ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И СБЕРЕЖЕНИЯ ЭКОСИСТЕМ

Ключевые слова

АННОТАЦИЯ


В современных условиях приоритетом развития социально-экономической системы выступает экоразвитие, предполагающее достижение гармонии между обществом и природой в условиях формирования нового качества экономического роста, что позволит обеспечить повышение уровня и качества жизни населения. Достижение целевых ориентиров непосредственно зависит от экологической обстановки, поэтому осуществление экологического мониторинга является неотъемлемым и обязательным его условием. В статье приведены результаты анализа экологической ситуации в арктических регионах России с помощью оценки качества окружающей среды. Выявление тенденций и закономерностей экоразвития регионов Российской Арктики поможет в определении приоритетов социо-эколого-экономического развития, в формировании новой региональной политики, учитывающей принципы экологизации. Несмотря на то что со стороны органов власти предпринимаются меры по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды, отмечается высокий уровень экологической напряженности. Проведенный сравнительный анализ на основе данных по реализации региональных проектов в рамках национального проекта «Экология» позволяет утверждать, что для достижения экологического благополучия необходимы создание здоровой и безопасной экологической среды для жителей арктических регионов РФ на основе принципов экологизации, формирование политики в сфере обеспечения экологической безопасности, ведение более эффективной экологической деятельности.
Для Арктической зоны РФ (АЗРФ) на современном этапе характерны возросшие масштабы хозяйственной деятельности, которые зачастую приводят к деградации экосистем макрорегионов и, как следствие, к негативному влиянию на человеческий капитал (потенциал здоровья).

Для российских арктических территорий проблема управления сбалансированной экологической обстановкой должна начинаться прежде всего с оценки специфики этого региона, которая неизбежно будет влиять на все социально-экономические процессы.

Арктика играет большую роль в поддержании глобального экосистемного баланса. Проблема заключается в том, что территория Арктической зоны — это хрупкая экосистема, которая отличается особой уязвимостью, слабой устойчивостью к внешним воздействиям, пониженной способностью к восстановлению и самоочищению. Негативные последствия хозяйственной деятельности в этом регионе могут вызвать необратимые процессы разрушения экосистемы. Это объясняется тем, что в Арктике хозяйственная деятельность в основном связана с использованием природных ресурсов, как правило уникальных, — топливно-энергетических и минерально-сырьевых. Осуществление проектов освоения ресурсов, особенно арктических, в экстремальных природно-климатических условиях при низкой устойчивости экологических систем делает реализацию проектов высокорискованной, особенно в экологическом отношении [1]. Техногенная катастрофа на нефтехранилище в Норильске продемонстрировала, с одной стороны, как изменение климата (в частности, таяние вечной мерзлоты) может провоцировать такие инциденты, а с другой — всю опасность техногенного и антропогенного воздействия на хрупкую арктическую природу [2].

Соответственно, интенсификация производительных сил без должного учета экологического фактора может привести к разрушению и деградации природных комплексов в районах концентрированного промышленного развития, связанных с освоением природных ресурсов, к сокращению биоразнообразия, разрушению среды обитания и ухудшению жизнедеятельности населения, что скажется на состоянии здоровья человека.

Для обеспечения здоровья ключевыми элементами являются благоприятная экологическая обстановка, чистый воздух и вода, приемлемая окружающая среда, которые оказывают определенное влияние на условия существования человека. Соответственно, важность экологического фактора сложно переоценить: он формирует условия для социального развития и качества жизни населения. И это особенно значимо для арктических российских регионов.

В Арктике достижение необходимого качества жизни изначально осложняется неустранимыми природно-климатическими факторами, обусловленными большой продолжительностью зимнего периода и числом дней с низкими температурами, сильными ветрами, усиливающими «жесткость погоды», сильным магнитным полем, длительным периодом недостатка ультрафиолетовой радиации. Учеными также отмечается [3, 4] негативное влияние таких факторов, как дефицит тепла и освещенности, перепады атмосферного давления, резкая смена фотопериодичности и повышенная геомагнитная активность. Кроме того, надо учитывать своеобразный режим грунтовых вод, наличие многолетней мерзлоты и развивающихся в разных направлениях мерзлотно-грунтовых процессов. Также наблюдается заболачивание огромных территорий. Все это ведет к дискомфортности проживания и создает мощное давление на организм человека, что приводит к негативным последствиям для здоровья. Добавление к такому природному комплексу неудовлетворительного состояния окружающей среды, вызванного техногенной и антропогенной деятельностью, создает практически неприемлемые условия для жизнедеятельности человека.

