РАЗВИТИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОТРАСЛИ РЕДКОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ ДЛЯ ПЕРЕДОВЫХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ НОВОГО УКЛАДА

АННОТАЦИЯ


В статье исследуется текущее состояние редкоземельной отрасли России, в том числе ключевые события, приведшие к резкому сокращению доли России в мировом производстве РЗМ. Даются предложения по развитию отрасли РЗМ как одной из ключевой составляющих создания экономики нового уклада. Особое внимание уделяется редкоземельным проектам в Арктике, где сосредоточено более 70% запасов РЗМ в России. Анализируются слабые и сильные стороны крупнейших редкоземельных месторождений России, приводятся модели эффективного ввода их в хозяйственный оборот. Описаны роль Китая в мировой редкоземельной промышленности и меры государственной поддержки, которые обеспечили ему фактическую монополию в производстве РЗМ в мире. Выводы подчеркивают необходимость комплексного подхода к созданию вертикально и горизонтально интегрированной редкоземельной отрасли в России при системной поддержке государства.
Начало 2025 года вынесло довольно узкую, специальную тему редкоземельных металлов (РЗМ) на самый высокий уровень мировой политики: где-то они стали причиной раздора, а где-то поводом к заключению мира. Все благодаря словам вновь избранного президента США Дональда Трампа о присоединении или даже отъеме Гренландии (ресурсы РЗМ оцениваются в 1,5 млн тонн, 1,3% от мировых) у собственного союзника по НАТО Дании и о заключении сделки по «редкоземельным металлам» с Украиной, по которой под контроль США перешли бы несуществующие в этой стране РЗМ.

Россия, которая обладает вторыми или третьими ресурсами РЗМ в мире (28 млн тонн по нашим данным, 12 млн тонн, по данным Геологической службы США) [7], тоже не осталась в стороне от этой новой мировой повестки: 24 февраля 2025 года, сразу после заявлений Дональда Трампа о желании «заключить сделку, чтобы получить доступ к российским редкоземам», Президент России В. В. Путин провел совещание по развитию отрасли редкоземельных металлов [5], после чего в его интервью прозвучало сенсационное заявление о готовности России сотрудничать в области добычи и переработки РЗМ с иностранными инвесторами, в том числе и из США.

Хоть слова Президента В. В. Путина и были облечены отчасти в шутливо-саркастическую форму, очень скоро стало ясно, что смысл их абсолютно серьезен: РЗМ стали одним из материальных факторов, которые подвигли американскую администрацию начать процесс нормализации отношений с Россией.


Значение РЗМ в мире


Конечно, такой «взлет» темы редкоземельных металлов произошел не на ровном месте. Редкоземельные металлы, по выражению выдающегося отечественного исследователя-минералога А. Е. Ферсмана, — это «витамины промышленности», в современной терминологии «критические металлы» для стратегических отраслей промышленности, в том числе для создания чипов, конденсаторов, вычислительных центров, для сверхсильных магнитов, электромобильной, авиакосмической отрасли, оборонки.

Ресурсов РЗМ в мире достаточно. Однако технологиями их переработки обладают всего несколько стран: Китай, США и Россия. Именно за технологии извлечения и разделения РЗМ в мире развернулась серьезная борьба: искусственный интеллект не работает сам по себе, ему нужны чипы, конденсаторы, системы хранения данных и много другое, что без РЗМ не функционирует [6].

Мировой спрос на редкоземельные металлы неуклонно растет. В 2021 году он составил 125 тыс. тонн, и к 2030 году прогнозируется рост до 315 тыс. тонн [7]. Учитывая, что Россия обладает огромными запасами РЗМ и занимает по ним как минимум второе место в мире, мы сегодня имеем все возможности для прорывного развития высокотехнологической промышленности РРЗМ на основе собственных, лучших в мире месторождений. РЗМ — одна из самых быстрорастущих минерально-сырьевых отраслей в мире.

Китай, развивая свою редкоземельную промышленность с середины прошлого века, к началу 2000-х годов стал мировым лидером по запасам РЗМ, производству первичных концентратов (60% мирового рынка) и разделенных РЗМ и их соединений (90% мирового рынка) [7]. Китай имеет возможность фактически устанавливать мировые цены на РЗМ через квоты и пошлины, что он неоднократно делал с начала 2000-х годов. Это вынуждает страны — обладатели РЗМ-ресурсов ограничиваться производством только первичных концентратов и поставлять их на дальнейшую переработку в Китай, в этот мировой пылесос первичных РЗМ.

