ОТ ОСТРОВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА К СИСТЕМНЫМ МЕРАМ В ОТВЕТ НА МИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ И КЛИМАТА

Ключевые слова

Углеродное регулирование
Эксперимент
Углеродная нейтральность
Парниковые газы
Декарбонизация
Энергоэффективность
Углеродный рынок
Низкоуглеродное развитие
Климатическая политика
Природный капитал
Климатические проекты
АННОТАЦИЯ

В статье исследуется опыт Сахалинской области в реализации климатического эксперимента (2022–2025 гг.), направленного на достижение углеродной нейтральности, и проводится анализ потенциала его применения в арктических регионах России. Авторы рассматривают ключевые достижения проекта, включая сокращение нетто-выбросов парниковых газов при росте валового регионального продукта, развитие рынка углеродных единиц и внедрение инновационных технологий. Авторы отмечают важность баланса между экологией и экономикой, предлагая «мягкий» сценарий углеродного регулирования. Подчеркивается важность сочетания экологических и экономических целей через постепенные регуляторные изменения и вовлечение науки и бизнеса. На основе опыта Сахалина сформулированы рекомендации для Арктики. Авторы делают вывод, что климатическая политика может стать драйвером роста, если она опирается на научные разработки, гибкое регулирование и природные решения. Статья призывает к разработке российской модели низкоуглеродного развития, избеганию слепого копирования зарубежных практик и позиции отрицания антропогенного влияния на изменения климата и экологическое благополучие.

Введение

Арктические регионы России сталкиваются с уникальными вызовами: более быстрое изменение климата, чем в среднем по планете, на фоне общей его суровости, все возрастающее значение для экономики и безопасности России Северного морского пути, зависимость от углеродоемких отраслей (добыча нефти и газа, судоходство), уязвимость экосистем и высокая стоимость энергоресурсов. Но опыт Сахалинской области, успешно сочетающий достижение климатических целей с экономическим развитием, может быть адаптирован для Арктики с учетом ее специфики [1].

Сахалинская область стала первым регионом России, где реализуется масштабный климатический эксперимент по регулированию выбросов парниковых газов. Инициатива, стартовавшая в 2022 году по инициативе губернатора Сахалинской области Валерия Лимаренко в соответствии с федеральным законом от 06.03.2022г. No 34-ФЗ (далее — Закон No 34-ФЗ), направлена на достижение углеродной нейтральности по итогам 2025 года [2]. Важно отметить, что климатическая повестка в Сахалинской области сочетается с масштабной работой по решению других проблем общей экологии, прежде всего с обеспечением здоровой окружающей среды — чистым воздухом и водой, сокращением отходов.

По факту принятия 34-ФЗ от 6 марта в срок до 1 сентября 2022 года совместно с Минэкономразвития России были разработаны все основные нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней. Определены ответственные, их роли и функции, включая орган, уполномоченный реализовывать эксперимент, и прочие институты реализации политики в области климата и устойчивого развития. Также в 2022 году правительством Сахалинской области с участием органов исполнительной власти и бизнеса была разработана Программа проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории региона (НПА) [3]. Программа носит организующий характер и была в качестве самостоятельной практики дважды удостоена премии «Зеленая Евразия» АСИ и Евразийской комиссии. Программа была разработана по всем требованиям федерального закона и нормативных актов, методически обоснована, сделаны расчеты и определены проектные КПЭ, она прошла общественное обсуждение с вовлечением бизнеса. В целом такая работа — важный управленческий, методологический, экономический, политический и культурный шаг в рамках становления климатической политики согласно национальной климатической доктрине [4].


Ключевые экспериментальные достижения

В ходе подготовки и проведения эксперимента 2022–2025 годов сделан вклад в:

• развитие законодательства Российской Федерации и ее отдельного субъекта в области климатической политики и регулирования (от создания правовых норм до их апробации);

• достижение высоких производственных показателей в части создания механизмов углеродного регулирования на принципах устойчивого развития в масштабах региона и реализации программных мероприятий по отраслям экономики;

• проведение общественно значимых политических мероприятий на международном уровне с целью продвижения идей справедливого энергоперехода и экологического благополучия в рамках устойчивого развития национальных экономик.

Благодаря комплексной системе регулирования выбросов и поглощений парниковых газов, включая принятые меры по декарбонизации по отраслям, за первые годы эксперимента Сахалинской области удалось сократить нетто-выбросы парниковых газов почти вдвое, при этом валовой региональный продукт (ВРП) вырос в 1,3 раза [5]. Сделан вклад в развитие рынка торговли углеродными единицами — реализуются первые климатические проекты на территории региона: технологический ВИЭ 2022 года, природно-лесной 2023 года, проект первой регулируемой организации 2024 года. Вышеперечисленные проекты в истории национального реестра стали первыми в стране в своих категориях и драйверами развития рынка (по настоящее время в реестре находится около 50 проектов) [6].

