СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В АРКТИКЕ: ОСВОЕНИЕ СЕВЕРА КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

АННОТАЦИЯ


В статье описаны текущие изменения обстановки в мировой Арктике, связанные в том числе с приходом к власти президента США Д. Трампа, и представлены некоторые общие соображения в плане предстоящей корректировки российской стратегии в Арктике, к которой в конце 2024 — начале 2025 годов призвали представители политического руководства страны. В рамках этой работы целесообразными видятся отражение возросшей неопределенности глобальных процессов, опора на базовые ценностные установки, учет произошедших процедурных изменений (с 2024 года в системе стратегического планирования в России существенно возросла роль национальных целей развития), сопутствующее повышение системности действующих многочисленных документов различных уровней. Авторы поддерживают предложение выделить освоение Российской Арктики с учетом ее комплексной природы и общегосударственной значимости в качестве отдельного национального проекта.
26–27 марта 2025 года после некоторого перерыва состоялся VI Международный арктический форум «Арктика — территория диалога», впервые проведенный в Мурманске. В дискуссиях с участием руководителей государства, арктических регионов и крупнейших компаний помимо прочего настойчиво звучали призывы к уточнению и известной консолидации подходов к освоению Арктической зоны России (АЗРФ). Подводя итоги совместного заседания пяти комиссий Госсовета, председатель комиссии «Северный морской путь и Арктика», губернатор Мурманской области А. В. Чибис выразил общее мнение участников о том, что Арктике
и Северному морскому пути нужен комплексный проект развития [1]. Важнейшие контуры такого проекта были на следующий день заданы на пленарном заседании форума в программной речи Президента России В. В. Путина [2], хотя их еще предстоит воплотить в конкретные показатели и формулировки стратегических документов. Задача настоящей статьи — внести посильный вклад в эту актуальную работу, поместив ее в широкий географический и исторический контекст.


Внешний контур: новая Арктика?


В начале 2023 года авторы опубликовали статью, в которой штрихами описали основные тенденции, влиявшие тогда на формирование арктических стратегий отдельных государств и их внешнеполитическое взаимодействие [3]. В поле зрения находились преимущественно вопросы милитаризации арктического пространства со стороны стран — членов НАТО во главе с Соединенными Штатами, практически полная остановка деятельности Арктического совета из-за попытки в одностороннем порядке заморозить сотрудничество с Российской Федерацией и усиление внутриполитических разногласий между материковой Данией и ее арктическими автономиями. Эти процессы нашли свое отражение в соответствующих документах стратегического планирования, а в случае с Данией вообще стали препятствием для их обновления.

Рассуждая об этой теме сегодня, в первом квартале 2025 года, стоит отметить, что вышеуказанные факторы нисколько не утратили своей актуальности, а, наоборот, привлекают внимание мирового сообщества уже в новом контексте. В январе 2025 года начался новый срок президента США Дональда Трампа [4], который еще до инаугурации вновь и очень решительно заявил о намерении купить Гренландию [5, 6]. И можно было бы списать такого рода высказывания исключительно на стремление укрепить рейтинг республиканцев среди американских избирателей, если бы Соединенные Штаты в разные исторические периоды не приобретали по схожей схеме Французскую Луизиану, Флориду, Аляску, нынешние американские Виргинские острова (у той же Дании!) и ряд других территорий [7], а 47-й президент Соединенных Штатов не демонстрировал подобных устремлений в отношении еще и Канады [8]. Президент Российской Федерации Владимир Путин в ходе выступления на VI Международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога» также отметил серьезность намерений США в отношении Гренландии, упомянув, что планы Соединенных Штатов по присоединению острова имеют давние исторические корни [1].

Так или иначе, но отношение официальной Дании к этому вопросу остается незыблемым — решительно отвергается любое обсуждение данной темы [9]. В свою очередь подходы самой Гренландии изложены в вышедшей весной 2024 года ее стратегии в сфере внешней политики и безопасности (с подзаголовком «Арктическая стратегия») до 2033 года, красноречиво озаглавленной примерно как «Наши дела без нас не решать» [10]. Тем внимательнее сообщество неравнодушных к вопросам внешнеполитического взаимодействия в регионе исследователей анализирует итоги парламентских выборов в Гренландии в контексте их влияния на вероятность скорого проведения на острове референдума о выходе из состава Датского королевства [11].

