Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) представляет собой регион стратегического значения, обладающий существенным промышленным, ресурсным и логистическим потенциалом. В то же время развитие Арктики сопряжено с объективными трудностями, обусловленными экстремальными климатическими условиями, высокой степенью изолированности территории, повышенными эксплуатационными издержками, ограниченной транспортной связанностью и дефицитом квалифицированных трудовых ресурсов.
Совет Федерации как ключевой субъект законодательного процесса осуществляет координацию деятельности федеральных и региональных органов власти в целях формирования комплексной системы мер, направленных на развитие АЗРФ.
В рамках данной деятельности 22 ноября 2024 года в Москве состоялось заседание совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации ФС РФ, посвященное теме «Развитие опорных населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации», где были обсуждены актуальные вызовы и перспективные направления государственной политики в регионе [1].
С учетом изменений в мировой политике и возрастающего внешнего давления со стороны западных стран на арктические регионы вопросы эффективного управления Арктической зоной Российской Федерации становятся особенно значимыми. Акцентировать внимание необходимо на стратегическом управлении и координации усилий внутри страны для обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития этой ключевой территории.
В современных и быстро меняющихся условиях перечень поручений председателя правительства РФ по корректировке Стратегии и плана мероприятий до 2035 года, а также постоянно вырабатываемые решения совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации как раз будут совершенствовать российскую политику в Арктической зоне.
В соответствии с распоряжением правительства РФ от 28 ноября 2023 года № 3377-р в структуре АЗРФ выделено 16 опорных населенных пунктов, обеспечивающих функционирование ключевых промышленных объектов, транспортных узлов и социальной инфраструктуры [2]. Данные территории, на которых проживает порядка 70% населения АЗРФ (1,6 млн человек), являются базовыми элементами системы пространственного развития Арктики.
Советом Федерации было подчеркнуто, что мастер-планы развития этих территорий должны учитывать не только создание новых рабочих мест, но и всестороннюю модернизацию социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры. Для этого предполагаются [1]:
̵ разработка и утверждение комплексных планов долгосрочного социально-экономического развития опорных населенных пунктов до 2035 года;
̵ направление на их реализацию более 3 трлн рублей, включая 2 трлн рублей внебюджетных средств;
̵ участие государственных институтов развития, включая «ВЭБ.РФ» и «ДОМ.РФ»,
а также крупнейших промышленных предприятий, осуществляющих деятельность в регионе;
̵ привлечение градообразующих предприятий и инвесторов к развитию опорных населенных пунктов Арктики через механизмы ГЧП.
Системная модернизация опорных населенных пунктов рассматривается как один из базовых инструментов повышения качества жизни в Арктике и обеспечения конкурентоспособности региона.
Ключевым аспектом развития АЗРФ является системный подход к модернизации социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры в опорных населенных пунктах. На сегодняшний день эти территории являются основными центрами, обеспечивающими жизнедеятельность всего региона. Успешная реализация проектов по модернизации инфраструктуры позволит существенно улучшить условия жизни местного населения и повысить привлекательность региона для проживания и работы.
Разработка и утверждение комплексных планов долгосрочного социально-экономического развития опорных населенных пунктов АЗРФ, рассчитанных до 2035 года, призваны обеспечить эффективное использование государственных и частных ресурсов.
В этой связи Совет Федерации рекомендовал правительству РФ рассмотреть меры по стимулированию участия государственных корпораций, компаний с государственным участием и частных инвесторов в создании и модернизации социальной, жилищной, коммунальной и транспортной инфраструктуры в опорных населенных пунктах Арктической зоны Российской Федерации. Кроме того, субъектам РФ, чьи территории полностью или частично относятся к АЗРФ, предложено предусмотреть механизмы, направленные на обеспечение транспортной доступности новых объектов социальной инфраструктуры [1].
Важным аспектом при разработке мастер-планов стало привлечение мнения местных жителей, что позволило учесть наиболее значимые для населения вопросы, включая качество здравоохранения, состояние инфраструктуры, а также доступность объектов культуры, спорта и досуга.
Таким образом, системное планирование развития арктических территорий предполагает не только привлечение финансовых и технологических ресурсов, но и тесное взаимодействие с региональными властями и местными сообществами. Это в свою очередь способствует повышению социальной ответственности и вовлеченности населения в процессы развития своих территорий.
Также особое внимание необходимо уделить важности учета мнения как самих регионов и жителей Арктики, так и научного, экспертного сообщества, научных институтов и др. для успешной реализации арктической стратегии. Взаимодействие с экспертами и использование их опыта играют ключевую роль в формировании эффективных механизмов реализации программ модернизации и социально-экономического развития в АЗРФ.
На сегодняшний день среди наиболее авторитетных платформ, посвященных данной теме, выделяются международный форум «Арктика: Настоящее и будущее имени А. Н. Чилингарова», который играет ключевую роль в формировании основных подходов и мероприятий по научной, методической, организационной и другой поддержке реализации арктической повестки России, а также научно-практическая конференция «Дальний Восток и Арктика», «Северный форум» и Экспертный центр «ПОРА».
Рекомендации, сформулированные в ходе перечисленных форумов, конференций и экспертных платформ, представляют собой уже подготовленные решения и меры, направленные на усовершенствование арктической повестки России. Крайне важно, чтобы Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики как ключевой орган исполнительной власти тщательно учитывало предложения экспертного сообщества, внедряло их в процесс подготовки соответствующих мероприятий и обеспечивало их отражение в официальных документах, таких как планы мероприятий, нормативно-правовые акты и бюджетные разработки. Разработанные рекомендации вышеуказанными организациями целесообразно включить в основу совершенствования плана мероприятий до 2035 года.
Таким образом, реализация арктической повестки требует комплексного подхода, объединяющего государственные инициативы, частные инвестиции и экспертную поддержку. Особое внимание уделяется модернизации опорных населенных пунктов, что является ключевым элементом стратегии пространственного развития Арктической зоны Российской Федерации. Важнейшими инструментами достижения поставленных целей выступают разработка и реализация мастер-планов, стимулирование внебюджетных инвестиций, государственно-частное партнерство и вовлечение научного сообщества в разработку решений. Совокупность этих мер позволит обеспечить устойчивое развитие региона, повышение качества жизни населения и укрепление позиций России в Арктике.