О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АРКТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКИ

АННОТАЦИЯ


Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) обладает значительным промышленным, ресурсным и логистическим потенциалом, однако развитие региона сопряжено с объективными сложностями, связанными с экстремальными климатическими условиями, высокой степенью изолированности и инфраструктурными ограничениями. В статье рассматриваются меры государственной политики, направленные на модернизацию опорных населенных пунктов АЗРФ, включая разработку мастер-планов, привлечение внебюджетных инвестиций и участие государственных институтов развития. Особое внимание уделено роли экспертного сообщества, научных институтов и специализированных форумов в формировании стратегических решений для Арктики. Подчеркивается важность взаимодействия федеральных и региональных органов власти, бизнеса и общественных организаций в реализации арктической стратегии России до 2035 года.
Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) представляет собой регион стратегического значения, обладающий существенным промышленным, ресурсным и логистическим потенциалом. В то же время развитие Арктики сопряжено с объективными трудностями, обусловленными экстремальными климатическими условиями, высокой степенью изолированности территории, повышенными эксплуатационными издержками, ограниченной транспортной связанностью и дефицитом квалифицированных трудовых ресурсов.
Совет Федерации как ключевой субъект законодательного процесса осуществляет координацию деятельности федеральных и региональных органов власти в целях формирования комплексной системы мер, направленных на развитие АЗРФ.

В рамках данной деятельности 22 ноября 2024 года в Москве состоялось заседание совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации ФС РФ, посвященное теме «Развитие опорных населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации», где были обсуждены актуальные вызовы и перспективные направления государственной политики в регионе [1].

С учетом изменений в мировой политике и возрастающего внешнего давления со стороны западных стран на арктические регионы вопросы эффективного управления Арктической зоной Российской Федерации становятся особенно значимыми. Акцентировать внимание необходимо на стратегическом управлении и координации усилий внутри страны для обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития этой ключевой территории.

В современных и быстро меняющихся условиях перечень поручений председателя правительства РФ по корректировке Стратегии и плана мероприятий до 2035 года, а также постоянно вырабатываемые решения совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации как раз будут совершенствовать российскую политику в Арктической зоне.

В соответствии с распоряжением правительства РФ от 28 ноября 2023 года № 3377-р в структуре АЗРФ выделено 16 опорных населенных пунктов, обеспечивающих функционирование ключевых промышленных объектов, транспортных узлов и социальной инфраструктуры [2]. Данные территории, на которых проживает порядка 70% населения АЗРФ (1,6 млн человек), являются базовыми элементами системы пространственного развития Арктики.

Советом Федерации было подчеркнуто, что мастер-планы развития этих территорий должны учитывать не только создание новых рабочих мест, но и всестороннюю модернизацию социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры. Для этого предполагаются [1]:

̵ разработка и утверждение комплексных планов долгосрочного социально-экономического развития опорных населенных пунктов до 2035 года;
̵ направление на их реализацию более 3 трлн рублей, включая 2 трлн рублей внебюджетных средств;
̵ участие государственных институтов развития, включая «ВЭБ.РФ» и «ДОМ.РФ»,
а также крупнейших промышленных предприятий, осуществляющих деятельность в регионе;
̵ привлечение градообразующих предприятий и инвесторов к развитию опорных населенных пунктов Арктики через механизмы ГЧП.

Системная модернизация опорных населенных пунктов рассматривается как один из базовых инструментов повышения качества жизни в Арктике и обеспечения конкурентоспособности региона.

Ключевым аспектом развития АЗРФ является системный подход к модернизации социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры в опорных населенных пунктах. На сегодняшний день эти территории являются основными центрами, обеспечивающими жизнедеятельность всего региона. Успешная реализация проектов по модернизации инфраструктуры позволит существенно улучшить условия жизни местного населения и повысить привлекательность региона для проживания и работы.

Разработка и утверждение комплексных планов долгосрочного социально-экономического развития опорных населенных пунктов АЗРФ, рассчитанных до 2035 года, призваны обеспечить эффективное использование государственных и частных ресурсов.