На очередном витке торгового противостояния с США, в 2023 году, Китай начал планомерно вводить запреты на экспорт редких металлов и технологий РЗМ, что поставило под сомнение развитие высоких технологий в США. В Америке и ранее вставал вопрос о наращивании собственной минерально-сырьевой базы и создания технологий извлечения и разделения РЗМ, однако в условиях глобальной экономики было всегда дешевле покупать готовое, китайское, и возродить собственную полноценную отрасль РЗМ в США так пока и не получилось. Крупнейшее в стране месторождение Маунтин Пасс производит только коллективный концентрат РЗМ (около 43 тыс. тонн в год), откуда он поставляется в тот же Китай на переработку, а импортируются уже готовые изделия по стоимости на порядки выше. И именно на этом фоне Дональд Трамп решает принимать радикальные меры — увеличить и собственные запасы РЗМ в США, и развивать партнерства с другими странами по разработке технологий их переработки.


Кому на Руси РЗМ нужны?


В России ситуация с РЗМ схожая, только поделенная на порядок. Обладая огромными запасами, Россия производит всего 2000 тонн в год (1% от мирового производства), причем это первичный, коллективный концентрат РЗМ. И, как и США, Россия вынуждена поставлять его на дальнейшую переработку в Китай. В СССР редкоземельная промышленность была полностью интегрированной — от руды, которая добывалась на Ловозерсксом ГОКе в Мурманской области, до первичных концентратов редкоземельных металлов, производившихся на Соликамском магниевом заводе в Пермском крае, и до разделения концентратов с производством раздельных РЗМ на заводах в Эстонии и в Казахстане. Всего СССР производил 8,5 тыс. тонн РЗМ в год, полностью обеспечивал свои потребности и занимал до 15% мирового рынка к 1990 году. С момента распада СССР Россия осталась с огромными запасами РЗМ, но собственные производственные возможности ограничились только первичной связкой Ловозерского ГОКа и Соликамского магниевого завода. Внутренний спрос резко упал в связи с конверсией ВПК и общей ситуацией в стране, а главным лозунгом стало «зачем развивать свое производство, ведь все можно купить».

Такая ситуация существовала относительно недолго — до середины 2000-х годов, когда стало понятно, что купить можно далеко не все, да и противоречия с Западом уже не позволяли полагаться на его помощь в технологическом развитии. Стало очевидно, что надо развивать свою промышленность полного цикла, но до отрасли РЗМ ввиду крайне низкого внутреннего спроса такой подход дошел только к 2010-м годам.

Тема развития собственной отрасли РЗМ находится в центре внимания Президента России В. В. Путина по крайней мере с начала 2010-х годов. В 2014 году была принята госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [1], которая содержала отдельную подпрограмму по редкоземельным металлам. Основной задачей подпрограммы было создание условий для роста потребления металлургической продукции отечественного производства на российском рынке, а также конкурентоспособной редкоземельной промышленности полного технологического цикла для удовлетворения потребностей отечественного оборонно-промышленного комплекса, гражданских отраслей экономики и выхода на иностранные рынки.

К концу 2020 года ожидались следующие результаты:

• сокращение импортной зависимости в производстве редкоземельных металлов;
• обеспечение экономической безопасности страны путем гарантированных поставок редких и редкоземельных металлов (РРЗМ);
• обеспечение создаваемых промышленных производств сырьем редких и редкоземельных металлов на долгосрочный период путем подготовки новых запасов руд РРЗМ;
• ликвидация технологического отставания от Китая, Соединенных Штатов Америки, Японии в части технологий извлечения, разделения и получения редких и редкоземельных металлов, их чистых и высокочистых индивидуальных соединений, материалов и высокотехнологичной продукции нового поколения на основе и с применением редких и редкоземельных металлов;
• увеличение объема производства РРЗМ к 2020 году по сравнению с 2015 годом на 42,6%;
• осуществление условий привлечения инвестиций для создания и развития государственно важной промышленности редких и редкоземельных металлов в Российской Федерации.

К сожалению, целей подпрограммы не удалось достичь ни к 2020-му, ни к 2025 году, а за это время многие страны смогли нарастить собственную добычу в разы.

Во многом подпрограмма была ориентирована на развитие уникального, но чрезвычайно сложного ниобий-редкоземельного месторождения Томтор в Северной Якутии, лицензию на которое в 2013 году получило совместное предприятие группы «ИСТ» и госкорпорации «Ростех». Однако, несмотря на высокие содержания (9,5% РЗМ в руде), из-за комплексности руд эффективную промышленную технологию разработать не удалось, расположение месторождения в инфраструктурой пустыне не позволило выстроить экономически обоснованных маршрутов поставки продукции, из-за радиоактивности руд местное сообщество не поддержало развитие проекта, и в результате месторождение простаивает до сих пор.

