ПРИОРИТЕТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ
И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2036 ГОДА

Ключевые слова

Арктика
Образовательная политика
Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

АННОТАЦИЯ


В статье систематизированы формальные и содержательные особенности Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации до 2036 года в сфере образовательной политики, выявлены новеллы в формулировках цели и задач такой политики в сравнении с ранее принятой концепцией, обоснованы приоритеты образовательной политики при реализации общего и профессионального образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Введение

Процесс активного всестороннего обсуждения проекта Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации до 2036 года (далее Концепция-2036), разработанного Федеральным агентством по делам национальностей (ФАДН России), завершен. Новый документ стратегического планирования утвержден распоряжением правительства России от 8 мая 2025 года No 1161-р. Определены дата вступления в силу Концепции-2036 (01.01.2026) и сроки разработки и утверждения плана мероприятий по реализации новой концепции (6 месяцев). Реализация предшествующей Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока Российской Федерации, принятой в 2009 году, практически завершена.

Концепция-2036 задает единые приоритеты политики для всех уровней и ветвей публичной власти, реализующих цель устойчивого развития коренных жителей России. Подчеркну, что в окончательной редакции документа появилось исключительно важное дополнение: вновь принятая концепция «может являться основой для разработки и уточнения государственных программ РФ, государственных программ субъектов РФ, муниципальных программ, национальных проектов (программ), федеральных и ведомственных проектов, стандартов и методических актов, а также стратегических документов корпоративного уровня» (п. 5 концепции). Иными словами, и на уровне субъекта Российской Федерации, и на уровне юридического лица (в том числе образовательной организации) возможно принятие собственных стратегических документов, основанных на платформе Концепции-2036. Это отражает сложившуюся практику принятия региональных документов, нацеленных на комплексное решение задач в этой области (например, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера действует с более поздними редакционными изменения- ми, с 2011 года), а также опыт принятия аналогичных корпоративных документов (стратегий) добывающими и энергетическими компаниями [1]. Можно предположить, что количество таких «производных» документов будет возрастать. Более того, в процесс будут вовлечены новые субъекты управленческой деятельности. Идея нашего исследования заключается в том, что в ряду таких новых субъектов особое место займут органы исполнительной власти субъектов РФ, реализующих государственную политику в сфере образования, и образовательные организации, решающие на своем уровне проблемы общего и профессионального образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее КМНС).

В этой связи целями исследования являются выявление приоритетов образовательной политики, адресованной КМНС, в Концепции-2036 и их содержательный анализ (интерпретация) в контексте современных тенденций развития права коренных народов.

Научная новизна исследования заключается в выявлении таких новелл Концепции-2036, которые могут стать точками роста для существующей к настоящему моменту системы общего и профессионального образования КМНС и ориентирами как для органов публичного управления, так и для образовательных организаций, а именно новых подходов к профессиональному образованию коренных жителей России; к изучению и сохранению их языков как «живых» элементов культуры и интегрированных в современное информационное пространство; к формированию навыков предпринимательской деятельности в процессе модернизации традиционной хозяйственной деятельности КМНС.


Особенности Концепции-2036 как юридического документа

Новая концепция имеет некоторые технико-юридические особенности. Для обсуждения приоритетов образовательной политики наиболее важны две. Первое: содержание новой концепции находится в системной связи с содержанием документов стратегического планирования федерального уровня. Это значит, что, решая вопросы образования КМНС в конкретном субъекте РФ, необходимо ориентироваться не только на этот документ, но и, к примеру, на Концепцию государственной языковой политики Российской Федерации или на Программу государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации, а также на иные документы, на которые ссылается новая концепция. Второе: впервые новая концепция имеет раздел «Показатели эффективности реализации настоящей концепции и ожидаемые результаты» (в прежней концепции такого раздела не было). Их немного: шесть показателей эффективности и семь планируемых результатов. Важно то, что среди них есть те, которые отражают реализацию «образовательной цели», а именно одним из показателей эффективности является «количество обучающихся, изучающих родные языки из числа языков коренных малочисленных народов Севера в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (пп. «г» п. 48 концепции), а ожидаемым результатом — обеспеченная возможность «изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера и обучения на родных языках коренных малочисленных народов Севера» (п. «е» п. 50 Концепции).


