АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова

АННОТАЦИЯ


Стратегическое развитие Арктической зоны Российской Федерации является национальной целью развития до 2035 года. Недостаточный уровень развития здравоохранения и его слабая доступность на удаленных территориях являются одними из ключевых проблем Российской Арктики. Арктический регион характеризуется экстремальными природно-климатическими условиями, высоким уровнем концентрации промышленности и экономики в целом и низкой плотностью населения. В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития здравоохранения в Мурманской области.
С точки зрения экономики и национальной безопасности Российская Арктика является зоной, представляющей особый интерес для России, и эта зона требует устойчивого и сбалансированного развития. Важность этого региона и в то же время объективные проблемы обеспечения экономического, социального и демографического развития, естественно, порождают особый интерес к социально-демографическому развитию этой территории.

Социально-экономические особенности данной зоны связаны с ее удаленностью от основных промышленных центров, с высокой ресурсоемкостью и зависимостью экономической деятельности от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России.

Демографические особенности Арктической зоны Российской Федерации связаны с проблемой сокращения численности населения. Большинство ученых считают, что это замедлит развитие Арктики и вызовет ряд негативных последствий, включая нехватку человеческих ресурсов, трудности в организации административных процессов и поддержании социальной инфраструктуры.

Однако в некоторых экономически благополучных регионах Российской Арктики наблюдается рост численности населения, например в Красноярском крае и Ямало-Ненецком автономном округе. Это указывает на возможность прекращения или сокращения оттока населения при наличии развитой экономики, обеспечивающей достаточное количество рабочих мест.


Демографические особенности АЗРФ


Демографические характеристики Арктической зоны Российской Федерации следующие [1]:

• отрицательный естественный прирост населения — смертность превышает рождаемость, что приводит к сокращению численности населения;
• низкая плотность населения — в Российской Арктике проживает всего около
2,4 миллиона человек, что составляет менее 2% населения России;
• миграция населения — население перетекает из сельской местности в города и другие регионы России;
• возрастная структура населения — преобладает население трудоспособного возраста, что вызвано трудовой миграцией;
• коренные народы Севера — их численность и доля в населении Российской Арктики постепенно сокращаются.

Важно отметить, что по сравнению с остальными регионами России Арктический регион считается одним из самых молодых. Секрет в том, что население значительной части Российской Арктики в основном является непостоянным: люди приезжают в регион только на время работы, а после ее окончания они самостоятельно отправляются на «материк». Таким образом, для этих арктических регионов характерны минимальное количество пожилых людей и самая высокая по стране доля трудоспособных, то есть более молодых [2].

Анализ численности и структуры населения является необходимым условием для разработки мер по развитию охраны здоровья и планирования объема ресурсов для обеспечения отрасли здравоохранения. Существенные изменения в демографическом составе населения свидетельствуют о необходимости учета этих тенденций при формировании социальной политики в районах Арктической зоны Российской Федерации, включая объемы и ресурсы медицинских услуг [3].

Однако не стоит забывать о том, что из-за присутствия в Арктической зоне Российской Федерации большого количества промышленных предприятий здоровье даже молодых людей ухудшается, организм становится более уязвимым и восприимчивым к появлению некоторых заболеваний, в особенности тех, которые являются наиболее типичными для региона. Это болезни органов дыхания и системы кровообращения, связанные в том числе с производственными выбросами в атмосферу. Также в Арктическом регионе наблюдаются повышенные показатели заболеваемости новообразованиями, что впоследствии приводит к росту смертности, так как системы диагностики и профилактики новообразований в регионе не слишком развиты [4]. Таким образом, необходимо осуществлять профилактические меры, совершенствовать систему диагностики, регистрации и лечения заболеваний, особенно в сельской местности.

Исследователи отмечают, что устойчивое социально-демографическое развитие Арктического региона требует комплексного подхода со стороны государственного управления, который будет учитывать специфику региона и реализовываться в соответствии с имеющимися проблемами и поставленными задачами [5].


