Устойчивый рост, наблюдаемый в последние годы, имеет большой потенциал для дальнейшего развития. В соответствии с проектом модернизации и расширения Северного морского пути прогнозируется увеличение объемов экспортных перевозок до 51 млн тонн к 2030 году. Достижение этой цели станет возможным благодаря запуску новых инфраструктурных объектов, включая запланированные проекты компании «НОВАТЭК» — «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-2» [5] и иных арктических шельфовых проектов, реализуемых, например, компанией «Газпромнефть Шельф» и другими.
Осознавая стратегическое значение Северного морского пути для освоения и экономического развития Арктического региона, государство направляет значительные бюджетные средства на его модернизацию и расширение. Помимо государственных вложений активно привлекаются частные инвестиции, что способствует ускоренной реализации инфраструктурных проектов. Согласно планам на 2025 год, объем государственных инвестиций составит 41,4 млрд рублей, тогда как из внебюджетных источников, включая средства частных компаний, ожидается поступление дополнительных 24,7 млрд рублей [7].
Важнейшим направлением государственной политики в развитии Северного морского пути является внедрение цифровых технологий, призванных повысить эффективность управления транспортными потоками и безопасность судоходства. Согласно постановлению правительства РФ установлен порядок финансирования мероприятий по разработке и внедрению цифровой экосистемы СМП. В период 2023–2024 годов из федерального бюджета на реализацию данного проекта выделено 3,8 млрд рублей.
Создание цифровой экосистемы предусматривает оснащение судов, а также авиационной техники, используемой для ледовой разведки, бортовыми автоматизированными информационно-измерительными комплексами. Эти технологии позволят значительно повысить точность прогнозирования метеорологической и навигационной обстановки. Основная информация, собираемая относительно метеоусловий, местоположения судов, нагрузки на портовую инфраструктуру может быть представлена на единой площадке, предоставляющей все возможности цифровых сервисов северного маршрута, что способно во многом облегчить вопросы логистики как для грузоперевозчиков, так и для грузополучателей.
Эксперты полагают, что такая цифровая система может быть внедрена уже к середине 2025 года, предоставляя пользователям, таким как судовладельцы, капитаны судов, страховые компании, широкий спектр транспортно-логистических услуг, включая помимо информационно-диспетчерских функций также и возможности по планированию и управлению логистикой, а также оформлению документов. Внедрение такой системы позволило бы в значительной степени повысить эффективность логистических операций в регионе, снизить риск простоев и оптимизировать работу инфраструктуры, а также обеспечить прозрачность транспортных процессов, снизив при этом риск аварийных ситуаций, что благодаря снижению утечек, зачастую происходящих в случаях аварий, также способно внести значительный вклад в обеспечение экологической чистоты Арктического региона.
Помимо активного внедрения передовых технологий значительное внимание уделяется развитию и обновлению инфраструктуры судоходных морских путей.
В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации был утвержден бюджет на строительство нового инфраструктурного объекта Севморпути — нефтяного терминала «Порт “Бухта Север”», который на двухлетний период 2023–2024 годов составил более 3,6 миллиардов рублей.
План финансирования предусматривает целый ряд передовых мер по созданию современной и высококачественной инфраструктуры, включая работы по углублению дна в портовой акватории, внедрение современных навигационных систем, а также современных цифровых механизмов по организации обеспечения безопасности мореплавания, что позволит порту стать оператором судов высокого ледового класса. При этом ввод в эксплуатацию был назначен на 2024 год для организации обслуживания нужд Пайяхской группы месторождений. Согласно изначальным планам инвесторов, после ввода в работу нефтяной терминал должен стать крупнейшим из отечественных инфраструктурных объектов.
Несмотря на существенные успехи в развитии Северного морского пути, необходимо учитывать и существующие проблемы, которые значительно ограничивают интеграционные процессы в Арктическом регионе. Береговая инфраструктура, сформированная еще в советский период, находится в таком состоянии, что ее модернизация представляется нецелесообразной: требуется полноценное обновление с применением современных технологий и материалов.
Транспортная инфраструктура Российской Арктики характеризуется выраженной неравномерностью. В западной части региона, представленной Карелией, Архангельской областью, имеется достаточно диверсифицированная сеть логистических коммуникаций, которые по большей части способны обеспечить круглогодичное сообщение с арктическими портами и транспортной системой страны, но при этом в восточной части, в первую очередь в Красноярском крае, на Чукотке и Ямале, постоянные сухопутные маршруты зачастую отсутствуют, а транспортное сообщение ограничивается короткими железнодорожными ветками и сезонными зимниками, которые не способны обеспечить достаточный объем грузо- и товаропотока.
Следует также признать, что некоторые инфраструктурные объекты СМП, в первую очередь причальные сооружения и портовое оборудование, зачастую либо находится в состоянии, близком к аварийному, либо требует масштабной реконструкции и модернизации. В целях повышения точности прогнозирования погодных условий необходимо увеличить число гидрометеорологических станций по всей территории Российской Арктики. Эксплуатация портов в Арктическом бассейне, за исключением незамерзающего Мурманска, осложняется низкими температурами и ледовым покровом в течение большей части года, что делает обязательным условием их функционирования наличие портовых ледоколов [8]. Региональные логистические сети также испытывают нехватку материально-технического обеспечения, необходимого для их эксплуатации и поддержания в рабочем состоянии, что лишь усугубляет положение дел.