В сентябре 2022 года состоялись первые торговые биржевые сделки с углеродными единицами от реализации климатического проекта на Курильских островах. В марте 2024 года в оборот были выпущены единицы выполнения квот, а пилотируемая система торговли квотами на выбросы вошла в международные аналитические бюллетени [7, 8].

Методологические и производственные результаты эксперимента опровергают миф о несовместимости экономического роста и экологической ответственности. Опыт Сахалина показал, что успех возможен только при взаимодействии власти, бизнеса и науки.

Основные меры, обеспечившие успех:

1) сформированный нормативно-правовой фундамент для развития климатической политики и практики;

2) газификация региона — перевод более 50 котельных с угля и дизельного топлива на природный газ снизил выбросы в энергетическом секторе, повысил энергоэффективность и улучшил качество воздуха;

3) транспортная «зеленая» реформа — более 6 тыс. единиц транспорта были переведены на газомоторное топливо. 70% общественного транспорта сейчас работает на газе; была создана сеть электрозарядных станций для электромобилей и организован городской электрокаршеринг;

4) энергоэффективность — модернизация жилого фонда, городского освещения и внедрение энергосберегающих технологий на предприятиях дали значительный эколого-климатический эффект при минимальных затратах;

5) «природный капитал» как конкурентное преимущество в достижении региональных и глобальных целей.

Методологические вызовы и решения

Создание регионального кадастра парниковых газов стало одной из самых сложных задач на старте эксперимента в 2022 году. Проблемные зоны включали необходимость адаптации федеральных методик к региональному уровню, недостаток данных от бизнеса, необходимость оценки поглощающей способности природных экосистем [9].

Способы преодоления трудностей:

• систематизация работы в области управления данными и процессами подготовки статистической информации;

• вовлечение научного сообщества в исследования углеродных потоков;

• проведение обучающих мероприятий для компаний;

• разработка уточненных коэффициентов выбросов парниковых газов для энергоемких отраслей, а также показателей и подходов к оценке поглощения для местных экосистем.

Эта работа имеет большое значение для международного признания данной системы углеродного регулирования. Она определила дальнейшие приоритеты и задачи в части совершенствования системы управления данными углеродного баланса региона в последующие годы.

Важное методологическое и одновременно прикладное значение имеет развитие в Сахалинской области тестовых площадок для апробации перспективных технологий. Водородный кластер включает как непосредственно развитие водородных технологий, так и водородный полигон, где происходит апробация пилотных решений в суровых условиях Севера. Центр беспилотной авиации тестирует ее применение для жизнеобеспечения удаленных районов проживания людей, оптимизацию ее использования для специфических условий тайги и тундры.


Баланс интересов между экологией и экономикой

Эксперимент реализуется по «мягкому» сценарию — сокращение выбросов на 2% вместо первоначально обсуждавшихся 5%. Такой подход позволяет бизнесу адаптироваться без шоковой нагрузки.

Принципы справедливого энергоперехода, выведенные на основе эксперимента:

1) постепенность регуляторных изменений;

2) учет требований энергобезопасности и ресурсной эффективности;

3) дифференцированный подход к отраслям и предприятиям;

4) сочетание технологических и природных решений;

5) фокус на развитие человеческого капитала и научного потенциала.


Некоторые базовые рекомендации для арктических регионов России на основе опыта первого эксперимента в области низкоуглеродного развития регионов

1. Приоритет низкозатратных мер энергоэффективности

Арктика отличается высокими энергозатратами из-за сурового климата, поэтому снижение углеродного следа должно начинаться с малозатратных, но эффективных решений:

• модернизации ЖКХ, в том числе перехода на энергосберегающие технологии, внедрение систем «умного» учета тепла и электроэнергии;

• оптимизации работы ТЭЦ и котельных (использование менее углеродоемкого топлива, например СПГ вместо угля) и внедрения когенерационных установок.

2. Развитие газовой инфраструктуры и альтернативных видов топлива:

• газификация—там, где это возможно, необходим перевод энергетики и транспорта на природный газ, включая СПГ для ледоколов и грузовых судов, для снижения выбросов;

• водородные инициативы — внедрение пилотных проектов по использованию водорода в промышленности и транспорте, особенно в портовых зонах, для малого флота и др.;

• поддержка ВИЭ в изолированных поселках — развитие солнечной, ветровой и прочей альтернативной энергетики с гибридными накопителями для снижения зависимости от ископаемого топлива.