Для учета экологических аспектов развития территории необходима оценка состояния экосистем по основным составляющим природной среды.

Атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей среды, состояние которого является одним из ведущих факторов, определяющих здоровье населения и влияющих на качество и уровень среды обитания человека. Для диагностики состояния атмосферы выделяют следующие показатели:

1) доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников (рис. 1). Этот показатель характеризует состояние атмосферного воздуха, а также внедрение в промышленном секторе арктических регионов очистных сооружений
и технологий [2];

2) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников. Этот показатель демонстрирует состояние атмосферного воздуха и экологичность предприятий промышленности АЗРФ с точки зрения их воздействия на состояние атмосферы (рис. 2).


РИС.1. ДОЛЯ УЛОВЛЕННЫХ И ОБЕЗВРЕЖЕННЫХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ АТМОСФЕРУ ВЕЩЕСТВ
В ОБЩЕМ КОЛИЧЕСТВЕ ОТХОДЯЩИХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ОТ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ, %
РИС. 2. ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВВ АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ, ОТХОДЯЩИХ ОТ СТАЦИОНАРНЫХ ИСТОЧНИКОВ, ТЫС. Т
На основе представленных данных можно наблюдать скачкообразные изменения выбросов загрязняющих веществ. Самые высокие показатели — в Красноярском крае, причина тому — значительный выброс загрязняющих веществ в атмосферу от никелевых комбинатов. Основными загрязнителями являются сернистый газ и тяжелые металлы, которые представляют большую угрозу для здоровья людей. Наряду с районами интенсивного промышленного загрязнения воздуха в Арктике рассредоточено много мелких загрязнителей, возникших при разведке месторождений, а также транспортных объектов с выбросами вредных веществ. Крупнейшим районом дисперсного загрязнения воздуха является Ямало-Ненецкий АО. Дисперсное загрязнение характерно также для территорий, где ведутся разведка и добыча золота и иных драгоценных и редких металлов. В Республике Саха рост показателей загрязнения объясняется увеличением объема сжигаемого попутного нефтяного газа стационарными источниками ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» (Мирнинский район) [6]. В целом выбросы в атмосферу в АЗРФ почти в три раза выше, чем в среднем по России. Самые активные загрязнители в арктических регионах — предприятия тяжелой промышленности: в частности, объекты энергетики, добычи полезных ископаемых, нефте- и газопереработки, лесной промышленности и металлургии. Свой вклад вносит и транспортная отрасль.

Особенно сильно атмосфера в АЗРФ загрязняется зимой вследствие большой длительности отопительного периода, сжигания и выбросов газа и конденсата, работы транспорта, оборудования, а также малой естественной самоочищаемости воздуха. В результате зимой ощущается резкий дефицит кислорода, грязный воздух способствует размножению патогенных бактерий, что угнетающе действует на людей. Важными факторами снижения промышленных выбросов явились оснащение предприятий газоочистным оборудованием и перевод ряда котельных на природный газ, а также закрытие некоторых из них.

Для предотвращения загрязнения атмосферы необходимо осуществить еще целый ряд мер, среди которых:

- модернизация предприятий (реструктуризация оборудования и внедрение новых технологий, которые снижают выбросы загрязняющих веществ);
- ужесточение экологического контроля (введение более строгих требований к выбросам загрязняющих веществ, что стимулирует сокращение выбросов из-за риска наложения штрафов и других санкций);
- переход на более экологичные виды топлива;
- закрытие устаревших предприятий, которые являются основными источниками загрязнения воздуха;
- поддержка предприятий, которые внедряют экологичные технологии и снижают выбросы загрязняющих веществ, со стороны органов власти в виде субсидий, льготных кредитов и налоговых льгот.

Непростая ситуация сложилась с загрязнением водных ресурсов, что стало следствием серьезного недофинансирования в сфере очистки сточных вод. Проблема заключается в том, что большинству действующих очистных сооружений требуется реконструкция в связи с наличием физически устаревшего оборудования, которое не может обеспечить необходимый уровень очистки. В абсолютных значениях наибольший объем сброшенных загрязненных сточных вод приходится на Красноярский край, Архангельскую область, а также Республику Коми (рис. 3).