В то же время западная часть Арктической зоны России, включающая Архангельскую и Мурманскую области, сталкивается с рядом собственных специфических проблем и вызовов. Значительная территория этих регионов охватывает удаленные населенные пункты, а также островные районы с неоднородной плотностью населения, расположенные на значительном удалении от основных транспортных магистралей. Дополнительно усложняют ситуацию обширные труднодоступные территории Крайнего Севера и местности, приравненные к ним.
Кроме того, несмотря на ведущиеся разговоры о глобальном потеплении, климатические условия в Арктическом регионе по-прежнему остаются очень суровыми. Длительные периоды весьма низких температур, экстремальные погодные явления, такие как ледяные штормы, и морской климат также оказывают существенное влияние как на транспортную, так и на жилую инфраструктуру, усложняя и выполнение логистических функций, и организацию проживания местного населения и сотрудников в регионе, поскольку для организации эффективной работы и комфортных условий проживания необходимо осуществлять дополнительные затраты и внедрять значительные предупредительные меры. Эти возрастающие затраты в свою очередь сказываются на стоимости проживания в регионе, рост тарифов и цен усложняет и без того непростые условия для проживания. Как результат, отмечается устойчивая негативная тенденция к миграции жителей арктических регионов в другие города и области страны, что в свою очередь оказывает давление на предпринимателей, которые, сталкиваясь с уменьшением потребительского спроса, вынуждены либо повышать стоимость своих услуг, чтобы компенсировать убытки, либо вовсе прекращать свою деятельность. В конечном итоге это приводит к дальнейшему снижению уровня жизни и качества доступных услуг для оставшегося населения, и проблема, по сути, замыкается [9].
Несмотря на очевидные преимущества и позитивную динамику товарооборота, Северный морской путь не занимает ведущих мест в системе международной морской логистики. Главным транспортным коридором остается Суэцкий канал, через который проходит объем грузоперевозок, превышающий максимальную пропускную способность СМП более чем в девять раз.
Ограниченный ледокольный флот является одним из ключевых факторов, сдерживающих рост морских грузоперевозок по арктическому маршруту. Даже с учетом климатических изменений, сопровождающихся увеличением числа дней в году без ледового покрова до 200, это не приведет к достижению загрузки судоходных путей до уровня, сравнимого с Суэцким каналом.
Дополнительную сложность создает высокая стоимость ледокольного сопровождения судов, что приводит к снижению конкурентоспособности этого маршрута. В частности, затраты на ледокольное обслуживание в четыре раза превышают аналогичные расходы при прохождении Суэцкого канала, что делает использование СМП менее привлекательным для международных грузоперевозчиков.
Помимо этого развитие морской логистики в Арктике сталкивается с рядом других препятствий, негативно влияющих на инвестиционную привлекательность Северного морского пути. Здесь следует отметить рост геополитической нестабильности, санкции и отказы ряда государств и международных компаний от сотрудничества с российскими портами, логистическими операторами и грузоперевозчиками, что привело к нарушению функционирования логистических механизмов и, как следствие, к росту соответствующих рисков и издержек (например, в связи с повышенными тарифами на страхование грузов).
В нынешней ситуации, учитывая проблемы и вызовы, стоящие перед развитием арктической логистики и Северного морского пути, как никогда остро стоят задачи внедрения современных цифровых технологий, обновления и модернизации инфраструктуры. Развитие современной коммуникационной инфраструктуры, совершенствование навигационных систем и интеграция цифровых решений в транспортно-логистические процессы станут важнейшими факторами повышения эффективности морских перевозок в Арктике, роста экономической привлекательности Севморпути и интеграционных процессов в регионе [7].
Следует также отдельно отметить особенности железнодорожной логистики в рамках АЗ и Севморпути, о чем уже упоминалось ранее. Согласно статистическим данным, представленным на рис. 3, регионы Российской арктической зоны имеют весьма низкие показатели по общему объему покрытия железными дорогами.
При этом данный график также отражает одну немаловажную деталь — полное отсутствие железнодорожных мощностей в Чукотском автономном округе. Данный факт существенно осложняет развитие инфраструктуры в данном регионе, так как в отсутствие полноценных ж/д путей практически невозможно организовать эффективное снабжение логистических механизмов, в первую очередь обеспечить строительство и модернизацию портов, поскольку доставка другими видами транспорта будет вести не только к проблемам, связанным со складированием и эффективным управлением складскими запасами, но и приведет к росту издержек. При этом при анализе рис. 3 может создаться впечатление, что области Арктической зоны имеют достаточно большое количество железных дорог по километражу, однако данный график не учитывает соотношение протяженности ж/д путей с площадью регионов, которые отражены на рис. 4, и можно заметить, что лишь в Карелии обеспечивается относительно высокая плотность железных дорог, в то время как в таких масштабных регионах, как Красноярский край, ЯНАО, Якутия, плотность железнодорожного полотна не достигает даже 20 километров на 10 тыс. квадратных метров их площади. Это значительно затрудняет логистику в данных регионах, в том числе и обслуживание развивающейся инфраструктуры Арктической зоны и Севморпути.
РИС. 3. ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ДЛИНА Ж/Д ПУТЕЙ РЕГИОНОВ АЗРФ, КМ