Государственная политика в сфере здравоохранения


Приоритеты государственной политики в сфере развития здравоохранения определены в следующих документах. Это:

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [6], в рамках которого ставятся цели, во-первых, по осуществлению социально-экономического и научно-технического развития и прогресса страны, во-вторых, по увеличению численности населения, повышению уровня жизни граждан, а также по созданию комфортных условий для проживания населения;

- Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» [7], который фактически является документом стратегического планирования, разработанным для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны общественного здравоохранения. Стратегия включает в себя оценку состояния национальной безопасности в области здравоохранения, определение целей, основных задач и приоритетных направлений развития здравоохранения, а также описывает механизмы и шаги по достижению поставленных целей и задач;

- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [8], в котором одной из национальных целей развития определяется сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

- Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [9], который утверждает в качестве приоритета обеспечение национальной безопасности в части сохранения народа России и развитие человеческого капитала, обеспечение устойчивости системы здравоохранения и ее адаптации к новым вызовам и угрозам, включая распространение инфекционных заболеваний, создание запасов лекарственных средств и медицинских изделий;

- распоряжение правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [10], в рамках которого предусматривается транспортное развитие и расширение транспортной круглогодичной доступности малонаселенных и островных территорий Арктической зоны, в том числе при помощи развития узлов аэропортов для обеспечения мобильности при оказании медицинской помощи.

Государственная политика в сфере здравоохранения в Российской Федерации реализуется в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [11]. Срок реализации программы — 2018–2025 годы. Ответственный исполнитель — Министерство здравоохранения Российской Федерации. Данная программа разработана с учетом положений послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, указов Президента Российской Федерации и документов стратегического планирования в области здравоохранения. Программа состоит из девяти федеральных проектов, несколько из них реализуется в рамках национального проекта «Демография».

Цели и задачи программы «Развитие здравоохранения»:

• снижение смертности от всех причин до 11,5 случая на 1000 населения к 2030 году;
• увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году;
• повышение удовлетворенности граждан медицинским обслуживанием.

Целевые показатели программы следующие:

1. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
2. Снижение к 2025 году смертности населения в трудоспособном возрасте до 380 на 100 тыс. населения.
3. Снижение к 2025 году смертности от болезней системы кровообращения до 500 на 100 тыс. населения.
4. Снижение к 2025 году смертности от новообразований, в том числе злокачественных, до 185 на 100 тыс. населения.
5. Повышение к 2025 году удовлетворенности населения качеством медицинской помощи до 54%.
6. Увеличение доли граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 50% к 2020 году и до 60% к 2025 году путем формирования у граждан ответственного отношения к своему здоровью.

Направления реализуемой программы:

1) совершенствование оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни;
2) развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики
и лечения, а также основ персонализированной медицины;
3) развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
4) развитие кадровых ресурсов в здравоохранении;
5) развитие международных отношений в сфере охраны здоровья;
6) экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья;
7) медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан;
8) информационные технологии и управление развитием отрасли;
9) организация обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации.

В структуру программы включены, в частности, мероприятия по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оптимизации лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации, формированию здорового образа жизни и профилактике заболеваний, осуществлению контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья, развитию информационных технологий в здравоохранении и другие.

Важно отметить, что в рамках реализации данной программы особое внимание уделяется достижению поставленных целей на приоритетных территориях, в перечень которых как раз входит Арктическая зона Российской Федерации в количестве всех девяти субъектов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что показатели реализации мероприятий в части совершенствования сферы здравоохранения на территории Арктической зоны Российской Федерации по наступлению контрольного срока должны быть максимально приближены к установленным показателям.

В рамках национальных проектов также уделяется особое внимание вопросам здравоохранения, в том числе и в Арктической зоне Российской Федерации.