Особый интерес с точки зрения международных отношений представляет все большее расхождение во взглядах руководства США и стран Европейского союза по принципиальным внешнеполитическим вопросам, что особо заметно проявилось в области взаимной торговли и при голосованиях в Организации Объединенных Наций [12–14]. Отход Соединенных Штатов от безусловной поддержки своих европейских союзников, прежде всего в вопросах гарантий их безопасности и по Украине, и определенный прагматизм в отношениях с Россией создают почву для возобновления диалога по приоритетным направлениям двустороннего сотрудничества, включая сотрудничество в Арктике [15].

В случае успешного продолжения этой линии Трампа возникнет «новая реальность», в том числе за Полярным кругом, которая, по общему признанию, будет кардинально отличаться от прежней. На смену сложившемуся в 2022 году расколу Арктики на две половины — российскую и натовскую (под жестким лидерством США) [16] — приходят постепенно проступающие контуры новой конфигурации. В ней появляются две сотрудничающие арктические державы — Россия и США. Плюс узкий скандинавский «клин» со Шпицбергеном в центре, где главную роль, вероятно, будут играть не столько НАТО, сколько европейские структуры типа ЕС и Объединенного экспедиционного корпуса под эгидой Великобритании.

Вполне очевидно, однако, что многие заинтересованные стороны (Канада, Дания и Гренландия, Евросоюз, азиатские государства) относятся или могут отнестись к подобной схеме весьма скептически, добавляя к ней свои коррективы, а то и откровенно ставя палки в колеса. Соответственно, новую российскую стратегию в Арктике следует разрабатывать с учетом многовариантности дальнейшего развития и с повышенным запасом устойчивости к внешним шокам. Представляется, что главным рычагом при этом должна стать системная опора на собственные технологии, национальные инвестиции и глубокую внутреннюю переработку арктического сырья.


Российская Арктика — уточнение курса


Для Российской Федерации внешнеполитические вызовы лишь актуализируют необходимость качественного долгосрочного планирования в отношении в первую очередь нашего внутреннего развития. Работа эта уже начата: в ноябре 2024 года председатель правительства М. В. Мишустин поручил внести корректировки в Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года с учетом сложившейся социально-экономической обстановки [17]. В связи с этим особо хотелось бы отметить следующие значимые для стратегического планирования аспекты.

Во-первых, в качестве опорной точки целесообразно избрать близкие гражданам нашей страны ценности, вокруг которых можно выстраивать стратегию. Ценностный подход широко применяется и в национальном планировании, и в стратегиях крупнейших компаний различных отраслей экономики. На состоявшемся в марте этого года расширенном заседании коллегии Министерства юстиции сообщили о составлении нормативного толкового словаря с описанием традиционных ценностей России, который в дальнейшем планируется использовать при разработке правовых актов [18]. Полагаем, что ценности, связанные с освоением Севера — созидательное служение Родине, преодоление и обживание суровой природы, творческая изобретательность в решении невиданно сложных задач — должны занять в этом ряду достойное место.

Во-вторых, следует отметить произошедшее усиление роли национальных проектов России в системе стратегического планирования. Федеральным законом от 13 июля 2024 года № 177-ФЗ были внесены изменения в федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», законодательно закрепившие механизм планирования через систему национальных целей развития, определяемых Президентом [19, 20]. В контуре данного процесса постепенно происходит согласование целей, периодов реализации и количественных ориентиров смежных документов планирования с национальными проектами.

Национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года установлены в майском Указе Президента 2024 года [21]. Они в свою очередь составляют базис для определения перечня национальных проектов, которые, по сути, стали ключевым механизмом долгосрочного комплексного развития, что находит положительную оценку у граждан нашей страны [22]. Декомпозиция целей развития заложена и в Указ Президента от 28 ноября 2024 года № 1014 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации», содержащий соответствующий перечень показателей, по сути KPI для губернаторского корпуса [23].

В то же время многие социально-экономические процессы, и освоение Арктики в том числе, имеют существенно более длительную перспективу. Так, принятая 11 июля 2024 года Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации не случайно рассчитана до 2050 года [24]. Но Стратегия пространственного развития Российской Федерации, утвержденная в конце того же года, разработана, как и майский указ, лишь на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года [25].