Технологическое отставание России увеличилось, что стало уже очевидно в 2016 году, когда на заводе «Акрон» в Великом Новгороде Президент В. В. Путин провел специальное закрытое совещание по развитию отрасли редкоземельных металлов, в этот раз опираясь уже на проект извлечения РЗМ из хвостов месторождения Олений Ручей в Мурманской области и разделения РЗМ-концентрата на специально созданной установке на заводе в Великом Новгороде.
Месторождение Олений Ручей было выиграно на конкурсе (не на аукционе) АО «Северо-Западная фосфорная компания», дочерней структурой группы «Акрон», с условием извлечения редкоземельных металлов из отходов производства апатитового и нефелинового концентратов. Однако с момента презентации Президенту установки и раздельных РЗМ в пробирках на совещании в 2016 году в силу разных причин группа «Акрон» не смогла произвести промышленных объемов РЗМ, и о РЗМ из Оленьего Ручья сейчас уже речи нет.

Единственным инновационным проектом, который в конце 2010-х годов разработали в компании «Скайград», стало разделительное производство редкоземельных металлов из фосфогипса — отходов апатит-нефелинового производства в Московской области. Однако в силу отсутствия внутреннего спроса и демпинга со стороны иностранных поставщиков нарастить масштабное промышленное производство не получается.

После провала двух проектов — Томторского и «акроновского» — Россия, если не считать компанию «Скайград», фактически остается на том же уровне, что и 25 лет назад, а развитие высоких технологий в мире, основанных на РЗМ, шагнуло далеко вперед. Искусственный интеллект, вычислительные центры, новые системы связи и вооружений — все это невозможно произвести без РЗМ. А в условиях санкций со стороны недружественных стран РЗМ нам не будут поставлять ни недружественные, ни даже дружественные страны [5]. Мы подошли к черте, когда нас могли бы вычеркнуть с мировой карты передовых технологических стран
в течение 5–10 лет.


От импортозамещения к технологическому суверенитету


В Послании Президента России Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 года [2] особо отмечалась важность создания высокотехнологической интегрированной отрасли редких и редкоземельных металлов (РРЗМ). В частности, В. В. Путин говорил о том, что «необходимо наладить внутренние кооперационные цепочки и международные технологические платформы, развернуть серийный выпуск собственного оборудования и комплектующих, нацелить геологоразведку на поиск редкоземельных материалов, другого сырья для новой экономики».

Президент особо подчеркнул, что речь идет о стратегическом заделе на будущее и просил рассматривать это в качестве основного приоритета. В соответствии с поручениями Президента правительство России разработало национальный проект «Новые материалы и химия», в рамках которого будет реализован отдельный проект по геологоразведке редких и редкоземельных металлов и другого сырья для экономики.

Для реализации национального проекта «Новые материалы и химия» на базе НИЦ «Курчатовский институт» будет сформирован головной центр компетенций по разработке и созданию новых материалов и химических веществ. Центр будет вести экспертно-аналитическое сопровождение связанных с этим работ, а также займется формированием единого реестра материалов, химических веществ и технологий их производства.

Выступая на Петербургском международном экономическом форуме 7 июня 2024 года, Президент В.В. Путин анонсировал 10 структурных изменений в развитии России до 2030 года [3]. Одним из таких структурных изменений было названо форсированное, опережающее насыщение отраслей экономики современными технологиями и инновациями. Это, может, одним из ключевых направлений. За шесть лет мы планируем войти в десятку мировых лидеров по объему научных исследований и разработок. Внутренние затраты на эти цели должны увеличиться не менее чем до 2% ВВП. В этой логике будет запущен ряд новых национальных проектов в сфере технологического суверенитета по таким ключевым направлениям, как средства производства и автоматизации, новые материалы, химия, перспективные космические сервисы, энергетические технологии и целый ряд других.


Томторское месторождение: второй подход к снаряду


На совещании с первым заместителем председателя правительства России Д. В. Мантуровым 20 ноября 2024 года Президент В. В. Путин снова вернулся к проекту освоения Томторского ниобий-редкоземельного месторождения и призвал обсудить реализацию этого проекта «с бизнес-структурами, которые взяли это месторождение много лет назад и не вкладывают средства»: «С ними надо как-то поговорить и решить этот вопрос: либо они инвестируют, либо они как-то выстраивают отношения с другими компаниями, с государством. Это стратегически важный ресурс, который нужен государству сейчас» [4].