Преемственность Концепции-2036 в формулировке цели и задач образовательной политики

Принципиальной основой (идеологией) Концепции-2036 является ее преемственность по отношению к Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. No 132-р (п. 4 Концепции-2036). И это действительно так, если говорить о логике и отчасти о структуре документа. Цели и направления развития, заявленные в Концепции-2036, созвучны тем задачам, которые были сформулированы в концепции 2009 года. Это в полной мере относится к сфере образования. Одной из семи задач прежней концепции было «повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов Севера с учетом их этнокультурных особенностей». Новая концепция определила шесть целей. И содержание одной из них по-прежнему включает в себя в качестве элемента «обеспечение доступности образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера с учетом их этнокультурных особенностей», но при этом цель сформулирована в более широком культурном и даже цивилизационном контексте, дополнена вторым элементом — «сохранение и развитие языкового многообразия» (п. «г» п. 36 Концепции-2036).

Содержательно преемственность Концепции-2036 не исчерпывается сходством целей и принципов, у нее имеется и второй аспект — результаты, достигнутые при реализации концепции 2009 года, уже учтены в новой концепции. В силу этого обновились и модель устойчивого развития таких народов, и набор инструментов, используемых для достижения этой цели.

Назову некоторые из результатов в сфере образовательной политики, на которые ссылается новая концепция:

• в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера реализуются региональные проекты кочевых детских садов и школ, обеспечивающие поддержку особенностей получения дошкольного и начального общего образования детьми оленеводов, рыбаков и охотников. Напомню, что в 2023 году были внесены изменения в ст. 5, 13 и 91 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [2], позволяющие организовать образовательную деятельность для обучающихся из числа КМНС, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни с учетом особенностей такого образа жизни, что создало единые правовые основания для региональных практик. Российский опыт реализации образовательных программ для детей кочевников (по оценкам экспертов, в России к 2024 году насчитывалось более 12 тысяч детей, живущих в кочевых или полукочевых условиях [3]) получил и международное признание. ЮНЕСКО поддержала эти начинания в рамках программ «Образование для всех» (Education for All) и «Образование 2030» (Education 2030), поскольку они в полной мере соответствуют принципам Инчхон- ской декларации [4];

• в школах 20 субъектов РФ изучаются 26 родных языков КМНС России, в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в системе школьного образования, вошли учебники по семи языкам КМНС;

• не только Российский государственный педагогический университет имени
А. И. Герцена, но и еще несколько федеральных образовательных учреждений высшего образования систематически обеспечивают подготовку и переподготовку педагогов для детей КМНС.

Этот перечень можно продолжать, но и уже сказанного достаточно для понимания причин существенного обновления перечня и содержания задач в сфере образования для коренных малочисленных народов (п. 40 Концепции-2036). В новой концепции количество задач в сфере образования сократилось до семи (в прежней их было восемь). Некоторые из ранее сформулированных задач утратили актуаль- ность, некоторые стали частью более масштабных задач.

По критерию преемственности задачи, решение которых способствует доступности образования для КМНС, можно разделить на три подгруппы: задачи, сформулированные в концепции 2009 года и включенные в текст новой концепции с технико-юридическими изменениями; задачи, также обозначенные прежней концепцией, но существенно обновленные по своему содержанию; вновь сформулированные задачи.

Первая подгруппа задач (пп. «а» и «б» п. 40 Концепции), как это видно в табл. No 1, изменены редакционно с учетом новых формулировок в федеральном законодательстве.

ТАБЛ. 1. РЕДАКЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ФОРМУЛИРОВКАХ ЗАДАЧ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КМНС

Концепция 2009 г.

Концепция 2025 г.

Развитие сети кочевых и других специфических моделей школ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

Поддержка осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного и начального общего образования для обучающихся, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, ведущим кочевой

и (или) полукочевой образ жизни, в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

оснащение учреждений системы образования современным оборудованием, обеспечивающим высокий уровень образовательного процесса

оснащение образовательных организаций в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера современным оборудованием, обеспечивающим высокий уровень образовательного процесса


Вторая подгруппа (три задачи) — содержательно обновленные задачи в сфере образования КМНС. Это пп. «в», «г» и «д» п. 40 новой концепции (см. табл. No 2).

ТАБЛ. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ФОРМУЛИРОВКАХ ЗАДАЧ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КМНС

Концепция 2009 г.

Концепция 2025 г.