В-третьих, на сегодняшний день на различных уровнях уже сформирован мощный массив документов стратегического планирования, в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» их общее число приближается к отметке 50 тыс. [26]. К ним относятся федеральные, региональные, муниципальные стратегии, программы, планы в области здравоохранения, образования, социально-экономического благополучия, экологии, защиты населения, патриотического воспитания и других направлений. В этом контексте актуальными видятся систематизация и структуризация накопленного опыта, включая совершенствование аппаратно-вычислительных комплексов, экономико-математических методов и моделей, цифровых инструментов, позволяющих оперативно реагировать на происходящие в мире события и просчитывать возможные риски.

По итогам выступления В. В. Путина на мурманском форуме правительству было поручено предусмотреть отдельные арктические разделы в национальных проектах. В ходе пленарной сессии были озвучены и другие важные для развития северных широт инициативы — от создания проектного офиса по сопровождению транспортных, логистических и инфраструктурных проектов под эгидой института развития «ВЭБ.РФ» до формирования Трансарктического транспортного коридора, включающего Северный морской путь и внутреннюю железнодорожную сеть. Детального рассмотрения по-прежнему требуют вопросы налогового администрирования и поддержки организаций различных форм предпринимательской деятельности, необходимость развития инфраструктуры Северного морского пути, строительство собственного ледокольного флота и транспортных судов, проблемы моногородов. Учитывая, что для разных арктических агентов, научных центров, государственных и корпоративных структур, действующих в контуре поручений высшего руководства страны, характерны разные горизонты планирования и масштабы выполняемых задач, вопрос о координации действий в регионе выходит на первое место.

В свете изложенного представляется весьма продуктивной инициатива, озвученная еще в начале 2024 года рабочей группой при комиссии Госсовета по направлению «Транспорт»: выделить Арктику в качестве отдельного национального проекта [27]. Такой подход, отражающий ее статус как геостратегической территории, позволит консолидировать имеющиеся активы для решения важнейших задач АЗРФ и вместе с тем может служить национальной идеей, объединяющей людей во имя достижения так необходимых стране результатов. В этой связи большой интерес вызывают исследования в сфере стратегического планирования в России, которые выполняются, в частности, на базе Проектного офиса по развитию Арктики [28].

Отметим, что у нашей страны уже имеется обширный опыт превращения новых территорий (Дальнего Востока, Севера, целины) в притягательные образы, символы величия национального духа. Исторически недавний пример — освоение западносибирской нефти, начавшееся в 1960-е годы [29]. Условия, в которых приходилось возводить инфраструктуру на Красноленинской группе месторождений или на Самотлоре, масштаб поставленных задач и сроки их реализации сопоставимы с тем, что сегодня на повестке дня в Арктике. Тогда в Сибирь приезжали молодые, семейные люди, которые впоследствии оставались осваивать просторы тундры. В помощь им ведущие ученые, исследователи, геологи, строители, учителя, работники культуры. Трудами этих людей на топких болотах Среднего Приобья возникали целые города с развитой инфраструктурой, которые до сих пор служат нам напоминанием о трудовом подвиге наших предшественников.

