ВведениеПроцесс активного всестороннего обсуждения проекта Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации до 2036 года (далее Концепция-2036), разработанного Федеральным агентством по делам национальностей (ФАДН России), завершен. Новый документ стратегического планирования утвержден распоряжением правительства России от 8 мая 2025 года No 1161-р. Определены дата вступления в силу Концепции-2036 (01.01.2026) и сроки разработки и утверждения плана мероприятий по реализации новой концепции (6 месяцев). Реализация предшествующей Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока Российской Федерации, принятой в 2009 году, практически завершена.
Концепция-2036 задает единые приоритеты политики для всех уровней и ветвей публичной власти, реализующих цель устойчивого развития коренных жителей России. Подчеркну, что в окончательной редакции документа появилось исключительно важное дополнение: вновь принятая концепция «может являться основой для разработки и уточнения государственных программ РФ, государственных программ субъектов РФ, муниципальных программ, национальных проектов (программ), федеральных и ведомственных проектов, стандартов и методических актов, а также стратегических документов корпоративного уровня» (п. 5 концепции). Иными словами, и на уровне субъекта Российской Федерации, и на уровне юридического лица (в том числе образовательной организации) возможно принятие собственных стратегических документов, основанных на платформе Концепции-2036. Это отражает сложившуюся практику принятия региональных документов, нацеленных на комплексное решение задач в этой области (например, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера действует с более поздними редакционными изменения- ми, с 2011 года), а также опыт принятия аналогичных корпоративных документов (стратегий) добывающими и энергетическими компаниями [1]. Можно предположить, что количество таких «производных» документов будет возрастать. Более того, в процесс будут вовлечены новые субъекты управленческой деятельности. Идея нашего исследования заключается в том, что в ряду таких новых субъектов особое место займут органы исполнительной власти субъектов РФ, реализующих государственную политику в сфере образования, и образовательные организации, решающие на своем уровне проблемы общего и профессионального образования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее КМНС).
В этой связи целями исследования являются выявление приоритетов образовательной политики, адресованной КМНС, в Концепции-2036 и их содержательный анализ (интерпретация) в контексте современных тенденций развития права коренных народов.
Научная новизна исследования заключается в выявлении таких новелл Концепции-2036, которые могут стать точками роста для существующей к настоящему моменту системы общего и профессионального образования КМНС и ориентирами как для органов публичного управления, так и для образовательных организаций, а именно новых подходов к профессиональному образованию коренных жителей России; к изучению и сохранению их языков как «живых» элементов культуры и интегрированных в современное информационное пространство; к формированию навыков предпринимательской деятельности в процессе модернизации традиционной хозяйственной деятельности КМНС.
Особенности Концепции-2036 как юридического документа Новая концепция имеет некоторые технико-юридические особенности. Для обсуждения приоритетов образовательной политики наиболее важны две. Первое: содержание новой концепции находится в системной связи с содержанием документов стратегического планирования федерального уровня. Это значит, что, решая вопросы образования КМНС в конкретном субъекте РФ, необходимо ориентироваться не только на этот документ, но и, к примеру, на Концепцию государственной языковой политики Российской Федерации или на Программу государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации, а также на иные документы, на которые ссылается новая концепция. Второе: впервые новая концепция имеет раздел «Показатели эффективности реализации настоящей концепции и ожидаемые результаты» (в прежней концепции такого раздела не было). Их немного: шесть показателей эффективности и семь планируемых результатов. Важно то, что среди них есть те, которые отражают реализацию «образовательной цели», а именно одним из показателей эффективности является «количество обучающихся, изучающих родные языки из числа языков коренных малочисленных народов Севера в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (пп. «г» п. 48 концепции), а ожидаемым результатом — обеспеченная возможность «изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера и обучения на родных языках коренных малочисленных народов Севера» (п. «е» п. 50 Концепции).
Преемственность Концепции-2036 в формулировке цели и задач образовательной политики Принципиальной основой (идеологией) Концепции-2036 является ее преемственность по отношению к Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. No 132-р (п. 4 Концепции-2036). И это действительно так, если говорить о логике и отчасти о структуре документа. Цели и направления развития, заявленные в Концепции-2036, созвучны тем задачам, которые были сформулированы в концепции 2009 года. Это в полной мере относится к сфере образования. Одной из семи задач прежней концепции было «повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов Севера с учетом их этнокультурных особенностей». Новая концепция определила шесть целей. И содержание одной из них по-прежнему включает в себя в качестве элемента «обеспечение доступности образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера с учетом их этнокультурных особенностей», но при этом цель сформулирована в более широком культурном и даже цивилизационном контексте, дополнена вторым элементом — «сохранение и развитие языкового многообразия» (п. «г» п. 36 Концепции-2036).