Правда, уже через несколько месяцев Государственное собрание Республики Саха (Якутия) — Ил Тумэн — приняло в первом чтении проект закона № 182-7, вносящий поправки в закон «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)». Изменения направлены на улучшение защиты традиционного образа жизни коренных и малочисленных народов Якутии и могут осложнить и без того крайне сложную ситуацию с освоением Томторского месторождения. На этом фоне 13 марта 2025 года глава Якутии А. С. Николаев заявил, что власти региона будут активно поддерживать проект и ждут от инвесторов конкретных решений по освоению месторождения.

Однако сложности с эффективной финансовой моделью, технологиями переработки руд, логистикой, строительством инфраструктуры и взаимодействием с местными коренными и малочисленными народами никуда не исчезли. Очевидно, что освоение Томтора в нынешнем виде может потребовать сотен миллиардов рублей рискованных и дорогих инвестиций, а предприятие станет «планово убыточным».


Африканда: ключ к интегрированной РЗМ-отрасли мирового уровня


Одним из наиболее перспективных титано-редкоземельных проектов в России является Африканда в Мурманской области. Лицензию на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых МУР 00947 ТР получило АО «Аркминерал-Ресурс» в 2020 году сроком до 2045 года.

Обладая гигантской ресурсной базой (в массиве Африканда 52,2 млн тонн диоксида титана, 302,8 тыс. тонн ниобия и тантала, 863,1 тыс. тонн РЗМ), проект в базовом варианте переработки 1 млн тонн руды в год будет ежегодно производить 66,5 тыс. тонн диоксида титана, 1,03 тыс. тонн ниобия и тантала, 3,8 тыс. тонн РЗМ-концентрата. Запасов всего массива хватит на 600 лет.

Для выполнения поставленных задач на месторождении предполагается построить горно-обогатительный комбинат и химико-металлургический комплекс, а также разделительный завод для получения высокочистых ниобия, тантала и раздельных РЗМ, которые смогут заменить импортные поставки и стать основой для создания готовых изделий.

Преимуществами проекта «Африканда» является целый набор факторов:

• геологические (богатые руды, существенное количество РЗМ наиболее дорогой магнитной группы, компактное расположение рудного тела и фактическое отсутствие пустых пород, расположение рудного тела на поверхности и практически полное отсутствие вскрыши, хорошая геологическая изученность в период 1930–1950-х годов);
• инфраструктурные (расположение в развитом регионе, в непосредственной близости от поселка, наличие авто- и железных дорог, близость к Кольской АЭС и двум морским портам (Кандалакша и Мурманск (незамерзающий), выход на Северный морской путь);
• технологические (проверенные горные и химические технологии, обладающие патентной защитой, успешное решение проблемы радиоактивности, связанной с РЗМ);
• временные (уже пройдено бурение, разработаны основные технические решения, разработан техрегламент обогащения руд, есть проверенные технологии гидрометаллургической переработки концентрата, возможность ведения многих работ по проекту параллельно).

Таким образом, проект «Африканда» сегодня — наиболее подготовленный и самый быстро реализуемый редкоземельный проект «от руды до конечных изделий» в России. Он важен не только с точки зрения скорейшего обеспечения российского ВПК и передовых отраслей промышленности стратегически важными редкими металлами, но и с точки зрения потенциала создания на его основе, в Мурманской области, национального РЗМ-кластера мирового уровня, способного объединить ведущие горно-металлургические отечественные предприятия для производства практически полного спектра редких металлов [6].


Международные сырьевые альянсы


11 сентября 2024 года Президент В. В. Путин поручил подумать над идеей создания сырьевых альянсов с дружественными странами. Так, общий процент контроля запасов России с некоторыми странами составляет:

• Россия — ЮАР: платина — 83,4%, палладий — 77%, алмазы — 39,5%;
• Россия — Китай: ванадий — 84%, уголь — 57,5%, фосфаты — 47%;
• Россия — Индонезия: никель — 55,5%;
• Россия — Казахстан: уран — 48,1%;
• Россия — ДР Конго: кобальт — 76%;
• Россия — Ботсвана: алмазы — 59%.

И хотя РЗМ не были прямо указаны на совещании, список остался открытым к дополнению, что стало очевидно уже через несколько месяцев, когда вновь избранный президент США Дональд Трамп предложил России сделку по редкоземельным металлам, а Президент В. В. Путин это предложение поддержал 24 февраля 2025 года.

