ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ АРКТИКИ — ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ПОТРЕБНОСТЬ ОБЩЕСТВА

Ключевые слова

АННОТАЦИЯ


В статье исследуются вопросы развития талантов у молодёжи коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, образования с помощью современных, в том числе мультимедийных технологий, воспитания. Анализируются основные показатели оценки творческой одарённости и государственная политика в этом направлении.
Известно, что формирование творческой одарённой личности — целый комплекс кропотливой профессиональной работы с ребёнком.

Создание комфортной, здоровой образовательной и творческой среды, обеспечивающей получение ценных, оригинальных, новых знаний в сфере искусства, науки, современных медиатехнологий в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка и требованиями современности, поддержка родных языков, национального творчества детей, возможность вовлечь детей в счастливую атмосферу творчества, полноценного отдыха, в том числе летнего и каникулярного — это всё необходимо для раскрытия потенциала каждого ребенка.

Региональная общественная организация содействия развитию Арктики и северных регионов
«Арктический центр естественных, точных и прикладных наук и искусств» (РОО «Арктический центр») приоритетными задачами своей деятельности видит выявление и поддержку талантливой молодежи Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, реализуя несколько масштабных проектов совместно с Общероссийским Союзом НКО, с АНО «Проектный офис развития Арктики» и другими партнёрами. Проекты направлены на отбор и поддержку одарённой молодёжи для дальнейшего сотрудничества с Арктическим Советом, в частности с Рабочей группой по устойчивому развитию в Арктике (SDWG) Арктического Совета, председательство России в котором начнется с 2021 года (страны-участницы: Королевство Дания, Исландия, Канада, Королевство Норвегия, Российская Федерация, Соединённые Штаты Америки, Финляндская республика, Королевство Швеция).

Мы знаем, что 70% территории нашей страны — это северные и арктические регионы. Но их население — всего 8% от общего количества граждан России. Из-за потребности экономического освоения Арктики, в последние столетия основную массу населения составляют выходцы с «большой земли».

Каким образом родная культура и родной язык, как важнейшая основа культуры и образования ребёнка, как фундамент формирования творческой личности может получить особое внимание государства для создания благоприятных условий для развития и возможно — восстановления утраченного? Ответ на этот вопрос является одной из главнейших задач нашего взаимодействия с государством и коллегами. Самые перспективные и актуальные проекты будут предложены к включению в Национальную стратегию «Одарённые дети России», разработка которой началась уже в этом, 2020 году и предполагает серьёзную и широкомасштабную работу. По мнению авторов, несмотря на то, что в рамках национального проекта «Образование»[1] реализуется федеральный проект «Успех каждого ребёнка»[2], итогом реализации этого федерального проекта станет:

— создание в 85 субъектах России региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи,

— обновление материально-технической базы в сельской местности для занятий физкультурой и спортом для 935 тысяч детей,

— создание 245 детских технопарков «Кванториум» и 340 мобильных технопарков «Кванториум» для 2 млн детей,

— охват дополнительными общеобразовательными программами не менее 70% детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работа с одарёнными детьми имеет свою специфику. Однако, по мнению авторов, этих мер недостаточно. Во-первых, одарённых детей нужно выявлять, а во-вторых, необходимы специальные компетенции по развитию одарённых детей.

Авторы понимают, что содействие выявлению и развитию одарённых детей, оказание им психологической помощи и поддержки возможно, если:

1) проводить диагностику интеллектуального развития детей и разрабатывать рекомендации для участников образовательного процесса;

2) создавать условия для организации дифференцированного обучения и формирования профессиональной компетентности личности учителя в работе с одарёнными детьми;

3) осуществлять адаптацию учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально-личностным возможностям и потребностям учеников.

При определении направления учебно-воспитательного процесса в работе с одарённы-ми детьми образовательное учреждение опирается на следующие ориентиры:

— наличие природных способностей к активному и целостному мировоззрению;
— познавательный интерес;
— высокий уровень интеллектуального развития;
— нестандартность мышления;
— оригинальность в решении вопросов и задач;
— целенаправленность в выборе видов деятельности;
— высокий уровень сознательности и культуры;
— инициативно-активная ответственность;
— достаточный уровень рефлексии и самоконтроля.

