В современном обществе музеи трансформируются из традиционных хранилищ исторического и культурного наследия в активные образовательные центры. В условиях модернизации образования и расширения возможностей для самообразования они становятся ценными ресурсами, способствующими формированию у подрастающего поколения гражданской идентичности, патриотизма и уважения к истории и культуре своего народа.
Якутск, один из старейших городов Сибири, обладает богатым историческим и культурным наследием, включающим уникальные архитектурные памятники, традиции коренных народов и обширную коллекцию предметов быта и искусства, отражающих историю освоения Сибири. Это наследие находит отражение в деятельности музеев города, в том числе в Музее истории города Якутска. Музеи Якутска, являясь не только хранителями артефактов, но и проводниками знаний, играют важную роль в формировании культурного ландшафта города и региона, предлагая разнообразные экспозиции, образовательные программы и интерактивные мероприятия, направленные на популяризацию истории и культуры Якутии, привлечение внимания к ее уникальным особенностям и укрепление связи между поколениями.
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения и популяризации опыта работы музеев города Якутска в образовательном процессе, в частности деятельности Музея истории города Якутска как центра изучения истории города, его культуры и быта, обладающего уникальной коллекцией экспонатов и документов, отражающих различные этапы развития города от основания до современности. В условиях растущего интереса к локальной истории и культурному наследию, а также в связи с реализацией программ патриотического воспитания изучение опыта Музея истории города Якутска приобретает особую значимость.
Результаты исследования могут быть использованы для разработки новых образовательных программ и экскурсионных маршрутов, направленных на повышение эффективности использования музейного потенциала в образовательном процессе, а также для привлечения внимания общественности к сохранению и популяризации историко-культурного наследия города.
В современной педагогике музей рассматривается как образовательная среда, предоставляющая уникальные возможности для формирования исторического сознания учащихся, развития их познавательных интересов, творческих способностей и коммуникативных навыков [2; 3]. Музейное пространство позволяет учащимся погрузиться в прошлое, воспринимая исторические события и личности через призму материальных свидетельств, что способствует более глубокому и эмоциональному пониманию истории. Музейная педагогика делает акцент на интерактивные методы обучения, вовлечение учащихся в активную исследовательскую деятельность и использование экспонатов в качестве источников знаний. При этом современные тенденции музейной педагогики ориентированы на создание инклюзивной среды, доступной для всех категорий посетителей, включая людей с ограниченными возможностями. Активно используются цифровые технологии, такие как мультимедийные гиды, виртуальные экскурсии и интерактивные экспозиции, что позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным. Важными аспектами являются также сотрудничество музеев с образовательными учреждениями, разработка совместных образовательных программ и проведение тематических мероприятий, направленных на популяризацию исторического и культурного наследия среди молодежи.
Образовательная деятельность музеев включает в себя различные формы работы:
• экскурсии (традиционная форма работы, позволяющая ознакомить посетителей с экспозицией музея);
• лекции (представление информации в форме рассказа, сопровождающееся демонстрацией экспонатов или слайдов);
• мастер-классы (практические занятия, позволяющие посетителям освоить определенные навыки, связанные с историей и культурой);
• интерактивные программы (использование современных технологий — аудиогиды, мультимедийные презентации, компьютерные игры, VR-экскурсии) для вовлечения посетителей в активный процесс обучения;
• выездные мероприятия (проведение образовательных программ за пределами музея, например на исторических местах или в школах);
• онлайн-программы (вебинары, виртуальные экскурсии и онлайн-игры, расширяющие доступ к музейным ресурсам).
Музей истории города Якутска активно реализует образовательную деятельность, предлагая разнообразные формы взаимодействия с историей города для различных аудиторий. Основными направлениями работы являются:
• экскурсионное обслуживание. Музей предлагает широкий выбор тематических экскурсий для разных возрастных групп, охватывающих ключевые периоды и аспекты истории Якутска, его архитектуру, культуру и биографии знаменитых горожан. Примеры экскурсий: «Основание Якутска», «Быт и занятия жителей г. Якутска в XVII–XVIII века (на основании археологической коллекции с объекта культурного наследия «Логовая-2017»)», «Город и горожане в XVIII – начале ХХ веков (городское население, начало каменного строительства в Якутске, развитие торговли, Якутск и российские академические экспедиции)», «Рождение думы (появление и значение городского самоуправления)», «Якутск в начале ХХ века (известные жители, учебные заведения, культура)»;
• образовательные программы для школьников. Разработаны специальные программы для учащихся начальной, средней и старшей школы, направленные на изучение истории Якутска в контексте истории России. Примеры программ: «Самая торговая улица города Якутска», «Якутск: история под ногами», «Якутск в годы Великой Отечественной войны», «Тайны старого города», «Мой Якутск зимой»;
• тематические выставки. Регулярно организуются выставки, посвященные различным аспектам истории города, его культуре и искусству, представляющие как фондовые коллекции музея, так и временные экспозиции. Примеры выставок: «Портрет моего города», «Советский Новый год», «Якутский кремль», «Летние радости», «Календарь — хранитель времени», «Якутская керамика: от забвения до возрождения», «Новогодние семейные реликвии», «Имя, достойное памяти»;
• культурно-массовые мероприятия. Музей активно участвует в формировании культурного пространства города, организуя праздники, фестивали и памятные мероприятия, посвященные важным историческим датам и событиям. Примеры мероприятий: «Зима начинается с Якутии», «День Победы», «Международный день музеев», «Ысыах», «День города Якутска» [1];
• научно-исследовательская работа. Важной составляющей деятельности музея является научно-исследовательская работа, проводимая сотрудниками по истории города. Результаты исследований используются при разработке образовательных программ, экскурсий, выставок и лекций, обеспечивая актуальность и научную достоверность представляемой информации.