Содержательно преемственность Концепции-2036 не исчерпывается сходством целей и принципов, у нее имеется и второй аспект — результаты, достигнутые при реализации концепции 2009 года, уже учтены в новой концепции. В силу этого обновились и модель устойчивого развития таких народов, и набор инструментов, используемых для достижения этой цели.
Назову некоторые из результатов в сфере образовательной политики, на которые ссылается новая концепция:
• в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера реализуются региональные проекты кочевых детских садов и школ, обеспечивающие поддержку особенностей получения дошкольного и начального общего образования детьми оленеводов, рыбаков и охотников. Напомню, что в 2023 году были внесены изменения в ст. 5, 13 и 91 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [2], позволяющие организовать образовательную деятельность для обучающихся из числа КМНС, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни с учетом особенностей такого образа жизни, что создало единые правовые основания для региональных практик. Российский опыт реализации образовательных программ для детей кочевников (по оценкам экспертов, в России к 2024 году насчитывалось более 12 тысяч детей, живущих в кочевых или полукочевых условиях [3]) получил и международное признание. ЮНЕСКО поддержала эти начинания в рамках программ «Образование для всех» (Education for All) и «Образование 2030» (Education 2030), поскольку они в полной мере соответствуют принципам Инчхон- ской декларации [4];
• в школах 20 субъектов РФ изучаются 26 родных языков КМНС России, в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в системе школьного образования, вошли учебники по семи языкам КМНС;
• не только Российский государственный педагогический университет имени
А. И. Герцена, но и еще несколько федеральных образовательных учреждений высшего образования систематически обеспечивают подготовку и переподготовку педагогов для детей КМНС.
Этот перечень можно продолжать, но и уже сказанного достаточно для понимания причин существенного обновления перечня и содержания задач в сфере образования для коренных малочисленных народов (п. 40 Концепции-2036). В новой концепции количество задач в сфере образования сократилось до семи (в прежней их было восемь). Некоторые из ранее сформулированных задач утратили актуаль- ность, некоторые стали частью более масштабных задач.
По критерию преемственности задачи, решение которых способствует доступности образования для КМНС, можно разделить на три подгруппы: задачи, сформулированные в концепции 2009 года и включенные в текст новой концепции с технико-юридическими изменениями; задачи, также обозначенные прежней концепцией, но существенно обновленные по своему содержанию; вновь сформулированные задачи.
Первая подгруппа задач (пп. «а» и «б» п. 40 Концепции), как это видно в табл. No 1, изменены редакционно с учетом новых формулировок в федеральном законодательстве.
ТАБЛ. 1. РЕДАКЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ФОРМУЛИРОВКАХ ЗАДАЧ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КМНС Концепция 2009 г. | Концепция 2025 г. |
Развитие сети кочевых и других специфических моделей школ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности; | Поддержка осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного и начального общего образования для обучающихся, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни, в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности; |
оснащение учреждений системы образования современным оборудованием, обеспечивающим высокий уровень образовательного процесса | оснащение образовательных организаций в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера современным оборудованием, обеспечивающим высокий уровень образовательного процесса |
Вторая подгруппа (три задачи) — содержательно обновленные задачи в сфере образования КМНС. Это пп. «в», «г» и «д» п. 40 новой концепции (см. табл. No 2).
ТАБЛ. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ФОРМУЛИРОВКАХ ЗАДАЧ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КМНСКонцепция 2009 г. | Концепция 2025 г. |
Повышение уровня и качества профессиональной подготовки педагогических кадров национальных школ и других образовательных учреждений; | Совершенствование системы профессиональной подготовки педагогических кадров с последующим трудоустройством в образовательные организации, реализующие образовательные программы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, а также дополнительное профессиональное образование педагогических работников и иных специалистов — носителей языков коренных малочисленных народов Севера, привлекаемых к разработке общеобразовательных программ, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), учебников, учебных и учебно-методических пособий по языкам и на языках коренных малочисленных народов Севера; |
изучение родного языка, национальной культуры и основ ведения традиционного хозяйства; | обеспечение условий для изучения традиционных знаний коренных малочисленных народов Севера, их родных языков, национальных культур, фольклора, народных промыслов и основ ведения традиционного хозяйства; |
разработка и издание учебно-методических мультимедийных учебников, электронных пособий для изучения родных языков и национальной культуры малочисленных народов Севера | обеспечение образовательных организаций в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера учебниками, учебными пособиями по родным языкам и литературе, истории и культуре коренных малочисленных народов Севера |
Как видим, новыми аспектами ранее сформулированных задач стали:
• обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников и иных специалистов — носителей языков КМНС,
• изучение традиционных знаний коренных народов, фольклора и народных промыслов;
• обеспечение учебниками по истории и культуре (в дополнение к учебникам по языкам и литературе) коренных малочисленных народов Севера.