Проработка возможностей взаимодействия с иностранными инвесторами полным ходом идет на уровне правительства, Совета Федерации и Государственной думы. В частности, глава комитета Совета Федерации по экономической политике А. Кутепов направил письмо первому заместителю председателя правительства Д. В. Мантурову с предложением создать специальный фонд редкоземельных металлов для взаимодействия с иностранными инвесторами и целый ряд мер для стимулирования инвестиций в эту отрасль — обнуление НДПИ на 15 лет, дешевое и долгосрочное проектное финансирование и др.


РЗМ, Арктика, далее везде


Учитывая, что 70% российских РЗМ находятся в Арктической зоне, вопрос развития редкоземельной отрасли тесно связан с безопасностью в этом регионе, и это, безусловно, также учитывается в переговорах с американской стороной, ведь при возникшем внимании к российским РЗМ интерес Д. Трампа к (пока еще?) датской Гренландии и Канаде никуда не ушел, и при реализации его планов присоединения обоих регионов Арктика будет фактически поделена между Россией и США.

Такой сценарий перекроит весь геополитический ландшафт и создаст совершенно новые реалии взаимодействия крупнейших держав мира, где Россия должна не только сохранить свое место, но и значительно усилить свою роль в глобальном развитии и безопасности. Но первый шаг должен быть сделан — построить суверенную, независимую ни от Китая, ни от США, ни от кого бы то ни было интегрированную редкоземельную промышленность по принципу «от руды до конечных изделий». При этом надо иметь в виду, что государству придется субсидировать РЗМ-промышленность хотя бы на первоначальном этапе, пока она не встанет на ноги. Китай субсидирует свою РЗМ-отрасль десятилетиями, несмотря на то что эта страна — член ВТО, и бороться за доступ на мировые рынки с китайскими производителями рыночными методами абсолютно бесперспективно.

Вторым важнейшим принципом должно стать развитие как государственной, так и частной отрасли РЗМ: это повысит гибкость всей отечественной промышленности в условиях санкций, которые вряд ли будут отменены даже при благоприятном развитии отношений с США, и сделает нашу промышленность более устойчивой [6]. В России уже много лет каждый месяц проходят конференции, круглые столы, совещания на самых различных уровнях. Мы встречаемся, в который раз проговариваем проблемы и пути решения, направляем предложения, но мало что меняется. Фактически у нас сегодня последний шанс вскочить на подножку уходящего поезда в высокотехнологическое будущее. Мы не должны его упустить.
ЛИТЕРАТУРА
1. Госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (2014 г.). —http://government.ru/rugovclassifier/862/events.
2. Послание Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации (29.02.2024 г.). — http://www.kremlin.ru/acts/bank/50431.
3. Выступление Президента России В. В. Путина на Петербургском международном экономическом форуме (07.06.2024 г.). —https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2024/06/07/1042467-vistuplenie-putina-na.
4. Встреча Президента России В. В. Путина с первым заместителем председателя правительства России Д. В. Мантуровым (20.11.2024 г.). — http://kremlin.ru/events/president/news/75604.
5. Совещание Президента России В. В. Путина по развитию отрасли редкоземельных металлов (25.02.2025 г.). — http://kremlin.ru/events/president/news/76330.
6. «Собиратели редких земель» (интервью для передачи «Международное обозрение», телеканал «Россия 24»). — https://globalaffairs.ru/articles/sobirateli-andrej-trenin.
7. United States Geological Survey (2025). — https://www.usgs.gov/centers/national-minerals-information-center/rare-earths-statistics-and-information.
DEVELOPING RARE EARTH METALS INDUSTRY FOR CUTTING-EDGE ECONOMIC BRANCHES

KEY WORDS

ABSTRACT


The article examines the current affairs in the rare earth metals (REM) industry of Russia, including the key events which led to the dramatic fall of the country’s share of the global REM production. The author gives his view on the ways to develop the REM industry as one of the sinequanon elements of the new economic paradigm. Special attention is paid to the rare earth metals projects in the Arctic, which contains more than 70% of REM resources of Russia. The largest REM deposits are SWOT-analysed, and the models of their effective launch are also demonstrated. China’s role in the global REM industry is described, as well as its state support measures which secured the country’s actual monopoly in the global REM production. In conclusion, the author gives his assessment of the need to build a vertically and horizontally integrated rare earth metals industry in Russia using the complex measures and strong state support.