БЕСПИЛОТНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ МОНИТОРИНГА И ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ

АННОТАЦИЯ


Статья посвящена анализу ключевой роли Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) в обеспечении социально-экономического развития и безопасности страны. Беспилотные авиационные системы (БАС) являются важным инструментом для мониторинга лесных пожаров, аэросъемки, доставки грузов и патрулирования инфраструктуры в условиях Арктики. Однако их применение требует адаптации к суровым климатическим условиям и решения правовых и технических ограничений, таких как обеспечение связи за пределами радиовидимости и использование морозоустойчивых технологий. Развитие БАС с улучшенными характеристиками и специализированным оборудованием открывает новые возможности для устойчивого освоения и защиты арктических территорий.
В 2024 году состоялось масштабное мероприятие «Архипелаг 2024» [1], посвященное развитию беспилотной авиации в России с участием основных разработчиков, изготовителей, эксплуатантов, профильных учебных центров и сборных команд регионов, в том числе из Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). По итогам мероприятия было проведено исследование для выявления основных потребностей регионов в БАС и соответствующих услуг, приоритетных сценариев применения и формирования методических рекомендаций. Важными индикаторами участия региона в «беспилотной» повестке являются региональные показатели вовлеченности региона в развитие отрасли беспилотной авиации (рейтинг дронификации [2]).

АЗРФ является геостратегической территорией Российской Федерации, занимает около трети площади ее территории, имеет существенное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, территориальной целостности и безопасности страны. Беспилотные авиационные системы (БАС), адаптированные для работы в АЗРФ, служат важным инструментом для выявления очагов возгорания лесов, аэросъемки местности в целях инвентаризации объектов недвижимости и инфраструктуры, авиационной доставки грузов, мониторинга и патрулирования инженерной инфраструктуры, проведения инженерных изысканий.

БАС и связанные технологии, обеспечивающие их эффективное применение в Арк-
тике, находятся в стадии развития и требуют адаптации с учетом региональных
и сезонных особенностей.

Так, например общая площадь всех российских лесов составляет около 809 млн га, при этом более 80% лесов России расположены севернее 60-й параллели северной широты, где инфраструктура воздушного транспорта развита довольно слабо, а ее содержание обходится недешево. К сожалению, такие леса горят регулярно, а выполнение постоянного мониторинга и патрулирования с воздуха позволяет оценить состояние древостоев, способствует выявлению незаконной деятельности, своевременному обнаружению пожаров, что снижает расходы на борьбу с ними и устранение последствий.

Самолеты и вертолеты традиционно применяются для патрулирования, а также авиационного тушения пожаров и доставки грузов для пожарных бригад к местам возгорания, однако часть задач уже выполняют БАС, и Россия является практически идеальным местом для апробации новых технологий мониторинга и защиты бореальных лесов.

Эффективность мониторинга пожароопасной обстановки с помощью БАС, а также оценки гарей и в целом состояния окружающей среды смогли оценить отдельные регионы. Например, в 2024 году компанией ООО «БАС» успешно выполнялся мониторинг лесопожарной обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в рамках регионального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы». На рис. 1 представлена предполетная подготовка БАС, выполняющего мониторинг пожароопасной обстановки бореального леса.


РИС. 1. БАС С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ И ПОСАДКОЙ ДЛЯ МОНИТОРИНГА ЛЕСОПОЖАРНОЙ ОБСТАНОВКИ И ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ
Как правило, сейчас применяются БАС с двигателями внутреннего сгорания, обеспечивающими время полета до 14 часов (рис. 2). Полезная нагрузка таких БАС позволяет отслеживать состояние лесов в реальном режиме времени как в дневное, так и в ночное время благодаря интеграции системы «Лесохранитель» [3], которая обеспечивает возможность передачи данных по защищенному протоколу, что гарантирует их безопасность.

Регионы, которые смогли оценить эффективность БАС, применяют данные технологии как дополнение к традиционной авиации. Надо понимать, что кроме мониторинга растительного мира беспилотные авиационные технологии позволяют наблюдать и представителей арктической фауны. Авиамониторинг с помощью БАС может быть комплексным: для оценки целых экосистем, определения влияния естественных и антропогенных факторов на окружающую среду.

Основные ограничения для развития БАС с максимальной взлетной массой (МВМ) свыше 30 кг носят правовой характер, который устанавливает пока еще непреодолимые требования для разработчиков, изготовителей и эксплуатантов. Временным решением призваны стать экспериментально-правовые режимы по эксплуатации БАС, в том числе с МВМ свыше 30 кг, как это было сделано в Ненецком автономном округе в целях улучшения транспортной доступности в регионах Крайнего Севера [4].