Освоение Арктики посему видится глобальным проектом, национальной идеей, которая призвана объединить по зову сердца людей деятельных, представителей разных поколений и широкого спектра профессий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Совместное заседание комиссий Госсовета по вопросам развития Арктики [электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/events/administration/76537.
2. Международный форум «Арктика — территория диалога» [электронный ресурс]. —URL: http://kremlin.ru/events/president/news/76554.
3. Сидяков Д. Ю., Криворотов А. К. Проблемы Арктики в стратегическом планировании государств региона: опыт 2022 года // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. — 2023. — № 1 (13). — С. 4–10.
4. Трамп вступил в должность 47-го президента США // ТАСС [электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/22926701.
5. Трамп снова заявил о необходимости для США приобрести Гренландию // РИА Новости [электронный ресурс]. — URL: https://ria.ru/20241223/tramp-1990764727.html.
6. Сангер Д., Фридман Л. Желание Трампа контролировать Гренландию и Панамский канал на этот раз не шутка [электронный ресурс]. — URL: https://www.nytimes.com/2024/12/23/us/politics/trump-greenland-panama-canal.html.
7. Воронцов И. Как США приобретали новые территории [электронный ресурс]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/5955064#id=1.
8. Стивис-Гриднев М. Как заявления Трампа о присоединении Канады в качестве 51-го штата стали воспринимать серьезно [электронный ресурс]. — URL: https://www.nytimes.com/2025/03/07/world/canada/trump-trudeau-canada-51st-state.html.
9. В Дании сочли неуместными слова Трампа о Гренландии // ТАСС [электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/23522813.
10. Гренландия в мире. Стратегия Гренландии в сфере внешней политики и безопасности на период 2024–2033 гг. — Арктическая стратегия. — [Нуук]: Правительство Гренландии, 2024. — 47 с.
11. Липунов Н. Выборы прошли: что теперь удерживает политиков Гренландии от поспешных решений [электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/opinions/23376223.
12. США введут пошлины в отношении ЕС на уровне 25% не только на автомобили // ТАСС [электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/ekonomika/23254587.
13. ЕС объявил об ответных пошлинах на товары из США на €26 млрд [электронный ресурс]. — URL: https://www.rbc.ru/economics/12/03/2025/67d1380f9a79476825d3d315.
14. Лакстыгал И. Совбез ООН принял первую за три года резолюцию с призывом к миру на Украине // Ведомости. — 2025. — 25 февраля.
15. Бадич Е. Путин: Россия и США готовы вновь налаживать сотрудничество //Парламентская газета. — 2025. — 27 февраля.
16. Криворотов А. К. Будущая Арктика: расколотая, «зеленая» и малолюдная? // Арктика-2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. — 2023. — № 4. — С. 4–12.
17. Михаил Мишустин дал поручения по итогам стратегической сессии, посвященной развитию Арктической зоны [электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/dep_news/53344.
18. Мотызлевская П. Минюст: словарь традиционных ценностей появится в России к сентябрю [электронный ресурс]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/7586326.
19. Федеральный закон от 13.07.2024 № 177-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации [электронный ресурс]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202407130001?index=75.
20. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации [электронный ресурс]. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102354386.
21. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Официальный интернет-портал правовой информации [электронный ресурс]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202405070015.
22. ВЦИОМ. Национальные проекты – 2023: итоги и ожидания [электронный ресурс]. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nacionalnye-proekty-2023-itogi-i-ozhidanija.
23. Указ Президента Российской Федерации от 28.11.2024 № 1014 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации» [электронный ресурс]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202411280003?index=1.
24. Распоряжение правительства Российской Федерации от 11.07.2024 № 1838-р (об утверждении Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года). Официальный интернет-портал правовой информации [электронный ресурс]. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102500892&backlink=1&nd=607269838&rdk=ы.
25. Распоряжение от 28 декабря 2024 года № 4146-р (об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года). Официальный интернет-портал правовой информации [электронный ресурс]. — URL:
http://ips.pravo.gov.ru/?docbody=&prevDoc=602100300&backlink=1&nd=608187363&rdk=.
26. Государственная автоматизированная информационная система «Управление» [электронный ресурс]. — URL: https://gasu.gov.ru/stratdocuments?themeIds=104.
27. Рабочая группа по Арктике при Госсовете предложила создать отдельный нацпроект для АЗРФ // ТАСС [электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/20105643.
28. О работе ПОРА над стратегическими вопросами развития АЗРФ узнали участники конференции в Президентской академии [электронный ресурс]. — URL: https://porarctic.ru/ru/events/o-rabote-pora-nad-strategicheskimi-voprosami-razvitiya-azrf-uznali-uchastniki-konferentsii-v-prezide.
29. Призова Е. Как добывают «черное золото» в Западной Сибири [электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2014/03/21/reg-urfo/neft-site.html с.
STRATEGIC PLANNING IN THE ARCTIC: DEVELOPING THE NORTH AS A NATIONAL IDEA

ABSTRACT


The article addresses the ongoing international shifts in the Arctic under among other U.S. President D. Trump, plus suggests some ideas on the upcoming adjustment of the Russian Arctic strategy as initiated by the nation’s political leadership in late 2024–early 2025. This work should reflect the increased volatility of global developments, rely on the fundamental values, mind the recent procedural changes (as of 2024, strategic planning in Russia is based on national development goals), and ensure coherence of the numerous valid documents adopted by various levels of government. The authors support the proposal to elevate the Russian Arctic development to the level of a distinct national project, given its comprehensive nature and paramount nationwide importance.