Все эти аспекты важны, но с точки зрения перспектив развития права коренных народов особенно значимо упоминание о традиционных знаниях аборигенов. В отличие от фольклора, народных промыслов, отдельных элементов традиционной культуры традиционные знания (исследователи называют их также традиционны- ми экологическими знаниями) пока не стали объектом правового регулирования даже в законодательстве субъектов РФ. Обращение к этому явлению в документе стратегического планирования федерального уровня — индикатор формирования экосистемного подхода к стратегическому управлению в России.
Первым автором, завившим об этом подходе, был физик и эколог Фритьоф Капра [5]. Он утверждал, что современный экологический упадок обусловлен кризисом рационалистического и прагматического мировоззрения, и обосновал необходимость перехода к экологическому и целостному (холистическому) мировоззрению. Новый подход к управлению должен основываться на трех постулатах:
1) экономическое развитие невозможно за счет утраты невосполнимых природных ресурсов и необратимой деградации экосистемы;
2) совокупность имеющихся природных ресурсов и экосистем — это природный капитал, который должен быть сохранен и передан последующим поколениям в качестве обязательного условия их выживания;
3) требование о сбалансированном экономическом развитии и сохранении природного капитала применительно к компаниям, добывающим природные ресурсы, трактуется как новое содержание социальной ответственности бизнеса.
В документах международного права преобладает экономико-управленческая интерпретация экосистемного подхода к стратегическому планированию. Бизнес рассматривается как субъект, обязанный предоставлять не только социальные, но и экосистемные услуги. Экосистемные услуги — выгоды, которые люди получают от экосистем при условии, что их использование не ведет к ухудшению экологической ситуации и способствует устойчивому развитию сообществ [6]. В рамках этой методологии была реализована международная научная программа «Оценка эко- систем на пороге тысячелетия» [7]. Результаты исследований отражены в итоговом документе на конференции ООН «Будущее, которого мы хотим» (2012), в документе «Цели устойчивого развития до 2030 г. для человечества и всех стран» (принят на Саммите ООН в 2015 г.) и др.
Вторая интерпретация экосистемного подхода к стратегическому планированию в международном праве — этико-экологическая. Требование о сохранении экосистем аргументировано тем, что это среда обитания аборигенов. Например, в докладе комиссии по охране окружающей среды и развитию ООН, который в 1987 году подго- товила Г. Х. Брундтланд, комиссия признала: коренные народы хранят огромный массив традиционных знаний и опыта, который необходим для сохранения эко- систем и устойчивого развития [8]. Принципы экосистемного подхода были сформулированы в Конвенции ООН о биологическом разнообразии 1992 года, которая ратифицирована и Россией (вступила в силу на территории РФ 4 июля 1995 года). Один из принципов звучит так: «Экосистемный подход должен учитывать любые формы соответствующей информации, включая научные данные, а также знания, нововведения и практику коренных и местных общин» [9].
В первой половине 1990-х годов в Канаде был проведен эксперимент, доказавший универсальное значение традиционных экологических знаний коренных народов. Канада — признанный мировой лидер в сфере устойчивого лесопользования. Одной из предпосылок лидерства стал нестандартный подход к разработке лесного законодательства из-за конфликта крупнейшей лесозаготовительной компании Канады MacBlo Corporation и индейцами племени нуу-ча-нульт по поводу угроз биосферному заповеднику Clayoquot Sound (о. Ванкувер), месту проживания индейцев. Деятельность MacBlo Corporation создала угрозу для экосистемы заповедника, что привело к масштабному конфликту. К его разрешению подключилось правительство Канады. На основании его решения в 1993 году была создана междисциплинарная экспертная группа, в состав которой вошли ученые (экологи, биологи, геологи); лесники; четыре представителя от индейцев, включая вождя племени. В задачу группы входила разработка лучших в мире стандартов лесопользования. Группа работала в течение года. Полученные результаты отражены в известном документе «Доклад научной группы об обеспечении устойчивого использования лесов в Clayoquot Sound [10].