Повышение уровня и качества профессиональной подготовки педагогических кадров национальных школ и других образовательных учреждений;

Совершенствование системы профессиональной подготовки педагогических кадров с последующим трудоустройством в образовательные организации, реализующие образовательные программы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, а также дополнительное профессиональное образование педагогических работников и иных специалистов — носителей языков коренных малочисленных народов Севера, привлекаемых к разработке общеобразовательных программ, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), учебников, учебных и учебно-методических пособий по языкам и на языках коренных малочисленных народов Севера;

изучение родного языка, национальной культуры и основ ведения традиционного хозяйства;

обеспечение условий для изучения традиционных знаний коренных малочисленных народов Севера, их родных языков, национальных культур, фольклора, народных промыслов и основ ведения традиционного хозяйства;

разработка и издание учебно-методических мультимедийных учебников, электронных пособий для изучения родных языков и национальной культуры малочисленных народов Севера

обеспечение образовательных организаций в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера учебниками, учебными пособиями по родным языкам и литературе, истории и культуре коренных малочисленных народов Севера


Как видим, новыми аспектами ранее сформулированных задач стали:

• обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников и иных специалистов — носителей языков КМНС,

• изучение традиционных знаний коренных народов, фольклора и народных промыслов;

• обеспечение учебниками по истории и культуре (в дополнение к учебникам по языкам и литературе) коренных малочисленных народов Севера.

Все эти аспекты важны, но с точки зрения перспектив развития права коренных народов особенно значимо упоминание о традиционных знаниях аборигенов. В отличие от фольклора, народных промыслов, отдельных элементов традиционной культуры традиционные знания (исследователи называют их также традиционны- ми экологическими знаниями) пока не стали объектом правового регулирования даже в законодательстве субъектов РФ. Обращение к этому явлению в документе стратегического планирования федерального уровня — индикатор формирования экосистемного подхода к стратегическому управлению в России.

Первым автором, завившим об этом подходе, был физик и эколог Фритьоф Капра [5]. Он утверждал, что современный экологический упадок обусловлен кризисом рационалистического и прагматического мировоззрения, и обосновал необходимость перехода к экологическому и целостному (холистическому) мировоззрению. Новый подход к управлению должен основываться на трех постулатах:

1) экономическое развитие невозможно за счет утраты невосполнимых природных ресурсов и необратимой деградации экосистемы;

2) совокупность имеющихся природных ресурсов и экосистем — это природный капитал, который должен быть сохранен и передан последующим поколениям в качестве обязательного условия их выживания;

3) требование о сбалансированном экономическом развитии и сохранении природного капитала применительно к компаниям, добывающим природные ресурсы, трактуется как новое содержание социальной ответственности бизнеса.

В документах международного права преобладает экономико-управленческая интерпретация экосистемного подхода к стратегическому планированию. Бизнес рассматривается как субъект, обязанный предоставлять не только социальные, но и экосистемные услуги. Экосистемные услуги — выгоды, которые люди получают от экосистем при условии, что их использование не ведет к ухудшению экологической ситуации и способствует устойчивому развитию сообществ [6]. В рамках этой методологии была реализована международная научная программа «Оценка эко- систем на пороге тысячелетия» [7]. Результаты исследований отражены в итоговом документе на конференции ООН «Будущее, которого мы хотим» (2012), в документе «Цели устойчивого развития до 2030 г. для человечества и всех стран» (принят на Саммите ООН в 2015 г.) и др.

Вторая интерпретация экосистемного подхода к стратегическому планированию в международном праве — этико-экологическая. Требование о сохранении экосистем аргументировано тем, что это среда обитания аборигенов. Например, в докладе комиссии по охране окружающей среды и развитию ООН, который в 1987 году подго- товила Г. Х. Брундтланд, комиссия признала: коренные народы хранят огромный массив традиционных знаний и опыта, который необходим для сохранения эко- систем и устойчивого развития [8]. Принципы экосистемного подхода были сформулированы в Конвенции ООН о биологическом разнообразии 1992 года, которая ратифицирована и Россией (вступила в силу на территории РФ 4 июля 1995 года). Один из принципов звучит так: «Экосистемный подход должен учитывать любые формы соответствующей информации, включая научные данные, а также знания, нововведения и практику коренных и местных общин» [9].