3. Учет специфики арктических экосистем в углеродном балансе:

• исследование вечной мерзлоты — разработка методик учета ее влияния на углеродный баланс;

• изучение и защита прибрежных экосистем;

• климатический мониторинг — создание научных станций для мониторинга парниковых газов, разработка моделей прогнозирования.

4. Развитие углеродного рынка с арктической спецификой:

• климатические проекты в Арктике—восстановление тундровых ландшафтов, работа с прибрежными водно-болотными морскими угодьями, защита мерзлоты через стабилизацию грунтов, внедрение низкоуглеродных технологий в добывающей промышленности;

• международное сотрудничество — продвижение арктических углеродных единиц на рынках Азии (Китай, Индия) и партнерство с арктическими странами (создание арктического фонда углеродных единиц с высоким экологическим эффектом).

5. Подготовка кадров и научное сопровождение:

• образовательные программы — создание курсов по углеродному менеджменту в арктических вузах;

• партнерство с наукой — привлечение РАН и международных экспертов для разработки адаптированных методик расчета выбросов/поглощения.

6. Гибкое регулирование для промышленности с возможностью актуализации нормативных показателей, планирования и оценки их исполнения:

• включение предприятий в инициативы подготовки и верификации углеродной отчетности, совместное целеполагание в части нормативов квотирования или иных механизмов регулирования.


Заключение

Арктика требует особого подхода: баланс между промышленным развитием и сохранением хрупких экосистем и биоразнообразия возможен через постепенные меры, научно обоснованное регулирование и акцент на природные решения. Климатическая политика может стимулировать рост, если сочетается с инвестициями в модернизацию и повышением операционной эффективности. Опыт Сахалина доказывает, что даже в сложных условиях в сжатые сроки можно достичь углеродного баланса без ущерба для экономики и с пользой для экологии, а значит, во благо качества жизни населения.

Главное — соблюдать ключевой принцип: не копировать чужие страновые модели и не тратить бесценный ресурс времени, а уже сегодня прокладывать российский путь справедливого низкоуглеродного развития, вовлекая все субъекты Российской Федерации в достижение целей национальной климатической доктрины и международных соглашений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Эдельгериев Р. С. Х., Романовская А. А. Новые подходы к адаптации к изменению климата на примере Арктической зоны РФ / Метеорология и гидрология. — 2020, No 5. — Стр. 12–28.
2. Федеральный закон от 06.03.2022 No 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в Сахалинской области».
3. Постановление правительства Сахалинской области от 28.11.2022 No 551 «Об утверждении программы проведения эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов на территории Сахалинской области».
4. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2023 г. No 812. «Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации».
5. АНО «Институт исследований и экспертизы ВЭБ» / Аналитический бюллетень «Актуальное в ESG-повестке». — Ноябрь, 2024.
6. Реестр углеродных единиц.—URL:https:// carbonreg.ru.
7. ICAP2024EmissionsTradingWorldwide:Status Report 2024. Berlin: International Carbon Action Partnership.
8. WorldBank.2024.StateandTrendsofCarbon Pricing 2024. Washington, DC: World Bank. — DOI: 10.1596/978-1-4648-2127-1.
9. Романовская А. А.,Коротков В. Н. и др. Оценка потоков парниковых газов в экосистемах регионов Российской Федерации. — ISBN 978-5-9631- 1090-4. — М., Издательство МИИ, 2023. — 344 с.
FROM THE ISLAND EXPERIMENT TO THE SYSTEM SOLUTIONS ADDRESSING GLOBAL ENVIRONMENTAL AND CLIMATE CHALLENGES
Milich M. S.
Zorya V. V.

KEY WORDS

Carbon regulation
Experiment
Carbon neutrality
Greenhouse gases
Decarbonization
Energy efficiency
Carbon market
Low-carbon development
Climate policy
Natural capital
Climate projects

ABSTRACT


The article examines the experience of the Sakhalin region in implementing carbon experiment (2022–2025) aimed at achieving carbon neutrality and analyzes its potential for adaptation in the Arctic regions of Russia. The authors explore the project’s key achievements, including the reduction of net greenhouse gas emissions alongside growth in gross regional product, the development of a carbon unit market, and the adoption of innovative technologies. The authors emphasize the importance of balancing ecological and economic objectives, proposing a «moderate» scenario for carbon regulation. They highlight the need to align environmental and economic goals through gradual regulatory changes and the engagement of science and business. Based on Sakhalin’s experience, recommendations are formulated for the Arctic. The study concludes that climate policy can become a driver of growth if it relies on scientific research, flexible regulation, and nature-based solutions. The article advocates for the development of a Russian model of low-carbon development, avoiding blind imitation of foreign practices and rejecting the denial of anthropogenic influence on climate change and ecological well-being.