президента РФ от 05.03.2020 N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». На основании этого указа разрабатывается Стратегия развития Арктической зоны России до 2035 года. Документ разрабатывается с участием ЭЦ «ПОРА»[3], с широким привлечением представителей научного сообщества, властей регионов, гражданского общества, экспертов. Этот документ объединит мероприятия нацпроектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов. Понятно, что для выполнения госпрограмм необходима подготовленная, образованная и квалифицированная молодёжь, и естественно, наши предложения по работе с одарённой молодёжью Арктики становятся актуальными.
Каждый одарённый ребёнок — индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одарённости — принцип работы разрабатываемой сейчас Национальной стратегии
«Одарённые дети России». Мировой опыт показывает, что важно использовать не только то, что ребёнку дала природа, а создать все условия для развития дара и применения его на практике. Реализация Национальной стратегии даст возможность не только выявлять потенциальную и скрытую одарённость, но и в дальнейшем применить свои таланты на пользу Отечеству.