Национальный проект «Демография» [12] включает в себя федеральный проект «Укрепление общественного здоровья», который направлен на распространение здорового образа жизни среди населения и предотвращение болезней. В рамках этого проекта будут приняты меры по повышению физической активности, борьбе с алкоголизмом и курением, а также обеспечению доступа к медицинской помощи и здоровому питанию.

Более «профильным» национальным проектом для обсуждаемой темы является национальный проект «Здравоохранение» [13], который направлен на снижение смертности населения, устранение нехватки персонала в медицинских организациях и обеспечение медицинской помощи людям в отдаленных районах. Проект предусматривает создание и развитие служб здравоохранения, развитие системы первичной медико-санитарной помощи и экспорт медицинских услуг.

В отношении реализации национального проекта «Здравоохранение» на территории Арктической зоны Российской Федерации важно отметить, что он предусматривает в первую очередь повышение доступности оказания медицинской помощи всем группам населения, проживающим на конкретной территории. Под повышением доступности подразумевается расширение системы оказания первой медицинской помощи, а вместе с тем и увеличение числа медицинского персонала среднего звена. Также нельзя не отметить планируемую модернизацию объектов инфраструктуры здравоохранения, а также ее технического оснащения. Особое внимание уделяется и развитию узкопрофильной и специализированной медицинской помощи.

В рамках национального проекта предусмотрено улучшение организации арктической системы здравоохранения, — например, расширение парка воздушных судов для санитарно-авиационной эвакуации больных, информатизация здравоохранения и использование передвижных подразделений медицинских организаций.

Также в рамках проекта предполагается обучение большего количества профильных врачей-специалистов, имеющих дело с рождением и лечением детей, профилактикой детских заболеваний. Предусматриваются правильная организация помещений детских поликлиник и больниц, их оснащение высокотехнологичным оборудованием, что будет способствовать снижению заболеваемости и смертности среди детей, а также будет позволять своевременно проводить профилактические мероприятия.

Таким образом, на государственном уровне перед политикой в сфере здравоохранения стоят цели снижения смертности, повышения ожидаемой продолжительности жизни, повышения качества предоставляемых медицинских услуг и популяризация здорового образа жизни.


Политика в сферездравоохранения в Мурманской области


Рассмотрим, какие основные цели имеет политика в сфере здравоохранения в Мурманской области, учитывается ли в целевых показателях специфика Арктического региона.

Реализация государственной политики в сфере здравоохранения в Мурманской области осуществляется через государственную программу «Здравоохранение» [14]. Срок реализации программы — 2021–2025 годы. Ответственный исполнитель — министерство здравоохранения Мурманской области.

Главные цели программы — обеспечить доступность медицинской помощи и повысить эффективность оказания медицинских услуг населению Мурманской области.

Перечень задач:

1) профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи;
2) совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации, медицинской реабилитации и паллиативной помощи;
3) охрана здоровья матери и ребенка;
4) развитие инфраструктуры системы здравоохранения;
5) кадровое обеспечение системы здравоохранения;
6) развитие информатизации в здравоохранении;
7) управление системой здравоохранения, включая обеспечение реализации государственной программы.

Однако система здравоохранения в Мурманской области сталкивается с рядом серьезных проблем и барьеров, среди которых [15]:

• недостаточное финансирование — государственные расходы на здравоохранение растут, но доля расходов частных лиц увеличивается;
• нерациональная финансовая система — распределение денежных потоков между системой обязательного медицинского страхования, местными органами власти и органами здравоохранения;
• слабое развитие системы здравоохранения в небольших населенных пунктах;
• нехватка ресурсов, а также материальных и финансовых возможностей муниципалитетов для развития и поддержания системы здравоохранения;
• сокращение медицинских учреждений и персонала — количество фельдшеров
и родильных домов сократилось в 1,5 раза, женских консультаций и детских поликлиник — в 1,5 раза;
• отсутствие некоторых медицинских услуг и специализированных учреждений;
• недостаточный доступ и качество медицинской помощи — согласно опросам, значительная часть жителей региона оценивает качество медицинской помощи как низкое.