Эффективность образовательных программ и мероприятий Музея истории города Якутска оценивается на основе комплексного анализа данных, включающего анкетирование посетителей, анализ отзывов педагогов и статистику посещаемости. Данный подход позволяет получить всестороннее представление о влиянии деятельности музея на аудиторию и выявить направления для дальнейшего развития.
Анкетирование посетителей. В 2022 году было проведено анонимное анкетирование 200 посетителей музея, представляющих различные возрастные группы. Анкета была направлена на оценку удовлетворенности содержанием экспозиции, качеством экскурсионного обслуживания, полезностью полученной информации и общим впечатлением от посещения музея. Результаты анкетирования показали, что 80% респондентов отметили значительное расширение своих знаний об истории города благодаря посещению музея, а 70% выразили желание регулярно посещать музейные мероприятия. При этом 30% посетителей указали на необходимость нового здания для музея. Анализ ответов также выявил, что наибольший интерес у посетителей вызывают экскурсии, посвященные истории освоения Якутии и жизни выдающихся якутян.
Отзывы педагогов. Музей активно сотрудничает с образовательными учреждениями города, предоставляя экскурсии и образовательные программы для школьников. После каждого посещения музея педагогам предлагается заполнить анкету с отзывами и предложениями. Анализ отзывов за 2024 год показал высокую оценку образовательных программ музея: 90% учителей признали их полезными и соответствующими учебной программе по истории Якутии. Педагоги отмечают высокий уровень подготовки экскурсоводов, актуальность и достоверность представленной информации, а также использование современных образовательных методик. Вместе с тем педагоги высказали потребность в разработке специализированных программ для детей с особыми образовательными потребностями и создании интерактивных материалов для самостоятельной работы учащихся после посещения музея.
Анализ посещаемости. Повышение узнаваемости Музея истории города Якутска привело к стабильному росту посещаемости на протяжении последних четырех лет. Для анализа аудитории были выделены следующие группы посетителей:
• организованные группы (школьники и студенты);
• семейные посетители (родители, стремящиеся к саморазвитию и развитию своих детей);
• активные посетители (люди среднего и старшего возраста, заинтересованные в истории Якутска);
• туристы (гости города из разных регионов);
• профессионалы (ученые, краеведы, коллекционеры);
• потенциальные лидеры мнений (люди в возрасте 25–45 лет, формирующие общественное мнение).
Статистические данные за 2024 год показывают, что музей посетило 3500 человек, из которых 60% составили школьники и студенты. Наибольшей популярностью пользовались тематические экскурсии, лекции, квесты и мастер-классы, посещаемость которых увеличилась на 20% по сравнению с предыдущим годом. Анализ посещаемости также подтверждает, что тематические выставки, посвященные юбилейным датам и историческим событиям, привлекают большее количество посетителей, чем постоянная экспозиция музея. На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что образовательные программы и мероприятия Музея истории города Якутска в целом эффективны и вызывают интерес у посетителей.
Однако существуют определенные проблемы. Так, в настоящее время музей занимает здание площадью 124,3 кв. м, на которых размещаются хранилище, экспозиционные площади, совмещенные с вестибюлем, кабинеты для сотрудников, техническое помещение. Из-за небольшой экспозиционной площади приходится ограничивать количество посетителей. Например, музей может принять на экскурсию группу из 15–20 человек, тогда как классы состоят из 35–40 человек. Это существенно ограничивает возможности музея по охвату большего количества посетителей и проведению масштабных мероприятий.
Для дальнейшего развития образовательной деятельности и повышения роли Музея истории города Якутска в формировании гражданской идентичности и патриотизма у подрастающего поколения необходимы:
• решение вопроса о новом здании для музея. Расширение экспозиционных площадей позволит увеличить количество экспонатов, создать более комфортные условия для посетителей и проводить масштабные мероприятия;
• разработка и реализация новых интерактивных программ и выставок. Необходимо активно использовать современные технологии (мультимедийные презентации, 3D-модели, VR-экскурсии) для привлечения молодежной аудитории и повышения интереса к истории города;
• создание специализированных образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями. Это позволит сделать музей доступным для всех категорий населения;
• развитие онлайн-образования. Создание виртуальных экскурсий, онлайн-игр и вебинаров позволит расширить аудиторию музея и сделать его ресурсы доступными для жителей отдаленных районов;