В этой связи Совет Федерации рекомендовал правительству РФ рассмотреть меры по стимулированию участия государственных корпораций, компаний с государственным участием и частных инвесторов в создании и модернизации социальной, жилищной, коммунальной и транспортной инфраструктуры в опорных населенных пунктах Арктической зоны Российской Федерации. Кроме того, субъектам РФ, чьи территории полностью или частично относятся к АЗРФ, предложено предусмотреть механизмы, направленные на обеспечение транспортной доступности новых объектов социальной инфраструктуры [1].

Важным аспектом при разработке мастер-планов стало привлечение мнения местных жителей, что позволило учесть наиболее значимые для населения вопросы, включая качество здравоохранения, состояние инфраструктуры, а также доступность объектов культуры, спорта и досуга.

Таким образом, системное планирование развития арктических территорий предполагает не только привлечение финансовых и технологических ресурсов, но и тесное взаимодействие с региональными властями и местными сообществами. Это в свою очередь способствует повышению социальной ответственности и вовлеченности населения в процессы развития своих территорий.

Также особое внимание необходимо уделить важности учета мнения как самих регионов и жителей Арктики, так и научного, экспертного сообщества, научных институтов и др. для успешной реализации арктической стратегии. Взаимодействие с экспертами и использование их опыта играют ключевую роль в формировании эффективных механизмов реализации программ модернизации и социально-экономического развития в АЗРФ.

На сегодняшний день среди наиболее авторитетных платформ, посвященных данной теме, выделяются международный форум «Арктика: Настоящее и будущее имени А. Н. Чилингарова», который играет ключевую роль в формировании основных подходов и мероприятий по научной, методической, организационной и другой поддержке реализации арктической повестки России, а также научно-практическая конференция «Дальний Восток и Арктика», «Северный форум» и Экспертный центр «ПОРА».

Рекомендации, сформулированные в ходе перечисленных форумов, конференций и экспертных платформ, представляют собой уже подготовленные решения и меры, направленные на усовершенствование арктической повестки России. Крайне важно, чтобы Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики как ключевой орган исполнительной власти тщательно учитывало предложения экспертного сообщества, внедряло их в процесс подготовки соответствующих мероприятий и обеспечивало их отражение в официальных документах, таких как планы мероприятий, нормативно-правовые акты и бюджетные разработки. Разработанные рекомендации вышеуказанными организациями целесообразно включить в основу совершенствования плана мероприятий до 2035 года.

Таким образом, реализация арктической повестки требует комплексного подхода, объединяющего государственные инициативы, частные инвестиции и экспертную поддержку. Особое внимание уделяется модернизации опорных населенных пунктов, что является ключевым элементом стратегии пространственного развития Арктической зоны Российской Федерации. Важнейшими инструментами достижения поставленных целей выступают разработка и реализация мастер-планов, стимулирование внебюджетных инвестиций, государственно-частное партнерство и вовлечение научного сообщества в разработку решений. Совокупность этих мер позволит обеспечить устойчивое развитие региона, повышение качества жизни населения и укрепление позиций России в Арктике.
ЛИТЕРАТУРА
1. Решение № 9 Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Развитие опорных населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации» от 22.11.2024 г. [электронный ресурс]. — URL: http://council.gov.ru/media/files/JJfMD7SXsv68ruU0sJWrG4Rz9DOrZsJQ.pdf (дата обращения: 03.03.2025).
2. Распоряжение правительства Российской Федерации от 28.11.2023 г. № 3377-р [электронный ресурс]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202312040019?index=1 (дата обращения: 03.03.2025).
ON THE ACTIVITIES OF THE FEDERATION COUNCIL IN IMPLEMENTING THE ARCTIC AGENDA

ABSTRACT


The article reveals the methodology and methods of the Polar Index project. The goal of the Polar Index project is to increase general interest in the topic of sustainable development — the concept of how companies or territories can develop harmoniously and balanced, thinking about the future and investing in it. Ratings encourage companies to more actively implement the principles of sustainable development in their activities, and territories — to build a policy for the maximum achievement of sustainable development goals. In addition, the publication of the Polar Index ratings encourages the openness of companies and territories, their readiness for dialogue with society and public presentation of their work. This ultimately benefits everyone who lives and works in the regions of the North — government agencies, businesses and, most importantly, residents of the Arctic. The author’s approaches to the development of a sustainable development model, to the development of the concept and principles of sustainable development are also revealed.