Разнообразные виды человеческой деятельности требуют разных видов одарённости, типов личностной направленности. Различают следующие виды талантливости:

— общая интеллектуальная;
— академическая, в т. ч. математическая;
— творческая;
— художественно-эстетическая;
— коммуникативная, в т. ч. лидерская;
— психомоторная;
— практическая;
— духовно-ценностная.

Особенности и потребности разных групп талантливой молодежи сильно различаются, они нуждаются в разных программах поддержки. Система мероприятий тесно связано с основной деятельностью талантливых и инициативных молодых людей.

Рассмотрим некоторые из них.

Общая познавательная одарённость

Общая познавательная (интеллектуальная) одарённость проявляется во всех видах интеллектуальной деятельности: наука, медицина, преподавание, инженерные разработки и т. п. Существуют разные типы интеллектуальной одарённости:

1. Лица с высоким IQ: более 135-140 (условно их можно назвать «сообразительными»).

2. Лица с высоким уровнем академической успешности «блестящие ученики».

3. Лица с высоким уровнем развития творческих показателей, выявленных в тестах на креативность («креативы»).

4. Лица с высокой успешностью в выполнении реальных видов деятельности, имеющих большой объём реальных знаний, большой практический опыт работы в определённой сфере («компетентные специалисты»).

5.  Лица с экстраординарными достижениями в определённой области, в той или иной мере общественно признанных формах («талантливые»).

6. Лица с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом оценкой предсказанием человеческого поведения, жизни людей («мудрые»).

Фото из архива автора
Таким образом, в группу интеллектуально одарённых попадают люди по разным критериям: как по результатам тестов, так и по критериям реальных достижений.

Творческая одарённость


Творчество порождается потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершённости или неопределённости. Творческий человек отличается обострённым восприятием недостатков, дефектов, недостающих элементов, пробелов в знаниях, дисгармонии. Соответственно, творческая одарённость характеризуется способностью порождать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблем, открытостью окружающему миру, чувствительностью к проблемам и гибкостью в их решении; стремлением создавать собственные связи, открывать собственный порядок.

Основные показатели оценки творческой одарённости:

— беглость (скорость продуцирования новых идей),
— оригинальность (редкость идеи, её неповторимость в большой выборке),
— разработанность (детализация, проработанность),
— гибкость (умение изменять направление мышления, перестраиваться, переходить от одного класса идей к другим).

Важными условиями реализации творческих возможностей, в числе прочих, выступают:

— поддержка со стороны,
— опыт проживания в других странах и регионах,
— раннее овладение другими языками,
— и другие.

Художественно-эстетическая одарённость

Основой художественного таланта является эстетическое отношение к действительности, присущее в той или иной степени всем людям, но особенно развитое у художественно одарённых людей. Молодые люди, обладающие данным видом таланта, характеризуются особым мировосприятием, отличающимся высокой чуткостью к, казалось бы, нейтральным предметам, внешние свойства которых ими воспринимаются как выразительные, говорящие.

Художественно одарённых людей отличает повышенная чувствительность, эмоциональность и критичность. Переживания такого рода сильны и убедительны, они могут встретить непонимание со стороны людей, воспринимающих мир по-другому, что необходимо учитывать при создании молодёжных программ.

По наблюдениям и экспериментальным исследованиям, можно заключить, что дошкольный и младший школьный возраст наиболее благоприятен для художественного развития — большинство маленьких детей обладают богатыми предпосылками эстетического отношения к действительности и демонстрируют способности к разным видам художественного творчества. То есть, в случае художественной одарённости мы можем говорить о явлении широко представленной возрастной одарённости. Однако современная система школьного образования не способствует развитию художественных задатков, так как ориентирована, в основном, на модель научного, рационального, аналитического способа познания мира. Таким образом, мы сталкиваемся с тем, что к подростковому и юношескому возрасту лишь отдельные молодые люди проявляют ярко выраженные художественные способности.