Концепция-2036 предлагает обеспечить изучение традиционных знаний КМНС, но задачу можно сформулировать более широко: нужен правовой режим сохранения и использования традиционных экологических знаний КМНС, что особенно актуально в условиях ускоренного экономического освоения Российской Арктики.
Третья подгруппа задач образовательной политики в отношении КМНС — вновь сформулированные задачи, то есть задачи, которых прежняя концепция не содержит. Их две:
1) поддержка и развитие языков коренных малочисленных народов Севера в информационном и цифровом пространстве, обеспечение языковыми технологиями (раскладки клавиатуры, электронные словари, корпусы текстов, си- стемы правописания и автоматического перевода, онлайн-переводчики, поисковые системы и др.) — пп. «е» п. 40 Концепции-2036;
2) вовлечение детей и молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера в общественно полезную, творческую, физкультурно-спортивную деятельность, а также привлечение их к участию в мероприятиях ранней профориентации, обеспечивающих поддержку профессионального самоопределения, — пп. «ж» п. 40 концепции.
Три приоритета образовательной политики в Концепции-2036 и задачи для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и образовательных организаций Обобщая эти новеллы концепции, можно сформулировать три приоритета, которыми следует руководствоваться и органам государственной власти субъектов РФ, и образовательным организациям, обеспечивающим общее и профессиональное образование КМНС.
Во-первых, необходим системный подход к образованию КМНС. Вместо отдельных элементов или уровней образования, учитывающих особенности этих народов (интернаты, кочевые школы), нужны модельные образовательные траектории, включающие в том числе и оптимально организованное профессиональное образование коренных жителей России. Сформулировать и сделать наглядной перспективу профессионального образования — совместные задачи органов государственной власти субъектов РФ и учреждений, обеспечивающих профессиональное обучение в конкретном регионе. Именно на это указывает один из новых подпунктов п. 40 Концепции — поддержка профессионального самоопределения за счет ранней профессиональной ориентации. Одним из аспектов такой системы образования является дополнительное профессиональное образование учителей и преподавателей.
Во-вторых, родной язык должен изучаться в контексте своей культуры, литературы, мифологии, традиционных знаний, истории своего народа, только это делает его живым. Этой же цели служит вовлечение языков коренных народов в глобальную цифровую среду.
В-третьих, наряду с сохранением традиционных ценностей и установок аборигенов система общего и профессионального образования для КМНС должна решить проблему формирования новых, не свойственных их традиционной культуре, навыков. В первую очередь речь идет о навыках, необходимых для адаптации к рыночной среде. Именно эти компетенции необходимы для модернизации традиционной хозяйственной деятельности, на что нацелена не только Концепция-2036, но и Программа государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, осуществляемой в Арктической зоне РФ [11]. Однако, пока под модернизацией и в теории, и на практике понимается сугубо технологическая, инфраструктурная модернизация, эта задача вряд ли разрешима. Требуются «модернизация» личности, перенастройка ценностей, привычек и установок коренных жителей. Молодежь КМНС надо научить конкурентному мышлению и навыкам предпринимательской деятельности.
Новая концепция устойчивого развития КМНС не содержит и не может содержать перечня конкретных управленческих решений, которые соответствуют обозначенным приоритетам образовательной политики. Отчасти они будут сформулированы в плане мероприятий по ее реализации, но по большей части это задача органов государственной власти субъектов РФ, поскольку такие решения привязаны к особенностям региональных экономик и имеющимся в них образовательным организациям.
Готовых решений для обозначенных приоритетных задач нет. Например, относительно недавняя дискуссия экспертного центра Проектного офиса развития Арктики на эту тему (она состоялась в 2024 году) показала, что даже в арктических регионах единого подхода к тому, как организовать и поддержать профессиональное образование коренных народов, нет.
Но по итогам этого обсуждения можно обозначить три базовые модели профессионального образования для КМНС.