РИС. 3. СБРОСЗАГРЯЗНЕННЫХ СТОЧНЫХ ВОД, М3 /КВ. КМ
Высокие показатели объясняются увеличением производственной активности и использованием устаревших технологий очистки сточных вод вкупе с недостаточным соблюдением экологических норм и стандартов. Загрязнение воды происходит главным образом в результате сброса грязных термальных стоков. Основная их масса формируется из вод, поступивших после охлаждения технологического оборудования, в том числе из котельных, хозяйственно-бытовых стоков, а также в результате сброса в водоемы стоков воды, идущей на промышленные нужды. Основными загрязняющими предприятиями являются нефтегазодобывающие комплексы, целлюлозно-бумажные и горно-обогатительные производства. Различные факторы, прямо и косвенно действующие на гидросферу арктических территорий, меняют водный режим, что приводит к ухудшению качества воды, дефициту и оскудению водопотребления, в результате чего повышается риск инфекционных и вирусных заболеваний, аллергий, младенческой смертности и онкологических заболеваний. По оценкам экспертов [7], высокая загрязненность сточных вод при их попадании в водоемы может спровоцировать вспышки инфекций. Так, например, в Кольском районе Мурманской области наблюдается сравнительно высокая смертность населения от инфекционных и паразитарных заболеваний.

В целях уменьшения загрязнения водных ресурсов следует предусмотреть ряд мероприятий, а именно:

- строительство и модернизацию очистных сооружений, что приведет к увеличению пропускной способности очистных сооружений и снижению сброса загрязненных сточных вод;

- ужесточение экологического контроля и ввод более строгих требований к сбросу сточных вод, что будет побуждать предприятия внедрять более экологичные практики и снижать сброс загрязненных сточных вод;

- переход на замкнутые системы водоснабжения, что позволяет очищать и повторно использовать сточные воды;

- использование экологически чистых технологий обезвреживания сточных вод, которое поможет снизить содержание вредных веществ в водах, уменьшая их негативное воздействие на окружающую среду;

- формирование экологического сознания населения в отношении контроля и мониторинга сброса сточных вод и в целом внимания к экологическим проблемам региона. Так, представляется значимой ежегодная акция по уборке мусора в рамках проекта «Чистое Онего» на берегах Онежского озера. Она организована активными горожанами без финансовой поддержки со стороны: волонтеры убирают до 40 тыс. тонн мусора в день. В прошлом году железнодорожники Карелии стали участниками крупных экологических проектов, среди которых были акции и субботники по уборке природоохранных территорий, проекты по экологическому просвещению подрастающего поколения — воспитанников детских садов и школьников, экспертное представительство на экологических фестивалях, мастер-классах и технической учебе.

Снижение негативного воздействия на природную среду осуществляется путем соответствующих мероприятий, требующих инвестиций в основной капитал и направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, а также текущих затрат на охрану окружающей среды.


РИС. 4. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИ- ОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В СУБЪЕКТАХ АЗРФ, МЛН РУБ.
Объем инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, в субъектах АЗРФ в целом имеет тенденцию к росту (рис. 4). За 2017–2023 годы текущие расходы на экологию на территории АЗРФ выросли в 4,8 раза — с 16106 млн до 77494 млн рублей. Данный показатель служит маркером обеспечения экологической безопасности, поэтому для достижения экологического благополучия требуется его увеличение. Так, в соответствии со Стратегией развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года доля инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды, к 2024 году должна была увеличиться с 2,6% в 2019 году до 4,5%, к 2030 году — до 6%, к 2035 году — до 10%. [8] Несмотря на рост инвестиций в основной капитал, направленных на природоохранную деятельность в субъектах АЗРФ, в период 2017–2023 годов (рис. 4) следует отметить определенную волатильность этого показателя.

Экологизация социально-экономического развития тесно связана с оценкой показателей охраны окружающей среды и эффективности экологической деятельности. В этом отношении со стороны государства применяются меры в решении вопросов экологизации, которые выражаются в ужесточении государственного экологического контроля. Данные усилия привели к росту расходов на охрану окружающей среды. За 2017–2022 годы текущие расходы на мероприятия по улучшению экологической обстановки на территории АЗРФ выросли в 1,7 раза,
с 46 447 млн до 79 205 млн рублей, за счет увеличения затрат топливно-энергетических предприятий и доли регионального и муниципального финансирования.