У художественно одарённых формируется восприятие себя как творческой личности и эта грань самоотношения очень важна для них. Большинство из них указывают на значимость для них мотива самоактуализации. Художественно одарённые отличаются более острым переживанием чувства одиночества, которое обычно не является результатом реальных проблем. Скорее это следствие нереализовавшихся ожиданий от взаимоотношений с окружающими, повышенной чуткости к экзистенциальным проблемам, что тесно переплетается с сутью художественного творчества. При общении с художественно одаренными молодыми людьми необходимо учитывать их высокую чувствительность, часто сочетающуюся с высокой требовательностью к человеческим взаимоотношениям.

Коммуникативная одарённость

Коммуникативная одарённость охватывает широкую область «человек — человек», связанную с лёгкостью установления контактов, пониманием и прогнозированием человеческого поведения, высоким качеством межличностных отношений: педагог, психолог, управленец. Социальная одарённость требует умственного развития выше среднего. Коммуникативная одарённость изучена, в первую очередь, с точки зрения развития социального интеллекта (способность правильно понимать поведение людей, дальновидность в межличностных отношениях, способность высказывать быстрые и точные суждения о людях), а также с точки зрения изучения качеств лидера и создания теорий лидерства.

Коммуникативная одарённость включает в себя лидерскую, но полностью не сводится к ней. Возможны и другие типы социально талантливых людей: те, кто умеет устанавливать зрелые отношения с окружающими. Это люди «психотерапевтического» склада: не профессионалы, но те, к кому люди в сложных жизненных ситуациях тянутся за психологической помощью и поддержкой.

Лидерская одарённость


Лидерская одарённость проявляется как способность доминировать, оказывать влияние на окружающих, решать задачи, связанные с мотивированием других, организацией совместного труда и досуга, вопросами взаимодействия внутри коллектива и с другими коллективами.

Указывают три основные мотивационные тенденции, актуальные для лидера:

— во власти,
— в общении с людьми,
— в решении проблем.

Молодые люди с лидерской талантливостью проявляют организаторские способности, определяют направление и характер деятельности в различных группах, легко завязывают контакты, хорошо разрешают споры и внутренние конфликты.

Тема поддержки талантливой молодёжи Арктики становится особенно актуальной в 2020 году — в год начала практической реализации новой государственной политики в Арктике на основании Указа Президента РФ от 05.03.2020 N 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». На основании этого указа разрабатывается Стратегия развития Арктической зоны России до 2035 года. Документ разрабатывается с участием ЭЦ «ПОРА»[3], с широким привлечением представителей научного сообщества, властей регионов, гражданского общества, экспертов. Этот документ объединит мероприятия нацпроектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов. Понятно, что для выполнения госпрограмм необходима подготовленная, образованная и квалифицированная молодёжь, и естественно, наши предложения по работе с одарённой молодёжью Арктики становятся актуальными.

Каждый одарённый ребёнок — индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одарённости — принцип работы разрабатываемой сейчас Национальной стратегии
«Одарённые дети России». Мировой опыт показывает, что важно использовать не только то, что ребёнку дала природа, а создать все условия для развития дара и применения его на практике. Реализация Национальной стратегии даст возможность не только выявлять потенциальную и скрытую одарённость, но и в дальнейшем применить свои таланты на пользу Отечеству.
ЛИТЕРАТУРА
1.   Национальный проект «Образование» // URL: https://edu.gov.ru/national-project
2.   Паспорт федерального проекта Новые возможности для каждого // URL: http:// майскийуказ.рф/upload/iblock/657/Novye-vozmozhnosti-dlya-kazhdogo-_obnov.-red_.pdf
3.   В офисе ПОРА разработают стратегию развития Арктики до 2035 года // URL: https://severpost.ru/read/82313/
FORMATION AND SUPPORT OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE PERSONALITIES AMONG THE YOUTH OF THE ARCTIC — STATE POLICY AND THE NEEDS OF SOCIETY

ABSTRACT


In the article the questions of development of talents at youth of Indigenous peoples of the North, Siberia and far-eastern juice, education with the help of modern, including multimedia technologies, upbringing is investigated. The main indicators of assessment of creative gifts and the State policyin this direction is analyzed.