Первая модель — траектории профессионального образования, связанные с модернизацией традиционной хозяйственной деятельности (традиционное северное оленеводство как вид животноводства, креативные индустрии на базе традиционных промыслов и иные подобные траектории). При всей очевидности реализация этой модели не так проста. Во-первых, препятствием может стать низкий престиж такой деятельности. Показателен опыт Белоярского политехнического колледжа (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра), в котором представители КМНС составляют примерно четверть от общего количества обучающихся. Коллективом этой организации была проделана колоссальная работа по подготовке новой образовательной программы по специальности «оленевод-механизатор»: решены вопросы организационного и методического характера, найдены преподаватели из числа КМНС, закуплено необходимое оборудование. Однако реализация программы не состоялась из-за невостребованности. Во-вторых, важно не только восстановить престиж такой хозяйственной деятельности, надо сделать ее конкурентной, то есть в рамках этой модели обязательны формирование навыков ведения бизнеса, бизнес-инкубаторы и обучающие бизнес-проекты для коренных народов, которые крайне сложно реализовать.
Вторая модель — траектории профессионального образования по специальностям, которые комплементарны для традиционной культуры КМНС (они могут быть не связаны с последующим осуществлением традиционной хозяйственной деятельности), а также учитывают психолого-педагогические особенности, в том числе преимущества, обучающихся — носителей традиционной культуры. Это такие профессии, как эколог, ветеринар, егерь, зоотехник, автомеханик, медицинская сестра, педагог дошкольного образования, повар и др. Именно эта траектория фактически преобладает в российских регионах. Однако и она требует своего развития с учетом опыта обучения коренных народов в других странах. Так, в Институте искусств американских индейцев (Нью-Мексико) приоритетными направлениями являются изобразительное искусство, дизайн, музейное дело. В технологическом колледже индейцев навахо (расположен на территориях резервации) обучают профессиям в области кинематографии.
Третья модель — траектории профессионального образования, связанные с промышленным освоением Севера и Арктики. В современных документах ООН все чаще встречается термин «резильентный», что означает «адаптивный», «устойчивый к стрессам». Исторический опыт российских коренных народов свидетельствует о том, что они обладают большим потенциалом такой адаптивности. И это преимущество может быть полезным при решении национальных задач в Арктике. Первые примеры реализации такой траектории уже есть. В Ямало-Ненецком округе с 2023 года осуществляется целевое обучение коренных жителей округа по специальностям, связанным с добычей газа и последующим трудоустройством в структуры ООО «Газпром добыча Ямбург» (программа «Едейко»). Похожие программы профессионального обучения реализует и ПАО «Сургутнефтеграз» в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. В целом необходимо целевое обучение «современным» профессиям в рамках государственно-частного партнерства с последующим трудоустройством в нефтегазовый, энергетический, иные сектора экономики АЗ РФ, поскольку бизнес заинтересован в местных кадрах со средним профессиональным образованием.
Заключение Итак, вновь принятая Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2036 года является документом-преемником ранее (в 2009 году) принятой концепции. Она сохраняет в ряду ключевых целей устойчивого развития КМНС цель доступного образования, учитывающего особенности этих народов, но формулирует ее в более широком смысловом контексте, связывая с задачей сохранения языкового многообразия. С учетом уже достигнутых результатов в ходе реализации концепции 2009 года новый документ обновил перечень задач, которые необходимо решить для достижения этой цели. При этом две задачи являются вновь сформулированными (таких задач не было в концепции 2009 года), а пять «унаследовано» из прежней концепции. При этом три из этих пяти задач претерпели существенное содержательное изменение. С точки зрения перспектив развития права коренных народов и реализации документов стратегического планирования особенно важно упоминание о необходимости изучения традиционных знаний КМНС, что указывает на формирование экосистемного подхода к стратегическому планированию.
Новеллы Концепции-2036 позволяют выделить три приоритета образовательной политики для коренных жителей России. Это системность общего и профессионального образования, что предполагает моделирование типовых (предпочтительных) образовательно-профессиональных траекторий; изучение родных языков в более широком контексте традиционной и современной (информационной) культуры; формирование в процессе обучения навыков предпринимательской деятельности у КМНС.
В этой связи в качестве ближайших задач реализации новой Концепции устойчивого развития КМНС в сфере образования в субъектах РФ целесообразно:
1) определить оптимальные образовательные траекторий для КМНС с учетом их конечного результата — будущей профессиональной деятельности. Эти траектории должны отражать особенности (запросы) региональной экономики, а меры финансовой поддержки профессионального образования, которые имеются в каждом субъекте РФ, должны нацеливать на выбор именно таких образовательных траекторий;
2) осуществлять мониторинг профессионального образования коренных жителей в целях прогнозирования востребованных ими специальностей (направлений) профессиональной подготовки;
3) создать образовательные инструменты для формирования новых социальных навыков у КМНС, навыков предпринимательства и конструктивной гражданской активности.