В первой половине 1990-х годов в Канаде был проведен эксперимент, доказавший универсальное значение традиционных экологических знаний коренных народов. Канада — признанный мировой лидер в сфере устойчивого лесопользования. Одной из предпосылок лидерства стал нестандартный подход к разработке лесного законодательства из-за конфликта крупнейшей лесозаготовительной компании Канады MacBlo Corporation и индейцами племени нуу-ча-нульт по поводу угроз биосферному заповеднику Clayoquot Sound (о. Ванкувер), месту проживания индейцев. Деятельность MacBlo Corporation создала угрозу для экосистемы заповедника, что привело к масштабному конфликту. К его разрешению подключилось правительство Канады. На основании его решения в 1993 году была создана междисциплинарная экспертная группа, в состав которой вошли ученые (экологи, биологи, геологи); лесники; четыре представителя от индейцев, включая вождя племени. В задачу группы входила разработка лучших в мире стандартов лесопользования. Группа работала в течение года. Полученные результаты отражены в известном документе «Доклад научной группы об обеспечении устойчивого использования лесов в Clayoquot Sound [10].

Концепция-2036 предлагает обеспечить изучение традиционных знаний КМНС, но задачу можно сформулировать более широко: нужен правовой режим сохранения и использования традиционных экологических знаний КМНС, что особенно актуально в условиях ускоренного экономического освоения Российской Арктики.

Третья подгруппа задач образовательной политики в отношении КМНС — вновь сформулированные задачи, то есть задачи, которых прежняя концепция не содержит. Их две:

1) поддержка и развитие языков коренных малочисленных народов Севера в информационном и цифровом пространстве, обеспечение языковыми технологиями (раскладки клавиатуры, электронные словари, корпусы текстов, си- стемы правописания и автоматического перевода, онлайн-переводчики, поисковые системы и др.) — пп. «е» п. 40 Концепции-2036;

2) вовлечение детей и молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера в общественно полезную, творческую, физкультурно-спортивную деятельность, а также привлечение их к участию в мероприятиях ранней профориентации, обеспечивающих поддержку профессионального самоопределения, — пп. «ж» п. 40 концепции.


Три приоритета образовательной политики в Концепции-2036 и задачи для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и образовательных организаций

Обобщая эти новеллы концепции, можно сформулировать три приоритета, которыми следует руководствоваться и органам государственной власти субъектов РФ, и образовательным организациям, обеспечивающим общее и профессиональное образование КМНС.

Во-первых, необходим системный подход к образованию КМНС. Вместо отдельных элементов или уровней образования, учитывающих особенности этих народов (интернаты, кочевые школы), нужны модельные образовательные траектории, включающие в том числе и оптимально организованное профессиональное образование коренных жителей России. Сформулировать и сделать наглядной перспективу профессионального образования — совместные задачи органов государственной власти субъектов РФ и учреждений, обеспечивающих профессиональное обучение в конкретном регионе. Именно на это указывает один из новых подпунктов п. 40 Концепции — поддержка профессионального самоопределения за счет ранней профессиональной ориентации. Одним из аспектов такой системы образования является дополнительное профессиональное образование учителей и преподавателей.

Во-вторых, родной язык должен изучаться в контексте своей культуры, литературы, мифологии, традиционных знаний, истории своего народа, только это делает его живым. Этой же цели служит вовлечение языков коренных народов в глобальную цифровую среду.

В-третьих, наряду с сохранением традиционных ценностей и установок аборигенов система общего и профессионального образования для КМНС должна решить проблему формирования новых, не свойственных их традиционной культуре, навыков. В первую очередь речь идет о навыках, необходимых для адаптации к рыночной среде. Именно эти компетенции необходимы для модернизации традиционной хозяйственной деятельности, на что нацелена не только Концепция-2036, но и Программа государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, осуществляемой в Арктической зоне РФ [11]. Однако, пока под модернизацией и в теории, и на практике понимается сугубо технологическая, инфраструктурная модернизация, эта задача вряд ли разрешима. Требуются «модернизация» личности, перенастройка ценностей, привычек и установок коренных жителей. Молодежь КМНС надо научить конкурентному мышлению и навыкам предпринимательской деятельности.

Новая концепция устойчивого развития КМНС не содержит и не может содержать перечня конкретных управленческих решений, которые соответствуют обозначенным приоритетам образовательной политики. Отчасти они будут сформулированы в плане мероприятий по ее реализации, но по большей части это задача органов государственной власти субъектов РФ, поскольку такие решения привязаны к особенностям региональных экономик и имеющимся в них образовательным организациям.