РИС. 2. БВС САМОЛЕТНОГО ТИПА ДИАМ-20 [4] С ВРЕМЕНЕМ ПОЛЕТА ДО 14 Ч

Доказано, что применение БАС снижает затраты на мониторинг лесов за счет меньшей стоимости эксплуатации и отсутствия необходимости в аэродромной инфраструктуре. В то же время есть и сложности, в частности плохая транспортная доступность и отсутствие инфраструктуры связи для обеспечения контролируемых полетов БАС за пределами прямой радиовидимости (дальностью более 100 км). На эффективность использования БАС существенно влияют условия эксплуатации — например, необходимое время подъезда или подлета до объекта мониторинга, климатические условия, вероятность радиоэлектронного подавления. Это требует улучшения технических характеристик БАС и иного оборудования, которое должно соответствовать принятым требованиям к надежности для эксплуатации
в Арктике.

Важно обеспечить правильную оценку рисков эксплуатации БАС в условиях Арктики, чтобы снизить их до приемлемых уровней. Например, использование морозоустойчивых материалов, противообледенительных систем и систем подогрева снизит вероятность отказов оборудования и обледенения. Обеспечение устойчивой связи C2 за пределами прямой радиовидимости позволит выполнять контролируемый полет на большие расстояния благодаря использованию спутниковой системы связи или с помощью ячеистой топологии ретрансляторов (mesh-сеть).

Для задач мониторинга в высоких широтах важно учитывать пригодность БВС
к полетам в сложных метеоусловиях, возможность выполнения длительных полетов, разрешающую способность съемочной системы, возможность размещения нескольких датчиков в одной съемочной системе. Полезная нагрузка БВС может состоять из нескольких видов датчиков — воздушных лазерных сканеров, мультиспектральных камер, газоанализаторов, магнитометров, георадаров, которые дополняются бортовым вычислителем, использующим современные алгоритмы искусственного интеллекта, например для обработки данных при выполнении мониторинга окружающей среды, а также для повышения автономности, надежности и живучести БАС при возникновении нештатных ситуаций в полете над Арктикой.

Развитие беспилотных авиационных технологий, включая инфраструктуру связи, новые компактные и чувствительные датчики, такие как газоанализаторы, георадары и магнитометры, открывает новые возможности для мониторинга, геологоразведки и обеспечения безопасности в условиях Арктики. Научный подход обеспечит экономически эффективное развитие беспилотных авиационных технологий специального арктического назначения для устойчивого развития макрорегиона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Проектно-образовательный интенсив «Архипелаг 2024». — https://xn--2035-43davo0a5a6bk9d.xn--p1ai/2024.
2. Что такое рейтинг дроницификации регионов, зачем он нужен и как в него попасть. — https://xn--2035-43d4a7chrx0j.xn--p1ai/rating.
3. Сайт Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «АЭРОНЕКСТ». — https://aeronext.aero/press_room/technology/2025_03_10_v_rossii_sozdali_pervyy_komplex_dlya_videomonitoringa_pozharnoy_obstanovki_s_bespilotnika_v_rezhime_realnogo_vremeni.
4. Сайт компании «БАС». — https://operatorbas.ru/novosti/patrulirovanie-lesnyh-pozharov-v-yugre.
5. Правительство установило экспериментальный правовой режим по эксплуатации беспилотников в Ненецком автономном ок-
руге // Министерство экономического развития РФ. 05.02.2024. — https://www.economy.gov.ru/material/news/pravitelstvo_ustanovilo_eksperimentaln.
UNMANNED AVIATION TECHNOLOGIES AS A TOOL FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN MONITORING AND EXPLORING THE ARCTIC

ABSTRACT


The article is devoted to analyzing the key role of the Arctic Zone of the Russian Federation (AZRF) in ensuring the socio-economic development and security of the country. Unmanned Aerial Systems (UAS) serve as an important tool for monitoring forest fires, aerial surveying, cargo delivery, and infrastructure patrolling in the Arctic. However, their application requires adaptation to harsh climatic conditions and addressing legal and technical challenges, such as ensuring communication beyond line-of-sight and utilizing frost-resistant technologies. The development of UAS with enhanced characteristics and specialized equipment opens new opportunities for the sustainable development and protection of Arctic territories.