В целом показатель расходов на охрану окружающей среды в субъектах АЗРФ в 2012–2022 годы (рис. 5) демонстрирует определенную стохастичность, но тем не мене, он растет с каждым годом. Это объясняется необходимостью решения задач в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в соответствии с положениями «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» [9].

Несмотря на положительную динамику указанных показателей и относительное снижение антропогенной нагрузки, в 2022 году по результатам оценки Счетной палаты РФ [10] деятельности органов государственной власти по обеспечению национальных интересов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности в Арктике с 2008 по 2021 год установлено, что деятельность органов власти по реализации задач и мер законодательных документов по развитию Арктики не оказала существенного влияния на улучшение качества окружающей среды: ни одно из экологических мероприятий, запланированных указанными документами к реализации до 2020 года, не выполнено в полном объеме.


РИС. 5. ТЕКУЩИЕ (ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ) ЗАТРАТЫ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВКЛЮЧАЯ ОПЛАТУ УСЛУГ ПРИРОДООХРАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ АЗРФ, МЛН РУБ.
Регулирование в сфере охраны окружающей среды предполагает осуществление природоохранной деятельности, направленной на снижение негативного воздействия на окружающую природную среду. Для этого необходимы привлечение инвестиций для осуществления экологических проектов, институциональные и структурные изменения, реализуемые путем использования различных механизмов регулирования. Это означает применение организационных и экономических механизмов рационального природопользования и охраны окружающей среды; инвестиционную деятельность для достижения экологического эффекта (например, декарбонизацию экономики); создание комфортной среды обитания человека.

Большое значение имеет повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности по соблюдению природоохранного законодательства и установленных регламентов и стандартов качества окружающей природной среды, а также ограничений для различных видов деятельности и производств.

По сей день для Арктики актуальным остается вопрос совершенствования нормативно-правовой базы. Особенно это стало очевидным после крупной аварии на ПАО «Горно-металлургическая компания “Норильский никель”» в мае 2020 года, которая активизировала работы в этом направлении (в частности, был принят ряд поправок в законы). Согласно федеральному закону от 7 мая 2020 года «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона “Об охране окружающей среды”», все организации до 1 января 2024 года были обязаны утвердить планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и ликвидации их последствий за счет собственных средств [11].

В успешной реализации механизма экологического регулирования ведущую роль играет государственная политика в природоохранной сфере, которая должна согласовываться с общими направлениями экологизации социально-экономического развития. Целевые ориентиры экологической политики — значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной, экологически ориентированной модели развития экономики.

Институциональная основа экологической политики в АЗРФ сформирована в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года». Основной задачей в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности АЗРФ является государственная поддержка, направленная на внедрение в Арктике наилучших технологий, минимизацию выбросов в атмосферный воздух, уменьшение сбросов в водные объекты загрязняющих веществ при осуществлении хозяйственной деятельности [12, 13, 14].

Структурообразующую роль в успешной реализации экологической политики играет осуществление федеральных проектов в рамках национального проекта «Экология», ориентированных на осуществление природоохранных мероприятий. Согласно паспорту национального проекта (НП) «Экология», в период 2019–2024 годов [15] реализовывалось 10 федеральных проектов, в частности «Чистая страна», «Комплексная система обращения с ТКО», «Чистый воздух», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биоразнообразия», «Сохранение лесов», «Внедрение наилучших доступных технологий». Исполнение национального проекта «Экология» в арктических регионах России обладает заметной спецификой, при этом в зависимости от экологической обстановки в субъектах АЗРФ осуществлялось разное количество региональных проектов. Так, в Ненецком АО реализуется всего один региональный проект «Комплексная система обращения с ТКО», который ориентирован на разработку эффективных схем и новых инновационных решений по обращению с отходами в регионах Российской Арктики.

В рамках реализации региональных проектов «Чистая страна» планировалось устранение объектов накопленного вреда на территориях АЗРФ. В проекте указано более 100 объектов по ликвидации ущерба в Арктике. Первоочередными территориями и объектами являются Мурманская область, Кольский залив (300 затопленных судов); Архангельская область (опасные отходы); поселок Амдерма (бывшая военная база) [16].

В Красноярском крае осуществление регионального проекта «Чистый воздух» было нацелено на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу региона, в частности на обновление государственной сети наблюдений Росгидромета за загрязнением атмосферного воздуха. Кроме того, было предусмотрено снижение совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах (для города Норильск этот показатель составляет 75%).

Финансовое обеспечение национального проекта «Экология» в арктических регионах в 2019–2024 годах во многом определяется теми задачами, которые были указаны в региональных проектах каждого субъекта АЗРФ. Наибольшей объем финансового обеспечения заложен на реализацию НП «Экология» в Красноярском крае (рис. 6) из-за необходимости экологической модернизации предприятий и серьезного обновления инфраструктуры. В Мурманской области предстоит осуществление сравнительно дорогостоящих экологических проектов по очистке Кольского залива от затонувших судов и металлоконструкций.


РИС. 6. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НП «ЭКОЛОГИЯ» В СУБЪЕКТАХ АЗРФ ЗА ПЕРИОД 2019–2024 ГОДОВ, МЛН РУБ.
Использование финансовых средств должно быть максимально результативным. Насколько эффективно применяются экологические механизмы регулирования, можно судить по уровню исполнения финансовых обязательств (табл. 1).


ТАБЛ. 1. УРОВЕНЬ ИСПОЛНЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ НП «ЭКОЛОГИЯ» В СУБЪЕКТАХ АЗРФ

Источник: расчеты автора по данным единого порталабюджетной системы РФ «Электронный бюджет». Перечень региональных проектов

В Ненецком АО данный показатель намного ниже среднего значения по РФ, что указывает на необходимость активизации мер, направленных на охрану окружающей среды. Однако, даже несмотря на то что в Красноярском края уровень использования обязательств был выше среднего значения по РФ, мероприятия в рамках НП «Экология» не смогли предотвратить экологическую катастрофу в Норильске в мае 2020 года, что говорит об их ограниченной эффективности.

Начиная с 2025 года НП «Экология» преобразован в НП «Экологическое благополучие» с перечнем федеральных проектов «Генеральная уборка», «Экономика замкнутого цикла», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Чистый воздух», «Вода России», «Сохранение лесов». Однако в данном перечне нет очень важного и актуального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий (НДТ)», который должен способствовать повышению экологической эффективности на основе внедрения новейших технологий как в основное производство, так и в природоохранную деятельность. Эта деятельность в первую очередь планируется в компаниях, оказывающих наиболее неблагоприятное воздействие на окружающую среду, — в «Норильском никеле», на шахте «Воркутинская», Архангельском целлюлозно-бумажном комбинате, объектах ПАО «Лукойл-Коми» и ПАО «Газпром нефть», предприятиях по перевалке угля и других пылящих грузов в морских портах. Для горнопромышленных и иных предприятий, оказывающих наиболее неблагоприятное воздействие на окружающую среду в виде вредных выбросов в атмосферу Арктики, переход на НДТ является обязательным условием [12, 17].

Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что в управлении природоохранной деятельностью надо не только определять степень загрязнения, глубину и масштаб вреда антропогенного воздействия на природу, но и корректно применять методы и механизмы регулирования. Необходимо рассмотреть вопрос ужесточения мер ответственности за причинение вреда окружающей среде, расширить меры государственного контроля.
Основополагающим для выработки правильного отношения к природе является регулирование на принципах сбалансированных форм взаимодействия природных структур с экономикой на основе взаимоувязки экономических, инновационных, социальных и экологических факторов, а также с учетом экологически ответственного хозяйственного поведения, соблюдения требований охраны природной среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арктика в пространственном развитии Российской Федерации. Социально-экологические проблемы управления: монография / колл. авт. — СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2022. — 336 с.
2. Бобылев Н. Г., Гадаль С., Коновалова М. О., Сергунин А. А., Тронин А. А., Тюнкюнен В.-П. Ранжирование регионов Арктической зоны Российской Федерации по индексу экологической безопасности // Север и рынок: формирование экономического порядка. — 2020. — № 3. — С. 17–40. — DOI: 10.37614/2220-802X.2.2020.69.002.
3. Ревич Б. А., Богоявленский Д. Д. и др. Демографические процессы, динамика трудовых ресурсов и риски здоровью населения Европейской части Арктической зоны России. — Общество с ограниченной ответственностью «Ленанд», 2016. — 304 с.
4. Солонин Ю. Г., Бойко Е. Р. Медико-физиологические проблемы в Арктике // Известия Коми научного центра УРО РАН. — 2017. — № 4 (32). — С. 33–40.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. — URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2020.pdf, https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2023.pdf.
6. Экологическая ситуация в Якутии стабильная. — URL: https://news.rambler.ru/other/36855692/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink.
7. Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Мурманской области в 2018 году // Правительство Мурманской области. — URL: https://gov-murman.ru/ upload/iblock/4a3/Doklad_za-2018-god_28-05-2019_ ITOG.pdf.
8. «Стратегия развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», утверждена Указом Президента Российской Федерации 26.10.2020 № 645. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972(дата обращения 04.03.2025).
9. «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», утверждены Указом Президента РФ от 05.03.2020 № 164. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45255 (дата обращения 04.03.2025).
10. Отчет Счетной палаты «Счетная палата: необходимо повысить эффективность управления экологической безопасностью Арктической зоны». — URL: http://ach.gov.ru/checks/effektivnost-upravleniya-arkticheskoy-zony (дата обращения 04.03.2025).
11. О внесении изменений в статью 46 федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: федер. закон от 13.07.2020 г. № 207-ФЗ. — URL: http://kremlin.ru/acts/news/63637 (дата обращения 04.03.2025).
12. Харитонова Г. Н. Новый этап реализации национального проекта «Экология» в Арктической зоне Российской Федерации // Север и рынок: формирование экономического порядка. — 2020. — №. 4. — С. 116–126.
13. Концептуализация экологической политики: анализ российского и зарубежного научного дискурса и государственные приоритеты развития Арктики / В. В. Дядик и др. // Север
и рынок: формирование экономического порядка. — 2023. — № 1. — С. 7–34. — doi:10.37614/2220-802X.1.2023.79.001.
14. Социально-экономическая динамика и перспективы развития Российской Арктики с учетом геополитических, макроэкономических, экологических и минерально-сырьевых факторов: монография / под научной редакцией Т. П. Скуфьиной, Е. А. Корчак. — Апатиты: Изд-во Кольского науч. центра РАН, 2021. — 209 с.: ил.
15. Паспорт национального проекта «Экология»: протокол от 24.12.2018 № 16 президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. — URL: https://budget.gov.ru/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%
%D0%B2message=eyJBbGxuYXRwcm9qZWN0Ijp7Im5hbWUiOiJBbGxuYXRwcm9qZWN0IiwidmFsdWUiOiJHIiwidHlwZSI6IlNUUklORyJ9LCJJTkRfcGFyYW1QZXJpb2QiOnsibmFtZSI6IklORF9wYXJhbVBlcmlvZCIsInZhbHVlIjoiMjAyNC0wNC0wOFQwMDowMDowMC4wMDBaIiwidHlwZSI6IkRBVEUifSwibWFya1BhcmFtIjp7Im5hbWUiOiJtYXJrUGFyYW0iLCJ2YWx1ZSI6IjAiLCJ0eXBlIjoiU1RSSU5HIn19 (дата обращения 04.03.2025).
16. Шевчук А. В. Эколого-экономические аспекты развития Арктики // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2020. — Т. 226. — № 6. — С. 146–162.
17. Жудро И. С., Редникова Т. В. Арктика: устойчивое развитие региона и обеспечение национальной безопасности // Государство и право. —
2022. — №. 3. — С. 127–137.
ECOLOGICAL ASPECTS OF SOCIO-ECONOMIC SPACE TRANSFORMATION IN THE CONTEXT OF ENHANCED SAFETY AND ECOSYSTEM PRESERVATION

KEY WORDS

ABSTRACT


In modern conditions, the priority of the development of the socio-economic system is eco-development, which implies achieving harmony between society and nature in the context of the formation of a new quality of economic growth, which will ensure an increase in the standard and quality of life of the population. Achieving target benchmarks directly depends on the environmental situation, so the implementation of environmental monitoring is an integral and mandatory condition. The article presents the results of the analysis of the environmental situation in the Arctic regions of Russia using an assessment of the quality of the environment. Identification of trends and patterns of eco-development of the regions of the Russian Arctic will help in determining the priorities of socio-ecological-economic development, the formation of a new regional policy that takes into account the principles of greening. Despite the fact that the authorities are taking measures to ensure environmental safety and environmental protection, a high level of environmental tension is noted. The comparative analysis conducted on the basis of data on the implementation of regional projects within the framework of the national project «Ecology» allows us to assert that in order to achieve environmental well-being, it is necessary to create a healthy and safe ecological environment for residents of the Arctic regions of the Russian Federation based on the principles of greening, the formation of policies in the field of ensuring environmental safety, and the conduct of more effective environmental activities.