Готовых решений для обозначенных приоритетных задач нет. Например, относительно недавняя дискуссия экспертного центра Проектного офиса развития Арктики на эту тему (она состоялась в 2024 году) показала, что даже в арктических регионах единого подхода к тому, как организовать и поддержать профессиональное образование коренных народов, нет.

Но по итогам этого обсуждения можно обозначить три базовые модели профессионального образования для КМНС.

Первая модель — траектории профессионального образования, связанные с модернизацией традиционной хозяйственной деятельности (традиционное северное оленеводство как вид животноводства, креативные индустрии на базе традиционных промыслов и иные подобные траектории). При всей очевидности реализация этой модели не так проста. Во-первых, препятствием может стать низкий престиж такой деятельности. Показателен опыт Белоярского политехнического колледжа (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра), в котором представители КМНС составляют примерно четверть от общего количества обучающихся. Коллективом этой организации была проделана колоссальная работа по подготовке новой образовательной программы по специальности «оленевод-механизатор»: решены вопросы организационного и методического характера, найдены преподаватели из числа КМНС, закуплено необходимое оборудование. Однако реализация программы не состоялась из-за невостребованности. Во-вторых, важно не только восстановить престиж такой хозяйственной деятельности, надо сделать ее конкурентной, то есть в рамках этой модели обязательны формирование навыков ведения бизнеса, бизнес-инкубаторы и обучающие бизнес-проекты для коренных народов, которые крайне сложно реализовать.

Вторая модель — траектории профессионального образования по специальностям, которые комплементарны для традиционной культуры КМНС (они могут быть не связаны с последующим осуществлением традиционной хозяйственной деятельности), а также учитывают психолого-педагогические особенности, в том числе преимущества, обучающихся — носителей традиционной культуры. Это такие профессии, как эколог, ветеринар, егерь, зоотехник, автомеханик, медицинская сестра, педагог дошкольного образования, повар и др. Именно эта траектория фактически преобладает в российских регионах. Однако и она требует своего развития с учетом опыта обучения коренных народов в других странах. Так, в Институте искусств американских индейцев (Нью-Мексико) приоритетными направлениями являются изобразительное искусство, дизайн, музейное дело. В технологическом колледже индейцев навахо (расположен на территориях резервации) обучают профессиям в области кинематографии.

Третья модель — траектории профессионального образования, связанные с промышленным освоением Севера и Арктики. В современных документах ООН все чаще встречается термин «резильентный», что означает «адаптивный», «устойчивый к стрессам». Исторический опыт российских коренных народов свидетельствует о том, что они обладают большим потенциалом такой адаптивности. И это преимущество может быть полезным при решении национальных задач в Арктике. Первые примеры реализации такой траектории уже есть. В Ямало-Ненецком округе с 2023 года осуществляется целевое обучение коренных жителей округа по специальностям, связанным с добычей газа и последующим трудоустройством в структуры ООО «Газпром добыча Ямбург» (программа «Едейко»). Похожие программы профессионального обучения реализует и ПАО «Сургутнефтеграз» в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. В целом необходимо целевое обучение «современным» профессиям в рамках государственно-частного партнерства с последующим трудоустройством в нефтегазовый, энергетический, иные сектора экономики АЗ РФ, поскольку бизнес заинтересован в местных кадрах со средним профессиональным образованием.


Заключение

Итак, вновь принятая Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2036 года является документом-преемником ранее (в 2009 году) принятой концепции. Она сохраняет в ряду ключевых целей устойчивого развития КМНС цель доступного образования, учитывающего особенности этих народов, но формулирует ее в более широком смысловом контексте, связывая с задачей сохранения языкового многообразия. С учетом уже достигнутых результатов в ходе реализации концепции 2009 года новый документ обновил перечень задач, которые необходимо решить для достижения этой цели. При этом две задачи являются вновь сформулированными (таких задач не было в концепции 2009 года), а пять «унаследовано» из прежней концепции. При этом три из этих пяти задач претерпели существенное содержательное изменение. С точки зрения перспектив развития права коренных народов и реализации документов стратегического планирования особенно важно упоминание о необходимости изучения традиционных знаний КМНС, что указывает на формирование экосистемного подхода к стратегическому планированию.