Ожидаемые результаты реализации программы «Здравоохранение» следующие:

1. Снижение уровня смертности от всех причин до 9,40 на 1000 населения.
2. Снижение уровня младенческой смертности до 4,65 на 1000 новорожденных, родившихся живыми.

3. Снижение уровня смертности от болезней системы кровообращения до 440,0 на 100 тыс. населения.
4. Снижение уровня смертности от новообразований, в том числе злокачественных, до 186,5 на 100 тыс. населения.
5. Снижение уровня смертности от туберкулеза до 4,0 на 100 тыс. населения.

6. Снижение смертности населения в трудоспособном возрасте до 396,0 на 100 тыс. населения.
7. Увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74 лет.
8. Повышение уровня обеспеченности населения врачами до 46,5 на 10 тыс. населения.
Очевидно, что в настоящее время необходимо формировать и реализовывать как государственную политику в области охраны здоровья, так и собственную региональную местную политику в сфере здравоохранения, которая будет учитывать специфику конкретной территории и ее потребности.

В Мурманской области реализуется программа «На Севере — жить» [16], разработанная губернатором Мурманской области с целью повышения уровня жизни населения региона. Она включает в себя предоставление различных мер поддержки, развитие инфраструктуры и создание благоприятных условий для жизни. В сфере здравоохранения глава региона определил следующие основные задачи: сокращение нехватки медицинских работников и уменьшение времени ожидания приема у специалистов.

План программы «На Севере — жить» включает мероприятия по улучшению здравоохранения, направленные на повышение доступности и качества медицинской помощи в регионе, предусматривающие открытие новых диагностических и лечебных направлений в разных районах области.

Для внедрения новых диагностических и лечебных услуг были предприняты шаги по увеличению объема ресурсов в сфере здравоохранения, включая привлечение медицинских специалистов и улучшение материально-технической базы медицинских учреждений. В 2022 году благодаря социальной поддержке удалось привлечь в регион 132 врачей и 20 медицинских работников среднего звена. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Мурманской области имеет устойчивую тенденцию к снижению. В течение последних четырех лет уровень заболеваемости колеблется от 0 до 4,6 случая на 10 000 сотрудников. Главные причины заболеваемости связаны с неблагоприятными условиями труда и воздействием вредных производственных факторов.

Медицинские шаттлы (специализированные микроавтобусы, которые доставляют пациентов в медицинские учреждения региона для получения необходимых консультаций и прохождения обследований) обслуживают в общей сложности девять направлений. Также планируется дальнейшее приобретение медицинского оборудования. Несмотря на уже проведенную масштабную закупку медицинской техники в прошлом году, в этом планируется приобрести еще более 100 ее единиц.

Глава региона также отметил, что на укрепление материально-технической базы в медучреждениях 11 муниципалитетов региона в 2024 году в бюджете заложено более 1,2 млрд рублей.

Если сравнивать целевые показатели государственной программы Российской Федерации в сфере здравоохранения и программы Мурманской области, то можно обнаружить, что целевые показатели ожидаемой продолжительности жизни в Мурманской области ниже общестрановых. То же относится к целевым показателям уровня смертности в трудоспособном возрасте: Мурманская область ставит перед собой целевые показатели ниже общестранового уровня. Вероятно, это объясняется не только тем, что Мурманская область обладает выраженной географической и климатической спецификой, но и тем, что Мурманск — один из крупнейших транспортных и промышленных узлов, что оказывает воздействие на здоровье человека в силу большой концентрации промышленных выбросов в атмосферу и сложных условий труда.

Таким образом, политика в сфере здравоохранения в Мурманской области, по мнению авторов, должна быть ориентирована на решение местных проблем, связанных с заболеваемостью населения и состоянием кадровой и материально-технической базы здравоохранительных учреждений в регионе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Демографический ежегодник России. 2023: Стат.сб./Росстат. — M., 2023. — 256 c.
2. Лексин В. Н. Российская Арктика: логика и парадоксы перемен / В. Н. Лексин, Б. Н. Порфирьев // Проблемы прогнозирования. — 2019. — № 6 (177). — С. 4–21. — EDN CRXJFO.
3. Demographic profile of the population residing in the metals and mining areas in the European part of the Arctic Zone of the Russian Federation / A. N. Nikanov, S. A. Gorbanev, V. M. Dorofeev [et al.] // Public Health and Life Environment. — PH&LE. — 2021. — Vol. 29. — № 9. — P. 7–15. — DOI 10.35627/2219-5238/2021-29-9-7-15. — EDN QHQFUB.
4. Анализ медико-демографических показателей и состояния здоровья населения в труднодоступных районах Арктической зоны Российской Федерации на примере Ненецкого автономного округа / Н. А. Тихонова, Ю. А. Новикова, А. А. Ковшов, В. Н. Федоров // Анализ риска здоровью – 2020 совместно с международной встречей по окружающей среде и здоровью Rise-2020 и круглым столом по безопасности питания // Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2 т. Пермь, 13–15 мая 2020 года / Под редакцией А. Ю. Поповой, Н. В. Зайцевой. Т. 1. — Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2020. — С. 386–391. — EDN EHPYUE.
5. Социально-демографические процессы в Российской Арктике в статистических оценках и опросах населения / Т. П. Скуфьина, В. П. Самарина, С. В. Баранов, Е. А. Бажутова // Арктика и Север. — 2021. — № 45. — С. 127–149. — DOI 10.37482/issn2221-2698.2021.45.127. — EDN SDMWPY.
6. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 05.03.2025).
7. Указ Президента РФ от 06.06.2019 N 254 (ред. от 27.03.2023) «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326419/ (дата обращения: 05.03.2025).
8. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/ (дата обращения: 05.03.2025).
9. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 05.03.2025).
10. Распоряжение правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 30.09.2022) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/ (дата обращения: 05.03.2025).
11. Постановление правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 (ред. от 01.04.2024) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие здравоохранения”» // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286834/ (дата обращения: 05.03.2025).
12. «Паспорт национального проекта “Демография”» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317388/ (дата обращения: 05.03.2025).
13. «Паспорт национального проекта “Здравоохранение”» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319209/ (дата обращения: 05.03.2025).
14. Постановление правительства Мурманской области от 11.11.2020 г. № 789-ПП (ред. от 27.12.2023) «Об утверждении государственной программы Мурманской области «Здравоохранение»» // КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/law/review/reg/rlawc/rlawc0872024-01-12.html (дата обращения: 05.03.2025).
15. Торопушина Е. Е. Дифференциация муниципальных образований региона по уровню развития здравоохранения и медико-демографического благополучия (на примере Мурманской области) / Е. Е. Торопушина // Север и рынок: формирование экономического порядка. — 2007. — № 2 (18). —
С. 170a–178. — EDN NCRQAB.
16. Губернатор Андрей Чибис озвучил приоритетные мероприятия на 2023 год в рамках стратегического плана «На Севере — жить» // Правительство Мурманской области. — URL: https://gov-murman.ru/info/news/478880/ (дата обращения: 05.03.2025).
ANALYSIS OF THE HEALTHCARE POLICY OF THE MURMANSK REGION IN THE CONTEXT OF THE STATE HEALTHCARE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

KEY WORDS

ABSTRACT


Strategic development of the Arctic zone of the Russian Federation is a national development goal until 2035. Insufficient development of healthcare and its poor accessibility in remote areas are one of the key problems of the Russian Arctic. The Arctic region is characterized by extreme natural and climatic conditions, high concentration of industry and the economy as a whole, and low population density. The article examines the problems and prospects for the development of healthcare in the Murmansk region.