Новеллы Концепции-2036 позволяют выделить три приоритета образовательной политики для коренных жителей России. Это системность общего и профессионального образования, что предполагает моделирование типовых (предпочтительных) образовательно-профессиональных траекторий; изучение родных языков в более широком контексте традиционной и современной (информационной) культуры; формирование в процессе обучения навыков предпринимательской деятельности у КМНС.

В этой связи в качестве ближайших задач реализации новой Концепции устойчивого развития КМНС в сфере образования в субъектах РФ целесообразно:

1) определить оптимальные образовательные траекторий для КМНС с учетом их конечного результата — будущей профессиональной деятельности. Эти траектории должны отражать особенности (запросы) региональной экономики, а меры финансовой поддержки профессионального образования, которые имеются в каждом субъекте РФ, должны нацеливать на выбор именно таких образовательных траекторий;

2) осуществлять мониторинг профессионального образования коренных жителей в целях прогнозирования востребованных ими специальностей (направлений) профессиональной подготовки;

3) создать образовательные инструменты для формирования новых социальных навыков у КМНС, навыков предпринимательства и конструктивной гражданской активности.
ЛИТЕРАТУРА
1. План содействия развитию коренных малочисленных народов Севера Сахалина // Библиотека корпоративных практик. — URL: https:// rspp.ru/upload/uf/532/12733.pdf (дата обращения 16.06.2025).
2. О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: федер. закон Рос. Федерации от 13 июня 2023 г. No 219-ФЗ; принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 25.05.2023; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 07. 06.2023 // СЗ РФ. — 2023, No 25. — Ст. 4408.
3. Число кочевых семей в РФ с 2020 года выросло более чем на 30% // ИТАР-ТАСС. 2024. 3 янв. — URL: https://tass.ru/obschestvo/22816253 (дата обраще- ния 16.06.2025).
4. Инчхонская декларация. Образование-2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни // Этнодиалоги. — 2015, No 2 (49). — С. 8–20.
5. Капра Ф., Маттеи У. Экология права. На пути к правовой системе в гармонии с природой и обществом / пер. Г. Карпова; ред. Д. Е. Расков. — М.; СПб., 2021. —328 с.
6. Costanza R. et al. The value of the world’s ecosystem services and natural capital // Nature. — 1997, V. 387. — P. 253–260.
7. Экосистемы и благосостояние людей. Доклад концептуальной рабочей группы по оценке экосистем на пороге тысячелетия. Вашингтон; Ковело; Лондон, 2005. — URL: https://www. millenniumassessment.org/documents/MA_A%20 framework%20for%20Assessment_RUS.pdf (дата обращения 16.06.2025).
8. Развитие и международное экономическое сотрудничество: проблемы окружающей среды. — URL: https://esg-library. mgimo.ru/publications/razvitie-i-mezhdunaroe- ekonomicheskoe-sotrudnichestvo-problemy- okruzhayushchey-sredy/utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (дата обращения 16.06.2025).
9. Конвенция о биологическом разнообразии. — URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml (дата обращения 16.06.2025).
10. Доклад научной группы об обеспечении устойчивого использования лесов в Clayoquot Sound. — URL: https://www2.gov.bc.ca/assets/gov/farming- natural-resources-and-industry/natural-resource-use/ land-water-use/crown-land/land-use-plans-and- objectives/westcoast-region/clayoquotsound-lud/clayoquot_lud_scientificpanelrpt_tor_principles.pdf (дата обращения 16.06.2025).
11. Об утверждении программы государственной поддержки традиционной хозяйственной дея- тельности коренных малочисленных народов РФ, осуществляемой в Арктической зоне РФ: распоря- жение правительства РФ от 15.04.2021 No 978-р. — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/400560896/ (дата обращения 16.06.2025).
PRIORITIES OF EDUCATIONAL POLICY IN THE CONCEPT
OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH, SIBERIA AND THE FAR EAST OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PERIOD UP TO 2036

KEY WORDS

Arctic
Educational policy
Indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation
Concept of resilient development of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation

ABSTRACT


The article systematizes the formal and substantive features of the Concept of Sustainable Development of indigenous minorities of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation until 2036 in the field of educational policy, identifies novelties in the formulation of the goals and objectives of such a policy in comparison with the previously adopted Concept, substantiates the priorities of educational policy in the implementation of general and vocational education of indigenous minorities of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation.